Это миротворец, участник движения за мир во всем мире. Кто такой пацифист? Герой положительный или отрицательный?! Знаменитые пацифисты

Слово «пацифист» все мы слышали. Однако иногда неправильно (или неточно) понимаем его значение. Многие уверены: понятие употребляется для обозначения одного из молодежных течений – чего-то наподобие модного в семидесятые годы прошлого столетия хиппи. Доля истины в этом мнении есть. Но именно доля.

На самом деле пацифист – это не просто свободолюбивый мирный человек, выступающий за отмену жесткого контроля над личностью. Истинный пацифист – это противник любого рода военных действий. В общем, это человек, который «за мир во всем мире», если говорить широко. Познакомимся с этой интересной личностью подробнее.

Угроза ядерного апокалипсиса усиливает пацифистские настроения,
с распространением пацифизма война отступает и расцветает торговля,
торговля повышает доходность мира и убыточность войны.
Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества
Пояснение к цитате: Автор популярно разъясняет, как связано сокращение числа войн с появлением ядерного оружия.

Откуда «ноги растут»

Пацифист – это представитель идеологии, не принимающей войну, убийство, нанесение членам противной группировки каких-либо телесных повреждений.

Неважно, чем обусловлен военный конфликт и какие цели преследуют враждующие стороны – его следует загасить, вне зависимости от того, сражение ли это на мировом уровне или локальная «войнушка» между подростками, как говорили в 90-е, «на районе».

Буквальное значение слова, если перевести его с латыни, - «делать мир». На языке древних латинян и римлян термин пишется «pacificus».

Наверняка, человечество знало пацифистов еще в те времена, когда одни первобытные личности в одеяниях из шкур медведей притесняли других, пытаясь отогнать их с более выгодных и удобных для жизни территорий и отвоевать для себя лучших представительниц прекрасного пола.

Скорее всего, уже тогда мир делился на тех, кто хотел и умел наступать, тех, кто бесстрашно давал отпор, и тех, кто безропотно принимал свою незавидную участь, не желая проливать ничью кровь.

В тот период истории, когда зародилось христианство, уже смело можно ссылаться на исторические источники, зафиксировавшие действия настоящих пацифистов. Это были первые христиане, которым глубоко претили разврат и разнузданность римского войска. Они просто-напросто отказывались воевать.

Разумеется, таких «отступников» ждала расплата – казнь. Надо отметить, что не всегда причиной отказа от участия в сражениях служило неприятие убийства как такового. Возможно, воюй эти рыцари пацифизма за другие идеалы, они бы и остались в рядах наступавших. Но историю вспять не повернешь.

Итак, мы теперь знаем, что понятие «пацифизм» пришло к нам из далекого прошлого. Пацифист – это человек, который отрицает необходимость войны и убийства, которому чужды любая агрессия, насилие, применяемые в любой ситуации.

Признаки пацифиста

Можно ли буквально с первого взгляда определить, что перед вами человек, выступающий против утверждения «Добро должно быть с кулаками»? Можно!

Вот они, признаки истинного пацифиста:

  • человек не высказывает агрессии по отношению к кому бы то ни было;
    мягко осуждает вмешательство правительства в любые локальные конфликты на международном уровне;
    отказывается служить в армии.
Обратите также внимание на природный темперамент вашего собеседника: пацифистом с большей долей вероятности станут меланхолик и флегматик, и с гораздо меньшей – холерик.

Плюсы и минусы пацифизма

Каковы плюсы и минусы пацифизма? С одной стороны, может показаться, что отрицательных сторон в этом явлении нет вовсе. Не давать агрессивный отпор обидчику – это же здорово! Подставить левую щеку, когда бьют по правой – это так по-христиански, так самоотверженно. Такой поступок должен пробудить совесть у самого злобного и коварного врага и превратить его в ягненка.

На самом деле не так-то все просто!

Здоровая доля агрессии должна быть в каждом человеке. Можно это именовать и по-другому:

  • азартом;
    честолюбием;
    жаждой справедливости;
    желанием защитить себя и своих близких.
Это нормально и естественно. Представьте себе, что стало бы, например, со сказочным Иваном-царевичем, если бы он, объявив себя пацифистом, отказался от боя со Змеем Горынычем? Прекрасная Василиса до сих пор сидела бы в плену у злодея, царь-отец безутешно рыдал, а сам Иван превратился в бы в объект народных насмешек. И никакого хеппи-энда.

Легко быть пацифистом, когда нет войны, но сможешь ли ты не очернить свои руки, когда захотят убить того, кто тебе дорог?
Александрина Бобракова. Адам


Недостатков у пацифизма хватает. Люди, которые никогда не нарушают его принципов, сами страдают:
  • не добиваются высот в карьере;
    слывут слабаками и не получают уважения в своей среде.
Если бы в период Второй Мировой войны армия Советского Союза состояла из одних пацифистов – страшно представить, какой конец ожидал бы человечество. Вероятно, мы с вами не рассуждали бы сейчас о психологических аспектах понятия «пацифизм»: пацифистов бы не было. Впрочем, как и их антагонистов – милитаристов (таков антоним к слову «пацифист»). Вообще никого бы не было живого.

С другой стороны, идея пацифизма изначально прекрасна. Только вдумайтесь: нет войн на Земле. Нигде, ни в Ираке, ни в Афганистане, ни в Сирии! Не устраивают разборок подростки, не дерутся дети. Утопия, одним словом!

Действительно, если бы все человечество состояло только из мирных индивидуумов, уступающих друг другу место в автобусе, жизнь на нашей планете стала бы по-настоящему прекрасной! Так что маленькое семечко идеи пацифизма должно обязательно когда-нибудь дать замечательные всходы.

Вероятно, мы к этому еще придем. Не случайно сегодня гуманизм «в тренде», причем уже не одно десятилетие. А пока, увы, "Добро должно быть с кулаками".

Постоять за себя и за свою любимую – могу! В глаз дать, как пацифисту в душе, будет, конечно, неприятно, но если других аргументов больше нет, мужчина прибегает к действию.
Сергей Витальевич Безруков

Известные пацифисты мира

Теперь давайте, фигурально выражаясь, "стряхнем с сапог пыль столетий" и обратим взгляд в наше время.
Что значит «пацифист» (то есть сам термин), вы поймете без дополнительных объяснений, если немного поднапряжете память.

Вспомните такие имена, как:

  • Джон Леннон;
    Лев Толстой;
    Альберт Эйнштейн.
    Джордж Бернард Шоу;
    Махатма Ганди;
    Олдос Хаксли;
    Далай-лама XIV;
    и еще много известных нам личностей.
Что объединяло таких разных личностей, кроме огромного таланта?

Все они в той или иной мере поддерживали теорию пацифизма :

  • Джон Леннон не признавал войну.

    Лев Толстой разработал собственную систему взглядов, которую его последователи характеризуют как «непротивление злу насилием». Писатель полагал: если оказывать сопротивление человеку, который оскорбляет нас и ведет себя агрессивно, количество зла в мире будет только увеличиваться вследствие вспышек ответной агрессии.

    Оригинальна была позиция Эйнштейна. В свое время ему пришлось принимать участие в разработке атомной бомбы. Он даже торопил президента Рузвельта, говоря в направленном ему письме: «Если вы не продвинетесь в ближайшее время в отношении разработки ядерного оружия, это сделает фашистская Германия. Поспешите!».

    Так что, Эйнштейн был ярым приверженцем мира во всем мире – просто он не видел иных путей достижения мира, кроме как держать потенциальных захватчиков «под прицелом». Правда, он сам же потом винил себя в том, что человечество получило в свое распоряжение страшное атомное оружие.

Я не просто пацифист, я воинствующий пацифист.
Я готов бороться за мир.
Ничто не закончится войной, если сами люди откажутся идти на войну.
Альберт Эйнштейн


Пожалуй, уместно будет здесь сказать пару слов еще об одном человеке, всю жизнь свою положившем на алтарь служения близким. Речь идет о матери Терезе. Эта женщина несла пальмовую ветвь мира всюду, где бы ни появлялась. Она помогала всем страждущим, независимо от того, кем они были и на чьей стороне выступали.

Для истинного пацифиста существует только одна ценность, которая выше всех прочих, - человеческая жизнь.

Заключение

Как видим, к понятию «пацифизм» и его сторонникам, пацифистам, можно относиться по-разному. Нельзя сказать однозначно, хорошо быть пацифистом или плохо. Все зависит от ситуации, в которой вы оказались.

А как бы вы объяснили это понятие своим детям? Например, так: «пацифист – это человек, который никогда не будет воевать с другими », или иными словами? Хочется ли вам видеть их людьми, настроенными решительно против любых военных действий и конфликтов? Насколько благожелателен современный мир к настоящему пацифисту?

Определение и концепция пацифизма.

Неприятие военных и насильственных методов как средства урегулирования конфликтов. Термин «пацифизм» происходит от латинских слов pax – мир и facere – делать, создавать, творить; соответственно, pacem facere означает миротворчество. Возникновение данного термина относится к началу 20-го века (1901 г.), когда Эмиль Арно, в то время президент «Международной лиги мира и свободы», предложил новый термин, вскоре ставший общепризнанным. Таким образом, пацифизм является относительно молодым понятием, хотя идея так же стара, как и само человечество.

С точки зрения пацифизма война не считается легитимным способом или инструментом достижения политических целей. Концепция пацифизма охватывает широкий диапазон взглядов, начиная от убеждения, что международные конфликты могут и должны решаться исключительно мирным путем; к антимилитаризму, призывам к ликвидации вооруженных сил и упразднению военных институтов, и заканчивая безусловным и полным отказом от любых форм насилия и абсолютным неприятием всех войн, в том числе оборонительных. Главное отличие между различными подходами заключается в представлении о том, какой метод достижения мира более эффективный.

Пацифисты также стремятся к развитию надежных мирных структур, способных организовать и направить международное сообщество на установление и поддержания международного мира и безопасности в качестве альтернативы силовым методам. Сегодня, в эпоху Организации Объединенных Наций, правительства всех стран стремятся, по крайней мере на словах, к поддержанию дружественных отношений и расширению международного сотрудничества, и в этом смысле являются пацифистскими.

История пацифизма.

История пацифизма тесно связана с господством христианской системы ценностей. Основные идеи пацифизма уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако в то время также развивалась концепция «Римского мира»: мира, поддерживаемого римскими легионами на покоренных территориях. Такая концепция олицетворяла пацифизм процветающей имперской державы, в котором жестко централизованные административная и правовая системы «держат в узде» регионы, народившиеся прежде в хроническом состоянии войны.

После обращения в христианство императора Константина (311 г. н. э.) доктрина bellum iustum или «справедливой войны» была принята на вооружение идеологией христианства, отодвинув пацифизм на задний план церковной мысли и практики. Доктрина справедливой войны как оправдание войны достигла кульминации в период средневековых крестовых походов. После открытия Америки и начала испанской колонизации концепция справедливой войны была возрождена как противовес монархическому волюнтаризму. Теоретики естественного права 17-го века, в частности , также внесли свой вклад в развитие данной доктрины.

Теории естественного права способствовали развитию позитивного права народов, базирующегося на обычаях и договорах. Право народов вытекало из принципа суверенитета. Суверенитет же подразумевал, что государства имеют право самостоятельно решать, можно ли войну, которую они развязали или хотели развязать, считать «справедливой войной». Постепенно было признанно, что решение о войне или мире является прерогативой суверенитета. Таким образом, сформировалось ius ad bellum или право войны.

Движение за мир начало усиливаться со второй половины девятнадцатого века. С целью объединения противников войны стали регулярно созываться всемирные конгрессы и конференции в защиту мира. На первом Всеобщем конгрессе мира, состоявшемся в 1843 году в Лондоне, рассматривались такие вопросы, как проведение конгресса народов, использование международного арбитража как средства предупреждения международных конфликтов, пропаганда против войны и контроль за изготовлением и продажей оружия и боеприпасов.

В этот период начинает осуществляться интенсивная кодификация законов и обычаев, относящихся к вопросам войны и мира, и дополнение их принципиально новыми и весьма важными в гуманитарном отношении правилами миротворчества, предотвращения войны и защиты мира.

В 1899 году по инициативе императора России Николая I проведена первая Мирная конференции в Гааге, решением которой была учреждена Постоянная палата третейского суда – первая международная организация для мирного разрешения межгосударственных споров.

Однако пацифистское движение того времени не оказывало существенного влияния на развитие международного публичного права. Гаагские конференции и последующие ограничения на средства и методы ведения военных действий были скорее результатом рационального военного мышления государств-участников, нежели воплощением пацифистских идей. Однако тот факт, что такие договоры были политически возможны, демонстрирует некоторое влияние пацифизма на развитие международного права того времени. Выдающиеся пацифисты, такие как немецкий юрист Вальтер Шеккинг, даже считали Гаагские конференции первым шагом на пути к Всемирной конфедерации. Такая конфедерация должна положить конец существованию национальных государств, которые, с их точки зрения, являлись основной причиной всех войн.

Пацифизм в 20-м веке и его значение в развитии международного публичного права.

Лига Наций, основанная после Первой мировой войны, была первой международной миротворческой организацией. Преамбула Устава Лиги Наций признавала существование «обязательств не прибегать к войне». Война считалась предметом озабоченности всей Лиги (статья 11), но применение силы как таковой не запрещалось.

Пакт Келлога-Бриана (1928 г.) впервые запрещал войну как таковую и поэтому считается действительно пацифистским договором. В этом договоре война в качестве инструмента национальной политики осуждалась и объявлялась вне закона. Кроме того, было предусмотрено, что урегулирование всех споров должно осуществляться исключительно мирными средствами. Однако, даже если прямо не указывалось, право на самооборону ничем не ограничивалось. Решение о наличии достаточных оснований для применения права на самооборону отдавалось на усмотрении самих государств-участников. Еще одним недостатком Пакта Келлога-Бриана было то, что речь шла скорее о войне, чем о вооруженных конфликтах в целом. Таким образом, применимость пакта зависела от классификации ситуации как войны. Наконец, сам Пакт Келлога-Бриана не содержал положений, касающихся порядка урегулирования межгосударственных споров. С этой целью вскоре после подписания Пакта Келлога-Бриана был подготовлен Общий акт о мирном разрешении международных споров, но он был ратифицирован только 24 государствами.

Это свидетельствовало о том, что государства не желали создавать стабильную и всеобъемлющую систему поддержания и защиты мира и в данном отношении они не были пацифистскими. Тем не менее, договор никогда не прекращал своего действия, и пацифистский запрет на обращение к войне можно рассматривать как действующий принцип международного права.

После Второй мировой войны, причинившей беспрецедентные по своим масштабам страдания, идеология пацифизма стал очень популярной, и ее влияние на международное публичное право значительно усилилось. Устав ООН установил полный запрет на угрозу силой или ее применение и в этом смысле считается пацифистским. Устав ООН также позволяет избежать других недостатков Лиги Наций и Пакта Келлога-Бриана, поскольку в него включены положения о субъектах самообороны, мирном урегулировании международных споров и , дополняющие общий запрет на применение силы. Единственными исключениями из запрета угрозы силой или ее применения являются индивидуальная или коллективная самооборона в случае вооруженного нападения на члена ООН (статья 51 Устава ООН) и коллективные меры, санкционированные Советом Безопасности (статья 42 Устава ООН).

В Декларации о дружественных отношениях 1970 года говорилось о «об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства». В Определении агрессии 1974 года вновь подтверждается и разъясняется запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН. Согласно последним двум резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН политические или экономические причины никогда не могут легитимизировать применение силы. Поэтому можно сделать вывод о том, что Устав ООН является первым действительно миротворческим договором.

В период «холодной войны» противостояние США и СССР могло в любой момент перерасти в широкомасштабную ядерную войну, означавшую конец цивилизации, чего следовало избежать любой ценой. Относительно того, как обеспечить поддержание мира, тогда существовало две точки зрения. С первой позиции, военная мощь рассматривалась как непременное условие удержания мира путем стратегического сдерживания. С другой стороны – пацифистской, подчеркивалось, что доверия заслуживают только ненасильственные, невоенные средства обеспечения мира. Пацифисты были убеждены в том, что дальнейшее наращивание оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, неприемлемо и не может считаться рациональным инструментом международной политики.

В Декларации о праве народов на мир 1984 года говорится, что «народы нашей планеты имеют священное право на мир». Однако пока что это можно рассматривать лишь как «мягкое право». После окончания «холодной войны» был серьезно проработан вопрос о допустимости так называемых «гуманитарных интервенций», направленных на предотвращение масштабных и грубых нарушений основных прав людей в конкретной стране. Таким образом, концепция гуманитарных интервенция представляет собой современную интерпретацию доктрины «справедливой войны». Ее существование демонстрирует ослабление влияния пацифизма, который принципиально отвергает любое применение силы.

Принимая во внимание существующие угрозы и вызовы для международного мира и безопасности, становится очевидно, что доводы пацифизма не выглядят столь же убедительными, как это было во времена тотальной угрозы ядерной войны. Несмотря на общий пацифистский запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН, в определенных исключительных обстоятельствах силовые действия все-таки допускаются.

Хотя концепция пацифизма как таковая утратила свое значение, запрет на применение силы по-прежнему играет важную роль в теориях, посвященных безопасному мироустройству. Поэтому влияние пацифистских традиций на современное международное право по-прежнему заметно.

На вопрос о том, кто такой пацифист, коротко можно ответить - приверженец пацифизма, движения, которое является реалией скорее отрицательной, чем положительной. «Непротивление злу насилием» никогда, в силу своей бесхребетности, не могло стать идеологией какого-нибудь государства. Но случись обратное, по утверждению Роберта Аумана, лауреата Нобелевской премии, такая страна стала бы играть по правилам агрессора. То есть, существует добро и зло, и невозможно не принимать конкретно чью либо сторону.

Ни вашим, ни нашим

Сам термин «пацифист» происходит от латинских слов pax (мир) и facio (делать). Но пацифист не делает мир, он ничего не делает, он в лучшем случае лежит с плакатом на асфальте или разглагольствует в парламенте. А очень часто под видом борьбы с любым насилием способствует подавлению освободительного движения. Кто такой пацифист? Это тот, кого не любят все. Примером может служить приведенная ниже карикатура

Месть пацифисту

Можно привести еще один пример несуразности пацифизма. Ярым сторонником этого движения был немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Его сестре в 1943 году за неосторожное высказывание отрубили голову на гильотине (это в 1943 голу, в Германии), а счет за услуги палача, 127 рейсхмарок и 18 пфенингов, выслали автору «Триумфальной арки». Трудно представить себе, что в момент получения циничного привета из фашистской Германии Ремарк оставался пацифистом. Сестренка была младшей.

Абстрактность идеи

Официальная идеология пацифизма - осуждение аморальности насилия, противление ему мирными средствами, осуждение всякой войны. Безусловно, среди пацифистов есть убежденные порядочные люди, но в основном это движение напоминает хорошо прикормленную «партию зеленых», которых держат для показательных выступлений сторонников мира и здоровой экологии. Кто такой пацифист? Сторонник всепрощающего терпения, готовый переносить причиняемую ему душевную и физическую боль, чтобы устыдить, остановить или, что вообще из области фантастики, обратить в свою веру злодея. Примеры этому есть, но в основном художественные. Сама по себе теория «ударят по одной щеке - подставь другую» не вяжется с человеческим достоинством. Она ни с чем не вяжется, кроме садомазохизма.

Служить неохота

Есть еще одна выгода от пацифизма - в простонародье это называется «косить от армии». Этим занимались со времен раннего христианства. Иустин Мученик, живший во II веке нашей эры, был ярым пацифистом. Но пацифизм как организованное движение появился в Европе после Наполеоновских войн. При Советской власти о пацифизме говорили мало. И на вопрос: «Кто такой пацифист?» - большинство осведомленных ответило бы: «Предатель». Самым известным пацифистом в нашей стране всегда был пастор Шлаг, гениально сыгранный Ростиславом Пляттом.

Недостижимая цель

В чистом абстрактном виде идея пацифизма прекрасна - убивать плохо. Значение слова пацифист объясняется тоже замечательно - человек, посвятивший себя предотвращению войн и насилия на земле. Методы же достижения поставленной цели не выдерживают никакой критики.

Пацифистом был Лев Толстой. Насмотревшись на ужасы Крымской войны, а он участвовал в обороне Севастополя, потом, на старости лет великий писатель склонялся к мысли, что войны не нужны человечеству. А кто, кроме милитаристов утверждает обратное?

Истинный противник милитариста

Убеждения представителей обоих этих направлений не совсем антагонистичны. Кто такой пацифист и милитарист? О пацифисте уже сказано выше, а милитарист - это сторонник войны, военной мощи, устрашения и подавления всякого сопротивления своей идее. И слово militaris, или «военный» ясно и доступно объясняет сущность этого явления. Антагонистом милитаристу можно считать только антимилитариста, а никак не пацифиста. И это как нельзя лучше подтверждается символикой пацифизма и антимилитаризма. Это значит - «добро должно быть с кулаками», в прямом смысле этой фразы. В этом свете значение слова пацифист носит пораженческий характер.

Бессилие пацифизма

Можно бороться против войны мирными средствами в том, и только в том случае, когда она носит гипотетический характер, а когда она стоит в полном смысле на пороге дома - надо как пастор Шлаг, становиться на лыжи и - вперед, на действенную борьбу с фашизмом. В наше время, когда локальные войны идут непрерывно, хороши все способы борьбы с ними, лишь бы они были действенными. Но плакатами войну не остановишь. В этой связи - кто такие пацифисты? (фото помогут ответить на данный вопрос).

Глядя на них, хочется сказать «бездельники», опять таки, «косящие» от армии.

Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.

пацифизм, пацифизм это
Пацифи́зм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение , движение за мир - антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде, Великобритания.

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

  • 1 История
    • 1.1 Античность
    • 1.2 Христианский пацифизм
    • 1.3 Пацифизм в СССР
    • 1.4 Современность
  • 2 Критика
  • 3 Известные пацифисты
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Основные тексты
    • 6.2 Исследования
    • 6.3 Критика
  • 7 Ссылки

История

Античность

Пацифистами были стоики, которые выступали против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения - не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана "О венце воина", написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимьи, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретением христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви - катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы - сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х - началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Основная статья: Группа за установление доверия между СССР и США

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям, как антисовесткие элементы. Прежде всего это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а так же представители молодёжный субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим "подходящим" статьям: "тунеядство", "уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы", "злостное хулиганство", "антисоветская агитация и пропаганда", "клевета на государственный и общественный строй". При этом следует отметить, что пацифизм советских диссидентов также был противоречив и непоследователен: так, тем А.Д. Сахаровым в 1953 году был предложен античеловеческий план по уничтожению американских городов с помощью искусственных цунами, многие диссиденты своей деятельностью фактически тормозили процесс разоружения, агитируя не доверять СССР.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времен Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран.

Критика

Джордж Оруэлл писал о современных ему английских пацифистах: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма - ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.»

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией, что представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации, а пацифизм не понимает трагизма истории.

Известные пацифисты

  • Маршалл Брюс Мэтерс III
  • Берта фон Зуттнер
  • Лев Толстой
  • Боб Марли
  • Белинда Карлайл
  • Джон Леннон
  • Джим Моррисон
  • Альфред Нобель
  • Махатма Ганди
  • Джим Керри
  • Брижит Бардо
  • Альберт Эйнштейн
  • Саманта Смит
  • Виктор Цой
  • Али, Мохаммед
  • Роджер Уотерс
  • Ларри Флинт
  • Эрих Мария Ремарк
  • Уильям Сароян
  • Ульф Экберг
  • Моана Поцци
  • Майкл Джексон
  • Мусс Илья
  • Миролюбивая Странница
  • Джоан Баэз
  • Чиччолина
  • Бертран Рассел
  • Сьюзен Сарандон
  • Леди Гага
  • Джанет Рэнкин - единственный член Конгресса США, которая голосовала против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну.
  • Стиви Уандер

См. также

  • Христианский пацифизм
  • Ненасилие
  • Антимилитаризм
  • Анархо-пацифизм
  • Отказник совести

Примечания

  1. 1 2 Christian Pacifism before Constantine by David B. Kopel
  2. Д.Оруэлл. Заметки о национализме
  3. О миротворчестве. «Момент истины» Профессор Ауман
  4. Jeannette Rankin. Women in Congress.
  5. Стиви Уандер отказался от концерта в поддержку Армии обороны Израиля | РИА Новости. Проверено 19 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013.

Литература

Основные тексты

  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы - из статьи «Христианство и мировые религии»
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
  • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918-1977». L., 1983
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» - о духоборах
  • Н. Н. Молчанов «Война войне» - фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» - о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана - ненасилие и ислам.
  • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
  • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» - см. Группа за установление доверия между СССР и США

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 - главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 - см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России - ХХ век
  • А. Д. Эпштейн От пацифизма - к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны (англ.)

Критика

  • Игнат ДАНИЛЕНКО, Ольга ГУСЕВА.Потушим ли факел Герострата? Толстой и Драгомиров: спор продолжается
  • А. Альмог «Шалом ахшав» против мира

Ссылки

В Викисловаре есть статья «пацифизм»
  • Библиотека проекта «Вне насилия»
  • Библиотека проекта «Некий»
  • Раздел «Миротворчество» в библиотеке Я. Г. Кротова

знак пацифизма, пацифизм, пацифизм википедия, пацифизм что это, пацифизм это, философия пацифизма, что такое пацифизм

Пацифизм Информацию О

Понятие «пацифизм» происходит от латинского слова pacificus (умиротворение, миротворчество). Представители этого движения с осуждением относятся к различным военным конфликтам, выступают против всех видов классовой или политической борьбы. Считают, что любые распри как на уровне стран, так и в отношениях между людьми должны решаться мирным путем, с помощью конструктивного диалога.

Кто такой пацифист? Каждый представитель этого движения представляет собой человека, пропагандирующего мирную жизнь в обществе. Но на заре ХХ века, во время активного продвижения идей коммунизма в массы, пацифизм осуждался руководителями революции. Именно за его мирный настрой и либеральное отношение к людям любого класса, так как идея коммунизма пропагандировала военную борьбу рабочих против богатых слоев населения (буржуазии). После захвата власти в России революционерами гонениям подвергался каждый пацифист. Значение слова - миротворчество - в корне не устраивало установившуюся политическую систему.

Первыми, у кого появился вопрос о том, кто такой пацифист, стали жители Великобритании. Именно в этой стране в конце XIX века образовалось это движение и начало распространяться. Практически сразу пацифистские организации появились и в США. Далее пошло распространение по странам Европы.

В XX веке активисты движения неоднократно проводили выступления с предложением запретить всевозможные войны, устроить полное разоружение Взамен предлагалось организовать международные третейские суды и с их помощью решать все споры на уровне государств.

Сегодня вопрос о том, кто такой пацифист, мало у кого возникает. Потому что пропагандистская деятельность организации себя уже зарекомендовала во всем мире. Пацифисты часто устраивают массовые акции, призывающие к мирному разрешению военных конфликтов. Кроме того, ведут бесконечные споры с политиками, пытаясь доказать свою точку зрения.

Но ограничить или полностью исключить военный способ как возможность урегулирования политических конфликтов - задача весьма сложная. Большинство мировых политиков с иронией смотрит на пацифистов и не считает их взгляды на жизнь разумными. Так или иначе, движение до сих пор не смогло добиться каких-либо серьезных результатов своей деятельностью.

В религиозной сфере тоже известно, кто такой пацифист. Если католики и православные христиане одобряют некоторые виды вооруженной борьбы, такие как защита государства от вторжения, к примеру, то протестанты категорически против войн.

Эта религия отвергает использование оружия в любой ситуации. Каждый протестант - пацифист. В США протестантизм наиболее развит как религия. Следовательно, там чаще происходят пацифистские выступления и демонстрации. Но их немало и в Европе. В СНГ движение имеет своих последователей, но развито слабо, так как преобладают православное христианство и мусульманство.

Что же касается вопроса о пацифизме в религии - его идеалы исповедуют исключительно ответвления протестантизма. Это баптизм, методизм, англиканство, кальвинизм и прочие. Они отличаются друг от друга своим трактованием писаний, способами проведения богослужений, но их сближает общий стержень - пацифизм.