Почему по мысли поэта любить отчизну. Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»? Образ Родины и Александр Александрович

Русский язык

11 из 24

(1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…», - написал когда-то Михаил Лермонтов, не без основания полагая, что его чувства к отечеству смогут разделить лишь немногие.

(2)Что за странная такая любовь была у него? (3)И как следует любить отечество правильно?

(4)В своё время А. Ахматова очень выразительно подчеркнула одну особенность нашей с вами истории: «Любит, любит кровушку русская земля». (5)Вот эта-то «слава, купленная кровью», не вызывает у Лермонтова сочувствия. (6)Однако, принимая наследство, мы - хотим или не хотим - принимаем всё: и хорошее, и плохое.

(7)Нет сомнения, что конкретные исторические личности восхищали поэта и он отдавал героям дань глубочайшего уважения. (8)Не слишком же мил ему тот «гордый покой», что основан на властной руке и низвергает отдельного человека до ничтожной песчинки. (9)Его свободному духу близки совсем иные картины.

(10)К тому же надо признать, что любовь - вещь иррациональная. (11)«За что - не знаю сам» - это признание обезоруживает. (12)Ведь если точно знаешь, за что любишь, - скорее всего, лукавишь.

(13)Конечно, величавые российские просторы мало кого оставят равнодушным - влекут они к себе и поэта. (14)Но сам он - путник на размытых, разъезженных просёлочных дорогах - внимательно вглядывается в суть родины, а не просто восхищается её красотами. (15)Именно эти дороги позволяют узреть истинную, глубинную, «нутряную» Россию с её часто бедными, а потому и «печальными» деревнями.

(16)«Милые рощи застенчивой родины цвета слезы или нитки суровой» - так скажет его собрат по цеху в другое время и вновь подтвердит эту странную любовь1. (17)Подкупает и то, что Лермонтов явно на слабой стороне: его «чета берёз» не может состязаться с гордым величием огромной державы. (18 Он вообще обращает внимание на всякие мелочи, вроде пляски пьяных мужичков, от которой иной патриот гордо отворотит свой взор.

(19)М.Е. Салтыков-Щедрин как-то написал, что у нас многие склонны смешивать два понятия - «отечество» и «ваше превосходительство» - и как раз в любви к «превосходительству» обнаруживать свой патриотизм! (20)«Странная» же любовь поэта эти понятия принципиально не сближает, наоборот, друг от друга отдаляет, ибо его отечество никак с государственнической великодержавностью не дружит. (21)Соответственно и сильным мира сего не подпевает.

(22)Его любовь не кричит: «Только я знаю, как надо любить родину!» (23)Его любовь не гордится. (24)В то же время она непритворна, ибо ничего для себя не ищет. (25)Чувство у поэта интимно, индивидуально, отделено от «подавляющего большинства» - именно это и вызывает доверие.

(26)Патриотизм Лермонтова сегодня весьма поучителен. (27)Он говорит нам, что отношение человека к родной земле тем более живое и плодотворное, чем больше в нём свободы и меньше государственного официоза. (28)Об этом свидетельствует творчество тех, кто в разное время составил славу России (в науке ли, в искусстве ли); к ним принадлежит и Лермонтов. (29)Девиз «кто не с нами, тот против нас» здесь с очевидностью неприемлем. (30)Добавим, что свобода личности и независимость взглядов любви не противоречат, а гордыню и агрессивность гасят. (31)Наконец же, отвержение насилия и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства.

(32)Какой сорт любви к родине предпочесть, выбирает каждый гражданин самостоятельно, заглянув в сердце и не пренебрегая голосом разума.

(По З.А. Соколовой)

Показать текст целиком

О любви к Отчизне сказано немало искренних и высоких слов. Поэты воспевали Родину в своих произведениях, а музыканты посвящали ей прекрасные композиции. Несомненно, каждый из нас испытывает особенные, ни с чем не сравнимые чувства к своей стране. Так, один человек восхищается красотами родного края, а другой-талантливыми полководцами и императорами-завоевателями. Мнений, как и людей, бесконечно много, и потому каждый гражданин вправе выбирать свой путь и отстаивать свою точку зрения. Вот и учёный-биолог З.А. Соколова в своём тексте выдвигает на всеобщее обсуждение проблему истинного патриотизма.

Вовлекая читателя в совместные размышления над данным вопросом, автор приводит мысли русских писателей на тему патриотизма и проводит некоторое сравнение. Лермонтов, например, не являлся сторонником имперской России, но всё равно питал необъяснимые чувства к "истинной, глубинной России с её бедными и печальными деревнями". А Салтыков-Щедрин отмечал, что многие обнаруживают свой патриотизм в любви к "превосходству", что было абсолютно противоположно взглядам Михаила Юрьевича . Свои рассуждения писательница завершает справедливым выводом о том, что "сорт любви к родине" каждый гражданин выбирает самостоятельно.

Соколова, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме истинного патриотизма, которое, кстати, совпадает с позицией Лермонтова. Оно выражается в следующих словах: "...Отвержение насилие и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства".

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Москва, Москва!

Люблю тебя как сын!

Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

И.Ю. Лермонтов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия "голубых мундиров" и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: "Я Родину люблю. И больше многих". Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: "Люблю Отчизну я, но странною любовью" В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия - его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

Тема Родины прозвучала в стихотворениях "Родина", "Дума", "Прощай, немытая Россия", "Бородино", "Русская мелодия" и многих других. Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. "Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой", - писал Лермонтов в стихотворении "Родина". "Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно", - писал Добролюбов. А Белинский восклицал: "Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!"

Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. "Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!" - призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение - вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов. И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое "Бородино" воспело силу русского духа, оно известно всем. По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. "Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри - не вы", - бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это "могучее, лихое племя", почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в "Бородине", Лермонтов дает ответ в "Думе", "Поэте", в "Герое нашего времени". Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами" Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. "Бородино" было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное "я". И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России.

Стихотворение "Родина" (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. Если стихотворение "Бородино" наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в "Родине" появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о "странной" любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение - предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в "Апологии" сумасшедшего": "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее... Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд... этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями..."

В стихотворении "Прощай, немытая Россия" слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося "мундирам голубым".

Лермонтов называет Россию "страной рабов, страной господ". Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа. Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: "Ты проснешься ль, исполненный сил?" Чернышевский скажет еще более резко: "Нация рабов. Сверху до низу все рабы". Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении "Монолог", созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования: И душно кажется на Родине, И сердцу тяжко, и душа. тоскует..., Не зная ни любви, ни дружбы сладкой...

Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?

Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно. В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья. Любить Родину в понимании поэта означало - бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.

Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой. С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично. Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.

Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями. Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» - самодержавно-крепостническую, официальную Россию:

Люблю Отчизну я, но странною любовью:

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России.

Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей,

Зеленой сетью трав подернут старый пруд,

А за прудом село дымится, и встают

Вдали туманы над полями.

Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:

Что тут хитрить, пожалуй к бою:

Уж мы пойдем ломить стеною,

И постоим мы головою

За Родину свою!

Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия - разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.

Римма Казакова
«Любить Россию нелегко...»

Любить Россию нелегко,
она - в ухабах и траншеях
и в запахах боев прошедших,
как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Страна, как истина, одна,-
она не станет посторонней,
и благостней, и проторенней,
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно - любить Россию,
хотя любить и нелегко.

Римма Казакова - поэт граждански ангажированный. Но среди ее стихов о мире и о себе есть много любовной лирики. Любовь, считает поэт, главное в жизни человека. Это сложное, яркое чувство, которое неразрывно соединяет любовь мужчины и женщины, любовь матери и ребенка, любовь к отечеству. Любовная лирика Р. Казаковой - это стихи точные, искренние, рожденные опытом и чувством.

"Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х гг. поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово - особенно в ранних её стихах - служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Казаковой повествовательны, менее насыщены. Иногда у Казаковой встречаются необычные метафо­ры, слишком контрастные по отношению к контексту, но её стихи всегда продиктованы серьёзным чувством." - Вольфганг Казак

Далекая близкая Римма Федоровна, у нас на дворе другая теперь эпоха, но вы попали в анналы и той, и этой; той - как поэт и гражданин, этой - как поэт и добрый человек. Жуткое «никогда больше» пляшет сейчас в сознании тех, для кого Римма еще живая, кто ее знал, был знаком с ней, бывал с ней в Переделкине на съездах молодых писателей, пил чай с ней на кухне в квартире на втором этаже...

Http://eternaltown.com.ua/content/view/2727/2/

Ярким представителем символистов, который видел не только прошлый путь своей страны, но и будущий, стал Александр Александрович Блок. Родина играла важную роль в творчестве поэта.

Родина в творчестве А. А. Блока

Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.

Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.

Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.

Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:

Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. осознавал сам Блок.

Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на которую пронес писатель через всю свою жизнь.

Образ Родины и Александр Александрович

Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная. Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины.

Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.

Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.

Родина в произведениях Блока - прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она - это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».

Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.

Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».

Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».

Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»

Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:

Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.

Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».

Поэт обращается к Родине:

Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:

Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина - грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.

Цикл произведений «На поле Куликовом»

Стихи Блока о Родине, включенные в цикл произведений «На поле Куликовом», обладают глубочайшим, страстным смыслом. История родной страны звучит здесь громче, чем голос самого поэта. За счет этого создается напряженный и трагичный эффект, указывающий на великое прошлое страны и предрекающий не менее великое будущее.

Сопоставляя былые и будущие деяния великой державы, автор в прошлом ищет силу, которая позволяет России смело идти к намеченной цели и не страшиться «тьмы - ночной и зарубежной».

«Непробудная тишина», в которой погрязла страна, предрекает «высокие и мятежные дни», - так считал Блок. Родина, показанная в произведениях, стоит на распутье времени и пространства - прошлого, настоящего и будущего. Исторический путь страны воплощен в строках:

Стихотворение «Сытые» стало откликом на явления революции в 1905 году. Этими строками выражена вера в грядущие перемены, которые ожидал как сам Блок, так и Родина.

Блок. Стихотворение «Русь»

Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:

Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.

Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.

Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.

Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.

Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.

Родина как центральный лейтмотив произведения

Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.

Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».

В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.

Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.

Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.

Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.

Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».

Два сфинкса в творчестве А. А. Блока

Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».

Слова Гумилева - нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.

Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса - лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.

Стоит ли жалеть Россию?

Поэт говорит, что он не умеет и не может жалеть Родину. Но почему? Может из-за того, что, по его мнению, ничто не сможет затуманить «прекрасные черты» России, кроме заботы. А может причина в жалости?

Поэт любит Родину. Вот в чем скрыта причина отсутствия жалости по отношению к ней. убило бы гордость России, унизило бы ее достоинство. Если соотносить большую страну с отдельно взятым человеком, получим хороший пример взаимосвязи жалости и унижения. Человек, которого пожалели, сказав о том, какой он бедный и несчастный, теряет не только чувство собственного достоинства, но иногда и желание жить, так как он начинает понимать собственную никчемность.

Все трудности нужно покорять с высоко поднятой головой, не ожидая сочувствия. Возможно, именно это хочет показать нам А. А. Блок.

Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.

Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий.

Так писал и, кажется, он был полностью прав.