Расположение австралии по отношению к другим материкам. Как расположен материк Австралия относительно других материков? С конца XVIII в. начинается освоение Австралии. Вначале английское правительство ссылало туда каторжан

Среди всех прочих материков, особенно выделяется Австралия. Это уникальный континент, в котором образовался ни на что не похожий растительный и животный мир. В Австралии очень много эндемиков, то есть растений и животных, обитающих только там и нигде больше в мире. Такие особенности Австралии объясняются ее изолированностью от других континентов.

Как расположена Австралия

Чтобы узнать, как расположена Австралия относительно других континентов, необходимо рассмотреть положение всех континентов. Сделать это можно следующим образом:

  • Евразия целиком расположена в северном полушарии. Между тем как Австралия полностью находится в южном полушарии. Таким образом, Евразия находится на севере от Австралии. Их отделает друг от друга около тысячи километров. Ведь южная оконечность Малайзии с Сингапуром располагается недалеко от Австралии;
  • Северная и Южная Америки с западной стороны омываются водами Тихого океана. Австралия также расположена в его акватории. Фактически, побережье Южной Америки находится на запад от Австралии на расстоянии нескольких тысяч километров;
  • Африка находится западнее от Австралии. Если проплыть на запад, то путешественник попадет к восточную берегу Африки. При этом он попадет уже в акваторию Индийского океана. Ему придется преодолеть огромные пространства – проплыть мимо Индонезии, попасть в Индийский океан и двигаться строго на запад;
  • Антарктида расположена южнее Австралии. За австралийскими теплыми водами, начинаются холодные воды Антарктики. Чем южнее, тем будет становиться холоднее, ведь движение на юг, это приближение в Южному полюсу.

Таким образом, Австралия удалена от остальных материков. В этом заключается ее основная особенность.

В чем специфика Австралии

В Австралии живет множество экзотических животных, которые больше нигде не встречаются. Например, кенгуру, сумчатые крысы и так далее. Утконос также живет только в Австралии. А недалеко от Австралии, на острое Тасмания живет тасманийский дьявол - еще один эндемик, относящийся к исчезающим животным.

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся для восприятия, осмысления и первичного закрепления материала об Австралии; создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии материка и единственном его государстве и раскрыть причину этого своеобразия; дать представление об истории открытия Австралии;
  • совершенствовать умения работать с картой и развивать монологическую речь;
  • воспитание интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Оборудование: физическая карта мира, глобус, атласы, контурные карты, компьютер

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Наш урок мы проведем под девизом "Путешествие продолжается и продолжается в Австралию".

Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы
Не ездили туда?

II. Выявление целей и задач урока.

Что нам предстоит сделать на уроке?

Нам предстоит:

а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;

б) нанести особенности ГП на контурную карту:

в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы. Послушайте отрывок из книги Ж. Верна "Дети капитана Гранта".

2. Обсуждение.

Согласны ли вы с представлением Панагеля об образовании Австралии? (Австралия - часть древнего материка Гондвана и Пангея).

3. Знакомиться с материком нам помогут "репортеры и журналисты", которые побывали там.

Как же добраться до этого континента?

(Выступает ученик в роли журналиста).

4. Итак, вы убедились, что Австралия действительно является уникальным материком.

5. Мультимедиафильм "Австралия", прокомментирует нам его журналист (называю фамилию и имя ученика).

6. Сравнение величины площади Австралии с величиной площади других материков. Итак, ваш вывод.

7. Практическая работа по определению географических координат, протяженности Австралии и нанесение на контурную карту объектов, характеризующих физико-географическое положение Австралии.

1). Определение географического положения материка по плану:

Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана.

Какие океаны и моря омывают материк?

Как расположена Австралия относительно других материков?

В каких климатических поясах расположена Австралия?

2). Сравнение физико-географического положения Австралии и Африки.

В чем сходство? (Пересекаются южным тропиком, омывает Индийский океан, климатические пояса, природные зоны).

В чем различие? (Австралию не пересекает экватор и северный тропик. Ее не омывает Атлантический океан, а омывает Тихий океан. Австралия полностью расположена в восточном полушарии).

Почему так много общего в географическом положении материков? (Расположены оба материка в одних широтах. Оба являются частью расколовшейся Гондваны).

3) Определение географических координат крайних точек:

  • м. Йорк - 11 ю.ш. и 142 в.д.
  • м. Юго-Восточный - 39 ю.ш. и 146 в.д.
  • м. Байрон - 28 ю.ш. и 153 в.д.
  • м. Стип- Пойнт - 26 ю.ш. и 113 в.д.

4) Определение протяженности Австралии:

а) с севера на юг по

б) с запада на восток по

5) Путешествие вокруг Австралии - отработка номенклатуры.

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасмановое, Тиморское;

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;

Проливы: Торресов, Басов;

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр;

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

6. Первичное закрепление материала о географическом положении Австралии. - Может быть, зря мы вначале определили географическое положение Австралии? Может быть, нам надо было начинать с изучения природы материка?

(Нет, потому что географическое положение оказывает влияние на природу. Австралию пересекает почти посередине Южный тропик, поэтому она находится в пределах тропического, субтропического и субэкваториального климатических поясов).

7) Решение логической задачи:

Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

8) Использование мультимедиа и учебной картины "Большой Барьерный риф".

9) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

Использование мультимедиа и учебной картины.

Комментарии "историка" на основе таблицы.

Открытия и исследования Австралии

Дата Путешественники Открытия
1606 год Педро де Кирос Пересек Тихий океан, остров Эспириту-Санто в архипелаге Новые Гибриды
Луис Вазе де Торрес Прошел проливом и доказал, что Новая Гвинея - остров
Виллем Янсзон Западное побережье Кейп-Йорка - север полуострова Австралии
1642-1643 годы Абель Тасман Доказал, что Новая Гвинея, Новые Гебриды не связаны с Южной Землей. Открыл Новую Зеландию и Землю Вандимена (Тасманию)
1770 год Джеймс Кук Проследовал восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф. Нанес очертания материка.
Конец века Англичане Колонизация и освоение материка
1870-1880 годы Николай Николаевич Миклухо-Маклай Антропологические, географические и биологические исследования Австралии и Новой Гвинеи.

IV. Закрепление материала

1. Вопросы.

Почему этот материк долгое время был "неизвестной" землей?

Кто и когда открыл Австралию?

Какое значение имело открытие материка для европейцев и для аборигенов?

Чем объяснить уникальность природы материка?

2. Работа со стихотворением.

Чтение каждого абзаца и обсуждение его.

V. Подведение итогов урока

1. Поблагодарить активных участников урока и поставит им оценки.

2. Отметить выступление "журналистов" и поставить им оценки.

VI. Домашнее задание.

1) Из текста учебника определите, какие еще имена связаны с историей открытия Австралии.

2) Совершите заочное путешествие и составьте маршрутную карту путешествий вместе:

С А. Тасманом,

С Джеймсом Куком,

С Н. Н. Миклухо-Маклаем.

3) Составьте кроссворд об Австралии (по желанию).

Австралия - самый маленький и удивительный материк. Австралию открыли позже Америки. Весь материк занимает одно государство - Австралийский Союз. Австралийский континент - самый плоский из всех материков и самый сухой. Одной из особенностей природы континента является отсутствие на нем молодых гор, ледников и действующих вулканов. Австралия ранее других материков, примерно 150 млн лет назад, отделилась от Гондваны и быстро удалилась от других ее блоков. Благодаря этому она имеет исключительно своеобразную природу. Материк обоснованно называют «музеем живых ископаемых».

Географическое положение

Австралия полностью расположена в Южном и Восточном полушариях. Почти посередине ее пересекает Южный тропик. Австралия - материк обособленный, удаленный от других континентов. Именно это и определило уникальность ее природы. Основные торговые пути проходят в стороне от материка, что затрудняет развитие экономических связей. (Какие острова являются «мостом» между Австралией и Юго-Восточной Азией?)

Площадь Австралии составляет 7,6 млн км 2 . Берега материка слабо изрезаны. На севере в сушу вдается залив Карпентария , на юге - Большой Австралийский залив . Северную окраину материка образует полуостров Кейп-Йорк . У юго-восточных берегов находится остров Тасмания , у северо-восточных - один из крупных островов Океании - остров Новая Гвинея , отделенный от Австралии Торресовым проливом .

Теплые воды, омывающие материк, и небольшие глубины способствуют образованию и росту у побережья коралловых рифов. Они образуются в результате жизнедеятельности морских организмов с известковым скелетом, главным образом коралловых полипов. В Тихом океане вдоль восточных берегов Австралии примерно на 2500 км протянулась длинная гряда коралловых образований - Большой Барьерный риф .

Открытие и изучение Австралии

Голландский мореплаватель Виллем Янсзон в 1606 г. первым из европейцев достиг берегов Австралии. В период Великих географических открытий голландец Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега Австралии. В XVIII в. англичанин Джеймс Кук повторно «открыл» Австралию и острова Новая Зеландия и объявил их колониями Англии.

Несколько десятилетий в Австралию из Англии высылали осужденных за разные преступления. Они осваивали новые территории, занимаясь добычей полезных ископаемых, животноводством.

Рис. 61. Э. Эйр

Рис. 62. Дж. Стюарт

В 1840 г. овцевод Эдуард Эйр (рис. 61) намеревался исследовать пространство между хребтом Флиндерс и западным берегом (район города Перт) в Южной Австралии. Вглубь материка Э. Эйр пройти не смог, исследовал лишь южное побережье.

В честь Э. Эйра было названо крупнейшее озеро на материке. За время четырехмесячного путешествия Э. Эйр преодолел свыше 2000 км.

Ценральные пустыни исследовали англичане Роберт Берк и Джон Стюарт (рис. 62). К концу XIX в. исследование внутренних частей Австралии было в основном завершено. (Проследите по карте атласа маршруты исследователей Австралии.)

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

Поверхность Австралии преимущественно равнинная и самая низкая по сравнению с другими материками. Ее средняя абсолютная высота равна всего лишь 350 м. Основание материка составляет древняя Австралийская платформа , часть Индо-Австралийской литосферной плиты. Платформа занимает западную и центральную части материка. Кристаллический фундамент платформы сложен древними породами. На западе фундамент выходит на поверхность, образуя щиты.

Западная часть Австралийской платформы приподнята. Здесь находится обширное Западно-Австралийское плоскогорье высотой 400-600 м. Равнинная поверхность в центре материка нарушается массивами - останцами горных пород. Остатки плато с обрывистыми склонами и плоскими вершинами имеют высоты 400-600 м. Преобладают каменистые и песчаные пустыни (Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория ).

Восточная часть платформы представляет собой огромный прогиб, покрытый мощной толщей преимущественно морских отложений. Абсолютные высоты Центральной низменности не превышают и 100 м. Самая низкая точка материка находится в районе озера Эйр-Норт (16 м ниже уровня моря). К югу расположен хребет Флиндерс.

К Австралийской платформе на востоке примыкает складчатый пояс - Восточно-Австралийские горы. Большой Водораздельный хребет протягивается вдоль восточного и юго-восточного побережья Австралии. Самая высокая часть хребта - Австралийские Альпы - несут следы древнего оледенения. Высшая точка гор и материка г. Косцюшко (2230 м).

Австралия - самый плоский с выровненным рельефом и самый устойчивый в тектоническом отношении материк: отсутствуют вулканы, молодые горы и современное оледенение.

Полезные ископаемые

Австралийская платформа содержит большие запасы золота, платины, урановых, железных, медных, свинцово-цинковых руд и олова. К осадочным толщам платформы приурочены месторождения фосфоритов, каменного и бурого угля, нефти и природного газа. Многие полезные ископаемые

(бокситы, железная руда) залегают на небольшой глубине и добыча их ведется открытым и дешевым способом. Месторождения нефти, газа и угля приурочены к впадинам и прогибам платформы.

Австралия занимает первое место в мире по добыче бокситов, цинка, алмазов, второе - по добыче железной руды, урана и свинца, третье - по добыче никеля и золота (рис. 63). В Австралии находится четвертая часть запасов урана развитых стран мира, добыча бывается треть всех алмазов планеты. золота ведется открытым способом

Рис. 63. В Западной Австралии

В начале XXI в. Австралийский Союз по добыче алмазов обогнал ведущие страны мира: Демократическую Республику Конго, ЮАР, Анголу. Местные алмазы считаются уникальными из-за редкого розоватого оттенка.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Упоминая об Австралии, с древних времен стало привычным использовать термин «самый». Ведь Австралия – самый маленький, самый теплый и самый загадочный материк на земле. И это далеко не все его описания! Обсуждения Австралии могут длиться просто часами, ведь это самый удивительный и экзотический континент на карте мира. Как материк Австралия расположен относительно других материков? Какие плюсы географического положения у него имеются? Почему этот континент считается таинственным? Давайте же с этим разберемся!

Описание географического положения

Материк Австралия расположен сразу в двух земных полушариях – Южном и Восточном. Многочисленные архипелаги тихоокеанских вод в сочетании с австралийскими землями формируют целую часть света, которую принято называть «Австралия и Океания».

Как материк Австралия расположен относительно других материков:

  • От Евразии на юго-востоке (от мыса Пиай на юге Азии до побережья Австралии - 3000 км).
  • От Северной Америки на юго-западе (от столицы США до столицы Австралии расстояние составляет 16 тысяч километров «Вашингтон-Канберра»).
  • От Южной Америки на востоке (кратчайшее расстояние до Австралии 14,5 тысячи километров).
  • Относительно Антарктиды (кратчайшее расстояние до Австралии 3100 км) - севернее.
  • Относительно Африки - восточнее (по южной широте 30° расстояние между ЮАР и Австралией составляет около 6 тысяч километров).

Самая примечательная особенность данного материка - это то, что он довольно компактный и максимально изолирован от всех остальных континентов. Австралия расположена значительно ниже экватора (южнее), поэтому не на всей территории материка «вечное лето» - северная часть более солнечная и теплая, а южная довольно переменчива.

Географическое положение материка Австралия весьма уникально: ближайшая его соседка - это Евразия, которая расположена не так уж и близко. Самая ближайшая точка Евразии к Австралии – это мыс Пиай (самая южная точка Азии), расстояние от которого до австралийских берегов насчитывает около трех тысяч километров!

Прибрежная зона Австралии омывается сразу двумя океанами - Индийским и Тихим. Ближайшие крупные острова – это Тасмания (юг) и Новая Гвинея (север). С востока и севера материк омываются следующими тихоокеанскими морями: Тиморским, Коралловым, Арафурским и Тасмановым.

Какова протяженность материка Австралия

Давайте узнаем и об этом. Протяженность материка Австралия с севера на юг насчитывает около 3,2 тысяч километров, с запада на восток – 4000 километров. Прибрежная линия континента (не учитывая близлежащие острова) составляет около 35 900 километров. Общая площадь материка составляет 7 659 861 квадратных километров.

Крайние точки материка Австралия (без учета южного острова Тасмнаия):

  • Восток: 28°38′16″ юж. широты 153°38′15″ в. долготы (мыс Байрон).
  • Запад: 26°09′06″ юж. широты 113°09′17″ в. долготы (мыс Стип-Пойнт).
  • Север: 10°41′22″ юж. широты 142°31′51″ в. долготы (мыс Йорк).
  • Юг: 39°08′20″ юж. широты 146°22′27″ в. долготы (мыс Саут-Ист-Пойнт).

Почвенная структура австралийской земли довольно уникальна, в ней закономерным образом представлены все типы почв, которые присущи для тропического, субэкваториального и субтропических поясов. Материк, по своей особенности, имеет множество равнин, благодаря которым в одноименном государстве процветает сельскохозяйственная промышленность. Австралия славится своим виноградом, плодовитыми деревьями и кормовыми культурами.

Австралия является самым бедным материком по количеству водных ресурсов. Преобладающее количество рек и озер Австралии пополняются лишь дождевыми водами. Реки, как правило, непостоянны – у них периодически часто меняется уровень воды, а также отсутствует сток. В летний период озера высыхают, тем самым образуя мелкие солончаковые (тип почвы, характеризующийся наличием соли в верхнем слое) впадины. Порой соль на дне образует слой в полтора-два метра.

Особенности растительного и животного мира

Как материк Австралия расположен относительно других материков? Особенности географического положения этого материка можно определить сразу, взглянув на мировую карту. Среди географов и ученых принято считать, что именно Австралия является первым материком, который миллионы лет назад буквально «отделился» от единой континетальной коры (сплошная земля, которая не делилась на континенты). Этим объясняется факт обособленности и уникальности флоры и фауны на континенте. Животный мир Австралии на 75 процентов состоит из эндемиков. Такими животными принято считать коалу, утконоса, тасманского дьявола и, как бы это ни было традиционным для австралийской местности, – кенгуру!

Чего вы еще не знали об Австралии

  • Удивительный остров Тасмания является одним из самых популярных для туризма, потому как тасманский воздух считается самым чистым на планете.
  • Южноавстралийская местность самая благоприятная в мире для выращивания множества зерновых культур, именно поэтому там располагается ферма, размер которой превосходят площадь Бельгии.
  • Австралийский народ обожает мясо кенгуру, почти в каждом ресторане или кафе в меню присутствует множество блюд, в которых встречается этот ингредиент.
  • Коралловые рифы Австралии признаны самыми живописными на планете, один из них считается самым крупным в мире (Австралийский Большой Барьерный риф);
  • Австралийская стена протяженностью в 5700 километров является второй в мире по длине (после Китайской стены), она защищает землю Квинсленд от нашествия диких собак (собаки динго).
  • Австралийские Альпы покрыты большими слоями снега, которого там намного больше, чем на Швейцарских Альпах.
  • Невзирая на тот факт, что Австралийский климат довольно теплый, местные люди очень любят носить закрытую обувь – угги (отсюда и пошла тенденция их популярности по всему миру). Жители Австралии предпочитают чувствовать тепло в своих домах, которые почти не защищены от холода (холодной погодой у них считается спад температуры воздуха до +15..+25 градусов по Цельсию).

В статье мы представили описание географического положения материка Австралия и много интересных фактов о нем.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА,

АТТЕСТУЮЩЕГОСЯ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

МБОУ «СОШ №1» г. Бологое, Тверской области 2014г.

Иванова Светлана Николаевна, учитель географии

Учебное занятие по географии № 32

в 7 классе

Тема: «Австралия. Географическое положение материка, история открытия и исследования»

Дата прохождения квалификационного испытания______________________

Место проведения испытания______________________________________

Форма проведения испытания - очная, написание конспекта учебного занятия.


Образовательная: дать представление учащимся о географическом положении материка Австралия, активизировать термины и понятия по изучению материка Австралия, изучить историю исследования материка, закрепить полученный материал на уроке, продолжить формирование умений работать с картой, атласом, контурными картами.

Развивающая: прививать интерес к новым знаниям, совершенствовать навыки анализа учебного материала, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная: формировать положительное отношение в группе, умение слушать товарищей, высказывать своё мнение.

Оборудование: физическая карта Австралии, карты атласов и контурные карты, презентация урока «Австралия », видео урок Австралия, опорные карточки для работы в группах.

Музыкальное сопровождение: физкультминутка песенка про материки.

Учащиеся помощники: учениками этого же класса подготавливается дифференцированное домашнее задание в виде сообщений о первооткрывателях материка Австралия.

Ход учебного занятия:

Организационный момент:

Заставка на интерактивной доске с красотами материка Австралия (слайд № 1)

На интерактивной доске появляется видеоролик о материке Австралия (слайд №2) , читается стихотворение о материке:

Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.
Сумчатых зверюшек
Здесь живет немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.
Вот ехидна, утконос –
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.

Учащимся предлагается определить цели учебного занятия

I . Мотивационно – целевая функция:

1. Постановка учебного занятия (какой конкретно результат мы должны получить в конце учебного занятия)

- ознакомиться с физико-географическое положение материка;

- изучить историю открытия и исследования материка Австралии.

2. Мотивация:

Зачем нам нужно знать данный материал:

- Продолжить развивать умение работать с географическими картами, текстом учебника;

- называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии.

II . Информационно – аналитическая часть:

На интерактивной доске появляется ряд вопросов, на которые учащиеся должны ответить (слайд №3)

Что такое материк? (Обширное пространство земли, омываемое морями и океанами, суша.)

- сколько материков на планете? Назовите их? (6, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка)

Чем материк отличается от острова? Материки появились одним способом, отделившись от одной плиты, поднявшейся над Мировым океаном. Острова образуются четырьмя разными способами. На планете всего шесть материков и несчетное количество островов. Все материки гораздо больше любого из островов. Все материки заселены людьми, в отличие островов, на многие из которых не ступала нога человека. Все материки известны человечеству более сотни лет, а многие острова до сих пор остаются не изученными. Материки занимают 94% всей суши планеты, а все острова – не более

Можете ли вы назвать материк, который мы будем изучать? (Да, Австралия)

Почему мы его называем южным материком? (Он полностью расположен на южном полюсе)

Где можно получить информацию о материке? (карты, атласы, учебники, интернет)

На интерактивной доске появляется тема учебного занятия: «Австралия. Географическое положение материка, история открытия и исследования» , читаются последние строчки стихотворения: (слайд №4)

Океан Индийский мы переплывем
И тогда в Австралию сразу попадем.

III . Планово – прогностическая:

1. Беседа:

-(слайд № 5) Прослушайте, отрывок из книги Ж. Верна « Дети капитана Гранта» и выясните, правда или вымысел в словах героя произведения Паганеля? (появляется запись из аудиокниги)

- Согласны вы с историей образования материка? (Нет, он часть Гондваны ).
Интересно, а какими способами можно добраться до материка Австралия?

2. Работа в группах с опорными карточками: (слайд №6)

При работе в группах на карточках есть опорная карта, и опорные слова:

1 группа: «Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года.
2 группа: В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов.
В 17 часов садишься в Москве на Шереметьевском аэродроме в самолёт. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня-в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана, Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго-долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии-Сиднее.

Австралийцы очень любят свою страну и всегда задают туристам вопрос: « Как вам нравится Австралия?».

Промежуточный результат: определить предварительный уровень знаний при работе в группе (мах. 10 баллов).

3. Исследовательская деятельность по слайдам:

Площадь Австралии, самого маленького материка Земли-7631,5 тыс. км 2 .
Австралия настоящий рекордсмен по многим географическим характеристикам. На интерактивной доске появляются слайды об уникальности материка Австралия:

Учащиеся самостоятельно при помощи карты и атласа должны выявить особенности материка (слайд № 7)
Самый «низкий» материк:
Лишь 2 % территории Австралии находятся выше 1000 м, а самая высокая вершина-гора Костюшко в Южном Уэльсе - поднимается всего на 2228 м. Самая низкая точка-солёное озеро Эйр-на 16 м ниже уровня моря.
Самый жаркий материк:
2/3 занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симсон температура достигает +60 0 С в тени.
Самый засушливый материк:
В среднем здесь выпадает 240 мл осадков в год. Это в 8 раз меньше, чем в Южной Америке, и в 5 раз меньше, чем в Африке.
Самый бедный реками материк:
Годовой сток всех рек Австралии-350 км3, что в 2 раза меньше, чем годовой сток Енисея.
Самый заповедный материк:
Из 12 тысяч видов растений более 9 тысяч не встречаются нигде. То же относится к 9/10 видов животных.
Австралийский союз-единственное в мире государство, занимающее территорию целого континента.

Промежуточный результат: определить предварительный уровень знаний о уникальности материка (мах. 10 баллов).

Что особенно показалось вам интересным? (ответы учащихся)

4. Работа с картой, интерактивной доской, атласами:

На интерактивной доске показаны вопросы, на которые необходимо ответить учащимся (слайд 8)

Географическое положение материка.

    Как расположен материк относительно экватора?

    Как расположен материк относительно нулевого меридиана?

    Как расположен материк относительно тропиков?

    В каких климатических поясах расположен материк?

    Какие океаны и моря омывают Австралию?

    Как расположена Австралия относительно других материков? Какие материки расположены близко, а какие - удалены?

    определим географические координаты (слайд 8)

Название крайней точки

Географические координаты

Широта

Долгота

Северная

Мыс Йорк

10 0 ю.ш.

Южная

Мыс Юго-Восточный

39 0 ю.ш.

Западная

Мыс Стип-Пойнт

113 0 в.д.

Восточная

Мыс Байрон

153 0 в.д.

Произведите расчёты: 1 ряд- протяженность материка с севера на юг

2 ряд- с запада на восток. (слайд 9)

Промежуточный результат, определить предварительный уровень знаний о физико–географическом положении материка Австралия (мах. 10 баллов)

Рефлексия:

- давайте проверим, как вы выполнили задание, на слайдах есть информация об объектах, которые вы теперь должны знать и показывать (слайд 10)

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский.

Проливы: Торресов, Басов.

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк,Эйр.
е) Решение логической задачи.

Как вы считаете, почему открытие материка начиналось с северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? (на пути был Большой Барьерный риф )

5.Физкультминутка (песенка про материки)

6. Индивидуальные сообщения учащихся на основе дифференцированного домашнего задания:

Учащиеся предварительно дома готовят сообщение об первооткрывателях материка Австралия

Ответы учащихся (домашнее задание):

В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную “Неведомую Южную Землю”. Открытая Магелланом “Огненная Земля” считалась одним из выступов этой “Неведомой Южной Земли”, а северные берега острова Новая Гвинея представлялись другим ее Участком.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.

Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле “Индевор” (“Попытка”) отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40° ю. ш. Если континент не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40° и 35° ю. ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет его или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.

В октябре 1769 г. с “Индевора” заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Таким образом, программа исследования была выполнена.

Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. “Индевор” взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.

До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая “Индевор” вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. “Индевор” очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом. В рифах был найден проход, который Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.

22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.

Заполнение таблицы с использование атласа и учебника и рассказов учеников (слайд №11, 12)

Путешественники и исследователи

Даты путешествий и исследований

Открытия и результаты исследований

Виллем Янсзон

голландец

Северный берег Австралии

Залив Карпентария

Л. Торрес

испанец

Торресов пролив

П-ов Кейп-Йорк

Абель Тасман

голландец

Остров Тасмания

Берег Новой Зеландии

Джеймс Кук

англичанин

Восточное побережье

(Новая Голландия)


IV . Контрольно - диагностический этап:

Учащимся предлагается тестирование с вариантами ответов форме ОГЭ

(слайд №13)

1. Какие утверждения о географическом положении Австралии верны?

1) Экватор пересекает Австралию в северной части,

2) Австралия полностью лежит в западном полушарии,

3) На востоке материк омывается водами Тихого океана,

4) Южный тропик пересекает Австралию почти посередине.

2. Какие два острова расположены ближе всего к берегам Австралии?

1)Новая Гвинея, 2)Новая Зеландия, 3) Тасмания, 4) Калимантан.

3. В водах какого моря находится Большой Барьерный риф?

1) Тасманово, 2) Фиджи, 3) Арафурское, 4) Коралловое.

4. Крайняя восточная точка материка Австралия:

1) мыс Байрон;

2) мыс Саунт-Ист-Пойнт;

3) мыс Йорк.

5. Материк Австралия был открыт:

1) Дж. Куком;

2) Ф. Магелланом;

3. Н.Н. Миклухо-Маклаем.

Ответы: 1 – 3,4; 2 -1,3 ; 3 -4 ; 4 - 1; 5 - 1;

Рефлексия:

Подведение итогов урока, проверка тестирования (мах – 5 баллов)
Дифференцированное домашнее задание: (слайд №14)

Отметка «4»:

Отметка «5»:

§35 пересказ; вопросы после пр. устно;

творческая работа «Кроссворд « Австралия».

Самоанализ:

Учебное занятие «Австралия. Географическое положение материка, история открытия и исследования. Цель учебного занятия – дать представление учащимся о географическом положении материка Австралия, активизировать термины и понятия по изучению материка Австралия, изучить историю исследования материка, закрепить полученный материал на уроке, продолжить формирование умений работать с картой, атласом, контурными картами.»

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

Тип учебного занятия комбинированный, включающий в себя следующие этапы: организационный момент, подготовка учащихся к предстоящей работе, практическая часть, подведение итогов работы, оценка деятельности учащихся, информация о домашнем задании.

На уроке были использованы индивидуальные и фронтальные формы работ.
Решению поставленных задач способствовало использование необходимых технических средств, демонстрационных пособий и материалов: мультимедийного проектора, карт, опорные карточки.

Занятие показало, что дети хорошо поняли материал, проявляют живой интерес к дальнейшему изучению материка Австралия.

Поставленные цели учебного занятия достигнуты.