Формирование толерантного отношения к детям с овз при помощи систематизированной работы школы и родителей. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении Проблема толерантного отно

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе

Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынужде­но затрачивать на них определенные средства, они станови­лись иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имею­щих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологически] и научный, сопоставление которых позволяет глубже понят] тенденцию развития отношений общества к людям с ограни­ченными возможностями.

Первый этап включает в себя период от древнейших вре­мен вплоть до XVIII века. Сведения об этом периоде мы нахо­дим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках. Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к кото­рому относились с суеверным страхом и состраданием. Наря­ду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение.

Второй этап начинается с эпохи просвещения (XVIII в.). В этот период средневековые мистические представления и пре­дубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развиваю­щейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате орга­нов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако ис­следования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков лю­дей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки (азбука Брайля), что позволило открыть незрячим дос­туп к культуре и социальной жизни.

Начало третьему, научному этапу в понимании психоло­гии аномального человека положили работы австрийского психолога А. Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей ра­ботой, то центральная нервная система и психический аппа­рат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Над неполноценным органом или функцией создается психическая надстройка, стремящаяся обеспечить жизнедеятельность организма в этом или уг­рожающем звене. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недоста­точного органа или функции с их задачами, что ведет к повы­шенной заболеваемости и смертности. Этот конфликт создает и дополнительные стимулы сверхкомпенсации. Дефект ста­новится, таким образом, исходной точкой и главной движу­щей силой психического развития личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только справляет­ся с созданными дефектом затруднениями, но поднимается сам в своем развитии на высшую ступень, создавая из недос­таточности - одаренность, из дефекта - способности, из сла­бости - силу, из малоценности - сверхценность.

Значительный вклад в понимание особенностей развития ано­мальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лу-рия, Б.Н. Зейгарник и многие другие. В настоящее время опре­делились основные направления изучения детей, имеющих тот или иной дефект. Повсеместно созданы и функционируют спе­циальные школы и реабилитационные центры для умственно отсталых детей, детей с потерей зрения, слуха, речи, с наруше­ниями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в целом отношение общества к детям, имеющим от­клонения в развитии, нельзя считать оптимальным. На степень отторжения аномальных детей влияют в основном два факто­ра: демографический и сам дефект. Так, например, по данным ряда исследований жители городов настроены по отношению к аномальным детям и подросткам более негативно, чем жи­тели небольших деревень. Деревенские жители чаще прояв­ляют к ним бескорыстность и альтруизм.

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается ум­ственная отсталость, далее в имеющейся литературе указыва­ется слепота, на третьем месте - глухота, на четвертом - на­рушения опорно-двигательного аппарата, на пятом - речевые нарушения.

Результаты исследования, проведенного под нашим руко­водством, в основном подтвердили эти данные. Так, 68 про­центов школьников заявили о невозможности дружить с умст­венно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой - 72 процента, с плохо владеющим речью - 78 процентов, с глу­хим - 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными свер­стниками на первое место поставили дефект умственной от­сталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 клас­сов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрица­тельной оценке выступают те качества дефективного сверст­ника, которые больше всего мешают общению и установле­нию тех или иных межличностных взаимодействий.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жало­сти и внимания создают для них не только жизненные неудоб­ства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К со­жалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализа­ции возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни аномального ребенка, неза­висимо от того, каким дефектом он страдает, является пери­од, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи пред­восхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентиру­ют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ре­бенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и из­девательства со стороны сверстников и окружающих, возни­кает тяжелейший внутренний конфликт, последствия кото­рого бывают трудно предсказуемыми.

Таким образом, социальный статус людей с ограниченны­ми возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Од­ним из таких направлений является социальная реабили­тация как процесс возвращения и приобщения людей к соци­альной жизни.

Не менее важной является проблема, связанная с изменени­ем общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства мас­совой информации должны объединить свои усилия для вос­питания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, воз­никающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффек­тивно взаимодействовать с социальной средой.

Формирование толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ

Цель: создать условия для формирования толерантных установок в отношении детей с ОВЗ.

Оборудование: Прищепки 4-х цветов(1-белая), листы бумаги с изображением цветка, и двух деревьев, листочки для дерева из бумаги на клеящей основе.

На современном этапе произошли изменения представления государства и общества о правах и возможностях ребенка – инвалида, это привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Игра «Белая ворона»

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Упражнение «Цветок – Толерантность»

У вас на столе лежат листы бумаги, на которых изображены цветы. В середине цветка написано слово «толерантность». Попробуйте нарисовать свой цветок толерантности, напишите на его лепестках, какие категории включает в себя это слово. Затем обсуждаем, какие категории толерантности определены.

Итак, давайте сделаем вывод:

– уважение людей со всеми их различиями;

– способность признавать отличительные от собственных, идей или мнения;

– готовность быть терпеливым, снисходительным;

– прощение, снисхождение, милосердие, терпение, расположенность к другим;

– это принятие человеческой индивидуальности;

– внимание к любому человеку, с которым вступает во взаимодействие.

Упражнение «Дерево»

На доске нарисовано 2 дерева. Одно дерево толерантности, другое-интолерантности. Если вы решили стремиться к тому, чтобы стать толерантным прикрепите листочек к дереву толерантности, если вы считаете, что вам это не нужно, неинтересно и неважно в вашей жизни, прикрепите листочки на интолерантное дерево.


Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей.

Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся:

  • в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;

С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя.

Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:

Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;

Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;

Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;

Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.

Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:

    o познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,

    o сочинения, защита исследовательских работ,

    o конкурсы рисунков, стихов,

    o социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

§ тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,

§ моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,

§ досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.

Классному руководителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов.

Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников.

Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Общество является динамической системой, вследствие чего со временем у людей изменяются мнения, перераспределяются приоритеты. И в настоящее время в нашем социуме ставится проблема интеграции людей с ограниченными возможностями, которые должны восприниматься окружающими как равные в возможностях и правах, но наше общество не всегда готово принять таких людей. Как решить данную проблему непринятия? Существует много путей, но одним из основных является развитие качеств личности путем привития толерантного отношения детям с младшего возраста, где главную роль играют социальные институты школы и, несомненно, семьи.

На сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов неуклонно растет. В 2009г. численность таких детей в Иркутской области составила 5,6% от общей численности населения в возрасте до 18 лет . В 2012 г. по сравнению с 2011г. число зарегистрированных детей- инвалидов увеличилось на 2%. По данным на 1 января 2013г. в области проживает 13208 детей-инвалидов . За последние 3 года эти данные существенно не меняются (2,5% от общей численности населения области), хотя этот показатель превышает среднероссийские цифры и показатели Сибирского Федерального Округа .

В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют те же права, что и их сверстники: право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность . В связи с этим государством РФ предпринимаются попытки создания доступной среды для детей с ОВЗ посредством инклюзивного образования, регулируемого Конституцией РФ, федеральным законом (ФЗ) «Об образовании», ФЗ «О защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка, которое должно помочь в социальной адаптации и развитии. Но такая интеграция подразумевает под собой изменение институтов, чтобы включения всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав и т.д., в противном случае результатом инклюзии может стать углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантности к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет . И как показывает практика наше общество и его институты в недостаточной степени готовы к такого рода интеграции. По результатам социологического опроса среди школьников общеобразовательных школ г.Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет лишь у 30% прослеживалось уважительное отношение к детям с ОВЗ. Это связано с тем, что детям не прививается толерантное отношение к инвалидам, а если и прививается, то носит хаотичный характер. Так, проанализировав общешкольные и классные воспитательные мероприятия пяти общеобразовательных учреждений г. Иркутска и Иркутского района, обнаружили, что работа по просвещению о проблемах детей с ОВЗ нигде четко не обозначена, а также не обозначены и мероприятия, проводимые с целью привития толерантного отношения. В связи с этим, согласно опросу, получаем следующие цифры, доказывающие о недостаточном освещении проблемы: 10% опрошенных респондентов признались, что им никогда не рассказывали о проблемах детей с ОВЗ и как к ним нужно относиться. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию мы предлагаем отказаться от классической модели пропаганды «государство-школа-учитель-ребенок» к абсолютно новой, и как нам кажется действенной модели «государство-школа-учитель-родитель-ребенок».

Организация и совершенствование работы с семьей является важным направлением повышения эффективности воспитательной работы, проводимой с детьми и подростками в образовательном учреждении. Это доказывается данными, полученными учеными из разных стран, которые установили, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений . И благодаря введению нового ФГОС основного общего образования, роль родителей в образовательном и воспитательном процессе перешла из пассивной в активную. Теперь они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, а также при необходимости присутствовать на уроках. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Если раньше на первом месте в роли ответчика получения образования стоял сам ребенок, то сейчас заключается трехсторонний договор образовательное учреждение-руководитель-родители, где прописаны обязанности каждого в воспитании ребенка.

В пункте 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий» упоминается о развитии педагогической компетентности родителей в целях содействия социализации обучающихся в семье, и об учете индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся, культурных и социальных потребностях их семей,ведь не всегда родители знают о них. Не знают родители и о подходах и методах, которые помогли бы им рассказать о социальной проблеме своим детям. В связи с этим возникает необходимость просвещения родителей об актуальных социально-значимых проблемах. На сегодняшний день – это проблема толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ. Для того, чтобы родители были готовы к работе по формированию толерантного поведения своих детей, необходима переориентация сознания и мышления родителей на новую модель воспитательной деятельности, вооружение родителей новыми педагогическими знаниями и умениями, в частности, для модернизации содержания воспитательной работы с учетом федерального и регионального компонентов.

Пункт об учебном плане основного общего образования 18.3.1 говорит нам, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Возникает вопрос, родители каких детей должны принимать участие в разработке учебного плана? Только ли родители детей с ОВЗ? Мы считаем, что ни один из родителей не должен оставаться в стороне, а являться активным участником в создании индивидуального учебного плана. Именно эта идея привлечет родителей к проблеме «особых детей». Если родители поддерживают ребенка, значит, верят в него. Родители не могут заставить ребенка принять какие- то решения, но, тем не менее, они оказывают на ребенка сильное влияние. Общение между родителями должно заключаться на взаимосвязанном вербальном и невербальном уровне. Уже на основе этого взаимодействия ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Таким образом, будущие действия ребенка подкрепляются через отношение родителей к детям .

Следовательно, необходимо проводить различные мероприятия для родителей, такие как: родительские собрания; тренинги по коррекции детско-родительских, внутрисемейных отношений; индивидуальные беседы с учителем; анкетирования для родителей; участие родителей во внеклассной работе и другие виды работы. Данные мероприятия помогут родителям найти общий язык с детьми, а также они смогут постепенно и без затруднений рассказать своему ребенку о той или иной социальной проблеме. Для того, чтобы данные мероприятия носили регулярный, а не периодический характер у каждого общеобразовательного учреждения должен существовать план работы с родителями. К задачам плана должны относиться: установление контакта и создание благоприятной атмосферы общения с родителями обучающихся; ознакомление родителей с необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространѐнной ошибки родителей в воспитании детей; оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования. Но на практике, план работы с родителями носит сугубо номинальный характер и в основном вся работа с родителями сводится к решению организационных вопросов, касающихся школьных мероприятий, успеваемости и хозяйственных нужд .

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе воспитания толерантного поведения детей , следовательно, их деятельность должна быть совместной. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей необходимо проводить с учѐтом особенностей семьи, родителей, и прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так, дома, в семье ребѐнок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. Об этом свидетельствует и анализ образовательных учреждений г. Иркутска, проводимый департаментом образования .

Необходимость освящения проблемы толерантного отношения к детям с ОВЗ на сегодняшний день в нашем обществе и определения социального института, который играет главную роль в формировании толерантности к «особым» детям подтверждается также социологическим опросом, в котором приняли участие 200 учащихся общеобразовательных учреждений г. Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет.

Почти каждый из опрошенных подростков когда-либо встречал детей с ограниченными возможностями здоровья в своей жизни, а у 30% опрошенных есть знакомые или родственники с ограниченными возможностями. В ответах этих 30% школьников более четко прослеживается уважение к детям инвалидам. На вопрос «Кто рассказал о правильном отношении к таким детям?», минимальное количество опрошенных прочитало о проблеме в СМИ или интернете, меньше половины учеников услышали об этом от учителей, и подавляющее количество (70%) узнали об особенностях детей с ОВЗ от родителей. В вопросе «Кто должен прививать уважение детей к детям с ОВЗ?» было 3 варианта ответа: «учителя», «родители», «свой вариант». Все участники опроса выбрали вариант ответа «родители», и 80% выбрали еще один вариант: 40% из них отметили вторым вариантом учителей, другие 40% в графе «свой вариант» написали «общество в целом».Мнения учащихся сошлись в вопросе «Как ваши родители относятся к детям инвалидам?» Большинство участников опроса ответили, что они считают таких детей полноправными членами общества, а остальные 20% считают, что отношение их родителей нейтральное. Здесь можно проследить положительную тенденцию, о которой мы говорили ранее: если родители учащихся хорошо относятся к интеграции детей-инвалидов и обычных детей в общеобразовательной школе, то и их дети будут относиться к этому положительно.

Благодаря теоретическим положениям и проведенному социологическому опросу можно сделать вывод, что главную роль в формировании не только простой личности у своих детей, но и толерантной, главным критерием которой является знание самого себя, защищенность, ответственность, потребность в определенности, ориентация не только на себя, но и на других, приверженность к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм играют не только школа и учителя, но и родители. Именно они смогут научить младшее поколение уважать «особых» детей. А тесное сотрудничество родителей и школы приведет еще к более положительным результатам.

Список литературы

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Н.В. Новикова, Л.А. Казанова, С.В. Алехина; под. общ. ред. Н.В. Лалетина// Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. – Красноярск, 2013. – С. 71-95.

2. Декларация о правах инвалидов, принятая 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. URL: www.mpil.de/files/pdf2/deklaracija_o_pravah_invalidov.pdf (дата обращения: 06.11.2014)

3. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011 – 2015 годы от 12 октября 2010 года № 248-пп[Электронный ресурс]. URL://docs.cntd.ru/document/469409116 (дата обращения: 06.11.2014).

4. Зиганшина Н.Л. Формирование толерантного поведения подростков в семье[Текст] :дисс. … канд. пед. Наук: 13.00.01 / Н.Л. Зиганшина. – Казань: 2006ю – 192 с.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов[Текст] /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: 2006. – 544 с.

6. Лабаева, С. Материалы круглого стола «О социальном сопровождении инвалидов и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию» [Электронный ресурс] / С. Лабаева. URL://baikal-info.ru(дата обращения: 12.12.2014).

7. На пути к толерантному сознанию [Текст] / отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.

8. Перспективный план воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа» на I четверть [Текст]. – 4 с.

9. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, лицей №1 [Текст]. – 10 с.

10. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №17 [Текст]. – 5 с.

11. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №27 [Текст]. – 9 с.

12. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №29 [Текст]. – 17 с.

13. В Ленинском округе прошел круглый стол, посвященный взаимодействию школы и родителей [Электронный ресурс] / Пресс-служба администрации г. Иркутска..URL://gorod.irk.ru (дата обращения: 22.12.2014).

14. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]URL:минобрнауки.рф/документы/938/файл/.../10.12.17-Приказ_1897.pdf(дата обращения: 02.10.2014).

15. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие [Текст] /М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчукю – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 192 с.

16. Специалисты Главного бюро проводят Круглые столы в районах Иркутской области [Электронный ресурс]/ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области «Министерство труда и социальной защиты РФ». URL:gbmse.irk.ru/12-08-14(дата обращения: 10.01.2015).

Отношение в семье к ребенку с ОВЗ

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая дает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты формирования личности.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности с ограниченными возможностями развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов».

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним.

Не следует думать, что умственно отсталый ребенок - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться «эмоционально неграмотным».

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители узнав о тяжелых отклонениях в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Ранее чаще всего общество ориентировало родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция – к воспитанию ребенка в семье. И это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в тех семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них самих.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки.

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребенка, так и его родителей.

Очень часто в своем отношении к ребенку родители допускают очень серьезные ошибки.

Если родители замечают у ребенка отставание в развитии: , они обращаются к детскому врачу. И это правильно.

Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть и от окружающих ребенка лиц, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное от своевременно начатых и систематических специальных занятий.

Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже вкус и прилежание к учебе.

Не отрицая значение вышеперечисленного воздействия, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое переходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. . Или:. Несостоятельность таких рассуждений очевидна.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, грамотного подхода к к ребенку и грамотного построения занятий с ним. 1

Таким образом, изучив отношение родителей к своему ребенку можно сделать вывод, что главное условие, при котором ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; а также, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким как все. Но если родители будут воспринимать его отличие от других детей как нечто не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным.