Медицинская биология. Жизнь как космический феномен Жизнь как космический феномен, ее возникновение на Земле. Современные гипотезы познания живого. Жизнь с точки зрения синергетики

Недавно группа немецких и американских генетиков, возглавляемая профессором С.Таабо из Мюнхенского университета, сделала сенсационное открытие. Оказывается, неандерталец, который с момента обнаружения в 1856 году его ископаемых останков, всегда занимал в эволюции человечества промежуточное положение между питекантропом и современным человеком, к нашей с вами далёкой родословной никакого отношения не имеет.
Профессор С.Таабо и его коллеги извлекли из останков неандертальца возрастом около 30 тысяч лет фрагмент ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты, главного носителя наследственности. После сравнения древней ДНК с таким же фрагментом из клетки современного человека оказалось, что неандерталец вовсе не был предком нынешнего Гомо сапиенс.
Это открытие генетиков подтверждают и антропологи – немцы Ральф Шмит и Юрген Тиссен, а также англичанин К.Б.Стрингер. Неандертальцы безраздельно господствовали в Европе в течение 200 тысяч лет. Но около 40 тысяч лет назад откуда-то с Востока или из Африки на их земли вторглись орды наших непосредственных предков – кроманьонцев, обладавших более развитым умом и совершенным оружием. В жестокой борьбе они уничтожили большинство неандертальцев, а остальные бежали в удалённые уголки планеты. На жестокость борьбы указывают массовые захоронения неандертальцев с пробитыми черепами и другими боевыми ранами.
Сопоставив все эти данные, учёные пришли к выводу, что скрещивания между прямыми предками современных людей и неандертальцами не происходило. Сегодня человечество может благодарить науку за то, что оно вдруг лишилось прародителей, и вопрос о происхождении Homo Sapiens вновь остался бы открытым, если бы не мумия.
Эта мумия не из захоронения фараонов. Её обнаружили в 1995 году в глыбе вечного льда в высокогорном районе Центральной Монголии. Она оставалась во льду в течение 4-х тысяч лет. Мумия имеет длинные красные волосы, доходящие до плеч и массивные предплечья с татуировкой.
Но некоторые внутренние органы и фрагменты мозга сделаны из неизвестных нам искусственных материалов. Создаётся впечатление, что они были созданы в результате поэтапных серий сложных операций, которые значительно превосходят уровень, достигнутый сегодня на Земле. Представляется, что все предпринятые хирургические манипуляции были не случайны, а предусматривали создание такого совершенного киборга, который был бы способен гарантированно выполнять наблюдения и сбор материалов именно в земных условиях. Такое заключение сделали исследователи Джастин Мэннерс (США) и Кент Дженингс (Англия), изучавшие мумию. Они пришли к выводу, что при жизни она была киборгом, то есть существом, объединяющим в себе черты робота и гоминида. Термин «гоминид» обозначает представителя семейства отряда приматов, включает как ископаемого человека, так и современных людей. Не надо путать с «гуманоидом» - пришельцем из Космоса, внешне напоминающим человека.
Если опереться на многие утверждения и факты по поводу множественных следов посещений Земли существами из Космоса, то можно рассматривать Землю как космическую колонию.
Развиваем гипотезу дальше. Поверхность Земли-колонии строго разделена между различными космическими центрами на отдельные секции, «зоны собственности», где они осуществляют свою деятельность, включая изыскания и эксперименты. Они посылают своих роботов, киборгов и гоминидов выполнять определённые задачи, собирать материалы и информацию, вести эксперименты на живых существах, включая сложные хирургические операции. Во многих случаях такие операции приводили к необъяснимым отклонениям, интерпретируемым археологами и патологоанатомами как уродства. Эксперименты, по-видимому, могли также проводиться с целью создания новых клонированных существ. Все это заставляет говорить о космическом источнике происхождения гоминидов, включая Человека.
Такие авторитеты как Константин Циолковский и Жак Валле подчёркивали не раз, что Человек, прежде всего, космический феномен и только после этого – земной.
Выходит, что свидетельства происхождения и эволюции Человека следует искать в Космосе. На Земле существует только хаотичное собрание цивилизаций, доставленных или поставляемых различными космическими центрами. Они не обнаруживают ни языковой, ни культурной взаимозависимости, ни общего прогрессивного движения.
Они очень различаются по образу жизни, цвету кожи, телосложению, культурным стандартам, особенностям характеров и религиям. Одни из них, в настоящий момент, живут в процветании, другие – в упадке и дезинтеграции.
Все это противоречит официальной теории происхождения Человека, поднимающей его к обезьяньему гнезду на дереве и, видимо, никого уже не сможет шокировать. Уфология, особенно её раздел, называемый палеоуфологией, разрушает учение о происхождении человека от обезьяны, обитавшей на Земле.
Не координируемая космическими центрами обстановка на Земле, данная только как подарок свободного Космоса, привела к неконтролируемой перенаселённости Земли, растущему уничтожению невосполнимых природных ресурсов и разрушению окружающей среды. Неминуемые фатальные последствия этого никого не останавливают.
Когда отдельные центры нарушают границу «зон собственности», между ними возникают конфликты. Они проявляются в столкновениях между НЛО с гибелью некоторых из них.
После таких рассуждений возникает много вопросов. Один из главных – откуда все-таки в наше жизненное пространство вторгаются НЛО и пришельцы? При этом оговоримся: пространство, где возникают уфологические ситуации, называть «нашим» можно только условно, поскольку оно давно обжито и «не нашими» пришельцами. Сегодня нет научных данных о том, что к нам прилетает кто-либо с какой-то конкретной планеты. Просто мысль об инопланетном базировании НЛО – это первое, что приходит в голову. Но ведь можно думать и по-другому. Земля – элемент Космоса; мы, по большому счёту, живём в космическом пространстве. Поэтому те, кто говорят, что нас посещают пришельцы из космоса, не очень грешат против истины. Ну а где же они, наконец, гнездятся – на Земле, на сверхдальних звёздах, в складках окружающего нас многомерного пространства, ещё не изученного нашей наукой – сказать трудно.

44. Почему в центр внимания современной философии встала проблема сознания?

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.

Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Представители современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других дает возможность исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания:

Как в процессе эволюции неживой, неощущающей природы возникла мыслящая материя?

Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания?

Что такое идеальное, какова его природа? И другие.

Указанные вопросы непосредственно связаны с общей философской и научной проблемой происхождения человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках этой гипотезы сформулированы несколько идей, в частности концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д.Дидро еще в XVIII веке.

Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила в качестве предыстории сознания, как связующее звено между материей косной и материей мыслящей. Наиболее близко к идее отражения в истории философии подходили сторонники гилозоизма, но они наделяли всю материю способностью ощущать и мыслить, тогда как эти формы отражения характерны лишь для определенных ее видов, для живой и социально организованной форм бытия.

Как подойти к изучению общих для Вселенной законов жизни? Какие из наших представлений о жизни, о свойствах жизни не могут быть разными для разных миров Вселенной?

Везде, где существуют организмы, должны проявляться обмен веществ между организмом и средой и внутри организма, рост организма и рост биомассы как результат размножения, наследственность, раздражимость и другие реакции живой системы на внешние воздействия. Этим не ограничиваются свойства жизни, но достаточно исключить одно из них, и живое перестанет быть живым. Возможно лишь временное прекращение обмета, роста или ответов на внешние раздражения, да и то при особых условиях, когда организм или отдельные клетки находятся в состоянии анабиоза - обратимой остановки функций.

Нет разумных оснований для того, чтобы представлять себе жизнь на других планетах принципиально иной.

Точно так же некоторые закономерности биологической эволюции должны проявляться везде, где есть жизнь. К ним следует отнести естественный отбор, приспособление организмов к окружающим условиям среды, постоянное совершенствование формы и функций, биохимическую эволюцию.

При своем питании, росте, размножении и отмирании организмы используют вещества, находящиеся в окружающей их среде, и интенсивно вовлекают их в круговорот веществ в природе. Вся внешняя оболочка земной коры перерабатывается организмами. Эта роль организмов в круговороте веществ также должна проявляться везде, где есть жизнь, это космическое свойство жизни. Вовлекая в круговорот веществ химические элементы, организмы на данной планете, возможно, тем самым оказывают влияние и на ближние к нам миры.

К этому следует добавить, что для жизни особенно характерно непрерывное и качественное изменение химического состава и непрерывное обновление и восстановление всех основных видовых особенностей: структуры, химизма и функций. Эти явления обратимости, самовосстановления живой системы должны характеризовать явления жизни, где бы они на были. Только благодаря изменчивости, самовосстановлению, наследственности может осуществляться приспособление к окружающей среде.

Бесконечное разнообразие химического состава живых систем на Земле позволяет думать, что на других мирах организма по своему строению, функциям, приспособлениям к внешней среде не только могут быть, но и должны быть непохожи на организмы Земли. Биологи знают, что химические элементы в организме могут заменять друг друга. На протяжении эволюции в разных группах животных возникли виды, которые для одной и той же функции используют разные химические элементы.

Известно, например, что в окислительно-восстановительных реакциях у всех организмов принимают участие пигменты. Пигменты крови у животных выполняют роль переносчиков кислорода. В состав этих пигментов обязательно входят атомы металлов, которые соединяются с кислородом. И вот в гемоглобине крови позвоночных таким металлом является железо, а в гемоцианине, свойственном беспозвоночным животным, - мед. Оба пигмента несут одинаковую функцию. В крови беспозвоночных животных - асцидий - найден ванадий, который, как полагают, также играет роль в окислительно-восстановительных процессах.

Возможность замены в организме одних атомов другими еще недостаточно изучена, но известно, что наибольшее сходство биологической роли и, следовательно, наибольшая взаимозаменяемость элементов зависят от места их расположения в периодической системе Менделеева, иначе говоря, от строения атома.

С помощью меченых атомов показано, например, что кальций и магний, входящие в состав костной ткани, могут замещаться стронцием, барием или радием, т. е. металлами, которые, так же как кальций и магний, принадлежат ко второй (главной) группе периодической системы. Совершенно естественно, что на других мирах, в других условиях возможны и другие комбинации, другие замены.

Но могут ли живые существа на других мирах быть устроены принципиально иначе, чем земные? Могут ли такие элементы, как углерод, азот, входящие в состав всех организмов на Земле, отсутствовать или не играть основной роли в биохимическом строении организмов?

Высказывалось мнение, что кремний, который, так же как углерод, способен вступать в огромное количество разнообразных соединений, может конкурировать с углеродом, заменяя его в органических веществах. Но ведь на Земле кремний - один из наиболее распространенных элементов. В земной коре его несравнимо больше, чем углерода. И в состав организмов он входит в больших количествах: некоторые группы организмов даже называют кремниевыми (водоросли, высшие растения). Но кремний используется организмами преимущественно на построение скелетов и опорных частей клеток, встречаясь в других органах только как микроэлемент. Он никогда не заменяет углерод, очевидно потому, что и не может заменить этот элемент в биохимических превращениях в клетке.

Значит, там, где есть углерод, живое вещество должно строиться на основе углерода. Обсуждать же проблему, возможна ли жизнь за счет кремния там, где нет углерода, у нас сейчас нет оснований.

В состав живого вещества входят и другие элементы, без которых оно не может существовать.

Среди них особое значение имеют азот, кислород, водород, углерод, служащие основой белков. Вряд ли можно представить себе живое вещество, не содержащее белков. Правда, профессор Пири в Англии высказал недавно мысль, что возможно существование жизни без белка, нуклеиновых кислот и вообще биологических полимеров.

Классическое, данное Ф. Энгельсом определение жизни как способа существования белковых тел подтверждается новейшими исследованиями. Изучение химического состава организмов, начиная от самых примитивных форм, показывает поразительное единство в основном химическом строении живого вещества. У него всегда есть белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты; в состав всех существ, кроме вирусов, входят углеводы, минеральные вещества и вода. Произошли ли организмы от одной первичной формы или от нескольких, первоначальная живая система на Земле могла состоять только из этих веществ.

Несмотря на огромное разнообразие условий во внешней среде, на Земле в течение 2 миллиардов лет со времени возникновения на ней жизни, не возникло ни одной новой комбинации в химическом строении живого вещества, которая была бы совершеннее его белковой природы или которая могла бы ее заменить.

Поэтому можно считать, что химическое строение тех организмов, которых мы знаем, в целом определяется не специфическими условиями Земли, а прежде всего космическими факторами. Почти все элементы периодической системы Менделеева, которая отражает химическое строение Вселенной, входят в состав живых существ на Земле. Это указывает на космический характер химического состава организмов; он не может быть принципиально иным у организмов других миров.

Единство жизни подтверждается и изучением физико-химического строения протоплазмы. Любой живой системе должна быть свойственна способность непрерывно изменяться и вместе с тем сохранять постоянство в силу процессов самообновления и восстановления. Нельзя представить себе столь подвижную систему, состоящей из веществ в одной физической фазе: твердой, жидкой или газообразной. Для жизни обязательна коллоидная система, состоящая из всех трех фаз.

Нельзя себе представить живую систему только жидкой - она стала бы растекаться и не имела бы формы; газообразная - она бы неограниченно расширялась в пространстве; в твердой был бы невозможен обмен веществ. Коллоидное состояние протоплазмы, по-видимому, определяет и клеточное строение организмов

Трудно думать, что может быть жизнь без воды. Вода - важнейшая часть протоплазмы; это не только лучший растворитель; она принимает непосредственное участие в наиболее важных реакциях обмена, например, в гидролизе, окислительно-восстановительных процессах и других. Нет других таких жидких веществ, которые могли бы заменить воду в живой системе. Замечательно, что в протоплазме клеток разнообразных организмов содержание воды очень постоянно: 70-80%. Уже небольшое уменьшение этого количества снижает интенсивность обмена веществ, и организмы или клетки переходят в состояние покоя, анабиоза. Полное отсутствие воды на других планетах свидетельствует о невозможности на них жизни; наличие воды делает вероятными гипотезы о существовании каких-то форм жизни.

Электронно-микроскопические исследования, позволяющие видеть тончайшие структуры клетки, протоплазмы, увеличенные в сотни тысяч раз, открыли перед нами неожиданные картины строения живой материи. Оказалось, например, что мельчайшие «зернышки» в протоплазме - митохондрии, величина которых обычно немного больше микрона (0,001 мм, имеют сложную систему каналов и мембран). С митохондриями связана вся ферментативная деятельность клеток. Замечательно, что схема строения этого «органа» одинакова и в клетках простейших организмов и у самых сложных, высших животных. Можно предполагать, что тончайшее строение протоплазмы определено не только специфическими условиями развития жизни на Земле, но и свойственно живом системе вообще. Но в этом направлении нужны еще дальнейшие исследования.

Таким образом, уже накопленные биологией сведения позволяют определить некоторые черты живого, которые те могут быть присущи только жизни на Земле. Задача космической биологии - конкретизировать эти знания, установить, какие свойства организмов обусловлены специфическими условиями Земли, а какие необходимы и характерны для жизни вообще.

Для проблем космической биологии и, в частности, для изучения вопроса о возможности жизни вис Земли моделью могут сложить некоторые клетки и организмы (преимущественно одноклеточные) с потенциальной способностью переносить такие условия среды, которые не способны выдерживать большинство сложных организмов.

Изучая сложные организмы, мы поражаемся разнообразию жизненных явлений. Исследуя клетку, мы находим не менее поразительное единство строения и основного химического состава, общность функции всех клеток, независимо от уровня организации животного или растения.

На Земле мы не знаем форм жизни, не имеющих клеточного строения; исключением являются только вирусы, которые существуют в клетках других организмов и не могут размножаться вне клетки

Наука о клетке - цитология - утверждает, что клетка является элементарной единицей и основной формой живой системы. Возможно, что это положение окажется верным и для жизни на других мирах. Одноклеточные организмы - бактерии и простейшие, все клетки животных и растений, обладают общими признаками, характеризующими свойства живой материи, о которых мы уже говорили.

Жизнь на Земле - планете, подчиняющейся общим законам космоса, не может не зависеть от космических факторов. В свою очередь живые организмы, влияя на планету, оказывают свое влияние и на космос. Жизнь на земной поверхности существует за счет энергии Солнца, а через живую материю, как показал Вернадский, эта энергия передается в глубокие части планеты. Микроорганизмы, встречающиеся даже на больших глубинах в коренных породах, производят химические процессы и вовлекают в круговорот веществ находящиеся там химические элементы.

Влияние космических факторов на земные организмы огромно. Солнце определяет жизнь зеленых растений, использующих энергию видимых его лучей в процессе фотосинтеза. Невидимые лучи длинноволновой области спектра (инфракрасные) служат основным источником тепловой энергии на Земле, так же как и на Венере и на Марсе. Все другие процессы, идущие с выделением тепла (вулканическая деятельность, радиоактивный распад, деятельность человека), дают Земле ничтожные количества тепла по сравнению с инфракрасным излучением Солнца.

От интенсивности радиации Солнца и законов вращения планеты зависят климат, распространение и размножение видов растений и животных, периодические явления в природе и круговорот веществ. В последнее время усиленно изучается влияние на климат и жизнь тех процессов, которые протекают на солнечной короне; по-видимому, они имеют очень большое значение.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи солнца обладают высокой химической активностью. Известно, что они губительны для живых клеток. Самые короткие лучи (с длиной волны короче 380 ммк), наиболее опасные, задерживаются озоновым слоем в верхней части атмосферы Земли. Обычно считают, что, если бы атмосфера пропускала эти лучи, жизнь была бы невозможна.

Ультрафиолетовые лучи с большей длиной волны, проникающие сквозь атмосферу, имеют важное значение для организмов, так как способствуют образованию некоторых витаминов.

Новейшие исследования указывают на то, что коротковолновые ультрафиолетовые лучи не обязательно должны уничтожать все живое на Земле и в космосе. На заре жизни на Земле озонового слоя в ее атмосфере не было, и фотохимическая роль ультрафиолетовых лучей проявлялась значительно сильнее. По-видимому, именно короткие ультрафиолетовые лучи, способствуя синтезу аминокислот, сыграли большую роль в возникновении жизни.

У ныне живущих организмов степень чувствительности к этим лучам разная: есть и организмы, достаточно устойчивые. Не всегда ультрафиолетовые лучи проникают через оболочки и покровы тела. У клеток могут вырабатываться специальные вещества, защищающие химически или задерживающие ультрафиолетовые лучи, как экран. Экспериментально доказано, что при постепенном облучении может повышаться устойчивость к этим лучам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В основе этой картины развития Земли как космического тела была некоторая изначальная гипотеза, фиксирующая факт становления жизни на нашей планете. В. Вернадский не занимался специально проблемой возникновения жизни, ограничиваясь констатацией факта, который он назвал эмпирическим обобщением: жизнь на Земле возникла - это эмпирический факт. Его он и взял за основу своей конструкции. Более того, В. Вернадский полагал, что жизнь на Земле имеет достаточно древнее происхождение. Сегодня это предположение имеет разнообразные подтверждения. Но главное из них - это обнаружение следов жизни на Земле, которая существовала 3,5-3,8 миллиарда лет тому назад. Другими словами, возникновение Земли как космического тела, происшедшее около 4-4,5 миллиарда лет тому назад, и появление на ней жизни произошли по космическим масштабам почти одновременно.

Академик В. Вернадский полагал жизнь космическим явлением. Из всего его учения следует, что феномен жизни, возникновение живого существа он считал естественным этапом развития материи. Концепция о том, что жизнь есть явление космического масштаба, имеет очевидное подтверждение: жизнь существует на космическом теле - планете Земля.Зачем нам гало, когда есть поле? Зачем нам Гелиокосмос, когда есть Космос? - все вправе нам, эниологам, задать такие вопросы. Но вспомним, что развитие науки всегда опиралось на новые модели, охватывающие сущность поисходящих процессов, по новому их дополняющие.

Мы говорили об эволюционно сформированной решетке метагалов, окружающих Землю и создающей топологию ее вещества. Как сама Земля имеет свое обширное гало в Космосе, так его имеет и процесс ядерного взрыва. Будучи произведенным, считает Е.Разин, он фиксируется не в локальной точке поверхности Земли, а многократно в распространяющемся земном гало, контактирующем с другими планетами, Солнцем и звездами. Их потоки посредством гало "давят" на Землю и значительно уравновешены эволюцией "самозапирания стоячих волн". Ядерный взрыв можно уподобить открытию шлюзов через которые способны хлынуть потоки нежелательных для жизни форм метагалов. Вещество Земли как бы продувается как смертоносным ветром ядерного процесса, так и видео - измененным давлением на него невидимого эниологического потока и полевой массы Вселенной.

Механизм гало может наводить гигантские катастрофы не только в локальной точке земли, но, например, на Солнце. Несопоставимость масс здесь не должна играть существенной роли: межземное - солнечное пространство может быть организовано по принципу двойного гидравлического насоса, в котором карлик, давя пальцем на малую площадь, поднимает гиганта, стоящего на большей. Если этот гигант - Солнце, то, стремясь уравновесить себя, отвечает "пушечными выстрелами магнитных бурь.

Впрочем, это можно проверить, если ученые в разных частях света, случись ядерный взрыв и если их предупредят заранее о намерении его провести станут наблюдать через поляризующие фильтры различные источники неба.

Евгений Разин высказывает такую гипотезу: в момент ядерной реакции плоскость поляризации света звезд и галактик должна вращаться - пусть незначительно, но на некий угол. Это отклонение можно обнаружить.

Возможно и временное общее изменение и других каких-либо характеристик, например, ускорение или замедление частоты излучения независимых источников.

Это одна из гипотез так называемого общепространственного мышления в модели Гелиокосмоса Е. Разина. И, конечно, обо всех даже бегло здесь нам не удастся рассказать.

25.Проблема происхождения и сущности жизни.

Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. В этой проблеме - два основных аспекта, тесно связанных между собой:

Вопрос о взаимоотношении живого и неживого, о качественных особенностях организмов, т.е. вопрос о сущности жизни;

Вопрос о происхождении, или вечности, жизни.

О философском значении этих вопросов свидетельствуют многовековая история познания и те концепции, которые возникали в истории при попытках решить эти вопросы.

Другим свидетельством философского смысла названной проблемы служит ее глубокая связь с проблемами сознания и познания, с вопросами о природе чувственного и логического восприятия, об устойчивости и изменчивости в живой природе, об иерархичности, целостности и целесообразности строения и поведения живых систем.

На протяжении многих веков понимание жизни и смерти, отношений живого и неживого, возникновения и развития организмов становились полем метафизических спекуляций и натурфилософских построений. Вплоть до середины XIX в. проблема жизни даже не была серьезно поставлена. Отдельные гениальные догадки не меняли сути дела: жизнь либо отождествлялась с другими (неорганическими) формами движения, либо объявлялась особым феноменом, проявлением действия особого рода субстанции - жизненной силы.

Различные аспекты этой проблемы оживленно обсуждаются естествоиспытателями и философами, биологами и геологами, астрономами и математиками, учеными-рационалистами и теологами. История этой проблемы пронизана борьбой двух основных направлений - витализма и механицизма.

В середине и во второй половине XIX в. проблема жизни в ее преломлении к существованию человека привлекла внимание и философов гуманитарного склада, что выразилось в появлении различного рода "философий жизни" (экзистенциализм, ницшеанство, Дильтей и др., русский экзистенциализм), абсолютизирующих отдельные стороны духовной жизни и психической деятельности человека.

ЖИЗНЬ КАК КОСМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

К.Х. Хайруллин

К.Э. Циолковский неоднократно подчеркивал необходимость преодоления узкого геоцентрического взгляда на жизнь и утверждения космического подхода к ее пониманию. Но что означает тезис: жизнь есть космический феномен?
1. Жизнь есть не случайный, а закономерный результат космической эволюции, связанный с ростом организованной сложности материальных структур, овладевших через естественный отбор способностью к саморазмножению на основе генной информации. Жизнь есть многоуровневая системная иерархия, имеющая антиэнтропийную сущность и открытая для разнообразных взаимодействий.
2. Жизнь является комическим феноменом и потому, что существует и развивается под непрерывным воздействием космических сил и факторов как периодического, так и непериодического характера. Жизнь подчиняется космическим ритмам, синхронизируя фазы своей активности и пассивности с последними. Для земной жизни главным космическим детерминирующим фактором и источником энергии выступает Солнце.
3. Космичность жизни означает то, что она должна иметь множество мест обитания, т.е. существуют иные живые миры, а земная жизнь не является единственной. На вопрос: насколько жизнь распространена во Вселенной, у современной науки пока нет определенного ответа. Но открытие в последнее время так называемых экстермофилов, т.е. форм микроскопической жизни, способных жить без солнечного света глубоко под землей и водой при высоких температурах и давлениях, дают основания полагать о весьма широком спектре условий, в которых жизнь может существовать. Космическая распространенность жизни зависит от следующих факторов: а) наличия благоприятных условий для живого во многих местах; б) частоты самозарождения жизни; в) сроков существования «очагов» жизни, их прочности при глобальных катастрофах и тенденциях к самоуничтожению; г) способности жизни к космическим путешествиям и освоению необитаемых миров.
4. Жизнь может существовать не только в нуклеиново-белковой форме. Строятся догадки о кремниевой, плазменно-полевой и иных экзотических формах жизни. Пусть это догадки, но игнорировать возможность существования таких форм жизни нельзя. Не исключено, что за наблюдаемыми порой в окружающем мире аномальными явлениями скрываются непонятные для нас формы жизни. На такую возможность указывал К.Э. Циолковский.
5. Наконец, жизнь космична и потому, что на определенном этапе своей эволюции порождает разум, открывающий совершенно новые перспективы. Разум – это высшая надстройка в иерархии жизни, способная к активному преобразованию и выносу жизни за пределы планеты с помощью искусственных средств. Космизм рассматривает стремление жизни к завоеванию и основанию новых экологических ниш как закономерность ее развития.

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под...

https://www.сайт/poetry/1150047

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь...

https://www.сайт/poetry/1151770

... феномен . На ступени исканий видимых проявлений остановилось мы. Нам нужно утвердить сознание на мысли о дальних мирах. В стимуле духотворчества заложено всё безграничное устремление, в нём хранится великое космическое устремление. Только понятие невидимой материализации даст истинное устремление, ибо в этом великом импульсе Вселенной ... душу свою за други своя. Часто, эта заповедь применяется к самопожертвованию жизни . Но ведь не сказано о жизни или о теле, но о духе. Чтобы отдать душу, нужно...

https://www..html

Феномен Гарри Поттера Высший дух Джоан Роулинг... будут написаны книги - все дети мира будут знать его имя!" "Литературное" предсказание Роулинг сбылось в реальной жизни . Гарри Поттера действительно знают теперь дети всего мира. Подобно Дороти и Дороге из Желтого Кирпича (в русской... вам сегодня со страниц этого номера журнала, начал сгибать ложки. Но фактически он "сгибал" законы физической вселенной в нашем привычном их понимании. Теперь рождаются дети, обладающие знанием о том, как "гнуть" эти...

https://www.сайт/journal/124775

... " сознания. Необходимо принять тот факт, что озарение случалось практически с каждым человеком и не один раз в его жизни . Оно могло быть разной степени проявленности или интенсивности – но, в большинстве случаев, вспомнить эти моменты прозрений будет возможно... – что может позволить найти решение более быстро, или на другом уровне понимания. Если мы не используем этот феномен в своей жизни , мы часто ходим "только проторенными дорогами", делаем то, что уже привычно, думаем так, как мы думали ранее. ...

https://www.сайт/religion/110391

Вариант) Статья их новой серии статей на сайте Числонавтика, которая посвящена феномену «Русского умножения», у которого обнаружился целый ряд важных аспектов. Что это за феномен и почему он для нас столь важен? Прежде всего, это – ... до XIV века включительно. В Древней Греции произошло великое событие, которое повлияло на всю науку и хозяйственную жизнь последующих поколений людей во многих регионах мира: был изобретён способ умножения в алфавитной системе нумерации с помощью таблицы...