Рисование жители других планет. Рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе: интерпретации и особенности проведения занятий. И про север, и про юг, и про все, что есть вокруг

(НОД по художественно-эстетическому развитию)

Подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Лукьянова Светлана Николаевна

Цель: формирование творческих способностей посредством техники росписи по стеклу с использованием элементов ТРИЗ и опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Учить детей формировать гипотезы,

Развивать стремление детей к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;

Закрепить ранее полученные навыки изображения витражей на новом материале (органическое стекло).

Расширять знания о свойствах света и цвета: использование известных оптических явлений для расшифровки надписей (эффект зеркального отображения)

Развивать композиционные умения, составлять узор по мотивам витражной росписи;

Закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки;

Развивать цветовое восприятие и художественный вкус;

Развивать коммуникативные навыки при объединении детей в поисковые группы;

Обучить техническим приемам и способам росписи по стеклу;

Воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду.

Ожидаемый результат.

Ребенок имеет представление:

о понятии «зеркальное отражение» и его особенностях;

о способах создания витражной росписи;

о технике создания витражей;

приобрел умение:

работать в команде;

создавать витраж;

анализировать свою деятельность и деятельность других детей;

использовать навыки в решении проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей.

Художественно-эстетическая. Использование музыкального оформления для создания настроения и понимания образа, выражения своих чувств;

Социально-коммуникативная. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по ходу процесса и результатов продуктивной деятельности. Использование художественного слова, развитие монологической речи при описании картин, предметов и объектов, собственных работ и работ других детей.

Познавательная деятельность. Расширение кругозора в процессе ознакомления с практическим применением знаний данного вида искусства, рассматривания узоров и картин; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойстве и отношении объектов окружающего мира (части и целом, материале, цвете)

Трудовая деятельность. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду сверстников

Материалы: витражная краска, контур по стеклу и керамике, прозрачный пластик, кисти, салфетки, зеркала, настольная лампа или фонарик, прозрачный пластик, подставки под кисти, бейджи с именами детей, лоток с раствором из воды и йода, лимонный сок, конверт с письмом,

Педагог: Ребята, что вы знаете о спасателях? Как вы думаете, в чем заключается работа спасателей? (ответы детей: спасать, помогать нуждающимся в помощи). Предлагаю вам вступить в спасательный отряд!

Всем участникам спасательной группы я предлагаю прикрепить бейджи с вашими именами. (Дети с помощью педагога ищут бейджи со своими именами и прикрепляют их)

Педагог: Дети, а теперь проверим, правильно ли вы нашли свои бейджи посмотрите в зеркало, и проверьте, правильно ли вынашли свой бейджик. (Посмотрев в зеркало, дети не могут прочитать свое имя) А потом проверьте друг у друга правильность написания имен на бейджик. (Они убеждаются, что имена написаны правильно).

Педагог: Почему вы не смогли в зеркале прочитать свои имена?

Педагог: (подвожу их к выводу) Наверное, во всем виновато зеркало - оно перевернуло изображение. (Это свойства зеркального отображения). В зеркале правая рука стала левой, а левая - правой. И слова пишутся не слева направо, а наоборот, и буквы написаны наоборот, в другую сторону…Как интересно… А что это лежит на столе, я вижу отражение этого предмета в зеркале?

Дети, посмотрите, что это? (ответы детей, кто знает) О, да это похоже на письмо. А для чего оно нужно? (ответы детей) Как странно, все сейчас общаются по сотовым телефонам, письма посылают по электронной почте, давно я не видела таких писем! На конверте написано «От кого»: илетиЖ ытеналП «жартиВ», «Кому»: В йикстеД даС. Ничего не понятно. Где-то мы недавно видели похожее изображение слов…(предположения детей: зеркальное отражение наоборот) Прочтем при помощи зеркала (читают: От кого - Жители Планеты «Витраж», Кому - В Детский сад)

Ребята, да это нам! Давайте его откроем? (Дети открывают конверт, находят письмо, но лист бумаги чистый, на нем ничего не написано).

Педагог: Опять загадка. Ведь не могли же нам прислать просто так чистый лист с другой планеты…Почему же он белый? (предположения детей) Наверное, письмо было написано волшебным чернилам. Давайте совершим превращение, превратим белый лист при помощи волшебного раствора, и посмотрим, что с ним будет. (Опустим письмо в лоток, в котором налит водный раствор йода) Буквы проявились, и их можно прочитать, напомните мне, почему это произошло? (ответы детей). Письмо было написано лимонным соком и когда мы с вами опустили письмо в лоток с раствором йода - буквы проявились в результате взаимодействия кислого лимонного сока и йода.

Педагог: Посмотрите опять что-то не так со словами. (Ответы детей). Подойдем к зеркалу. Записка: «Помогите! У нас исчезли все яркие цвета, все стало бесцветным! Верните нам яркий мир»

Педагог: Ребята, как хорошо, что мы вступили в спасательный отряд! Мы поможем жителям планеты «Витраж»? (Ответы детей)

Педагог: Тогда отправляемся на нашем космическом спасательном корабле в путь! Повторяем за мной волшебные слова:

Мы теперь не дошколята,

Все мы - смелые ребята!

Мы спасателями стали,

Меж планетами летали.

Всех спасем, кто позовет,

Отправляемся в полет!

Пока совершается перелет, беседа с детьми:

Педагог: Как вы думаете, почему исчезли цвета?

(Предполагаемые ответы детей: выгорела на солнце; покрылась пылью, грязью; постирали в горячей воде, заколдовал волшебник; напал корабль пришельцев; наступила ночь.)

Педагог: В письме написано, что все на планете стало бесцветным, что это значит? (не имеет никакого цвета) Это хорошо или плохо? (плохо, потому что некрасиво, тускло, невыразительно ) Какие предметы в группе, окружающие нас сейчас, можно назвать бесцветными? (стекло в окне) А как еще можно назвать бесцветное стекло? (прозрачным) Теперь что мы можем сказать об отсутствии цвета? Хорошо или плохо, что стекло в окне бесцветное? (хорошо, потому что в группе от этого светло, проникает солнечный свет, освещает и нагревает воздух в комнате, мы можем наблюдать, что происходит на улице за окном, какая погода и пр.) .

Педагог: Мы с вами можем сделать вывод, на что стала похожа бесцветная планета (на стекло). А какой вид художественного искусства, связанного со стеклом вы знаете? (витраж)

(Технология выполнения витража: вырезанные из цветного стекла части картины и составленные в целое. Есть упрощенный вариант витража - роспись по стеклу специальными красками.

Просмотр слайдов на экране с изображениями витражей, выполненных разными способами)

Педагог: Я предлагаю вам раскрасить планету в разные цвета с помощью витражной техники. Посмотрите, на столе у вас лежат частички планеты. Возьмите эти частички в руки и приступим к витражной росписи. Ребята подойдите ко мне и выберите понравившейся эскиз.

Педагог: (включает музыку, по ходу выполнения задания комментирует действия). Эскиз цветочной композиции кладем под прозрачный пластик, прикрепляем его под зажимы. Затем по поверхности пластика наносим контур по эскизу. Золотым контуром мы обводим сам цветок, а всё остальные детали серебряным или черным контуром.

Ребята пока высыхает контур, давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков:

Солнце - яркая звезда (все пальцы зажаты в кулак, кроме большого пальца)

А вокруг планеты (раскрываем ладонь, выпрямив все остальные пальцы)

И летают, кто куда, быстрые кометы (поочередно все пальцы руки касаются большого пальца)

Ваши ручки отдохнули, а контур высох. Давайте с вами возьмем краски и сделаем наши витражи яркими и красивыми. Приступая к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделенные между собой (т.е. - не смежные), в этом случае краска не растечется и не смешается с краской другого цвета и за пределы контура. Рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. (Дети рисуют, звучит музыка).

Рефлексия.

Педагог: Давайте посмотрим, на свет. Как красиво переливаются частички планеты. Несите их ко мне. Теперь мы соберем частички планеты в целое и подождем её пробуждения. (Внутри сердца лежит полоска с названием планеты.) Посмотрите, сердце планеты стало ярким и цветным - значит, планета спасена. Как вы думаете, мы справились с задачей, мы спасли планету? (ответы детей)

(В продолжение, после образовательной деятельности.

Подходят к плакату с изображений планет солнечной системы.

Педагог: А на какой планете живем мы? (Земля)

Педагог: У нашей планеты есть свой праздник. Весной, в пору, когда природа просыпается от зимнего сна, а точнее 21 марта, отмечается Всемирный день Земли. По традиции в этот день в разных странах звучит Колокол Мира (включает запись со звуком колокольного звона). И тогда же, весной, но уже 22 апреля проводится Международный день земли. Ребята, посмотрите, какая Земля у нас красавица!

Послушайте стихотворение:

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг, вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты сбереги нас, сбереги!»

И шепчут роща и леса,

Роса на травах, как слеза!

Грустит глубокая река

«Ты сбереги нас, сбереги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Рима Саярова

План-конспект занятия по рисованию «Космический сон » в подготовительной группе .

Тема Космический сон »

Цель : Научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа , транспорта или инопланетян . Развивать фантазию, воображение и наблюдательность. Продолжать закреплять технику рисования простыми и цветными карандашами, и фломастерами. Штриховать ровно, сильно не надавливая на карандаш.

Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать.

Развивающая среда : Альбомный лист бумаги на каждого ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, салфетки, загадывание загадки про ракету, обручи для игры, картинки, фотографии на тему «Космос » .

Предварительная работа : Рассматривание космических пейзажей , репродукций космических кораблей , орбитальных станций, межпланетных спутников и луноходов.

Ход занятия.

В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку :

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную… .(Ракету) .

Воспитатель обращается детям :

Как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах ?

Как же выглядят обитатели и жители неведомых нам планет ?

Люди фантазировали, сочиняли и писали истории о космических путешествиях и теперь придумывают самые удивительные и невероятные образы разных планет и космических средств передвижения. Художники-мастера много думают, на эту тему и фантазируют и рисуют.

Воспитатель показывает фотографии, иллюстрации с космическими изображениями , обращая внимание детей на необычность, выразительность космических картин , пейзажей, разнообразие и использование цветов. Так же педагог обращает внимание детей на необычную конструкцию космического транспорта . Объясняет, что этот космический транспорт может не только летать, он многофункционален, они могут пробурить грунт, руками-шупальцами выполнять различные виды работ.

После беседы и объяснений с воспитателем, дети выдвигают и рассуждают свои задумки.

До того как приступают рисовать , педагог предлагает сначала поиграть в игру «Мы космонавты » . Можно в эту игру играть и после рисования .

Правила игры : По краям площадки раскладываются обручи ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая слова :

Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на ракете.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой, опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов . Игру можно повторять несколько раз, по желанию самих детей.

После игры дети садятся и приступают к работе.

Выбор художественного материала воспитатель предлагает самим детям : можно использовать только фломастеры, можно только цветные карандаши, а также можно только использовать простой карандаш, или же применять все вместе.

Во время работ воспитатель обязательно обращает внимание на правильную осанку детей, а так же напоминает, чтобы дети не забывали во время рисования с карандашами , делали правильный нажим, держа карандаш не сильно.

В конце, закончив свои работы, дети показывают и рассказывают содержание своих рисунков.

Обручи-ракеты.

Вот так началась игра "Мы космонавты "



Вот такие получились у детей космические картинки !






"Космические пришельцы "





Все дети справились с заданием.

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Космос»

Тема занятия: День космонавтики
Цель: Развивать умение отражать в рисунке свои представления о космосе.
Задачи:
1.Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова
Одна из тем, которая очень интересна детям дошкольного возраста, это-космос. Космос -это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью-луна. И небо усыпано множеством звезд.
Что можно рассказать детям о космосе?
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным.
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Наша Земля - это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся шары. Солнце - тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.


Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.


Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.


Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.


Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году.


А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году.


Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.
Тема космоса содержит массу идей для рисунков и наши дети подготовительной группы поделились своими впечатлениями о космосе.





Надежда Аширова
Конспект занятия по рисованию «Жители фантастической планеты»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе.

Тема : «Жители фантастической планеты » .

Составила и провела : воспитатель Аширова Н. Х. МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» .

Цель : Стимулировать творческое мышление в изобразительной деятельности.

Задачи :

Создать условия для творческой активности детей. Развивать творческие способности детей на базе пройденного материала и сформированных навыков изображения животных.

Закреплять умения детей составлять целое из частей, совершенствовать умения и навыки изображения необычных предметов.

Научить детей самостоятельно создавать образ сказочного животного посредством рисования и составлять о нём небольшой рассказ.

Активизировать в речи слова «несуществующее» , «необычный» .

Учить детей придумывать названия-имена для своих созданных образов несуществующего животного (создать условия для словотворчества – создание новых слов, несуществующего имени, например : «Вертохрюк» , «Слономух» и др.

Развивать воображение, фантазию , творческое мышление; развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Воспитывать доброжелательное и внимательное отношение к окружающим, желание сделать приятное. Воспитание аккуратности и усидчивости.

Материал :

Для воспитателя : строительный материал, два конверта : в одном карточки с фантастическими животными , в другом письмо и карточки с геометрическими фигурами для д/и «На кого похожа?» . Панно «Неизведанная планета » . Схема для описания рисунка, рисунок «Слономух» . Магнитофон, фантастическая музыка .

Для детей : фломастеры, ножницы, клей-карандаш, салфетки.

Ход занятия.

Сюрпризный момент.

Воспитатель – Ребята, к нам пришло письмо из далёкой планеты . Жители этой планеты просят помощи у вас : «Один злой волшебник сделал всех жителей планеты невидимыми . В письме два конверта, которые можно распечатать лишь на необыкновенной планете ».

Воспитатель – Ну что, ребята, готовы помочь? Тогда сейчас же отправимся.

Дети стоят около воспитателя и произносят слова.

Мы ладошку к ладошке приложим, Дети подают друг другу ладошки,

И друг другу дружить мы предложим. Берутся за руки.

Мы построим ракету Вместе приседают

Для полёта на планету . Руки соединяют над головой

На какую захотим, Медленно поднимаются

На такую полетим!». Изображают летящую ракету.

Конструирование из строительного материала.

Дети с воспитателем строят из строительного материала ракету. Усаживаются на стульчики, приготавливаются к полёту. В это время звучит фантастическая музыка .

Воспитатель – Наш космический корабль стартует с космодрома. Мы летим всё выше и выше. Впереди неизвестная планета . Ракета приземляется, лучше сказать опускается.

Рассматривание карточек с фантастическими животными .

Воспитатель сопровождает рассказ картинками животных из первого конверта.

Воспитатель – Мы выходим из корабля. Как необычна эта планета ! Она населена фантастическими животными , но они невидимы. Они живут везде : над нами, на поверхности планеты и даже внутри планеты . Эти звери плавают, летают, ползают. Среди них есть красивые существа и уродливые, добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей знакомых нам животных, другие совсем не похожи ни на одного животного нашей планеты .

Релаксация «Фантастические животные » , звучит музыка.

Воспитатель – Дети закройте глаза, вообразите этих животных. Среди них есть и такие, которые передвигаются с помощью техники : едут на гусеницах, как танк; летают с пропеллером, как у вертолёта.

Чтение письма из второго конверта.

Воспитатель открывает второй конверт, читает письмо.

Воспитатель - На нашей волшебной планете живут удивительные существа, они состоят из различных геометрических фигур. Так как они невидимые, поэтому здесь нет ни фотоаппаратов, ни художников. Ребята, мы очень просим вас, сделайте портреты этих необычных животных.

Дидактическая игра «На кого похожа?»

Воспитатель с детьми рассматривают карточки с геометрическими фигурами из письма, затем предлагает на основе геометрических фигур нарисовать различные фигуры фантастических животных .

В. – Пора приступать к работе. Но, сначала приготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы обеих Шли по дорожке по полю, по лугу. рук «идут» навстречу друг к другу.

Встретились – и испугались они. Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – поди, догони! Снова пальцы «идут» , но теперь в

разные стороны.)

Самостоятельная деятельность детей.

Когда дети начнут воплощать замысел в рисунке, воспитатель предлагает назвать изображаемое фантастическое животное .

После завершения работы дети самостоятельно вырезывают фантастических животных по контуру , и закрепляют на фоне «Неизведанная планета » , получается общая картина.

Составление рассказа по схеме.

Воспитатель - А сейчас я попрошу вас составить небольшой рассказ, а поможет вам в этом схема.

Как зовут животное? Какое это животное? несуществующее, необычное животное.

Описание внешности.

Что умеет делать?

В детских рисунках оценивается оригинальность и возникновение интересной идеи (продуктивность воображения) .

Воспитатель - Например, «На неизведанной планете живет Слономух . Это несуществующее на нашей планете животное . У него есть длинный хобот как у слона и крылья как у мухи. Слономух может летать и передвигаться по поверхности планеты ».

Рассказы детей.

Итог НОД.

Воспитатель - Какие прекрасные необычные животные у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Вспомните, как называются весенние месяцы. Весна наступает постепенно: в марте начинает таять снег, в апреле кое-где набухают почки, а в конце мая начинают цвести деревья и цветы, все оживает.

Предложите детям подумать, какое весеннее явление они будут рисовать. Лист нужно разделить линией горизонта на две части (линия горизонта не должна проходить ровно посередине листа). Затем нарисовать деревья, реку, проталины и т. д. Небо можно размыть голубой акварелью, смешанной с водой.

Закончить занятие можно стихотворением И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Занятие 58. Зеленая весна

(Монотопия. Гуашь)

Программное содержание. Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотопии. Учить рисовать зеленую весну, используя соответствующие цветовые сочетания. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении с помощью техники монотопии.

Раздаточный материал. Листы бумаги светло-фиолетового цвета, гуашевые краски, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Поговорите с детьми о явлениях зеленой весны: из теплых стран возвращаются птицы, снег полностью сходит, прекращаются ночные заморозки, расцветают растения, появляются насекомые.

Прочитайте детям стихотворение М. Пляцковского:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И значит, настроение

У всех людей – весеннее!

Спросите детей, что они представили, слушая это стихотворение, какие признаки весны перечислил автор в стихотворении?

Предложите нарисовать зеленые деревья на берегу озера. Для этого лист цветной бумаги надо положить вертикально и сложить пополам, потом развернуть. На верхней части листа нужно нарисовать зеленые деревья, прилетевших из теплых стран птиц. Затем нижний лист смочить водой при помощи широкой кисти, сложить и прижать ко второй половине. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья. Исходный пейзаж можно снова подкрасить гуашевыми красками.

Тема недели «День космонавтики»

Занятие 59. Звездное небо

(Цветной граттаж. Перо)

Программное содержание. Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – цветного граттажа. Учить рисовать звездное небо, используя прием процарапывания. Упражнять в работе пером, тушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

Раздаточный материал. Картон желтого, салатового или оранжевого цвета, восковая свеча или желтый восковой мелок, черная тушь или гуашь, смешанная с несколькими каплями жидкого мыла, широкая кисть, заостренная палочка (перо), баночка с водой, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

В начале занятия предложите детям натереть свечой всю поверхность картона. Затем закрасить лист картона черной тушью, смешанной с жидким мылом. Пока тушь будет сохнуть, прочитайте детям русскую народную песенку:

Высока звезда восходила.

Выше лесу, выше темного,

Выше ельничку-березничку,

Выше зеленой дубравушки.

Спросите детей:

– Что вы представили, слушая это стихотворение?

Предложите изобразить ночное небо, а внизу – лес.

– У нас уже получилась темная ночь. Под правую руку положим салфетки и заостренной палочкой процарапаем звезды, а внизу виднеющийся лес. Рисовать надо начинать сверху и стараться не касаться поверхности картона, иначе тушь размажется.

Занятие 60. Жители других планет

(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Развивать умение вписывать рисунок в лист. Учить закрашивать предметы цветными карандашами. Развивать фантазию и самостоятельность.

Демонстрационный материал. Карта планет солнечной системы.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши.

Ход занятия

Покажите детям карту планет Солнечной системы и скажите:

– Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей планетной системы. Вокруг Солнца движется множество планет, вот они: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и другие. Какой формы эти планеты? (Круглые.) Все они разного размера. Давайте отправимся в путешествие по этим планетам.

Попросите нескольких детей показать, на какой планете они хотели бы побывать – на большой, средней или маленькой.

Загадайте загадку:

– На какой из этих планет есть жизнь? (На Земле.)

Вместе подумайте, есть ли жизнь на других планетах, и кто может там жить.

Предложите детям представить и нарисовать жителя или нескольких жителей другой планеты сначала простым карандашом, а потом в цвете. Подскажите ребятам изобразить пейзаж далекой планеты: диковинные растения, камни, водоемы и т. д.

Тема недели «Исчезнувший мир»

Занятие 61–62. Затерянный мир динозавров

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Познакомить детей с доисторическими временами, расширить и углубить представления о разнообразии и образе жизни динозавров. Учить рисовать различных вымерших животных. Развивать умение рисовать животных в движении. Продолжать учить рисовать гуашью в соответствии с ее особенностями. Развивать фантазию, воображение и чувство цвета.

Демонстрационный материал. Книги о динозаврах, изображения динозавров и игрушечные динозавры.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Попросите детей принести к этому занятию книги про динозавров.

На занятии скажите детям:

«Сегодня мы отправимся в очень интересное путешествие – в затерянный мир, где живут… динозавры! Но что мы знаем об этом мире? Много-много лет назад, когда на Земле было тепло, шли обильные дожди, росли хвойные леса, папоротники, хвощи и деревья, похожие на пальмы, жили динозавры. „Ужасных ящеров“ можно было встретить повсюду – передвигающимися по суше, летающими в воздухе над морем в поисках рыбы, плавающими под водой. Некоторые динозавры были хищниками и охотились на других динозавров. Другие динозавры были травоядными и питались листьями, травой, тонкими ветками и побегами. Все динозавры очень разные, но в тоже время имеют некоторые общие черты: все обладают длинными хвостами, каждому виду динозавров присущи определенные защитные приспособления: клювы или острые зубы, страшные рога, высокие гребни, шипы или костяные пластины. Кожа у динозавров была прочная и толстая, иногда покрытая кожными наростами, чешуйками или перьями. Динозавры откладывали яйца, выращивали потомство, добывали пищу, охотились или переходили с одного места на другое в поисках лучшей растительности. Сейчас все динозавры исчезли – их погубил огромный астероид, упавший на Землю. Когда он столкнулся с Землей, наступила так называемая „ударная зима“, к которой динозавры оказались совершенно не готовы».

На протяжении всего рассказа показывайте детям соответствующие иллюстрации. Поговорите с детьми о том, что они знают о динозаврах. Вместе опишите внешний вид нескольких динозавров.

Предложите нарисовать страну динозавров. Рисуя динозавра, ребенку надо начинать с основных частей – головы и овального туловища, а затем подрисовывать остальные детали. Так как это сюжетный рисунок, следует нарисовать и саму страну динозавров – хвойные леса, деревья, похожие на пальмы, скалы, море и т. д.