Вклад тимирязева в экологию. Информационный проект "К. А. Тимирязев: великий разум и великая душа"

(1843-1920) русский естествоиспытатель-дарвинист

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 22 мая 1843 г. в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в семье, а в 1860 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Но вскоре был из него исключен за отказ подписать заявление о том, что студенты обещают не заниматься антиправительственной деятельностью. Но университет он все же окончил, правда не студентом, а вольнослушателем, и за выпускную работу ему присудили золотую медаль.

По окончании университета Климент Тимирязев уехал за границу, сначала в Германию, а позже во Францию, где работал в лабораториях выдающихся ученых: Германа Гельмгольца , Г. Кирхгофа, П. Бэртло. Весной 1871 г. ученый защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла» и стал руководителем кафедры ботаники в Петровской земледельческой и лесной сельскохозяйственной академии в Москве (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени Климента Аркадьевича Тимирязева).

Позже он был приглашен Московским университетом на кафедру анатомии и физиологии растений.

Более 30 лет посвятил Климент Тимирязев разработке важнейших вопросов биологии, например, роли солнечного света в создании земным растением органического вещества. В результате длительного изучения спектра поглощения у зеленого пигмента хлорофилла ученый установил, что наиболее интенсивно поглощаются красные и несколько слабее сине-фиолетовые лучи. Кроме того, выяснилось, что хлорофилл не только поглощает свет, но и химически участвует в самом процессе фотосинтеза. Современная наука окончательно подтвердила выводы ученого.

Однако главная научная заслуга Климента Тимирязева заключается в доказательстве того, что величайший закон природы - закон сохранения энергии - распространяется и на процесс фотосинтеза, а следовательно, и на живую природу. Разработав методику необычайно точного исследования, Тимирязев установил, что только поглощаемые растением лучи производят работу, т. е. осуществляют фотосинтез. Зеленые лучи, например, не поглощаются хлорофиллом, и в этой части спектра фотосинтез не происходит. Кроме того, он отметил, что существует прямая пропорциональность между количеством поглощенных световых лучей и произведенной работой. Хлорофилл больше всего поглощает красные лучи, поэтому в красных лучах фотосинтез идет интенсивнее, чем в синих или фиолетовых, которые поглощаются слабее.

Выясняя, почему растения зеленые, Тимирязев исходил из принципов дарвинизма. Зеленый цвет он рассматривал как закономерный результат приспособления растений в процессе эволюции (естественного отбора). По его мнению, в результате естественного отбора выжили те формы растений, которые приспосабливались с помощью хлорофилла.

Много лет прошло после появления работ Климента Тимирязева о фотосинтезе. Теперь точно известен химический состав хлорофилла и даже расположение всех атомов в его сложной молекуле. Известно также, что энергия светового луча разлагает воду, а не углекислый газ. Тем не менее результаты работ ученого остаются прочным основанием, на котором базируется современное учение о процессе создания органического вещества из углекислого газа и воды под действием солнечного света.

Климент Аркадьевич Тимирязев гармонически сочетал в своем творчестве единство теории и практики. В статьях под общим заглавием «Земледелие и физиология растений» он пропагандировал определенные агрономические мероприятия, такие, например, как широкое использование солнечных лучей. Достичь этого можно более ранними сроками сева, правильным распределением растений в поле, применением удобрений, созданием наиболее урожайных сортов и т. д. Тимирязев придавал большое значение популяризации науки. Его книга «Жизнь растений», изданная впервые в 1878 г. , выдержала десятки изданий на русском и иностранных языках. Он читал курс общедоступных лекций «Жизнь растения», выступал с воскресными народными беседами в Политехническом музее.

Климент Тимирязев был одним из первых пропагандистов дарвинизма в России. Еще в студенческие годы будущий ученый напечатал в журнале «Отечественные записки» свои статьи о теории Чарльза Дарвина , а на последнем курсе университета издал их в виде отдельной книги «Краткий очерк теории Дарвина». Из этих статей впоследствии вырос его замечательный труд - книга «Чарлз Дарвин и его учение». Отличающаяся глубиной и ясностью трактовки основ дарвинизма, эта работа сыграла выдающуюся роль в пропаганде идей Дарвина среди научной общественности России.

В 1877 г. Тимирязев посещает английского естествоиспытателя в его имении Даун. Беседа с ним еще больше воодушевила ученого и убедила в правильности собственных взглядов на эволюционную теорию.

В 1911 г. Климент Тимирязев был вынужден покинуть Московский университет вместе с 125 профессорами и доцентами в знак протеста против увольнения реакционным министром Кассо ректора и двух его помощников, боровшихся с произволом полиции в стенах университета. К этому времени ученый уже был стар и болен, но сохранилась его работоспособность, и он не прекращал своей научной и публицистической деятельности.

Заслуги Климента Аркадьевича Тимирязева признаны во всем мире. Он являлся членом Лондонского королевского общества, почетным доктором многих университетов, членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества. Тимирязев восторженно принял Октябрьскую революцию, считая, что теперь сможет свободно осуществлять свои идеи. В начале 1920 года ученый выпустил книгу «Наука и демократия», в которой показал, что настоящий научный прогресс возможен только в демократическом обществе.

Климент Аркадьевич Тимирязев

Физиолог-ботаник, дарвинист.

Происходили Тимирязевы из старинного дворянского рода, но отец Тимирязева всегда считал себя заядлым республиканцем. С армией Кутузова в Отечественной войне 1812 года он дошел до Парижа, откуда был отозван в Петербург за вольнодумство. В Петербурге служил директором таможни. На вопрос, какую карьеру он готовит для сыновей, Тимирязев-старший шутливо, но и с долей серьезности отвечал: «Какую карьеру?… А вот какую… Сошью пять синих блуз, как у французских рабочих, куплю пять ружей и пойдем мы – на Зимний дворец!.». Понятно, что высказывания такого рода не могли не сказаться на развитии его карьеры: должность директора таможни была упразднена и Тимирязев-старший остался не у дел.

«…С пятнадцатилетнего возраста, – вспоминал Тимирязев, – моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Зарабатывание средств существования, как всегда бывает при таких условиях, стояло на первом плане, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий, вызванных нуждой. Зато я мог утешать себя мыслью, что делаю это на собственный страх, а не сижу на горбу темных тружеников, как дети помещиков и купеческие сынки. Только со временем сама наука, взятая мною с боя, стала для меня источником удовлетворения не только умственных, но и материальных потребностей жизни – сначала своих, а потом и семьи. Но тогда я уже имел нравственное право сознавать, что мой научный труд представлял собою общественную ценность, по крайней мере такую же, как и тот, которым я зарабатывал свое пропитание раньше».

В 1861 году Тимирязев поступил в Петербургский университет на камеральный факультет. С камерального он вскоре перевелся на естественный. Из профессоров с особенной благодарностью всю жизнь вспоминал А. И. Бекетова и Д. И. Менделеева. Собственно, и физиологию растений как предмет постоянных занятий, он выбрал благодаря Менделееву, не раз бравшему его с собой на полевые исследования, связанные с изучением действия минеральных удобрений.

«…В наше время мы любили университет, как теперь, может быть, не любят, – вспоминал Тимирязев, – да и не без основания. Для меня лично наука была все. К этому чувству не примешивалось никаких соображений о карьере, не потому, что я находился в особых благоприятных обстоятельствах, – нет, я сам зарабатывал свое пропитание, а просто мысли о карьере, о будущем не было места в голове: слишком полна она была настоящим. Но вот налетела буря в образе недоброй памяти министра Путятина с его пресловутыми матрикулами. Приходилось или подчиниться новому, полицейскому строю, или отказаться от университета, может быть, навсегда от науки, – и тысячи из нас не поколебались в выборе. Дело было, конечно, не в каких-то матрикулах, а в убеждении, что мы в своей скромной доле делаем общее дело, даем отпор первому дуновению реакции, в убеждении, что сдаваться перед этой реакцией позорно».

Матрикулы – специальная подписка об отказе от участия в каких бы то ни было общественных беспорядках. Многие студенты отказались от матрикулов, подав специальные прошения.

Подали такие прошения и Тимирязев с братом.

Пристав участка тщетно пытался уговорить братьев забрать прошения, – они твердо отказались. «Тогда вы будете высланы из Петербурга на место своего рождения!» – заявил пристав и услышал в ответ, что братьев это нисколько не страшит, потому что родились они не просто в Петрограде, но даже на вверенном приставу участке.

В университет Тимирязев вернулся через год – в качестве вольнослушателя.

Тогда же он выполнил первые научные работы, опубликовал на страницах газет и журналов множество популярных очерков. Некоторые из них составили позже книгу «Краткий очерк теории Дарвина».

В 1865 году Тимирязев окончил университет, получив степень кандидата наук и Золотую медаль за работу «О печеночных мхах».

Летом того же года, по рекомендации Бекетова, Тимирязев был послан за границу. «По-настоящему, я должен дать вам инструкцию, – сказал Бекетов Тимирязеву, – но предпочитаю, чтобы вы сами себе ее написали; тогда мы увидим, отдаете ли вы себе ясный отчет, куда и зачем едете».

В течение двух лет Тимирязев работал в Германии и Франции, – сперва в Гейдельберге у профессоров Г. Кирхгофа и Р. Бунзена, затем в Париже у основателя научной агрономии Ж. Буссенго и химика П. Бертло.

Вернувшись в Россию, Тимирязев получил место профессора ботаники в Петровско-Разумовской (ныне носящей его имя) сельскохозяйственной академии.

В следующем году он защитил магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», а в 1875 году – докторскую диссертацию «Об усвоении света растением».

Постоянная горячая пропаганда дарвинизма вызвала в одной из газет злобную заметку князя Мещерского: «Профессор Петровской академии Тимирязев на казенный счет изгоняет Бога из природы», о чем не раз позже с улыбкой вспоминал сам Тимирязев.

В 1877 году Тимирязев возглавил кафедру анатомии и физиологии растений Московского университета.

На этой кафедре он проработал тридцать четыре года.

«…Я им любовался, – писал известный писатель Андрей Белый. – Взволнованный, нервный, с тончайшим лицом, на котором как прядала смена сквозных выражений, особенно ярких при паузах, когда он, вытянув корпус вперед, а ногой отступая, как в па менуэтном, готовился голосом, мыслью, рукою и прядью нестись на привзвизге, – таким прилетал он в большую физическую аудиторию, где он читал и куда притекали со всех факультетов и курсов, чтоб встретить его громом аплодисментов и криков: влетев в сюртуке, обтягивающем тончайшую талию, он, громом встреченный, бег обрывал и отпрядывал, точно танцор перед его смутившею импровизацией тысячного визави в сложном акте свершаемой эвритмии; стоял, полуизогнутый, но как протянутый или притянутый к нам, взвесив в воздухе очень худую изящную руку; переволнованный, вдруг просветляясь, сияя глазами, улыбкой цветя, становяся чуть розовым, кланяясь; и протягивал, чуть-чуть потрясая, нервнейшие руки… На первую лекцию к третьему курсу под топанье, аплодисменты влетал он с арбузом под мышкою; знали, что этот арбуз он оставит; арбуз будет съеден студентами; он – демонстрация клеточки: редкий пример, что ее можно видеть глазами; Тимирязев резал кусочки арбуза и их меж рядами пускал…»

Оставил портрет ученого и другой знаменитый писатель – В. Г. Короленко, тоже учившийся у Тимирязева.

«…Высокий худощавый блондин с прекрасными большими глазами, еще молодой, подвижный и нервный, он был как-то по-своему изящен во всем. Свои опыты над хлорофиллом, доставившие ему европейскую известность, он даже с внешней стороны обставлял с художественным вкусом. Говорил он сначала неважно, порой тянул и заикался. Но когда воодушевлялся, что случалось особенно на лекциях по физиологии растений, то все недостатки речи исчезали, и он совершенно овладевал аудиторией».

В 1899 году, после мощных студенческих волнений в столице, правительство приняло постановление, по которому бунтующих учащихся можно было отдавать в солдаты.

В январе 1901 года постановление было применено к ста восьмидесяти трем киевским студентам.

Конечно, москвичи тут же солидаризовались с киевлянами.

В отместку за это сразу пятьсот студентов Московского университета были арестованы.

Когда 28 февраля в газете «Русские ведомости» появилось обращение московской профессуры, призывающее студентов прекратить беспорядки и вернуться к занятиям, подписи Тимирязева под обращением не было. Знаменитый профессор мотивировал отсутствие своей подписи тем, что по действующему уставу высших учебных заведений профессора не должны были разбирать или обсуждать какие-либо дела, касающиеся поведения студентов.

Более того, Тимирязев предложил отменить постановление 1899 года.

«…Профессор Тимирязев, – отмечено в протоколе заседания Университетского Совета 28 февраля 1901 года, – соглашаясь с пользой комиссии для исследования причин последних явлений университетской жизни и средств для водворения более нормального ее течения, просят разрешения г-на председателя высказать несколько слов по двум вопросам, обсуждение которых ему представляется более существенным в переживаемую тревожную минуту…

Более существенный пункт касается вопроса, затронутого профессором Тимирязевым уже в заседании 24 февраля. Он глубоко убежден, что только одно ходатайство хотя бы о временной приостановке действия временных правил может успокоить благоразумную часть студенчества, которая готова на всякие жертвы, руководствуясь одним желанием разделить ответственность за совершившееся со своими товарищами. Представляя это заявление, как это ему подсказывает его совесть, профессор Тимирязев не просит даже о голосовании его предложения, а принимает его всецело на свою ответственность, настаивая на своем праве, чтобы оно было занесено в протокол и доведено до сведения министерства.

На замечание г-на президента, что в самый разгар возбуждения умов такое ходатайство не может рассчитывать на успех, профессор Тимирязев возразил, что при спокойном течении университетской жизни он не имел бы ни случая, ни возможности высказать свое заявление, а когда предписание о применении временных правил будет получено, эта возможность исчезнет окончательно и потому именно переживаемый момент он считает единственно удобным для доведения его заявления до сведения начальства…»

Как Тимирязев и думал, его предложение было отклонено, а попечитель Московского учебного округа вынес ему выговор за «уклонение от влияния на студентов в интересах их успокоения».

В знак протеста Тимирязев подал в отставку.

«…Я человек самолюбивый, – писал он профессору П. А. Некрасову, члену Совета, – а самолюбивый человек не прячется за спины товарищей, не кричит: меня обидели, пожалейте меня! Вам, без сомнения, известны случаи из моей университетской жизни, когда я не боялся оставаться не только в ничтожном меньшинстве, но и в полном одиночестве».

Опасаясь еще больших волнений, коллеги упросили Тимирязева отозвать прошение об отставке.

Газета «Русское слово» писала:

«…Редко бывают такие трогательные встречи, какая была устроена 18 октября в университете проф. К. А. Тимирязеву, который должен был в первый раз в этом году читать лекцию! В громадной аудитории собралось так много студентов, что они не только сидели по несколько человек на одном месте, не только были заняты все проходы, но даже для того, чтобы аплодировать, нужно было поднимать руки над головой. От медиков 3-го и 5-го курсов, от естественников 1-го и 3-го курсов были прочитаны адреса, приветствовавшие начало лекций многоуважаемого Клементия Аркадьевича, искренне выражавшие ему свою любовь и уважение, высказывавшие радость по поводу того, что упорно ходившие слухи о выходе в отставку любимого профессора не оправдались.

После чтения адресов забросанный цветами Клементий Аркадьевич, перецеловав читавших студентов, со слезами на глазах, взволнованным голосом сказал приблизительно следующее: «Господа, я пришел сюда, чтобы читать лекцию по физиологии растений, но вижу, что нужно сказать нечто более обширное. Я всегда был уверен в сочувствии ко мне с вашей стороны, но того, что теперь происходит, я никогда не ожидал. Считаю своим долгом исповедаться перед вами. Я исповедую три добродетели: веру, надежду и любовь; я люблю науку как средство достижения истины, веры в прогресс и надеюсь на вас».

Слова эти были покрыты аплодисментами».

Проблема, которой Тимирязев занимался всю жизнь, была столь широка, что выходила за границы физиологии. Он первый заговорил о космической роли земных растений, о той роли, которую они играют в передаче солнечной энергии всей нашей планете.

Ученых давно интересовало, как развиваются растения.

Интерес этот был выражен в двух вопросах, сформулированных в свое время Р. Майером и Г. Гельмгольцем – основателями закона сохранения энергии. «Действительно ли тот свет, который падает на живое растение, получает иное потребление, чем тот свет, который падает на мертвые тела?» И – «Точно ли живая сила исчезающих при поглощении их листом солнечных лучей соответствует накопляющемуся запасу химических сил растения?»

На оба вопроса дал ответ Тимирязев.

Многочисленные предшественники Тимирязева, занимавшиеся проблемой синтеза органического вещества в растениях, установили, что образование в растениях органического вещества из неорганического идет главным образом в листьях – при помощи наполняющих их микроскопических хлорофилловых зерен, а необходимый для создания органического вещества углерод растения черпают прямо из воздуха, в котором всегда присутствует углекислый газ. Последний под действием света разлагается на кислород и углерод. Выделившийся чистый кислород уходит в атмосферу, а вот углерод идет на постройку вещества растения, таким образом – через растение – питая весь животный мир.

«…Я был первым ботаником, заговорившим о законе сохранения энергии, – писал Тимирязев в книге „Солнце, жизнь и хлорофилл“, – и соответственно с этим заменившим слово „свет“ выражением „лучистая энергия“. Став на эту точку зрения учения об энергии, я первым высказал мысль, что логичнее ожидать, что процесс разложения углекислоты должен зависеть от энергии солнечных лучей, а не от их яркости».

Процесс, изученный Тимирязевым, был назван фотосинтезом.

Долгое время было неясно, как, собственно, протекает фотосинтез, каков химический состав хлорофилловых зерен, какие лучи сложного солнечного света и как действуют при этом?

Основная заслуга Тимирязева заключается как раз в экспериментальной и теоретической разработке фотосинтеза. Он первый показал, что интенсивность протекающего процесса пропорциональна поглощенной энергии при относительно слабом свете, а при сильном освещении достигает определенной величины и уже более не растет. То есть, Тимирязев открыл явление светового насыщения фотосинтеза; он экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра и доказал приложимость закона сохранения энергии к процессу фотосинтеза. В то время у Тимирязева еще не было возможности провести полный физический и химический анализ хлорофилла, однако данные, полученные во время опытов, позволили ему сделать ряд смелых заключений и высказать гипотезы, впоследствии получившие подтверждение.

Тимирязев первый предположил, что хлорофилл может находиться в растениях в двух формах – в восстановленной и в окисленной. При этом и та и другая форма в процессе фотосинтеза могут переходить одна в другую. Окисленная форма хлорофилла, реагируя с углекислым газом воздуха, выделяет кислород и образует соединения хлорофилла с окисью углерода, превращаясь в восстановленную форму хлорофилла. А последняя взаимодействует с водой, окисляется и дает первый продукт синтеза – формальдегид, который затем превращается в крахмал, и переходит в первоначальную окисленную форму.

Конечно, в действительности это более усложненный процесс, но Тимирязев верно построил модель, в которой хлорофилл всегда служит своеобразным передатчиком углерода растению, подобно тому, как кровь служит для передачи кислорода животному организму. Кстати, на схожести указанных процессов построен сюжет прекрасного научно-фантастического романа рано погибшего талантливого уральского писателя Ю. Ярового «Зеленая кровь».

Тимирязев мечтал, что когда-нибудь «…физиологи выяснят в малейших подробностях явления, происходящие в хлорофилловом зерне, химики разъяснят и воспроизведут вне организма его процессы синтеза, имеющие результатом образование сложнейших органических тел, углеводов и белков, исходя из углекислоты; физики дадут теорию фотохимических явлений и выгоднейшей утилизации солнечной энергии в химических процессах; а когда все будет сделано, то есть разъяснено, тогда явится находчивый изобретатель и предложит изумленному миру аппарат, подражающий хлорофилловому зерну, – с одного конца получающий даровой воздух и солнечный свет, а с другого подающий печеные хлебы, и тогда всякому станет понятно, что находились люди, так настойчиво ломавшие себе головы над разрешением такого, казалось бы, праздного вопроса: почему и зачем растение зелено?»

Исследования, посвященные фотосинтезу, принесли Тимирязеву мировую славу. Он был избран членом Лондонского королевского общества, почетным доктором Кембриджского, Женевского университетов, а также университета Глазго, действительным членом Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ. Только в России Тимирязев остался всего лишь членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Впрочем, дело тут заключалось в политике.

Даже из Петровской академии, преобразованной Тимирязевым в Сельскохозяйственный институт, его уволили за неуступчивость и пропаганду дарвинизма. А в 1898 году его уволили и из числа штатных профессоров Московского университета.

Некоторое время Тимирязев читал лекции внештатно, но в 1902 году навсегда оставил преподавательскую деятельность, взяв на себя лишь заведование ботаническим кабинетом.

В 1911 году, вместе с другими профессорами, Тимирязев окончательно покинул Московский университет в знак протеста против реакционной политики тогдашнего министра просвещения.

Оказавшись вне стен научных учреждений, Тимирязев полностью отдался делу популяризации. Иногда он превращал в книгу цикл прочитанных лекций, иногда объединял в книгу различные статьи. Все его работы отличались несомненным талантом, а такие книги, как «Чарльз Дарвин и его учение», «Жизнь растения», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Земледелие и физиология растений», «Наука и демократия», читаются и сейчас.

В 1903 году, выступая в Лондонском королевском обществе, Тимирязев так начал лекцию «Космическая роль растения»:

«Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Лагадо, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот он уже восемь лет как погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей!.».

С 1864 года Тимирязев постоянно выступал в защиту дарвинизма.

Он сразу понял, что выход в свет знаменитой книги Чарльза Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора, или сохранение приспособленных (благоприятствуемых) рас в борьбе за существование» открыл новую эпоху в истории мировой науки.

Кстати, на русский язык «Происхождение видов» перевел именно Тимирязев.

Что же касается сущности собственного научного метода, прочно связанного с дарвинизмом, Тимирязев объяснял его так:

«…Я главным образом стараюсь объяснить взаимные отношения, в которых должны находиться два основные метода исследования живых существ: метод экспериментально-физиологический и историко-биологический. Непониманием взаимного отношения этих двух путей исследования, служащих опорой и продолжением один другому, грешат еще многие современные натуралисты, как у нас, так и на Западе. Между биологами можно еще встретить таких, которые думают, что раз произнесено слово борьба за существование, то этим все объяснено, и готовы с негодованием или глумлением, только обнаруживающими их незнание, отнестись ко всякому применению к живым существам физических методов исследования. Точно так же между физиологами можно встретить таких, которые полагают, что раскрытие приспособлений живого организма выходит из пределов строго научного исследования. С самых первых шагов своей научной деятельности я пытался доказать односторонность этих точек зрения, взятых в отдельности, и плодотворность их гармонического слияния в одно стройное целое. Где кончается задача непосредственно физиологического опыта, перед физиологией открывается обширная область историко-биологического исследования, и, наоборот, всякое историко-биологическое исследование в качестве необходимых начальных своих посылок должно основываться на фактах, добытых всегда более точным экспериментально-физиологическим путем».

Тимирязеву принадлежат многие фундаментальные работы по истории человеческой мысли: «Основные черты истории развития биологии в XIX веке» (1908), «Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов» (1908), «Пробуждение естествознания в третьей четверти века» (1907), «Наука. Очерк развития естествознания за три века» (1920), «Главнейшие успехи ботаники в начале XX столетия» (1920). Огромное число статей было написано им для энциклопедического словаря братьев Гранат.

«…Что касается обязанностей профессора, раз что и о них зашла речь, – не без юмора писал Тимирязев в „Отповеди антидарвинистам“, – то я замечу, что всякое ремесло, в том числе и профессорское, имеет свои тяжелые и свои священные обязанности. К числу тяжелых обязанностей профессора относится обязанность читать книги толстые и книги глупые, что бывает вдвойне тяжело, когда толстые книги оказываются в то же время и глупыми. К числу же самых священных обязанностей профессора относится обязанность облегчать своим слушателям чтение толстых и глупых книг, снабжать этих слушателей компасом, при помощи которого они могли бы пробиться через самые непроходимые схоластические дебри, не рискуя в них окончательно заблудиться».

После революции Тимирязев продолжил научную и просветительскую деятельность. Не мало сил отдал он и деятельности общественной. Став членом Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, он прямо ответил на упреки некоторых бывших друзей: «…Можно обвинить большевиков в утопизме, в желании использовать так дорого стоившую русскому народу революцию до конца, сразу осуществить последнее слово социального строительства, но всякий беспристрастный русский человек не может не признать, что за тысячелетнее существование России в рядах правительства нельзя было найти столько честности, ума, знания, таланта и преданности своему народу, как в рядах большевиков».

В марте 1920 года, уже пережив удар, мужественно борясь с болезнью, Тимирязев отправил приветственное письмо Московскому совету, ярко выразившее его отношение к действительности.

«…Избранный товарищами, работающими в вагонных мастерских Московско-Курской железной дороги, – писал он, – я прежде всего спешу выразить свою глубокую признательность и в то же время высказать сожаление, что мои годы и болезнь не позволяют мне присутствовать на сегодняшнем заседании. А вслед за тем передо мной встает вопрос: а чем же я могу оправдать оказанное мне лестное доверие, что могу я принести на служение нашему общему делу?

После изумительных, самоотверженных успехов наших товарищей в рядах Красной Армии, спасших стоявшую на краю гибели нашу Советскую республику и вынудивших тем удивление и уважение наших врагов, – очередь за Красной Армией труда. Все мы – стар и млад, труженики мышц и труженики мысли – должны сомкнуться в эту общую армию труда, чтобы добиться дальнейших плодов этих побед. Война с внешним врагом, война с саботажем внутренним, самая свобода – все это только средства; цель – процветание и счастье народа, а они созидаются только производственным трудом.

Работать, работать, работать!

Вот призывный клич, который должен раздаваться с утра до вечера и с края до края многострадальной страны, имеющей законное право гордиться тем, что она уже свершила, но еще не получившей заслуженной награды за все свои жертвы, за все свои подвиги. Нет в эту минуту труда мелкого, неважного, а и подавно нет труда постыдного. Есть один труд – необходимый и осмысленный. Но труд старика может иметь и особый смысл, вольный, не обязательный, не входящий в общенародную смету, – этот труд старика может подогревать энтузиазм молодого, может пристыдить ленивого. У меня всего одна рука здоровая. Но и она могла бы вертеть рукоятку привода, у меня одна нога здоровая, но и это не помешало бы мне ходить на топчаке. Есть страны, считающие себя свободными, где такой труд вменяется в позорное наказание преступникам, но, повторяю, в нашей свободной стране в переживаемый момент не может быть труда постыдного, позорного. Моя голова стара, но она не отказывается от работы. Может быть, моя долголетняя научная опытность могла бы найти применение в школьных делах или в области земледелия. Наконец, еще одно соображение: когда-то мое убежденное слово находило отклик в ряде поколений учащихся; быть может, и теперь оно при случае поддержит колеблющихся, заставит призадуматься убегающих от общего дела.

Итак, товарищи, все за общую работу, не покладая рук, и да процветет наша советская республика, созданная самоотверженным подвигом рабочих и крестьян и только что у нас на глазах спасенная нашей славной Красной Армией!»

Последним, что прочел умирающий ученый, было письмо Ленина, полученное в ответ на посланную ему книгу «Наука и демократия».

«Дорогой Клементий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш В.Ульянов (Ленин)».

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Климент Аркадьевич Тимирязев Физиолог-ботаник, дарвинист.Родился 3 июня 1843 года в Петербурге.Происходили Тимирязевы из старинного дворянского рода, но отец Тимирязева всегда считал себя заядлым республиканцем. С армией Кутузова в Отечественной войне 1812 года он дошел до

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора ТИМИРЯЗЕВ Ставшая известной всему миру фамилия русского ученого Климента Аркадьевича Тимирязева образована от имени не менее знаменитого Тимура (Тамерлана) – среднеазиатского эмира и полководца, которое является производным от имени Темир (тюркское – ‘железо’).

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

КЛИМЕНТ V (Clemens V,? – 1314), римский папа с 1305 г. 629 Воинствующая Церковь. // Ecclesia militans. Из письма французскому королю Филиппу IV Красивому (1311) Имелась в виду земная Церковь до второго пришествия Христа, которая борется за спасение душ, в отличие от «торжествующей Церкви» («Ecclesia

Из книги автора

КЛИМЕНТ VII (Clemens VII, 1478–1534), римский папа с 1523 г. 630 Non possumus (лат.). // Не можем. Так в 1529 г. Климент ответил на просьбу английского короля Генриха VIII дать ему развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться на Анне Болейн. Пять лет спустя (1534) Генрих VIII отделил английскую церковь от

Из книги автора

КЛИМЕНТ ХIII (Clemens ХIII, 1693–1769), римский папа с 1758 г. 631 Пусть будут такими, каковы они есть, или пусть вовсе не будут. // Sint ut sunt, aut non sint (лат.). Ответ на предложение французского кардинала Жана Франсуа Жозефа де Рошшуара (de Rochechouart) изменить конституцию ордена иезуитов (в

Из книги автора

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (? – до 215), греческий философ, глава христианской школы в Александрии 632 * Вкладывать книгу в руки невежды так же опасно, как вкладывать меч в руки ребенка. Перефразированная мысль Климента в версии Х. Л. Борхеса. ? Борхес, 3:271. У Климента: «Введя

Из книги автора

КЛИМЕНТ V (Clemens V,? – 1314), римский папа с 1305 г.148Воинствующая Церковь. // Ecclesia militans.Из письма французскому королю Филиппу IV Красивому (1311). Имелась в виду земная Церковь до второго пришествия Христа, которая борется за спасение душ, в отличие от «торжествующей Церкви» («Ecclesia

Из книги автора

КЛИМЕНТ VII (Clemens VII, 1478–1534),римский папа с 1523 г.149Non possumus (лат.). // Не можем.В 1529 г., в ответ на просьбу английского короля Генриха VIII дать ему развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться на Анне Болейн. Пять лет спустя (1534) Генрих VIII отделил английскую церковь от Рима.С этого

Русский ученый-естествоиспытатель, один из основоположников отечественной школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890).

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 22 мая (3 июня) 1843 года в в семье начальника таможенного округа Аркадия Семеновича Тимирязева (1790-1867). Начальное образование будущий ученый получил дома.

В 1860 году он поступил в Санкт-Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешел на физико-математический. В 1861 году за участие в студенческих волнениях К. А. Тимирязев был исключен из университета. Ему было позволено продолжать обучение в качестве вольнослушателя только через год. К. А. Тимирязев окончил университет в 1866 году со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение «О печеночных мхах».

В 1868 году К. А. Тимирязев был командирован Санкт-Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников (Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, P. Бунзена, П. Бертло, Ж. Буссенго, К. Бернара, В. Гофмейстера). Наибольшее значение для ученого получила работа у Ж. Буссенго, которого он считал своим учителем.

В 1870-1892 годах К. А. Тимирязев преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В 1871 году, защитив магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», был утвержден в звании экстраординарного профессора академии. В 1875 году, после защиты докторской диссертации «Об усвоении света растением», стал ординарным профессором.

С 1878 года К. А. Тимирязев был профессором Московского университета, в 1902 году он был утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1911 году К. А Тимирязев покинул университет в знак протеста против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. После Октябрьской революции 1917 года К. А. Тимирязев был восстановлен в правах профессора Московского университета, но из-за болезни не мог работать на кафедре.

К. А. Тимирязев был одним из первых крупных русских ученых, приветствовавших Октябрьскую революцию 1917 года. Несмотря на тяжелую болезнь, 75-летний ученый участвовала работе Наркомпроса РСФСР и Социалистической (позднее Коммунистической) академии общественных наук, членом которой был избран в 1918 году. В 1920 году К. А. Тимирязев был избран депутатом Моссовета.

К. А. Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почетным доктором университетов в Глазго (1901), Кембридже (1909) и Женеве (1909), член-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почетным членом многих русских университетов и научных обществ.

Климент Тимирязев родился 3 июня 1843 года в городе Санкт-Петербург. Первоначальное образование получил дома. В 1866 году окончил с отличием естественный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В формировании мировоззрения Тимирязева большую роль сыграли философские взгляды А. Герцена, Н. Чернышевского, труды Д. Менделеева, И. Сеченова и особенно Ч. Дарвина.

В студенческие годы Тимирязев опубликовал ряд статей на социально-политические темы и по дарвинизму, в том числе: «Гарибальди на Капрере», «Голод в Ланкашире», «Книга Дарвина, ее критики и комментаторы». Тогда же написал первую популярную книгу с изложением учения Дарвина «Чарльз Дарвин и его учение»; его книга «Жизнь растений» переиздавалась более 20 раз и вызвала огромный интерес и в России, и за рубежом.

В 1868 году, для подготовки к профессорскому званию командирован за границу, где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию и занял должность профессора Петровской сельскохозяйственной академии в городе Москва, где читал лекции по всем отделам ботаники. Одновременно преподавал в Московском государственном университете на кафедре анатомии и физиологии растений, на женских «коллективных курсах». Возглавлял ботаническое отделение Общества любителей естествознания при ВУЗе.

Климент Аркадьевич стал одним из основоположников русской школы физиологии растений, изучив процесс фотосинтеза, для чего разработал специальные методики и аппаратура. В физиологии растений, наряду с агрохимией, ученый видел основу рационального земледелия. Профессор первый ввел в России опыты с культурой растений в искусственных почвах; устроил первую теплицу для этой цели в Петровской академии в начале 1870-х годов.

В 1920 году вышел в свет сборник его статей «Наука и демократия». Последние 10 лет своей жизни из-за болезни не мог уже преподавать, но продолжал заниматься литературно-публицистической деятельностью, участвовал в работе Народного комиссариата просвещения России и Социалистической академии общественных наук. Избирался Депутатом Московского городского совета.

Тимирязев входил в состав Лондонского королевского общества. Являлся Почетным доктором университетов в городах Глазго, Кембридж и Женева; членом-корреспондентом Российской Академии наук и Эдинбургского ботанического общества, также Почетным членом многих иностранных и отечественных университетов и научных обществ. Автор многочисленных статей, книг, биографических очерков.

Климент Аркадьевич Тимирязев скончался 28 апреля 1920 года в городе Москва. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В честь ученого названы: поселок в Липецкой и Ульяновской областях; Лунный кратер; теплоход «Академик Тимирязев»; Московская сельскохозяйственная академия, Институт физиологии растений РАН, Государственный биологический музей, библиотека в городе Санкт-Петербург, Винницкая областная универсальная научная библиотека в Украине, Центральная станция юных натуралистов и станция Московского метро.

Тимирязеву посвящен фильм «Депутат Балтики». За лучшие работы по физиологии растений присуждают премию РАН имени ученого. В Музее землеведения Московского государственного университета ему установлен бюст.

Моврадин Николай, Перов Михаил.

Учебный информационный проект: биология и история. Анализ жизненного пути выдающегося русского учёного - К.А. Тимирязева. Демонстрирует силу российской науки на примере гения Тимирязева. Великий популяризатор биологии, Тимирязев интересен школьникам и как автор работ по физиологии растений (о фотосинтезе), и как патриот Отечечства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «БИОМ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

К. А. ТИМИРЯЗЕВ:

ВЕЛИКИЙ РАЗУМ И ВЕЛИКАЯ ДУША.

Моврадин Николай,

Перов Михаил,

8 «А» гимназический класс.

Руководитель:

Мухина Е.В.,

учитель биологии.

Консультант:

Корпачёв В.В.,

учитель истории.

Москва, 2010 г.

Введение………………………………………………………………………..….3

Главная часть…………………………………………………………………..….4

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева…………………………………………...4
  1. Выбор жизненного пути……………………………………………..…….5
  1. Тимирязев – великий учёный………………………………………..…….8
  1. Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков……………….………10

Анализ материала………………………………………………………..………..11

Заключение…………………………………………………………………….….13

Список источников информации………………………………………………...13

Фотоприложение………………………………………………………………….14

Введение.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Н.А. Некрасов.

Климент Аркадьевич Тимирязев - великий русский учёный, ботаник-физиолог. На этом наши знания об этом человеке до недавнего времени исчерпывались. Но в последнем номере журнала «Биология для школьников» (№1 за 2010год) мы нашли интересную статью Е.В.Авдеевой «Земное «светило» естествознания» о жизни Климента Аркадьевича Тимирязева. Вспомнив, что в 6 классе, изучая воздушное питание растений, мы встречались с именем этого ученого, мы решили ближе познакомиться с личностью Тимирязева, о котором множество людей отзывается так тепло и душевно.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение жизни и деятельности Климента Аркадьевича Тимирязева. Для реализации поставленной цели мы решили сделать следующее:

  1. Изучить литературу о К.А.Тимирязеве.
  2. Посетить памятные места, связанные с именем учёного.
  3. Проанализировать полученные сведения и ответить на вопрос: «Почему

Тимирязева называют великим разумом и великой душой?»

Помимо выше сказанного, работая над проектом, мы должны:

  1. Расширить знания в области биологии, истории, физики, и химии.
  2. Рассказать о выдающемся учёном широкой публике.

В работе мы пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также сайтами сети Интернет, что указано в проекте.

В работе использованы такие исследовательские методы, как исторический, сравнение, анализ и синтез полученного материала.

Главная часть.

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева.

Детство, отрочество и юность. (1843-1860 г.г.)

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 3 июня 1843 года в Санкт-Петербурге, в семье образованных людей, уже тогда враждебно настроенных к царско-крепостническому строю. (БСЭ, 1971.)

Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Ибрагима Темир-Гази, выехавшего из Орды в 1408 г. служить к Великому князю Василию Дмитриевичу. Потомки Темир-Гази служили на видных военных и гражданских должностях в России. (Биология для школьников, 2010.)

Его отец, Аркадий Семёнович Тимирязев, происходил из старо-татарского рода. Мать, Аделаида Климентьевна, была дочерью эмигрировавшей в Россию английской баронессы, много усилий отдавала воспитанию детей (см. приложение, фото 1-2). (Прашкевич, 2000.)

У Тимирязева было пять братьев и сестра. В семье царил республиканский дух, естественно, это не могло не повлиять на формирование характера и взглядов юного Тимирязева. Отца уволили с должности таможенного директора за его республиканские взгляды. Рано пришлось детям зарабатывать на хлеб для семьи. По словам учёного: «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Заработок средств существования всегда стоял на первом месте, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Семья воспитала в Клименте Тимирязеве такие замечательные качества, как: самостоятельность, трудолюбие, волю и умение принимать ответственные решения.

Благодарный сын своих родителей, он увековечивает их память и посвящает родителям одну из своих последних книг «Наука и демократия».

Климент Аркадьевич получил домашнее образование. Вместе с братом Василием он подготовился к поступлению в университет. Юноша в совершенстве владел английским и французским языками.

Натуралистические интересы проявились у Климента Аркадьевича под воздействием старшего брата Дмитрия. От него были получены первые сведения по ботанике и химии.

Итак, ясно, что «стержень» личности Климента Аркадьевича был сформирован семейным воспитанием. Остальной отпечаток наложила эпоха, в которой жил и работал учёный. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Любовь на всю жизнь. (Конец 1870-х - 1920 г.г.)

Мы не знаем, когда и где Климент Аркадьевич познакомился со своей будущей женой, Александрой Алексеевной Готвальд. Встретившись, молодые люди полюбили друг друга. Это была счастливая и дружная семья, в которую никакие трудности не внесли нервного разлада, не разрушили чувства уважения и любви.

В 1880 году родился сын, которого в честь деда назвали Аркадием. Климент Аркадьевич стремился воспитать сына не только широко образованным человеком, но прежде всего патриотом своей Родины. (См. приложение, фото 3.) В последствие, сын тоже стал учёным, но менее известным, чем отец.

Климент Аркадьевич Тимирязев с женой прожили вместе более сорока лет и всегда были опорой друг другу. Пройдёт много лет, и благодарный муж посвятит книгу «Исторический метод в биологии» своему верному другу – жене. (Ландау-Тылкина, 1985.)

  1. Выбор жизненного пути. (1860-1870 г.г.)

Преподаватели и учителя.

В университете любимыми учителями были: А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, М.И.Сеченов и др.

В Германии он учился у физика Густава Роберта Кирхгофа, химика Роберта Вильгельма Бунзена, и ботаника Вильгельма Гофмейстера.

Во Франции Климент Аркадьевич занимался у учёных: химика Марселена Бертло, знаменитого физиолога Клода Бернара и у натуралиста и агрохимика Ж.Б. Буссенго.

Ч.Дарвина тоже можно назвать учителем Тимирязева, так как всю жизнь Климент Аркадьевич был дарвинистом. (Ландау-Тылкина, 1985.)

«Идейные отцы» Тимирязева.

Молодой Тимирязев ещё в студенческие годы начал воспринимать революционно-освободительные идеи 60-х годов, и всю жизнь с гордостью называл себя «шестидесятником». Он читал статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г.Чернышевского. (Сайт http://www.n-t.org )

Тимирязев общался с различными людьми, среди них были поэты, писатели, солдаты, учёные, студенты, политические деятели и революционеры. Будущий учёный горячо любил Герцена за преданность народу, патриотизм, за призыв к молодёжи всего себя отдавать науке. Украдкой Тимирязев почитывал журнал Герцена «Колокол».

Первые шаги в науке .

Климент Тимирязев поставил цель изучать живую природу.Он решил поступить на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время в университетах не было биологических факультетов и юноши, мечтавшие о биологии, учились на физико-математическом факультете, объединявшем естественные науки.

«При выборе своей научной специальности - физиологии растений, я руководствовался простой фразой: «Наука призвана сделать труд земледельца более производительным». К.А.Тимирязев. (Биология для школьника, 2010г.)

В университете Тимирязев стал усилено интересоваться физикой и химией. Однако тяжёлое материальное положение мешало ему безраздельно заниматься наукой. Окончив университет в 1866 году, он блестяще защитил дипломную работу, за которую получил золотую медаль и учёную степень кандидата наук.

Д.И.Менделеев предложил К.А.Тимирязеву принять участие в исследовательской работе на первых в России опытных полях. Тимирязев с радостью согласился, и его направили на поле в Симбирскую губернию.

5 января 1868 года Тимирязев выступил на заседании биологической секции первого съезда врачей и биологов с докладом по теме: «Прибор для исследований воздушного питания листьев и применение искусственного освещения к исследованиям подобного рода». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Путешествие по Европе.

Затем, в конце 1869 года, К.А.Тимирязев приехал в Париж, распираемый духом революции. В Париже он получает возможность наблюдать за работой агрохимика Ж.Б.Буссенго. (Прашкевич, 2000.)

Встреча с Чарльзом Дарвином.

Ещё студентом-первокурсником, Тимирязев познакомился с произведением Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». После прочтения этой книги знакомство с Дарвином стало мечтой юноши.

Летом 1877 года, когда К.А.Тимирязев собрался из Парижа в Англию у него созрел план посетить Ч.Дарвина. Ему это удалось, Тимирязев подарил Дарвину свою книгу, а Дарвин в ответ в знак симпатии подарил ему свою фотографию с дарственной подписью (см. приложение, фото 4).

К.А.Тимирязев вернулся в Москву с новым зарядом сил для борьбы за дарвинизм и исследования хлорофилла – этого, по словам Дарвина, «самого интересного из органических веществ». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Кстати, на русский язык «Происхождение видов» перевёл именно Тимирязев. (Прашкевич, 2000г.)

Профессор Петровской академии.

Петровская академия была одним из передовых учебных заведений страны. Климент Тимирязев проработал в Петровской академии с 1870 по 1892годы, по его словам это были счастливейшие годы его жизни (см. приложение, фото 5). В академии Тимирязев создал свою лабораторию. Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными и живыми лекциями. В 1892 году за поддержку студентов в революционных движениях К.А.Тимирязеву пришлось уйти с должности профессора Академии. (Комаров, http://vivos voco).

Лекции в Московском университете.

Оставив Петровскую Академию, К.А.Тимирязев все силы отдавал Московскому Университету, в котором он начал работать с 1872 г., а несколько позже был утвержден там профессором. И даже, работая в Московском Университете, он продолжал защищать революционно настроенных студентов, за что начал получать взыскания. Ему создали тяжелейшие условия для работы. В начале 1893 г. его лишили подходящего помещения для занятий студентов с микроскопом. Ему назначили аудиторию всего на 80 мест, а желающих было больше 150 человек. В результате начальство Московского университета отчислило из штата К.А.Тимирязева и перевели его в заштатные профессора. Однако и тогда он продолжал плодотворно работать: читать лекции, руководить студентами, вести исследования. Тимирязев никогда не шел на компромиссы, ему с большим душевным трудом пришлось покинуть Московский Университет. После Великой Октябрьской Социалистической революции он был восстановлен в Университете в качестве профессора и продолжал там преподавать до глубокой старости. (Биология для школьника, 2010г.)

Политические взгляды Тимирязева.

К.А. Тимирязев был и до конца жизни оставался приверженцем и ярым сторонником революции, т. к. считал, что интеллигенция и монархия не совместимы, и только после революции Россия сможет стать действительно образованным государством. Также Тимирязев являлся ярым противником не только монархии, но и религии, в целом отрицая даже существование Бога, объясняя происхождение мира с помощью теории Дарвина. С ранней молодости он водил дружбу с революционерами, и даже во время своих поездок за границу знакомится с В.И.Лениным и И.Троцким, с которыми продолжал общение свою жизнь. (Ландау-Тылкина, 1985.)

3. Тимирязев – великий учёный (1870-1920г.г.).

Открытия в области физиологии растений.

В 1869г. появилась программная работа Тимирязева «Значение лучей различной преломляемости в процессе разложения углекислоты растениями». Эта работа явилась началом нового направления в науке. И как всегда бывает, вызвала целый ряд нападок со стороны других ученых. К.А, Тимирязев - первый среди ученых обнаружил хлорофилл в растении, используя свои глубокие знания по биологии, физике, химии и астрономии. В результате своих опытов он доказал, что фотосинтез вызывается всеми лучами, поглощенными хлорофиллом. Так же он доказал, что через поступление солнечных лучей растение запасается энергией солнца. Он дает очень интересную для характеристики его мировоззрения формулировку связи между законом сохранения энергии, понятием работы и проблемами изучения функции хлорофилла: «Я был первым ботаником, заговорившим о законе сохранения энергии и соответственно с этим изменившим и слово «свет» выражением «лучистая энергия». Эта замена существенно изменяла основную точку зрения, и вызывала сомнение в верности самих фактов. Он первый высказал мысль, что процесс разложения углекислоты должен зависеть от энергии солнечных лучей, а не от яркости (см. приложение, фото 6). По его мнению, хлорофилл является чрезвычайно совершенным экраном для поглощения света, и зеленый цвет растений представляется не случайностью, но выработанным в процессе эволюции приспособлением к поглощению наиболее активных лучей спектра. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской « Спектральной анализ хлорофилла» (1871) и докторской « Об усвоении света растением» (1875). К.А.Тимирязев открыл явление светового насыщения фотосинтеза; экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра. (Биология для школьника, 2010г.)

Понятие о « космической роли растений».

Работы К.А. Тимирязева по ассимиляции углерода, создали ему мировую известность и выдвинули его на одно из первых мест среди биологов его времени. Тимирязев всю жизнь проработал над разрешением одной проблемы. Но значение этой проблемы – проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза, - далеко выходит за пределы физиологии растений, т.к. с этим связано существование не только растений, но и всего животного мира. Мало того, в фотосинтезе растение берет и усваивает не только вещество, а именно углекислоту воздуха, но и энергию солнечных лучей. Это дало права К.А, Тимирязеву говорить о космической роли растения как передатчика энергии солнца нашей планете. (Биология для школьника, 2010г.)

Исторический метод в исследованиях Тимирязева .

Тимирязев отрицательно относился к ученым, которые пренебрегают знанием истории своей науки. «Исторический метод» он, прежде всего, применял к развитию наук, и в первую очередь биологических. Он дал причинную периодизацию развития этих наук в определенной последовательности. Первый по очереди явился сравнительно простой вопрос – морфологический, позднее явился вопрос физиологический и ещё позднее исторический. К.А.Тимирязев неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой – всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, он считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод , т е последовательный подход к изучению организмов. Научный подвиг Тимирязева состоял в том, что он перебросил мост между двумя крупнейшими научными открытиями XIX в.: учением Дарвина и законом сохранения энергии . Он сочетал в своих исследованиях экспериментально-физиологический и историко-биологический подход к явлениям жизни. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Популяризация естествознания.

«Безнадёжно состояние науки, когда она находится среди безграничной пустыни всеобщего равнодушия… Представители науки – слуги общества, они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчётом», - считал Тимирязев. Поэтому свои научные труды он создавал по-разному. Иногда это были общедоступные лекции, которые потом превращались в книгу (так появилась «Жизнь растений», самое известное произведение учёного). А иногда в единое целое собирались различные научно-популярные статьи. Так родилась книга «Наука и демократия».

Сложнейший процесс фотосинтеза Тимирязев очень понятно описывает в «Жизни растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу». (Биология для школьника, 2010г.)

Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почётным доктором университета в Глазго (1901), Кембридже (1909) (см. приложение, фото 7), Женеве (1909), членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почётным членом многих русских университетов и научных обществ. (БСЭ, 1971.)

Достижения в практическом земледелии.

«При выборе своей научной специальности – физиологии растений – писал Тимирязев, - я в известной степени руководствовался ее отношением к земледелию, определяя это отношение весьма просто: наука призвана сделать труд земледельца более производительным». Он первый ввел в России опыт с культурой растений в искусственных почвах. В 1893 г. Тимирязев опубликовал работу «Борьба растений с засухой», где он дает анализ тем приспособлениям, которые помогают растению выносить засуху.

Тимирязев считал, что изучать физиологию растений нужно затем, чтобы потом обратить найденное на пользу земледелия. Взаимоотношения теории и практики в своей области знания он определял так: «Узнать потребности растения – вот область теории, прибыльно для себя удовлетворить эти потребности – вот главная забота практики». Тесная связь физиологии растений с агрохимией определила тимирязевское направление: «Спрашивать мнение самого растения, ставя прямой опыт: научный – в лаборатории и практический – в поле». Величие Тимирязева- практика состоит именно в том, что он признавал за наукой принадлежащее ей по праву место лишь при условии, когда ее достижения получат самое широкое распространение и должную оценку в слоях широкой общественности, в народе. (Биология для школьника, 2010г.)

4. Светлый образ К.А.Тимирязева – в памяти потомков.

Умер Тимирязев от воспаления лёгких 28 апреля 1920 г. Последним, что он прочёл, было письмо Ленина, полученное в ответ на книгу «Наука и демократия». За день до смерти, чувствуя её приближение, Климент Аркадьевич сказал своему врачу: «Я всегда старался служить человечеству…» (Ландау-Тылкина, 1985.)

О величии личности Тимирязева говорят символы и культурно-исторические ценности, как в России, так и в других странах. Так, в честь Тимирязева названы: лунный кратер, теплоход «Академик Тимирязев», улицы им. Тимирязева во многих городах. В 1991 г. на Серпуховской линии Московского метро открыта станция «Тимирязевская».

Имя Тимирязева присвоено старейшей Московской сельскохозяйственной академии РАН, бывшей Петровской (см. приложение, фото 8).

РАН раз в три года присуждает премию им. К.А.Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.

Орден академика Тимирязева – единственная в России высшая Национальная награда в сфере аграрно-промышленного сектора страны.

В Москве, на Тверском бульваре, возвышается памятник учёному работы скульптора С.Меркулова. На строгом постаменте выбиты слова: «К.А.Тимирязеву – борцу и мыслителю» (см. приложение, фото 9).

Биологический музей им. К.А.Тимирязева в Москве (Малая Грузинская улица, д. 15) организован в 1920г (см. приложение, фото 10). В фондах и залах музея хранятся материалы, тесно связанные с деятельностью учёного (см приложение, фото 11).

По адресу Романов переулок, д.2 находится мемориальный музей-квартира Тимирязева, где полностью сохранена обстановка и библиотека времён учёного.

Таким образом, в нашей стране достаточно много мест, символично или напрямую напоминающих нам о Тимирязеве. (Биология для школьника, 2010г.)

Анализ материала.

Познакомившись с жизнью и научной деятельностью К.А.Тимирязева, мы узнали много интересного не только об этом человеке, но и об эпохе, в которой он жил. Всю информацию мы разделили на 4 раздела, которые, как нам кажется, отражают разные стороны жизни учёного.

В разделе «Семья в жизни Тимирязева» мы объединили семью, в которой учёный родился, и семью, которую он создал. Нам видится их тесная связь, так как созданная семья является продолжением родительской. Отношения Тимирязева с отцом продолжаются в его отношениях с сыном. А отношения с женой, трепетные и дружеские, напоминают отношения отца и матери учёного.

В этом видится большой смысл. Очень важно, когда у человека есть надёжная опора, тогда он уверен в своих действиях и энергичен.

Во второй раздел – «Выбор жизненного пути» - мы отнесли материал об определении Тимирязева как учёного и политика. Из естественных наук Климент Аркадьевич выбрал биологию, а конкретно, физиологию растений, и сделал её делом своей жизни. Это сродни тому, что однажды он стал на сторону революционеров-демократов и до конца дней был верен своим политическим взглядам.

У него было много хороших учителей и наставников (Д.И.Менделеев, А.К.Бекетов, М.И.Сеченов), это великие учёные. Общение с ними, конечно, сильно повлияло на жизнь Тимирязева, как и стажировка в Европе. Чего стоит одна только встреча с Чарльзом Дарвином! А общение с Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Н.И.Писаревым! Трудно оставаться равнодушным, встречаясь с такими выдающимися личностями, лучшими людьми науки и литературы того времени! И Климент Аркадьевич не был равнодушным, он всегда откликался на призыв о помощи, смело высказывал своё мнение.

Дух народничества, столь свойственный русской интеллигенции, очень ярко проявился в общественно-политической позиции Тимирязева. Он считал, что новая власть способна решить проблемы России, обеспечить прогрессивное развитие страны. А прогресс и торжество науки – это были боги русской интеллигенции XIX – начала XX века.

Трудно сказать, как складывались бы отношения Тимирязева с советским руководством, проживи Климент Аркадьевич ещё какое-то время. Всё-таки свобода научного творчества – не последняя вещь для учёного, а при большевистской власти она была сильно ограничена. Во всяком случае, личная честность и искренность Тимирязева бесспорны.

Третий раздел – «Тимирязев – великий учёный» рассказывает об открытиях и трудах Климента Аркадьевича. Его блестящая книга «Жизнь растений» (1878) выдержала десятки изданий на нескольких языках. Учёный буквально прославил хлорофилл, это «самое интересное из органических веществ» и пришёл, при этом к выводу о космической роли растений. В сегодняшнем школьном учебнике ботаники этой теме посвящён целый параграф!

Есть ещё два момента в нашем исследовании, которые, как нам кажется, характеризуют Тимирязева как учёного незаурядного и неутомимого. Это популяризация им науки и использование в исследованиях исторического метода . Тимирязев старался сделать науку доступной для народа, понятной, а поэтому имеющей большое практическое значение. Его лекции были просты и интересны, свободных мест для слушателей не хватало. Его методы использовались в земледелии, так как были доступны.

Помимо этого, Климент Аркадьевич был одним из крупнейших историографов науки о жизни. Его перу принадлежит ряд прекрасных и выдающихся работ по истории естествознания, которое он считал главным «научным знанием» русского человека.

Четвёртый раздел – «Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков». Здесь собрана информация о символах и памятных местах, связанных с учёным. Улицы, станция метро, музей, сельскохозяйственная академия, теплоход и даже лунный кратер(!) напоминают сегодня о нашем великом соотечественнике. На Тверском бульваре возвышается величавый памятник учёному, на постаменте которого высечены кривые разложения углекислоты при фотосинтезе, о чём, может быть, не знают многочисленные прохожие. Этот памятник пережил бомбёжку и реставрацию и остался стоять на своём месте, как и человек, о котором наш рассказ.

Заключение.

Тимирязев – великий разум и великая душа! Теперь понятна глубина этих слов. «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни». Эти слова И.П.Павлова мы использовали в виде эпилога к нашему рассказу. А в качестве иллюстрации к ним, находясь под впечатлением от узнанного, создали информационный плакат о становлении личности К.А.Тимирязева (см. приложение, рис.1).

Корень – орган почвенного питания и якорь, укрепляющий растение в почве. Родительская семья, по нашему, мнению – основа жизни. Стебель – осевой орган растения, ориентирующий его в пространстве. По нему движутся питательные вещества, необходимые для развития. Они попадают в стебель из листьев, органов воздушного питания, которые у нас ассоциированы с факторами, повлиявшими на становление личности Тимирязева. Цветок – орган, привлекающий внимание. Это личность учёного, обладающая незаурядными прекрасными качествами (лепестки). А плод – это результат жизни. Он будет использован потомками для продолжения дела Тимирязева. Ради этого стоит жить!..

Список источников информации.

  1. Биология для школьников. №1 за 2010г. стр.31-53.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971.
  3. Ландау-Тылкина С.П. К.А.Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  4. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые учёные России. – М.: Вече, 2000, стр.261-273.
  5. http://vivosvoco (Комаров В.Л. Жизнь и творчество Тимирязева).
  6. http://www.n-t.org

Фотоприложение.

Рис.1. Становление личности

К.А.Тимирязева.