Дистанционное образование — кому это надо

Будучи студенткой, я хотела продолжить обучение за рубежом. Например, поступить в магистратуру. Получить диплом, с которым тебя будут хантить ТОПовые компании, поездить по Европе, подтянуть знание нескольких языков – наверно, это мечта большинства студентов. Тогда я плотно занялась поиском программ и стипендий, которые обеспечат бесплатное обучение за границей. К сожалению (или к счастью), работать я начала еще до окончания университета и мечты остались мечтами. Но результаты моих поисков могут пригодиться вам.

Обучение в Европе бесплатно

Условия

Эта форма предполагает, что вы получаете только обучение в Европе бесплатно, а вот проживание в кампусе (или съем квартиры), питание и развлечения придется оплачивать самостоятельно. Одно из основных условий – обучение на языке страны пребывания: на нем придется сдавать вступительные экзамены и слушать лекции. Поэтому увлечься языковыми курсами советую за год-полтора до поступления. Правда, во многих университетах, предоставляющих обучение в Европе бесплатно, есть специальные курсы подготовки.

Одно из основных преимуществ данного способа – вы можете выбрать конкретный университет.

Страны

Проще всего найти университеты в:

  • Польше и Чехии. Даже самый старый и престижный университет Чехии – Карлов университет в Праге – предлагает бесплатное высшее образование за рубежом для студентов. Но получить образование бесплатно в Чехии можно только на чешском языке. К счастью, он относится к славянской языковой группе, и выучить его не слишком сложно;
  • Германии. Обучение в лучших ВУЗах Германии, включая Университет Гумбольдта, Мюнхенский Университет и Университет Манненгейма бесплатно как для граждан ЕС, так и для студентов из других стран. Нужно только сдать экзамен по немецкому языку и пройти стандартные вступительные экзамены.
  • Финляндии. Одно и преимуществ – бесплатное обучение на английском языке. Поэтому для поступления достаточно пройти экзамен и сдать тест на знание английского языка.

Бесплатная учеба в Европе со стипендиями и грантами

Условия

Не всех устраивает просто бесплатная учеба в Европе. Ведь за все дополнительные расходы придется платить самому. А сочетать учебу с работой непросто. Поэтому популярностью пользуются стипендиальные программы и гранты.

Один из самых удачных вариантов – найти курс обучения по своей специальности в европейской программе обмена Erasmus Mundus .

Страны

В список участников Erasmus Mundus входят десятки университетов по всей Европе. Правда, выбрать определенную страну не всегда получится: вам предоставят варианты, наиболее подходящие под вашу специальность. И окажется «идеальный» университет во Франции или в Польше – вопрос везения. Но можно заранее поискать курсы в интересующем университете и «подстроить» под них свою заявку на участие в программе.

Дистанционное обучение в Европейских университетах

Не у всех есть возможность бросить работу, собрать чемодан и поехать грызть гранит науки в лучшие ВУЗы старого света. А обучение в английских университетах остается недосягаемой мечтой из-за стоимости. Но есть прекрасная возможность – дистанционное обучение в Европейских Университетах. Бесплатно вы получаете лекции от ведущих ученых и практиков в своей специальности. Я уже закончила подобный курс по Маркетингу от Wharton, и подписалась на курс по Экономике Оксфорда.

Однако учиться за рубежом не так просто, как кажется, в основном, из-за значительных материальных затрат - сумма расходов, включающая не только стоимость обучения, но и оплату проживания, может быть внушительной. К тому же на требуются и временные ресурсы - не каждый сможет оставить работу или семью на столь длительный срок. Для некоторых студентов эти условия могут оказаться критичными.

Тем не менее, если вы все-таки хотите получить зарубежный диплом - выход есть. Это дистанционное высшее образование , продукт эпохи развитых интернет-технологий, которые сделали возможным получение высшего образования в иностранном вузе, не покидая дома.

Дистанционное высшее образование: условия обучения

Существует разные виды дистанционного высшего образования : от коротких интенсивных до более длительных.

Заочное обучение за границей проходит в комфортных условиях: студент может обучаться, находясь дома, на работе или, к примеру, в кафе. К каждому обучающемуся прикреплен личный куратор, который оказывает всестороннюю помощь в организации учебного процесса.

Все необходимые для обучения материалы доступны в личном кабинете специальной программы или могут быть отправлены на DVD носителях.

Занятия идут в режиме реального времени и транслируются через специальную программу online. Студенты, получающие дистанционное высшее образование, имеют возможность задавать вопросы и публично выступать с докладами. Все лекции записываются, так что если учащийся по какой-то причине отсутствовал на лекции, можно всегда просмотреть ее в записи в любое удобное время. С преподавателем и однокурсниками всегда можно связаться по почте или с помощью Skype.

Помимо виртуальных лекций, у студентов есть научные работы и практические занятия, которые необходимо выполнять в течение учебного процесса. Кроме того, учащийся выполняет промежуточные тесты и экзамены во время заочного обучения за границей для подтверждения усвоенных знаний.

Дистанционное высшее образование: условия приема

К студентам, поступающим на программы дистанционного высшего образования, предъявляются такие же требования, как и ко всем остальным абитуриентам выбранного вуза. Однако и диплом выпускника программы дистанционного обучения ничем не отличается от тех, что получаются студенты очного отделения вуза.

Дистанционное высшее образование со STAR Academy

Компания STAR Academy предлагает качественное дистанционное обучение в странах Европы. Наши специалисты готовы оказать всестороннюю помощь в выборе программы и профессиональную поддержку на протяжении всего образовательного процесса. Обращайтесь к нашим специалистам по телефону 797-95-55 доб. 9 или в офисах компании в и России.

С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

Ключевые результаты

За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

Охват технологий e -learning внутри вузов

Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

Инфраструктура электронного обучения

Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

Преимущества и проблемы электронного обучения

Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

MOOC

Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

Какие они, европейские MOOC ?

В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

Общие выводы

В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости

Ведущие мировые университеты и бизнес-школы предоставляют студентам со всего мира возможность обучатся дистанционно. Получить достойное образование, не выходя из дома, да ещё и в известном зарубежном вузе — звучит заманчиво! Реальность же терзает вопросами:

Учёба, по праву, считается одним из сложнейших видов человеческой деятельности. Большинство выпускников облегчённо вздыхают после защиты дипломов и чувствуют себя намного увереннее в рабочем процессе.

Проблема отечественного высшего образования — оторванность от реальности. Студент годами получает устаревшие или малоэффективные знания, не имея возможности реализовать их на практике.

Дистанционное обучение позволяет грамотно планировать свою жизнь:

  • Спокойно работать, утверждая свою финансовую состоятельность и статус специалиста.
  • Вдумчиво учиться, расширяя сферу профессиональной компетентности, подготавливая фундамент для карьерного роста.

Особенности дистанционного обучения

Дистанционное и заочное обучение – совершенно разные понятия. Заочное образование за рубежом предполагает частое, следовательно, затратное посещение университета. Далеко не каждый человек может позволить себе несколько раз в год выезжать заграницу для сдачи экзаменов, защиты дипломных проектов, прохождения практики. Проще, дешевле и удобнее получить высшее образование за рубежом дистанционно!

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное образование предполагает практически полную независимость студента от жёсткого регламента учебного процесса. Учащийся сам планирует ежедневную занятость, опираясь на требования университета. Всё обучение происходит в удалённом режиме – посредством современных компьютерных технологий.

Учебный план включает в себя прослушивание/просмотр определённого количества лекций по различным предметам, выполнение различных проектов, контрольных работ и тестов, периодическую сдачу экзаменов. Семинарские занятия, проходящие с широким кругом студентов, зачастую проводятся в удобное для учащихся время. Такой вариант повышения квалификации крайне удобен для работающих и семейных людей.

Эффективность дистанционного обучения

Стоит ли своих денег обучение онлайн за рубежом? При здравом и обдуманном подходе – безусловно! Особенность западного образования заключается в том, что студент оказывает активное влияние на формирование собственного учебного плана.

Учебный план составляется исходя из двух критериев:

  • Стандартный набор обязательных к изучению предметов
  • Индивидуальный выбор студента

Подобная гибкость с одной стороны гарантирует университету выпуск достойно подготовленного специалиста. А студенту – получение современных знаний в наиболее интересных для него сферах.

Что такое кредитно-модульная система?

Европейская система образования отличается простотой и логичностью. В процессе обучения студент обязуется набрать определённое количество баллов по каждому предмету, входящему в его учебный план. Реализуется, так называемая кредитно-модульная система, главным понятием которой является ECTS –кредит.

ECTS –кредит – это показатель успешности студента, вычисляющийся исходя из его учебной нагрузки. Прохождение определённой части учебной программы (модуля) даёт студенту определённое количество ECTS –кредитов. «Проходной» годовой балл составляет 60 ECTS-кредитов, что даёт учащемуся возможность «выехать» за счёт наиболее интересных предметов.

Степень бакалавра присуждается студенту, успешно набравшему более 180 ECTS-кредитов. Для получения магистерской степени потребуется дополнительное обучение – нужно набрать более 300 ECTS-кредитов.

Стоимость дистанционного обучения за рубежом

Расчёт стоимость онлайн-обучения зависит от:

Дистанционное обучение за границей может обойтись намного дешевле изначально запланированных затрат. Многие университеты мотивируют студентов возможностью бесплатного обучения при высоких показателях академической успеваемости и личных достижений (особенно в творческих профессиях).

Можно ли обучаться дистанционно бесплатно?

Реально ли получить дистанционное образование за рубежом бесплатно? Получить бесплатно высшее образование фактически невозможно. Зато повысить квалификацию – вполне. Бесплатный образовательный сегмент представлен разнообразными онлайн-семинарами, курсами, доступной для изучения литературой (данными исследований, новейшими учебными пособиями).

Круглый год проходят различные образовательные вебинары от всевозможных бизнес-школ (например, MBA), медиа-холдингов, промышленных предприятий и, разумеется, высших учебных заведений.

Как попасть на дистанционное обучение?

Дистанционное обучение в солидных университетах требует достаточно серьёзной подготовки. Каждый университет предъявляет определённый набор требований к кандидатам (для удалённой формы обучения перечень ограничений минимальный).

После подачи заявки на обучение, необходимо перечислить на счёт университета оплату за обучение (полностью или частично). Важно помнить, что при частичной оплате учёбы, нужно строго соблюдать сроки – иначе вас могут автоматически отчислить за неуплату.

Дистанционное обучение — идеальный вариант для целеустремлённых людей. Обладаете жизненными целями, но чувствуете нехватку актуальных знаний? Незачем тратить время на отечественные вузы. Получайте знания онлайн и сразу же реализуйте их в своей работе!

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше используя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах. Дистанционное образование в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов (университетов дистанционного образования). В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п. Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia -- UNED) в Испании, отметившего недавно свою 20-летнюю годовщину. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме.

В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного обучения (CENTRE NATIONAL D"ENSEIGNEMENT A DISTANCE -- CEND, Франция). Основанный в 1939 г. сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета (THE BALTIC UNIVERSITY). Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991--1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона (The Baltic Sea Environment), а в 1993--1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона (People of the Baltic).