Технология в детском саду коррекционная работа. Коррекционно- развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья. технологии в ДОУ, направленные

«Современные образовательные технологии в ДОУ

в соответствии со ФГОС. Здоровьесберегающие технологии»

Шипилова Э.А.,

воспитатель

ДГ МБОУ лицей

«Технический» г.о. Самара

Введение.

Вступление в силу 1 января 2014 года Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» обязывает сотрудников ДОУ организовать работу в соответствии с требованиями, которые представлены в данном документе. Таким образом, перед педагогами и администрацией ДОУ стоит задача не только знать требования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Понятие «технология» – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) . Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести :

    здоровьесберегающие технологии;

    технологии проектной деятельности

    технология исследовательской деятельности

    информационно-коммуникационные технологии;

    личностно-ориентированные технологии;

    технология портфолио дошкольника и воспитателя

    игровая технология

    технология «ТРИЗ» и другие.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    Концептуальность

    Системность

    Управляемость

    Эффективность

    Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

    логикой процесса

    взаимосвязью его частей - целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

    Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

    Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

    Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Актуальность.

Одной из наиболее важной на сегодняшний день образовательной педагогической технологией можно считать здоровьесберегающую. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15 – 20%. По данным Министерства Здравоохранения России, к 6 -7 летнему возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы их число уменьшается в 2,5 раза. Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровье сберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.

Согласно утверждению М.М. Безруких, Э.М. Казина, С.А. Сенникова, А.Г. Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей и отправной точкой здоровье сберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровье сберегающих технологий в условиях психолого-педагогического процесса.

Цель работы – проанализировать важность и актуальность здоровьесберегающих технологий в современном ДОУ

Задачи работы:

- изучить разнообразие здоровьесберегающих технологий в современном ДОУ

- показать практическое применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ на примере средней группы ДГ МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара

Глава 1. Особенности здоровьесберегающих технологий как современных образовательных технологий ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

Приобщение детей к физической культуре

Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья, как самостоятельно культивируемой ценности. Поэтому можно говорить о необходимости комплекса эффективных лечебно-профилактических мер, системе надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

    медико-профилактические ( обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

    физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

    обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

    здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

    образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

    обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

    К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается си с темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

    физкультурные занятия

    самостоятельная деятельность детей

    подвижные игры

    утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

    двигательно-оздоровительные физкультминутки

    физические упражнения после дневного сна

    физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

    физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

    физкультурные досуги

    спортивные праздники

    оздоровительные процедуры в водной среде.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей .

Таблица 1.

Современные здоровьесберегающие технологии

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Педагог-валеолог, специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

    закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

    проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

    проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

    сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

    нахождение детей в групповой комнате в облегченной в течение дня;

    проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

    прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. , когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в , не стесняющей активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые , и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

Глава 2. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ на примере средней группы ДГ МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара.

В своей работе я активно применяю элементы разных здоровьесберегающих технологий. Поскольку я работаю воспитателем у детей в возрасте 4-5 лет, то использование разных вариантов, меняющихся ежедневно, побуждает моих воспитанников с радостью выполнять задания.

Во время каждого занятия я практикую динамические паузы и пальчиковые гимнастики, релаксация. Подвижные и коммуникативные игры, элементы гимнастики для глаз, корригирующей, дыхательной и ортопедической гимнастики используются мной в течение дня ежедневно.

Вторая половина дня – время использования элементов игротерапии, самомассажа, точечного массажа, используемых мной в группе 2-3 раза в неделю.

Элементы коррекционных технологий используются мной не часто. Сказкотерапия, цветотерапия присутствуют в моей практике и воплощаются по одному разу в месяц по очереди.

Система мер по закаливанию в моей практике используется в виде утренней гимнастик на свежем воздухе в летний период, активные прогулки в любое время года (в соответствии с требованиями СанПинов), а так же полоскание горла во время при карантинном режиме.

Заключение.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Безусловно, зная и понимая важность и актуальность современных здоровьесберегающих технологий в детском образовательном учреждении я буду стараться овладевать не только элементами разных технологий, но изучать и внедрять в свою практическую работу полную технологию.

Литература.

1. Камкина Т.И., Соколова Е.Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .

3. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. П одол ьская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.

Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всем детям. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на особых детей, испытывающих особые образовательные потребности. В эту категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.

Приведем только некоторые задачи, рекомендуемые к выполнению в ДОО, для реализации требований выполнения государственных гарантий в получении бесплатного доступного качественного образования всем детям. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Оной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.

Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию особых детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.

ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одним из основных, на наш взгляд, является требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

– индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;

Согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);

Учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;

– учет особенностей вида и темпа деятельности;

Использование интерактивных форм образования дошкольников;

Творческий характер образовательного процесса;

Учет возрастных особенностей дошкольника;

Построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.

Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной по составу. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психо-речевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоение адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:

медико-профилактические технологии;

физкультурно-оздоровительные технологии,

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

Зрительная гимнастика;

Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

Игры на пространственную активность;

Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);

Кинезитерапия;

Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;

Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;

Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);

Хаготерапия, Холдинг-терапия;

Имагопрофилактика и имагокоррекция;

Ароматерапия; Фитотерапия; Литотерапия; Песочная терапия;

Библиотерапия; Вокалотерапия; Арттерапия; Хромотерапия;

Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество;

Музыкальная терапия, Пантомимика;

Игротерапия; Сказкотерапия;

Игры с водой; Монтессори – терапия;

Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

Рисование: пластилином, природным материалом;

Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

Оригами; Бумаготворчество; Макраме;

Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;

Каллиграфиотерапия;

Мульттерапия

Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.

Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – может проводиться в младших отрядах и отрядах среднего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать вожатый, воспитатель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, все остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Должно проводиться опытными специалистами- медицинскими работниками. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты ДОУ;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой возрастной группе с учетом группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом и утверждается директором ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

· нахождение детей в облегченной одежде в течение дня;

· проведение утренней гимнастики на свежем воздухе ;

· прогулки на свежем воздухе . При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на территорию ДОУ. В холодное время года (если это санаторий) длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;


· солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят, притопывая по дорожке. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

· В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

· В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

· При карантинном режиме в лагере применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

· введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

· В повседневной работе использование, начиная с младшей группы, схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается, какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности лагеря, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Технологии валеологического просвещения также являются формами организации здоровьесберегающей среды ДОУ. Задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности воспитанников. К таким формам относятся: выпуск радио-газет, газет-молний («Здоровье в твоих руках», «Мы - молоды успешны, здоровы и сильны!», «Мы- молодость страны!»), диспуты для старших отрядов («Вредные привычки: За и Против» и др.), сюжетно-ролевые игры: «Суд над алкоголем», «Курить – здоровью вредить» и т.п..

Еще одной формой является туристский поход, который является адаптивной формой оздоровления детей в условиях ДОУ. Такая форма также будет эффективной и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время все большую популярность приобретает Адаптивный туризм – туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья – достаточно новый вид адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, оздоровления и социальной интеграции. Многодневный походы на сегодняшний день доступны любому здоровому человеку, для людей же с ограниченными возможностями здоровья туристский поход является серьёзным испытанием. Однако в условиях ДОУ можно разработать разные по сложности походы и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее быстро развивающийся сегодня сегмент индустрии досуга, связанный с участием в активном отдыхе на открытом воздухе – это туризм.

Туризм в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков во всех проявлениях используется как средство массового оздоровления детей разного возраста в силу его общедоступности. В данном случае в адаптивном туризме большую роль играют туристские походы, так как походы выходного дня. Такой опыт широко используется в практике Всероссийского Детского Центра «Орленок». Методистами, инструкторами по туризму и спорту разработаны и паспортизированы туристские маршруты различной протяженностью и продолжительностью (от нескольких часов до нескольких дней).

В основе туристского похода лежит участие ребенка в коллективных туристских мероприятиях, расширения круга общения, выход за территорию лагеря, выезд за пределы города, психологическая мобилизация, повышения жизненной активности. Чтобы выехать в поход, ребёнку нужно совершить волевые усилия и преодолеть определенный дискомфорт.

Ребенку, подростку предстоит преодолеть определенные трудности, но вместе с тем и испытать романтику походной жизни. Это и устройство палаточного городка, заготовка дров, нахождение чистых источников воды, разведение костра и приготовление на костре пищи, песни у костра под гитару и многое другое. Естественно, что определенная борьба с трудностями формирует у детей и подростков переоценку ценностей, готовность к преодолению трудностей, формирование культуры общения со сверстниками, взрослыми, адаптивные возможности ребенка.

При подготовке к турпоходам следует начинать с самого простого похода выходного дня, продолжительностью в несколько часов поскольку оно является самым массовым видом похода и играет в адаптивном туризме чрезвычайно важную роль, так как в большей степени соответствует целям и задачам двигательной рекреации. В походе выходного дня определяется, может ли ребёнок ходить в походы, какие он нагрузки способен переносить и какой вид туризма для него подходит.

Из личного опыта работы в ООО ДОК «Сигнал» (1998-2000 гг.) хотелось бы отметить, что такие походы (от нескольких часов до одного дня) прекрасно «работают» на формирование корпоративного духа воспитанников лагеря, помогают воспитателям и воспитанникам, а также представителям администрации (директору ДОУ, его заместителям) научиться совместно проживать это увлекательное путешествие, позволяют формировать такие нравственные категории, как взаимовыручка, помощь младшим и слабым, формирование толерантности по отношению друг к другу, формировать трудовые навыки. В таких заранее запланированных в плане-сетке смены походах решаются задачи физического, нравственного, патриотического, экологического, эстетического воспитания. Эти походы могут являться формами перечисленных направлений воспитания: «Экологическая тропа», «Дорогой войны» (по местам боевой славы), «Родной Казачий край» (краеведение), «В горы – за здоровьем» и др.

В походе выходного дня воспитанники овладевают туристскими навыками и умениями, играют, тренируются. Что же касается многодневных походов это уже следующая стадия, именно в этих походах ребёнок испытывает все трудности туристской жизни. Именно после таких походов у ребёнка меняются потребности, мотивации, образ жизни, появляется цель и т.д.

Туристский поход оказывает оздоровительное влияние на организм ребёнка. Неслучайно народная педагогика всегда связывала функционирование внутренних органов и систем человека с природой. Считалось, что отрыв человека от природы приводит к нарушению деятельности организма и различным заболеваниям. Рекреационной медициной доказано, что негативные факторы проживания в городских условиях могут быть компенсированы в естественном природном окружении. Оздоровительным фактором является для ребенка пребывание в лесу, где воздух насыщен фитонцидами и лёгкими аэронами, деревья защищают от жары и ветра. Звуки леса, прохлада чистой родниковой воды, нежные запахи цветов и трав. Эти и другие элементы природы лечат нервную систему ребёнка.

Чистый природный воздух укрепляет здоровье, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Чистый воздух благодаря своим физическим свойствам воздействует на кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки и дыхательные системы. Через них происходит рефлекторное воздействие на органы и системы сосуду, почки, печень, мозг, кроветворную и эндокринную систему, улучшается обмен веществ.

Аэроны - это фракции газов атмосферы, которые образуются под воздействием космического излучения. Лёгкие аэроионы отрицательной полярности используются как лечебный фактор. Ускоряют заживление ран, снижают болевые ощущения, благоприятно воздействуют на нервную, дыхательную и сердечно сосудистую систему. Таких лёгких аэроинов много в горах.

Фитонциды – это биологические активные вещества, вырабатываемые растениями, их очень хорошо использующие в медицине при лечении при гайморите, при инфекциях и т.д. Помимо бактерицидного действия, фитонциды оказывают стимулирующие действие на иммунную систему. При длительном нахождении в лесу в естественной атмосфере летучих веществ растений повышается жизненный тонус, стимулируются процессы возбуждения и торможения, снижается напряжение нервной системы, снижается проявления психоэмоционального дискомфорта. Сон на свежем воздухе является ещё одним оздоровительным фактором. Лес является одним из идеальных условий для лиц, которые не могут переносить прямые солнечные лучи. В данном случае речь идёт о светолечении, поскольку оказывает стимулирующие влияние, корригирует биоэнергетические процессы, повышает компенсаторные возможности организма. Дозированное и мягкое светолечение оказывает терапевтическое воздействие при сезонных дегрессиях и других неврологических и психических расстройствах.

Но одним из важных элементов оздоровления ребёнка в туристских походах является закаливания организма. Закаливания – это один из мощных способов повышения устойчивости организма к заболеваниям и изменениям внешних метеорологических условий. Постоянное воздействие закаливающего фактора заключается в тренировке терморегуляционных механизмов и приводит к привыканию. В результате закаливания тонизируется нервная и сердечно – сосудистая система, улучшается состав крови, общее состояние организма. Закаливающие процедуры должны быть подчинены следующим принципам – непрерывность, постепенность, комплексность, учёт индивидуальных возможностей организмов. Закаливания воздухом является наиболее простым способом, потому что теплопроводность воздуха очень мала Закаливание водой действует более активно. Длительное воздействие холода приводит к изменению состава крови, увеличение жирового обмена, угнетению углеводного обмена. Одним из оздоровительных факторов туризма является двигательный режим. Влияния двигательного режима на детей с ограниченными возможностями здоровья в туристских походах заключается в том, что на природе начинают двигаться те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не делают лечебную физическую культуру или её недолюбливают. Поскольку в туристском походе они вынужденными постоянно перемещаться на большие для них расстояния, так как палатка, в которой спит турист, кухня, туалет, умывальник, костёр и т.д. находится на достаточном значительном расстоянии друг от друга. Ходьбу следует подчеркнуть особо, так как она происходит в условиях природы. Ходьба в неторопливом режиме в пересечённой местности считается уникальным оздоровительным и лечебным фактором. Ходьба как никакой другой вид двигательной гимнастики позитивно и мягко влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему и опорно-двигательный аппарат. В туристском походе при двигательных нагрузках и ходьба, происходит активизация мышечной системы, сердца, лёгких и обмена веществ. Активные способы передвижения, регулируемые физические нагрузки, положительные эмоции и другие оздоровительные факторы природы благотворно сказываются на здоровье ребёнка и его работоспособности. После туристского похода участники отмечают бодрость уверенность оптимизм.

Исходя из всего сказанного, можно отметить, что используя различные формы здоровьесберегащей работы в ДОУ, воспитатель может решать следующие задачи:

Воспитание терпения, смелости, выносливости, любознательность;

Развитие творческих способностей;

Формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка;

Поддержание гармонического физического и функционального развития;

Развитие двигательных умений и навыков;

Закаливание организма и привитие гигиенических навыков;

Выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; - расширение кругозора и формирование мировоззренческих взглядов;

Адаптация и интеграция в социальную жизнь ДОУ.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе ДОУ, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития детей.

С точки зрения современных подходов в педагогике здоровьесбережения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

· принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

· принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

· принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

· принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире»

(из опыта работы)

Актуальность опыта . Состояние здоровья детей с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталости, синдрома Дауна препятствует освоению всех разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Они имеют ограниченные представления об окружающей среде, предметах и их функциональном назначении, что впоследствии негативно влияет на их дальнейшее развитие, социализацию в обществе, адекватное взаимодействие с окружающими. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в социум. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Это и разработка специальных программ, и использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Коррекционное обучение «особенного» ребенка, начатое как можно раньше, может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на дальнейшую его судьбу. Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей и возможности «зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и внедрение в практику работы.

Основная идея опыта состоит в том, что использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка, развитию его познавательных способностей.

Инновационность опыта и его практическое значение состоит в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этой работы стало формирование адаптированной к условиям социума личности с особыми образовательными потребностями. Об эффективности использования выбранных инноваций и технологий свидетельствуют результаты диагностических обследований воспитанников.

Технологичность опыта заключается в разработке и реализации системного подхода к организации коррекционной работы с использованием выбранных инноваций и технологий, которые в своей совокупности гарантируют результат, влияющий на уровень мастерства педагогов учреждения и степень развития каждого ребенка. Опыт изложен в форме проекта по теме «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире». Содержательная часть проекта охватывает постановку цели, формулировку общих и конкретных целей для достижения результатов, в приложениях раскрыто содержание учебного материала: картотека тематических прогулок с целью ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья; описание методов и форм организации коррекционно-учебного процесса; оценивание текущих результатов во время проведения мониторинга; заключительная оценка результатов.

Опыт работы подтверждает, что одной из важных задач работы по коррекции нарушений в развитии детей является рас­ширение их представлений об окружающем мире, жизненных представлений, открыв им новые возможности, научив воспри­нимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения в следующих направлениях:

Ознакомление с предметным миром;

Ознакомление с природой (живой и неживой);

Формирование элементарных социальных знаний (семья, родственные отношения, деятельность людей и др.);

Формирование навыков безопасного поведения.

Формирование у ребенка первых представлений о себе становится первым существенным звеном привлечения его к социальному миру и стимулом для познания окружающего. На протяжении дошкольного возраста представления ребенка о себе постоянно меняются. У наших воспитанников первые проявления самосознания, выделение своего «я» и «я» других детей не возникает без специального обучения. Необходимо постоянно формировать у малышей целостное восприятие и правильное представление о себе и человеке вообще. Эта работа ведется как учителем-дефектологом, учителем-логопедом, так и воспитателем группы во время всех режимных моментов и в повседневной жизни, на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

В процессе работы я пришла к выводу, что у наших воспитанников возникают сложности, прежде всего в понимании событий своей жизни, жизни окружающих их людей, событий социальной жизни. Все это влияет на формирование умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Навыки установления межличностных взаимоотношений, которые мы формируем у детей, помогают им овладевать культурой поведения, все это в свою очередь способствует развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Успешность формирования элементарных знаний о явлениях живой и неживой природы, о социальной жизни зависит от выбора методов обучения с учетом психофизических возможностей детей с особыми потребностями. Выбранные мною формы работы, инновационные технологии, методы и приемы, направленные на формирование представлений об окружающем мире у детей с особыми потребностями, вся стратегическая программа долговременных занятий построена таким образом, что каждый этап подготавливал следующий. И пока не будут достигнуты убедительные и стабильные во времени результаты на данном этапе, переходить к следующему, - это значит попасть в неподготовленное поле деятельности.

Опыт работы подтверждает, что использование традиционных методов работы с детьми с ограниченными возможностями недостаточно для коррекции. Поэтому я решила построить свою работу, основываясь на современных нетрадиционных методах и инновационных технологиях:

- Структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку (элементы TEACCH). Цель программы – повышение уровня самостоятельности и независимости ребёнка, его уверенности в себе, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

- Элементы прикладного анализа поведения (АВА – ТЕРАПИЯ) – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия подкрепляются поощрением. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного

освоения все новых и новых навыков. Конечная цель АВА - дать ребенку средства самостоятельно осваивать окружающий мир.

- Коммуникационная система обмена изображениями или PECS - это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако способствует развитию речи у ребенка с аутизмом. Некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь, обретают более эффективную коммуникацию.

- Глобальное чтение по методике Г. Домана. Суть этого метода обучения состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

- Коммуникативные игры на формирование эмоционального взаимодействия и предпосылок к общению со сверстниками и взрослыми по системе КРУГ. Цель технологии заключается в изменении мотивационной стороны общения: повышении собственной активности ребёнка; формировании умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; углублении осознания сферы общения; обучении умению сотрудничать, чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- Коррекция нарушений сенсомоторной интеграции основывается на подходе Э. Дж. Айрес, главной идеей которого является то, что обогащение ребенка сенсорным опытом и формирование у него полисенсорного восприятия происходят в условиях, максимально приближенных к жизни. Только при этом мозг способен интегрировать ощущения и формировать адаптивный ответ, «вписывающий» ребенка в контекст ситуации.

Результативность проведенной работы оценивалась проведением мониторинга, который осуществлялся как способ контроля над процессом адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путём сбора, обработки информации о результатах коррекционного воздействия с использованием инновационных технологий и методик. Таким образом, систематическая, целенаправленная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья приво­дит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вер­бального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог - к усилению активности, само­стоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей.

Подводя итоги реализации проекта, я пришла к выводу, что выбранные мной технологии и методики способствовали коррекции не только познавательного, но и коммуникативно-речевого, эмоционального, а также общего психического развития детей с особыми образовательными потребностями. В дальнейшей работе планирую продолжать работу по

выбранной теме, изучая и внедряя новые инновационные технологии в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и родителями.

Учитывая полученные результаты, педагогический коллектив учреждения считает необходимым внедрять опыт и проект, разработанный на основе опыта, в работу всех групп учреждения.


Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Выполнила: Чурак Галина Леонидовна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

    подвижные и спортивные игры

    контрастная дорожка, тренажеры

    стретчинг

    ритмопластика

    релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни.

    утренняя гимнастика

    физкультурные занятия

  • точечный массаж (самомассаж)

    спортивные развлечения, праздники

    День здоровья

    СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

    Игротренинги и игротерапия

    Занятия из серии «Здоровье»

Коррекционные технологии

    технология коррекции поведения

    арттерапия

    технологии музыкального воздействия

    сказкотерапия

    технология воздействия цветом

    психогимнастика

    фонетическая ритмика

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступит к его реализации.Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием,сделанными руками педагогов:

1 .«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблении мышц плечевого пояса

2 .Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног

3 .Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование(султанчики,вертушки)
4 .Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5 .Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.

6 .Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.

7 .Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
-мимические разминки

Гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

Пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)

Дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
-точечный массаж

Игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
-Динамические паузы , которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
-Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
-Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
-Подвижные и спортивные игры . Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате–малоподвижные игры.

- Релаксацию. Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастныхгрупп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

-Гимнастика пальчиковая . Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

-Гимнастика для глаз . Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

-Гимнастика дыхательная . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

-Гимнастика бодрящая . Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

-Гимнастика корригирующая и ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

- Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

- Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М.В.Карепановой и Е.В.Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
- Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.

- Самомассаж . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

-Психогимнастика . 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.

-Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Дополнительно можно использовать методы закаливания:

Полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
-умывание холодной водой после дневного сна.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

- Стретчинг. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания

- Ритмопластика . Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

- Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

- Артерапия . Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. Воспитатели, психолог.

- Технология воздействия цветом. Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводит воспитатели, психолог.

- Фонетическая ритмика. 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений. Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед.

- Технологии коррекции поведения. Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. Проводят воспитатели, психолог.

Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

Консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы);анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуро творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.