Изменения и дополнения к основной образовательной Программе ДО. Краткая презентация Программы для родителей
чт., 29.06.2017СОГЛАСОВАНЫ: УТВЕРЖДЕНЫ:
Управляющим советом Приказом директора
МАОУ СОШ № 58 города Тюмени МАОУ СОШ № 58 города Тюмени
Протокол от 16.02.2017 № 6 от 10.03.2017 № 72
РАССМОТРЕНЫ:
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 58 города Тюмени
Протокол от 16.02.2017 № 5
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ № 58 ГОРОДА ТЮМЕНИ
ТЮМЕНЬ – 2017
1.
Раздел I.I. Цели и задачи реализации Программы читать в следующей редакции:
«I.I. Цели и задачи реализации Программы
Цели и задачи деятельности ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени по реализации образовательной программы дошкольного образования определяются ФГОС дошкольного образования, Устава МАОУ СОШ № 58 города Тюмени, приоритетного развития дошкольников с учётом регионального компонента, на основе анализа результатов педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное отделение:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 8 лет. Решение обозначенных в Программе задач предполагается при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном отделении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям, зависит уровень общего развития, которого достигает ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного отделения совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.»
2.
Включить в Программу дополнительный раздел «Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ № 58 города Тюмени»
Содержание
№ п/п |
Наименование раздела |
Стра ница |
I. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени |
|
1. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1. |
Цели и задачи реализации Программы |
5 |
1.2. |
Принципы и подходы к формированию Программы ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени |
6 |
1.3. |
Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. |
7 |
1.3.1 |
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени |
7 |
1.3.2 |
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. |
8 |
1.4 |
«Приоритетные направления деятельности» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений) |
16 |
2 |
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
19 |
2.1 |
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования |
19 |
2.2 |
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (от 2 до 3 лет) |
20 |
2.3 |
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования |
20 |
2.4 |
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений - Педагогическая диагностика освоения Программы - Мониторинг физической подготовленности - Мониторинг готовности к школе |
21 |
II. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
22 |
2.1. |
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) |
23 |
3 |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
28 |
4 |
Коррекционно- педагогическая работа |
42 |
5 |
Организация работы с детьми, посещающими ДО в режиме кратковременного пребывания, интегрированными в группы полного дня |
43 |
6 |
Преемственность дошкольного отделения и школы |
44 |
7 |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
46 |
8 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
47 |
9 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Модель организации воспитательно-образовательного процесса на день |
48 |
10 |
Особенности осуществления образовательной деятельности с учетом региональных особенностей Тюменской области. |
52 |
III. |
Организационный раздел |
59 |
3.1 |
Кадровый состав |
59 |
3.2 |
Организация развивающей предметно – пространственной среды |
60 |
3.3 |
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
63 |
3.4 |
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
70 |
IV |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ № 58 города Тюмени» |
|
IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ № 58 города Тюмени»
Уважаемые родители! В данной презентации мы познакомим Вас:
1) с понятием «Образовательная программа»;
2) для чего необходима «Образовательная программа»?
3) целями и задачами Программы
4) основными направлениями развития детей и образовательными областями;
5) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
6) разделами основной образовательной программы дошкольного образования;
7) особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) – это нормативно – управленческий документ дошкольного отделения МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 58 города Тюмени (далее ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени), характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени взяло за основу в разработке инновационную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основная образовательная программа ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени разработана в соответствии:
1) с документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утверждёнными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).
2) с документами МАОУ СОШ № 58 города Тюмени:
- Устава МАОУ СОШ № 58 города Тюмени
Образовательная программа состоит из двух частей:
1) обязательная часть - не менее 60 %: основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
2) вариативная часть – не менее 40%
Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса нашего ДОУ и включает в себя следующие парциальные программы и технологии:
- «Наш дом – природа» - программа экологического образования и воспитания старших дошкольников, автор Н.А. Рыжова;
- Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду». – М.: «Мозаика-Синтез», 1999-224с;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной;
- «Программа развития речи детей дошкольного возраста», - О.С. Ушаковой;
- «Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.В. Куцаковой;
- «Программа «Ладушки», авторы Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Конспекты музыкальных занятий, пособие для музыкальных руководителей». – Санкт-Петербург, издательство «Композитор», 2009.-176с.
Для чего необходима образовательная программа?
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели и задачи деятельности ДО МАОУ СОШ № 58 города Тюмени по реализации образовательной программы дошкольного образования определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МАОУ СОШ № 58 города Тюмени, приоритетного развития дошкольников с учётом регионального компонента, на основе анализа результатов педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное отделение:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 8 лет. Решение обозначенных в Программе задач предполагается при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном отделении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям, зависит уровень общего развития, которого достигает ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного отделения совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Важным в содержании образовательной программы являются образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммутативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.
Далее рассмотрим, на что направлена каждая из образовательных областей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Возрастные особенности воспитанников соответствуют возрастным особенностям, описанным в инновационной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Индивидуальные особенности:
- контингент воспитанников: в ДО воспитывается 406 детей с 2 до 7-ми лет (2 – вторые группы раннего возраста с 2 до 3 лет, 10 дошкольных групп с 3 до 7 лет); списочный состав превышает норму, но ежедневная наполняемость соответствует требованиям СанПиН;
- режим работы дошкольного отделения: 12 часовой, с 7.00 – 19.00. Режим деятельности Учреждения регламентирован в соответствии с требованиями государственных программ и санитарных норм, наличия специалистов и организации всех видов детской деятельности.
- клиенты дошкольного отделения: семьи, проживающие на микроучастке: ул. Метелёвская, улицы бывших деревень Княжево и Воронино, улицы: Зодчих, Искусств, Калининская, Петровская, Светлая, Перестройки, Солнечная, Весенняя, Демократическая, Счастливая, Жемчужная, Начальная, Молодая, Льва Каретина, Высотского, Мастеров, Привольная, Умельцев, проезд Воронинские горки, проезд Февральский; ДНТ «Колос»; ДНТ «Весна»; ДНТ «Ласка»; ДНТ «Ривьера»; СП «Звенящие кедры Тюмени».
Национальные особенности детей:
- в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей, для которых русский язык не является родным, поэтому, с целью защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций, Программа адаптирована к индивидуальным особенностям воспитанников.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДО осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: с семьями воспитанников, посещающими ДО и с будущими родителями.
Задачи:
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДО;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДО;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДО, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы Совета родителей;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реальное участие родителей в жизни ДО |
Формы участия |
В проведении мониторинговых исследований |
ü Анкетирование ü Социологический опрос ü Интервьюирование ü «Родительская почта» |
В управлении ДО |
ü участие в работе Совета родителей |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
ü наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи, памятки; ü консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; ü распространение опыта семейного воспитания; ü родительские собрания |
В воспитательно-образовательном процессе ДО, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство |
ü Дни открытых дверей ü Дни здоровья ü Совместные праздники, досуги, экскурсии ü Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах ü Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности ü Творческие отчеты кружков |