А машевский лекции о смыслах. О лекции алексея машевского на портале лекториум. Педагогическая и просветительская деятельность

На просветительском портале «Лекториум» записан цикл лекций, в том числе и по русской литературе. Идея, возможно, неплохая, только странно, что физики решили критиковать лириков, да еще каких!
Один из лекторов, господин Алексей Машевский, представил вниманию студентов двухчасовую лекцию о творчестве М.Ю. Лермонтова, чье двухсотлетие отмечала Россия в прошедшем 2014 году. И это стало, вероятно, его скромным (но от всего сердца!) подарком к юбилею поэта – этаким пожухшим, но еще колючим «венцом терновым», небрежно брошенным к подножию памятника великому Мастеру.
Не вдаваясь в детали построения лекции (а уловить принцип подачи материала не так и просто: фрагменты жизни и творчества Лермонтова низвергаются на слушателей хаотично), стоит перейти сразу к комментариям. Вступительная часть лекции знакомит студентов с отвратительным характером Лермонтова: он был избалован до предела, привык главенствовать, не считаясь с иными мнениями, но уже в пансионе и университете понял – он теперь не главный… Так говорит лектор. Да, юный Михаил – взрывной, резкий, излишне прямой. А разве все великие (или себя таковыми считающие) были идеальными? Идеальных вообще не бывает: были ли близкими к идеалу Некрасов и Достоевский, Тютчев и Фет, Маяковский, Есенин?… Но к по-настоящему смертному греху поэта г-н Машевский причисляет всколыхнувшее всю Россию стихотворение «Смерть поэта». Возможно, вся читающая Россия 19-го века обладала исключительно дурным вкусом? Все были полными профанами в поэзии? Ведь стихотворение-то было принято на ура!
А вот господин Машевский как раз с ними и не согласен. Он читает «Смерть поэта» (отнюдь не наизусть, а жаль) по книге, и то с ошибками и извинениями. Слушатели узнают, что половина стихотворения – «вода», «море лишних слов», «штамп на штампе». И штампы эти – «мертвое место в стихотворении», а Михаил Юрьевич, по мнению лектора, вовсе и не думает в это время о Пушкине. «Пушкин перевернулся бы в гробу, услышав это стихотворение»,- делает вывод оратор, ибо для Лермонтова-то вообще «Пушкин – десятый вопрос».
Господина Машевского радует эмоциональная окраска стихов поэта, «яркая, бьющая через край, выше, чем у других …» Но и здесь обнаружил он неувязочку: стихи-то, оказывается, писались с холодной головой, в них много заимствованного и «всякой солянки»; в ранней лирике Лермонтова (а была еще и поздняя, после 26-ти прожитых лет?) воздействие эмоций преобладает над смыслом. Видимо, этого самого смысла и не может понять суровый критик в строчках:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…

Именно это место считает Машевский «чудовищным», он никак не может расставить по местам «пазлы», а ведь дело-то всего в безобидной инверсии: потомки отцов, прославленных известной подлостью… Оказывается, что это некая риторическая фигура из поэзии 18-го века…
И еще один смертный грех обнаружен у 23-х летнего поэта. Да, юный автор использует эмоциональный напор воздействия на читателя, прием «возбуждающей речи». И критик готов считать это открытием Лермонтова! Но тут наносится следующий удар давно усопшему гению: путем долгих и кропотливых исследований жестокий автор лекций выяснил, что ни Бестужев, ни Подолинский (а это величина?), ни зрелый Жуковский, ни Пушкин – никто из них никогда не был так «маниакально зациклен на себе», как Лермонтов. Ведь он, по мнению господина Машевского, «писал о себе, любимом, километрами». Контакт же с читателями поэт нашел, удачно эксплуатируя идею возвышения собственного Я. И снова мудрый вывод не заставляет себя ждать: «Держаться на собственном Я невозможно долго, от этого СЕБЯ можно устать»..
Поражает и рассуждение лектора о гибели Михаила Юрьевича. Ведь Мартынов, оказывается, хочет не смерти Лермонтова, он просто считает, что его «необходимо приструнить»… И «приструнил» же, подлец: с расстояния в шесть шагов выстрелил в грудь поэта… Выстрел не мог не стать смертельным…
Беспардонные нападки на молодого поэта не делают чести одному из лучших преподавателей Санкт-Петербурга – именно так позиционирует лектора руководство портала. Но если настолько некорректна лекция лучшего, то что же сказать о лекторах «средней руки»? Мне жаль петербургских студентов – уж простите за откровение.
Господин Машевский не оригинален в своих нападках на великого поэта, которого современники называли «русским Гете». Среди пытавшихся дискредитировать блистательного юношу был литературный критик Николай Зубков. Он тоже искал промахи и провалы в произведениях Лермонтова. Великий правдолюбец и, вероятно, зоркий зоолог-любитель, он на полном серьезе в статейке «Лермонтовские ошибки» сообщил, что поражен неточностью (о ужас!) фактической. Обнаружив в поэме «Демон» строчки:
И Терек, прыгая как львица
С лохматой гривой на хребте…
Зубков возликовал и не преминул заметить: «У львицы нет гривы, да и у льва она растет совсем не на хребте…»- вот что значит зоркое око! Очень ценное открытие настоящего критика!
Но были другие, деликатные, корректные, поистине интеллигентные знатоки. Настоящие литературоведы.
Всю свою жизнь блистательный исследователь-лермонтовед Ираклий Андроников бережно и кропотливо занимался изучением творчества так рано ушедшего из жизни поэта. Он сумел понять, что Лермонтов «мятущаяся душа», исполненная противоречий,а жажда действия – главная черта как лермонтовских героев, так и самого поэта:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Лермонтов ощущал в себе поэтический дар – «страшную жажду песнопенья». Да, в нем жило чувство собственной исключительности. А разве не был он исключительно талантлив? Да, его первые стихи были подражательными. Разве только у него? Этим в первых своих пробах пера грешили и другие (хотя бы такие разные Пушкин и Есенин). А о своей исключительности сообщали читателю очень многие: Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Есенин: (…говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…»), Северянин («Я, гений Игорь Северянин…»). А чего стоит дерзкий манифест «Пощечина общественному вкусу» - творение молодого Маяковского и К?» Или Хлебников, который в «Автобиографической заметке» к своему сборнику «Я для вас звезда» признается, что «многие Хлебниковы» в роду «отличаются своенравием и самодурством».
Ваша лекция (вторую ее часть слушать было уже невозможно) прозвучала, но не войдет она в историю русской литературы или критики.
А вот 23-х летний юноша, написавший на едином дыхании «Смерть поэта», на следующий день, как теперь принято говорить, проснулся знаменитым. Небрежные и желчные слова о великом поэте не сотрут в памяти читающих разящих завершающих строк, заклеймивших навеки «жадною толпой» стоящих у трона палачей «Свободы, Гения и Славы»!
Лермонтов прекрасно понимал, каковы будут последствия этого выпада, но не отступил.
Вопрос к автору лекции: «А вы могли бы?» Или гораздо проще «обличать» тех, кого уже нет на этой земле? Это же не только вопреки истине, но и вопреки традиции: о мертвых – или хорошо, или ничего… Да еще в юбилейную годовщину. Но на дуэль лектора вызвать некому, «приструнить» - тоже.
Можно было бы поговорить и о Тютчеве, который, пользуясь лексикой господина Машевского, «пописывал» стихи – экое пренебрежение! Или детально выяснить, в чем именно состоит «крупная неправда, которая пронизывает все российское образование»… Но стоит ли? Пустое занятие. Вспомните Крылова:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…

С уважением (к Лермонтову, Тютчеву и другим великим и
талантливым), учитель русского языка и литературы
Татьяна Гай, Москва, март 2015г.

Рецензии

"странно, что физики решили критиковать лириков"
Здравствуйте, Татьяна! Думаю, что физики занялись этим не просто так. Когда я в 2008 году пришёл на этот сайт, то обнаружил совершенно новое для меня поле для исследований. Нет принципиальной разницы - исследовать ли физические законы природы, или особенности стихосложения. Методы исследования, наработанные в одной области, успешно работают и в другой. Наблюдательность, знания, эрудиция, собственный опыт, построение моделей, изучение критики - я облазил не только наш сайт, но и весь интернет, потому и на Вашу статью зашёл тоже, - это основа всякого исследования.
Относительно Машевского, не буду касаться именно Лермонтова, могу сказать - человек эрудированный, понимающий, что говорит, а, главное, побуждающий мыслить, а не удовлетворяющийся уже установленными знаниями. Меня лично А.Машевский навел на Елену Невзглядову, о существовании которой без него я бы не знал.
Моя статья с цитированием обоих, вот здесь -

Если Вы, Татьяна, интересуетесь литературоведческими статьями, написанными физиком, то заходите на эссе на моей страничке. Я стараюсь не быть дилетантом, я внимательно прорабатываю всё, что нахожу.
И, честное слово, я бы не занимался этим, если бы находил достаточные объяснения особенностям стихосложения в работах гуманитариев. Но нет, многие из них этого не знают.
Воспользуюсь случаем, и прямо обращаясь к Вам, как к профессионалу, хочу указать, на интересные материалы сайта -
Статья Юденко, эта и другие -
Эссе Натальи Максимовмы Кравченко -
эссе много, они очень интересны.
Буду рад всякой дискуссии и по вопросам стихосложения, и по школьному образованию - и дети, и внуки учились, проблемы я знаю хорошо. Свою учительницу литературы (когда это было!) вспоминаю с благодарностью.

С уважением, буду рад, если заинтересую Вас, Дмитрий

Биография

По образованию физик (закончил и 7 лет работал в СССР). С 1990 года и до момента закрытия был редактором отдела прозы, поэзии и публицистики журнала «Искусство Ленинграда» (с 1992 года - журнал «Арс»).

Педагогическая и просветительская деятельность

Помимо работы в различных учебных заведениях Петербурга (в частности, в Некрасовском педагогическом колледже) Алексей Машевский читает лекции для вольнослушателей. Он является автором оригинального курса по истории русской поэзии (СПбГУ , Менделеевская аудитория) и лекционного цикла "Золотые имена мировой литературы" (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме).

С 2001 года Алексей Машевский - главный редактор сетевого альманаха «Folio Verso », где наряду с художественными произведениями (литературными и живописными) публикуются научные статьи, рецензии, материалы по культурологии и истории искусства, а также учебные пособия. В аннотации к альманаху сообщается:

«Авторы проекта «Folio Verso» видят в издаваемом ими альманахе попытку эстетической и смысловой дифференциации литературно художественной информации, содержащейся в сети Интернет. Считая, что эпоха постмодернизма клонится к закату, они ставят своей целью постараться заглянуть в будущее русской литературы и, прежде всего, литературы петербургской. К проекту привлечены видные деятели отечественной культуры».

Библиография

Летнее расписание. Л., 1989

Две книги. СПб, 1993

Признания. СПб, “Арсис”, 1997

Сны о яблочном городе/Свидетельства. СПб, “Urbi”, 2001

Вне времени. СПб, “Urbi”, 2003

Пространства и места. Избранное. - СПб: Файнстрит, 2005

В поисках реальности. СПб, “Коста”, 2008

Древо желаний. СПб, “Коста”, 2010

Моё с лекциями петербуржского поэта и эссеиста Алексея Машевского по европейской литературе (а фактически – по духовному воспитанию через литературу) произошло в 2011 году, и этому знакомству я очень многим обязан. С тех пор известное количество воды утекло, и то, что раньше могло просто ученически восприниматься, вызывает всё больше вопросов и даже возражений, что по-своему подтверждает ценность пройденного пути.

Культурно-просветительская деятельность А. Машевского включает организацию нескольких курсов лекций и культурных поездок, с 2014 года объединённых в проект "Нефиктивное образование" , а также руководство сетевым литературно-художественным проектом "Folio Verso" и литературной студией при Доме писателя (с 2017 года она, правда, собирается уже без него, но сохраняет имя А. Машевского в названии). Представление о мировоззренческих основаниях этой деятельности, её целях и задачах, лучше всего, думаю, может дать открытое письмо , адресованное читателям "Folio Verso". Приведу лишь несколько выдержек из него:

"Я хотел бы привлечь внимание всех заинтересованных и думающих людей к следующей проблеме. По-видимому, мы стоим сейчас перед трансформацией общества, равнозначной той, которая происходила в XV - XVI веках с внедрением книгопечатанья, а может быть и более глобальной, сравнимой с эпохой изобретения письменности. <...>

Интернет в его теперешнем виде убирает последние фильтры, последние барьеры на пути информационного цунами, беспрепятственно вторгающегося на выровненную, утрамбованную территорию современной культуры. Человечество целыми сегментами своей жизнедеятельности уходит в виртуал. Но фокус в том, что Интернет никак ценностно не структурирован, а значит, по определению антикультурен, поскольку культура - это не что иное, как смысловое пространство, обладающее своим четко выраженным рельефом. <...>

Важнейшая задача, от решения которой зависит выживание человека разумного, - придание жизненному пространству, существенным сегментом которого становится Интернет, ценностной структурности, смысловой иерархии. Поэтому роль сетевых ресурсов, посвященных высокой культуре, задающей смысловую вертикаль, делается особенно ответственной. <...>

На наших глазах заканчивается огромная эпоха, начавшаяся четыреста лет назад с Бэкона и Галилея, обосновавших принципиально новый по сравнению со средневековой схоластикой тип мышления. Опытное знание, создавшее науку Нового времени, привело европейскую цивилизацию к невероятному торжеству технологий и устрашающей нищете духа. Сегодня нам опять необходимо искать иные пути в будущее, переводить жизнь человека на другие ментальные основания."