Японец воевал 30 лет после войны. Последние самураи империи. Воинская служба и Бусидо

16 января 2014 года в одной из токийских больниц на 92-м году жизни скончался младший лейтенант Японской императорской армии Хироо Онода.

Его имя недаром созвучно слову "герой" (пусть и в английском варианте). Правда, Онода был героем особого рода. Для него Вторая мировая война завершилась только в 1974 году, когда он сдался филиппинским военным на небольшом острове, где он партизанил без малого 30 лет.

Как пишет Lenta.ru , за эти десятилетия Онода успел убить почти три десятка человек и ранить около сотни, гражданских и военных. По филиппинским законам ему была положена смертная казнь, но власти учли особые обстоятельства и ходатайство японского МИДа и позволили ему вернуться на родину. Там соотечественника приняли без особого восторга: в стране господствовали левые и либеральные идеи, а Онода служил слишком уж явным напоминаем о недавнем милитаристском прошлом и разгромном поражении, которое хотелось поскорее забыть.

В декабре 1942 года 20-летнего Хироо Оноду призвали в армию. К этому времени он успел поработать в Китае, где изучил местное наречие и английский язык. Воспитанный в старых традициях, в которых император был равен божеству, а служение ему считалось подвигом, Онода сам выбрал свою судьбу, попросив отправить его в разведучилище. Там его обучали не только партизанской войне и боевым искусствам, но также истории и философии.

Пока Онода учился, дела на фронте у Японии шли все хуже и хуже. Империя уже не наступала, а с трудом держала оборону, теряя одну захваченную территорию за другой. В октябре 1944 года союзники начали операцию по освобождению Филиппин. Оноду отправили проводить диверсии в прифронтовой зоне, чтобы помешать успешному наступлению американцев. Местом его дислокации стал остров Лубанг, прикрывавший вход в Манильскую бухту, а потому занимавший стратегическое положение.

Предложения Оноды о подготовке глубоко эшелонированной обороны не были учтены вышестоящим командованием, которое понимало, что пора готовиться к эвакуации. Однако его непосредственный начальник майор Ёсими Танигути приказал ему продолжать борьбу. Напоследок Онода услышал от него: "Может, через три года, может, через пять лет, но, что бы ни случилось, мы придем за тобой". 28 февраля 1945 года на Лубанг высадились американцы.

Онода ушел в джунгли вместе с еще тремя бойцами: компанию ему составили рядовые Юити Акацу и Кинсити Кондзука, а также капрал Сёити Симада. Остров Лубанг невелик по площади (всего 125 квадратных километров - чуть меньше Южного округа Москвы), но изрезан горами и покрыт густым тропическим лесом. Онода и его товарищи прятались в пещерах, питаясь тем, что находили в джунглях. Периодически они совершали набеги на крестьянские хозяйства, где им удавалось поживиться кокосами и бананами, а то и подстрелить корову.

Все это время японцы не прекращали диверсионную деятельность. Они убивали чиновников, полицейских и местных жителей, которых считали вражескими пособниками, даже совершали нападения на радарную базу. В ходе одного из таких налетов японцам удалось захватить радиоприемник, благодаря которому они узнавали о происходивших в мире событиях. Кроме того, специально созданная в Токио комиссия по поиску пропавших военнослужащих несколько раз сбрасывала с самолета в район, где укрывалась группа Оноды, листовки, газеты и прочие материалы, призванные убедить солдат в том, что война давно закончилась.

Еще в конце 1945 года в руки к диверсантам попала листовка с приказом командующего 14-м фронтом генерала Томоюки Ямаситы о капитуляции. Однако Онода расценил ее как вражескую пропаганду. Так же он относился и к информации, поступавшей в последующие годы. Его веру не могли поколебать никакие известия - ни о послевоенном восстановлении Японии, ни о проведении в Токио Олимпиады, ни о полете человека в космос. Офицер был уверен, что настоящее правительство укрепилось в Маньчжурии, а на островах правят американские марионетки - предатели, приказам которых настоящий солдат повиноваться не должен.

Несмотря на диверсии и убийства, филиппинские власти не слишком активно искали японцев. У них хватало и других забот: коммунистической герильи на северных островах и мусульманского подполья - на южных. Тем не менее двое напарников Оноды - Симада и Кодзука - были убиты в перестрелках с полицией в 1954-м и 1972 годах соответственно. Акацу еще в сентябре 1949-го отделился от остальной группы, а через полгода сдался филиппинцам и впоследствии вернулся на родину.

Последние два года после гибели Кодзуки Онода провел в полном одиночестве, которое в феврале 1974-го нарушил 25-летний хиппи и искатель приключений Норио Судзуки. Молодой человек отправился путешествовать по миру в поисках различных феноменов - таких, как лейтенант Онода, панда и снежный человек. Диверсант стоял в его перечне на первом месте, и Судзуки прилетел на Лубанг. Ему довольно быстро удалось выйти на контакт с Онодой и подружиться с ним.

Офицер, похоже, смирился с поражением, но заявил, что не готов прекратить сопротивление без приказа вышестоящего начальства. Японские власти разыскали Танигути, и в марте 1974 года он привез Оноде приказ от имени императора об остановке боевых действий. Младший лейтенант сдавался в плен в присутствии тогдашнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса, которому он и вручил свой меч в знак капитуляции. Обмундирование Оноды было хотя и изрядно поношенным, но все же исправным. При капитуляции он также сдал винтовку, 500 патронов к ней и несколько ручных гранат. Меч ему потом вернули в знак помилования.

В Японии Онода почувствовал себя не в своей тарелке, поскольку в стране распространился западный образ жизни в его американизированном варианте. Хотя правые политики и предлагали ему стать депутатом парламента, отставной спецназовец предпочел переехать в Бразилию, где жила большая японская община, сохранявшая традиционные ценности. Там он женился, поселился на ранчо и стал успешным скотоводом.

В 1984 году Онода занялся общественной деятельностью. Он вернулся в Японию и создал летний лагерь для молодежи под названием "Школа природы". Там он обучал желающих навыкам выживания в экстремальных условиях, которые он приобрел в филиппинских джунглях. В последние годы Онода жил на две страны - то в Японии, то в Бразилии. Он выступал с лекциями в университетах, а также выпустил несколько книг по истории Второй мировой войны. Самая известная из них - автобиография Оноды "Не сдаваться: Моя тридцатилетняя война", за которую он получил гонорар в 160 тысяч долларов.

Со смертью Оноды закончилась еще одна глава мировой истории. Он был последним из десятков, если не сотен японских военнослужащих, которые после капитуляции своей страны отказались сдаваться. Причины на то у всех были разные. Одни просто не могли смириться с поражением, другие руководствовались верностью клятве, данной императору. Были и те, кто просто не знал об окончании войны. Точное количество таких солдат, которых по-японски называли "дзанрю", что значит "оставшиеся", так и осталось неизвестным. Многие из них сгинули на отдаленных тихоокеанских островах от голода и болезней или были съедены туземцами.

Но случай Оноды уникален не только тем, что для него Вторая мировая завершилась в 1974 году. На протяжении всего этого времени он продолжал вести боевые действия. К примеру, рядовой Сёити Ёкои до 1972 года просто скрывался от американцев в яме на острове Гуам. А Теруо Накамуро жил в джунглях индонезийского острова Моротаи до декабря 1974 года. В 1989-м прекратили вооруженную борьбу с правительством малайские коммунисты. Вместе с ними сложили оружие двое бывших японских солдат, которые рассказали, что после войны в джунглях этой страны вели партизанскую войну до 200 военнослужащих императорской армии. Но судьба остальных осталась неизвестной.

Оноду считали чуть ли не последним хранителем самурайского духа, который не только выжил, но и до конца оставался верен присяге, то есть уничтожал врагов империи до тех пор, пока ему не приказали остановиться. Оценивать его действия с позиций сегодняшнего дня и сегодняшней морали вряд ли этично. Онода - осколок прошлого и напоминание будущему о том, что война - это не только честь и долг, но еще кровь и грязь.

До 7 декабря 1941 года в истории Америки не было ни одного военного конфликта с азиатской армией. Было лишь несколько незначительных столкновений на Филиппинах во время войны с Испанией. Это привело к недооцениванию противника американскими солдатами и моряками.
В армии США слышали об историях, связанных с жестокостью с которой обращались с населением Китая японские захватчики в 40-х годах двадцатого столетия. Но до столкновений с японцами американцы не представляли, на что способны их противники.
Обычные избиения были настолько распространены, что это даже не достойно упоминания. Однако, кроме того пленным американцам, британцам, грекам, австралийцам и китайцам пришлось столкнуться с рабским трудом, насильственными маршировками, жестокими и необычными пытками и даже расчленением.
Ниже представлены некоторые из наиболее шокирующих зверств японской армии во время Второй Мировой войны.
15. КАННИБАЛИЗМ

То что во время голода люди начинают употреблять в пищу себе подобных ни для кого ни секрет. Людоедство имело место в экспедиции, возглавляемой Доннером, и даже команде по регби Уругвая, которая потерпела крушение в Андах, про что снят фильм «Живые». Но это всегда происходило только в экстремальных обстоятельствах. Но невозможно не содрогнуться слыша истории о поедании останков умерших солдат или отрезании частей от живых людей. Японские лагеря находились в глубокой изоляции, окруженные непроходимыми джунглями, и солдаты, охранявшие лагерь, часто голодали также как и заключенные, прибегая для удовлетворения голода к ужасающим средствам. Но по большей части каннибализм происходил по причине глумления над противником. В докладе университета Мельбурна говорится:
«По словам австралийского лейтенанта, он видел множество тел, у которых не хватало частей, даже оскальпированную голову без туловища. Он утверждает, что состояние останков явно говорило о том, что они были расчленены для приготовления в пищу».
14. НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД БЕРЕМЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ


Доктор Йозеф Менгеле был известным нацистским учёным ставившим опыты на евреях, близнецах, карликах и других узниках концлагерей, за которые разыскивался международным сообществом после войны для суда за многочисленные военные преступления. Но у японцев были свои научные учреждения, где ставились не менее ужасные опыты над людьми.
Так называемый отряд 731 проводил эксперименты на китайских женщинах, которые были изнасилованы и оплодотворены. Они были целенаправленно заражены сифилисом, чтобы можно было узнать передастся ли болезнь по наследству. Часто состояние плода изучалось прямо в чреве матери без использования анестезии, так как эти женщины считались не более чем животными для изучения.
13. ОСКОПЛЕНИЕ И ЗАШИВАНИЕ ГЕНИТАЛИЙ ВО РТУ


В 1944 на вулканическом острове Пелелиу солдат морской пехоты во время обеда с товарищем увидел фигуру человека, направляющегося навстречу к ним по открытой местности поля сражения. Когда человек приблизился, стало видно, что это тоже солдат морской пехоты. Мужчина шел согнутым и с трудом переставлял ноги. Он был весь в крови. Сержант решил, что это просто раненый, которого не забрали с поля сражения, и он с несколькими сослуживцами поспешили ему навстречу.
То, что они увидели, заставило их содрогнуться. Его рот был зашит, а передняя часть брюк разрезана. Лицо было искажено от боли и ужаса. Доставив его к врачам, они позже от них узнали, что же произошло на самом деле. Он попал в плен к японцам, где его избили и его жестоко пытали. Солдаты японской армии отрезали его гениталии, и, запихнув их в рот, зашили его. Неизвестно смог ли солдат выжить после такого ужасающего надругательства. Но достоверным фактом является то, что вместо устрашения это событие произвело обратный эффект, наполнив ненавистью сердца солдат и придав им дополнительные силы для борьбы за остров.
12. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА ВРАЧЕЙ


Люди, занимающиеся медициной в Японии, далеко не всегда работали для облегчения участи больных. Во время Второй Мировой войны японские «доктора» часто проводили жестокие процедуры над солдатами врага или обычными жителями во имя науки или просто для удовлетворения любопытства. Как-то их заинтересовало, что же будет с телом человека, если его крутить долгое время. Для этого они помещали людей в центрифуги и крутили их иногда часами. Людей откидывало на стенки цилиндра и, чем быстрее он крутился, тем большее давление оказывалось на внутренние органы. Многие за несколько часов умирали и их тела извлекались из центрифуги, но некоторых крутили до тех пор, пока они в буквальном смысле слова не взрывались или распадались на части.
11. АМПУТАЦИЯ

Если человек подозревался в шпионаже, то за это его карали со всей жестокостью. Не только солдаты вражеских Японии армий были подвержены пыткам, но и жители Филиппин, которых заподозрили в разведке данных для американцев и британцев. Самым любимым наказанием было просто разрезать их живыми. Сначала одна рука, затем возможно нога и пальцы. Далее обычно следовали уши. Но всё это не приводило к быстрой смерти для того чтобы жертва долго мучилась. Также была практика остановки кровотечения после отрезания руки, когда давались несколько дней на восстановление для продолжения пыток. Ампутациям подвергались мужчины, женщины и дети, ни для кого не было пощады от зверств японских солдат.
10. ПЫТКА УТОПЛЕНИЕМ


Многие считают, что пытку утоплением впервые начали применять солдаты США в Ираке. Такие истязания противоречат конституции страны и выглядят необычными и жестокими. Эта мера может считаться пыткой, но может так не рассматриваться. Определённо, для заключенного это тяжёлое испытание, но оно не подвергает риску его жизнь. Японцы использовали пытку водой не только для допросов, но и привязывали заключенных под углом и вставляли трубки им в ноздри. Таким образом, вода поступала им прямо в лёгкие. Это не просто создавало ощущение того, что ты тонешь, как при пытке утоплением, жертва действительно как будто тонула, если пытка продолжалась слишком долго.
Он мог постараться выплюнуть достаточно воды, чтобы не задохнуться, но это удавалось не всегда. Пытка утоплением была второй по популярности причиной смерти заключённых после избиения.
9. ЗАМОРАЖИВАНИЕ И СОЖЖЕНИЕ

Другим видом бесчеловечного исследования человеческого организма было изучение воздействия холода на организм. Часто в результате замораживания кожа сходила с костей жертвы. Конечно, опыты ставили на живых, дышащих людях, которым до конца жизни пришлось жить с конечностями, с которых сошла кожа. Но изучалось не только воздействие низких температур на организм, но также высоких. Они сжигали кожу на руке человека над факелом, и пленник заканчивал свою жизнь в жутких мучениях.
8. РАДИАЦИЯ


Рентгеновские лучи в то время ещё были плохо изучены, и их полезность и эффективность при диагностике болезни или как оружие находились под вопросом. Облучение узников особенно часто использовалось отрядом 731. Заключенных собирали под навесом и подвергали воздействию радиации. Через некоторые промежутки времени их выводили, чтобы изучить физический и психологический эффект от облучения. При особенно больших дозах радиации, часть тела сгорала и кожа в буквальном смысле слова отваливалась. Жертвы погибали в мучениях, как в Хиросиме и Нагасаки позже, но гораздо медленней.
7. СОЖЖЕНИЕ ЗАЖИВО


Японские солдаты с небольших островов в Южной части Тихого океана были очерствевшие, жестокие люди, которые жили в пещерах, где не хватало еды, нечем было заняться, зато было много времени для взращивания в сердцах ненависти к врагам. Поэтому, когда им попали в плен американские военнослужащие, они были к ним абсолютно безжалостны. Чаще всего американские моряки подвергались к сожжению заживо или частичному погребению. Многие из них были найдены под скалами, куда их бросали разлагаться. Пленников связывали по рукам и ногам, затем скидывали в вырытую яму, которую затем медленно закапывали. Пожалуй, худшее было то, что снаружи оставляли голову жертвы, на которую затем мочились или её съедали животные.
6. ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ


В Японии считалось честью умереть от удара меча. Если японцы хотели опозорить врага, то они его жестоко пытали. Поэтому для захваченных в плен умереть от обезглавливания было удачей. Гораздо хуже было подвергнуться пыткам, которые перечислены выше. Если в битве заканчивались боеприпасы, американцы использовали винтовку со штыком, японцы же всегда имели при себе длинный клинок и длинный изогнутый меч. Солдатам везло умереть от обезглавливания, а не удара в плечо или грудь. Если враг оказывался на земле, то его кромсали до смерти, а не отрубали голову.
5. СМЕРТЬ ОТ ПРИЛИВА


Так как Япония и окружающие её острова окружены водами океана, этот вид пытки был распространён среди жителей. Утонуть – ужасный вид смерти. Ещё хуже было ожидание неминуемой гибели от прилива в течение нескольких часов. Пленных часто пытали несколько дней для того чтобы узнать военные тайны. Некоторые не выдерживали пыток, но были и те, которые называли только имя, звание и серийный номер. Для таких упрямцев готовили особый вид смерти. Солдата оставляли на берегу, где ему приходилось несколько часов слушать, как вода становится всё ближе и ближе. Затем, вода покрывала узника с головой и в течение нескольких минут откашливания, наполняла лёгкие, после чего наступала смерть.
4. ПЫТКА БАМБУКОМ


Бамбук произрастает в жарких тропических местностях и его рост заметно быстрее, чем у других растений, по несколько сантиметров за день. И когда дьявольский разум человека изобретал самый ужасный способ умереть, то им стало посажение на кол. Жертв насаживали на бамбук, который медленно врастал в их тела. Несчастные страдали от нечеловеческой боли, когда их мускулы и органы протыкало растение. Смерть наступала в результате повреждения органов или от кровопотери.
3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЗАЖИВО


Ещё одной деятельностью отряда 731 было подвергание жертв небольшим дозам электричества. При небольшом воздействии это причиняло сильную боль. Если же оно было длительным, то внутренние органы узников оказывались сварены и сожжены. Интересным фактом о кишечнике и жёлчном пузыре является то, что у них нервных окончаний. Поэтому при воздействии на них, мозг посылает сигналы боли другим органам. Это как варить тело изнутри. Представьте, что вы проглотили раскалённый кусок железа, чтобы понять, что испытывали несчастные жертвы. Боль будет чувствовать всё тело, пока душа его не покинет.
2. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И МАРШИ


Тысячи военнопленных были отправлены в японские концлагеря, где они вели жизнь рабов. Большое количество заключенных являлось серьёзной проблемой для армии, так как было невозможно их снабдить достаточным количеством продовольствия и лекарств. В концлагерях пленников морили голодом, избивали и заставляли работать до смерти. Жизнь узников ничего не значила для охранников и офицеров следящих за ними. Кроме того, если рабочая сила нужна была на острове или другой части страны, то военнопленным приходилось маршировать туда по невыносимой жаре сотни километров. Бесчисленное количество солдат умерло по дороге. Их тела сбрасывали в канавы или оставляли там же.
1. ПРИНУЖДЕНИЕ К УБИЙСТВУ ТОВАРИЩЕЙ И СОЮЗНИКОВ


Чаще всего на допросах применяли избиения пленников. Документы утверждают, что сначала с узником говорили по-хорошему. Затем, если офицер ведущий допрос понимал бесполезность такого разговора, скучал или просто злился, то военнопленного избивали кулаками, палками или другими предметами. Избиение продолжалось, пока мучители не уставали. Для того чтобы сделать допрос интереснее, приводили другого узника и заставляли его продолжать под страхом собственной смерти от обезглавливания. Часто ему приходилось бить пленного до смерти. Мало что на войне было настолько же тяжело для солдата, чем причинять страдания товарищу. Эти истории наполняли войска союзников ещё большей решимостью в борьбе с японцами.

Бывший младший лейтенант Императорской армии Японии Хироо Онода, который 30 лет после окончания Второй мировой войны продолжал сражаться на филиппинском острове Лубанг, умер в Токио. Ему был 91 год.

История Оноды началась в 1944 году, когда он поступил в армейское училище, где готовили командный состав японской армии. Там он получил звание старшего сержанта. После Онода решил стать разведчиком, для чего пошел в училище Нагано. Однако закончить обучение не успел, поскольку его отправили на фронт.

В декабре 1944 года Онода оказался на Филиппинах в качестве командира спецотряда, который должен был проводить диверсионные операции в тылу противника.

В январе 1945 года Оноду отправили на остров Лубанг в звании младшего лейтенанта.

Перед отправкой Онода получил приказ от своего командира Сидзуо Екоямы, в котором говорилось, что самоубийство категорически запрещено, а продержаться нужно от трех до пяти лет, после чего Екояма приедет за ним. Затем последовал разгром японских частей на Филиппинах армией США, и Онода со своим отрядом, куда входили три человека, бежал в джунгли. Устроив там базу, Онода продолжил вести партизанскую войну в тылу врага.

После капитуляции Японии в руки Оноды попали листовки с сообщением об окончании войны, которые в конце 1945 года самолеты сбрасывали в джунглях. В листовках был приказ генерала Томоюки Ямаситы всем японским солдатам и офицерам о сдаче оружия и капитуляции.

Однако Онода посчитал известия о капитуляции вражеской пропагандой и продолжил сражаться с американскими войсками, ожидая, что вскоре остров снова окажется под контролем Японии.

Японские власти посчитали Оноду и его товарищей погибшими, поскольку с ними не было никакой связи. Однако в 1950 году рядовой Юити Акацу, который служил под руководством Оноды, сдался филиппинской полиции, а уже в следующем году вернулся на родину. Так японское правительство узнало, что Онода жив. Тогда же в Японии была создана комиссия, которая стала заниматься возвращением своих солдат, остававшихся за границей.

Онода передает свой меч президенту Филиппин Фердинанду Маркосу

В 1954 году филиппинские полицейские столкнулись с отрядом Оноды и в перестрелке погиб рядовой Сеити Симада. После этого филиппинцы разрешили японцам провести поиски своих солдат на их территории, однако Онода и его подчиненный Кинсити Кодзука так и не были найдены.

Поиски проводились несколько раз вплоть до конца 1959 года, и их двоих повторно признали погибшими и даже наградили орденами.

Однако в 1972 году на Гуаме был найден капрал японской армии Сеити Екои, продолжавший воевать в джунглях. Стало очевидно, что могут оставаться военные, которые по-прежнему ведут свою войну. А чуть позже в том же году филиппинская полиция застрелила японского солдата, который пытался забрать рис у крестьян. Им оказался служивший под руководством Оноды Кинсити Кодзука. После этого японцы вновь отправили комиссию, которая должна была найти Оноду, но поиски вновь не принесли никаких результатов.

Японские власти пытались искать Оноду на протяжении 30 лет после окончания войны. Все это время он продолжал вести свою войну. Он собирал информацию о противнике, совершал вылазки, нападал на филиппинских военных и полицейских. В ходе этих операций он убил 30 и ранил 100 военных и гражданских лиц.

При этом Онода получал известия с родины благодаря перенастроенному радиоприемнику. Он знал, что в Токио прошли Олимпийские игры, знал об экономическом подъеме своей страны, но отказывался верить в то, что Япония проиграла войну. Еще в училище Оноду инструктировали, что противник прибегает к массовой дезинформации, поэтому стоит быть особенно бдительным.

В 1974 году Оноду в джунглях обнаружил японский путешественник Норио Судзуки. Он пытался уговорить его вернуться на родину, рассказывал о том, что происходит в Японии. Но Онода отказался, сославшись на то, что у него нет приказа сдаться от начальства.

После известия об этом японское правительство связалось с бывшим командиром Оноды — Есими Танигути, который после окончания войны работал в книжном магазине. В том же году Танигути прилетел на Филиппины, вышел на связь с Онодой. Он отдал ему приказ прекратить все военные операции и сдаться.

Онода возвращается в Японию. 1974 год

Онода сдался филиппинским военным в марте 1974 года. С собой у него были винтовка, патроны, гранаты и самурайский меч. Командир базы вернул меч Оноде, назвав его образцом армейской верности.

По законодательству Филиппин японца ждала смертная казнь, однако после вмешательства властей Японии он был помилован.

На родине Оноду встретили неоднозначно. Многие СМИ и общественные деятели говорили о том, что японец знал о капитуляции, но продолжал убивать филиппинцев. Зато чиновники и простые японцы поддержали Оноду. Он встречался с премьер-министром Японии, но посчитал себя недостойным встретиться с императором, потому что ничего особенного не совершил.

В 1975 году из-за такого внимания к своей персоне Онода переехал в Бразилию, где занимался скотоводством. А в 1984 году вернулся в Японию, где руководил организацией «Школы природы», занимавшейся социализацией подростков. О своем 30-летнем пребывании на Филиппинах Онода написал несколько книг, среди которых и мемуары «Не сдаваться: Моя тридцатилетняя война».

Хироо Онода вел свою войну на Филиппинах до 1974 года. Кроме него японец Екои Сеити «воевал» на Гуаме до 1972 года. Еще один японец, Тэруо Накамура, не признавал капитуляции Японии и продолжал войну до 1974 года в Индонезии. Онода и Накамура стали последними «сдавшимися» солдатами. Однако и после этого ходили многочисленные слухи, что японские солдаты, воевавшие во Второй мировой войне, скрываются на Филиппинах и в других странах, не веря, что война закончилась.

1 — хлопковая рабочая форма одежды;
2 — полевой мундир из шерстяной ткани с хлопковой подкладкой белого цвета. На подкладке имелись маркировка владельца, тип модели (тип 98) и клеймо изготовителя.
В большом внутреннем кармане мундира солдат хранил солдатскую расчетную книжку (2а), книжку материального довольствия (2б) и еще один документ (2в).;
3 — полевые хлопчато-бумажные брюки с тесемками на щиколотках;
4 — боковая сумка образца 1938 года;
5 — самая распространенная боковая сумка образца 1941 года;
6а — кожаный поясной ремень (6б) тип 30 (образца 1897 года) с двумя подсумками на 30 патронов каждый и одним «резервным» подсумком на 60 патронов.
Как правило, два подсумка носили на ремне на животе, справа и слева от пряжки, и один — на спине, «задний» подсумок по дизайну несколько отличался от передних. Па правом торце заднего подсумка крепилась масленка (6в). Этот подсумок был больше по размерам и имел не два, а три отделения на 20 патронов каждое, то есть — всего в подсумок вмещалось 60 патронов.
Пехотинец не имел права использовать патроны из заднего, резервного, подсумка без особого на то приказа.
На ремень надета петля, предназначенная для крепления ножен штык-ножа. Ножны имели две узкие петли или одну широкую.
Ремень был снабжен открытой металлической пряжкой — алюминиевой, медной или стальной. Пряжки иногда окрашивались в грязно-оливковый или черный цвета.
На протяжении войны дизайн поясного рнмня не менялся, однако вместо кожи амуницию стали шить из ткани.
Ремень поддерживался на гимнастерке двумя пришитыми к ней петлями, одна — справа и одна — слева;
6в — масленка;
7 — идентификационная табличка солдата овальной формы размером 32 х 50 мм; медальоны делали из алюминия или меди.
По краям медальона имелось по одному отверстию квадратной формы.
Японцы всегда кремировали мертвых, поэтому второго медальона, предназначенного для опознания тела убитого не требовалось.
Медальон содержал минимум информации о солдате (на рисунке ниже слева).
Надпись на медальоне читалась сверху вниз: верхний символ — род войск, далее — номер полка, индивидуальный номер солдата. На офицерском медальоне (на рисунке ниже справа) указывались также фамилия и звание;

8а — исподнее белье;
8б — две пары носков;
8в — туалетные принадлежности;
8г — малое полотенце;
8д — большое полотенце;
8е — тапочки;

9 — рюкзак раннего типа.
Рюкзак пехотинца представлял собой простейший заплечный мешок с большим клапаном в верхней части.
На внутренней поверхности рюкзака имелись тесемки, предназначенные для крепления всяческих вещей.
Рюкзак старого типа изготавливался из кожи и имел прямоугольную форму. Кожа натягивалась на деревянную раму.
Незадолго до начала войны появился матерчатый вариант рюкзака сумки на деревянной раме.
В военное время такие рюкзаки стали делать из водонепроницаемой ткани.
Размеры рюкзака — 127 х 330 х 330 мм.
В рюкзаке носили сухой паек и личные вещи;
10а — фляга старого типа емкостью в 1 пинту;
10б — 2,5 пинтовая фляга тип 94.
Фляга образца 1934 года была изготовлена из алюминия и окрашена в грязно-оливковый цвет, крышка фляги — натуральная пробка.
Поверх пробки одевалась металлическая крышка-чашка, связанная с фляжкой тесемкой — чтобы не потерялась.
Фляга могла крепиться к ремню вертикальными или горизонтальными ремнями.;
11 — котелок, состоящий из четырех предметов: крышки/тарелки, прикрепленной к боковине сковородки круглой формы, емкости для супа и емкости для риса.
Две последние емкости соединялись между собой проволокой.
Также выпускалась упрощенная модель котелка с емкостью только для риса.
Котелок помещался в стеганый чехол, который не давал содержимому котелка быстро остывать на морозе.

Есть такой старый анекдот: в белорусскую деревню в 1970 году заходит бородатый мужчина с автоматом. Встретив пожилую женщину, он спрашивает:

Бабка, немцы в деревне есть?

Милок, — всплескивает руками селянка. — Так война 25 лет как кончилась!

Да? — удивлённо отвечает партизан. — А зачем же я тогда всё это время поезда под откос пускал?

Но то, что для жителей Советского Союза было своеобразной формой юмора, для японцев было абсолютной правдой. Солдаты императорской армии Японии продолжали воевать даже спустя три десятилетия после того, как их страна капитулировала во Второй мировой войне.

Хироо Онода в молодости. Фото: Public Domain

Газета The New York Times сообщила, что в Токио на 92-м году жизни скончался бывший военный разведчик Хироо Онода , для которого Вторая мировая война завершилась на 29 лет позже, чем для его родной страны.

Хироо Онода родился в японском селе Камэкава 19 марта 1922 года, в семье журналиста и учительницы. В юности Хироо увлекался японским кэндо и вообще был спортивным юношей. Окончив школу, устроился в частную компанию и отправился заниматься бизнесом в Китае. Там Хироо освоил английский и китайский язык, но карьеру в бизнесе прервал призыв в армию. Способного парня со знанием языков отправили в школу офицеров разведки, которую, правда, Хироо окончить не успел — дела Японии на фронте шли всё хуже. В 1944 году Онода был отправлен на Филиппины в качестве командира спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу противника.

Параллельная реальность японского лейтенанта

В январе 1945 года диверсанта и его подчинённых определили на остров Лубанг, где ему была поставлена задача заниматься диверсионно-разведывательной деятельностью в тылу американских войск. Офицера настраивали на то, что его миссия продлится не менее трёх - пяти лет.

После того как регулярные части японской армии на Лубанге были разбиты, младший лейтенант Онода со своими солдатами ушёл в горы, где создал базу и перешёл к партизанской войне.

Оноду и трёх его солдат не смутили ни сбрасываемые с самолётов американские листовки, где говорилось о капитуляции Японии, ни даже приказ сложить оружие, подписанный японским генералом, — его копии также разбрасывали над джунглями Лубанга. Японские солдаты посчитали, что это просто американская пропаганда.

Партизанская война отряда Оноды, состоявшего из четырёх человек, продолжалась пять лет, пока филиппинской полиции не сдался один из бойцов — Юити Акацу . Именно он рассказал, что его товарищи, которых на Родине считали погибшими, всё ещё воюют на Лубанге.

Правительство Японии снарядило группу для поиска отряда Оноды, но результатов это не дало.

В июле 1954 года Онода со своими солдатами столкнулся с группой филиппинских полицейских. В бою погиб Сеити Симада , прикрывавший отход командира. После этого поисковая группа, присланная из Японии, вновь обшарила джунгли Лубанга, но Оноду так и не нашли.

В 1969 году офицера и его единственного оставшегося подчинённого в Японии вторично признали погибшими, посмертно наградив орденами.

А Онода тем временем всё воевал. Обустроив быт в джунглях, он нападал на филиппинских военных, полицейских, совершал диверсии против американской базы, расположенной на острове. За три десятка лет диверсант уничтожил 30 человек и около 100 ранил.

Самое интересное, что Онода во время своих вылазок захватил радиоприёмник и знал, что происходит в мире. Однако он упорно не верил, что Япония проиграла Вторую мировую войну. И даже Вьетнамскую войну диверсант считал ничем иным, как контрнаступлением японцев в Индокитае.

Капитуляция по приказу продавца книг

В сентябре 1972 года полиция Филиппин застрелила японского солдата, отбиравшего рис у крестьян. Им оказался Кинсити Кодзука , последний подчинённый Оноды.

После этого японское правительство вновь отправило миссию на Филиппины, дабы всё-таки найти офицера-диверсанта. И вновь результатов это не принесло.

Помог случай. 20 февраля 1974 года на Оноду в джунглях наткнулся молодой японский путешественник студент Норио Судзуки . Опешив от неожиданности, молодой человек тем не менее стал объяснять офицеру, что на самом деле происходит в мире, и стал уговаривать Оноду вернуться домой.

Онода, кажется, поверил, но его ответ поразил молодого человека: «Без приказа старшего начальника не могу покинуть боевой пост».

Студент вернулся в Японию с фотографиями Оноды, что произвело настоящую сенсацию. Власти Японии нашли непосредственного командира Оноды во время войны, майора Ёсими Танигути , который к тому времени был скромным работником книжного магазина, и, одев его в военную форму, отправили на Лубанг.

Получив приказ по радио от майора Танигути, младший лейтенант Хироо Онода в полном боевом обмундировании, с оружием и с отчётом о своих действиях 10 марта 1974 года сдался филиппинским властям.

Наставник молодёжи

По законам Филиппин, Оноду должны были судить, как уголовника, но правительству Японии удалось убедить власти страны, что случай с офицером-диверсантом — особый.

Встретили его неоднозначно: Онода разговаривал лозунгами времён войны, а настроения в японском обществе сильно изменились. Кое-кто и вовсе говорил: Онода — это прирождённый бандит, которому просто понравилось убивать людей.

В итоге в 1975 году Онода уехал в Бразилию, где поселился среди японцев-эмигрантов. Вновь он вернулся на родину в 1984 году, когда ажиотаж вокруг его персоны уже спал.

Изменились не только настроения японцев, изменился и сам Онода. Он освоился в современном мире, смягчился и решил заняться воспитанием молодёжи, открыв собственную школу выживания. Опыт в выживании у Оноды был такой, что вряд ли кто-то с ним мог бы сравниться. За свою успешную деятельность на ниве воспитания подрастающего поколения Онода даже был отмечен специальной наградой правительства Японии.

Онода последнюю часть жизни так и прожил на два дома — в Японии и Бразилии. Он написал несколько книг мемуаров, самой известной из которых стала «Не сдаваться: Моя тридцатилетняя война».

Последние солдаты империи

Если Хироо Оноде была уготована торжественная капитуляция, то для Тэроу Накамуры всё сложилось не так радужно. Уроженец Тайваня, даже не говоривший на японском, он был призван в Императорскую армию в 1943 году и послан на индонезийский остров Моротай. В конце войны отряд Накамуры потерял связь с Токио, а самих солдат окружили американцы. Накамуре удалось не попасть в плен, и он ушёл в джунгли, где и стал жить, как настоящий Робинзон .

Накамура, в отличие от Оноды, не партизанил, а просто выживал, будучи уверенным, что при обнаружении будет убит.

Наткнулись на него только в 1974 году и в течение двух месяцев уговаривали сдаться. Наконец, в декабре 1974 года солдат капитулировал перед индонезийскими солдатами.

55-летний Накамура был вполне здоров и для человека, проведшего три десятка лет в джунглях, выглядел отлично. Но в жизни солдата случилась настоящая драма: тридцать лет он мечтал вернуться к любимой жене, но она, считая его погибшим, вышла замуж за другого.

Накамуре объяснили — Тайвань теперь не является территорией Японии, поэтому у него есть выбор, куда отправиться: в страну, за которую три десятка лет воевал, или туда, где родился. Накамура выбрал Тайвань, куда его депортировали. Японское правительство заплатило солдату компенсацию, которая составила 227 долларов США. В отличие от Оноды, мирная жизнь Накамуры не сложилась — он умер всего спустя пять лет после окончания своей долгой войны.

История Сёити Ёкои схожа с историей Накамуры и Оноды. Японский капрал, воевавший на острове Гуам, также отказался признавать поражение своей страны во Второй мировой войне. Уйдя с товарищами в глубину джунглей Гуама, он скрывался там на протяжении многих лет. В 1964 году двое его сослуживцев умерли, и он остался один. Капрал жил отшельником, питаясь мясом, добытым на охоте, на которую выходил по ночам. Обнаружили Ёкои в январе 1972 года, после чего он вернулся в Японию. 57-летний капрал, приехав на Родину, сказал слова, которые стали символом всех японских солдат со схожей судьбой: «Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым».

Сёити Ёкои поселился в селе в родной префектуре Айти, женился и стал вести скромную жизнь японского пенсионера. Впрочем, о нём, как и об Оноде, нередко вспоминали журналисты, которые приглашали его на ток-шоу и даже сняли о солдате документальный фильм.

Умер Сёити Ёкои в 1997 году и был похоронен рядом с могилой своей матери, которая так и не дождалась сына с войны.