Фгос как фактор модернизации дошкольного образования. Необходимость модернизации образования. фгосы и их значение. Квалифицированный состав педагогов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы раннего возраста с медицинским

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Арский детский сад № 8» Арского

муниципального района Республики Татарстан

Раздел направления ФЦПРО

«Модернизация муниципальных систем

дошкольного образования »

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по результатам мониторингов

«ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКИ»

Исполнители:

заведующий МБДОУ №8 Шаймуллина А.Р.,

старший воспитатель МБДОУ № 8 Низамова Р.Г., педагог-психолог МБДОУ № 8 Журавлёва А.В.

Казань – 2013

Введение

В условиях вариативности дошкольного образования профессиональная деятельность педагогических кадров ДОУ усложняется и обретает новое содержание, что заставляет искать пути совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного профиля, повышения их квалификации и методического сопровождения на рабочих местах. От современного работника ДОУ ожидается высокая степень социальной ориентированности, знание основных направлений государственной образовательной политики в дошкольной сфере.

Актуальность проблемы обусловлена кардинальными изменениями, затронувшими в последние годы российское дошкольное образование. Смена образовательной парадигмы на основе перехода от идеи унификации к идее вариативности; развитие системы дошкольных учреждений с учетом особенностей, способностей и интересов разных контингентов детей; диверсификация концепций, образовательных программ и траекторий, педагогических задач, подходов, методов и форм обучения; новые требования к руководящим работникам и педагогическим кадрам дошкольных учреждений, - всё это порождает ряд острейших педагогических проблем, требующих методологического осмысления, научно обоснованных ответов и решений. Между тем, многие вопросы организации работы современного дошкольного образовательного учреждения решаются преимущественно на эмпирическом уровне.

Целью изучения деятельности базовой площадки представляющий опыт работы структурного подразделения «Семейный детский сад» является оценка качества работы по проблеме «Внедрение вариативных форм дошкольного образования» и подведение итогов по результатам мониторинга.

Указанная выше цель, поставленная в рамках выполнения отчета, обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- осуществить анализ базовой площадки по направлению ФЦПРО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» за 2011-2013 года.

Проанализировать условия обучения стажировочной площадки по реализации учебного модуля «Внедрение вариативные формы дошкольного образования»;

Обеспечить современное качество воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на базе вариативных форм и образовательных технологий на основании полученного опыта.

Для решения поставленных задач, проверки и доказательства использовались следующие подходы и методы работы:

Системный, компетентностный и модульный подходы при формировании представлений о модели многоуровневой и многокомпонентной профессиональной подготовки различных категорий педагогов дошкольного профиля к реализации ВФДО;

Теоретический анализ нормативно-правовых документов;

Методы анкетирования, опросов в процессах оценки качества профессиональной подготовки педагогов-тьюторов и уровня удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ;

Аналитический метод оценки результатов мониторинга качества обучения;

Экспертно-аналитический метод оценки деятельности базовой площадки;

Метод наблюдения за воспитательно-образовательным процессом в семейном детском саду.

По результатам отчета будет уточнено и доработано содержание методического сопровождения деятельности ДОУ в реализации вариативных форм дошкольного образования, предложена схема вариативного непрерывного методического сопровождения, нацеленного на всестороннюю поддержку этапов планирования, организации, реализации и контроля новых форм педагогического процесса.
Качество подготовки тьюторов
В рамках реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Арский детский сад №8» Арского муниципального района Республики Татарстан присвоен статус базовой площадки по проблеме «Внедрение вариативных форм дошкольного образования» на основании приказа Министерства образования и науки РТ РТ № 6438/11 от 13 декабря 2011 года «Об утверждении списка базовых площадок в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 гг».

На базе МБДОУ «Арский детский сад №8» Арского муниципального района РТ с 01 по 06 октября 2012 года проходила стажировка по проблеме «Внедрение вариативных форм дошкольного образования» для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений «Современные модели муниципальной системы дошкольного образования» на основании Программы стажировки, утвержденной заведующим детского сада Шаймуллиной А.Р. 17 сентября 2012 года и согласованной ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Скобельцыной Е.Г. 26 сентября 2012 года. Содержание Программы предусматривает следующие составляющие курса:



Составляющие курса

Количест

во часов


Основные вопросы

Теоретическая часть

18

  • Формирование пакета нормативно-правовой документации

  • Юридическое оформление структурного подразделения

  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований и организация питания

  • Организация воспитательно-образовательного процесса

  • Взаимодействие мамы-педагога со специалистами ДОУ

  • Повышение педагогической компетентности мамы-воспитателя

Практическая часть

18

  • Организация жизни семейного детского сада

  • Организация развивающей среды в семейном детском саду

  • Обеспечение воспитания и развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям базовой программы

Итоговая часть

  • Консультации по разработке проекта

  • Самостоятельная разработка проекта

  • Защита проекта

  • Рецензирование

Был утвержден следующий преподавательский состав на период стажировки:

  1. Бадриева Рина Ринадовна, начальник МУ “Управление образования” исполкома Арского муниципального района

  2. Мусина Диана Рашидовна, ведущий специалист информационно-методического центра Арского муниципального района

  3. Шаймуллина Алия Ринатовна, заведующий МБДОУ “Арский детский сад №8”

  4. Шайхутдинова Лилия Фаритовна, заведующий МБДОУ “Арский детский сад №5”

  5. Абдуллина Эндже Харисовна, заведующий МБДОУ “Арский детский сад №1”

  6. Халиуллина Гульназ Шайхулловна, заведующий МБДОУ “Шушмабашский детский сад”

  7. Каюмова Гульназ Зиннуровна, заведующий МБДОУ “Ашитбашский детский сад”

  8. Газизова Гульназ Габдельфаязовна, заведующий МБДОУ “Янга-Салский детский сад”

  9. Низамова Розалия Гаязовна, старший воспитатель МБДОУ “Арский детский сад №8”

  10. Сулейманова Гульнар Булатовна, старший воспитатель МБДОУ “Арский детский сад №5”

  11. Сафина Миляуша Мухаметсалиховна, старший воспитатель МБДОУ “Арский детский сад №1”

  12. Шакирова Гульнара Назиповна, воспитатель семейного детского сада

  13. Гарифуллина Гульназ Фидаратовна, воспитатель семейного детского сада

  14. Хамидуллина Зульфира Шариповна, воспитатель семейного детского сада

  15. Журавлёва Алла Викторовна, педагог-психолог МБДОУ “Арский детский сад №8”
В реализации деятельности стажировочной площадки приняли участие следующие образовательные учреждения:

  1. ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан

  2. МУ «Управление образования» исполнительного комитета Арского муниципального района

  3. МБДОУ «Арский детский сад № 1»

  4. МБДОУ «Арский детский сад № 5»

  5. МБДОУ «Ашитбашский детский сад»

  6. МБДОУ «Шушмабашский детский сад»

  7. МБДОУ «Янга-Салский детский сад»
Основной целью стажировочной площадки по проблеме «Внедрение вариативных форм дошкольного образования» является повышение профессиональной компетентности работников дошкольных образовательных учреждений в области реализации программы ФЦПРО на 2011-2015 годы, включающая в себя следующие задачи:

Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучение опыта лучших специалистов и воспитателей, приобретение профессиональных и организаторских навыков;

Формирование умения проводить диагностические мероприятия, проектировать свою профессиональную деятельность;

Овладение умением объективно оценивать свою профессиональную деятельность.

Для достижения данной цели были использованы продуктивные формы обучения: мастер-классы, практические занятия, тренинги, семинары, групповые консультации, круглые столы. В ходе стажировки 25 слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ по проблеме «Современные модели муниципальной системы дошкольного образования» получили возможность получить богатый теоретический и практический материал согласно программе стажировочной площадки, согласованной ГАО ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» от 26 сентября 2012 года.

01 октября 2012 года деятельность стажировочной площадки открыла научный сотрудник ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Идиятуллина А.Р.: провела анкетирование, ознакомила с программой стажировки, раздала дневники стажировки для последующего заполнения стажерами.

Установочный семинар по проблеме «Развитие дошкольного образования в Арском муниципальном районе РТ. Внедрение вариативных форм дошкольного образования» проводился, начальником МУ «Управление образования» Р.Р.Бадриевой. Она ознакомила курсантов с основными направлениями развития дошкольного образования в Арском муниципальном районе РТ, рассказала о видах и формах работы по данному направлению, разъяснила структуру, этапы проектной работы и ожидаемые результаты.

Педагогами МБДОУ «Арский детский сад №8» проводились мастер-классы по реализации образовательных областей «Физкультура», «Познание», «Музыка», «Социализация», где они умело представили опыт работы с интерактивным оборудованием и интерактивными игрушками, поступивших в рамках программы ФЦПРО на 2011-2015 годы, что очень заинтересовало стажеров, так как возможность использовать данные игрушки в своей педагогической деятельности имеют в основном участники ФЦПРО.

В этот же день воспитателем структурного подразделения базового дошкольного учреждения был представлен опыт работы по семейному детскому саду: педагог отметила особенности организации семейного детского сада, остановилась на построении воспитательно-образовательного процесса, на формах взаимодействии с базовым учреждением, в особенности со специалистами МБДОУ. Далее стажеры ознакомились с жизнью воспитанников семейного детского сада, просмотрев видеофильм. После просмотра педагог-психолог Журавлева А.В. обратила внимание стажеров на проблему гармонизации эмоциональных взаимоотношений «ребёнок-воспитатель-родитель».

Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности учебно-воспитательного процесса структурного подразделения, о выполнении требований пожарной безопасности, о нормативно-правовом обеспечении организации деятельности семейного детского сада, финансово-экономическом механизме функционирования семейных детских садов, о разработке локальных актов ДОУ, стажеров ознакомили: главный специалист - эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по РТ в Высокогорском районе Ситдикова Ч.Р., инспектор отделения надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ России РТ Гильмуллин Р.Г., начальник МУ «Управление образования» Бадриева Р.Р., ведущий специалист ИМЦ МУ «Управление образования» Мусина Д.Р., заведующий МБДОУ «Арский детский сад №5» Шайхутдинова Л.Ф.

Если в первый день стажеры получили всю теоретическую базу о создании семейного детского сада, то в последующие три дня они воочию увидели работу семейных детских садов в деревнях Ильдус (МДОУ «Шушмабашский детский сад») Каенсар (МДОУ «Янга-Сальский детский сад») и структурного подразделения МБДОУ «Арский детский сад №1». Здесь стажеры ознакомились с предметно-развивающей средой, особенностями организации питания, воспитательно-образовательного процесса, смогли получить ответы на все интересующие их вопросы: о штатной структуре семейного детского сада, о рабочем времени воспитателя семейного детского сада, об особенностях работы в разновозрастной группе и т.д.

А вторую половину этих дней на базе МБДОУ «Арский детский сад №8» для стажеров были организованы консультации, круглые столы, методический семинар, тренинг. И в завершении этих работ был проведен круглый стол, где происходило обсуждение проведенных мероприятий и обмен мнениями по всем событиям стажировки.

Результатом стажировочной деятельности явилось выведение стажеров в самостоятельную проектную деятельность. Проектная деятельность развивалась в логике: замысел-реализация-рефлексия. Стажерам были созданы условия для приобретения определенного опыта по внедрению вариативной формы дошкольного образования.

Для повышения эффективности и качества работы стажеров были проведены групповые консультации, организован круглый стол «Семейный детский сад: плюсы и минусы», модератором которого являлась, начальник МУ «Управление образования» Бадриева Р.Р. Участники круглого стола отметили положительные и отрицательные моменты деятельности семейного детского сада.

Итоговой работой стажировочной площадки явилась презентация и защита проектов.

В целом работа стажировочной площадки на базе МБДОУ «Арский детский сад №8» способствовало повышению профессиональной компетентности педагогов в реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», что подтверждается отзывами стажеров в дневниках стажировки.

Педагоги-тьюторы, направляющие, рецензирующие и консультирующие работу стажеров, были подготовлены на высоком уровне, сумели грамотно донести свой опыт работы. 25 стажеров из субъектов российской Федерации ознакомились с опытом работы педагогов детского сада Низамовой Р.Г., Алеевой Л.Х., Файзуллиной В.Р., Гарифуллиной Г.Ф., Ситдиковой Р.Р., Ягодкиной Е.Г., Мухутдиновой В.В.. Эти педагоги отмечены Благодарственными письмами ИРО РТ «За активное участие по распространению педагогического опыта». Заведующему детским садом Шаймуллиной А.Р. объявлена благодарность ИРО РТ «За активное участие в реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2013 годы по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»». Опыт работы стажировочной площадки освещен в сборнике методических рекомендаций «Стажировка как самостоятельный вид повышения квалификации», разработанного ИРО РТ в соавторстве заведующего Шаймуллиной А.Р. и старшего воспитателя Низамовой Р.Г.

В результате подведения итогов деятельности стажировочной площадки был проведен электронный социолого-педагогический мониторинг слушателей базовой площадки ФЦПРО на предмет удовлетворенности работы базовой площадки ФЦПРО (Приложение 3). По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы:


  1. Первый вопрос содержал 16 критериев оценки: позволил оценить качество обучения, комфортность условий, возможность использования в обучении цифровых образовательных ресурсов, содержание теоретических и практических занятий, формы и методы проведенных занятий, уровня подготовки преподавателей, а также стиля общения руководителей обучения со слушателями. Средний балл составил 4.7 балла (94%)

  2. Второй вопрос позволил оценить в целом уровень пройденного курса стажировки-обучения. Средний балл составил 4.7 балла (94%)

  3. Третий вопрос выявил степень полученных знаний и навыков в процессе обучения, которые будут использованы для практической образовательной деятельности. Средний балл составил 4 балла (90%)
В четвертом вопросе анкеты предлагалось оставить предложения, замечания, а также пожелания по качеству организации, условиям содержания обучения. Участники стажировки предложили включить в программу больше тренингов, мастер-классов, а также практические занятия по построению образовательного процесса в разновозрастной группе. Согласно дневникам стажировки слушатели курсов получили много нового, были организованы на высоком уровне заседания круглых столов и психологические тренинги (Приложение 1,2). Слушатели стажировочной площадки в полной мере удовлетворены условиями проведения курса обучения.

Данный опыт проведения стажировки был для педагогического коллектива детского сада первым, поэтому, обучая стажеров, учились сами. Эта деятельность дала всем уникальный шанс для профессионального и личностного роста.


Деятельность базовой площадки по направлению

«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»

в рамках реализации ФЦПРО
В 2010 году был открыт первый семейный детский сад многодетной семьей в Арском детском саду № 5 в рамках пилотного проекта. На его базе осуществлялись первые шаги в освоении этой новой формы дошкольного образования. С 2010 по 2012 год количество структурных подразделений «Семейный детский сад» в Арском районе увеличилось.

Организация семейного детского сада на базе дошкольного учреждения с целью создания условий для развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста микрорайона через внедрение альтернативной формы дошкольного образования - как семейный детский сад предусматривает постановку следующих задач:


  • обеспечение всестороннего развития детей микрорайона, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

  • поддержка многодетных семей, имеющих детей от 1,5 до 7 лет;

  • предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

  • развитие новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

  • сокращение очередности детей в МБДОУ
Подготовительный этап открытия семейного детского сада начинается с изучения многодетных семей микрорайона и создания нормативно-правовой базы, предусматривающей внесения изменений в Устав основного детского сада. Иногда родители проявляют инициативу, ознакомившись самостоятельно с нормативными документами, доступными через средства массовой информации. Открытие семейного детского сада предполагает не только наличие выявленных образовательных запросов многодетных родителей, но и адекватное вовлечение их в образовательный процесс.

На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Арский детский сад № 8» Арского муниципального района Республики Татарстан в августе 2010 года открыт семейный детский сад, где воспитываются не только дети многодетной матери, но и шесть детей из других семей. Открытие такой модели семейного детского сада дало возможность сократить очередность детей в МДОУ. Кроме того, мать пятерых детей, обладатель Ордена Славы Сабирова Лилия Рафисовна почувствовала свою социальную значимость, а показатели посещаемости и здоровья воспитанников структурного подразделения намного ниже, чем показатели других групп МДОУ; результат мониторинга развития детей на конец учебного года достаточно высок, так как мама-воспитатель имеет огромную возможность индивидуально заниматься с каждым ребенком.

Однако, внедряя эту модель семейного воспитания в практику впервые, администрация детского сада столкнулась с большим негодованием родителей, детям которых предложили место в семейном детском саду , так как они были негативно настроены на такое нововведение и настаивали на воспитании своего ребенка в традиционном детском саду. Поэтому можно считать самым первым этапом при организации семейного детского сада проведенную трудоемкую работу с родительской общественностью с целью ознакомления со структурой данной модели, где ребенок быстрее адаптируется к условиям социальной жизни, меньше будет болеть, больше внимания получит со стороны взрослых и т.д. При взаимодействии с родителями будущих воспитанников семейного детского сада были выявлены потребности и актуальные линии взаимодействия с ДОУ, основным из которых является заинтересованность родителей в использовании территории ДОУ, участии в праздниках, желании посещать музыкальные и физкультурные занятия.

Первым шагом к налаживанию совместной деятельности стала организация в детском саду образовательного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников структурного подразделения. Для продуктивной работы организуется деятельность с родителями на разных уровнях: общесадовом, внутригрупповом, индивидуально-семейном, используя различные формы. В качестве основного содержания взаимодействия выступают: укрепление здоровья детей, защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей; подготовка ребенка к школе. Актуальность избранных вопросов для совместного обсуждения даёт возможность позитивного отношения родителей к планируемым мероприятиям, которые родители посещают с большим желанием. В качестве основного содержания взаимодействия выступают: укрепление здоровья детей, защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей; подготовка ребенка к школе. Актуальность избранных вопросов для совместного обсуждения даёт возможность позитивного отношения родителей к планируемым мероприятиям, которые родители посещают с большим желанием. Оценкой работы детского сада с родителями стал отзыв мамы Амины - Альфии Фатиховы в журнале «Сююмбикэ» (№2, 2011) «Посещаем семейный сад», где отметила положительные стороны работы семейного детского сада МДОУ № 8 (Приложение 4).

С января 2012 года в семейном детском саду осуществляет воспитание и образовательную деятельность воспитатель с педагогическим образованием и с опытом работы с дошколятами Гарифуллина Гульназ Фидаратовна. С этой стороны родителям спокойнее, так как к детям осуществляется правильный подход.

Особенности, которые учитывались при организации методической работы в семейном детском саду:

Индивидуальность семьи (вера, национальность, традиции, социально-экономические условия, потребности семьи в образовательных услугах ДОУ);

СДС - это разновозрастная группа: планирование и содержание деятельности детей разного возраста требует особого внимания;

Воспитатель в семейном детском саду, прежде всего многодетная мама, а не профессиональный педагог;

Участие в работе СДС всего педколлектива ДОУ (воспитателей, старшего воспитателя, психолога и других специалистов), четкая координация этой работы. Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ умело выстраивает взаимодействие по самым разным вопросам, в том числе с учетом особенностей и интересов мамы-воспитателя.

Была разработана система поддержки и базового обучения воспитателя семейного детского сада, которая включала в себя консультирование, посещение занятий, наставничество. Система была выстроена по точечно-концентрическому принципу, охватывая основные области и линии развития с точки зрения теоретических принципов и особенностей, подкрепляя их практическими занятиями.

Взаимодействие семейного детского сада сотрудниками ДОУ началась со встречи воспитателя семейного детского сада с педагогами и со специалистами, ознакомления с перечнем используемых в детском саду программ, составления сетки занятий, проводимых дома и в условиях ДОУ.

Специфика взаимодействия с мамой-воспитателем заключается в оказании индивидуальной методической и психолого-педагогической помощи по организации работы с детьми . Для этого в первую очередь необходимо узнать отношение мамы-воспитателя к семейному и общественному воспитанию, изучить ее ожидания от организации работы в семейном детском саду, определить возможность вовлечения в совместную деятельность.

Старший воспитатель совместно со специалистами составляет режим дня и дает рекомендации маме-воспитателю по организации основных видов деятельности для каждого ребенка в зависимости от возраста: сон (время в режиме, продолжительность, особенно для детей раннего возраста), гигиенические процедуры (формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня), утренняя гимнастика, прогулка; познавательная деятельность; игровая деятельность (сюжетно-ролевые и театрализованные игры); двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и другие виды физической активности, которые могут быть организованы в физкультурном зале детского сада); трудовая и творческая, деятельность; чтение детям художественной литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть; наблюдение; развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок; беседы, рассматривание иллюстраций и картин; наблюдения за деятельностью взрослых и пр.

Определенная сложность заключается в том, что возрастной состав детей каждого семейного детского сада различен, соответственно режим дня и рекомендации должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от особенностей конкретной семьи. Но, с другой стороны, именно в этом и содержатся преимущества. В практике дошкольного воспитания реализация основных направлений развития ребенка (физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического) затрагивает в своем большинстве объединения детей одного возраста. Вместе с тем установлено, что в разновозрастных объединениях заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка. Именно такими объединениями можно считать группу воспитанников семейного детского сада.

Мы считаем наиболее важным показать маме-воспитателю возможность успешного взаимодействия детей разного возраста в процессе игровой деятельности с целью развития их познавательной самостоятельности. При этом игровые ситуации организуются и обеспечиваются взрослым, который создает условия для их реализации.

Роль мамы-воспитателя в системе взаимодействия «взрослый - ребенок» предполагает прежде всего руководство процессом организации и управления совместной деятельностью детей. Роль мамы-воспитателя в системе «старший - младший» связана с регулированием игровых и личностных отношений между детьми. Организация игры, в которой участвуют старшие и младшие дети, предусматривает изменение положения старших детей, которые принимают на себя роль взрослого. В игре между старшими и младшими детьми возникает взаимодействие на основе сближения: младшие обращаются к опыту старших, причем не столько к опыту, сколько к содействию. Возникающее стихийно взаимообучение дает возможность обогащения новыми знаниями, умениями, навыками, способствует саморазвитию детей, воспитывает внимание к человеку, великодушие. И младший, и старший ребенок должны получать удовлетворение от совместной деятельности, и предпосылкой этого становится овладение детьми общими способами совместной деятельности под руководством взрослого. Для этого на первом этапе маме-воспитателю необходимо обратить внимание на формирование у детей игровых умений и умений действовать согласовано в совместной игре, вначале под непосредственным ее руководством, позже - при опосредованном участии.

Семейный детский сад дает возможность родителям получать новые знания в области педагогики и психологии, а детям - систематическое воспитание и обучение в рамках семьи, которое базируется на лучших традициях отечественного дошкольного образования. Для этого важно правильно и продуктивно организовать взаимодействие педагогов базового дошкольного учреждения и воспитателя семейного детского сада.

Для реализации этого направления проводились круглые столы, консультации и совещания со старшим воспитателем, воспитателями и другими специалистами ДОУ. Были разработаны методические и практические материалы по организации работы семейного детского сада, которые включили в себя:

1. Ознакомление с условиями семьи (посещение семейного детского сада)

2. Беседа, анкетирование, опрос с целью выявления потребностей семьи в услугах ДОУ, увлечений и традиций родителя-воспитателя.

3. Ознакомление воспитателя семейного сада с психолого-педагогическим процессом дошкольного учреждения.

4. Интеграция деятельности воспитателя и детей семейного сада в психолого-педагогический процесс ДОУ.

5. Планирование работы СДС, его методическое и психолого-педагогическое сопровождение в разных формах взаимодействия.

Специалисты ДОУ оказывают психолого-педагогическую поддержку семье; помощь в организации различных видов детской деятельности; разрабатывают рекомендации, конспекты; организуют выставки детских поделок и рисунков, проводят тематические праздники, досуги и развлечения с участием детей семенного сада; посещают семейную группу на дому. Следует обратить внимание, что методическое сопровождение не ограничивается только педагогическим просвещением и консультированием. Это методам и приемам взаимодействия с ребенком. Важно помочь маме-воспитателю в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности. С этой целью помимо встреч со специалистами организуются непосредственные просмотры разных видов детской деятельности в базовом детском саду, знакомство с опытом семейного воспитания и проводятся наблюдения за характером детско-родительского общения в семейном детском саду.

Взаимодействие воспитателя семейного детского сада со старшим воспитателем и узкими специалистами МДОУ изначально велась в 3 направлениях.

Консультативная поддержка самого воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями воспитанников семейного детского сада.

С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:

Воспитатель по обучению татарскому языку (2 раза в неделю);

Музыкальный руководитель (2 раза в неделю);

Инструктор по физической культуре (2 раза в неделю);

Педагог-психолог (1 раз в неделю).

Организованная образовательная деятельность с детьми и другие виды деятельности проводятся как в здании ДОУ, так и в домашних условиях. В образовательном процессе со специалистами воспитатель также занимается вместе с детьми.

При выстраивании педагогического процесса в семейном детском саду учитывалась необходимость формирования гармонично развитой личности ребенка. Особое внимание уделялось физическому и психическому здоровью детей, формированию личностного отношения к окружающему миру, учитывая основной психологический закон – закон деятельности.

Воспитатель по обучению татарскому языку 2 раза в неделю проводит в утреннее время игры на родном языке, что дает возможность воспитанникам в первое время легко адаптироваться, а воспитателю СДС наглядно посмотреть, как организуются игры разных видов.

В связи с внедрением учебно-методического комплекта по обучению дошкольников двум государственным языкам Республики Татарстан в воспитательно-образовательный процесс изменения коснулись и структурного подразделения «семейный детский сад».

В качестве основного «проводника» в мир речевой культуры для ребенка выступает взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. Учитывая этот факт, работу по данному направлению начали с педагога – воспитателя семейного детского сада. Сначала ознакомили с учебно-методическим комплектом, соответствующим возрасту воспитанников семейного детского сада, провели ряд консультаций на такие темы, как «Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста», «Региональный компонент в дошкольном образовании», «Способы использования УМК в режимных моментах». Все полученные знания обсудили, еще раз проанализировали за круглым столом во время семинара-практикума «Использование УМК по обучению двум государственным языкам РТ в воспитательно-образовательном процессе» и на заседании педагогического совета.


  • изучение татарского языка в игровой форме (по пособию «Туган телдә сөйләшәбез») в неделю два раза совместно с воспитателем по обучению татарскому языку;

  • чтение художественной литературы в вечерний отрезок времени в неделю два раза по хрестоматиям «На поляне детства» и «Балачак аланында»;

  • проведение пальчиковых игр ежедневно в утренний отрезок времени с использованием атрибутов из комплекта;

  • включение в непосредственно организованную деятельность по образовательным областям «Музыка» и «Физическая культура» регионального компонента на основании методических пособий;

  • проведение подвижных игр на прогулке и в течение дня по пособию «Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак»;

  • просмотр мультфильмов (татарских сказок и мультфильмов, переведенных на татарский язык) в две недели один раз;

  • проведение развлечений в две недели один раз на двух государственных языках республики;

  • индивидуальная работа с русскоязычным ребенком по изучению татарского языка с использованием аудио- и видео-приложений к УМК;
При оценке уровня освоения русскоязычным ребенком татарского языка прослеживается интересный факт: воспитанник семейного детского сада лучше осваивает учебный материал, так как, во-первых, из-за небольшого количества детей в группе ребенок практически не болеет и стабильно посещает ДОУ, во-вторых, при использовании материалов и атрибутов из учебно-методического комплекта индивидуальные занятия становятся интересными, и в процесс изучения языка включаются остальные дети, таким образом, создается для ребенка языковая среда, а в ДОУ с русскоязычным ребенком в основном индивидуально занимается специалист в своем кабинете.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – ёще одно необходимое условие, поэтому совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Уделяя должное внимание физическому развитию детей, строилась работа с ними так, чтобы активно совершенствовались функциональные возможности детского организма, обогащался его двигательный опыт, стимулировался естественный процесс развития двигательных способностей и качеств ребенка (ловкость, выносливость и т.д.

Большое внимание уделяется музыкальному воспитанию, так как оно является одним из важных средств формирования активной творческой личности. Два раза в неделю в семейном детском саду проходят образовательную деятельность по области «Музыка», на которых дети поют, слушают музыку, выполняют танцевальные движения, играют на детских музыкальных инструментах, знакомятся с творчеством композиторов. По рекомендации музыкального руководителя полученные навыки и разученные произведения закрепляет воспитатель в свободное время. Музыкальный руководитель организует участие детей семейного детского сада на утренниках, праздниках, проводимых в условиях ДОУ.

В течение учебного года обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в семейном детском саду. Была проведена работа по созданию благоприятного психологического климата (способствование улучшению форм общения педагога с детьми; консультирование педагога по широкому кругу профессиональных и личностных проблем; психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся детской психологии, семейного воспитания). Для родителей, дети, которых пришли в семейный детский сад, были даны методические рекомендации по проблеме адаптации ребенка в семейном детском саду. В сентябре оформляется стенд «Адаптация ребенка в детском саду».

Адаптация детей в семейном детском саду проходит спокойно и менее безболезненно. Регулярно осуществляется психологическое сопровождение. В начале своей работы педагог-психолог устанавливает эмоциональный контакт с каждым ребенком. Во время проведения групповых занятий каждому ребенку обеспечивается индивидуальный подход в зависимости от физического и психического состояния ребенка. Игровая форма работы с детьми, а также гибкость в планировании, позволяет с увлечением участвовать детей на занятии. Разнообразие и интенсивность деятельности педагога-психолога учитывается с возрастными особенностями детей. Работа специалиста в семейном детском саду интересная и сложная одновременно. Семейный детский сад – это как маленькая семья, в которой воспитываются четыре ребенка. С одной стороны это воспитатель – как любящая мама, всё понимающая и принимающая фигура, которая всегда находится рядом со своими воспитанниками, в самые трудные минуты. Она может поддержать и эмоционально разгрузить внутренний мир своих детей. С другой стороны, она является воспитателем – социально значимой фигурой, которая адаптирует ребенка, социализирует, учит, вводит его в новую систему жизни, организовывая регулярную образовательную деятельность, которая должна четко соблюдаться. Воспитатель регулярно обеспечивается психологической литературой, проводится консультирование, создаются условия, которые способствуют эмоциональному благополучию в семье и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций потребовала выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями.

В работе педагога-психолога можно выделить три направления:

Психолог – воспитатель;

Психолог – семья;

Психолог – ребенок.

На протяжении 2011-2013 годов психолог помогал воспитателю и родителям воспитанников правильно организовывать воспитание детей. Консультирование начиналось с разговора с воспитателем, в ходе которого определялись личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка. Далее психолог начинал работать со всей семьей, выявляя ее проблемные зоны, путем анкетирования, бесед и других проективных методик. Дважды за год с родителями воспитанников было проведено консультирование на предмет удовлетворенности работой семейного детского сада. Результаты анкетирования показали следующие результаты. Родители четырех воспитанников были удовлетворены на 100% работой специалистов и воспитателя семейного детского сада. Это говорит о том, что на протяжении всего учебного года к родителям и их детям был осуществлен профессиональный подход педагогического коллектива. При работе с каждым ребенком и родителем учитывались особенности развития и личностные характеристики. Для решения имеющихся трудностей с ним велась работа по индивидуальному плану.

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, восприятие, мышление и т.д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно оно развивалось в первую очередь. Задача психолога – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем спрашивалось у ребенка. С детьми этого возраста использовались самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Дети знакомились с цветом и формой предметов и старались их различать. Детям зачитывались сказки и потешки для самых маленьких. Дети этого возраста осваивали элементарные навыки самообслуживания и навыки поведения.

При помощи педагога-психолога были проведены открытые мероприятия: «День рождения группы» - декабрь 2012 года; «У ёлочки» - декабрь 2012; развлечение «Воспитанники и родители» - март 2013; семинар-практикум «Развитие речи детей через рассматривание картин» - март 2013; семинар-практикум «Угадай кто в домике?» - апрель 2013; занятие на КМО «Кто в домике живёт?» - 2013 год.

Психологическое сопровождение в ДОУ создавало здоровый психологический климат и реализовывалось с помощью психокоррекционных приемов:

Специально разработанные занятия с детьми индивидуально и групповые;

Упражнений для детей с затруднениями в общении;

Рисуночных игр

Сказкотерапия в развитии детской эмоциональности

Психологическое сопровождение предполагало консультирование и просвещение родителей детей, которые помогут в сборе сведений о ребёнке, с целью осуществления индивидуального подхода, основанного на изучении особенностей и изучения взаимоотношений ребёнка со сверстниками, взрослыми.

Для улучшения социализации детей семейного детского сада дети из семейного детского сада гуляют на площадке МДОУ вместе с остальными группами. Чтобы они не ограничивались только своим кругом общения, проводят еженедельные досуги в ДОУ и принимают участие в общих праздниках детского сада. Это помогает маме-воспитателю наладить контакт с остальными сотрудниками ДОУ.

Производить контроль за деятельностью воспитателя структурного подразделения не составляет труда, так как семейный детский сад находится рядом с основным детским садом. Старший воспитатель регулярно посещает группу на дому, где обращает особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализирует проведение воспитательно-образовательного процесса, проверяет документацию воспитателя.

Взаимодействие в рамках семейного детского сада полезно как для мамы-воспитателя, так и для специалистов. Воспитатель под руководством профессиональных педагогов непосредственно участвует в воспитании и образовании своих воспитанников, регулярно работает над совершенствованием их развития, повышает свою квалификацию.

Оценив положительный опыт работы детского сада по внедрению вариативной формы дошкольного образования на основе анализа достигнутых результатов в обеспечении доступного качественного образования; наличия успешно развивающегося опыта инновационной деятельности; профессиональной готовности педагогического коллектива к осуществлению функций базового учреждения, МБДОУ «Арский детский сад № 8» присвоен статус базовой площадки, участвующей в реализации направления ФЦПРО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».

В рамках реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» ФЦПРО в 2011 году в детский сад безвозмездно поступили оргтехника и ИКТ-технологии (брошюратор, резак, ламинатор, 3 ноутбука, интерактивная доска, 2 Smart-стола), учительский и 3 детских флип-чарта, 27 наименований игрушек и интерактивных игрушек (по 7 штук каждое наименование), 48 наименований литературы (детская художественная литература, хрестоматии, детские энциклопедии), 2 сухих бассейна, гитара, спортивный комплекс – в общей сложности на сумму свыше одного миллиона рублей. Все игрушки и литература находятся во всех группах; оргтехника – в методкабинете; интерактивная доска и спорткомплекс установлены в музыкальном зале.

В процессе организации деятельности базовой площадки создана нормативно-правовая база по данному вопросу; обновлена предметно-развивающая среда посредством поступления игрушек, литературы и ИКТ-оборудование; проведены производственные совещания, Общее родительское собрание; освещена работа по данному направлению на Совете педагогов, методических объединениях, в работе с воспитанниками (в календарных планах педагогов).

Педагоги детского сада участвовали в установочных семинарах с руководителями базовых площадок (2011 г), в региональном семинаре «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» (2011 г.), в республиканском семинаре «Стратегия развития образования в РТ: состояние и перспективы дошкольного образования» (2011 г.), 30 марта 2012 года на республиканском научно-практическом семинаре «Формирование всероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования: актуальные вопросы развития современной системы образования в Республике Татарстан» и 1 июня 2012 года на всероссийском семинаре «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: государственно-частное партнерство как альтернативная технология развития дошкольного образования в Республике Татарстан», 22 июня 2012 года на региональном научно-практическом семинаре «Реализация Республиканской программы «Бэлэкэч»: идеи. поиски, решения» (участникам выданы сертификаты), организованных ГАОУ ДПО ИРО РТ в рамках реализации ФЦПРО. Педагоги детского сада участвовали 25 декабря 2012 года на всероссийском практическом семинаре «Оказание государственных муниципальных услуг в электронном виде» и в марте 2013 года – на очном семинаре тьюторов, отвечающих за реализацию подпрограммы «Электронный детский сад» (участникам выданы сертификаты), организованных ГАОУ ДПО ИРО РТ в рамках реализации ФЦПРО. Заведующий Шаймуллина А.Р. прошла в октябре 2012 года в Москве курсы повышения квалификации по данному направлению.

В результате работы в 2011-2012 учебном году разработаны конспекты образовательной деятельности с детьми, программа стажировочной площадки по проблеме «Внедрение вариативных форм дошкольного образования»; снят фильм представителями ТНВ о результатах деятельности базовых площадок РТ.

Деятельность базовой площадки системно освещается на сайте детского сада в портале edu.tatar.ru.

Одним из ведущих направлений деятельности ДОУ являлось тесное сотрудничество с родителями. Проведенный анализ работы с родителями по реализации программы сотрудничества показал, что проведенная работа, по нашему мнению, являлась системной, результативной по изучению и ознакомлению родителей с нормативными документами, внедрение информационных форм проведения как групповых, так общих родительских собраний, обновления банка данных по сбору информации о семьях (тестирование, анкетирование). Прослеживалось активное участие родителей в совместной творческой деятельности (выставки, смотры, конкурсы, совместные праздники), мы считаем, что необходимо продолжить дальнейшее взаимодействие с родителями, как равноправными участниками образовательного процесса.

11 апреля 2012 года проведено анкетирование родительской общественности воспитанников средней старшей и подготовительной групп МДОУ «Арский детский сад № 8» – стажировочной площадки, реализующей мероприятия по ФЦПРО (в анкетировании участвовал 71 родитель). Анализ анкетирования показал, что:

– 55% считают, что ребенок использует компьютер и похожие технологии в детском саду;

– 24 % родителей считают, что ребенок больше осваивает ИКТ в ДОУ;

– 92% анкетированных родителей считают, что увеличилась активность ребенка; улучшилось качество обучения и воспитания;

– 83% отметили, что дети идут с большим удовольствием в детский сад в сравнении с прошлым годом в связи с увеличением интересных игрушек.

По результатам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:


  1. Большое внимание в воспитательном процессе уделяется использованию информационных технологий.

  2. Дети с удовольствием принимают участие в осваивании новых информационных технологий, в связи с применением соответствующих методик увеличивается активность ребенка и улучшается качество обучения.
Также родители положительно отнеслись к изменениям в работе детского сада, связанных с присвоением статуса базовой площадки, что увеличило активность участия родителей в жизни дошкольного учреждения. Высказали благодарность руководству и педагогическому коллективу детского сада, что является высоким показателем результата работы всего педагогического состава ДОУ.

В ноябре 2013 года было проведено анкетирование родителей воспитанников детского сада. Анкетирование проходило в on-lain режиме на сайте http://irort.ru. Обработка анкет производилась автоматически на основании программного комплекса (Приложение 6). Результаты опроса показали следующие результаты:


  1. Первый вопрос содержал 12 утверждений, которые позволили родителям оценить качество работы детского сада: наличие информации о жизни детей, взаимоотношений родителей детей, взаимоотношений ребенка с другими детьми, желании ребенка посещать детский сад, качество проведения мероприятий, качество питания, деятельность воспитателей по сохранению и укреплению здоровья детей. Средний балл составил 4.6 балла.

  2. Второй вопрос позволил родителям внести свои предложения и замечания по работе детского сада. По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей (92%) удовлетворяет деятельность детского сада. Высокие показатели на ответы позволил сделать следующие выводы:
- что дети с удовольствием посещают детский сад;

Родители в полной мере удовлетворены качеством проведения занятий;

В полной мере удовлетворены уровнем работы воспитателей с родителями в вопросах развития и воспитания.

Часть родителей высказали пожелания руководству ДОУ. Из них благодарность коллективу и пожелания успехов высказали 24 человека из 25 опрошенных. В пожеланиях было отмечено, что детский сад оснащен современными интерактивными игрушками позволяющими осуществлять в полной мере интегрированную образовательную деятельность. Таким образом, уровень и содержание образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении в целом удовлетворены 92% родителей, что является высоким показателем результативности работы коллектива.

С 2011 по 2013 год в работе базовой площадки достигли следующих результатов:

Сформирован пакет нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ в рамках работы базовой площадки;

Руководитель базовой площадки и педагоги посетили проектировочные семинары;

Сформирован список сотрудников базовой площадки, участвующих в реализации программы;

Проведены исследования психолого-педагогического развития воспитанников семейного детского сада;

Составлена программа формирования компетенций педагогов, обеспечивающих готовность к участию в инновационной деятельности;

Разработаны презентационные материалы по всем видам деятельности;

Разработаны учебно-методические комплексы.

Разработана Программа стажировки по направлению «Внедрение вариативных форм дошкольного образования»;

Разработаны и выпущены буклеты, памятки, диски для стажеров;

Получено необходимое специализированное оборудование на сумму свыше одного миллиона рублей;

Получена методическая литература для педагогов и познавательная литература для детей;

Провели обучение стажеров согласно графику в количестве 25 человек из субъекта РФ

Обобщен опыт работы стажировочной площадки в сборнике методических рекомендаций «Стажировка как самостоятельный вид повышения квалификации».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Г. РОССОШЬ

ДОКЛАД

ТЕМА «Необходимость модернизации образования.

ФГОСы и их значение».

Выполнил: воспитатели I-КК МКДОУ д/с №7

комбинированного вида

Цыкалова Елена Алексеевна

г. Россошь

2016 учебный год

    Введение………………………………………………….. 3

    Модернизация системы образования в России ……..…..5

    ФГОСы и их значение ………………………………….. 10

    Заключение ………………………………………………. 13

    Список используемой литературы ………………..…….. 15

Введение

Образо­вание - это область деятельности, обреченная на перманент­ное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм ос­тавляет мало времени на приспособле­ние учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей. Однако каждая эпоха по-своему понимает слова "хорошо подготовленные люди".

Сегодня много говорится о необходи­мости модернизации отечественного об­разования. При всякой модернизации образо­вания возникает несколько проблем. Пер­вая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья - основная: привести систему об­разования в соответствие с запросами общества. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изме­нения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеоб­разные рыночные отношения, в результа­те чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требо­вания. Например, во многих областях деятельности требуется свободное владе­ние по крайней мере одним иностранным языком, умение пользоваться компь­ютером и т.д. и т.п. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Тем самым обусловле­на необходимость модернизации системы образования.

Модернизация - это обновление и совер­шенствование действующей системы об­разования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования - это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Цель : рассмотрение особенностей процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в период модернизации образования.

Задачи:

Проанализировать литературу по теме: «Основные направления модернизации образования»;

Обобщить условия реализации программы модернизации российского образования;

Рассмотреть основные причины перехода к ФГОС.

В результате анализа материала сложилась следующая структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

Объект: образование в РФ.

Предмет: модернизация образования в связи с введением ФГОС.

§ 1. Модернизация системы образования в России

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования - кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи - повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию - стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало именно из образовательной реформы 1990-1992гг., во многом довершая решение обозначенных в те времена задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг.;

2) вызов современности - актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии - доминанта модернизации отечественного образования.

Про­блема модернизации отечественного об­разования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000г., на основе Закона РФ "Об образовании" от 1992 г. был принят ряд важнейших докумен­тов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в пер­вой четверти XXI в.

Основополагающий документ, устанав­ливающий стратегию и основные направ­ления развития образования, - Нацио­нальная доктрина образования в Российской Федерации. Она "определяет цели воспитания и обучения, пути их до­стижения посредством государственной политики в области образования, ожида­емые результаты развития системы обра­зования на период до 2025 года".

Необходимость модернизации стоит и сейчас. Действия нынешних властей рассматриваются в литературе как смесь зарубежных заимствований с российской неумеренностью, с редким умением довести всё до крайности и абсурда, то есть потерять чувство меры. Эти действия включают в себя всеобщую ЕГЭизацию и бакалавризацию, создание мегауниверситетов, резкое усиление роли государственных структур, бюрократических методов и процедур, насаждение формализма, пренебрежение творческой, содержательной стороной образования.

Происходящее чревато деградацией системы российского образования. Однако не хотелось бы исключать и возможности улучшения дел, при условии, если появятся независимые экспертизы имеющихся трудностей, новая образовательная политика, системный анализ, эффективная методология, опора на новые теории и методики образовательной деятельности, научно обоснованные стратегии модернизации, независимые центры настоящих педагогических измерений.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально - волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы: недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

Обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

Внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

Создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

Переход на новый уровень, новый статус ДОУ.

Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

§ 2. ФГОСы и их значение

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Давайте перечислим основные причины перехода ФГОС:

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания;

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения;

Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение;

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

ФГОС для каждой ступени образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, в младшем звене (дошкольное образование) необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями.

Как мы видим, введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне меняет подход в учебном и воспитательном процессе. Современный учебно-воспитательный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Стандарт, разрабатываемый в русле системно-деятельностного подхода, предусматривает соотношение теоретической и практической долей в пользу именно практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Мы ждём от наших детей хороших и самостоятельных людей. К этому стремилась школа всегда. Но в данном случае, хочется надеяться, что особенности нового ФГОС дадут ещё большие и ещё лучшие результаты.

Заключение

Проблема пересмотра содержания обра­зования сейчас актуальна, как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочис­ленная элита, закончился. Поэтому уро­вень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалис­тов в средней и высшей профессиональ­ной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментализацию и с обязательным использова­нием межпредметных связей. Это значит, что необходимо понимать современный уровень развития соответствующей науки в целом и специфику ее отдельных отрас­лей.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Поэтому встаёт необходимость интеграции изучаемого. В связи с введением ФГОС встал вопрос и об использовании интегрированного подхода в образовании.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Список использованной литературы:

1. Лиферов А.П., Воронова О.Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования // Педагогика. 2007, №2. с.12. 2. Полонский В.М. Инновации в образовании // Инновации в образовании. 2007, 33 март. с. 4. 3. Толкачев Г.П. К проблемам модернизации профессионального образования // Инновации в образовании. 2006, №2 март-апрель. с.78. 4. Филиппов В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2003, №3 май-июнь. с.5. 5. Волов В.Е. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007, №7. с. 108. 6. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика. 2005, №3. с. 107. 7. Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31. 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М., 2008. 9. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России //Дошкольное воспитание. 2008. - № 8.– С. 7. 10. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.

Тема стажировочной площадки: «Развитие современных форм и технологий реализации образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность» «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения


Текущее состояние сети доу в КБР За пять лет общий охват в системе дошкольного образования увеличился на 4450 единиц, и в настоящее время составляет 34368 дошкольников или 69,5% от общего контингента детей этой возрастной группы. Вместе с тем неохваченными дошкольным образованием остаются 15589 детей. Из них 3381 детей состоят в очереди на получение данного вида услуг


Количество детей (от 2 до 7) не охваченных дошкольным образованием


Проводимые Республиканские Мероприятия направленные на развитие ДОУ Развитие полноценной системы предшкольной подготовки детей является важным направлением в работе Минобрнауки КБР. Реализация плана мероприятий Республиканской целевой программы развития образования на 2007-2011 годы позволило: увеличить процент охвата детей предшкольным образованием, повысить качество дошкольного образования удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. В настоящее время охват детей 5-6 летнего возраста дошкольным образованием по республике составляет 85%. Для данной категории детей введены программы, предусматривающие формирование навыков адаптации к школе. до 2012 года процент охвата детей предшкольным образованием предполагается увеличить до 90%, что полностью покроет запросы населения в этом виде услуг.


Стажировочная площадка для реализации выбранной темы В качестве стажировочной площадки по реализации данного направления выступит ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» (далее – Центр). центр является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки КБР, имеющим аккредитацию и лицензию с правом реализации дополнительных профессиональных программ с выдачей документов государственного образца; За период с 2004 по 2011 годы Центр принимал активное участие в реализации на территории республики ряда федеральных и международных проектов, таких как ФЦПРО «Развитие единой образовательной информационной среды» (подпрограмма «Повышение квалификации работников системы образования в области ИКТ»), «Реформа системы образования» (проект «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений»), «Информатизация системы образования» (программа «Повышения квалификации работников системы образования в области ИКТ»), Комплексный проект модернизации системы образования Кабардино-Балкарской Республики, в качестве регионального оператора по реализации проекта, проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам МОН РФ», «Сетевая школа управленческих кадров» (СШУ) и многих других. Центр оснащен всем необходимым оборудованием и укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Для реализации выбранного направления будут привлечены базовые площадки, созданные на базе школ республики, реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования в различных формах.


Стажировочная площадка Схема взаимодействия Федеральный оператор направления АНО «Учебный центр информационных и образовательных технологий» Минобрнауки КБР ГОУ ДПО «КБРЦДО» Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ)


Ключевые цели реализации направления увеличение охвата детей дошкольным образованием, за счет распространения вариативных моделей модернизации муниципальных систем дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования.


Задачи деятельности стажировочной площадки внедрение эффективных практик реализации инновационных дошкольных образовательных программ в образовательных учреждениях республики; создание условий для профессионально-личностного развития работников дошкольных учреждений; организовать мониторинговое и информационное сопровождение курсов повышения квалификации работников ДОУ; создание сети базовых площадок на базе дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; разработать спецкурсы, отвечающих требованиям современных тенденций и направлений развития в дошкольном образовании; организовать внедрение дистанционных курсов повышения квалификации работников ДОУ;


Планируемые Мероприятия, направленные на решение поставленных задач формирование сети базовых площадок, реализующих инновационные образовательные программы, направленные на повышение качества дошкольного образования; обобщение опыта работы базовых площадок и его транслирование на другие образовательные учреждения. повышение квалификации на базе стажировочной и базовых площадок не менее 700 работников ДОУ: рост охвата детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием посредством оптимизации сети образовательных учреждений (организаций) и внедрения вариативных моделей предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты при ДОУ, перепрофилирование части ОУ под дошкольные блоки); формирование системы мониторинга и информационно-методического сопровождения реализации направления.


Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты


Спасибо за внимание!

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

воспитатель ГБОУ д\с № 000,

г. Москва,

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания .

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

Формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

Расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);

Для решения этой проблемы создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей).

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП создаются как самостоятельные структурные подразделения государственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

Оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;

Ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);

Обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП призваны осуществлять взаимодействие ДОУ с медицинскими учреждениями , центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный. Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

В сентябре 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление о модернизации системы дошкольного образования. Конечно, по большей части постановление подразумевало выделение дополнительных средств для регионов РФ, но без них невозможно проведение ни одной реформы. Можно считать, что этим он дал старт всем регионам. К тому же с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в котором немалое место уделяется именно дошкольному образованию. А уже с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования.

Уже давно считается аксиомой то, что без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Она легко подтверждается и в теории, и на практике. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном образовании, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.

Что является самой главной проблемой в дошкольном образовании на сегодняшний день практически во всех регионах России?

Как бы это ни казалось странным, это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Программы последнего десятилетия по улучшению демографической ситуации и увеличению рождаемости приносят свои плоды, однако вместе с тем появляется новая проблема – очереди в детские сады, которые в некоторых регионах просто запредельные. И если не принимать адекватных мер по устранению очереди, то с учетом демографического роста очереди будут только увеличиваться. Для этого в разных регионах планируются и проводятся разные мероприятия.

Понятно, что площадь существующих детских садов физически невозможно увеличить, однако в некоторых регионах уплотняются группы до максимального количества детей по существующим стандартам. Строятся новые детские сады, выкупаются здания, которые были дошкольными учреждениями двадцать лет назад. Именно на строительство и реконструкцию планируется потратить основные средства, которые выделяются Правительством РФ на модернизацию дошкольного образования.

Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием . Это первое направление модернизации дошкольного образования.

Кроме того, изменяется система финансирования дошкольных учреждений, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования. Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников государственных и муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.

Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано. В регионах утверждаются циклы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования , а также его вывод на достойный уровень.

К тому же, реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивными оборудованиями и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем и транспортными средствами. Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.

Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений . Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.

Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах , которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образовательного по выявлению и поддержки одаренных детей в раннем возрасте, а также развитию способностей и профессионального становления. Педагоги каждого дошкольного учреждения должны владеть знаниями дополнительных профессиональных программ.

Одним словом, модернизация дошкольного образования – это целая система сводов, Законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества. Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .