Полный жизненный цикл развития человека. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Значение в эволюции

Дорогие друзья, снова зовем вас на встречи с чудесной Ольгой Захаровой. На этот раз вас ждет встреча, на которой вся ваша жизнь будет для вас, как на ладони *3 октября, в среду - Жизненный цикл семьи*

Каждая история встречи влюбленных и создания семьи уникальна. Об этом остается теплая память и фотографии. При этом каждая семья проходит совершенно одинаковые стадии развития. У каждой из этих стадий есть свои признаки, задачи и риски. Если задачи стадии не решены, то кризис на следующем этапе жестче и последствия для отношений все серьезнее. По статистике, например, первый пик разводов появляется после первого года жизни в браке или рождения ребенка (15%); второй - после 5-9 лет совместной жизни (28%). Зная об особенностях каждого этапа, мы можем своевременно понять, какие задачи были в семье вовремя не решены и предотвратить разрыв отношений. Этот семинар - хорошая возможность провести пересмотр своей семейной истории. Вы узнаете, какие стадии вам предстоит пройти вместе. Вы поймете, какие задачи стоят перед вашей семьей, по каким признакам можно увидеть наступающий кризис и как его пройти плавно.

*Ведущая: Ольга Захарова (психолог, доула, инструктор по родам, сертифицированный консультант ВОЗ)*

Запись по телефону: Алия +7 929 727-50-40, +7 962-559-87-00

Предварительная запись на семинар обязательна!

Время: с 9.00 до 12.00

Стоимость: 1200 в день семинара, заранее (не позднее, чем за сутки) - 1000 р.

Ученый-биолог Пратик Гурха считает, что ценовой график биткойна повторяет репродуктивный цикл биктерий. Согласно его наблюдениям, основанным на сравнении поведения курса биткойна с фазами развития бактерий, в ближайшее время курс биткойна возобновит рост и достигнет отметки $50 000.

Некоторые трейдеры в последнее время остерегаются ценовых прогнозов биткойна, а также различных интерпретаций технического анализа - и на то есть веские основания. С течением времени цена биткойна продемонстрировала явную непредсказуемость и волатильность, и лишь немногие криптоэнтузиасты способны точно спрогнозировать поведение данного актива на рынке. И хотя не существует «правильного» или «неправильного» способа проведения анализа биткойн-рынка, в данной деятельности, безусловно, ценятся опыт трейдинга, обширные знания о финансах и/или холодная статистика.

Именно на объективных наблюдениях и холодной статистике основано предположение междисциплинарного ученого Пратика Гурха, интересующегося экономикой и инновациями. По его словам, ценовое движение биткойна можно предсказать с помощью жизненного цикла простой бактерии в чашке Петри.

Анализ Гурха не надуманный, хоть и является довольно нетрадиционным. Гурха отметил, что диаграмма биткойна напоминает репродуктивную картину бактерии: лаг-фаза (фаза задержки размножения) — лог-фаза (экспоненциальная фаза) — стационарная фаза — фаза отмирания (логарифмической гибели).

На первом этапе (лаг-фаза) бактерии адаптируются к условиям среды. Вторая характеризуется экспоненциальным ростом (лог-фаза): бактерии делятся до тех пор, пока не достигнут границ, при которых окружающая среда не позволит поддерживать дальнейшую жизнеспособность популяции. После этого этапа, уже существующие бактерии питаются имеющимися ресурсами (стационарная фаза), пока не наступит истощение и смерть (фаза отмирания). Примечательно, что Гурха не упоминает последний этап в контексте биткойна, так как считает, что это не коснется криптовалюты.

Ученый перенес свою наблюдения на график биткойна и выразил в математической формуле. Гурха предполагает, что цена биткойна следует точно такому же жизненному циклу, как и бактерия, и уверен, что курс монеты будет продолжать вести себя аналогичным образом в будущем.

По прогнозу Гурха, биткойн, без сомнения, снова вырастет до $20 000, так как новый бычий цикл (экспоненциальная фаза) начнется со дня на день. Максимумы новой фазы, по прогнозу Гурха, достигнут $50 000, а будущие ралли позволят курсу биткойна добраться до отметки $250 000. В отличие от типичных технических анализов, Гурха использовал совершенно иной набор параметров, который, тем не менее, также указал на продолжение роста биткойна.

Свободноживущие представители типа плоских червей живут по всему миру в водах морей, пресноводных водоёмах, влажных почвенных слоях, мхах. В основном это ресничные черви. Чаще всего хищники. Пищей им служат простейшие микроорганизмы, насекомые. К этому классу относятся планарии.

Заражению подвергаются позвоночные и беспозвоночные животные. В основном инвазии подвергаются млекопитающие (в том числе человек) и рыбы, являющиеся основными или промежуточными хозяевами для гельминтов.

Значение в эволюции

Значение плоских червей в развитии жизни на планете очень существенно. В процессе эволюции они были первыми во многих отношениях:

  • Симметрия тела. Из многоклеточных животных, они были первыми, у кого тело было симметрично относительно одной плоскости. Такую симметрию называют двусторонней.
  • Трёхслойность. Означает, что тело состоит из трёх типов тканей. Они развиваются из 3 лепестков зародыша, а не двух, как у живых организмов до этого.
  • Настоящие органы. Каждый из трёх видов тканей образует органы, выполняющие разные функции.

Строение

Какие из признаков отличают представителей этого типа живых существ? Отличительные признаки, показанные на схеме:

  • уплощённое тело, что и дало всему типу такое название;
  • голова и хвост чётко выражены;
  • тело симметричное. Правая и левая стороны подобны;
  • полости внутри тела нет, органы находятся в слое рыхлой мезодермы (паренхиме);
  • тело заключено в кожно-мускульный мешок.

Туловище покрыто оболочкой из слоя покровных клеток, под которым находятся три слоя мышечной ткани: кольцевой, продольной и диагональной. Эти слои называют кожно-мускульным мешком.

Центральная нервная система представляет собой пару узлов (ганглий) в головной части и парные стволы, проходящие через тело и соединяющиеся между собой множественными перемычками. Многочисленные окончания периферической нервной системы расходятся от стволов и ганглий. Они связывают ЦНС со всеми органами гельминта.

Для выведения продуктов жизнедеятельности из организма служат особые органы ‒ протонефридии. Вещества выводятся в межклеточное пространство - паренхимы, откуда выталкиваются через особые клетки при помощи движений ресничек. Такие клетки образуют один или два канала. Они выводят продукты распада с жидкостью через выделительную пору, находящуюся на поверхности тела.

У некоторых видов, ядовитые вещества накапливаются в специальных клетках ‒ атроцитах, являющихся своеобразными накопительными почками.

В основной массе, плоские черви ‒ гермафродиты. Оплодотворение происходит внутри тела одного гельминта. Лишь некоторые из сосальщиков имеют разделение на мужские и женские особи. Строение и расположение репродуктивных органов разнообразно и является одним из факторов классификации. Общим в строении репродуктивной системы у всех плоских червей, является наличие семенников, яичников, а также сложной системы канальцев, обслуживающих процессы оплодотворения и формирования яиц.

Жизненный цикл

Половозрелые плоские черви из класса сосальщиков обитают в организмах позвоночных, а выделяющимся с экскрементами яйцам, чтобы развиваться дальше, требуется водная среда. Когда выйдет готовая личинка, то она самостоятельно ищет промежуточного хозяина (определённый вид моллюска). Проникнув в его тело, переходит в стадию материнской спорацисты, которая сама способна к размножению. В результате появляется множество личинок другого уровня, способных найти следующего промежуточного ‒ травоядных, рыбу, улиток ‒ или окончательного хозяина ‒ человека.

Циклы солнечной активности , их значение для жизни человека и человечества были рассмотрены российским ученым-энциклопедистом Александром Леонидовичем Чижевским (1897-1964). А. Л. Чижевский был человеком большой личной храбрости (во время Первой мировой войны стал Георгиевским кавалером), обладал разносторонними талантами в различных научных областях (известен как биофизик, естествоиспытатель, историк, являясь действительным членом многих академий мира и почетным профессором зарубежных университетов), а также в сфере искусства: занимался живописью и писал стихи, в которых звучали мотивы Космоса и беспредельности творческих возможностей человека.

Интересно!

В стихотворении «Гиппократу», начатом в 1915 г. (Калуга), продолженном в 1943 г. (Челябинск) и оконченном в 1952 г. (Караганда) , А. Л. Чижевский говорил о тайнах мироздания:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен...

И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества - от края и до края Покрытая для нас еще великой тьмой,

Страдает и горит, нигде нс умолкая...

Судьба А. Л. Чижевского сложилась драматически, но даже необоснованные репрессии, которым он подвергся в годы культа личности Сталина, не сломили его творческую натуру.

Огромное влияние на мировоззрение А. Л. Чижевского оказало знакомство с основоположником теоретической космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Идеи тесной взаимозависимости человека и ритмов Вселенной нашли отражение в трудах А. Л. Чижевского. В его книге «Физические факторы исторического процесса» (Калуга, 1924) речь идет о том, что внутренняя жизнь Солнца постоянно испытывает ритмические колебания, связанные с изменением его активности. Полный цикл этих колебаний охватывает от 7 до 16 лет (чаще от 9 до 13). По мнению ученого, электрические процессы на Солнце оказывают воздействие на неорганическую и органическую природу земли: «Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца» . Чижевский утверждал, что зависимость человечества от судеб Вселенной является не поэтической мыслью, а неоспоримой истиной, которая базируется на достижениях точной науки .

Запомнить!

А. Л. Чижевский выдвинул предположение о том, что развитие человечества связано с периодической деятельностью Солнца.

В целях доказательства своих идей ученый проанализировал огромный пласт времени: от 500 в. н.э. по 1914 г. Им было установлено, что насыщенность важными историческими событиями совпадает с моментами наивысшей активности Солнца. По его подсчетам, «в каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз <...> каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам <...> Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцеде- ятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I - период минимальной возбудимости;

II - нарастания;

III - максимальный;

Интересно!

А. Л. Чижевским были составлены историометрические таблицы, подтверждающие его предположения. Так, применительно к определенным периодам развития человечества наблюдалось очевидное соответствие между увеличением «пятнообразовательной» деятельности Солнца и усилением военно-политической активности.

Согласно взглядам Л. Л. Чижевского, историческое время «измеряется при помощи конкретных физических единиц. Темпорализм социально- исторического процесса, являющейся во многом результатом субъективных его разночтений, соотносится со вполне объективной метрической шкалой и приобретает тем самым устойчивость и однозначность. Иначе говоря, всякий цикл мирового социально-исторического процесса представляет собой определенную измерительную единицу течения времени этого процесса, т.е. оказывается мерой времени в социальной жизни человека. Благодаря тому, что солнечные периоды более или менее правильно распределены во времени, следует считать, что исторические события имеют больше всего шансов возникнуть именно в определенные интервалы времени» .

Развитие этноса начинается с пассионарного толчка , связанного с началом становления этноса и появлением небольшого числа пассионариев и субпассионариев. После инкубационного периода этногенеза идет фаза подъема , сопровождающаяся устойчивым увеличением количества пассионариев. Ее сменяет акматическая фаза, число пассионариев достигает максимума, и из разрозненных этносов вырастает новый суперэтнос. Последующая фаза надлома свидетельствует о резком уменьшении пассионарного заряда, влекущим за собой раскол этноса. В ходе инерционной фазы пассионарность снижается постепенно, жизнь этноса обретает спокойный характер, а люди получают возможность наслаждаться материальными и культурными благами. Когда наступает фаза обскурации , субпассионарии стремятся избавиться от пассионариев и гармоничных людей, назревает распад этносоциальной сферы, наблюдаются упадок и деградация, в результате чего происходит либо гибель этноса, либо наступление мемориальной фазы, сохраняющей лишь воспоминания о прошлом. На фазе гомеостаза эта память исчезает и наступает период возвращения человека к природной гармонии. Процесс формирования и угасания этноса длится приблизительно 1200-1500 лет .

По мысли Л. Н. Гумилева, «изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Таким образом, история идет не вообще, а именно в конкретных этносах и суперэтносах, каждый из которых обладает своим запасом пассионарности, своим стереотипом поведения, собственной системой ценностей - этнической доминантой. И поэтому говорить об истории всего человечества не имеет смысла <...> Поэтому и все разговоры о “приоритете общечеловеческих ценностей” наивны, но не безобидны. Реально для торжества общечеловеческих ценностей необходимо слияние всего человечества в один-единственный гиперэтнос <...> Но даже если представить себе гипотетическое слияние человечества в один гиперэтнос как свершившийся факт, то и тогда восторжествуют отнюдь не “общечеловеческие ценности”, а этническая доминанта какого-то конкретного суперэтноса» (см. также главу 3, параграф 3.5; главу 6, параграф 6.5).

Концепция Л. II. Гумилева стала поводом для научных дискуссий и породила различные точки зрения. В частности, ученого упрекали в произвольном определении содержания и длительности тех или иных фаз развития этноса. Вместе с тем, по мнению отечественных исследователей, Л. Н. Гумилев, как и его предшественники, пришел «к осознанию того факта, что окружающий мир состоит из мириадов переплетающихся друг с другом событий, сущность которых часто скрыта, и необходимо углубленное изучение скрытых смыслов; что не существует какой-либо одной заданной ориентации человечества и одной ярко выраженной перспективы его развития»

По мнению Д. Леви , исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

2) семья молодоженов;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с подростками;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки - от 5 до 9 лет;

3) средние браки - от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца . К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи . Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья , то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста . На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

- «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

- «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

Изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

Биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

Изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

- «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).