Проективная методика дерево с человечками. "Дерево с человечками" и «Цветовой тест отношений. Расшифровка теста дерево с человечками

Невероятные факты

Этот тест с человечками поможет раскрыть вашу личность и то, кем вы хотите стать.

Автором этого психоэмоционального теста является британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson), который изучал экспериментальное обучение и развитие эмоционального интеллекта. Уилсон впервые разработал этот тест, который стал известным, чтобы определить благополучие детей в школе.

Однако после того, как психолог проверил тест на взрослых, он обнаружил большое соответствие и у них.

Тест дерево с человечками (интерпретация)

Перед вами дерево с человечками, изображенными с разным настроением, и находящихся в разных местах на дереве. Вам нужно внимательно рассмотреть дерево и выбрать человечка, который, как вам кажется, больше всего напоминает вас . Затем выберите другого человечка, который изображает на кого вы бы хотели быть похожим .


После того, как вы выбрали человечка, посмотрите, что это может означать.

Расшифровка теста дерево с человечками

Если вы выбрали человечков 1,3, 6 или 7


Это означает, что вы целеустремленный и сильный человек, который не боится препятствий в жизни. Вы готовы принять вызов.

Если вы выбрали человечков 2,11, 12,18 или 19


Вы умеете общаться и готовы поддержать и помочь друзьям и семье.

Если вы выбрали человечков 4 или 5


Если ваш выбор пал на человечка 4 вы устойчивый человек со стабильной жизнью. Вы относитесь к людям, которые хотят добиться успеха, но без трудностей и препятствий, связанных с ним.

Выбор человечка 5 говорит о том, что вы чувствуете себя уставшим, слабым и лишенным мотивации. Вам не хватает энергии и жизненных сил, для того чтобы достичь желаемого.

Если вы выбрали человечков 9, 13 или 21


Выбор 13 или 21: вас одолевают внутренние тревоги, вы замкнуты и избегаете общаться с людьми.

Выбор 9: вы счастливый человек, которому нравится развлечения.

Если вы выбрали человечков 8, 10 или 15


Выбор 10 или 15: вы стабильны, легко приспосабливаетесь к окружению и счастливы в жизни.

Выбор 8: вы эгоцентричный человек, погруженный в свой собственный мир.

Если вы выбрали человечков 14 или 20


Выбор 14: вы страдаете от депрессии, и вам кажется, будто вы падаете в пропасть, или у вас случится эмоциональный кризис из-за внутренних проблем или конфликтов.

Выбор 20: символизирует уверенных людей. Вы по натуре лидер, который хочет, чтобы люди прислушивались только к вашему мнению.

Если вы выбрали человечков 16 или 17


Выбор 16: вы чувствуете усталость от необходимости нести бремя другого человека

Выбор 17: вы считаете, что окружены вниманием.

Рисунок без нумерации
Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).


Инструкция:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.


Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.


Методика может использоваться и с более младшими детьми:

Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.


Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

тест : Методика"Дерево с человечками":

Посмотрите внимательно на изображения человечков и выберите, кем на данный момент видите себя?

Если вы выбрали позицию №1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас, как целеустремлённого человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы - общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям

Выбор человечка под номером 4 обозначает вас, как человека с устойчивой жизненной позицией и желающий добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей Номер 5 - вы часто бываете утомлены, слабы, у вас не большой запас жизненных сил Выбор пал на человечка под номером 9 - вы весёлый человек, любящий развлечения Номер 13 или 21 - вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и не любите обильного общения с людьми Номер 8 - вы любите уходить в себя, размышлять о чём-то своём и погружаться в собственный мир

Итак, если вы выбрали номер 10 или 15 - у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии

Номер 14 - вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего подвержены внутреннему кризису

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы - прирождённый лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому

Выбор пал на человечка №16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно,

Вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает - в таком случае вы склонны расценивать себя, как человека, окружённого вниманием.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)
Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
(модификация А.И.Лутошкина)

ОПИСАНИЕ
Цветовой тест отношений (ЦТО) - это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Исследование проводится индивидуально.
МАТЕРИАЛЫ
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 Люшеровских карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке. Ребенка просят связать то или иное понятие с одним из лежащих перед ним цветов.
После прочтения инструкции называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д.· При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

ИНСТРУКЦИЯ:·"Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.
Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но ).

Инструкция дается в следующей форме:

“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ позиции фигурки

Характеристика

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

отстраненность, замкнутость, тревожность
отстраненность от учебного процесса, уход в себя

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

По результатам проведения методики “Дерево” в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.


Диаграмма “Напоминание себя” Диаграмма “Желание быть похожим”

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. - Одесса: Астра-Принт, 1999.

Проективная методика «Дерево с человечками»

Цель: исследование психологического климата в классе.

Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Инструкция дается в следующей форме:

Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.


Модифицированный вариант

Инструкция: «Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней - лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)

А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.




  • Разделы сайта