Заблуждение воли и трагедия души григория мелехова. Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова - истоки трагедии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Унаева Гульзида Куспангалеевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Новоуспеновская СОШ

Акбулакского района

Оренбургской области»

Название предмета Литература

Класс 11

УМК Русская литература 20 века. Учебник для 11 кл. в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2012 г.

Уровень обучения базовый

Тема урока: Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа

Место урока в системе уроков по теме 3 -4 урок

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Задачи:

показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;

синтезировать знания учащихся о романе «Тихий Дон» в антропологическом аспекте (характер главного героя, общечеловеческие идеалы и ценности);

оценить результаты усвоения данной темы (знание текста, умение анализировать и т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа.

Методы:

По источнику получения знаний:

словесные (беседа, рассказ);

наглядные (иллюстративные).

Теоретико-понятийный аппарат:

Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.

Введение термина: катарсис.

Опережающее домашнее задание по группам:

Дать определение:

1 группа – ХАРАКТЕР

2 группа – ТЕМПЕРАМЕНТ

3 группа – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА (ЛИДЕР и ВЕДОМЫЙ)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя Григория Мелехова.

Запишем тему урока: Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Попробуйте сформулировать цель урока: формирование представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя.

Молодцы! А теперь вспомним основы литературоведения:

Что такое роман? Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Что такое эпопея? Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях.

В литературе 19-20 веков появляетсятакой жанр, как Роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. Молодцы!

На предыдущих уроках мы знакомились с тем, как Михаил Александрович Шолохов работал над своими произведениями, выяснили, что его произведение «Тихий Дон» – роман-эпопея.

- Назовите еще одно крупное произведение, изучаемое вами в 10 классе, которое относится к тому же жанру. («Война и мир».)

- Отличается ли роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» от романа «Война и мир» Л.Толстого?

(- Отсутствие философских обобщений, рассуждений о силе, «движущей народами»;

- Нет теоретического обоснования собственной исторической концепции;

- Моноцентричность эпопеи (один главный герой – Григорий Мелехов ).

2. Беседа.

На прошлом уроке мы постарались ответить на следующий вопрос:

- Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов?

(«Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.).

- Как отзываются о нем другие герои?

(«В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе » (Мирон Григорьевич Коршунов).

«Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее … Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи).

«Мелеховы славные казаки » (дед Гришака)).

Верно. Шолохов называет Григория «Добрый казак». Какой же смысл вкладывает он в эти слова и в каких эпизодах полнее всего раскрывается личность Григория Мелехова?

(Григорий Мелехов самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7 ; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18 ; смерть Аксиньи). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе.

Григорий очень эмоционально реагирует на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9 ), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11).

Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10).

Глубокая привязанность Григория к дому , к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».

Главный герой Шолохова – простой казак , что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».

- Давайте посмотрим на составленный по вашим высказываниям кластер, отражающий характер Григория Мелехова.

ц

- Наш урок сегодня будет несколько необычным. Мы попытаемся не только рассмотреть художественный образ Григория Мелехова, но и составить его психологический портрет. Каждому из нас важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Но для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности для наиболее комфортного взаимодействия с окружающими вас людьми дома, в школе, в будущей профессиональной деятельности. Итак, на основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент;

2. характер;

3. способности;

5. интеллектуальность;

6. эмоциональность;

7. волевые качества;

8. умение общаться;

9. самооценка;

10. уровень самоконтроля;

11. способность к взаимодействию

Конечно, все компоненты психологического портрета мы рассмотреть просто не успеем, поэтому я предлагаю вам поработать с несколькими из них:

    Темперамент – 1 группа – 2 мин.

    Характер – 2 группа – 2 мин.

    Волевые качества – 3 группа – 2 мин.

Дома вы должны были найти материал по данным вопросам. Пожалуйста, представители первой группы…. Второй…. Третьей…

Спасибо. Я думаю, что знание теоретического материала поможет вам на практике. Определите, пожалуйста, черты психологического портрета Григория Мелехова по группам:

    Темперамент – 2 группа – 3 мин.

    Характер – 3 группа – 3 мин.

    Волевые качества – 1 группа – 3 мин.

Молодцы! Этот психологический портрет заложен самой природой, бытом, семейными традициями и т.д. (Условия, сформировавшие характер главного героя романа: Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – важнейшие составляющие духовного мира казака.)

- А теперь поработаем с текстом.

Подчеркните проявленные черты характера Григория в определенных обстоятельствах :

    1. Группа - «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи» (часть первая, гл. 12),

      Группа - Григорий в госпитале.

      Группа - «Момент расправы над Евгением Листницким».

Мне кажется, что теперь в наш составленный ранее кластер можно добавить еще некоторые черты героя:

    озлобленный

    беспокойный

    внутренние монологи

    агрессивный до буйства

    натура стихийная.

Итак, ребята, вы верно и достаточно полно проанализировали характер Григория Мелехова. Взглянем на записанные нами основные черты характера героя. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем. Заметили ли вы, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало. Давайте подумаем, какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи?

( Сокровенные мысли героя Шолохов передает в его внутренних монологах. Особенно их много в третьем томе. Монологи героя разноплановы. Чаще всего автор вводит в текст романа эти внутренние размышления как раз в переломные, ключевые моменты жизни Григория ).

Правильно, а кто может привести пример?

(1. Во время боев с красноармейцами, Григорий думает: «А что за люди? А какие они?» Ему и любопытно, хочется узнать этих людей, по сути таких же, как и он, и также он не хочет воевать с ними, не понимает, зачем проливать кровь.

2. Те же мысли посещают его, когда он берет командование сотней на себя: «А главное, против кого веду? Против народа…Кто же прав?» Это показывает нам Мелехова и как храброго воина, и как очень гуманного, живо мыслящего, разумного человека.

3. Еще одно размышление Мелехова о войне, революции: «Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть! Рвать у них из-под ног донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир!.. А теперь – за шашку!» В этих мыслях видна бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Она не имела ничего общего с политическими исканиями.

4. Мелехов тоскует по такой правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» Эти искания, по его признанию, оказались «зряшными и пустыми». И это тоже определило трагичность его судьбы).

Отметьте для себя, ребята, что подобные мысли, похожие искания были характерны для многих людей во время гражданской войны. Кровопролитная, разрушительная, братоубийственная, долгая война… Она опустошала души людей, вынуждала нести смерть, а не созидать жизнь – заводить семьи, пахать землю, вести хозяйство. Шолохов говорит нам, что человек создан для жизни, а не для войны. К какому выводу подводит нас писатель?

(Что трагедия Григория Мелехова – это трагедия всего народа, целой эпохи.)

Молодец! Теперь обратимся к финалу романа. А.К. Толстой назвал финал романа Шолохова «ошибкой». Что же происходит с героем в конце книги?

(В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать).

- Отчаивается ли герой или же у него есть на что-то надежды?

( У героя есть надежда – его дети. Он не знает еще о смерти Полюшки. Но Григорий уже чувствует, что обретет наконец покой, счастье, что не будет больше жить, как загнанный зверь. Еще издали Григорий увидел Мишатку – и, наконец, сбылось то, о чем мечтал он так долго: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»).

О чем нам говорит такой финал книги? Закончен ли «путь исканий» главного героя?

(Я думаю, да, закончен. Потому, что Григорий Мелехов на протяжении всего романа постоянно вынужден делать выбор между страстями и покоем. Самый страшный, поворотный этап – смерть Аксиньи – вновь ставит его перед необходимостью выбора, на этот раз решающего. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет этот выбор: постоянно переживая душевные потрясения, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно.)

- Верно, ребята, молодцы! Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок. Сделайте вывод, изменился ли психологический портрет главного героя в связи с событиями, произошедшими с ним. Исходя из психологического анализа, мы можем задуматься над тем, где же Григорий ощущает гармонию. (см. Кластер 1).

Во втором психологическом портрете (см. Кластер 2) очевидна многогранность характера Григория. Здесь мы видим моменты наиболее сильного душевного переживания. В науке существует специальный термин для обозначения таких переживаний и связанных с ними перемен в жизни, судьбе, внутреннем мире человека. Запишем его и запомним.

Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»).

Сам Михаил Александрович Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – движение души человека. .. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»

Теперь давайте сделаем вывод – о чем же роман Шолохова? Какова главная идея романа?

(1. Главная идея Шолохова, на мой взгляд, была показать человека в конкретный период истории. В основе романа – настоящие, документальные события: Первая мировая война, революции, гражданская война.

2.Шолохов хотел показать трагедию одного русского характера. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия человека, которого время и обстоятельства ставят перед необходимостью резкого поворота в своей судьбе.

3. Шолохов на примере судьбы Григория Мелехова говорит нам, что человек создан для жизни, для семьи, а не для войны.

5. Я думаю, Шолохов своим романом и главным его героем показал нам, каким должен быть человек – искренним, честным, решительным, способным на поступок и сильным, не ломающимся под гнетом обстоятельств. )

Правильно, ребята, молодцы! Теперь определим важнейшие качества характера Мелехова, отмеченные нами в кластере, которые должны определять и качества любого из нас.

(1. А я думаю, что Григорию Мелехову сохранить свой человеческий облик помогла именно цельность и гармоничность его натуры, которая, несмотря на натиск столь серьезных и разрушительных событий, не сломила сам характер главного героя.

2. Нельзя не отметить и способность к состраданию, которая присуща герою. Только проникнувшись чувством сопереживания и сострадания к судьбе другого человека, можно понять и прочувствовать значимость самого себя в этом мире, понять, что имеешь право называться человеком! ).

Действительно, образ Григория – своеобразное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи. «Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности – вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске – смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», - говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым.

3. Вывод:

Григорий Мелехов – натура стихийная; человек, поступающий под воздействием минутных желаний или под давлением внешних обстоятельств. Он не способен оценить последствия своих поступков, но, совершая предосудительные, остаётся честен и искренен. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем.

4. Итог урока :

Сегодня на уроке мы не только рассмотрели литературный образ Григория Мелехова, но и составили его психологический портрет. Исходя из знаний, полученных на уроке, вы сможете теперь оценить свои поступки, поступки своих знакомых. Но, кроме того, теперь вы понимаете, что все происходящее в нашей жизни должно отражать ДВИЖЕНИЕ нашей ДУШИ.

5. Домашнее задание: Подготовить сообщения

    Портрет, характер Дарьи.

    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория.

    Дуняша Мелехова

    Материнская любовь Ильиничны

    Образ и трагедия Натальи

6. Оценивание.

Образ Григория Мелехова главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» формируется в перипетиях гражданской войны и революции, проходя трагический, тяжелый, но все же незавершенный путь.

Существуют две точки зрения на причины трагедии Григория Мелехова. Одни исследователи считают, что первооснова трагедии героя в его оторванности от народа. Другие же считают, что причиной является историческое заблуждение героя. Обе точки зрения имеют право на жизнь, несмотря на то, что они значительно сужают образ Григория, сводя его только к социальному аспекту – образ же намного глубже и богаче: он вобрал в себя формирующиеся на протяжении двух веков черты казачьего менталитета. Рассматривая образ в социально-психологическом ключе, можно утверждать, что трагедия Григория Мелехова – это, в первую очередь, трагедия личности.

Фигура Григория яркая и колоритная: он наделен статью, незаурядной красотой и неукротимым нравом. Григорий – естественный человек, он живет чувством, которое и приводит его к личной трагедии. Любовь Григория к Аксинье – это любовь-страсть, первобытное, яркое чувство; Аксинья, как и сам Григорий, наделена порывистым характером, сильной натурой и «бурлящей» кровью. «Запретная» любовь Григория к чужой жене оказывается сильнее патриархальных норм и морали – основополагающих постулатов жизни станицы. Именно это чувство и повлекло за собой множество несчастий: ссоры с родителями, Натальина попытка самоубийства, гибель ребенка, смерть Аксиньи, а после – полное переосмысление героем жизненных ценностей и нравственных приоритетов.

Григорий представлен М. Шолоховым как лучший представитель казачества. Он воплощает казачью удаль, воинскую доблесть, трудолюбие. Он горд, имеет чувство собственного достоинства, благороден. Враги не видят пощады от героя, товарищи же уважают его и воспринимают как предводителя. Григорий не заискивает перед властью, все почести и награды он добывает в бою. У Мелехова есть свой внутренний кодекс, которым он и руководствуется: ему противны предатели, он не приемлет малодушия и трусости, не терпит приспособленчества. Несмотря на всю порывистость и эмоциональность, Григорию необходимо видеть суть происходящего, знать, что все жертвы ненапрасны. Вероятно, именно поэтому он и не может определиться со своей политической принадлежностью – красные или белые. Для героя важно понимать цель революции, ее духовную «выгоду» для народа. Ни у революционеров, ни у контрреволюционеров он не понимает безудержной тяги к власти: «Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке ».

Григорий является носителем общечеловеческих моральных норм, хотя и судит о многом несколько примитивно. Так, главным мерилом личности он считает труд – только физический, причем пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд.

Григорий стоит на границе «белые-красные»: «От белых отбился, к красным не пристал ». Первые не устраивают его своей чрезмерной «интеллигентностью», оторванность от народа: Григорий – «сын хлебороба, безграмотный казак ». Постоянное недоверие и контроль ощущал герой и со стороны красных, тем более, что цели революционеров и казаков не совсем совпадали: казачеству не нужно было бороться за землю. В результате – герой находится «на грани двух начал», вбирая в себя все лучшее, что было у двух общественно-политических сил.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская... вся в засыпи желтопесков... Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера Кончается и станица... Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетую им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа Шолохова “Тихий Дон” - Григорий Мелехов.

Григорий - молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелехов - человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть. Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя не самое главное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще - несовершенность, одна из главных черт настоящего человека. Нужно отдать должное Михаилу Шолохову - он создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Конец этой жизни описывает в первых книгах “Тихого Дона” Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. И все же воевать - дело для казаков привычное, совсем другое дело революция...

В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Главный герой романа “Тихий Дон” Григорий Мелехов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: “Нам необходимо свое, и, прежде всего, избавление казаков от всех опекунов... Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся”.

Но после встречи с другим героем романа Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому-то берегу. После ранения под станицей Глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: “Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет”.

Не нашел своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым. Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков ставят к стене... Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.

Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот. Его насильно мобилизуют в Красную армию...

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она Толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина - отец и сын, а кругом “весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда осевшие на лето стрепета”.

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец- - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

«На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская…вся в засыпи желтопесков … Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица…» Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую он воспел, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа Шолохова «Тихий Дон» - Григорий Мелихов.

Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя едва ли не самое важное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще – несоверщенность, одна из главных черт настоящего человека. Нужно отдать должное Михаилу Шолохову –он создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу.

Конец этой жизни описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. И все же воевать – дело для казаков привычное, совсем другое дело революция…

В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая до селе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелихов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков от всех опекунов… Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся».

Но после встречи с другим героем романа – Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому - то берегу. После ранения под станцией глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет».

Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым.

Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков ставят к стене… Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.

Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она Толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета».