Основная идея рассказа лесков левша читать. Анализ произведения лескова левша. Основная мысль произведения

Во все времена, независимо от уровня социальной жизни, перемен в духовном и культурном развитии человека, тема русской души всегда будет подниматься в русской литературе. До сих пор современные авторы продолжают традиции русских классиков, стараясь все глубже раскрыть эту тематику.

Но даже в наше время данный феномен полностью не исследован. В творчестве Лескова проблематика раскрытия национальной сущности занимает значительное место. Одним из ярких примеров рассказ « Левша». Произведение основано на легенде, которая бытовала среди русского населения в XIX веке.

Сюжет рассказа «Левша»

В начале произведения описывается путешествие русского императора Александра I по европейским странам. Представители различных государств показывают ему разные уникальные вещи, сделанные народными умельцами, среди них крошечная блоха из металла, которая умеет прыгать и танцевать.

Император был поражен такой работой и выкупил блоху, чтобы показать у себя в России, на что способны европейские мастера. Николай Павлович, сменивший на троне Александра I, бережно хранит блоху, однако мысль о том, что русские умельцы не хуже иностранцев справились бы с подобной работой, не дает ему покоя.

Император отправляет своего приближенного в Тулу к известным мастерам с просьбой улучшить это изделие. Через некоторое время один из умельцев Левша, привез блоху обратно в Петербург, но ни император, ни его окружение никаких изменений в ней не заметили. Мастер посоветовал посмотреть блоху под микроскопом.

Ножка блохи была подкована настоящей маленькой подковкой, на которой было выгравировано имя мастера Левши. Восторженный император отправил умельца, создавшего столь уникальную вещь в Европу, чтобы он лично показал английскому правительству, на что способны русские люди.

Русский патриот Левша

Англичане были немало удивлены работой и Левши, и просили его остаться в их стране. Но Левша, как истинный патриот отказался от столь выгодного предложения, и, невзирая на бурю, отправился назад в Россию. Прибыв домой, Левша спивается, так и не ощутив настоящий вкус славы. Его начинают лечить известные доктора, но, к сожалению, Левша медленно начал покидать этот мир.

Последняя просьба мастера была передать императору, чтобы в русской армии не чистили ружья при помощи кирпича, так как это делают в Англии. Естественно, императору это не сказали, приняв просьбу Левши за предсмертный бред. Согласно истории, одной из причин поражения русской армии в Кавказской войне было то, что солдаты именно кирпичами чистили свои ружья, и они быстро выходили из строя.

Левша настоящий русский человек, обладающий золотыми руками, патриотизмом, ведь даже в последний момент жизни думал о родине, которому не были чужды также национальные пороки.

Но все рано он вызывает уважение, так как дал понять всему миру то, что именно в России живут люди, которые способны сотворить на первый взгляд невозможные вещи. Имя героя стало нарицательным в русской среде, и обозначает человека с золотыми руками, великолепного мастера, равных которому нет.

Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея сказа.

Цели:

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
  • воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации : дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики : глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Коровин Н.Я., конспект урока, диагностический материал, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация «Тульские мастера», мультимедиа.

“ … Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.

Тема урока:

« Особенность проблематики и основная идея повести».

Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока: Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея повести.

Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького « …Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

М.Горький

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например , анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера , проблема неграмотности простого народа , проблема преклонения перед иностранным , проблема бесправия простого народа ).

Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений .)


– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2 . Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа ).

Например: Кунсткамера
Кизлярка
Нимфозория
Дансе
Тугамент

Мелкоскоп

Озямчик

Грандеву

Долбица

Свистовые

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.

(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

  1. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.
  2. Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства . (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте , в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества . Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).

Презентация о тульских умельцах.


Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

Физкультминутка

– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.(Можно дать в качестве домашнего задания).

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

  1. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, - и чем-нибудь отведет”.

А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):

  1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
  2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»

Урок литературы в 7 классе Тема «Главная идея произведения Н.С. Лескова «Левша» Цели: закрепить представление о жанре сказа; помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей, понять основную идею автора Оборудование: портрет Н.С. Лескова, учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации Н. Кузьмина и Кукрыниксов к «Левше» Методические приемы: беседы по вопросам; аналитическое чтение; выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение, работа с таблицей Эпиграф урока Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков 1. Организация класса на учебную деятельность. Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. 2. Создание ситуации успеха Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь. а) К большому терпению приходит умение. б) В гостях хорошо, а дома лучше в) Что имеем, - не храним, потерявши плачем. (Ответ учащегося) 3. Вступительное слово учителя - Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова «Левша». И цель нашего урока - определить главную идею произведения. А эпиграфом к уроку станут слова Н.С. Лескова, которые отражают близость автора к народу, его любовь к нему. Запишите эпиграф в тетради. 4. Повторение изученного. Теория Литературы Учитель: Прежде чем перейдем к домашнему заданию, давайте вспомним, что такое сказ? - Что в литературе называется сказом? 1 учащийся: (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи) Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий. 5. Проверка домашнего задания Характеристика персонажей (аналитическая беседа) Учитель: - На дом дано было задание ответить на вопрос, какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше. И по цитатам, подготовленным дома, охарактеризовать царей: Александра Павловича и Николая Павловича. - Итак, какой человек рассказывает историю Левши? 2 учащийся: (Рассказчик - человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик). 3 учащийся: Он как бы подсмеивается над царем Александром Павловичем, над Платовым. Он переиначивает иностранные слова и названия, которые ему неизвестны. Например, таблицадолбица; бурометры вместо барометры, мелкоскоп вместо микроскоп и другие слова) 4 учащийся: (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он - старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой) - Охарактеризуйте по записанным цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича. Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты. 5 учащийся: а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; в) «Государь на все это радуется»; 6 учащийся: г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; е) «Пожалуйста, не порть мне политики»; 7 учащийся: ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»; - Как эти цитаты характеризуют Александра Павловича? 8 учащийся: (Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах) 9 учащийся: (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди) - Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты. 10 учащийся: а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; в) «был ужасно какой замечательны и памятный - ничего не забывал»; 11 учащийся: г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»; - Как эти цитаты характеризуют императора Николая Павловича? 12 учащийся: (У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя) Учитель: - Ребята, а что общего у царей Александра и Николая? Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают. - Ребята, мы знаем, что донской казак Платов Матвей Иванович - военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой. Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»? 13 учащийся: (Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать. То Платов вместо ответа показал кулак - Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше) Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость - разные вещи. Действия Платова - это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека. 6. Работа с учебником. Чтение отдельных глав по ролям и обсуждение - А сейчас приготовьтесь читать главы 13, 14 выборочно. Читаем сцену между царем и Левшей. «Левша во дворце». Глава 13 со слов «Привести ко мне сюда этого оружейника и до конца. - Читаем главу 14 с начала и до конца. - Подчеркните главные качества характера Левши 14 учащийся: (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных) - Прочитаем в лицах одну из сцен сказа «Левша у англичан» со слов «Англичане всех вин перед ним..до питомцы…) - Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость? 15 учащийся: (Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов) Вывод: С одной стороны - гениальность Левши, а с другой - полное невежество. 7. Физминутка (класс выполняет физические упражнении) 8 Беседа по вопросам - Почему блоха перестала танцевать? 16 учащийся: (Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали) - Почему заскучал в Англии и заторопился домой Левша? Какую тайну старого английского оружия он разгадал? 17 учащийся (Левша соскучился по родному дому. И еще он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула) Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине. - Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург? 18 учащийся: (Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает) - О чем думает перед смертью Левша? 19 учащийся: (Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся) Вывод: Предсмертные слова Левши не передали государю. Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне - Кто же виноват в страшной судьбе Левши? 20 учащийся: (Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера) Вывод: Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому - сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. 9. Теория литературы. Контраст - прием, помогающий раскрыть главную идею произведения. - Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски) а) Гениальность, мастерство с одной стороны и …… б) Имея такой талант, будучи таким местером,…… в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине (невежество с другой стороны) (Левша нищий) (бездушное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская. - Какова же главная мысль произведения? (ответ учащихся) Вывод: Богата талантами русская Земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда были любимая работа и Родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. 10. Описание иллюстраций - Рассмотрим иллюстрации к «Левше» художника Н. Кузьмина и Кукрыниксов - Каким изображен Платов? Каким выглядит здесь Левша? 11. Подведение итогов Выведение оценок за урок 12. Домашнее задание Подготовиться к внеклассному чтению по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Колоритный характер даровитого русского человека, мера его творческих возможностей и его судьба в России оказываются в центре внимания Лескова и в более позднем его произведении — знаменитом сказе о косом Левше (1882).

Сознавая известную родственность этой повести «Очарованному страннику», Лесковнамеревался впоследствии опубликовать оба этих произведения вместе под общим названием «Молодцы».

Однако если в «Очарованном страннике» главный герой выведен автором далеко за границы своего «биографического» времени, то Левша, напротив, несравненно более жестким образом привязан к нему, и это обстоятельство значительно меняет общую тональность произведения.

В раскрытии характера этого замечательного русского самородка Лесков активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Следуя своему постоянному стремлению к подлинности изображения народной жизни, писатель особенно дорожит теми выработанными фольклором специфическими приемами повествования, которые сводят почти на нет возможную пристрастность в освещении лиц и событий, обеспечивая максимальную объективность рассказа.

В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы, затрагивающей интересы всей нации.

Столь широкое содержание конфликта, который таится за внешне эксцентрической и забавной историей английской диковинки, определяет собой в сказе всю систему авторских оценок, существенно отличных от тех, к которым склоняется благодушно настроенный повествователь.

Верный своему убеждению в том, что общественное призвание художника — «переустанавливать точки зрения» (ложные в свете высшей истины), Лесков так организует движение сюжета в своем сказе, что наиболее далекими от заботы о национальных и государственных интересах России предстают именно те, кому в первую очередь надлежит радеть о престиже страны, — ее высшие правители, цари.

Высказанные в духе патриархальной морали хвалебные характеристики монархов не только не получают потом подтверждения в развитии событий, но наоборот, с самого начала повествования вступают в резкое противоречие с объективным смыслом конкретных ситуаций, в которых предстают перед читателем эти коронованные особы.

Так, царь-победитель Александр, совершающий свое развлекательное путешествие по Европе, точно забыв о великих силах своего народа, легко и бездумно поддается влиянию англичан, желающих его «чужестранностью пленить» и «от русских отвлечь». Доверчиво взирает он на все их специально заготовленные раритеты. Раньше, чем они сами на то надеются, начинает болеть за их интересы и с поразительной быстротой приходит к безапелляционному выводу, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Во всех перипетиях своих отношений с англичанами он предстает человеком «безнатурным», легко управляемым чужой волей, в данном случае — волей тех, кому в будущей войне предстоитвыступить в качестве врагов России и нанести ей сильнейшее поражение. В более позднем своем сатирическом произведении Лесков назовет таких людей, как Александр, «чертовыми куклами» и сделает их главной мишенью своей сатиры.

Восторженно принимая «коварный» подарок англичан — металлическую блоху, Александр далек от того, чтобы подумать о возможном соперничестве с ними в столь диковинном искусстве. Он капитулирует без борьбы.

Несравненно более активное отношение к английской блохе, которое проявляет другой русский царь (Николай I), таит в себе, тем не менее, некий компрометирующий его смысл: это активность особого рода, диктуемая более всего мелкими личными побуждениями, жаждой самоутверждения, тщеславием, апломбом.

Восторг Николая, который он изъявляет при виде подкованной туляками блохи, далек от собственно патриотического воодушевления, от бескорыстного любования чудом человеческого труда, искусства, находчивости.

Истинную подоплеку этого восторга выдает реплика самого Николая: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут». Подвергнутая «русским пересмотрам» блоха для царя — это более всего вещественное доказательство верноподданнической преданности ему всех русских людей, новых проявлений которой так алчет его уязвленная недавним «смятением» душа.

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное создание национальной ответственности.

Обдумывая сложившуюся ситуацию они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «...аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающихтворческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись...».

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденций горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят по обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своею возницу ударами нагаек. «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали...».

На фоне такого изображения «быстрой русской езды», контрастного знаменитому гоголовскому описанию, весьма двусмысленнымкажется пояснительное замечание рассказчика: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в строгости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала». Мера язвительности этой формулы становится еще более очевидной при сопоставлении ее с аналогичной репликой Щедрина.

В «Истории одного города», еще более резко обличающей русский деспотизм, о появлении градоначальника Брудастого говорится так: «Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было такое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков».

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно».

Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя, представая в самых различных вариациях в его художественном творчестве, статьях и письмах. О трагической судьбе крепостного артиста рассказывает Лесков в одном из своих наиболее известных и сильных рассказов — «Тупейный художник» (1883). В «Русских общественных заметках» (1869) он сетует на то, что ни в одной европейской стране немыслимо столь неуважительное отношение к писателю, как в России.

В позднем письме к А. И. Фаресову он делает знаменательное замечание (по поводу возникших резких оценок критических статей М. О. Меньшикова): «А вообще можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими, как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал:

Здесь человека берегут,

Как на турецкой перестрелке

Оттого их так и много! Меня, однако, литература больше терзает, чем занимает. Мне по ней всегда видно, что мы народ дикий и ни с чем не можем обращаться бережно: „гнем — не парим, сломим — не тужим“».

Общая концепция повести о Левше, несмотря на скорбный финал, оптимистична. «Секрет» этого оптимизма — в авторском осмыслении личности Левши, ее творческих и нравственных ресурсов. Как ни тяжело Левше выдерживать «сюрпризы» русской жизни, и в этих обстоятельствах он не только проявляет удивительную дерзость воображения и фанатическую одержимость работой, но и нравственную крепость, истинное чувство собственного достоинства, чистоту патриотического чувства.

Он не робеет перед Платовым, учиняющим ему жестокую выволочку. И во дворце, где он вынужден предстать перед царем в самом неприбранном виде, не в пример трусливым придворным он не только не обнаруживает никаких признаков робости, но держится достойно и просто, как человек, знающий истинную цену себе и своему труду; спокойно разговаривает с самим царем.

Душевно несломленным остается Левша и в горьких обстоятельствах своей преждевременной кончины: до последней минуты он сосредоточен на мысли не о своем возможном спасении, а на том выведанном им у англичан военном секрете, который может сослужить службу России. Как бы удостоверяя важность этого последнего его жизненного помысла, народная легенда, которую передает повествователь, связывает поражение России в Крымской войне именно с тем, что никто тогда не внял голосу Левши.

В «Литературном объяснении» по поводу этого рассказа Лесков соглашался с мнением одного из рецензентов, что там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». В финале самого сказа характер главного героя легенды не случайно называется эпическим, олицетворением мифа, созданного народной фантазией.

В великом богатстве духовных и творческих возможностей народа, который сохраняет великую жизнестойкость и человечность вопреки всем стесняющим его обстоятельствам, Лесков и черпал свою веру в будущее, которою проникнут его сказ о Левше.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.