Особенности планирования учебно тренировочного процесса. Планирование учебно-тренировочного процесса. Документы текущего планирования

Институт физической культуры (филиал)

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Методические указания к практическим занятия по дисциплине

Планирование тренировочного процесса в спортивных играх


Планирование тренировочного процесса на этапах многолетнего совершенствования в спортивных играх: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Планирование тренировочного процесса в спортивных играх / Авторы: , – Уфа, 2015. – 12 с.

Рецензент: профессор, д-р. пед. наук

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой теории и методики спортивных игр и единоборств, д-р. пед. наук, проф.

В методических указаниях представлены цель, общие сведения каждого практического занятия, задания для выполнения практических работ по изучаемой теме, вопросы для самоконтроля, библиографический список. Раскрыты интерактивные формы обучения и выделены цель, общие сведения каждого занятия, интерактивные задания для выполнения практических работ по изучаемой теме, вопросы для самоконтроля, библиографический список. Методические указания предназначены для студентов, магистров, аспирантов, обучающихся по основным образовательным программам , реализуемым по Федеральным государственным образовательным стандартам.


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Планирование тренировочного процесса в спортивных играх» реализуется в соответствии с учебным планом и направлена на освоение актуальных проблем планирования спортивной тренировки. Цель курса заключается в формировании знаний об актуальных проблемах о планировании тренировочного процесса.

На основе изучения курса студенты должны знать:

Учебные планы в различных видах спорта;

Программы занятий различной направленности;

Цель, задачи, средства, методы, принципы, формы организации по ФВ и документы планирования в образовательных учреждениях.

Цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;

На основе изучения курса студенты должны уметь:

– планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

Подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

Разрабатывать учебные планы и программы различной направленности.

На основе изучения курса студент должен овладеть навыками:

Способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;

Навыками составления документов планирования;

Модуль 1 МАКРОСТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Особенности построения подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования

Цель: Ознакомиться с особенностями построения подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования. Освоить нормативную часть учебной программы в ИВС. Освоить программы обучения по возрастным этапам тренировки в ИВС.

Оборудование и материалы. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР (по ИВС)

Общие сведения.

В системе многолетней подготовки обычно принято выделять пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.

Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами подготовки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленному многолетнему спортивному совершенствованию.

Этап специализированной базовой подготовки. В начале этого этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной и определяется предмет будущей спортивной специализации.

Этап подготовки к высшим достижениям. На этом этапе предполагается достижение максимальных результатов в видах спорта и видах соревнований, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. На этом этапе изыскиваются возможности для дальнейшего повышения мастерства и роста спортивных результатов. Основной особенностью подготовки спортсменов является повышение результативности за счет качественных сторон системы спортивной подготовки. Объемы тренировочной работы и соревновательной деятельности либо стабилизируются на уровне, достигнутом на предыдущем этапе многолетней подготовки, либо могут быть незначительно (5-10 %) повышены или снижены.

Этап сохранения высшего спортивного мастерства. Для этапа сохранения достижений основная цель сохранить ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

Этап постепенного снижения достижений. Подготовка на этом этапе еще больше, чем на предыдущем, характеризуется снижением суммарного объема тренировочной и соревновательной деятельности, сугубо индивидуальным подходом к построению процесса подготовки, повышенным вниманием к общей и вспомогательной подготовке, что должно затормозить процесс утраты базовых компонентов подготовленности.

Этап ухода из спорта высших достижений. Специфика каждого из видов спорта порождает необходимость специфических программ физических нагрузок, медико-биологического контроля и управления протеканием реакций деадаптации на этом этапе. В случае его рационального построения возможен эффективный переход спортсмена к последующей жизни, в которой либо нейтрализуются негативные в отношении здоровья спортсмена последствия спорта высших достижений либо даже реализуются сильные стороны спортивной подготовки, обеспечивающие высокое качество последующей жизни. Если же спортсмен резко бросает спорт и переходит к пассивному образу жизни, в подавляющем большинстве случаев в отдаленном периоде неизбежны негативные последствия занятий спортом, проявляющиеся в нерациональном протекании процессов деадаптации и отрицательно сказывающиеся на здоровье спортсменов, качестве и продолжительности их жизни

2. Задания для выполнения практической работы.

Дать характеристику каждого этапа многолетнего совершенствования. Составить режимы учебно-тренировочных занятий ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС.

Составить учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС.

Сделать заключение по теме практического занятия


Составить учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год для групп начальной подготовки (1, 2); учебно-тренировочных групп (1, 2); групп спортивного совершенствования (1, 2); высшего спортивного мастерства.
Составить расписание учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС
Раскрыть соотношение средств физической, технической, тактической (технико-тактической) подготовки по годам обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС,%
Раскрыть показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле тренировки в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС
Составить нормативы для зачисления в группы учебно-тренировочного этапа, этапа спортивного совершенствования и переводные нормативы внутри представленных этапов в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС.
Составить объемы применения основных форм проведения упражнений в многолетней подготовке в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС, %
Вопросы для самоконтроля знаний Характеристика этапа начальной подготовки; Характеристика этапа предварительной базовой подготовки; Характеристика этапа специализированной базовой подготовки; Характеристика этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей; Характеристика этапа сохранения достижений Раскрыть режимы учебно-тренировочных занятий ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год для групп начальной подготовки (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год учебно-тренировочных групп (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год групп спортивного совершенствования (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год высшего спортивного мастерства в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть расписание учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть соотношение средств физической, технической, тактической (технико-тактической) подготовки по годам обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС,%. Раскрыть показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле тренировки в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть нормативы для зачисления в группы учебно-тренировочного этапа в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть нормативы для зачисления в группы этапа спортивного совершенствования в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть переводные нормативы внутри учебно-тренировочного этапа в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть объемы применения основных форм проведения упражнений в многолетней подготовке в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС, %

В. Козловский

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТА.

Перспективный план - основа подготовки футболиста.

Планирование — это один из элементов управления тренировочным процессом. Под управлением в спорте принято понимать перевод системы из одного состояния в другое согласно тем задачам, которые ставят перед собой тренер и спортсмен.

Чтобы успешно управлять тренировочным процессом, надо решить как минимум следующие задачи:

1) определить цель для каждого этапа тренировки;

2) разработать методику контроля за состоянием тренирующегося;

3) определить средства и методы для оптимального проведения процесса тренировки.

Существует перспективное планирование (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на месяц, неделю) и конспект занятия.

Перспективное планирование

Практика показывает, что футболисты достигают высокого уровня мастерства в среднем после 7—8 лет систематических занятий.

В зависимости от того, правильно ли намечена перспектива совершенствования спортсмена, рационально ли спланированы тренировочные средства, нагрузки, контрольные нормативы, во многом будут зависеть темпы роста его достижений, результативность тренировки в годичных циклах.

Перспективный план — основа всей подготовки спортсмена. Чтобы правильно построить перспективный план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения наивысших результатов. Научные наблюдения показывают, что функциональные возможности организма футболиста, его приспособляемость к нагрузкам и восстановление затраченной энергии становятся оптимальными в большинстве случаев только после 21 года. Большинство случаев ухудшения функционального состояния, с временными или стойкими отклонениями в состоянии здоровья и падением работоспособности, появившимися в связи с изменениями в режиме тренировки в командах мастеров, относилось к футболистам в возрасте 18—20 лет. Поэтому для молодых футболистов, выступающих за команды взрослых, нужна особенно строгая дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок. Все это следует учитывать, составляя перспективный план тренировки команды и отдельного футболиста.

Командный и индивидуальный перспективные планы должны быть взаимосвязаны. Сроки перспективного планирования устанавливаются в зависимости от возраста футболистов, степени их подготовленности, сроков проведения соревнований.

Обычно во взрослых командах перспективный план составляется на 4 года (интервал от одних олимпийских игр до других), в юношеских и детских командах — на весь период обучения и тренировки.

Подготовка перспективных планов не должна сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. Надо предусмотреть рациональное изменение задач тренировки, величины тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки спортсмена.

Основное требование плана — неуклонное повышение физической, технической, тактической, волевой и функциональной подготовки футболистов.

В перспективном плане должны найти отражение следующие разделы:

1) цели и задачи многолетней тренировки;

2) спортивно-технические показатели по годам подготовки;

3) характер и объем упражнений;

4) комплектование команды;

5) места занятий, состязаний, оборудование и инвентарь;

6) врачебный и педагогический контроль.

В первом разделе раскрываются основные цели и задачи тренировки отдельно по каждому году или по отдельным этапам обучения и тренировки. Во втором разделе планируются места, которые предполагается занять в том или ином соревновании, средние контрольные нормативы для команды по годам. В третьем разделе плана отражаются все виды подготовки и примерное их процентное соотношение по годам обучения и тренировки. Объем упражнений обычно планируется во времени, отводимом на те или иные виды упражнений.

В четвертом разделе предусматривается решение вопросов, связанных с комплектованием команды. В пятом разделе планируется приобретение спортивного инвентаря и оборудования (стойки, переносные ворота, стенки и др.). Здесь же планируются места тренировок и соревнований. В шестом разделе в основных чертах раскрывается педагогический и врачебный контроль (прием контрольных нормативов, определение времени занятий, диспансерное обслуживание и т. п.).

Для определения сдвигов в физическом развитии и росте спортивного мастерства, которые происходят под влиянием тренировки, следует проводить:

1) контрольную проверку по тестам, предусмотренным планом;

2) просмотры выступлений футболистов в матчах и оценка их игры;

3)анкетный опрос футболистов с целью определения изменений в режиме их тренировки и быта.

Полученные данные обрабатывают в конце каждого года и сравнивают между собой. Это позволяет сделать определенные выводы и внести необходимые коррективы в тренировку и планы.

Процесс тренировки принято делить на несколько этапов.

Первый этап — отбор и обучение. Он обычно продолжается 1—2 года и завершается, когда занимающиеся уже владеют основами техники.

Второй этап — тренировка, он длится обычно 5—6 лет. Условное его окончание — переход в команду мастеров.

Третий этап — спортивное совершенствование. Этот этап длится до окончания регулярных выступлений.

Формы (виды) планирования на этапах многолетней спортивной подготовки

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) оперативное (отдельное тренировочное занятие, микроцикл).

2) текущее (мезо-, макроциклов, тренировочного года);

3) четырехлетнее (олимпийский цикл),

4) перспективное (многолетней тренировки - 8-12 лет);

61. Характеристика перспективного планирования

Перспективное планирование (многолетнее и четырехлетнее) или Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Существенное и важное, хотя и самое трудное, -- это перспективное планирование (многолетнее и четырехлетнее). Оно дает ясное представление о вероятных последствиях решений; выявляет те области, которые потребуются в будущем; увеличивает скорость потока необходимой срочной информации; обеспечивает быструю и плавную реализацию будущих решений.

Ценность перспективного планирования заключается в том, что оно позволяет повышать качество текущих решений и эффективность будущих. Перспективное планирование базируется на прогнозе будущего, т.е. на тенденциях развития данного вида спорта, а также учета индивидуальной и социальной жизни спортсмена.

Прогноз будущего можно получить при изучении следующего: динамики рекордов олимпийских игр, мира, Европы, России; уровней тренировочных нагрузок; новых методов, аппаратной техники* тренажеров, спортивных снарядов и снаряжения, применяемых в учебно-тренировочном процессе; индивидуальных характеристик организма и психических особенностей выдающихся спортсменов.

В многолетнем планировании выделяют следующие циклы : начальный, предрекордный (до результата мастера спорта), рекордный (до результата мастера спорта международного класса), завершающий, когда происходит постепенное прекращение занятий большим спортом.

При четырехлетнем планировании (олимпийский цикл) спортсмену по годам ставятся конкретные цели и задачи с учетом достижения им наивысшей спортивной формы в период олимпийских игр.

Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются:

§ оптимальный возраст для достижения наивысших результатов,

§ продолжительность подготовки для их достижения,

§ темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду,

§ индивидуальные особенности спортсменов,

§ условия проведения спортивных занятий и другие факторы.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются:

§ спортивно-технические показатели по этапам (годам),

§ планируются основные средства тренировки,

§ объем и интенсивность тренировочных нагрузок,

§ количество соревнований.

§ отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам -- соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизменным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

62. Текущее и оперативное планирование.

Оперативное планирование

Оперативное планирование предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных упражнений и их комплексов, в соревновательных стартах, поединках, схватках и т. п.

Данный вид планирования связан:

§ с использованием показателей, составляющих арсенал средств оперативного контроля;

§ сопоставлением полученных данных с заданными;

§ выработкой на этой основе путей коррекции тренировочной и соревновательной деятельности.

С этой целью оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма спортсменов, их реакцию на нагрузки. Так, при развитии различных видов выносливости широко принято оперативное управление интенсивностью работы по показателям ЧСС и количества лактата в крови. При развитии различных видов силы величина отягощений определяется путем оперативного контроля за максимальными силовыми проявлениями при выполнении различных упражнений.

В спортивных играх и единоборствах, например, планирование осуществляется на основе оперативного анализа игровой деятельности путем выявления основных ошибок в технике, тактике, единоборстве, в защите и нападении и т. д.

Планирование тренировочного занятия определяется его местом в микро- и мезоциклах, цели и задачи которых определяют и конкретизируют цели и задачи тренировки. Важно, чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными. Показателен и поучителен опыт ведущих тренеров, у которых не бывает ни одной тренировки, похожей на предыдущие.

Недельное планирование зависит от специфики вида спорта.

Планирование каждого тренировочного дня предполагает двух-трехразовые занятия, направленность которых может быть следующей:

§ совершенствование техники и ловкости движений;

§ совершенствование технико-тактической и физической подготовленности;

§ совершенствование общей и специальной выносливости.

Текущее планирование

Данный вид планирования связан с оптимизацией структуры тренировочного процесса в мезоциклах. Текущее планирование предусматривает разработку и реализацию таких сочетаний факторов тренировочного воздействия, соревновательных стартов, дней отдыха, средств направленного восстановления и стимуляции работоспособности и др., которые обеспечивали бы эффективные условия для полноценной адаптации организма спортсмена в нужном направлении, проявления имеющихся возможностей в соревнованиях.

В числе основных условий следует выделить:

§ обеспечение оптимального соотношения в тренировочном процессе занятий с различными по величине нагрузками, которое, с одной стороны, позволяет в должной мере стимулировать адаптационные процессы, а с другой - создает условия для полноценного протекания этих процессов;

§ рациональное соотношение в мезоциклах нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;

§ оптимальное соотношение в микроциклах и мезоциклах работы различной преимущественной подготовленности, тренировочных и соревновательных нагрузок;

§ направленное управление работоспособностью, восстановительными и адаптационными процессами путем комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физических, фармакологических, психологических, климатических, материально-технических).

В годичном планировании выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, с учетом которых составляются планы по основным видам спорта.

Количество соревнований постоянно увеличивается, соответственно изменяется планирование учебно-тренировочной работы. Подготовительный период сокращается по времени, но задачи его остаются прежними.

Обращает на себя внимание изменение задач переходного периода. Если раньше это был период активного отдыха, то на современном этапе - это период лечения, активного оздоровления (в горах, на берегу моря), период различного рода детальных научных обследований, когда в очень небольшой степени снижаются физические нагрузки и существенно -- психологические. Многие тренеры организовывают переходный период в условиях санаторно-курортного лечения, одновременно решая цели оздоровительного сбора.

Большие изменения произошли в предсоревновательном планировании: внедряется так называемый метод маятника, суть которого состоит в том, что вводится чередование двух типов микроциклов, полярных по характеру (специализированных и контрастных).

Реализация возможностей текущего планирования осуществляется двумя путями. Первый путь связан с применением стандартных "блоков" из серий тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро- и мезоциклов, сочетаний тренировочных программ, восстановительных и стимулирующих средств и т.п.

В основе таких "блоков", моделей, сочетаний и т. п. - научно обоснованные положения, отражающие закономерности развития утомления и восстановления при выполнении работы различной направленности и продолжительности, формирования адаптации к факторам воздействия, суммарного и кумулятивного воздействия на организм спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок и др. Такие типовые структурные элементы тренировочного процесса разработаны экспериментально, апробированы в практике подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта (Вайцеховский, 1985).

Знание закономерностей построения этих элементов, их сочетания и особенностей воздействия на организм спортсмена позволяет тренеру достаточно эффективно управлять его состоянием, не прибегая к данным специального контроля.

Второй путь основывается на постоянном текущем контроле за работоспособностью спортсменов, развитием процессов утомления и восстановления, приспособления к факторам тренировочного воздействия, возможностями основных функциональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки и др. Этот путь, хотя и требует дополнительных знаний, специальной аппаратуры, привлечения специалистов (физиологов, биохимиков и др.), позволяет точно оценивать текущее состояние спортсмена и в соответствии с этим планировать величину и направленность нагрузок занятий, режим работы и отдыха в микроциклах, выбор наиболее эффективных средств тренировочного воздействия (Martin et al., 1991; Hoffman, 1994).

63. Программирование спортивной тренировки

Достижение наивысших результатов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмена и обусловленная этой задачей максимальная интенсификация спортивной подготовки осуществляются на основе выполнения ряда методических положений к выбору оптимального варианта программирования тренировочного процесса. К ним относятся установки: 1) на реализацию текущего адаптационного резерва организма, предусматривающую организацию тренировочной нагрузки исходя из закономерностей адаптации организма к специализированной мышечной работе. Это предполагает выделение в рамках годичного цикла больших этапов, определение их конкретных целевых задач и объективно необходимых для их решения содержания, объема и организации тренировочной нагрузки; 2) на сохранение тренирующего потенциала нагрузки, которая ориентирует на планомерное повышение силы и специфичности тренирующего воздействия на организм по мере повышения уровня специальной работоспособности. Практически это реализуется в форме сопряженно-последовательной системы организации нагрузок различной преимущественной направленности; 3) на концентрированное использование объема специализированных однонаправленных нагрузок; 4) на разведение во времени объемных нагрузок различной преимущественной направленности; 5) на моделирование соревновательной деятельности; 6) на единую многолетнюю систему подготовки (которая будет соответствовать возрастным возможностям и подготовке спортсменов к тем нагрузкам, которые они должны будут выдержать в течение пяти – восьми лет выступлений в спорте высших достижений). Без многолетней закладки фундамента функциональной подготовки не будет стабильных максимальных результатов в течение нескольких лет. Метод моделирования соревновательной деятельности предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям, характерным для соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать задачи роста специальной физической подготовленности, дальнейшего развития ункциональных возможностей организма, а также технического, тактического и психологического совершенствования. Спортивное соревнование выступает в этом случае не только в качестве цели спортивной подготовки, но и как средство, оказывающее мощное тренирующее воздействие на спортсмена. В процессе соревновательной деятельности организм спортсмена достигает предельных уровней функционирования, которые подчас являются недоступными в условиях обычной тренировки. Расширение соревновательной практики осуществляется посредством увеличения общего количества соревнований в годичном цикле, количества выступлений спортсменов в соревнованиях подготовительного периода, выделения двух или трех соревновательных периодов в году; включения в содержание макроциклов тренировки этапов ранних и основных соревнований, использования серии стартов в качестве средства подготовки к основным соревнованиям.

64.Программирование спортивной тренировки – как адаптивная форма планирования.

Программирование в спорте представляет как логическую последовательность принятия решения при построении тренировочного процесса и управления его ходом.

Текущий адаптационный резерв (ТАР) организма - это запас адаптационной энергии, обеспечивающий организму возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения.

Большой адаптационный цикл (БАЦ) - это структурно целостная и относительно самостоятельная часть тренировочного процесса, содержание, организация и продолжительность которой предусматривают реализацию ТАР организма1. Иными словами, это завершенная фаза развития адаптационного процесса, характеризующаяся формированием относительно устойчивых морфофункциональных преобразований в организме и переходом его на этой основе на новый, более высокий, уровень специфической работоспособности.

БАЦ - это основная организационно-временная форма построения тренировки. Он должен организационно четко выделяться в рамках тренировочного процесса, соответствующим образом программироваться и последовательно повторяться во времени, но каждый раз на более высоком уровне напряженности функционирования организма. Причем решение всех спортивно-методических задач должно организационно вписываться в главную стратегическую линию тренировки, связанную с реализацией ТАР, и, что важно подчеркнуть, опираться на достигаемые при этом морфофункциональные приобретения организма.

Специфичность реакций организма на тренирующие воздействия - это известный биологический феномен, выражающийся в превращении качественных особенностей внешних воздействий на организм в его внутренние свойства.

своевременность;

объективность;

точность и достоверность;

    Функции педагогического контроля и учета.

Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся.

Значение хорошо поставленного контроля заключает­ся в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом; во-вторых, оказывает существенное воспита­тельное влияние как на педагога, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля явля­ется обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертыва­нии и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются:

своевременность;

объективность;

точность и достоверность;

полнота и информативность; простота и наглядность.

67. педагогический контроль и учет физических нагрузок

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т. д.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы.

Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики.

68. Виды педагогического контроля и учета

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1 Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2 Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3 Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4 Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5 Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения.

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа; 2) описания; 3) объяснения; 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.

69. Структура психологической подготовки.

По Курамшину:

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Психологическую подготовку следует делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в ИВС(избранного вида спорта), для достижения каждым спортсменом высшего уровня спортивного мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировки. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляется и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсменов психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлении до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степени устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

70. Интеллектуальная подготовка.

Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требования к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целенаправленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить некоторые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на познании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому усвоению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной деятельности, способность к оперативной переработке информации, полученной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в сложных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определенным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей.

знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

71.Характеристика ментального тренинга.

В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. теntai - умственный, психический) рассматривается как целостная система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена. Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов является долговременный комплексный характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой используемой вРоссии модели ментального тренинга 1 является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на выработку психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический (психоэнергетический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.

Отмеченные особенности ментальной тренировки дают в руки спортсмена возможность самостоятельной систематической психической подготовки к выступлению в ответственных соревнованиях и снимают персональную зависимость спортсмена от личности конкретного психолога.

72.Моделирование подготовки спортсмена высокой квалификации

Управление сложным, многокомпонентным процессом, каким является подготовка квалифицированных спортсменов, невозможно без наличия достоверной и объективной информации об уровне и состоянии подготовленности спортсменов. Получение информации осуществляется с помощью средств и методов педагогического контроля, базирующегося на моделировании и прогнозировании контролируемых показателей. Моделирование состояния спортсмена - это, по существу, процесс построения модельных характеристик спортсмена по основным параметрам деятельности с учётом возможного прогресса за планируемый период

Моделирование в спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса.

Одной из важных проблем применения моделирования в спорте является разработка количественных оценок модельных характеристик. В литературе широко представлены исследования по выявлению ведущих факторов, информативных показателей, в той или иной мере определяющих достижение высоких результатов в различных видах спорта, однако методология разработки количественных критериев модельных характеристик проработана не полностью.

В.Н.Платонов (1988) предлагает различать две группы моделей:

Первая группа - модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимые для достижения результата, морфо-функциональные модели, отражающие морфологические возможности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного результата, модели, характеризующие основные факторы готовности спортсмена;

Вторая группа - модели построения тренировочного процесса, этапов совершенствования спортивного мастерства.

73. Характеристика проектного моделирования.

Проектное моделирование в спорте представляет собой процесс разработки предпочтительных проектов подготовки спортсмена (команды) в соответствии с заданной целью и вытекающими из нее задачами, использованием средств и методов моделирования на основе современных информационно-компьютерных технологий.

Проектное моделирование должно опираться на прогнозирование, специальные исследования конкретных перспектив развития разработанной проектной модели. Прогнозированиестроит предположения о том, что может быть создано (создает прогнозный сценарий).

74.Повышение адаптивности модели структуры соревновательной деятельности.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптацион¬ных процессов, можно разделить на две группы: субъектные (индивидные и личностные) и объективные (средовые).

Объективные условия оказывают двойное воздействие на адаптацию человека: непосредственное и опосредованное (через субъективное отношение к ним). В психологии спорта довольно много работ посвящено изучению состава объективных условий соревновательной деятельности.Применительно к соревновательной деятельности спортсменов можно выделить две группы объективных факторов: условия деятельности и условия соревнований.

Внутренние факторы адаптированности к деятельности – это, прежде всего, адаптивно важные качества и характеристики мотивации деятельности. Личностные качества играютт роль ведущего регулятора адаптации. Психическая адаптация человека определяется выраженностью и особенностями связей стабильных характеристик личности.

Структурно-функциональное моделирование адаптации спортсменов к соревнованиям осуществлялось на основе анализа и обобщения полученных эмпирических данных.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СПОРТЕ

План

1. Общие положения технологии планирования в спорте

2. Научно-методические предпосылки планирования подготовки спортсмена

3. Основные направления плана и программы тренировки

4. Средства и методы формирования планов и программ учебно-тренировочного процесса

5. Формы (виды) планирования на этапах многолетней спортивной подготовки

6. Документы планирования

Литература

1. Общие положения технологии планирования в спорте

Задачи спортивной тренировки, решаются в результате учебно-тренировочного процесса. Под учебно-тренировочным процессом следует понимать систему планомерно организованных занятий в специально созданных для этого учебных группах (командах) под руководством тренера-преподавателя.

В учебно-тренировочном процессе условно выделяют три вида конкретных действий: планирование, реализацию запланированного, контроль.

Из этих органически взаимосвязанных операций складывается основная собственно-профессиональная деятельность преподавателя-тренера. При этом планирование обычно осуществляется предварительно, т.е. оно не входит непосредственно в учебный процесс. Контроль же частично осуществляется как в самом тренировочном процессе, так и за его пределами (например, на прикидках, соревнованиях, медицинских осмотрах и т.д.).

Прежде чем перейти к определению терминов "планирование" и "педагогический контроль" отметим, что планирование и контроль могут быть произведены, осуществлены только при наличии цели или конкретных задач. Логика взаимосвязи планирования и цели довольно проста. Она заключается в том, что без цели (задачи) ничего спланировать невозможно. С другой стороны, не имея плана действий, затруднено достижение поставленной цели.

Структурные компоненты профессиональной деятельности в спортивной тренировке и их связи можно представить в следующей схеме:


Из схемы видно, что напрямую планируется не сама цель, а непосредственное содержание учебно-тренировочного процесса, в результате реализации которого достигается поставленная цель. Педагогический контроль при этом позволяет сверять и оценивать эффективность продвижения к цели, и в случае необходимости вносить те или иные коррективы в запланированный учебно-тренировочный процесс.

После этого общетеоретического анонса в проблему планирования определим понятия "планирование спортивной тренировки" и "педагогический контроль в спортивной тренировке".

Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.

Планы целесообразно излагать на бумаге путем простого описания, графического или табличного изображения, хот в принципе планы могут быть зафиксированы не обязательно на бумаге, но и в памяти человека.

При разработке разных планов важно стремиться к конкретному, желательно количественному выражению планируемых показателей. Это существенно облегчит анализ и оценку эффективности учебно-тренировочного процесса, сделает возможным его научное осмысление и конструктивный педагогический контроль.

Педагогический контроль - это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных результатов спортивной тренировки для оценки применяемых средств, методов, нагрузок, и на их основе получение информации о качестве продвижения к цели.

Контроль считается педагогическим на том основании, что его осуществляет педагог-преподаватель. Если же контроль ведется самим занимающимся, то тогда более корректно применять термин "самоконтроль"

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:

1) методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;

2) подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;

3) составление конкретной тренировочной документации

В комплексе это определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Цель планирования - развитие тренированности и подготовленности спортсмена, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов.

Объект планирования - состояние спортсмена - оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применения тренировочных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются

1) формы планирования;

3) результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена.

При планировании тренировочно-соревновательного процесса придерживаются, следующего порядка:

1) определяют цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса.

2) на основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность;

3) определяют средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

2. Научно-методические предпосылки планирования подготовки спортсмена

Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

1) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления \ специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок);

2) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;

3) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, в командных видах спорта - команды в целом;

4) специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности.

Одним из ведущих методических положений при планировании является вариативность тренировочных нагрузок по всем компонентам:

1) число и темп повторений;

2) амплитуда и свобода движений;

3) длительность и интенсивность выполнения упражнений;

4) величина отягощений и сопротивлений;

5) смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.);

6) время (рано утром до завтрака, днем, вечером);

7) продолжительность и число занятий;

8) музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.

3. Основные направления плана и программы тренировки

Одной из существенных сторон программы управления тренировочным процессом является составление продуманного, научно обоснованного плана. Системный подход или системный принцип как организация тренировочного процесса состоит из частей, отдельные из которых имеют свои цели. Например, физическая, техническая, психологическая, тактическая подготовка хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рассмотрении преследуют разные цели.

Тренер понимает, что достигнуть общей цели можно в том случае, если рассматривать тренировочный процесс как единую систему, стремясь понять и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит добиться поставленной цели. Назначение системного анализа состоит в рассмотрении проблем, подлежащих решению в ходе планирования.

Тренер (спортсмен) принимает решение в отношении существующего состояния дел или перспективы их развития. Он имеет желание и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние, Тренеру трудно подготовить на длительный срок правильное и оптимальное решение.

Практический опыт показывает, для этого следует привлекать специалистов. Обладая специфическим опытом работы, каждый из них может внести свой вклад в решение общей проблемы, в результате чего итоги работы по своему эффекту значительно превзойдут те, что можно было бы ожидать от одного исполнителя.

Системный подход к выработке решений представляет дополнительное преимущество, так как гарантирует логику анализа и обоснованность решения; субъективный подход таких гарантий не дает. Научный анализ как логический процесс использует современные средства компьютерной техники. Научный анализ требует четкого формулирования и фиксации исходных допусков, логики рассуждений и выводов. Это означает, что процесс научного анализа может быть воспроизведен и проконтролирован после того, как решение принято и результат его реализации известен.

Основные концепции системного анализа можно рассматривать как способ определения того, что является существенным в проблеме, а также как способ, позволяющий задавать вопросы по важным аспектам учебно-тренировочного процесса. Главная цель состоит в том, чтобы помочь тренеру в постановке правильных вопросов, так как от этого зависит и правильность ответа.

В ДЮСШ планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется на весь период обучения (перспективный план), учебный год (годовой план), по периодам подготовки (циклы). Кроме того, в школе должны быть расписание занятий и календарный план спортивных мероприятий.

Перспективный план учебно-тренировочной работы включает в себя годовые планы на каждый год обучения юных хоккеистов, логически связанных между собой.

Перспективный план предусматривает постепенное сложности реальных задач и увеличение объёма и интенсивности учебно-тренировочного процесса.

Годовой план для каждой учебной группы составляется исходя из круглогодичности подготовки в соответствии с данной программой и режимов

учебно-тренировочной работы.

Планы по периодам включают в себя: подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые планируются на основании годовых планов.

Учёт учебно-тренировочной работы каждой группы ведётся тренером в специальном журнале.

Учебный материал по теоретической и общефизической подготовке в программе представлен без разделения по этапам обучения, что даёт возможность тренерам самостоятельно планировать прохождение этих этапов программы, сообразуясь с конкретными задачами подготовки и уровнем подготовленности учащихся. Степень подготовленности по общей и специальной физической подготовке определяется сдачей контрольных нормативов.

При планировании тренировочных занятий с юными хоккеистами необходимо руководствоваться годовыми графиками распределения учебных часов по месяцам и видам подготовки. Распределение учебных часов по видам подготовки в течение года может несколько изменяться в зависимости от климатических условий, а с учетом уровня подготовленности юных хоккеистов, их биологического возраста.

При планировании многолетней подготовки юных хоккеистов необходимо соблюдать последовательность и преемственность задач, средств и методов тренировки, обратив особое внимание на обеспечение всесторонней подготовленности. Повышение объёма тренировочных нагрузок должно предшествовать увеличению их интенсивности.

Категорически исключается форсированная подготовка, которая особенно пагубно отражается на детском организме. При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что энергия юных хоккеистов расходуется не только на тренировку, но и на рост организма. Поэтому тренировочная работа не должна приводить к такому расходу энергии, когда он систематически превышает её поступление. В тренировке юных хоккеистов важно строго соблюдать соотношение нагрузки и отдыха, причём отдых должен быть достаточным для полного восстановления сил.

Годичный цикл тренировочных занятий этапов подготовки делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

1. Подготовительный период охватывает отрезок времени от начала занятий до первых соревнований. Подготовительному периоду тренировок всегда следует уделять большое внимание.

Задачи подготовительного периода:

· - приобретение и дальнейшее углубление общей физической подготовленности с помощью разнообразных средств из различных видов спорта;

· - развитие выносливости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, высокий уровень которых способствует лучшему освоению технических и тактических приёмов игры;

· - изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных действий;

Дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств.

Подготовительный период подразделяется на два этапа: обще-подготовительный и специально-подготовительный. Первый из них должен быть более продолжительным, чем второй, особенно у хоккеистов младшего возраста.

На первом этапе средства общей подготовки преобладают над специальными.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением их объёма и интенсивности с преимущественным ростом объёма.

В ходе специально-подготовительного этапа соотношение общих и специальных средств подготовки изменяется до соотношения 30% / 70%, а основными средствами подготовки служат специальные упражнения на земле и на льду, постепенно повышается доля тренировочных и товарищеских игр. Проводимые в этот период игры играют вспомогательную роль и не должны подменять учебно-тренировочные занятия.

Тренировочные нагрузки на специально-подготовительном этапе продолжают возрастать, однако, не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных упражнений и соревновательных игр. По мере роста интенсивности общий объём нагрузок стабилизируется, а затем начинает уменьшаться. Снижение объёма нагрузок происходит вначале за счёт общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объём специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объёма нагрузок.

Тренировочная нагрузка должна носить волнообразный характер в тренировочной неделе (две волны: каждая из одного-трёх дней со средней нагрузкой, одного-двух дней с большой нагрузкой и одного дня с малой нагрузкой). В повторении недельных циклов (микроциклов) после 2-х недель с более высокой общей нагрузкой следует одна неделя с облегченной или умеренной нагрузкой. В результате занятий в подготовительном периоде перед началом календарных игр должен быть достигнут уровень подготовленности более высокий, чем в прошлом году.

2. Соревновательный период

Включает в себя отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

Главная его задача – достижение высоких и стабильных результатов. В младшем возрасте установка на высшие достижения носит характер отдалённой перспективы.

Задачи соревновательного периода:

· - дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;

· - изучение, закрепление, совершенствование и повышение вариативности техники;

· - овладение различными тактическими вариантами ведения игры и приобретение игрового опыта;

· совершенствование моральной и волевой подготовки. Важнейшим средством и методом всей подготовки являются игры и игровые упражнения, выполняемые в условиях, приближённых к игре. Однако в отдельные дни и недели соревновательного периода нужно включать также дополнительные тренировочные занятия, направленные на поддержание общей выносливости.

В группе спортивного совершенствования при увеличении продолжительности соревновательного периода необходимо в большей степени расширять объём средств общей подготовки путём включения промежуточных циклов (три-шесть недель), которые в общих чертах повторяют структуру подготовительного периода.

В психологической подготовке акцентируется внимание на развитие волевых качеств, связанных с непосредственным участием в соревнованиях, на проявление воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых ситуациях, на преодоление неуверенности, боязни, действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры.

Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний и умение, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.

Хоккеисты учатся распознавать команды и наиболее излюбленные приёмы игроков команд противника, составлять и анализировать выполнение тактических планов игры, разбирать проведение игры.

3. Переходный период

Начинается по окончании соревнований и продолжается до восстановления тренировок в новом годичном цикле, но он не должен быть более 1,5-2 месяцев.

Задачи переходного периода:

· - сохранение уровня общей тренированности на достаточно высоком уровне;

· - обеспечение активного отдыха занимающихся, лечение травм;

· - устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности.

В переходном периоде постепенно снижается продолжительность и интенсивность занятий, сокращается и количество практических занятий в неделю. В то же время, в этот период тренировочный процесс не должен прерываться. Должны быть созданы условия для сокращения определенного уровня тренированности. Тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным макроциклом тренировки. Это позволит начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Основное содержание в этом периоде составляет общая физическая

подготовка. При наличии льда проводится работа над устранением недостатков в

технической и тактической подготовленности.

В приложении дана примерная форма, по которой составляются планы подготовки учащихся. Они должны учитывать уровень подготовленности, достигнутый за прошедший этап подготовки, её слабые и сильные стороны, особенности тренировки, связанные со спецификой биологического становления организма юного хоккеиста, с тем, чтобы обеспечить достижение высоких и стабильных результатов в зрелом возрасте.