Империя тан. История китая с древнейших времен до наших дней. Внешняя политика Танской империи

  • ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА
    • Возникновение цивилизации древних китайцев
    • Культура Шан-Инь
    • Чжоуское общество
    • Верования и элементы знаний
  • КИТАЙ В ЭПОХУ ЛЕГО И ЧЖАНЬГО
    • Самостоятельные царства в древнем Китае
    • Развитие экономики
    • Социально-политические учения
      • Социально-политические учения - страница 2
  • ДЕСПОТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ В III-I ВВ. ДО Н. Э.
    • Циньская империя
    • Народные восстания
    • Ханьская империя в III-I вв. до н. э.
  • КРИЗИС ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ
    • Социальный строй империи Хань
    • Реформы Ван Мана и народные восстания
    • Вторая Ханьская империя и ее падение
    • Культура и идеология Китая во II в. до н. э. - II в. н. э.
  • СКЛАДЫВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В III-VI ВЕКАХ
    • Китай после падения Ханьской империи
    • Нашествие кочевников
    • Китайские царства на юге страны
    • Государства в Северном Китае
  • КИТАЙСКИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
    • Аграрные отношения VI-VII вв.
    • Города, ремесло, торговля
    • Социальный и государственный строй
    • Внешняя политика и внешние отношения
    • Религия и идеология
    • Культура раннефеодального периода
  • ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И РАСПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ
    • Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности
    • Обострение противоречий в танском государстве
    • Крестьянская война
    • Междусобные войны
  • КИТАЙ В ПРАВЛЕНИЕ СУНСКОЙ ДИНАСТИИ
    • Аграрные отношения и положение крестьян
    • Развитие городов, ремесла и торговли
    • Государственный строй Сунской империи
    • Внешнее положение Сунской империи
    • Народные восстания
    • Развитие знаний и новые идеологические течения
  • ЧУЖЕЗЕМНЫЕ НАШЕСТВИЯ И МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
    • Борьба китайского народа против чжурчжэней
    • Нашествие монголов
    • Китай под монгольским игом
  • АНТИМОНГОЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВОССОЗДАНИЕ КИТАЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    • Народные восстания и свержение монгольского ига
    • Внутренняя политика первых минских правителей
    • Внешняя политика
  • НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА КИТАЯ
    • Аграрные отношения и столкновение противоположных тенденций
    • Развитие городского производства и торговли
      • Развитие городского производства и торговли - страница 2
    • Внешние сношения и войны Китая
    • Первые попытки колониального проникновения в Китай
    • Политическая борьба и движение за реформы
  • КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И АНТИМАНЬЧЖУРСКАЯ БОРЬБА В XVII в.
    • Народные восстания и начало крестьянской войны
    • Подъем крестьянского движения
    • Антиманьчжурские войны
    • >Борьба в области идеологии и культуры
  • КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРСКИХ ФЕОДАЛОВ
    • Аграрная политика Цинов и положение в деревне
    • Политика династии Цин в городах
    • Экономическая организация ремесла и торговли
    • Внешняя торговля
    • Социальный строй и государственная организация Цинской империи
    • Завоевательная политика цинского правительства
    • Тайные общества
    • Народные восстания в XVIII и начале XIX в.
    • Попытки колониального проникновения и «закрытие» Китая
    • Русско-китайские отношения
    • Маньчжурское иго и китайская культура
  • КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КИТАЙ. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КИТАЯ (конец XVIII в. - 1870 г.)
    • Попытки Англии «открыть» Китай
    • Первая «опиумная» война
    • Неравноправные договоры
    • Борьба китайского народа против иностранных захватчиков
    • Предпосылки Тайпинского восстания
    • Начальный период восстания
    • Строительство Тайпинского государства. Аграрная программа тайпинов
    • Северная экспедиция и Западный поход тайпинских войск
    • Восстание общества «Сяодаохуй» в Шанхае
    • Внутренняя борьба в лагере тайпинов. Упадок Тайпинского государства
    • Вторая «опиумная» война 1856-1860 гг.
    • Русско-китайское пограничное размежевание по рекам Амуру и Уссури
    • Борьба тайпинов против блока китайско-маньчжурских феодалов и иностранных агрессоров. Поражение Тайпинского восстания
    • Восстание няньцзюней
    • Восстания национальных меньшинств
    • Значение народных восстаний
  • ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В ПОЛУКОЛОНИЮ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ, ОППОЗИЦИОННЫХ ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ
    • Изменения в политике цинского правительства
    • Особенности генезиса пролетариата и буржуазии в Китае. Появление первых частных капиталистических предприятий
    • Агрессия капиталистических держав. Франко-китайская война 1884-1885 гг. и ее последствия
    • Японо-китайская война 1894-1895 гг. и крах политики «самоусиления»
    • Возникновение революционно-демократического движения во главе с Сунь Ятсеном
    • Начало буржуазно-помещичьего движения за реформы, руководимого Кан Ю-вэем
    • Борьба за раздел Китая
    • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ»
      • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ» - страница 2
    • Стихийное антиимпериалистическое и антиправительственное восстание в Северном Китае под руководством тайного общества «Ихэтуань»
  • СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УЧРЕЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • Капиталистическое развитие Китая в начале XX в.
    • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов»
      • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов» - страница 2
    • Буржуазно-помещичье конституционно-монархическое движение
    • Рост стихийных антиправительственных и антиимпериалистических движений
    • Синьхайская революция
    • Временное республиканское правительство в Нанкине и отречение династии Цинн
    • Установление диктатуры Юань Ши-кая
    • Китай в годы первой мировой войны

Образование империй Суй и Тан

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном - Чжоу пришли китайцы. Боеспособное тобийское конное войско давно перестало существовать, а кочевники ассимилировались в массе местного населения. Из южных краев, где не прекращались междоусобные войны, а гнет феодалов становился все более тяжелым, в северные земли бежали разоренные земледельцы и обездоленный люд.

Южные племена мяо частично переселились на вэйскую территорию. Иногда и представители господствующего класса бежали в Северный Китай. Попав в тяжелые условия, южнокитайские феодалы и военачальники искали спасения и приюта у северян. Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюркскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.

Инициатива в объединении страны принадлежала северному государству Чжоу, которое располагало хорошим войском и, по-видимому, способными военачальниками. К тому же опасность подчинения новым завоевателем в Шэньси была особенно реальной. Правители Чжоу и их полководцы провели несколько успешных кампаний по присоединению китайских территорий на юго-западе. Затем под водительством Ян Цзяня чжоуские войска двинулись на восток. В 581 г. они заняли всю территорию северо-восточного царства Ци, а вскоре закончили завоевание Юга.

Такое сравнительно быстрое объединение огромной страны, осуществленное вооруженным путем, объяснялось глубокими причинами. Экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения мелких нестойких царств в единую империю. Основа для такого объединения сложилась еще в древние века, когда на всей территории Поднебесной распространилась культура земледелия, одинаковая по уровню навыков земледельцев в использовании мелких и примитивных орудий производства. Большую роль в полеводстве повсюду играло искусственное орошение.

Экономическая необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой власти. Губительные разливы рек, пересекавших всю страну с запада на восток, не могли быть предотвращены силами отдельных властителей. Для ликвидации последствий разливов необходимы были большие средства и множество рабочих рук. Таким образом, обширное китайское сельское хозяйство нуждалось в единой государственной организации.

Бедственное положение вынуждало порабощенных крестьян - держателей государственных наделов, землепашцев, зависимых от отдельных феодалов, бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Прекратить такую миграцию могла только единая централизованная власть. Установить на обширных просторах Китая монопольную собственность господствующего класса на землю, прекратить бегство и переселение, сохранить складывающиеся формы эксплуатации и вместе с тем завершить борьбу с общинными организациями в деревне была в состоянии только очень сильная власть.

Наконец, мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая, которым с новой силой угрожали набеги кочевников-соседей. Внешняя опасность была особенно страшна на севере страны. Это заставляло именно там иметь значительное войско и держать в повиновении другие царства, чтобы бросить нужные военные силы на охрану китайских границ.

Объединение страны облегчалось тем, что китайская (ханьская) народность сложилась на Севере значительно раньше, чем на Юге, а заселение северянами Юга стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.

В 589 г. полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а его династия получила наименование Суй. Ян Цзянь, как и его сын Ян Гуан, добивался установления единодержавной деспотической власти. Не желая признавать императора, властители значительных территорий сопротивлялись новой власти. Но Ян Цзянь беспощадно с ними расправился.

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля. Император, придерживавшийся конфуцианского учения об организации государства, стал приглашать на службу ученых. За особую плату отыскивали и свозили в императорское книгохранилище свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

В 604 г. Ян Цзянь был убит своим сыном, который и вступил затем на престол. Китайские историки XI в., особенно Сыма Гуан, изображают Ян Гуана жестоким деспотом, упоенным своей безграничной властью, одержимым манией роскоши и идеями грандиозных мероприятий. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на увеличение доходов казны, а также значительная экономическая и политическая централизация.

Ян Гуан перенес столицу в Лоян, отстроил этот город заново и переселил в него до 10 тыс. богатых семей. Дворцовый ансамбль состоял из красивых вычурной постройки зданий; был разбит громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами. Комнаты дворцов с мебелью и украшениями поражали сказочной роскошью. Император содержал многочисленный гарем. Время от времени он устраивал пышные празднества.

Стремясь сосредоточить в своем распоряжении все продовольственные запасы страны, Ян Гуан приказал вырыть у Лояна громадные зернохранилища, куда должны были свозить налоговое зерно. Для усиления централизации он предпринял строительство сплошного водного пути от Ханчжоуского залива к Янцзы, а затем к Хуанхэ в сторону Лояна. Канал, известный в истории как Великий или Императорский, был сооружен частично на базе древних каналов, но четыре канала были прорыты заново, а течение некоторых рек обращено вспять. На этом водном пути имелись шлюзы, и обслуживали его 80 тыс. человек. Ян Гуан совершал по каналу плавание на пышно разукрашенном корабле с громадной свитой.

Строительство канала имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Перевозка налогового зерна и различных товаров морем вокруг Шаньдунского полуострова была сопряжена с риском. Связь с Сычуанью и богатым Югом была затруднена. С сооружением канала укреплялись экономические отношения между отдаленными районами страны, облегчалась перевозка грузов, открывались новые возможности для развития торговли. Водный путь способствовал административной централизации и ускорил передачу приказов и распоряжений. Наконец, этот путь облегчал переброску войск на большие расстояния. При Ян Гуане велись также работы по восстановлению частично разрушенной Великой стены и строительству дорожных трактов.

Внешняя политика империи приобретала все более агрессивный характер. Тюрки представляли для Китая грозную опасность, с которой следовало считаться. Китай стремился расколоть Тюркский каганат и таким образом ослабить его силы. Китайская империя вела длительные войны на Юге против вьетнамцев. Затем свои захватнические устремления суйские повелители направили на северо-восток, где сталкивались китайские и корейские интересы за влияние на племена, обитавшие в Маньчжурии. С корейским государством Когурё у Китая возникло соперничество на морских путях.

Войну против Когурё начал еще Ян Цзянь, а Ян Гуан продолжил ее, он организовал три новых похода. Несмотря на участие большого сухопутного войска и многочисленного флота, походы окончились безуспешно. Для своих военных походов суйское правительство мобилизовало в войско множество людей. Податные, согнанные на государственную барщину из деревень, строили корабли у шаньдунского побережья. Люди погибали от тяжелой работы и недоедания.

Чтобы обеспечить войско продовольствием в безлюдных районах за Великой стеной, были мобилизованы крестьяне, которые тянули маленькие повозки с мешками риса или гребли на груженных зерном лодках. Измученные длинной дорогой и отсутствием продовольствия, люди нередко обращались в бегство. В источниках говорилось о том времени: «Из местностей к югу от рек Хуай и Янцзы были набраны люди для перевозки риса. Суда плыли друг за другом на расстоянии 1000 ли. На дорогах шло взад и вперед несколько сот тысяч человек и движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Трупы лежали высокими холмами, смрад от них распространялся по всему пути».

От военных мероприятий Ян Гуана особенно тяжко приходилось жителям Хэбэй-Шаньдунского района и Хэнани, которые и без того пострадали от разлива рек, затопивших 30 округов. На северо-востоке скопилось большое число беглых воинов и возчиков. Именно там в 610 г. вспыхнуло народное восстание. Правительство не могло подавить это массовое движение. Повстанцы расправлялись с чиновниками и феодалами, пытались образовать самостоятельное царство, провозгласив государем Доу Цзян-дэ, бывшего сельского старосту и воина. В других районах страны также происходили волнения крестьян.

Крупные феодалы были недовольны крайним усилением центральной власти и стремлением императора лично распоряжаться всеми богатствами и зерновыми запасами страны. Восстания крестьян, неспособность правительства подавить их чрезвычайно пугали феодалов. Воспользовавшись неудачей корейского похода, в котором участвовал сам Сын неба, феодалы подняли мятеж. Ян Гуану пришлось бежать на юг, где он был убит.

В стране возникла смута. Отпрыски дома Суй один за другим провозглашали себя императорами. Крупные феодалы также предъявляли свои претензии на престол, захватывали территорию, присваивали титулы. Наиболее сильным в этой борьбе оказался шаньский властитель Ли Юань, имевший высокий титул гуна. С большим войском, усиленным конницей союзных тюркских племен, Ли Юань вместе с тремя сыновьями выступил на защиту суйского дома. Но, заняв Чаньань, он изменил свои намерения и провозгласил себя императором. Его войско вскоре усмирило мятежных феодалов.

Большое значение для объединения страны под властью новой династии Тан имела осторожная политика Ли Юаня, который старался прослыть миротворцем и добивался поддержки различных социальных групп населения. Чтобы успокоить крестьянские массы, Таны объявили о ликвидации податной задолженности за прошлые годы и ограничении сроков государственной барщины. Указы повелевали освободить крестьян, проданных в рабство, а феодалам запрещали убивать крестьян. Новые власти объявили о помощи голодающему населению, о помощи вступающим в брак и т. д. Завоевав Северный Китай, Ли Юань проявил большую заботу о ремонте каналов и борьбе с последствиями наводнений.

Своим противникам-феодалам Таны обещали помилование в случае изъявления покорности. Особое покровительство оказывали купцам и торговле. Таны обещали амнистию восставшим крестьянам. Однако это не помешало им разгромить и уничтожить повстанческие центры. Руководитель восстания Доу Цзянь-дэ был предан мучительной казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную победу.

В 626 г. Ли Юань якобы добровольно уступил власть своему младшему сыну Ли Ши-миню, более известному в истории под храмовым именем Тайцзун. Ли Ши-минь в период своего правления добился укрепления Срединной империи и расширения ее территории. Власть Танов несколько поколебалась после смерти Ли Ши-миня в 649 г. Но вскоре императрицей стала У Цзэ-тянь (У Хоу), которая временно устранила законных наследников. Она стремилась проводить в жизнь общий курс политики, намеченной Ли Ши-минем.

Казалось, что просто будет списано несколько сотен миллионов. Но второй дефолт китайских корпоративных облигаций показал, что Китай прошёл «точку невозврата» и стал банкротом, стоя лицом к лицу перед огромными долгами.

На прошлой неделе китайский премьер Ли Кэцян заявил всему миру, что дефолта по некоторым облигациям частных компаний и инвестиционным продуктам «не миновать».После нескольких лет неконтролируемого роста кредитования и нерационального использования ресурсов экономика Китая действительно находится на грани краха. То есть премьер Ли признал, что компартия Китая (КПК) не может сделать экономику централизованной и планируемой.

Китайский производитель солнечных батарей Chaori Solar Energy Science & Technology не смог выплатить проценты 7 марта, став первым банкротом в новейшей истории Китая. Сумма была небольшой ($14,6 млн), и всё же этот инцидент вполне может считаться «точкой невозврата».

Так уже было в начале 2008 года. Когда случился дефолт одной из фирм, никто не думал, что он приведёт к финансовому кризису с серией банкротств и последующих вливаний.

Сегодня многие также не считают, что крах незначительной Chaori, а затем второй дефолт крупного застройщика Zhejiang Xingrun Real Estate Co., который должен $566,6 млн, смогут обрушить вторую по величине экономику в мире. Они думают, что могучее централизованное планирование Китая будет контролировать начавшиеся банкротства, подавит спекуляции и обеспечит рост экономики.

Громадные долги

Если Китай действительно сможет вывернуться, то станет первой страной в истории, которая смогла вытащить кролика из шляпы. Китай создал долговой пузырь эпических размеров и нет ни одного сектора, в котором экономика могла бы расслабиться, и где кредиты не подвержены серьёзным потрясениям.

Да, центральные власти находятся в хорошей форме и имеют сравнительно небольшой долг (45% от ВВП в 2012 году). Тем не менее, корпоративный долг превышает 150% от ВВП - это самый высокий процент в мире.

Что касается банковских активов, они равны ошеломляющим $25 трлн, или 265% от ВВП. Хотя слова «банковские активы» звучат замечательно, надо учитывать качество каждого актива. Так как большинство банковских активов принадлежат центральным властям, они несут ответственность за эти 265% от ВВП.

Нет ничего страшного, если активы хорошего качества. Не так ли? Но они таковым не являются. Хотя плохие кредиты властей равны только $95,8 млрд по состоянию на 2013 год, они выросли на 48% с 2011 года.

Что касается требований по залоговому обеспечению, то случай с компанией Magic представляет реальные доказательства того, что происходит фактически, когда карточный домик рушится. По данным китайских СМИ, застройщика в городе Чунцин, скорее всего, 31 марта ожидает дефолт с долгом в $32 млн.

Трастовая компания, которая организовала заём, попыталась получить в свои руки предмет залога (офисное здание в городе), но не смогла по причинам, немыслимым в западном мире: Magic уже продала здание и заложила его другой компании.

Так как всё больше кредитов становятся «плохими» и всё больше компаний идут к банкротству, китайская правовая система столкнётся с непреодолимыми проблемами, побуждая всех одновременно искать выход. Результат будет плачевным.

Высочайшего духовного подъема средневековая культура Китая достигла в период правления династии Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время философские суждения об устройстве мира превратились в тонко разработанную эстетическую систему, художники заняли почетные места в открытой в 10-м веке первой императорской Академии живописи. Танское искусство было проникнуто высоким созидательным пафосом. Архитектуре этой поры присущ дух ясной гармонии, праздничности, монументального величия форм. Танские города представляли собой мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, прямоугольные в плане, с прямыми магистралями и кварталами, разделенными на отдельные участки - фоны. Каждый китайские город был обнесен стеной (иероглиф «чэн» означал и город, и стена), поэтому городские стены в Китае представляют собой уникальные тип архитектурных сооружений. Различают северный и южный стили городских укреплений. На севере стены возводили не только для защиты от врагов, но и от наводнений, по четырем углам стены и над воротами сооружались башни. В этих башнях жили солдаты. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. До появления современной артиллерии стены были неразрушимыми. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, улицы были тесные. На севере у строителей было много свободного пространства, города выстраивались в форме прямоугольника, город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. На пересечении находилась трехэтажная смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае необходимости изолировать районы города. Для этой цели в башне располагались воины и огромный барабан, исполнявший роль городских часов. В городе не было разделения на богатые и бедные районы, дома стояли вперемешку. Размеры всех сооружений были строго регламентированы. Дворцы и храмы возводились по общему принципу: на деревянном каркасе из покрытых лаком опорных столбов, балок и узорных кронштейнов-доугун, на облицованных камнем высоких глинобитных платформах. Характерный облик зданиям придавала высокая черепичная, с загнутыми кверху углами, иногда двойная, с широкими выносами крыша. Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Китайская пагода имеет очень мало общего с индийскими буддийскими храмами-реликвариями (ступами). Ее форма добудийская - многоэтажная башня (обычно двухэтажная), с выступающими крышами. Различают северный и южный стиль китайской архитектуры (не всегда точно следующий за расположением памятников архитектуры). В южном стиле крыши очень изогнуты, коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими во множестве даосских божеств и мифических животных. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией. Северный стиль (еще одно название - дворцовый). Завиток крыши более мягкий и сравнивается с крышей шатра. Орнаментация менее пышная, маленькие и более стилизованные фигурки помещены только на коньках крыш.

Монументальная буддийская скульптура танского времени отличается большой соразмерностью пропорций. Величавым спокойствием отличается гигантская статуя Будды Вайрочаны, высеченная в скалах Лунмэня. Живопись эпохи Тан достигла того же уровня, что и поэзия. В письменных источниках той эпохи перечисляются имена художников, указываются черты их стиля. Величайшим художником Дальнего Востока китайские и японские ценители считали У Даоцзы. Ли Сы-сунь и Ван Вэй считаются основателями северной и южной школ пейзажной живописи. Различие школ не в принадлежности художникам к определенным географическим районам Китая, а в манере письма. Последователи «северной школы» работают твердыми, сильными мазками, для «южной школы» характерна работа изящной и тонкой кистью. Но в связи с тем, что все шедевры танской живописи попадали в императорскую коллекцию, они погибли вместе с резиденцией императора в конце правления династии. В период династии Сун с 11 века Китай подвергся иноземным вторжениям, которые в 13 веке завершились монгольским завоеванием, что изменило мироощущение людей. Сунская архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы.

Сунская живопись. Живопись, конечно, была известна и в более ранние эпохи. Ее начало относят к эпохе Хань, когда была изобретена кисть. Использование кисти для письма и живописи в Китае сделало эти два искусства неразрывно связанными. Иероглиф стал произведением искусства. Следствием беспрецедентного сближения каллиграфии, поэзии и живописи было то, что в живописичасто использовались литературные сюжеты. Живописцев было множество, круг тем очень широк. Наибольшим совершенством отличались пейзажные композиции, отразившие важнейшие натурфилософские представления. Учению конфуцианцев о добродетельном муже соответствовало изображение художником Ли Чэном одинокой сосны на краю ущелья. Сосна символически изображала ученого-чиновника, претерпевшего превратности придворной службы и стойко переносящего невзгоды судьбы. В 9-м веке под покровительством императора, каллиграфа и, поэта и живописца Хуэй-цзуна, последнего правителя Северной Сун, была создана Академия живописи. В императорской галерее были собраны лучшие полотна того времени (не менее 6 тыс. картин). После набегов варваров и бунтов, обрушившихся на империю в 1125 году, двор переместился в новую столицу Чжэцзян. Этот город располагался в одном из красивейших мест Китая. Окрестности Чжэнзяна стали неиссякаемым источником вдохновения китайских художников. Любимой формой изображения стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. Один из великих живописцев эпохи Ся Гуй изображал Янцзы, все ее верхнее течение от диких гор на границе с Тибетом, до широких долин среднего течения. В южных городах Китая создавались комплексы маленьких приусадебных садов. С угасанием буддийских монастырей скульптура уступила место живописи. Сюжетами живописи 7-10 вв. были и образы буддийского рая, и сцены пиршеств, прогулок знатных красавиц. Под воздействием буддийской секты Чань сложилось творчество Ван Вэя (699-759), в пейзажной живописи которого наметились пути к поэтической интерпретации мира. В период династии Сун развитие получила монохромная живопись, отвечавшая новому пониманию пространства как символа безграничности мира. В 9-10 вв. сформировались основные жанры китайской живописи - шан-шуп, вэнъжэнъухуа и хуа-ияо. В соответствии с разнымихудожественными задачами канонизировались формы свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды мифов и легенд, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. В 10-11 вв. возник тип картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира здесь выражалась через его малый фрагмент. В 12-13 вв. грани между этими жанрами порой почти стирались

Китайское прикладное искусство периодов Тан и Сун стилистически тесно связано с развитием фарфора и керамики.

На протяжении средних веков вместе с усложнением представлений о мире и развитием древних даосских учений, синтезировавших в системе неоконфуцианства поклонение природе, приняло в Китае форму своеобразного поэтического пантеизма, а ее эстетизация привела к формированию пространственного мышления. Пантеистическое мировосприятие направило в единое русло разнообразные виды художественной деятельности. Китайские зодчие создали жанр пейзажной архитектуры, а в портретных изображениях художники стремились подчеркнуть приобщение человека к вечной жизни вселенной. Изобразительно-символический характер средневекового китайского стихотворения, дополняющего образный строй картины, требует высокого уровня каллиграфии, живописи и поэзии.

Методические рекомендации к разделу. Главным в рассматриваемом периоде является техника изготовления и духовные основы китайской живописи. Обратите внимание на отличие традиционной китайской живописи от европейской по следующим параметрам - живопись в Китае не может быть подведена под понятие «реализм» или «идеализм». Иное понимание пространства, чем в европейской живописи. Иное назначение подписи к изображению, слитность и неразрывность в художественном исполнении «трех совершенств».

Живопись эпохи Юань (1280-1368 гг.) В период владычества монгольской династии Юань в среде художников преобладали настроения уныния, ностальгии. Крупнейшие мастера нашли прибежище в южных провинциях. Монохромная живопись 14 века достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. В картинах Ни Цзаня, Ван Мэна изображения дополнялись надписями, полными внутренней динамики, таящими в себе скрытый смысл.

Искусство эпохи Мин (1368-1644 гг.) В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой, страна переживала период обновления. Это была эпоха активного градостроительства, возведения больших и торжественных архитектурных и великолепных садово-парковых ансамблей, бурного развития ремесел.

Ювелирное искусство Китая

Эпоха Тан

Огромное количество драгоценностей из Китая до сих пор содержат голубые камни, эмаль цвета неба или синее стекло.

Нефриту мудрецы приписывали такие качества, как твердость и прочность, причем эти качества минерал отдавал своему хозяину. Нефритовые кольца, датированные 5 столетием до н. э., выполнены в необычной технике, указывающей, что ювелиры уже тогда умели пользоваться резным станком.

Нефрит считался «камнем, сошедшим с небес», символизируя человеческое достоинство, стойкость духа и благие намерения. И сегодня много китайских мастеров, используя в своих творениях небесный камень, стремятся возродить ювелирное искусство древнего Китая.

В Поднебесной украшения любили носить и мужчины, подчеркивая таким образом благородство своего происхождения. Те, кто интересуется историей, легко могут назвать ранг чиновника по резным кольцам на пальцах или по застежках на шляпе. Все они отличаются специальными орнаментами и выполнены по уникальной технологии.

Эпоха Хуншань,заколка

ИСКУССТВО ЭПОХИ ТАН

Классический период эпохи Тан больше, чем любая другая эпоха в истории Китая, привлекает к себе внимание и услаждает взгляд. Ведь помимо расцвета изысканного философского мышления, меняющихся и развивающихся направлений которого всегда было очень трудно понять, это был золотой век предмета, семейного комфорта, становившегося день ото дня все более утонченным и изящным благодаря легендарному таланту китайских ремесленников. Этот талант совершенствовал и эстетизировал многочисленные элементы, пришедшие с Запада, оттуда, где маленькие государства превращались в сателлитов коренного Китая.

Для волос украшение

Бронзовое зеркало

Гребень


Подвеска с изображением феникса




изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита


изделия из нефрита


изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита

изделия из нефрита

изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита






Будда,Музей Гугун

Украшение с зубчиков,черепаха,драконом,нефрит


Эпоха ЗападноеЧжоу,нефрит,дракон и феникс,Шанхай


Орнаментальный круг с драконом и птицей,Гуанчжоу,нефрит,2в.,гробница Наньюэ


Зеркало,12-14вв.


Ювелирное украшение,Таоси-Луншань





Шпильки династии Цин



Царские короны Китая




ритуальный головной убор "Корона Феникса" для вдовствующей императрицы Сяоцзи (династия Мин, эра Ваньли: 1573-1620) . в данный момент находится в Национальном музее в Пекине, была извлечена из гробницы Динлин под Пекином.
на короне изображено 12 драконов и 9 фениксов. корону Феникса императрица одевала только во время важных событий: получения титула, посещения родового храма, приема министров.






















Заколки династии Цинь

средняя и поздняя Империя Цин (1636-1912)









Империя Цин









Резьба по фруктовым косточкам-эпоха Мин

А искусство вырезания из косточек плодовых деревьев называется Хайдао и родом оно, конечно же, из Китая. Изначально, для вырезания замысловатых фигур и символов использовались только персиковые косточки – они считались (и считаются до сих пор) символом долголетия. Первые археологические находки, содержащие персиковые косточки, обработанные специальным образом, датируются серединой династии Сонг (960 – 1279), а наибольшую популярность Хайдао получило в эпохи династии Мин (1368 – 1644) и Цин (1644 – 1911). Именно в эти годы вырезание из персиковых косточек стало носить не только символический, но и светский характер – в Сыачуаньском университетском музее можно полюбоваться на фантастические микроскопические резные лодки и экипажи, вырезанные из персиковых косточек в эпоху Мин.







статуэтка династии Мин


Династия Тан


Слуга с попугаем

Одежда династии Тан

Сумка династии Тан

Прически

Одежда династии Мин

Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после Шаолинь в Китае .

Мифы и факты

Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.

Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов.

В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство Запретного города в Пекине и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил.

Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.

Монастыри Уданшань

Монастыри Уданшань


Монастыри Уданшань


Храм неба



Музыка в Китае


Праздники в древнем Китае



Письменность в древнем Китае


Китайская каллиграфия


Кисти для каллиграфий

Кисть.

Кисть является самой важной принадлежностью для письма и рисования. Кисти бывают с разным волосом;

1) кисть из конского волоса.
2) кисть из заячьего волоса.
3) кисть из хорькового волоса.
4) кисть из хорькового волоса с примесью овечьей шерсти.
5) кисть только из овечьей шерсти.
6) кисть только из крысиного волоса.

Тушечница. Новички в китайской живописи могут применить тушевые чернила для каллиграфии и живописи, продающиеся на рынке. Такие чернила очень удобны при пользовании. Однако они уступают туши, растираемой в тушечнице.


Тушечница является орудием для растирания туши. У нее много видов. Ныне хранящиеся в музее Гугун всевозможные древние тушечницы представляют собой сокровища несказанной цены. Преданий о тушечницах тоже ходит немало. На взгляд антикваров, это настоящие раритеты, а коллекционеров - драгоценные перлы. Для тушечницы требуется камень хорошего качества. Известными являются дуаньчжоуская и шэчжоуская тушечницы, которые отличаются тонкостью структуры тушечного камня, так что тушь растирается тонко, причем тушь на ней высыхает нескоро. Тушечницы бывают квадратной, круглой, плоской и эллиптической формы, но какая бы то ни было тушечница должна иметь покрышку. Середина тушечницы должна быть в достаточной степени углублена, чтобы легко вмешала тушь. При занятии каллиграфией нужно использовать квадратную каменную тушечницу, преимущество которой - глубокая середина, вмещающая множество тушевых чернил. При употреблении в нее нужно влить теплую и чистую воду. Когда рисуешь, тушь нужно растереть сразу, нельзя так, и рисовать, и, остановившись, растирать тушь. Это мешает рисованию. После рисования нужно обмыть тушечницу, нельзя сохранять лишнюю тушь, а то она густеет и теряет свою силу.

Краски Краски китайской живописи делятся на два вида - водные и минеральные. Ныне в китайской живописи главным образом применяются водные краски - охра, гуммигут и т. д. Минеральные краски киноварь, малахитовую зелень и азурит необходимо измолоть и вместе с клеем можно пускать ее в дело. Окраска в европейской живописи по яркости просто не в состоянии соперничать с их очень насыщенным цветом.




Живопись эпохи Тан

Восемь Буддийских Картин

Культура: Китай

Восемь Буддийских Картин
Исполнитель: Неизвестные Исполнители
Период: династия Тан (618-907) (?)
Культура: Китай
Средство: лист; цветные чернила и бумага

Шанхайский музей китайской культуры




Музей Кунсткамера-культура Китая




См. также: Чиновники империи Тан, Высшие государственные органы империи Тан, Нэйгуань империи Тан, Двор императрицы (Империя Тан) и Двор наследника престола (Империя Тан) Цензорат империи Тан или Юшитай (кит. упр. 御史臺, пиньинь: yùshǐtái,… … Википедия

См. также: Чиновники империи Тан, Высшие государственные органы империи Тан, Нэйгуань империи Тан и Двор императрицы (Империя Тан) Двор наследника престола или Внутренние чиновники наследника престола (кит. упр. 太子內官, пиньинь: tàizǐ nèiguān … Википедия

Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка … Википедия

Империя Тан 唐朝 империя ← … Википедия

ТАН (Tang), династия в Древнем Китае (618 – 907). Возникла в ходе гражданской смуты, приведшей к падению в 616 династии Суй (см. СУЙ (династия)). Основана Ли Юанем (см. ЛИ ЮАНЬ), полководцем из Шаньси, в 618. Считается временем экономического,… … Энциклопедический словарь

Имя при рождении: кит. 唐寅 Дата рождения: 1470 год(1470) Место рождения: Сучжоу … Википедия

Тан, китайская императорская династия (618 907), основанная Ли Юанем. В царствование его сына Ли Ши миня страна была объединена (628) после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил, укреплена центральная… … Большая советская энциклопедия

Великая Минская империя 大明 империя ← … Википедия

Taн Цзинсун кит. трад. 唐景崧, упр. 唐景嵩, пиньинь: Táng Jǐngsōng … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тан. Мор Тан венг. Than Mór … Википедия

Книги

  • Древний Китай , Маурицио Скарпари. Возраст цивилизации Древнего Китая, оказавшей огромное влияние на сопредельные страны и вообще на всю Восточную и Юго-Восточную Азию, исчисляется несколькими тысячелетиями. Интереснейшие…
  • Стальная роза , Горелик Елена. Что делать, если твой родной дядя - убийца и собирается с тобой расправиться по принципу "война всё спишет"?Правильно: защищаться. Защищаться любым способом. И - бежать, когда месть…