Приказ об увековечивании памяти. «У семи нянек дитя без глаза»: Справка о состоянии военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества. Раздел I. Общие положения

На протяжении почти 4 лет Правительство и Минобороны России не урегулировали порядок ресурсного обеспечения проводимых мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. ИА REX публикует справку «о состоянии военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества», подготовленную коллективом государственных специалистов.

публикует справку "о состоянии военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества", подготовленную коллективом государственных специалистов.

Президент РФ В.В. Путин, выступая 27 июня 2012 г. в Совете Федерации ПФ, подчеркнул, что «люди, которые отдали свои жизни за интересы Родины, не должны быть забыты». Это — позиция Главы государства. Ранее она уже была отражена в Указе Президента РФ В.В. Путина «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» от 22 января 2006 г. № 37 и в тех изменениях, которые были внесены в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1. Что фактически придало новый импульс работе по увековечению памяти павших защитников Отечества в РФ.

Таким образом, правовой основой реализации принципа «Никто не забыт, ничто не забыто!» в нашей стране являются две основные нормы — Указ Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» от 22 января 2006 г. № 37 (далее — Указ) и Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1 (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ , от 03.11.2006 № 179-ФЗ , от 23.07.2008 № 160-ФЗ , от 18.07.2011 № 213-ФЗ) (далее — Закон).

В соответствии с Законом увековечению подлежит память защитников Отечества:

— погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

— погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

— умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

— погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти также должна воздаваться и иностранным гражданам, погибшим при защите РФ. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в российскую историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Законом определены основные формы этой работы:

— сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

— сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

— занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;

— создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

— публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;

— присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;

— установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.

Законом установлено, что по решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Законом определены органы государственной власти, ответственные за проведение работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества: Министерство обороны РФ с органами военного управления, ФСБ, МВД, МИД, СВР РФ, а также Федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации (в настоящее время — Министерство связи и массовых коммуникаций РФ) и Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства (в настоящее время — Министерство культуры РФ).

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация Закон возложил на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указом В.В. Путина эта функция возложена на Минобороны России.

Законом четко определены полномочия уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, вышеупомянутых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Чтобы верно оценить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в сфере военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества, необходимо было провести небольшой сравнительный анализ вышеупомянутых нормативных актов и также документов, непосредственно регламентирующих деятельность семи ведомств — Минобороны, ФСБ, МВД, МИД, СВР, Минкомсвязь и Минкультуры России. Уже первые результаты натолкнули на грустную мысль — «у семи нянек дитя без глаза» :

I . Процесс реализации функциональных задач по увековечению памяти погибших при защите Отечества, закрепленных Законом и Указом за вышеупомянутыми субъектами права, на межведомственном уровне координируется крайне слабо, фактически лишен централизованного контроля исполнения. Функция контроля , закрепленная Законом за уполномоченным федеральным орган ом исполнительной власти, т.е. за Минобороны России — согласно Указу, в Положении о министерстве (действующая ред. утверждена Указом Президента РФ от 12.07.2012 № 979) не отражена .

Последствия:

— На протяжении почти 4 лет с момента издания Указа порядок организации выполнения уполномоченным федеральным органом возложенных на него полномочий не был определен, и правовой акт, регламентирующий эту деятельность, не издан.

— Правовые основы и порядок деятельности Минобороны России, как уполномоченного органа, его взаимоотношения с иными федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части ресурсного обеспечения деятельности, изначально определены не были, что негативно отразилось на этапных итогах военно-мемориальной работы. При этом отсутствие регламентированного порядка деятельности Минобороны России как уполномоченного федерального органа исполнительной власти существенно затруднило решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществление контроля за использованием средств, выделяемых на эти цели из бюджетов различных уровней, а также иных поступлений и пожертвований.

— Полномочия по осуществлению контроля за исполнением данного Закона даже непосредственно в Минобороны России, в том числе за хозяйственной и финансово-экономической деятельностью подчиненных организаций, участвующих в проведении военно-мемориальной работы, был организован и осуществлялся только до реорганизации Военно-мемориального центра Вооруженных Сил РФ в Управление Минобороны России (по увековечению памяти погибших при защите Отечества). Утвержденными начальником Тыла Вооруженных Сил РФ — заместителем Министра обороны РФ 17 февраля 2009 г. задачами Управления Минобороны России функции контроля были исключены.

— Не способствовала активизации мер по увековечению памяти погибших при защите Отечества недостаточная урегулированность правоотношений между Минобороны России, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, и органами местного самоуправления и прочими участниками процесса, особенно в части выполнения межправительственных соглашений, определенных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. № 1026 «Об организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях», и порядка регистрации прав на земельные участки, переданные под воинские захоронения.

— Не был регламентирован порядок межведомственного взаимодействия, в том числе в части реализации полномочий МИД России и Минобороны России по организации учета и паспортизации имеющихся военно-мемориальных объектов.

II . Зафиксированные в Законе функциональные задачи по увековечению памяти погибших при защите Отечества не нашли четкого отражения в документах, регламентирующих деятельность вышеупомянутых государственных органов — положениях о министерствах и ведомствах, нормах прямого действия — специальных федеральных законах. Отсутствие в вышеупомянутых положениях и законах предписанных Законом министерствам и ведомствам задач привело, с одной стороны, к видимому параллелизму в работе ведомств по увековечению памяти погибших при защите Отечества («все занимаются всем»), и частичному выпадению из сферы их деятельности ряда поставленных Законом задач, с другой стороны:

Последствия:

— Координация мероприятий по обеспечению поисковой работы в целом должна осуществляться Минобороны России (статья 11 Закона), в том числе как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако, как показала практика, должный порядок и взаимодействие в этой работе между Минобороны России и общественными поисковыми объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в правовом, организационном и практическом отношении не определены и не налажены, что существенно отражается на эффективности проводимых поисковых мероприятиях.

Так, директивными документами Минобороны России и Генерального штаба ВС РФ на органы военного управления (в соответствии со статьей 11 Закона) были возложены функции по оказанию необходимой практической помощи поисковым формированиям в организации и проведении поисковых работ на местности и в военных архивах; в обследовании местностей, где велись боевые действия, с целью выявления незахороненных останков погибших защитников Отечества, а также организация питания поисковых отрядов и снабжение их горюче-смазочными материалами (на платной основе). При этом порядок и условия реализации возложенных на органы военного управления функций по оказанию данным формированиям практической помощи в проведении поисковых работ, захоронении останков погибших, благоустройстве воинских захоронений, организации питания и обеспечения их горюче-смазочными материалами не определены.

— Распоряжением Правительства РФ «О Концепции федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах» от 28 июля 2011 г. № 1317-р Минобороны России, определенному в качестве государственного заказчика данной ФЦП, поручено обеспечить разработку проекта Программы, прогнозной стоимостью в 2500 млн. руб., и внести его в установленном порядке в Правительство РФ.

В результате проблем, возникших у Минобороны России при составлении проекта, она не была включена в одобренный на заседании Правительства РФ перечень программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов. Минэкономразвития России письмом от 2 октября 2009 г. № 16586-00/Д17 сообщило, что в процессе рассмотрения проекта концепции указанной ФЦП выявлен ряд нарушений и недостатков. Предложенная программа к реализации с 2011 года не была включена в перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и только после устранения отмеченных недостатков может быть рассмотрена в установленном порядке при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Кроме того, анализ проекта ФЦП показал, что в ней раскрывается комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы увековечения памяти погибших при защите Отечества, что способствует проведению единой федеральной политики в данной области. Исходя из этого, ответственность за реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств было предложено возложить на Минрегион России и МИД России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Однако решением 26 заседания Российского организационного комитета «Победа» от 26 декабря 2007 г. (пункт 13) формирование проекта федеральной целевой программы, рассчитанной до 2015 года, рекомендовано Минобороны России. Вместе с тем проектом распоряжения Правительства РФ об утверждении концепции предусматривалось, что разработку проекта программы должно осуществлять Министерство регионального развития РФ.

— На МИД России возложены полномочия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территории иностранных государств, а также по организации учета и паспортизации воинских захоронений на территориях иностранных государств.

В центральном аппарате МИД России база данных учета и паспортизации воинских захоронений по информации на 2010 г. отсутствовала в связи с тем, что полномочия по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств, возложены на Минобороны России. Сведения, полученные из загранучреждений МИД России, направлялись в Минобороны России для осуществления централизованного учета и паспортизации имеющихся за рубежом воинских захоронений. При этом порядок взаимодействия МИД России и Минобороны России в части реализации возложенных на них полномочий по организации учета и паспортизации военно-мемориальных объектов регламентирован не был. Отсутствовала также и утвержденная форма учетных данных паспортизации воинских захоронений.

III . Бюджетирование работ по исполнению министерствами и ведомствами возложенных Законом задач затруднено в силу непрописанности этих функций в положениях и законах, регламентирующих основную деятельность министерств и ведомств и определяющих направления и объемы их финансирования из федерального бюджета.

Последствия:

— В соответствии с Законом органы местного самоуправления выполняют задачи по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории РФ. Принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления меры по содержанию в порядке, благоустройству и сохранности мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, были недостаточны.

— Минобороны России на протяжении ряда лет с момента издания Указа не был урегулирован в правовом отношении порядок проведения финансирования и выдачи лицензий на поисковые работы по выявлению неучтенных воинских захоронений защитников Отечества на земельных участках, предоставляемых для строительства (на территориях, где велись боевые действия).

— 2007-2010 гг. не выделялись средства федерального бюджета на выполнение МВД России полномочий по обеспечению общественного порядка при проведении поисковой работы, осуществлению приема стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, учета погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; участия в установлении сведений о пропавших без вести.

— Из-за неурегулированности вопросов финансирования 2007-2010 гг. не обеспечивалась необходимыми ассигнованиями деятельность российских частей смешанных межправительственных комиссий по обеспечению выполнения соглашений о воинских захоронениях, а также Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, и российской части Совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести.

— В 2007-2009 гг. из-за отсутствия бюджетных ассигнований на расходы по содержанию воинских захоронений на территориях воинских гарнизонов не выполнены в полном объеме возложенные на начальников гарнизонов функции по содержанию воинских захоронений на территориях воинских гарнизонов 13 закрытых административно-территориальных образований в 7 субъектах РФ (Приморский и Камчатский края, Кировская, Мурманская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская области). Из имеющихся на их территориях 38 воинских захоронений в удовлетворительном состоянии находились лишь 16 захоронений (42%), в неудовлетворительном — 11 захоронений (29%). Потребность в денежных средствах на реконструкцию захоронений составляла около 30,0 млн. рублей.

— Возложение Законом полномочий по содержанию и благоустройству военно-мемориальных объектов на органы местного самоуправления, которые зачастую являются дотационными и, соответственно, не могут изыскивать требуемые объемы финансовых затрат на эти цели, приводит к неравномерной нагрузке на их бюджеты.

Так, некоторые из них (особенно из числа тех, на территориях которых не велись боевые действия) вообще не несут на эти цели никаких финансовых затрат, другие же из-за значительного количества военно-мемориальных объектов на их территориях имеют ограниченные возможности по изысканию денежных средств на их содержание и обеспечение сохранности. В результате не обеспечивается в полном объеме эффективное выполнение и реализация возложенных на органы местного самоуправления полномочий, что негативно влияет на качественное состояние воинских захоронений и военно-мемориальных объектов.

Все изложенное выше можно подкрепить выводами, сделанными Коллегией Счетной палаты РФ 22 января 2010 г. по результатам рассмотрения отчета о результатах «Тематической проверки эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на проведение военно-мемориальной работы в РФ», проведенной по обращению Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 3 июня 2009 г. № 3.5-31/826.

Была проверена, в частности, деятельность Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества, МИД, МВД и ФСБ России, Правительств г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области за период 2007-2008 гг. и I полугодие 2009 г.

По результатам проверки среди прочего было отмечено:

1. На протяжении почти 4 лет Правительство и Минобороны России не урегулировали порядок ресурсного обеспечения проводимых мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Указом Президента РФ от 22 января 2006 года № 37 Правительству РФ поручалось в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые и иные вопросы, связанные с реализацией данного Указа, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим Указом.

Однако только более чем через 1,5 года было принято постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 802 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 22 января 2006 года № 37», которым лишь частично регламентировано финансовое обеспечение функций, возложенных на уполномоченный федеральный орган (на осуществление руководства работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координации, в том числе — на обеспечение координации поисковой работы), за счет средств, предусмотренных для Минобороны России в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом практически не определены правовые основы решения вопросов порядка формирования и использования как средств федерального бюджета, необходимых на расходы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, так и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Отсутствие четко выработанного порядка финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества явилось одной из основных причин серьезных просчетов и недостатков в организации военно-мемориальной работы, особенно в части содержания и сохранности воинских захоронений, а также их учета.

При этом наибольшие проблемы здесь испытывали органы местного самоуправления, являющиеся в своем большинстве дотационными и не располагающими достаточными средствами на эти цели.

2. Правительство РФ не выполнило поручение, содержащееся в Указе Президента РФ от 22 января 2006 года № 37 и касающееся внесения необходимых изменений в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», особенно в статью 11, предполагавшую, что Минобороны России не будет определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Учитывая, что Минобороны России в одном лице руководит деятельностью по увековечению памяти погибших при защите Отечества и выполняет собственные поручения, необходимость внесения изменений является очевидной.

Легендарному русскому полководцу А.В. Суворову принадлежат слова: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат».

Закон, вводя понятие поисковой работы, регламентирует процесс ее ведения, определяет ее участников. Так, Законом установлено, что поисковая работа проводится в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести. Она организуется и ведется уполномоченными общественными объединениями при участии органов военного управления на местах, органов муниципальной власти и при участии в силу полномочий всех перечисленных в Законе органов государственной власти.

С целью объединения поискового движения в августе 1991 г. была создана Ассоциация поисковых объединений, оформленная как самостоятельная юридическая организация. После распада СССР в РФ была образована общественная поисковая организация «Союз поисковых отрядов», с июля 2003 г. — Фонд «Союз поисковых отрядов», в состав которого входят 5 межрегиональных, 50 республиканских, краевых и областных поисковых объединений, всего более 600 поисковых отрядов общей численностью свыше 40 тыс. человек.

Проведение мероприятий поисковой работы органами местного самоуправления и поисковыми отрядами на территориях, где велись боевые действия, а также организация церемоний захоронения останков погибших воинов и прием огнестрельного оружия и боеприпасов, обнаруженных в ходе поисковой работы, осуществляются при содействии органов МВД, ГУВД и УВД по субъектам РФ.

В силу слабой координации действий участников процесса со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти, дробления между заинтересованными ведомствами бюджетного финансирования работ, при сложившейся установке на привлечение внебюджетных — частных и благотворительных — источников финансирования работа поисковых отрядов приобрела подвижнический характер и ведется зачастую на голом энтузиазме поисковиков при посильной помощи местных органов власти и военных комиссариатов. В соответствии с Законом источниками финансового обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Учитывая многозвенность и многоступенчатость существующей системы финансирования военно-мемориальных мероприятий, определить общие расходы на эти цели в рамках проводимой проверки не представляется возможным.

Отражение ситуации, сложившейся в сфере военно-мемориальной работы, будет неполным без рассмотрения еще одного субъекта деятельности по увековечению памяти защитников Отечества, правда, не охваченного Указом Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» и Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для разработки и реализации программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов Правительством РФ был учрежден «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ» (Росвоенцентр, Устав утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 317).

Росвоенцентр призван взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, научными и образовательными учреждениями, предприятиями, профсоюзными, ветеранскими, другими общественными и религиозными организациями, творческими союзами, сотрудничает с зарубежными и международными организациями в целях решения следующих задач:

— разработка и реализация с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ветеранских и профсоюзных организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений мероприятий, направленных на решение проблем военно-патриотического воспитания молодежи и повышения обороноспособности страны во исполнение Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральных законов «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

— обеспечение проведения военно-мемориальных мероприятий, культурно-просветительной, творческой, научно-образовательной и издательской деятельности, пропаганды и освещения в средствах массовой информации материалов, раскрывающих героическую историю и боевые традиции российской армии и флота;

— содействие развитию взаимовыгодных культурных и научных связей с зарубежными странами, с организациями ветеранов по вопросам военной истории, проблемам ветеранов и военно-патриотического воспитания молодежи;

— объединение усилий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, профсоюзных, ветеранских, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов и граждан для решения проблем ветеранов, осуществления мер по созданию условий, обеспечивающих их социально-экономическое и моральное благополучие; организационно-техническое обеспечение деятельности Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов по вопросам, касающимся реализации планов и программ Росвоенцентра.

Директор Росвоенцентра назначается Правительством РФ. Финансирование деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований, а также добровольных взносов, вкладов и пожертвований от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, а также иностранных инвестиций и грантов.

Деятельность Росвоенцентра по выполнению мероприятий, связанных с реализацией межправительственных соглашений мемориального характера, осуществляется в соответствии с «Государственным заданием федеральному государственному бюджетному учреждению при Правительстве РФ (Росвоенцентр) на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» с учетом распределение предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета для Росвоенцентра (Письмо Управления делами Президента РФ от 26 июля 2011 г. № УДИ-1-972) в размере: на 2012 финансовый год — 41462 тыс. руб., 1-й год планового периода 2013 — 41560,1 тыс. руб., 2-й год планового периода — 41858,8 тыс. руб.

В декабре 1991 г. министерствами обороны России и Италии учреждена Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы». С 2000 г. по обоюдному согласию сторон учредителями Ассоциации «Военные мемориалы» стали Минобороны России и Росвоенцентр. Позднее в состав учредителей-членов Ассоциации вошли также Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Главным направлением деятельности Ассоциации является осуществление практических мероприятий по реализации межправительственных соглашений о воинских захоронениях, которые к настоящему времени заключены с Венгрией, Италией, Германией, Монголией, Польшей, Словакией, Финляндией, Чехией, Японией, Румынией и Латвией. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 1615-р Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» названа единственным исполнителем работ по обеспечению сохранности и содержанию иностранных воинских захоронений (в том числе вновь обустраиваемых) на территории РФ, предусмотренных международными договорами РФ с иностранными государствами.

Росвоенцентр совместно с Ассоциацией «Военные мемориалы» проводят важнейшую работу по увековечению памяти защитников Отечества, не являясь при этом субъектами Указа Президента России «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» и Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Что вносит дополнительные сложности в координацию деятельности семи ведомств и региональных органов власти, т.к. функциональные задачи Росвоенцентра и Ассоциации «Военные мемориалы» их дублируют. А уставная задача Росвоенцентра по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по сути своей противоречит положениям Указа и Закона, возлагающих эти задачи на Минобороны России.

Все перечисленное выше может свидетельствовать об одном: деятельность государственных ведомств и муниципальных органов власти по увековечению памяти защитников Отечества в настоящее время практически не координируется, процесс на исполнительском уровне не контролируется, сбалансированность в вопросах финансирования этого важнейшего государственного проекта полностью отсутствует.

Представляется необходимым создание в интересах четкой координации действий по военно-мемориальной работе, направленной на увековечение памяти защитников Отечества, специального рабочего и консультационного органа с предлагаемым названием «Росмемориал».






Телефоны:




E-mail: [email protected]

Ниже приведен примерный текст письма,


Начальнику Управления

при защите Отечества

Иванов Степан Петрович
г. Иваново,
ул. Летняя, д. 99, кв. 99
тел.: 8 999-999-99-99
__ января 201__ г.





С уважением,

Вышеуказанный вариант написан для увековечения воина, погибшего за рубежом...
Для увековечения воина в пределах России нужно писать запросы в райвоенкомат и Администрацию района по месту его первичного захоронения или перезахоронения.
http://www.polk.ru/forum/index.php?s=b82d2ef03185b50f66e0157e8d369286&showtopic=4546

Нажмите, чтобы раскрыть...

Если Вы нашли информацию о захоронении своего погибшего при защите Отечества родственника, но установили, что его память не увековечена (его фамилия не значится на мемориальных плитах воинского захоронения), Вы имеете право обратиться в государственные органы с просьбой об увековечении.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязанности по увековечению памяти погибших при защите Отечества воинов возложены на
Управление Министерства обороны Российской Федерации
(по увековечению памяти погибших при защите Отечества)

Адрес 119160, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, дом 12 А
Телефоны:
Дежурные: +7 926 293-12-93; +7 926 239-07-55
Военно-мемориальный отдел: +7 926 293-12-92
Отдел международной деятельности: +7 926 293-56-53
Специальный отдел: +7 926 293-12-73
E-mail: [email protected]

Ниже приведен примерный текст письма, которое можно направить в адрес Управления для ускорения процесса увековечения.
В приложении к письму целесообразно указать перечень документов (приложить копии документов), подтверждающих факты гибели воина при защите Отечества и его захоронения (документы из ЦАМО, Извещения из части и справки военкоматов, ссылки на obd-memorial.ru, распечатки (сканы) страниц списка из ОБД Мемориал, Книги Памяти и т.п.).

Министерство обороны Российской Федерации.
Начальнику Управления
по увековечению памяти погибших
при защите Отечества

Иванов Степан Петрович
г. Иваново,
ул. Летняя, д. 99, кв. 99
тел.: 8 999-999-99-99
__ января 201__ г.

Мой дед, старший сержант 622-го сп 124-й сд Иванов Иван Иванович, в ходе Восточно-Прусской операции был убит 13 февраля 1945 года, первоначально захоронен в населенном пункте Альтхоф Восточной Пруссии.
В послевоенные годы перезахоронен в братскую могилу на ул. Центральной поселка Корнево Багратионовского района Калининградской области.
По имеющимся у меня данным имя Иванова Ивана Ивановича на настоящий момент не увековечено.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 802 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» прошу увековечить имя Иванова Ивана Ивановича на братской могиле на ул. Центральной поселка Корнево Багратионовского района Калининградской области.
С уважением,
_____________________ Иванов Степан Петрович.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об увековечении памяти погибших при защите Отечества


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 250, 08.11.2006);
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 159, 22.07.2011);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, N 0001201712060035) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2018, N 0001201807190049).

____________________________________________________________________

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Раздел I. Общие положения

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечению подлежит память:

погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Раздел II. Захоронения погибших при защите Отечества

РАЗДЕЛ II
Захоронения погибших при защите Отечества

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств - Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 213-ФЗ .

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Раздел III. Поисковая работа

РАЗДЕЛ III
ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Статья 8. Организация поисковой работы

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Раздел IV. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

(наименование раздела в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 179-ФЗ .

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;

разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе захоронений, расположенных на территориях других государств;

в установленном им порядке организует централизованный учет мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)

устанавливает порядок периодичности горения Огня памяти;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)
____________________________________________________________________
Абзацы пятый - восьмой части первой предыдущей редакции считаются соответственно абзацами седьмым - десятым части первой настоящей редакции - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ .
____________________________________________________________________

осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Министерство обороны Российской Федерации:

по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации:

ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учет погибших из числа своих военнослужащих и сотрудников;

осуществляет прием и временное хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, с последующей его передачей в органы внутренних дел;
Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ .





Федеральная служба безопасности Российской Федерации:



принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

осуществляет прием и хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ .

ведет учет погибших лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере средств массовой информации:

обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;

обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и искусства:

организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

создают резерв площадей для новых воинских захоронений;

осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ .

Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. ответственность за нарушение настоящего Закона

РАЗДЕЛ V
Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4293-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" см. по ссылке .



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. С этой целью принят Закон РФ от 14 января 1993 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Согласно этому Законуувековечению подлежит память:

1. Погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

2. Погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

3. Умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

4. Погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

1. сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков;

2. сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

3. занесение фамилий погибших при защите Отечества в книги Памяти;

4. создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

5. публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;

6. присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;

7. установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.

По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.


Захоронение не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Воинские захоронения подлежат государственному учету . На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве РФ, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.

Полномочия органов управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

Министерство обороны Российской Федерации:

1. Разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

2. Участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

3. Ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

4. Координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы;

Участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

5. Участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

6. Рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

1. Принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;

2. Оказывают практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

3. Осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

4. Участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

5. Ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

6. Оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, осуществляться за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из бюджета Российской Федерации.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Таким образом, все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством, а лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.