Российские реформы государственной политики в сфере науки. Информационно-аналитические материалы государственной думы. Объект и предмет политологии

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
(утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576)

Общие положения

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы) определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

3. Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

4. Основы формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации.

I. Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

5. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

6. Базой развития науки и технологий являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел:

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

7. Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

8. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора Высшей школы;

8) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.

II. Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, пути их реализации

9. Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок

10. Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.

11. Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

12. Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

13. Основными задачами развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок являются:

1) разработка мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов;

2) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;

3) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;

4) сохранение и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности научных знаний;

5) содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы;

6) развитие исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного приборостроения;

7) создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;

8) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы научно-технической и военно-технической информации.

Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий

14. Государственная политика в области развития науки и технологий исходит из необходимости формирования и реализации:

1) важнейших инновационных проектов государственного значения, на исполнении которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой (далее именуются - важнейшие инновационные проекты государственного значения);

2) приоритетных направлений развития науки, технологий и техники как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

3) перечней критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в древнем мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Николло Макиавелли - итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым выдвинул политологию как самостоятельную науку.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
  3. Период рефлексии . 1945г. - продолжается до наших дней. В 1948г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения во все высшие учебные заведения

Научные труды:

  • Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля , «Государство» Платона , Цицерона
  • Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
  • Возрождение: Макиавелли , «Государь », «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
  • Новое время: Гоббс , «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
  • XIX в.: социальные концепции Маркса , Вебера и Спенсера
  • ХХ в.: Поппер , «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм »); труды Римского клуба .

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

  • политические институты (институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты судопроизводства)
  • политическая культура , политическое поведение
  • политическое сознание
  • общественная мысль
  • международные отношения

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994. - С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Задачи и функции

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В.В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В.В., 2008.- 160 с.

Функции

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Примечания

Библиография

  • Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.
  • Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

См. также

Ведущие политологические журналы

Ведущие политологические центры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.

Объем основных фондов за 1990 - 1999 годы в научно - технической сфере снизился более чем в три раза.

Уровень инновационной активности (доля инновационно - активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.

Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

Реформирование научно - технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:

объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

передать часть научных организаций в ведение регионов;

акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.

Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.

Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.

Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.

В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:

информационные технологии и электроника;

производственные технологии;

Перестройка экономического механизма, широкомасштабное распространение принципов хозрасчета на предприятиях и в организациях во второй половине 1980х гг. существенно повлияли на положение научных организаций. Была сделана попытка внедрения экономических методов в управление наукой: исследования и разработки стали рассматриваться как товар, были расширены права научных организаций в выборе тематики и направлений исследований, использовании собственных финансовых ресурсов, установлении договорных цен на научнотехническую продукцию и услуги.
В целом расходы на научную сферу в 1989 г. по сравнению с 1986 г. увеличились в 1,5 раза, однако результативность, инновационная активность, технический уровень образцов новой техники продолжали снижаться: число впервые использованных изобретений сократилось на 21%, а число созданных образцов новой техники - на 34%, удельный вес разработок, соответствующих уровню лучших зарубежных аналогов, снизился с 33,9% до 24,4%.
Не смогли продемонстрировать свои преимущества и созданные во второй половине 1980х гг. межотраслевые научнотехнические комплексы (МНТК), задуманные как новая прогрессивная форма интеграции науки и производства, ориентированная на сокращение цикла «разработка - создание - распространение» новых видов техники, технологий и материалов.
новых видов техники, технологий и материалов.
По ведомственной подчиненности МНТК подразделялись на академические (12% от общего количества), отраслевые (61%) и комплексные двойного подчинения (17%). В МНТК
«Микрохирургия глаза», например, находилось около 50 организаций 15 министерств и ведомств (Минздрав, Минприбор, Минхимпром, Академия наук и т.д.). Поставки сырья и деталей для опытноэкспериментального завода по производству оптических приборов и инструментов осуществляли более 70 предприятий. Научнотехнические приоритеты разрабатывала головная организация - НИИ микрохирургии глаза. Экспертная оценка уровня разработок МНТК «Микрохирургия глаза» свидетельствует об огромном потенциале этого коллектива: 75% разработок соответствовали мировому уровню, 20% - превышали его.
МНТК были нацелены на получение конкретных практических результатов. Так, МНТК «Антикор» разрабатывал технологии с использованием нетоксичных электролитов в гальваническом производстве; МНТК «Робот» предполагал создать опытный образец робота для работы на автоматизированных заводах, МНТК «Геос» внедрял в производство компьютеризированные технологии геологоразведочных работ.
МНТК и другие научные организации, возникшие в конце 1980 гг. (инженерные центры, внедренческие организации, научнотехнические кооперативы, технопарки), обладали огромным потенциалом, но существовал ряд ограничительных факторов, которые сводили на «нет» усилия инициативных организаторов. Так, инфляция 19891990 гг. привела к значительному сокращению спроса предприятий на научнотехническую продукцию. Отрицательное влияние на процессы, происходящие в науке, оказало нарушение плановой системы распределения материальнотехнических ресурсов. Для предприятийпоставщиков оказалось более выгодным производство товаров массового спроса, а не уникального и трудоемкого лабораторного оборудования. Изза сокращения импортных поставок научные организации испытывали острую нужду в химических реактивах и уникальных приборах, составлявших основу новых технологий.
Ситуация еще более осложнилась после принятия в 1991 г. Закона РСФСР о предприятии и предпринимательской деятельности. В результате из научнопроизводственных объединений начали выходить опытноэкспериментальные базы, нарушив тем самым единый научнопроизводственный цикл. Отсутствие правовой защиты интеллектуальной собственности стимулировало бесплатную, нерегулируемую приватизацию результатов интеллектуальных разработок, исполненных в государственных учреждениях.

Деструктивные процессы в науке усугубил Закон о налогах на прибыль предприятий (1991 г.), который лишил научнотехнические организации возможности обновлять материальнотехническую базу и проводить исследования за счет собственных средств.
С распадом СССР были нарушены сложившиеся связи и контакты, разрушено целостное научное пространство. Многие передовые институты, проводившие исследования в области фундаментальной науки, уникальные научные установки (космодром Байконур, Крымская и Армянская обсерватории) оказались вне территории России.
В условиях формирования новой российской государственности у ученых сохранилась возможность для реализации своих творческих способностей. А принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации заложила правовую основу прав и свобод граждан, отношений собственности, предпринимательской деятельности.
Централизованный заказ на выполнение исследований и разработок постепенно стал заменяться рыночной системой формирования спроса, повысилось влияние промышленных ассоциаций, предприятий, местных органов власти.
В 1990е гг. российская наука получила реальные шансы выйти на международный рынок технологий. Ученые из России стали принимать участие в международных проектах, многие из них работали по контракту за рубежом. В стране были созданы научнотехнические предприятия с участием иностранного капитала.
В соответствии с классификацией, принятой в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в структуре научного потенциала РФ можно выделить четыре основных сектора: государственный, предпринимательский, высшего образования и частный бесприбыльный. В государственный сектор (57,8%) входит более 1000 научных организаций, в том числе Российская АН. Институты РАН остаются традиционно ведущими центрами фундаментальных исследований мирового значения.
Предпринимательский сектор (29,4%) состоит из более чем 2300 рыночно ориентированных научных организаций, специализирующихся на выполнении прикладных исследований и разработок. Формирование предпринимательского сектора связано с процессами приватизации, выходом многих отраслевых научных организаций из прямого подчинения министерствам и ведомствам, вступлением в промышленные ассоциации, концерны, технопарки. В этом секторе занята почти четверть научных кадров страны.
Лишь в 54% российских вузов в 1996 г. проводились научные исследования и разработки, поэтому сектор высшего образования в общей структуре научной сферы страны составляет чуть более 12%.
Новым для России является частный бесприбыльный сектор науки (0,2%). Число входящих в его состав научных организаций пока еще незначительно. В 19911995 гг. возникло более 60 новых общественных академий наук, многие из которых имеют региональные отделения и объединены в Союз научных обществ.
Основным источником финансирования науки остаются бюджетные средства, большая часть которых расходуется на так называемое базовое финансирование. Бюджетные ассигнования на эти цели в 1995 г. составили 462 трлн рублей (около 80% их общего объема). Стремление компенсировать инфляционное удорожание стоимости жизни потребовало экономии материальных затрат. Продолжающийся при этом рост цен на оборудование и материалы, тарифов на тепло и электроэнергию, коммуникационные услуги, аренду и охрану помещений привел к тому, что научные организации практически прекратили приобретение приборов, реактивов, научнотехнической информации.
Примерно треть совокупного бюджета гражданской науки приходится на академические институты и вузы, из них почти 25% получают институты РАН, уступая лишь научным организациям оборонного комплекса. Распределение осуществляется по 18 направлениям, среди которых: исследования в области физики и астрономии, общей и технической химии, информационных технологий, работы общественнополитического и экологического профиля и т.д.
Научнотехническая сфера стала менее зависима от государства и администрации. Российские ученые получили гарантии защиты авторских прав на создаваемые ими интеллектуальные продукты: они могут получать автономное финансирование из негосударственных источников для проведения исследований по избранной тематике.
Все большее распространение получает конкурсное распределение бюджетных средств, которое осуществляют созданные в последние годы фонды поддержки науки (Российский фонд Фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере). Средства распределяются в виде грантов для финансирования научных проектов, осуществляемых небольшими коллективами или отдельными учеными, а также для развития материальнотехнической базы и информационных систем, издательской деятельности, организации научных конференций и экспедиций, для создания центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием.

С 1995 г. в РФ начала действовать программа экстренной поддержки ведущих ученых, с 1996 г. - конкурсы с целью оказания поддержки ведущим ученым и научным школам. В 1995 г. на реализацию перспективных научнотехнических проблем, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы, направлено около 20% всех ассигнований, выделенных федеральным бюджетом на науку.
Поддержка принципиальноважных направлений в развитии науки и техники способствует постепенной концентрации ограниченных бюджетных ресурсов на ключевых проблемах. А распределение по приоритетным направлениям через систему грантов вносит элемент состязательности, способствует формированию новых рыночных механизмов.
Бесспорным является утверждение, что кадры в научной сфере играют определяющую роль. За годы реформ численность занятых исследованиями и разработками сократилась более чем в два раза. Процесс сокращения численности научных кадров различных категорий носил неравномерный характер. На первом этапе, в 19891991 гг., высвобождение затронуло в большей мере лаборантов и вспомогательный персонал. Это объяснялось попытками сохранить коллективы исследователей и снизить накладные расходы. Сокращение сказалось на эффективности труда ученых, вынужденных совмещать исследовательскую работу с выполнением технических функций.
Сокращение научных и научноисследовательских кадров непосредственно связано с особенностями спроса на рынке труда, наличием широких возможностей для работников науки в сфере предпринимательства. Высококвалифицированные ученые сравнительно легко могли найти высокооплачиваемую, перспективную работу. В условиях, когда задолженности по выплате заработной платы, переводы в режим неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе администрации превратились в массовое явление, многие ученые стали фактически заниматься другой деятельностью. По имеющимся оценкам, доля ученыхсотрудников РАН, постоянно работающих в частных фирмах, выросла в 19921993 гг. с 35 до 45%, а с учетом частично занятых в коммерческих структурах приблизилась к 80%.
Одной из причин сокращения научных кадров является низкий уровень оплаты труда. Уже с начала 1990х гг. сложилась ситуация, когда уровень зарплаты в науке не превышает 75% среднего по стране. Более того, система оплаты труда не стимулирует занятость молодых ученых, поэтому доля исследователей в возрасте до 40 лет в институтах РАН снизилась за 1992- 1994 гг. с 42 до 37%. Примерно 44% докторов наук в РАН - люди пенсионного возраста.
На динамику кадрового потенциала науки существенное влияние оказывает также международная миграция ученых: эмиграция или выезд за рубеж на работу по контракту. Численность эмигрантовученых не превышает 0,5% общего оттока кадров из сферы исследований и разработок, однако это явление затрагивает, как правило, высококвалифицированных и перспективных специалистов.
Участие России в международном научнотехническом сотрудничестве открыло для ученых возможность выезда на работу по контрактам. Если в 19911992 гг. в длительных командировках находилось более 1700 научных сотрудников РАН (2,8% общей численности), то уже в 1993 г. - более 2,5 тыс. (3,1%). Основную часть работающих за рубежом сотрудников составляют специалисты в области общей и ядерной физики, астрономии, общей и технической химии, биологии. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности российских ученых, но в то же время вызывает и определенную обеспокоенность.
В 1990е гг. наблюдалось дальнейшее снижение результативности работы научных организаций. Если в 1991 г. было выдано 52,2 тыс. авторских свидетельств на изобретение, то в 1995 г. - лишь 25,8 тыс. патентов. Экспорт технологий из России многократно уступает по объему ведущим индустриальным странам. Отличительной его чертой является преобладание неохраноспособных видов интеллектуальной собственности, значительно менее ценных с коммерческой точки зрения.
В этих условиях значение государственного регулирования сферой науки имеет первостепенное значение, оказывает неп°средственное влияние на макроэкономические показатели и структуру общественного производства, социальную стабильность, состояние окружающей среды, конкурентоспособность экономики, национальную безопасность и т.д. В современном мире способность общества к прогрессу зависит во все большей степени от его способности к обновлению.
Основой проведения государственной научной политики стали одобренная в 1996 г. доктрина развития российской науки и принятый в том же году Закон о науке и научнотехнической политике. Важнейшими принципами государственной научной политики являются: приоритет отечественного научного потенциала; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни ученых; защита прав и интересов российских ученых за рубежом и т.д.
В переходный от административнокомандной экономики к рыночным отношениям период роль государственного регулирования в сфере науки значительно возросла. Был предпринят ряд мер по поддержке научнотехнического потенциала страны. В постановлении Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научнотехнических разработок» были предусмотрены меры по оздоровлению финансового состояния научных организаций, установлен 3% размер расходов федерального бюджета на научные исследования гражданского назначения, разработана программа инновационной деятельности в регионах.
Следующим шагом по смягчению кризисной ситуации в сфере науки стала разработка «Межведомственной программы мер по регулированию миграции научных и научнотехнических кадров», установление государственных стипендий выдающимся деятелям науки и талантливым молодым ученым, учреждение 100 ежегодных президентских грантов для поддержки исследовании, отсрочка от призыва на действительную военную службу молодых специалистов РАН.
Для правового регулирования сферы науки разработан целый пакет законодательных актов и федеральных законов: «О статусе научного работника», «О научной организации», «О статусе наукограда» и т.д. Вопросам интеллектуальной собственности и патентнолицензионной системы посвящены закон РФ «Об авторском праве», Патентный закон и ряд других документов. Объектами правовой охраны стали научные публикации, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания. В стране создан Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности.
Государство стимулирует научную деятельность также при помощи налоговых льгот, льготного кредитования, финансового лизинга, то есть посреднических операций по ассигнованию средств для выкупа оборудования у производителя с последующей передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Действенной мерой является государственное страхование рискового (венчурного) предпринимательства в обмен на часть акций, гарантирующих участие государства в прибыли в случае успеха проекта. Ряд льгот по инновационной деятельности содержит в себе межвузовская научнотехническая программа «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы».
Основная задача государственной политики - переход от мобилизационного к инновационному типу общества, то есть обществу с установками на изменение, развитие, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы. Определенную роль в этом играют новые общественные организации - Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ.
Б 1995 г. при президенте РФ создан Консультативный совет по научнотехнической политике, основными задачами которого являются: информирование президента о ситуации в иаучнотехнологической сфере в стране и за рубежом; разра°тка предложений о стратегии в данной области и формироание приоритетных направлений; анализ и экспертиза покупающих на заключение президента проектов законодательЬ1х актов по научнотехническим вопросам и т.д. Основным органом, координирующим деятельность миниеРств и ведомств в научнотехнической области, является
Правительственная комиссия по научнотехнической политике. Координацией региональных вопросов занимается Межведомственный совет по региональной научнотехнической политике, проводящий экспертизу проектов, предлагаемых местными администрациями для федерального финансирования.
Изза ограниченности ресурсов, которые общество может выделить на развитие науки, остается актуальной проблема определения государственных приоритетов. Выбор диктуется как мировой практикой, так и спецификой развития страны. В перечень, утвержденный Правительственной комиссий в июле 1996 г., кроме фундаментальных исследований включено семь областей: информационные технологии и электротехника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технология биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Особое внимание уделяется фундаментальным научным исследованиям. В РАН разработаны 19 программ, предусматривающих развитие естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. Обращается внимание, в частности, на разработку перехода к рыночной экономике, решение проблем социального, политического и духовного обновления общества.
Государственная поддержка важнейших научных направлений, коллективов и отдельных ученых дала определенные положительные результаты. В России действуют научные организации, результаты работы которых получили международное признание. В Обнинском филиале Научноисследовательского физикохимического института им. Л.Я. Карпова создан и освоен выпуск эффективных радиофармапрепаратов. В Государственном научном центре «Прикладная химия» разработана соответствующая технология и на ее основе начато производство озонобезопасных хладонов, необходимых для предотвращения разрушения озонового слоя. В Институте биоорганической химии РАН совместно с акционерным обществом «Биопрепарат» активно ведутся работы по созданию генноинженерного инсулина человека, который не уступает импортным аналогам. Институт физики прочности и материа ловедения РАН создал оптикотелевизионный измерительный комплекс, позволяющий прогнозировать разрушение нагрУ" женных конструкций до появления микротрещин. НИИ атомных реакторов создал уникальную технологию эффективной наработки изотопов трансурановых элементов"ме1°"лИаХетСПие;
лнческие свойства удельной активности. Это делает их Заменимыми в ядерной технике, геологии, медицине и дру
ГИХСовЕеменное состояние российской науки позволяет вести ре,ь о наличии потенциальных резервов и надеяться на будущие открытия и достижения.

Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов прошлого столетия государственное регулирование и финансирование в области науки имело в своей основе простую схему. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места в научной организации. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определялось целями и нуждами государства. Главную роль играла политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти использовались чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылали гражданина к актам министерств и ведомств. Особенностью правовой идеологии государственного управления, доминирующей в тот исторический период, являлось уравнивание минимальных доходов внутри каждого из слоев населения, выделенных по формальным признакам (по профессиональной принадлежности, стажу работы или иным факторам). Правовая система страны в целом и, в частности, конкретное содержание отдельных норм отражали тогдашнее экономическое и политическое устройство страны, когда единственным координатором, работодателем и социальным партнером для участников научно-исследовательского процесса было государство. Законодательство в области образования и науки постоянно прирастало требованиями, распространяющими на участников образовательной и научной деятельности разного рода доплаты, льготы и иные преференции, относящиеся к пенсионному, жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических реформ начала 90-х годов XX века правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения. Проникновение либеральных тенденций в правовую идеологию российских законодателей имело своим результатом инкорпорацию ряда не свойственных прежде концепций и идей в тексты законов России. Все чаще стали появляться цитаты и обороты из зарубежной юридической практики, а также принципы и положения, по своей обоснованности и лексике напоминающие декларации. Правовые новшества не всегда были обеспечены экономическими, материально-техническими или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение предписаний закона стали достаточно привычным явлением. В качестве средства борьбы с указанным явлением в дополнение к одним неисполняемым законам стали принимать другие, имевшие целью отследить исполнение предыдущих. Нормы бюджетного и налогового законодательства, административного, трудового и иных отраслей права стали занимать чуть ли не самостоятельное положение в текстах отраслевых законов в области образования и науки. Примером может служить появившийся в этот период закон О науке и государственной научно-технической политике. Указанная тенденция была даже некоторым образом узаконена вследствие принятия Федерального закона от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано: Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствовали возникновению коллизий и противоречий. Юридические несоответствия выправить не удавалось, так как даже федеральный бюджет не исполнялся, что позволяло в любой момент признать не действующим любой договор вследствие обстоятельств неодолимой силы.
_________________________
первоначальный текст опубликован в СЗРФ, 01.01.2001, 1, (частьII) ст. 20 СЗРФ, 12.07.1999, 28, ст. 3492

После 2000 года роль государственного управления начала меняться, бюджетные назначения начали исполняться, целевая бюджетная поддержка образования и науки начала вытеснять налоговые льготы. На процесс развития законодательства в области образования и науки целенаправленно и последовательно оказывает влияние международное сотрудничество, обусловленное стремлением России стать полноправным партнером в сообществе развитых стран. Источником и основой реформ служат действующие социальные и экономические реалии нашей жизни.
Реформирование правовой системы России в области образования и науки реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства норм, не относящихся к полномочиям Российской Федерации, а также уточнение прав собственности в части распоряжения федеральным имуществом подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений

исключение из отраслевого законодательства норм финансового права, административного права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004 О бюджетной политике в 2005 году и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов

Исключение норм или отмена федеральных нормативных правовых актов, не обеспеченных федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году

введение унифицированных юридико-технических конструкций и приемов для нормативных правовых актов из различных отраслей права.
Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить его несогласованность с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Более полное развитие и реальное конструктивное воплощение идея кодификации отраслевого законодательства получила в области образования.
_________________________
Мельников И.И., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Структура законодательства о науке как отрасли права// М., Издание Государственной Думы, 2002 г. 264 c. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса Российской Федерации об образовании (проект) / Под общей и научной редакцией В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева, к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 69 с.

Особенно резко проблемы несогласованности нормативных правовых актов Российской Федерации начали проявляться в области разделения компетенций между уровнями власти. Проблемы накапливались давно, но широкие публичные дискуссии возникли при обсуждении проекта федерального закона О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Примерно 200 федеральных нормативных правовых актов были изменены или утратили силу после принятия этого закона.
Помимо уточнения предметов ведения и разделения полномочий упомянутым выше законом внесены поправки во многие акты в области образования и науки. Возникновение последних обусловлено разными причинами. Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих и иных норм. Нормы, заимствованные или пересекающиеся с положениями из иных отраслей права, стали играть роль нормативных сорняков. Правовой статус субъектов в области науки перестал отвечать реалиям социально-экономической ситуации. Кроме того, существовавшая в определенный период политическая неопределенность в сочетании с юридической эйфорией, как результат корпоративных или личных, идеологических или экономических лоббистских интересов, способствовали насыщению отраслевых законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать системные изменения правового регулирования, произведенные в области науки.