Про что мультик ежик в тумане. «Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн. Туман отсылает к шедевру Верещагина

Вот о чём, оказывается этот мульт. А я то думал, что он про ежа и медведя...

Фильм начинается с показа Дома. Дом в фильме не участвует и скорее служит точкой отсчета. В древних религиях Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.
Сказано замечательно и весьма точно. Особенно следует отметить «нисхождение во тьму пееред возрождением». Именно это и предстоит сделать главному герою по ходу фильма.
Главным героем фильма является Ежик, вышедший из Дома в путь к Медвежонку.

Еж в христианстве означает элодея, творящего зло. Еж ворует виноградные гроздья точно также, как дьявол крадет души людей. Хотя в контексте фильма скорее ассоциируется с человеческой Душой, рожденной во Грехе и ищущей искупления.

Следовательно, Ежик (Грешная душа) покинул свой мир, чтобы снизойти во тьму для Возрождения. Сразу же Ежа начинает преследовать Сова.

Сова. Птица мудрости, но также мрака и смерти. В христианстве символ Сатаны, силы тьмы, уединения, скорби, запустения, дурной вести. Крик совы - это песня смерти.

Песня Смерти будет еще много раз звучать по ходу фильма, а Символ Тьмы будет преследовать Душу почти весь фильм, вплоть до одного знаменательного события, о котором будет сказано отдельно.
Итак, Ежик (Душа), преследуемый Совой (Силами Тьмы) подходит к Колодцу. Колодец в христианстве символизирует спасение и очищение.

Но в этот раз Еж (Душа), пройдя мимо предложенного Спасения (Колодца) пошел дальше. Почему? Видимо, очищение души может произойти только после инициации, после определенных испытаний и никак иначе. Это вполне очевидно и именно поэтому Еж(Душа) был вынужден идти дальше, через Лес.

Лес. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес - означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Он может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом. Уход в лес - это символическая смерть перед возрождением в ходе инициации.

Лес в данном фильме был показан именно как переход к чему-то более важному. Несмотря на тьму и опасности Еж не встретил в лесу абсолютно ничего, но на выходе неожиданно встретился сразу с двумя очень значимыми символами. Белая лошадь и Туман.

Туман означает состояние, в котором совершаются ошибки и недоразумения. Мистические религии используют символизм тумана при инициации. Душа должна пройти от тьмы и смятения, из тумана, к ясности и просветлению.
Лошадь имеет двойственное значение, символизирует как жизнь, так и смерть.

В данном случае именно далекое видение призрака Лошади заставляет Ежа спустится в Туман, не ведая жизнь или смерть ждет его там. Эта загадка Белой Лошади будет преследовать Ежа всю жизнь. Именно в Тумане Еж совершит множество ошибок и недоразумений. В Тумане его по прежнему будет преследовать Сова. В тумане он встретит Улитку, Светлячков и Летучую мышь.
Светлячок означает поверхностные знания, неспособные осветить тьму.
Улитка в христианской традиции означает лень, а также грех, поскольку питается тиной и илом.
Летучая мышь в христианстве - птица дьявола, воплощение Князя Тьмы. Сатану изображают с крыльями летучей мыши. Как гибрид птицы и крысы она олицетворяет лицемерие и двуличие, а как обитатель развалин - меланхолию.

В Тумане Еж потеряет Котомку, которую нес с начала пути. На этом стоит остановиться более предметно.
То, что Еж нес в лапе, в русском языке называлось бы Узелок с Вареньем. Но поиск смысла слова Узелок завел в тупик. Справочник раскрывает смысл слова Узел, но Узел и Узелок - не одно и то же. Поиски смысла в синонимах поначалу результата не дали. И слово Сумка тоже ситацию не прояснила. Слова Узелок не было. Все другие найденные значения были явно чужеродными по смыслу. Наконец, было найдено слово Котомка.

Когда Котомка ассоциируется с сумой, это предполагает сохранение деяний личности, которые должны храниться как доказательства в ожидании дня Страшного суда.

Следовательно, отправляясь проходить Посвящение, Грешная Душа должна взять с собой в Котомке Деяния Своей Личности для Страшного суда. Теперь стало понятно, почему так перепугался и заметался Ежик в Тумане, когда обнаружил потерю Котомки. Грешная душа осталась без доказательств в преддверии Страшного Суда.
Кстати, весьма примечательны улетевшие Светлячки, которыми пользовался Еж при поиске Котомки. Поверхностные знания неспособны оказать помощь в поиске Доказательств.

Отдельно следует остановиться на вопросе вероисповедания Ежика, потому как именно от веры зависело бы поведение Грешной души в тех или иных ситуациях, встреченных по ходу фильма. Кем бы Ежик вначале фильма -неизвестно. Маловероятно, чтобы Ежик был буддистом, ламаистом или язычником. На свидетеля Иеговы он тоже не подходил, потому как не приставал к Лошади с предложением изучить Библию. Но вполне возможно, что Ежик был мусульманином. Мелкие иголки, торчащие во все стороны, весьма похожи на самодельные поражающие элементы современных взрывных устройств. А тот факт, что Ежик нес их на себе говорит о том, что Ежик был не просто мусульманином. Ежик был Шахидом, готовым принести себя в жертву вместе с неверными. Ежик шел на встречу с Медвежонком, но неожиданные события изменили его жизнь…

Одновременное видение Слона и встреча с Дубом не случайны. Это может быть странно, но в христианской традиции Слон символизирует Христа. А Дуб - Символ Креста Господня, поскольку по мнению некоторых источников, крест был сделан из дуба. Отложив Котомку в сторону, Ежик начал Хождение Вокруг Дуба.

Хождение вокруг чего-либо устанавливает ось мира в определенном святом месте, таком, например, как церковь или храм. Олицетворяет связь и гармонию между движением и покоем, очевидностью и высшей реальностью. Определяет связь между священным и профаническим. Кроме того, означает имитацию пути Солнца. Совершение ритуального обхода было связано с вращением Большого Медведя, который указывал и управлял временами года. Индуистское и буддистское ритуальное обхождение священного объекта с правой стороны, является символом вращения мира, всего, содержащегося в самости. Это паломничество, предпринимаемое, чтобы найти себя. В исламе семь кругов вокруг Каабы, совершаемые паломником против часовой стрелки, олицетворяют семь атрибутов Господа.

Если бы вместо Дуба был камень, а Ежик обошел его семь раз, то можно было бы говорить о том, что Ежик был мусульманин и совершил Хадж. Но в данном фильме Хождение вокруг Дуба, как символа Креста Господня сравнимо с Крестным Ходом. Тем более что Хождение совершено в полном соответствии с Христианскими Канонами - против часовой стрелки (с правой стороны) и со знаменами и хоругвями в руках (палка). Все это неоспоримо свидетельствует о том, что увидев Христа и совершив Крестный ход Еж стал христианином. Не исключено, что Православным.

Весьма значима встреча Ежа с Собакой. Некоторые исследователи ошибочно утверждают, что Собака в данном случае символизирует Смерть. Но как уже было рассмотрено выше, символом Смерти является Белая Лошадь. А, как известно, двум смертям не бывать. К тому Собака принесла Ежу потерянную Котомку с малиновым вареньем. Но Смерть человеку не приносит ничего. Следовательно, в данной трактовке Собака не может являться Символом Смерти. Поиск по ключевым словам Котомка, Собака, Страшный суд даль однозначный ответ. Это мог быть только Архангел Страшного Суда Михаил (Михаэль). Именно он должен найти и взвесить Деяния Души в предверии Страшного Суда.

Михаил считался Архангелом Страшного Суда и "весовщиком душ" и как таковой считался потомком Анубиса - божества с собачьей головой, который взвешивал сердца умерших, когда племена Израилевы были в плену в Египте. Анубис отождествлялся с Сириусом - Собачьей Звездой, самой важной Звездой на египетском небе.

Собака. Олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни. Собака означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами. Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака - посредник между лунными божествами.

Итак, вполне однозначная трактовка.
Сразу после того, как Архангел Михаил вернул Душе Котомку, она вышла из Тумана. Отдельно стоит рассмотреть, каким именно образом это произошло. Обратите внимание, Еж упал в Реку. Причем не просто упал, а погрузился с головой. Добавьте к этому описанию крутые, заросшие берега, поразительно напоминающие берега реки Иордан и становится ясно, что автор совершенно недвусмысленно говорит о Крещении. Именно погружение с головой в мутные воды Иордана явилось началом новой религии - Православия. Значит, именно Крещение явилось Спасением для Души от власти Тумана. Заметьте, именно в этот момент Ежа перестает преследовать Сова, как символ власти темных сил. С Крещением Душа освобождается от власти темных Сил и выходит из Тумана.

Река - мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни - это царство божества, макрокосм. Река смерти - явное существование, мир изменений, микрокосм. Возвращение к истоку, символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, - это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. В обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти. Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Кто был Спасителем Ежика в реке? Рыба. Сочетание слов, Спаситель и Рыба, в данном контексте не случайно. Именно с приходом Спасителя (Иисуса Христа) началась Эра Рыб. Именно на окончание Эры Рыб и начало Эры Водолея приходиться возрождение России.
Ведь именно расставшись с Рыбой, Ежик встретил Медвежонка. Не раньше и не позже.

Медведь символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. Является эмблемой России. Символ трансформирующей регенерирующей власти христианства над язычниками.

Душа, пройдя через таинство Крещения, обрела Россию. И не только. Что делали Еж и Медведь, оказавшись вместе? Считали Звезды при свете Лампы.

Звезда - присутствие божества, верховенство, вечное и неумирающее, высшее достижение, ангела - посланца Бога, надежду (сияющую во тьме), глаза ночи.

Лампа означает жизнь, Свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание..

Какой итог можно подвести вышесказанному?
Только через Крещение можно очистить Грешную Душу и принять Православие.
Только с принятием Православия можно обрести Россию. И познать Бога.

Мультипликация с момента своего появления в 20-м веке начала развиваться и усовершенствоваться. Начали выходить в прокат новые мультфильмы, продумывались новые сюжетные линии, применялись нестандартные подходы для создания подобного кинематографа. Главное отличие мультфильмов нашего времени и тех, которые были популярны во времена Советского Союза и после его распада, заключается в предоставлении глубокого смысла, который не оставит равнодушным никого, ни взрослого, ни ребенка.

«Ежик в тумане»

На первый взгляд, кажется, что в мультфильме «Ежик в тумане» нет особого смысла, и это просто картина, которая не несет в себе никакого информационного содержания и пользы для психологического состояния зрителя. Но на самом деле здесь скрыт особый смысл, который позволяет по-другому посмотреть на все, что окружает нас в обыденной жизни.

История о двух лучших друзьях – Ежике и Медвежонке, которые никогда не разлучались, так как боялись остаться в одиночестве. Все время они вместе играли, узнавали что-то новое. Они любили собираться вместе и пить ароматный чай с вареньем, рассматривая звезды, поскольку это дарило им большое удовольствие и веселье.

Но однажды все случилось не так, как обычно. Ежик утром собрал в узелок малиновое варенье и отправился к своему другу по привычной дорожке, рассматривая все вокруг и любовался природой. Маленький звереныш настолько вдохновился красотой природы, поэтому ничего не замечал вокруг, ни совы, которая буквально впритык с ним шла по тропинке, ни того, что он свернул в неправильном направлении и оказался в дремучем лесу с туманом, который таит в себе массу опасностей для беззащитного ежика.

Мысли героя были заняты другим, поскольку он размышлял, о чем они будут разговаривать с медвежонком во время своих чайных церемоний на лоне природы. На своем пути Ежик неожиданно встретился с белой лошадью, которая скрывалась в густом белом тумане. И зверенышу стало интересно, захлебнется ли лошадь, если ляжет спать, поэтому он принимает решение спуститься вниз в густой белоснежный туман, чтобы самостоятельно проверить, какой воздух в подобных условиях.

Но вот внизу малыш обнаружил, что лошадь растворилась в пространстве, и он остался совершенно один в этом чужом и страшном месте. Неожиданно, вся храбрость и смелость исчезла, поэтому ежик боялся даже небольшого листика, медленно летающего в воздухе. Белый густой туман устрашал малыша, ему мерещились необычные существа, которые так и норовили напасть на бедного ежика.

Пока ежик бродил по незнакомому месту, он неожиданно у большого и могучего дуба обнаружил, что узелка с вареньем у него уже нет, а сам он не помнил, где его потерял. Он расстроился и отчаялся, поскольку боялся оставаться в одиночку в лесу. Но из густого белого тумана выбег добрый пес, который и принес герою его потерянный ранее узелок. Это дарит зверенышу необычную радость. И вдруг он слышит, как издалека его зовет его друг Медвежонок. И поэтому Ежик бежит его на встречу сломя голову, а на ходу падает в реку, но ему повезло, что большая рыба на своей широкой спине несет его на другой берег водоема.

История маленького ежика закончилась хорошо, так как двум лучшим друзьям удалось встретиться. Медвежонок был сильно рад видеть своего друга, так как он переживал, что его нигде нет, бегал и звал его, чтобы тот мог отыскать путь на встречу. Но маленький ежик переживал о том, как там белая лошадь, которая осталась одна в тумане…

Многим не понять смысл «Ежик в тумане» , но на самом деле здесь скрывается масса нюансов, которые позволяют переоценить собственную жизнь и получить ответы на многие животрепещущие вопросы.

Главный смысл мультфильма

Смысл «Ежик в тумане» известен далеко не каждому человеку, поэтому многие интересуются, чем же отличается данный мультик от общего разнообразия произведений в сфере мультипликации. И поэтому основные позиции требуют к себе внимательного рассмотрения для устранения любых сомнений.

Ежик – это олицетворение вечного хаоса

С первых же кадров мультфильма невозможно не обратить внимания на внешний вид главного героя – ежика, поскольку он совершенно не похож на привычного всех ежа, у которого из туловища торчат острые иголки.

Ежик из мультфильма состоит из хаотичных линий, которые соединены между собой для создания изображения маленького зверька. Именно поэтому главный герой мультфильма воспринимается как сплошной хаос. Художники постарались поработать над созданием внешнего вида ежика для того, чтобы можно было олицетворить необычный внутренний мир, который нуждается в успокоении и восстановлении баланса.

Сова из картин Босха

Когда олицетворение хаоса, то есть мультипликационный ежик бредет по полю, вместе с ним идет черное чудище в виде совы, которое имеет немного страшный и необычный внешний вид. Сова полностью повторяет внешний вид героев, изображенных на картине Босха, который постарался придать всем привычной и обычной птице немного мифического обличия.

Смысл «Ежик в тумане», а именно совы заключается в том, что она олицетворяет глупость и грешность, которая окружает человека, поэтому ему нужно быть предельно внимательным на своем пути, чтобы не столкнуться с таким неприятным существом.

Лошадь – это символ смерти

После того, как главный герой добредает до опушки, он замечает белую лошадь, которая стоит неподвижно в густом белоснежном тумане. В западной мифологии лошадь олицетворяет смерть, поэтому в общем смысле мультфильма он вписывается как признак подсознательности, которая выдает сигналы о том, что если не найти выход из ситуации, то можно закончить жизнь прямо здесь в глухом лесу.

Дерево жизни – признак разума

Не все знают смысл «Ежик в тумане», поскольку в нем есть масса нюансов и особенностей. И вот больше всего разногласий создает дерево, возле которого ежик встречает добрую собаку и слышит зов своего друга. Дерево выступает в качестве олицетворения разума и сознательности, которая при успокоении общего состояния выдает правильные решения и показывает выход из ситуации.

Общий смысл «Ежик в тумане» заключается в том, что на пути всегда есть и будут какие-то сложности и погрешности (это олицетворение совы), и если отчаиваться и опускать руки, то ни к чему хорошему это не приведет (это олицетворение лошади). Благородное и большое дерево – это признак разума, который подсказывает правильный выход из ситуации, если отодвинуть на второй план любые нервные потрясения и переживания.

Мультфильм идеально подойдет для деток и для взрослых, так как он сочетает в себе многие интересные моменты, которые нельзя оставить без внимательного изучения. Мультфильм внимательно прорабатывался психологами и людьми, которые имеют большой жизненный опыт, поэтому они могут посоветовать своим зрителям что-то интересное и полезное для общего развития и понимания особенностей жизни. Рекомендуется смотреть мультфильм вместе с детками, чтобы помочь им разобраться в деталях столь необычного мультипликационного произведения.

Вы знаете хоть одного человека, который не знает про «Ёжика в тумане» ? Сомневаюсь. А много ли вы можете назвать людей, которые не любят этот мультик? Я вот с уверенностью только одного. И он это сейчас читает. Творчество Юрия Норштейна не принято критиковать или не любить.

Он как томатный сок. Или пьешь и любишь (с водкой или в супе - неважно). Либо просто не пьешь и помалкиваешь. С «Ёжиком» ситуация очень похожая. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Гениальное произведение. Куча смыслов… Если не любишь - просто отойди. Или вот ещё одна фраза: «Тебе он не нравится, потому что ты не понимаешь его смысла!». Ну что ж, давайте поговорим о смыслах.

Когда у произведения очевидное дно, то обретаются уровни. Про «Ёжика» принято говорить в трёх плоскостях. И я хочу рассказать про все. Только не со своей колокольни, если что, а с общепринятой.

Уровень 1.
Визуальный ряд.

Необычная анимация, которая создает ощущение, что перед тобой оживают полотна лучших мастеров... Это первое, что зацепит ребенка и взрослого. Это приковывает внимание и сразу же заставляет задуматься. Разрушается четвёртая стена. Эффект присутствия достигнут, но как?

Например, сам Ёжик состоял из нескольких слоев прозрачной пленки. А вот его глаза, лапы и узелок с вареньем крепились отдельно. Иголки рисовались белилами и заливались акварелью.

Эффект объемности пространства был достигнут техникой «перекладки», когда перед объективом выложено несколько слоёв стекла и элементы анимации перекладывают с одного на другой - та самая многоуровневость. А сам туман создали ещё проще - на слои стекла клалась обычная чертёжная калька. Стоит ее подвигать и предметы перемещаются из тумана в обычную реальность. Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет был поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.


Или вот пример того, как делали листик. Для каждой сцены покадрово снимали различные движения настоящего листа. Его держали на проволоке и поворачивали: лист падает с дерева, кружится, лежит на земле. Затем на фотопленке распечатали изображения листа, образованные сложением позитива и негатива. И он уже настоящий, а не какой-то нарисованный. Сам Норштейн говорит о том, что для него деталь порой становится важнее общей картинки.


Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой). Да, вода была настоящей. Это ещё больше добавило ощущения реальности происходящего.


Или саундтрек! Музыка писалась до фильма. Практически по кадрам. Два месяца ушло на шесть минут звуковой дорожки!

Уровень 1.
Смысл первый.

И вот, когда наше детское захвачено подобными приемами, мы начинаем видеть уже сюжет. Для первого уровня он простой. Наивный. Про дружбу и верность. Это то, что увидит в мультике каждый. Именно на этом уровне Филин будет восприниматься по самому простому символу. Символу мудрости. А Ёжик будет символом наивности. Именно по этой причине для него взрослый Филин - псих. Тут мы чувствуем, что эта история про борьбу со своими страхами. Например, со страхами темноты и неизвестности. То, что пугает в детстве не отпускает и во взрослом состоянии. Именно по этой причине первый уровень прочувствовать могут практически все. Из-за эмоциональной стороны бессознательного.

Уровень 2. Смысл второй.
Не то, чем кажется.

На этот уровень поднимаются уже люди, которые начинают считывать аллегории и символы уже более глубокого уровня. Именно тут, люди видят в филине отсылки к картинам Иеронима Босха. Тут он уже имеет значение духа Зла. Коварное знание. И фраза Ёжика: «Псих!» - тут уже имеет куда более тяжелое значение.


Здесь же вокруг Ёжика летают не просто мотыльки или белёсые насекомые. А вороны, как на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны».


Именно тут впервые говорится о смерти. О том, что это путешествие Ёжика в потусторонний мир. Кто-то утверждает, что он плывет через реку Лету (канул в Лету и попал в забвение), а кто-то упорствует, говорит про реку Стикс, которая, как вы понимаете сами, везет понятно куда. Первые радостно говорят, что мультик закончился хорошо и Ёжик провёл отличное путешествие из реального мира в потусторонний. Он обрел познание мира через отказ от познания. Увидел смысл жизни и откровение в виде лошади. В конце получил все ответы на свои вопросы, которые нам никто (естественно) не покажет, ибо сакральное таинство нарушать нельзя. Если рассматривать это произведение под таким углом, то оно невероятно религиозное. Не просто путешествие туда и обратно, но и познание истины, как разговор с Богом.

Уровень 3. Смысл третий.
Смерть.

Да, именно сюда любят заплывать в своем сознании люди, которые отправили Ёжика через реку Стикс. Именно они акцентируют внимание на словах Норштейна, который процитировал Данте перед одним выступлением, когда говорил про историю создания:

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И именно они говорят о том, что эта история на самом деле про Медвежонка, который умер и зовёт Ёжика к себе. Тот же гуляет по загробному миру, встречает проводников в виде разных животных и в итоге находит друга. А заканчивается это история верностью до гроба.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Я очень люблю авторов, которые не отвечают на вопросы, а нагоняют лишь больше тумана. Например, тот же Норштейн. Филин - кто это? Символ мудрости? Или греха? А он отвечает просто: «Филин - это тот же ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной». И этот ответ идеально подходит и для трактовки того, что эта отсылка к Босху и к тому, что это лишь обратная сторона наивности. Браво! Обожаю. Пусть каждый видит своё. Это по мне.

Ведь если посмотреть со стороны, отбросить символы, мысли и аллегории, забыть про то, что этот мультик стал вдохновителем для многих музыкальных групп, стал лучшим для Хаяо Миядзаки, что отсылки на него можно найти даже в «Гриффинах» или «Смешариках»… То что же главное в этом странном млекопитающем с баночкой варенья? Я считаю, что всё просто.

Неважно про какой из миров мы говорим. Главное, чтобы было, с кем считать звезды.

Автор сценария Роли озвучивали

Алексей Баталов,
Мария Виноградова,
Вячеслав Невинный

Композитор Аниматоры Студия Страна

СССР

Время

10 мин. 29 сек

Премьера BCdb IMDb Аниматор.ру

«Ёжик в тумане» - культовый мультипликационный фильм Юрия Норштейна . Выпущен студией «Союзмультфильм » в 1975 году .

Сюжет

По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды. Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой. Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева - Ёжика.

История Ёжика

Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу. «Ммм-у!..» - вздохнула корова за рекой. Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось - большая белая утка плывет в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову. Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом. Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это? А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла. «Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. «Вот и звезда упала, - заметил он, - и трава наклонились влево, и от елки осталась одна вершина, и теперь она плывет рядом с лошадью… А интересно, - думал Ёжик, - если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?» И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри. - Вот, - сказал Ёжик. - Ничего не видно. И даже лапы не видно. - Лошадь! - позвал он. Но лошадь ничего не сказала. «Где же лошадь?» - подумал Ёжик. И пополз прямо. Вокруг было глухо, темно и мокро, лишь высоко сверху сумрак слабо светился. Полз он долго-долго и вдруг почувствовал, что земли под ним нет, и он куда-то летит. Бултых!.. «Я в реке!» - сообразил Ёжик, похолодев от страха. И стал бить лапами во все стороны. Когда он вынырнул, было по-прежнему темно, и Ёжик даже не знал, где берег. «Пускай река сама несет меня!» - решил он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению. Река шуршала камышами, бурлила на перекатах, и Ёжик чувствовал, что совсем промок и скоро утонет. Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы. - Извините, - беззвучно сказал кто-то, кто вы и как сюда попали? - Я - Ёжик, - тоже беззвучно ответил Ёжик. - Я упал в реку. - Тогда садитесь ко мне на спину, - беззвучно проговорил кто-то. - Я отвезу вас на берег. Ёжик сел на чью-то узкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу. - Спасибо! - вслух сказал он. - Не за что! - беззвучно выговорил кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах. «Вот так история… - размышлял Ёжик, отряхиваясь. - Разве кто поверит?!» И заковылял в тумане.

Создание

Сценарий основан на одноимённой сказке Сергея Козлова .

Сам Норштейн о фильме говорил следующее:

Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в «Ёжике в тумане» произошёл счастливый случай совпадения всех элементов.

Роли озвучивали

Профиль Ёжика

Существуют противоречивые свидетельства о том, послужил ли профиль Людмилы Петрушевской прототипом Ёжика. С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской . С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления Ёжика иначе.

Влияние на культуру

Образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми, у некоторых авторов они приобрели символическое значение.

  • Сергей Магомет. «Тайное братство счастливцев»

Вышел оттуда на рассвете, посреди сумасшедшего тумана. Я двигался в утреннем тумане, как сказочный ёжик, изумляясь искажённым пропорциям и краскам мира.

Ёжик в тумане популярен и за океаном: в октябре 2009 года пародия на этот мультфильм была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us » американского мультсериала «Гриффины » .

Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, признавая Норштейна выдающимся художником.

Награды

  • 1976 - Всесоюзный кинофестиваль во Фрунзе : «лучший анимационный фильм»
  • 1976 - Детский и молодежный кинофестиваль в Тегеране : лучший анимационный фильм"
  • 2003 - 150 лучших анимационных фильмов всех времен Японии и мира, Токио : «Анимационный фильм № 1 всех времен» (2-е место в этом рейтинге занял другой мультфильм Юрия Норштейна «Сказка сказок »)

Примечания

Ссылки

  • «Ёжик в тумане» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • А. Демкин «Ежик в Тумане»: апокрифическая мифология детской сказки

Категории:

  • Мультфильмы по алфавиту
  • Мультфильмы Юрия Норштейна
  • Мультфильмы СССР
  • Мультфильмы 1975 года
  • Мультфильмы студии «Союзмультфильм»
  • Вымышленные ежи
  • Экранизации сказок Сергея Козлова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ёжик в тумане" в других словарях:

    Жарг. мол. Шутл. 1. Растерявшийся, запутавшийся человек. Елистратов. 129. 2. Человек в прокуренном туалете. Максимов, 127. 3. Человек с обесцвеченными волосами. Максимов, 127. /i> Из популярного детского мультфильма (1975 г.). Дядечко 2, 59 … Большой словарь русских поговорок

    - Ёжик в тумане Тип мультфильма перекладки Режиссёр Юрий Норштейн Автор сценария Сергей Козлов Роли озвучивали … Википедия

На международном фестивале «Лапута» в Токио мультфильм «Ежик в тумане» официально был назван лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов и получил первое место из 150 работ. Второе место занял мультфильм — «Сказка сказок». Автору этих работ художнику и режиссеру анимационного кино Юрию Норштейну 15 сентября исполнилось 75 лет.

Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. После школы он окончил 2-годичные курсы мультипликаторов и в 1961 году начал работать на киностудии «Созюмультфильм». Его дебютной работой был мультфильм «25-е, первый день», который он снял совместно с Аркадием Тюриным.

В 1964 году Норштейн отрисовал танец блохи для мультфильма «Левша». Для него эта работа стала знаковой ещё и потому, что в это время он познакомился с Франческой Ярбусовой, которая стала его женой и настоящим соратником.

Ежик из слёз

Не всем известно, что сам Норштейн создавал композиции, наброски кадра и эскизы, а отрисовкой занималась его супруга — художник Франческа Ярбусова. У ёжика из знаменитого мультфильма особая история.

Писательница Людмила Петрушевская (автор сценария мультфильма «Сказка сказок») в своих мемуарах написала, что ежик – это слепок с её профиля. И действительно что-то общее есть — взъерошенные волосы и вздернутый нос писательницы действительно напоминают ёжика. Но сам Норштейн этот слух развеял: «Чепуха. Ежик очень трудно рисовался.

Этих ежиков переходило на мультипликационном экране не одна сотня, и прорваться сквозь этот строй и найти своего было сложно. Франческа сделала множество эскизов, и однажды мы дошли до белого каления. Я кричал: «Он должен появиться на доли секунды — и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!» И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала».

Грустно-загадочный шедевр

Мультфильм «Ежик в тумане» вышел в прокат в 1975 году. В основу его сценария была положена сказка Сергея Козлова, а озвучивали мультфильм известные актёры: Вячеслав Невинный (Медвежонок), Алексей Баталов (рассказчик) и Мария Виноградова (Ежик).

Сегодня в это сложно поверить, но «Ежик в тумане» с трудом пробился в прокат. В него просто не верили и выпустили только на малый экран кинотеатра «Россия». Никто и подумать не мог, что мультфильм будет на протяжении 14 месяцев собирать аншлаги.

Мультфильм «Ежик в тумане», несмотря на этакую лёгкую грусть, стал абсолютным хитом у детей и взрослых. Малышей привлекали интересные герои и необычная анимация с таинственным сюжетом. Для них это была добрая сказка про друзей. А взрослые видели в мультфильме аллегоричную философию.

В нём и космос, и мерцание природы, и множество символов. «Ежик в тумане» — этакий русский дзен, притча о пути познания мира через отказ от познания. Вспомните: говорящая рыба, откровение в виде лошади, дерево жизни. Надежда на чудо, которая не умирает даже в сумраке. Ведь всё это про всех нас.

Юбилейная выставка

В честь юбилея в московской галерее Altmans Gallery открылась выставка «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн», на которой представлены эскизы к мультфильмам режиссера, сделанные его женой, художником Франческой Ярбусовой.

На выставке представлено более 30 работ – большинство из них это эскизы к мультфильмам Норштейна «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Посетители узнают, как появились любимые герои: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие.

В ходе выставки можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам. На протяжении месяца в Altmans Gallery будут выставлены эскизы и макеты, которые воссоздают знакомые кадры любимых всеми фильмов.

Выставка проходит в галерее первых имен Altmans Gallery в ТДЦ «Новинский» с 15 сентября по 9 октября 2016 года.

Кстати, когда самого Норштейна спрашивают о мультфильме «Ежик в тумане», он говорит: «Лучше портвейн в стакане, чем «Ежик в тумане».