Техника речи. Речевая культура педагога даринская лариса александровна д.п.н., профессор. Анализ речи педагогов

Слайд 2

«Следите за собственной речью; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок » В.А. Кан-Калик

Слайд 3

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Воспитанность человека следует определять через осознание нормативно-целостной системы и реализацию их знания в жизни и передачу той Н.Ц.С., носителем которой он является.

Слайд 4

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

«Норма -это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).

Слайд 8

нормы

Строго обязательные Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком Не строго обязательные: .т.е. возможны варианты.

Слайд 9

примеры вариантного использования норм языка 1) по месту ударения: родИлся - родилсЯ,ржАветь -ржавЕть, хАос – хаОс; 2)связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - бу-ло[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан;3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Слайд 10

Надеть - одетьГлагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 11

ОБУТЬ

ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что.Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай.Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.

Слайд 12

Есть - кушатьГлагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Подсказать -сказать

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

Слайд 14

Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 15

«класть» и «ложить».

нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» - просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 16

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пекет, пекем, пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

Слайд 17

т`орты, б`анты, л`ифты

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте).

Слайд 18

ЗвонИть

Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).

Слайд 19

вКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).

Слайд 20

Давайте вместе ПОВТОРИМ

ПРАВИЛЬНО Избал`ованный новорождённый мусоропров`од нефтепров`од газопров`од медикам`енты стол`яр катал`ог парт`ер к`ухонный доб`ыча ц`ентнр изобрет`ение ход`атайствовать лом`оть прид`анное приобрет`ение прир`ост разведённый укра`инский усугуб`ить на в`ыборах НЕПРАВИЛЬНО изб`алованный новор`ожденный мусоропр`овод нефтепр`овод газопр`овод медик`аменты ст`оляр кат`алог п`артер ух`онный `арест д`обыча центн`ер Ф`арфор изобрет`ение хода`атайствовать л`омоть пр`иданное приобр`етение пр`иост разв`еденный укр`аинский усу`губить на выбор`ах

Слайд 21

ИТАК:

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах. но вполне возможно: не делать грубых ошибок (ложить, звонят) не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

Слайд 22

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад (НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед (НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда (НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала (НЕ сперва, перво-наперво) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова (НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Слайд 23

Посмотреть все слайды


Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации.


Педагогическая риторика: истоки и становление. Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни……… Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни………


Дефиниции общей и педагогической риторики Педагогико-риторический идеал – конкретизация идеала обще риторического. Главная задача: использование слова как средства получения знания и воспитания человека. Риторический идеал – исторически сложившаяся иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому воспроизведению и речевому поведению.


Особенности педагогической риторики эпохи Возрождения, Просвещения и XIX в. «Риторики» Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Мишель Монтень «Опыты» Мишель Монтень «Опыты» ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Дж. Локк «Мысли о воспитании» Дж. Локк «Мысли о воспитании» Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Активизировать внимание с помощью вопросов. Активизировать внимание с помощью вопросов. Новизна сообщаемых сведений. Новизна сообщаемых сведений. Употребление приемов одобрения. Употребление приемов одобрения. «Антириторики» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. В. Г. Белинский. « Общая риторика» В. Г. Белинский. « Общая риторика» «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки. «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки.


Идеи педагогической риторики Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Н. И. Пирогов: «Суметь изложить предмет так, чтобы ученик его усвоил» Ушинский К. Д. «Воспитание должно быть народным…. Педагоги имеют прекрасные знания, но затрудняются в объяснении.» Н. И. Пирогов. Субъект- субъектная диалогическая модель Принципы: 1. Изложение предмета должно соответствовать: характеру самого предмета характеру самого предмета личности и степени развития ученика личности и степени развития ученика личности самого учителя. личности самого учителя. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. К. Д. Ушинский. Развитие дара слова. Принципы: 1. Принцип наглядности как условие эффективной речи. 2. Систематичность. 3. Двустороннее взаимодействие


Современные риторические законы Концептуальный Концептуальный Закон моделирования аудитории Закон моделирования аудитории Стратегический Стратегический Тактический Тактический Речевой Речевой Закон эффективной коммуникации Закон эффективной коммуникации Системно-аналитический Системно-аналитический Закон эмоциональности Закон эмоциональности


Концептуальный и стратегический законы риторики отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности. обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности.


Тактический закон риторики учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога. отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога.


Речевой закон риторики определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности.


Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении. определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении.


Системно-аналитический закон риторики устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания. связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания.


Закон эмоциональности Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся). Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся).


Все перечисленные риторические законы имеют ярко выраженную прикладную направленность; имеют ярко выраженную прикладную направленность; определяют основу современных инновационных технологий обучения; определяют основу современных инновационных технологий обучения; базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов). базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов).


Качества педагога-ритора: Уважение к учащимся Уважение к учащимся Эмоциональность Эмоциональность Способность к убеждению Способность к убеждению Высокая культура речи Высокая культура речи Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь) Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь)


Риторические приемы Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: - лексические (метафоры, эпитеты, олицетворения, фразеологизмы); - синтаксические (сравнение, повтор); - структурные (риторический вопрос, вопросно- ответный ход речи, введение вымышленное автором речи и др.).


Приемы установления контакта Прием формирования композиции Прием формирования композиции Прием представления конструкции речи Прием представления конструкции речи Прием «анонсирование» Прием «анонсирование» Прием «затягивание изложения» Прием «затягивание изложения» Прием «неожиданный перерыв» Прием «неожиданный перерыв» Прием «вопрос к аудитории» Прием «вопрос к аудитории» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «идентификации» Прием «идентификации»


Прием формирования композиции Способы построения сообщения: Способы построения сообщения: - с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); - с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); - с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).


Выбор композиции Для начала 1. Начинают обращением к предмету. 2. Начинают временем (дня, года...). 3. Начинают местом. 4. Наконец, начинают случайностями, потом останавливают внимание на главном предмете.. Для середины 1. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса. 2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи паузой). 3. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность. Для конца речи 1. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувства. 2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением. 3. Оканчивать речь «нравственною занимательною мыслью или высокою и выразительной истиной».




Прием «анонсирование» в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи. в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи.


Прием «затягивание изложения» мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную. мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную.


Прием «неожиданный перерыв» концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. P.S. Этот прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора.


Прием «вопрос к аудитории» Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос. Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос.


Прием «обращение к отдельным слушателям» оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?».


Прием «приближение к слушателям» не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины.





Что делать, если перебивают? Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию. Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию.


Что делать, если перебивают? Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент. Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент.


Что делать, если перебивают? Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу». Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу».


Практическое применение риторических правил составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. «эффект первых фраз» «эффект первых фраз» «квантовый выброс» новой и оригинальной информации «квантовый выброс» новой и оригинальной информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип ясности принцип ясности «Учить - это всего лишь напоминать другим, что они знают это так же хорошо, как и ты».


Практические приемы техники убеждения Постоянный визуальный контакт Постоянный визуальный контакт Сопровождающие речь сигналы Сопровождающие речь сигналы Движения, жесты и мимика - гармоничны Движения, жесты и мимика - гармоничны Четкие и ясные формулировки Четкие и ясные формулировки Делать паузы в значительных местах Делать паузы в значительных местах Необходимость объяснений и комментариев Необходимость объяснений и комментариев Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Использовать только убедительные аргументы и повторять их Использовать только убедительные аргументы и повторять их Задавать вопросы Задавать вопросы Не позволяйте отнимать у вас инициативу Не позволяйте отнимать у вас инициативу


Ошибки «он работает здесь ряд лет» «он работает здесь ряд лет» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» … «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» …





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием

Компоненты культуры речи педагога Грамотность построения фраз Простота и ясность изложения: немногословие грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов

Простота и ясность изложения немногословие

Выразительность интонация и тональность темп речи, паузы динамика звучания голоса словарное богатство образность речи дикция

Правильное использование специальной терминологии исключение режущих слух фразеологических оборотов исключение лишних слов

Культура профессионального общения педагога Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками

Правила речевой культуры педагога 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения 2. Педагог должен говорить внятно 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) Роль мимики в передаче информации Выразительность пластики тела

При общении необходимо следовать некоторым принципам Принимать ребенка таким, каков он есть Помнить, что каждый человек самобытен Верить в способности воспитанников Стимулировать их творческую активность Уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого Не унижать достоинства ребёнка Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий Помнить, что любой может ошибаться Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это… Неуместное использование звукоподражательных слов Ошибки в речи: Ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает


Слово является одним из самых мощных коммуникативных орудий человека. Живет слово, устная речь является чрезвычайно важным элементом профессиональной мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительное речи - это подлинное выражение культуры, оно помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания. Слуховые впечатления, как известно, часто является самыми действенными, сильно влияют на сердце, ум и поступки воспитанников. А слушать урок, рассказ, объяснение педагога - это большая умственная работа, которую значительно облегчает выразительный, искусный изложение.

К сожалению, речь неопытного педагога часто бывает сухим, монотонным, невыразительным. В нем отсутствует четкое группирование слов вокруг логических центров. Непроизвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а неумением правильно распределить дыхания, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать суть устного рассказа.

Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.

Лишь хорошо овладение каждой составляющей техники речь может гарантировать его высокое качество.

Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.

Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.

Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.

Для развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работе.

Дыхание - один из главных жизнедеятельных актов человеческого организма, который человек выполняет постоянно, в определенном ритме. Одновременно дыхания является основой произносимого речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В процессе дыхания активно участвуют: носоглотка, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Чтобы их работа была правильной и эффективной, они должны быть физически здоровыми, развитыми. Качество дыхания зависит от возраста говорящего. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в процессе дыхания, различают 4 его типа:

1) Верхнее или ключичное дыхания осуществляется за счет сокращения мышц, которые поднимают и опускают плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это поверхностное дыхание, во время которого работает только верхняя часть легких.

2) Грудное дыхание осуществляется межреберные мышцы. при этом диафрагма малоподвижная, поэтому выдох недостаточно энергичен.

3) Диафрагматичне дыхания происходит вследствие сокращения мышц диафрагмы (сокращение межреберных дыхательных мышц очень незначительное).

Обычно, человек использует все три типа дыхания, но у каждого преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхания в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат в основном с помощью диафрагмы.

Эффективным - полным и правильным - считается четвертый, смешанный, тип дыхания:

4) Реберно-диафрагменное, то есть, когда в процессе дыхания двигаются и ребра, и диафрагма. Убедиться в этом можно так: положить правую руку на диафрагму, а левую - на левый бок грудной клетки; набрав воздух через нос, слегка задержав его, сказать фразу (выдыхая воздух во время ее проговаривания мы должны почувствовать движение ребер и диафрагмы). В таком случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, способствует спокойному, равномерном выдохе, незаметном для окружающих.

Дыхание имеет два основных акты: вдох и выдох, качество которых тоже соответственно окрашивает звуковое вещание, а пауза между ними является показателем характера дыхания. Так, последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза, где вдох и выдох короткие и одинаковые по продолжительности. В повседневной жизни, когда речь человека основном диалогическое, дыхание не вызывает труда. Но для монологической речи физиологического (или непреднамеренного) дыхание, как правило, не хватает. Речи и чтения вслух требуют большого количества воздуха, его экономного расхода и своевременного обновления. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхания дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка.

Однако, дыханием тоже можно управлять: умышленное (фонационное) дыхание, в отличие от физиологического, осуществляется в другой последовательности: короткий вдох, пауза, длинный звуковой выдох. Если при обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха было 1: 1, то при фонационное оно меняется в соотношении 1:10, 1:15. На начальном этапе освоения речевым дыханием осуществляется с помощью воли и сознания. Впоследствии преднамеренное (произвольное) речевое дыхание превращается в неумышленное (Непроизвольное).

Важной особенностью регуляции дыхания у человека есть способность произвольно, в зависимости от цели, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений.

В процессе развития навыков фонационные дыхания следует руководствоваться такими условиями правильного дыхания.

1. Вдыхать воздух через нос следует свободно, бесшумно.

2. Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято незначительный избыток воздуха, необходимого для вынесения структурно-логической части текста: это избавит от "внеочередного" вдохе, который нарушает плавность и ритм речи, вызывает прерывистость, поверхностность дыхания.

3. Не допускать, чтобы воздух был затраченное полностью (т.е. не допускать полного освобождения легких от воздуха) - это приведет к аритмии, фальцет и др. Тратить воздуха следует экономно и равномерно.

Следует воспользоваться каждой естественной остановкой в ​​речи для подбора запаса воздуха в легкие. (Добирание воздуха во время природных остановок осуществляется так называемым нижним дыханием; движется диафрагма, а верхняя часть грудной клетки и ребра подняты и неподвижные).

Пополнять запас надо своевременно и незаметно.

4. Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, а значит - сила

5. Вдыхать и выдыхать следует бесшумно, незаметно для слушателя, ведь качественный звук образуется спокойным струей воздуха, выходящего во время равномерного вдоха и выдоха (речь не идет о эффективное речи).

Систематическая работа над собой и выполнения специальных упражнений способствовать совершенствованию дыхательной системы будущего учителя.

Вдыхая и выдыхая воздух в процессе говорения, человек заставляет голосовые связки смыкаться и размыкаться. В результате появляется голос.

Он стимулируется интеллектом говорящего, его эмоциями (желанием говорить), волей. Сам голос - слабый. Чтобы он зазвучал, необходимо усиление звуков голоса. Оно осуществляется резонаторами (усилителями): грудной клеткой, небом, зубами, носовой полостью, костями лица, лобными пазухами. Различают верхний резонатор (ротовая полость, нос) и нижний, грудной резонатор (дыхательное горло, бронхи, легкие). Итак, звучание голоса, его основные свойства в значительной степени зависят от построения резонаторов, от того, в каком они состоянии и правильно направляются звуки голоса в резонаторы.

Рассмотрим основные свойства голоса учителя.

Сила (объемность, звучность) голоса зависит не от физических усилий, которые приводят к напряжению мышц гортани и голосовых связок, а от правильного, активного речевого дыхания, от активности работы органов речевого аппарата, умение пользоваться резонаторами. Сила - это в большей степени полноценность, компактность, чем громкость звука, и определяется тем пространством, звук должен заполнить.

К. С. Станиславский подчеркивал, что когда нужна настоящая сила речи, необходимо забыть о громкость. Учитель в классе стоит выбирать среднюю силу голоса и никогда не обращаться к повышенной громкости (крика), поскольку крик перенапрягает голосовые связки и очень быстро перестает служить привлечению внимания слушателей.

Полетность - способность "посылать" свой голос на расстояние и регулировать силу голоса; способность голоса выделяться на фоне других звуков.

Она вместе с силой обеспечивает нормальную слышимость в различных точках аудитории.

Обязательным предварительным условием, что обеспечивает полетность голоса, является психологическая установка учителя на общение. Полетность зависит от того, насколько правильно оценил педагог особенности акустики данной аудитории, смог "отдать" звук, обеспечить его ссылки. Большую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции, поскольку нечеткая работа органов речи не позволяет сформироваться полноценному звука.

Гибкость (подвижность) голоса связана с умением выбирать такие его характеристики, которые соответствуют конкретным условиям общения: это и изменение голоса в пределах существующего диапазона, и адаптивность (то есть приспособляемость голоса в акустических условий, в которых учитель вынужден говорить), и умение преодолевать голосом звуковые помехи (разговоры, посторонние шумы). Гибкость речи заключается в легкости, разнообразия повышений или понижений от основного тона, в изменениях тембра соответствии с требованиями - логических и художественных - определенного текста. В основном гибкость голоса касается его изменений по высоте.

Диапазон - это объем голоса. Его границы определяются высшим и низким тоном. Сужение диапазона голоса приводит к появлению монотонности, обеднение звуковой палитры. Однообразие звучания, в свою очередь, притупляет восприятие, ослабляет педагогическое воздействие речи.

Тембр - окраска звука, его яркость, мягкость, теплота, индивидуальность, то есть то, что отличает голос одного человека от другого.

Благозвучие - это чистота и свежесть тембра (без посторонних призвуков: хрип, сипения, скованности и др.), врожденная красота голоса, не вызывает негативных ощущений у слушателей. Благозвучие, а особенно такие ее составляющие, как чистота и ясность тембра, во многом определяются природными данными.

Однако, существует возможность совершенствовать такие "составляющие" благозвучия, как темп и высота.

Внушаемость - способность голосом воздействовать на слушателя, транслировать, внушать ему необходимое эмоциональное состояние даже безотносительно к содержанию речи. Внушаемость во многом зависит от тембра, а тренируется в процессе совершенствования выразительной стороны речи, прежде всего, интонационной гибкости и диапазона.

Выносливость - способность выдерживать определенную нагрузку.

Выносливость голоса обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда требований, наиболее важными из которых являются гигиена голосовых связок. После рабочего дня необходимо в течение нескольких часов воздержаться от разговоров или пытаться общаться очень короткими фразами при минимальной их звучности.

Исследования показывают, что заболеваемость голосового аппарата у учителей составляет 40,2%. Основные причины нарушения голоса: повышенное ежедневное нагрузки, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового аппарата. Поэтому перед долговременным речью необходимо с самого начала выбрать такую ​​силу и громкость, которые не приводили к перенапряжению голосовых связок.

Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она есть профессиональной необходимостью для учителя, поскольку способствует правильному восприятию учениками речи педагога. Небрежность в произношении делает вещания нечетким и неразборчивым. Это проявляется в "еде" конечной согласной или звуков внутри слова, звучании "сквозь зубы".

Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. К артикуляционного или речевого аппарата принадлежат губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки, голосовые связки. Одни из них пассивны в речи, а другие (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть) активно участвуют, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помочь может

только хирургическое вмешательство. Неорганические недостатки (картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость и неясность речи) можно исправить с помощью специальной артикуляционной гимнастики. Она содержит упражнения для разминки речевого аппарата, а также для правильного отработки артикуляции каждого громкого и согласного звука.

К примеру, неподвижная верхняя и дряблая нижняя губа мешают четкой произношении многих свистящих и шипящих согласных. Если человек слишком сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, - возникает "сюсюканье". В таком случае нужно учиться прятать язык за зубы. Полезны упражнения с спичкой в ​​зубах. Существуют несложные логопедические упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, гнусавости и т.п.

В общем говорить нужно плавно, приучиться хорошо открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция готовит речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

Неправильные навыки, недостатки речи, которые закрепились за много лет, не смогут быстро исчезнуть. Только последовательные тренировки, непрерывная труд и выдержка помогут избавиться привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими, еще не привычными, но правильными движениями, и сделать эти движения непринужденными.

Темпоритм - это скорость в целом и продолжительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Продолжительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Сложную часть материала учитель преподает в медленном темпе, далее может говорить быстрее. обязательно замедляется речи, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем больше возбужден ученик, тем медленнее и тише нужно говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речи безграмотное, а без психологических - мертвое. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Интонация - это видоизменения высоты звучания, силы, тембра голоса, членение речи паузами в процессе его развертывания.

Интонационная выразительность речи может подчеркнуть, усилить творческий замысел автора или видоизменить, исказить его. речь учителя должно привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастным, выразительным.

Акцент, темп и мелодия организуют вещание и отчетливо проявляются в интонирования не отдельных слов, а группы слов, то есть в речевом потоке, в устной речи. Темп не самостоятелен - он повторяет позицию акцентирования, то есть обусловлено динамикой слова, фразы. Мелодия же создается контрастированием ударных и безударных слогов, ударных и безударных слов.

Итак, темпоритм, интонационная выразительность речи - очень сложный механизм, который приводится в действие физиологическими, интеллектуально логическими и психологическими рычагами. Этот механизм безотказно работать, если говорящий будет иметь тренированный на сказанное слово слух, если будет психологически настроен на восприятие этого слова, не останется в нему равнодушным и если будет обладать разнообразными и точными языковыми средствами, необходимыми для смысловой, логической и эмоционально-экспрессивной выразительности.

После объективной оценки собственных речевых данных следует начать регулярные занятия для исправления выявленных недостатков, слабых сторон речи (тренировать дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки). Ведь голос учителя должен быть ярким, звучным, четким, привлекать внимание. Хорошее речи учителя пробуждает в учеников желание слушать, способствует решению учебно-воспитательных задач.














Выразительность Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.



Логичность Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Богатство Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Уместность Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).




Регуляция силы голоса Педагогу необходимо говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Голос воспитателя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.