Что такое Полис? Значение слова polis, исторический словарь. Города-государства греции Полис в древнем мире

Всемирная история. Том 3 Век железа Бадак Александр Николаевич

Греческий полис

Греческий полис

Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества, следует подробно рассмотреть это многостороннее явление. Причем использовать материал развития полиса классического типа (архаической Греции). Поздние греческие авторы (Фукидид, Геродот) определили полис как коллектив, точнее, организованную общность людей. Полисный коллектив как коллектив граждан обеспечивал все материальные условия своего существования. Это означало сосуществование таких структур как совокупность домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание.

В основе полиса материальные отношения собственности, которые проявлялись в двуединой форме - государственной и частной. Античные авторы как современники данного исторического феномена отмечали, что предпочтительно сочетание системы собственности общей и собственности частной, если они освящены обычаями и урегулированы законами государства.

В общественном владении находятся определенные категории земель; а вот право на земельный участок в пределах полисной территории имеют только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса является фундаментальным принципом античной гражданской общины. Этим объясняется повсеместная публичность всех сделок, связанных с землей: утверждения земельного максимума, надзора за наследованием. В спорных случаях полис становился наследником земельных налогов. Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда так нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Яркими примерами такого обусловленного гражданского статуса являлись Спарта, Гераклея Понтийская и ряд других полисов Греции. Такой «ойкосный принцип», когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели даже его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. Политическими правами пользовались и те, кто по каким-то причинам утратил земельный надел. Но в обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа. В афинской практике, например, оратору и стратегу нельзя было пользоваться доверием народа не будучи землевладельцем.

Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни.

Таким образом, полис был с одной стороны суммой ойкосов (домохозяйств), с другой - обладал сложной организацией в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

В результате новых экономических процессов происходил переход от варварства к цивилизации. Архаическая эпоха укрепила позиции города-полиса. Произошло отделение полиса как экономически, так и политически от деревни и подчинение ее. Развитие товарно-денежных отношений формировало политическую картину развития Греции VIII–VI вв.

Греческий полис вырос из укрепленных поселков гомеровского времени - полисов, восприняв название. Полис архаического типа представлял собой центр карликового государства, объединяя близлежащие комы (деревни), располагавшиеся вокруг полиса. Подобное укрупнение и политическое усиление полиса, как отмечают древние историки, было связано также с естественным приростом населения. Практиковалось объединение общин т. н. синойкизм (совместное поселение) для противостояния враждебным силам.

В большинстве случаев на незначительной территории жило до тысячи человек. Наиболее заметные города этого периода Милет и Коринф.

Археологическая Смина поразила исследователей правильной планировкой, развитой бытовой культурой, грамотной ландшафтной привязкой к побережью полуострова, на котором полис располагался.

Аристотель различал несколько типов устройства полиса. Он включал сюда соответственно монархию, аристократию, олигархию, демократию и политию. Античный автор владел достаточным историческим и фактическим современным ему материалом, однако затруднялся придать строгие рамки своей структуризации, поскольку понимал отсутствие резких различий в социальном статусе отдельных групп населения раннегреческого полиса. Полис воспринимался Аристотелем на основе объединяющего начала - принадлежности человека к своему коллективу, местным святым местам и богам, земле, близким. Идея полиса мыслилась как противостояние отдельного народа тяготам внешнего мира, стихийным бедствиям и нашествиям врагов. Происходила интеграция коллектива перед возможными непредвиденными опасностями вплоть до столкновений с враждебно настроенными племенами за границами собственного полиса.

Как признак полиса, у многих античных авторов указывается на автократию демоса: в каждом конкретном случае демос, гражданство полиса способен противопоставить себя индивиду. Такое, например, случилось при выведении колонии на Фасос и было отражено в поэзии Архилоха во 2-й четверти - середине VII в. до н. э.

Тип полиса определяется соответственно основному механизму решения общеполисных проблем. Примером раннедемократического полиса можно считать общественное устройство Хиоса. Гражданскими правами наделено все свободное население. Причем из сохранившейся ретры VI в. до н. э. видно, что граждане ограждались от злоупотреблений властей (магистратов) путем возможности апеллировать прямо к народному Совету. Будучи уличенными во взятках, магистраты, демархи и басилеи платили штраф, причем сумма штрафа бывала весьма ощутимой. Всю свою внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством законов, принимаемых с согласия и при участии своего свободного населения.

Этот пример попал в исторические анналы благодаря тому, что в Хиосе большая часть жителей не только стояла на высокой ступени благосостояния, но и смогла обойтись в своих взаимоотношениях без столкновений на классовой основе. Живя в крупном торговом центре своего времени, хиосцы были членами купеческой фактории в египетском Навкратисе. Хиосские амфоры присутствуют в слоях VII–VI вв. в широком разбросе археологических памятников.

Во Фракии появилась колония Маронея с аналогичной системой управления, ставшая вскоре известным винодельческим центром. В середине VI в. хиосцы освоились на материке (Атарнея), напротив о. Лесбос, приумножив таким образом свой земельный фонд.

Олигархический полис предполагает особую систему земледелия, которая находит отражение в соответствующих законах. В этом смысле интересно локридское законодательство последней четверти VI в. до н. э., по которому проводился передел земельных угодий. Судя по контексту документа, в общину были приняты новые поселенцы-эпоики. Получая надел (возможно было и получение нескольких наделов), гражданин пользовался также и общественным фондом, из которого мог черпать средства на обустройство. Наследственные права не землю фиксировались законом, так же, как и размер взимаемого на общественные нужды налога.

Стимулируя частную инициативу и, возможно, более высокое качество обработки земли, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Закон объявлялся освященным Апполоном Пифийским, что придавало правам на землю божественную незыблемость. Полисная жизнь разнообразилась вступлением во владение новых эпойков и переделом участков, однако на практике новоприбывшие (как сказано в документе - «боеспособные защитники») ставились в неравные условия по сравнению с коренными жителями: получали неудобную или каменистую землю.

Однако в любом случае земельная собственность давала право голоса в городском собрании. Кроме того, существовал еще и Совет (101 человек), куда избирались наиболее достойные граждане полиса. Однако постепенно, по мере ослабления старых демократических связей и концентрации имущества в руках отдельных людей, демократическая форма правления полиса приобретала все более и более явственные олигархические черты.

Олигархия начала выделяться из общего числа свободных граждан полиса благодаря двум основным признакам - владению большим количеством земли и вооружений. Были чисто земледельческие олигархии, в других случаях олигархию составляли также некоторые члены общины согласно праву рождения, потомки завоевателей и т. д.

Однако, являясь по крайней мере потенциальным владельцем земельного надела, каждый гражданин полиса являлся также и воином. В истории архаичной Греции зафиксированы в достаточной степени и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность выступить на войну в полном гоплитском вооружении. По свидетельству сохранившихся источников, возможность или невозможность приобретения гражданином полиса всего набора вооружения гоплита - паноплии - и, таким образом, участие или неучастие его в сражении в качестве полноценного тяжеловооруженного воина определяла участие его в тех или иных гражданских структурах. Поскольку оружие в те времена вообще стоило недешево, то в конечном счете общественный вес того или иного человека определялся опять-таки его личным благосостоянием, причем положение это, как можно убедиться, ни в коей мере не изменилось на протяжении всей мировой истории.

Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война - как естественное занятие свободных людей. При этом однотипные, подчиненные единой дисциплине действия равных друг другу воинов символически подчеркивали равенство этих людей и во всех прочих, не связанных с боевыми действиями делах.

Многие детали полисной жизни неясны до сих пор и это оставляет простор для свободных трактовок и разнообразных гипотез, а также лишний раз подчеркивает сложный характер древнегреческих общественных отношений.

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Полис и поле Человек не может существовать как Человек вне пространства Культуры, но он должен освободиться от господства, то есть от данной организации Культуры. Это значит, что он должен освободить от господства само поле глобальной культуры, к которому подключен. Эта

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД Греки, подобно пеласгам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могло не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться

автора Андреев Юрий Викторович

3. Родовые институты и гомеровский полис Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм Архаический период VIII–VI вв. до н. э. был временем формирования социально - расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 8 Пелопоннес в греческой истории. Спартанский полис ОБЛАСТИ ПЕЛОПОННЕСА И ИХ НАСЕЛЕНИЕ В ЭПОХУ АРХАИКИ Во ІІ тысячелетии до н. э. на полуострове Пелопоннес находились самые крупные центры микенской цивилизации. Затем, однако, именно этот регион Балканской Греции

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 9 Афинский полис

Из книги Яды – вчера и сегодня автора Гадаскина Ида Даниловна

Греческий огонь Зародыши химического оружия появились в далекие времена. Первые попытки в этом направлении были сделаны в Греции во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой (431...404 гг. до н.э.). Спартанцы жгли

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.Древнегреческая община-полис включала в себя не

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Полис и демократия Само слово демократия (demokrateia - правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства толькоАристотель вIV в. до н. э. и делал

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Что представляла собой греческая община полис? Разрушение ахейских государств и дорийское переселение привели к тому, что процессы классообразования во многих греческих областях должны были начаться заново. В XI в. греки жили небольшими изолированными общинами или

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

4.2. Античный полис как уникальное явление Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира - самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Греческий язык Мир мало отдает себе отчет в важности греческого влияния на формирование судьбы христианства. Это не столько влияние самого греческого языка, которое было огромно, сколько неподчинение ранних греко-христиан требованиям иудео-христиан, чтобы они

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Греческий вопрос В марте 1821 года возникла непосредственная угроза российским интересам, когда Александр Ипсиланти, грек, служивший в российской армии, поднял восстание против турок в княжествах Молдавии и Валахии. До этого царь балансировал между раздражением,

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Греческий шпион Через четыре месяца после предательства Бохана в сентябре 1985 года в Афинах был арестован заместитель директора греческого филиала фирмы «Стандарт электрик» 49-летний инженер-механик Михалис Мегалоконому. Газеты тогда писали, что именно показания Бохана

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Парнас-священная гора!

    В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса. Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.

В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле. Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину. В то же время слово «полис» (и родственный ему термин «политая») означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством. Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.

Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы). Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.

Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.

Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса. Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик. Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы. Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.

Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью. Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином. Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.

Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению. Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д. и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.

Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве. Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.

Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие в управлении государством. Именно гражданский коллектив в форме народного собрания осуществлял – реально или номинально – высшую власть в полисе. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Полисы были государствами без бюрократии, а все магистраты (т. е. должностные лица) выбирались гражданами путем голосования (или с помощью жребия, выбор которого считался проявлением воли богов). Гражданин полиса мог с полным основанием сказать о себе то, что в XVIII в. заявил французский король Людовик XIV: «Государство – это я!» Но при этом гражданин полиса являлся представителем государства не сам по себе, а лишь в составе гражданского коллектива. Таким образом, в греческом полисе впервые в мировой истории сформировалась республиканская государственность, при которой общество и государство не отделены друг от друга, а представляют собой единое целое.

Гражданин был обязан участвовать в военных мероприятиях полиса, т. е. быть членом ее военной организации. Собственно, армия полиса представляла собой ополчение граждан – земельных собственников. При этом воинская повинность, связанная с необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его государственность и законы, а также собственность членов гражданской общины, одновременно являлась не только обязанностью гражданина, но и его правом, поскольку она также была одним из критериев гражданского статуса. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в случае самой крайней необходимости.

Таким образом, в античной Греции понятия «гражданин», «член народного собрания», «носитель высшей власти», «член полисного ополчения» и «земельный собственник» были неразрывно связаны. Все граждане были равны перед законом, каждому полис гарантировал личную свободу. Это вело к проявлению в целом ряде полисов эгалитарных (т. е. уравнительных) тенденций, что закономерно в условиях коллективного управления государством. Так, для поддержания равенства в коллективе наиболее богатые знатные граждане зачастую были вынуждены в интересах общества нести наибольшие затраты. Справедливости ради, следует сказать, что в эпоху расцвета полиса эти требования полисной жизни встречались представителями элиты с пониманием.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Так, Спарта (крупнейший в территориальном отношении полис греческого мира), включая завоеванную спартанцами Мессению, имела площадь 8400 квадратных километров и население 200-300 тысяч человек, афинский полис – соответственно 2500 квадратных километров и 250-350 тысяч человек. Но такие крупные полисы были скорее исключениями. Территория большей части полисов не превышала 200 квадратных километров, а население – 10 тысяч человек. Были и совсем маленькие полисы с территорией 30-40 квадратных километров, на которой жили несколько сот человек. Таким образом, типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Город был центром, столицей полиса, зачастую (хотя далеко не всегда) в нем проживало более половины населения государства. Однако город еще не был противопоставлен деревне. Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. Практически в любом городе Эллады весьма значительную, а порой и преобладающую часть жителей составляли те же крестьяне, ежедневно отправлявшиеся из города на свои земельные участки на хоре. Таким образом, каждый член гражданского коллектива, чем бы он ни занимался (он мог быть, например, владельцем ремесленной мастерской, крупным оптовым торговцем, профессиональным политиком), одновременно являлся землевладельцем (по крайней мере, владел долей общественной земли). А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования.

Основные характеристики полиса в определенной степени присущи полису «идеальному». Безусловно, при наличии общих тенденций историческое развитие конкретных, реально существовавших полисов имело свои особенности.

Источники

Поскольку архаическая эпоха менее, чем последующие, освещена в трудах древних авторов, большое внимание закономерно привлекают к себе дошедшие от этих времен вещественные памятники, полученные в ходе археологических раскопок. Важные сведения для науки дали систематические исследования историками архаических построек Афин (остатки древнейших храмов Акрополя, ранние сооружения общественного назначения на Агоре), культовых комплексов крупнейших святилищ в Элладе (Дельфы, Олимпия). Очень важные результаты принесло изучение территорий тех полисов, которые были разрушены еще в эпоху архаики и с тех пор не восстанавливались: старой Смирны в Малой Азии, Эмпориона на острове Хиос и др. Так как там древнейшие слои сохранились в неприкосновенности, без позднейших вкраплений, это значительно облегчает их анализ.

Данные эпиграфики для архаической эпохи не имеют большого значения, поскольку письменность появилась лишь недавно и количество надписей было еще невелико. Однако самые ранние греческие надписи чрезвычайно интересны уже в силу их редкости и уникальности. Среди архаических эпиграфических памятников – тексты законов (так, в законе VI в. до н. э. с острова Хиос содержатся упоминания о государственных органах демократического характера), договоры между полисами, списки должностных лиц, а также надписи частного характера. Например, в 591 г. до н. э. греческие воины-наемники на египетской службе во время одного из походов, развлекаясь, начертали на ноге колоссальной статуи Рамсеса II в Южном Египте свои имена. Но и эти немногочисленные свидетельства в совокупности с источниками других типов позволяют ярче увидеть конкретные реалии той эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса - тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР С окончанием Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Глава I Формирование спартанского полиса

автора

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

От полиса к империи Конец IV - начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

автора

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

2. Хозяйство афинского полиса Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса Так называемый архаический период, охватывающий VIII- VI вв. до н. э., является началом нового важного этапа в истории древней Греции. За эти три столетия, т. с. за сравнительно короткий

автора

Характерные особенности греческого полиса Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной

Система государственности в Древней Греции была уникальной и нехарактерной для античного мира. Рассмотрим, почему именно греки являются изобретателями демократии.

Полисная система Древней Греции

Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.

Рис. 1. Карта греческих полисов.

Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.

Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.

В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.

Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.

Рис. 2. Воин-спартанец.

В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других - пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.

Колонизаторская деятельность полисов

Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).

Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.

Рис. 3. Карта греческих колоний.

Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.

Что мы узнали?

Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 282.

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта - 8400 км2;
  • Аттика - 2650 км2;
  • Коринф - 880 км2;
  • Самос - 470 км2;
  • Эгина - 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании - Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины - главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.


В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой - все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта - военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет - жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору - одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.


Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф - входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.


Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора - рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы - знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.


Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира - царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия - родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса - верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.


Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая - царя Писы - в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом - именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.