Правописание согласных в корне слова кратко. Правописание согласных: проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Например:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (много) блузок

шляпка – шляпки – (много) шляпок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шапка – шапочка

подушка – подушечка

березка – березонька

игрушка – игрушечка

Или наоборот:

блюдце – блюдо

погодка – погода

травка – трава

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

устный – уста

здравствуй – здоровый

капустный – капуста

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесный – чудеса

опасный – опасаться

ужасный – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (блестеть)

словесный

яства

ровесник

наперсник

Правописание слов с удвоенными согласнымив корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Изучение темы «Правописание согласных в корне слова»

Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, а также для правильного написания приставок, ъ разделительного знака учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:

1) умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);

2) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

3) умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

4) умение подбирать однокоренные слова;

5) умение изменять форму слова.

Однако каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, учащиеся устанавливают связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочного слова характерны два признака:

а) гласный звук в корне ударный,

б) слова однокоренные или формы одного и того же слова.

Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающих парный глухой или звонкий согласный в корне. Проверочное слово также обладает двумя признаками: а) оно является однокоренным с проверяемым или его формой, б) после проверяемого согласного стоит гласный, например: узок - узкий, рубить - прорубь и т. п. При написании слов с непроизносимыми согласными в качестве проверочных также выступают однокоренные слова, в которых все согласные произносятся: звезда - звездный, радости - радостный, место - местный и т. п.

Для примера

урок:

Русский язык, 3 класс.

Открытый урок по теме:

«Правописание непроизносимых согласных звуков

в корне слова»

Цели урока:
Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы : индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- заменять слова синонимами;
- работать в группах;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Ход урока:
Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова».

Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

1. Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме:
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
([стн] ,[здн], [ств], и др.)
-Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
-Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
2.Первое задание:
- На доске записаны слова, что заметили?
Записать слова, доказывая написание непроизносимой согласной(по выбору фиксируют на доске проверочное слово и проверяемое)
подчеркнуть орфограмму:

Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
Весть - известный,
гигант – гигантский,
власть – властный,
честь – честный,
доблесть – доблестный,
праздник?

1.Проверка слов: подбор проверочных,
2. что обозначает слово доблестный –найти толкование слова доблесть в электронном словаре (двое работают у компьютера)
3. нельзя проверить слово праздник – что нам поможет определить правильно ли мы написали это слово –орфографический словарь
(работают с орфографическим словарём)

Если мы не можем проверить слова, то оно будет словарным
Подберите однокоренные слова
На ИД: ПРАЗДНИК

Физкультминутка
На ИД написаны слова : цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш.

На интерактивной доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете любое другое движение.

3.Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь).

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная

В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

красные
безобразной
прекрасное
звездное

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники

Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню

Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. (Каждый ученик по одному слову).

12

Для примера

урок:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Цель:

- Личностные УУД:

Формулировать и аргументировать собственное мнение;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

Выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока: обобщение изученного.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

Оборудование : презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, раздаточный материал к уроку.
Прогнозируемый результат : самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Записать Д.З. сл.1

II. Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Грус…ный

Морко…ка

1.Что интересного вы заметили? (вставленные буквы согласные)

Ребята, как вы думаете, какое слово будет лишним? (грустный)

Почему? (другая орфограмма)

Давайте произнесём это слово, так как говорим.

Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

Звучит песня «Непроизносимые согласные». сл.2

По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова» сл.3

Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

Будем учиться подбирать проверочные слова.

В течение урока вы заполните карту успешности (показать)

III. Актуализация знаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометками.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками!, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

«!» - это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

IV.Беседа с классом.

Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?

Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.

Как проверить непроизносимый согласный?

Д: Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

Объясните написание слов в предложении

Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! НА ДОСКЕ

V.Работа в парах. Составление памятки. сл.5

- Сравните с эталоном алгоритма … Самооценка. сл.6

Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного – родственное?

Как вы думаете, почему?

Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого: нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

VI. Закрепление . Дифференцированная работа. сл.7

Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т. к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2 - х заданий из предложенных.

Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес. ный, …– свис. нул, … – радос. ный,
… – прелес. ный.

Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

Индивид.задания: ….карточки.

VII. Закрепление пройденного материала

Работа в парах . сл.8 . Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

МЕСТНОСТЬ КАПУСТНЫЙ

ПАСТБИЩЕ КОСТНЫЙ

СЕРДЦЕ УСТНЫЙ

VIII. Работа в группах. сл.9

Инструкция.

План работы группы

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

5. Защита мини-исследования слов.

Группа№1

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

Счас…ливый-

Капус…ный-

Свис..нул-

Вкус…ный-

Группа№2

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Гиган…ский-

Звёз…ный-

Грус…ный-

Прекрас…ный-

Группа№3

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Ненас…ный-

Наез…ница-

Мес…ный-

Чудес…ный

Группа№4.

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Радос.ный

Извес.ный

Отчёт групп о работе.

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).

Например:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке , например: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение : сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск . В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка .

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чест ный (честен, честь ), страст ный (страстен, страсть ), радост ный (радостен, радость ), совмест ный (вместе ), крёст ный, крест ник (крест, крестить ), окрест ный (окрест ), кост ный (кость ), пакост ник (пакость, пакостить ), хлест нуть (хлестать ), хруст нуть (хрустеть ), несчаст ный и счаст ливый (счастье ), завист ливый (зависть ), ст лать (стелю ), позд ний (опоздать ), празд ный (празден ), наезд ник (ездить ), серд це, серд цевина, серд чишко (сердец, сердечный ), крест цовый (крестец ), ист ца (истец ), под узд цы (уздечка ), гигант ский (гигант ), голланд ский и голланд цы (Голландия, голландец ), агент ство (агент ), марксист ский (марксист ); сол нце (солнечный ), здрав ствовать, здрав ствуй (здравый, здравие ), яв ствовать (явный ).

Слова, не имеющие непроизносимых согласных , например: ужасный (ужасен ), опасный, опасность (опасен ), косный (косен ), искусный (искусен ), властвовать (власть, властен ), участвовать (участие ), слать (посылать ), интриганский, интриганство (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный ), серчать (хотя сердиться ), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка ).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник .

Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть , где приставка о- ), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный .

Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем ?чет? (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться ), а с другой – слова с корнем -чит- (расс читать, расс читывать ).

Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера .

Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с :

В словах с суффиксами (ый, ой ), напр.: длинный (от длина ), старинный (старина ), каменный (камень ), карманный (карман ), доменный (домна ), законный (закон ), гостинный (от сущ. гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай ), чеканный (чеканить ), временный и временной (время, времени ), стенной (стена ); (ий ): осенний (осень ), сторонний (сторона ), ранний (рано ); -ник : ценник (цена ); -ниц (а ): звонница (звон ); -нича (ть ): обезьянничать (обезьяна );

В словах с суффиксами -ск (ий ), напр.: матросский (от матрос ), русский (Русь ), арзамасский (Арзамас ), черкесский (черкес ); -ств (о ): искусство (искусный ).

Двойное н пишется также в числительном одиннадцать (от один ); двойное с – в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с с конечной частью (постфиксом) -ся , напр.: несся, спасся .

Двойное л пишется в слове гулливый (от гулять , суффикс -лив- ).

В таких словах, как юный, свиной , пишется одно н , поскольку они не содержат суффикса -н- .

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд , хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский ). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр .

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

· Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый , а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г – ж : ср. жгу – жжёт ).

· Однако в словах, где есть чередование зг – зж , зд – зж , пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж , а зж , напр.: брызжет (брызги ), брюзжать (брюзга ), визжать (визг ), дребезжать (вдребезги ), загромозжу (загромоздить ), мозжечок, размозжить (мозг ), позже (поздно ), приезжать (приезд ); то же в брезжить (от устар. брезг ‘рассвет’).

· Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др., а также в словах с корнем росс- , например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин .

Слова с корнем рус? пишутся с одним с , напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус ; но при наличии суффикса ?ск? – двойное с : русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский ; с двойным с пишется и слово Белоруссия .

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке , напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция .

Иноязычные слова с одиночными согласными : алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса .

В вариантах бриллиант – брильянт и производных словах (бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический, металлург; класс – классовый, классный, одноклассник; компромисс – компромиссный, киловатт – киловаттный, либретто – либреттист, норманны – норманнский, антенна – антеннщик, ванна – ваннщица, Дарданеллы – дар?данелльский, Калькутта – калькуттский, Канн Канны ) – каннский, Равенна – равеннцы .

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом (а ), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка (так же: Филипок , род. п. Филипка? и Филипчик );

2) одиночная буква н – в любых словах с суффиксом (а ), напр.: финка (ср. финн ), пятитонка, трёхтонка (тонна ), колонка (колонна ), антенка (антенна );

3) в следующих словах: кристальный (кристалл ), финский (финн ), оперетка (оперетта ).

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись ), корпункт (корреспондентский пункт ), теракт (террористический акт ), групком, групорг, спецкор .

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда ; то же в слове ваттметр .

На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн ) пишется двойное с .

Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор , но: спец. корр., соб. корр.

1. Для проверки написания сомнительной согласной в корне нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласная л, м, н, р: сма з ка (ср. сма за ть ), моло т ьба (ср. моло ти ть ), ре з ьба (ср. ре зн ой ).

Ср.: Луга шли вперемежку с полями (‘перемежаться’). — Чёрные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (‘перемешаться’); Изморозь рисует замысловатые узоры на стёклах окон (‘морозить’). Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (‘моросить’).

Запомните: сва д ьба (ср. сва де бный ) хотя сва т , сва т ать; лес т ница, хотя лезу; отвер с тие, хотя отвер за ть.

2. Для проверки написания сомнительной согласной в корне иногда надо вспомнить чередования звуков: коври ж ка (от коври г а ), пичу ж ка (от пичу г а ) — с чередованием [г//ж]; деревя ш ка, копчу ш ка (в современном языке соответствующего чередования звуков нет); скворе ч ник (от скворе ц ) — с чередованием [ц//ч] — набалда ш ник (без чередования).

Примечание. Не связано с чередованием звуков наличие двух вариантов произношения и, соответственно, различное написание слов с одним и тем же значением: г алоша — к алоша, диску т ировать — диску сс ировать, синтак с ический — синтак т ический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной в корне нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (ср. абстрагировать ).

4. Написание многих слов с непроверяемыми согласными в корне определяется по орфографическому словарю: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (‘птица’), копчик (‘кость в оконечности позвоночника’), мундштук, футбол, ягдташ и др.

§ 8. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж (жж) пишется в корнях слов во жж и, дро жж и, жж ение, жу жж ать, мо жж евельник и однокоренных. Ср.: воз ж ечь (воз-+жечь) — воз жж ёшь (воз-+жжёшь), также воз жж ённый.

При наличии чередования звуков [зг//зж], [зд//зж] пишется зж (а не жж ): ви зж ать (ср. ви зг ), прие зж ать (ср. прие зд ), бре зж ить, брю зж ать, дреб езж ать, мо зж ечок и т. п.

Примечание. В редких словах бры ж ейка, бры ж и пишется только одно ж .

2. Двойное с (сс) пишется в слове сс ора и однокоренных (о написании слова рассориться см. § 27, прим. 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенного слова, представляющей собой основу, которая оканчивается двойными согласными, пишется только одна согласная: гра м пластинка, гру п ком, гру п орг, ко н армеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: пятибалльный ← балл, галльский ← галл, гуннский ← гунн, компромиссный компромисс, группка группа, диаграммка диаграмма, программка программа, телеграммка ← телеграмма. Ср.: Канберрский университет ( Канберра), Каннский кинофестиваль ( Канны), Лозаннская конференция (← Лозанна).

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная:

1) кристальный, финский, колонка, пятитонка, финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетка;

2) Алка ← Алла, Анка ← Анна, Кирилка ← Кирилл, Римка ← Римма, Савка ← Савва, Филипка ← Филипп, Эмка ← Эмма.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной: во зз вание, по дд елать, чере сс едельник.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (‘перестала оставаться в первоначальном положении’). — Дверь поддалась ударам лома (‘не сдержала напора, нажима’).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю:

аббревиатура

абсцисса

агрессия

акклиматизация

аккомодация

аккредитив

аккредитовать

аксессуар

аллитерация

аммиак

аммонит

апелляция

аппендицит

аппликация

аппретура

аппроксимация

асессор

атолл

аттракцион

баббит

балласт

баллотироваться

беллетристика

босс

гиббон

гиппопотам

гуммиарабик

гуттаперча

дилемма

дистиллировать

дифференциал

дифференциация

идиллия

иллюминация

индифферентный

иррациональный

ирригация

каллиграфия

кассация

клемма

коллежский

баллон

колосс

коралл

коррозия

коррупция

коэффициент

кристалл

мантисса

муссон

оппозиция

параллелепипед

параллелограмм

пассат

перрон

пессимизм

рессора

сеттер

сеттльмент

силлабический

симметрия

стеллаж

стрептококк

теннис

терраса

террикон

территория

троллейбус

хлорофилл

целлюлоза

эксцесс

эллипс

эссенция

Запомните: данные слова пишутся с одной согласной в корне:

агрегат

алюминий

атрибут

бакалавр

балюстрада

баркарола

вернисаж

волейбол

галерея

десант

десерт

децибел

дилетант

импресарио

карикатура

катар

лилипут

нивелир

пилигрим

политес

привилегия

продюсер

пудинг

ресурс

росомаха

русизм

тротуар

унисон и др.

§ 9. Непроизносимые согласные в корне

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная: грус т ный (ср. грус те н, грус ти ть ), свис т нуть (ср. свис те ть ), со л нце (ср. со лн ечный ).

Запомните:

безвестный

властный

гигантский

голландский

горестный

громоздкий

девственный

дилетантский

доблестный

захолустный

здравствовать

корыстный

костный

лестница (хотя лесенка )

местный

ненавистный

ненастный

окрестность

пастбище

поздно

праздность

прелестный

пристрастный

сверстник

свистнуть (от свистеть )

сердце

солнце

счастливый

тростник

хлестнуть

чувствовать

целостный

явственный

яростный

безгласный

блеснуть (хотя блестеть )

вкусный

гнусный

интриганский

искусный

косный

опасный

плеснуть (хотя плескать )

ровесник

свиснуть (от свисать )

склянка (хотя стекло )

словесность

ужасный

участвовать

чествовать

шествовать