Средневековье. Народная культура Период средних веков охватывает хронологические рамки

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров-германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов.

Варварские государства, возникшие на развалинах Римской империи, характеризовались христианской религией, сменившей древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.

Характер всего Средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с другой -- отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного состояния, красоты труда. И именно эта вторая сторона Средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения.

"Средние века" - это время, которое находится посередине между Античностью и Новым Временем и, по какой-то невероятной причине, не имеет своего собственного названия. Оно охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

  • 1. Раннее Средневековье, V-X вв.;
  • 2. Высокое (Классическое) Средневековье, X-XIV вв.;
  • 3. Позднее Средневековье, XIV-XV вв. [с. 116, 10]

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VIII вв. - эта эпоха называется "темными веками" или "Периодом Великого переселения народов".

Средние века (Средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Началом Средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки предлагали считать началом Средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи - Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).

Термин "Средние Века" (лат. medium ?vum ) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе "Декады истории, начиная от упадка Римской империи" (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие "Тёмные века", которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

В узком смысле слова термин "Средневековье" применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет Средневековой архитектуры -- романики и готики.

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Россия, Франция и др.

Глава 6

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Каковы хронологические рамки Средневековья
и в чем значение этой эпохи?
Сам термин «Средние века» обязан своим появлением на свет

Деятельности итальянских гуманистов XV- XVI вв. Вводя этот

Термин, деятели Возрождения хотели отграничить свою эпоху от

Мира предшествующей культуры.
Еще недавно Средневековье нередко понималось как исключительно

Темная, варварская эпоха. Такие оценки связаны в основном

С работами историков и философов эпохи Просвещения.

Однако такое отношение к Средневековью не вполне оправданно.

Средние века были самобытным и интересным этапом в истории

Развития европейской цивилизации. Более того, именно

В этот период возникли предпосылки и даже некоторые элементы

Современной цивилизации. В Средние века начали зарождаться

Европейские нации. Тогда же формируются и первые современные

Христианской и варварской традиции.
Как происходило оформление и развитие
христианской церкви?
Христианство было стержнем средневековой культуры. К наступлению

Периода Средневековья история христианства насчитывала

Уже почти пять столетий. К этому времени христианство

Успело значительно видоизмениться. К примеру, появилась несвойственная

Ранним христианским общинам церковная иерархия,

Были введены некоторые учения, среди которых догмат

О Троице, о посмертном воздаянии и т. д. Важную роль в этих
96

Процессах сыграли церковные соборы - т. е. съезды высшего духовенства

Для решения вопросов вероучения, церковного управления

И пр.
Еще во время существование Римской империи начинается

Деятельность так называемых Отцов Церкви - авторов апологетических,

Полемических, комментаторских и исторических сочинений,

Внесших решающий вклад в создание церковной догматики

И организации. В развитии патристики, т. е. учения Отцов

Церкви (от латинского pater- «отец»), различают несколько этапов.

Для II-III вв. характерно фрагментарное философствование

Апологетов (от греческого apologeticos - защищающий) -

От критики нехристианских писателей. Наиболее видными апологетами

Были Тертуллиан (около 160-220 гг.) и Ориген (около

Восточной церкви Василия Великого, Григория Нисского и

Др. - церковные доктрины были систематизированы. Благодаря

Деятельности представителей поздней патристики - Боэция,

Иоанна Дамаскина и др. - теоретико-догматические вопросы

Приобретают форму непреложного канона.
Центральной проблемой патристики стало отношение к языческой

Культурной традиции. Первоначально вопрос ставился

Жестко: «либо - либо». Однако постепенно позиция смягчилась.

Древнегреческая культура начала истолковываться как культура

«богоискательства», в ней допускалось существование элементов,

Которые могут и должны войти в состав христианской культуры.

Одним из таких элементов стал платоновский идеализм,

Позже были восприняты и философские концепции Аристотеля.
С самого начала патристика опиралась на принципы и понятия

Греческой философии. Однако патристика отказалась от свободного

Философского поиска, присущего античной философии,

Признавая единую истину божественного откровения.
Отцы Церкви традиционно разделяются на западных (Италия,

Романизированная Европа, Северная Африка) и восточных

(Греция, Ближний Восток, Египет). Различия между ними не

Только в использовании для своих сочинений различных языков:

Западные Отцы Церкви писали на латинском, а восточные - на

Греческом. Отличались стиль мышления и подход к разрешению

Теологических проблем. Западные Отцы Церкви, впитавшие дух

Римской юридической культуры, мыслили в юридических терминах

И проявляли особый интерес к проблеме предопределения,

Согласования человеческой воли с божественной. Внимание

Восточной патристики было привлечено прежде всего к вопросам

Проявления божественного бытия в бытии человеческом.
Параллельно с этим происходило организационное оформление

Христианской церкви. Как целостное образование она возникает

Из отдельных общий первых христиан. Для ранних хрис

97
7-6332

Тиан было характерно стремление к равенству всех перед Богом,

Что выражалось в постоянной материальной взаимопомощи,

Совместных трапезах и т. п. Первые христианские общины не

Имели клира (от греч. kleros - «избранные по жребию»), т. е. постоянных,

Профессиональных служителей культа1. Однако постепенно

Ситуация меняется. Среди христиан появляется расслоение,

В христианских общинах выделяются руководители.

Усиливается централизация церкви. Возникают объединения

Епископов (надзирателей) отдельных городов. Главой такого

Объединения - митрополии (от греч. metropolia - «главный город

») - становится митрополит. Затем путем объединения нескольких

Митрополий были образованы более крупные структурные

Единицы - патриархии во главе с патриархом. Звание

Патриарха первоначально принадлежало всем епископам и лишь

Затем стало титулом только главенствующих среди них. Так появились

Пять патриархов: римский, константинопольский, александрийский,

Антиохийский и иерусалимский. Все патриархи

Считались обладающими равной властью, однако в действительности

Верховной властью обладал епископ Рима. Постепенно

А также запретил духовенству получать какие-либо церковные

Должности из рук светских правителей. Такая позиция

Папы, объявившего себя фактически верховным сеньором всех

Государей, стала причиной затяжного конфликта между Церковью

И светскими правителями. Конфликт завершился лишь

В 1122 г. Вормсским конкордатом между императором Генрихом

V и папой Каликстом II. Император Священной Римской

Империи отказывался от духовной инвеституры в пользу папы,

Однако в некоторых областях (в Германии) он получал право

Участвовать в избрании епископов и аббатов. Таким образом ,

Спор об инвеституре привел в итоге к компромиссу между духовными

И светскими властями.
Какой тип философии был господствующим
в эпоху зрелого Средневековья?
Господствующим типом философии в эпоху классического,

Зрелого Средневековья стала схоластика. Схоластика получила

Свое название от монастырских школ (от лат. scholastikos -

«школьный, ученый»), где преподавали философию и теологию.

В центре схоластических рассуждений оказались проблемы взаимосвязи

Бога, мира и человека, что предполагало определенное

Решение вопроса о соотношении разума и веры, разума и откровения.

Для схоластического метода философствования было характерно

Соединение теолого-догматических предпосылок с рационалистической

Методикой и интересом к формально-логическим

Проблемам.
В развитии схоластики выделяют несколько этапов. IX в. считается

Временем зарождения схоластики в качестве широкого

Интеллектуального движения. В XII в. деятельность Пьера Абеляра

Знаменует собой появление сопротивления авторитету

Церкви. Зрелости схоластика достигает в XIII в. В это время

Фома Аквинский пытается создать целостную философскую систему,

Примиряющую веру и разум. С XIV столетия начинается

Закат схоластического мышления.
Крупнейшими представителями ранней схоластики были Ансельм

Кентерберийский и Иоанн Скот Эриугена. Ансельм был первым

Значительным средневековым философом и по праву считается

«отцом схоластики». Ансельм считал, что познание христианина

Начинается с акта веры: факты, которые он стремится

Познать, даны в божественном Откровении. То есть христианину

Требуется не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать.

Огромное влияние на Ансельма оказали работы Августина. Однако

Ансельм уделяет больше внимания форме, в которую он об

Лекает мысль, т. е. логико-грамматической структуре высказывания.

Стремясь во всем следовать правилам логики, философ

В своих работах «Монологиум», «Прослогиум», «Диалог об истине

» сформулировал доказательства бытия Бога.
Противоположную позицию занимал Пьер Абеляр. Он считал,

Что только сомнения могут помочь человеку прийти к истине.

Помимо проблемы соотношения веры и разума, внимание философа

Привлекала широко обсуждавшаяся в то время проблема

Универсалий. Абеляр понимал универсалии как умственные концепции,

Которые не существуют отдельно от предметов, но которые

В то же время не просто произвольные имена. К примеру,

Начав творение, Создатель имел в уме идею лошади, и эта универсалия

Присутствует в каждой конкретной лошади.
Одним из наиболее значительных представителей средневековой

Схоластики был Альберт Великий. Он начал перестройку и

Энциклопедическую систематизацию христианского богословия

С опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не

Просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были

Доказывать единство мира как создания Творца. Закончил реформировать

Богословие Фома Аквинский. Его центральное сочинение

«Сумма теологии» обобщало основы средневекового

Мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати,

А разум - в вере, он различил истины разума и недоступные

Рациональному познанию истины откровения. Философом

Были сформулированы пять доказательств бытия Бога.
Поздняя схоластика в лице Иоанна Дунса Скота и Уильяма

Оккама видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись

От рационального объяснения христианских догматов,

Схоластика фактически вернулась к формуле веры , приписываемой

Раннехристианскому писателю Тертуллиану, - «верую,

Ибо это абсурдно».
Какие жанры были распространены
в литературе зрелого Средневековья?
Важнейшим элементом средневековой культуры было литературное

Творчество. Первоначально это творчество было устным.

К примеру, скандинавские прозаические повествования

О событиях прошлого - саги - исполнялись публично на пирах

И других собраниях и были записаны лишь в XII-XV вв.
Приблизительно к XII столетию складываются и остальные

(все основные) жанры средневековой словесности: рыцарский

Роман, лирика, а также основные театральные жанры (миракль и

Моралите).
В период зрелого Средневековья продолжается развитие традиций

Народно-эпической литературы. На этом этапе важнейшим

Становится героический эпос. Одно из наиболее значитель

Ных произведений французского героического эпоса - «Песнь

О Роланде», основу сюжета которой составляют легенды о походах

Карла Великого1. Крупнейшим произведением англосаксонского

Эпоса является «Беовулъф» - поэма, повествующая о ратных подвигах

мужественного и справедливого воина Беовульфа. Поэма,

Как считают, была сложена еще в VII-VIII вв., однако до нас дошла

В рукописи, датируемой приблизительно началом XI столетия.
В середине XII в. во Франции расцветает рыцарский роман,

Пришедший на смену героическому эпосу. Среди наиболее прославленных

Кретьена де Труа. Его романы посвящены кельтскому королю

Артуру и его вассалам - рыцарям Круглого стола.
Рыцарская культура складывалась в основном при дворах государей

И вельмож. Немаловажным элементом рыцарской культуры

Была придворная литература. Ее основой был культ воинской

Доблести в сочетании с христианской нравственностью и

Соответствующими времени эстетическими нормами. Неотъемлемой

Составляющей рыцарской культуры была куртуазность -

Средневековая концепция любви, согласно которой отношения

Между рыцарем и его прекрасной дамой подобны отношениям

Сеньора и вассала.
Куртуазная система ценностей воспевалась «певцами любви

» - трубадурами. Трубадурами эти поэты-певцы, прославлявшие

В своих песнях рыцарскую любовь, назывались на Юге

Франции. На севере страны их именовали труверами, а в Германии

Миннезингерами. Помимо песен и баллад, они сочиняли

Сатирические поэмы и лирические пьесы светского характера.
Своеобразным явлением культуры зрелого Средневековья

Было появление поэзии вагантов (от лат. vagantes - «бродячие»).

В числе вагантов были бродячие нищие, школяры и студенты,

Низшие клирики, странствующие из города в город. Ваганты появляются

В то время, когда в средневековых городах умножается

Число школ, появляются университеты, и впервые в истории Европы

Появляется избыток образованных людей. Темы поэзии вагантов

Не только восхваление беззаботной распутной жизни и

Веселого времяпрепровождения. Ваганты обличали жадность

И распутное поведение представителей высшего духовенства. За

Вольнодумство и антиаскетический образ жизни ваганты преследовались

Официальной церковью.
С развитием городской культуры связано также творчество

Жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия). В XI--XII вв.

Они выступали на городских площадях как актеры, акробаты,

Дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры и шпильманы -

Явление, родственное русским скоморохам.
Песнь о Роланде. М.; Л., 1964. С. 140.
106

Литература эпохи Средневековья - одна из прекраснейших

Страниц в истории мировой литературы. В то время появились

Сюжеты, которые позже неоднократно использовались и перерабатывались

Жанры также обогатили мировую литературу.
Каковы основные особенности готического стиля?
В конце XII-начале XIII в. в Западной Европе романский

Стиль сменяется готическим (от итал. gotico - «готский», по названию

Германского племени готов). Это наименование возникло

В эпоху Возрождения, когда все готическое означало «варварское

» и противопоставлялось «римскому», т. е. искусству в духе

Античных традиций.
Лишь спустя века, в XIX столетии, интерес к готике возродился.

За легкость и ажурность ее называли застывшей, или безмолвной,

Музыкой, «симфонией в камне». Ее расцвет приходится на

XII-XIV в. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую

(высокую) и позднюю (пламенеющую) готику.
Готические соборы значительно отличались от церквей романского

Периода: романская церковь тяжеловесна , приземиста,

Готический собор - легок и устремлен ввысь. Основой романского

Здания служила сама его масса, поддерживаемая арками,

Столбами и другими прочными деталями. Готические же мастера

Стали использовать новую конструкцию сводов: свод опирается

На арки, а те - на столбы. Боковое давление свода передается

Аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (столбам,

Поддерживающим аркбутаны). Стена перестает быть основой

Здания, следовательно, уменьшается ее толщина. Это позволило

Архитекторам увеличить внутренний объем здания, проделать

Множество окон, арок и галерей.
Благодаря готическому своду (его еще называют нервюрным)

Увеличилась высота здания (Амьенский собор - 42 м, тогда как

Предельная высота романской постройки - 20 м).
В готической архитектуре стирается граница между отдельными

Частями здания, поверхность стены представляет единое

Пространство, украшенное витражами, непременной «розой»

Над порталом, статуями и рельефами.
В это время как появляется новая, круглая, скульптура, так и

Сохраняется старая, представляющая собой часть здания. Но и

Последняя изменяется: подобно самому собору, она вытягивается,

Фигуры удлиняются, части тела становятся непропорциональными.

Ведущей темой в изображении Христа является его

Мученичество, а непропорциональность придает фигуре лишь

Большую выразительность. В скульптуре складывается культ Богоматери,

Нередко переплетающийся с поклонением прекрасной

Даме, характерным для Средневековья. Сохраняется и вера в чу

Деса, фантастических чудовищ, которые тоже изображались

В виде скульптур.

В готическом стиле возводились и светские здания: ратуши,

Торговые ряды и даже частные дома.
Наиболее известными и значительными образцами стиля в архитектуре

Являются знаменитый Нотр-Дам де Пари (ранняя готика),

Шартрский (XII-XIV вв.), Реймский (1211-1330 гг.) соборы

Во Франции, Кельский (XIII-XIX вв.) - в Германии.
В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика. Для

Нее было характерно украшение зданий пламенным кружевом,

Т. е. тончайшей резьбой по камню. Широко использовались

Сложные рисунки и орнаменты. В это время почти не строятся

Новые знания, а завершаются старые. К шедеврам пламенеющей

Готики относятся соборы в Амбере, Амьене, Конше, Корби.
Особенным является готический стиль Англии. Ее искусство

Связано в основном с монастырями. Английский готический собор

Отличается обилием украшений как снаружи, так и внутри

Здания.
Яркими примерами английской готики являются Кентерберийский

Собор (XII-XV вв.) и собор Вестминстерского аббатства

(XIII-XV вв.).
Готическое искусство - одно из величайших достижений Средневековья.

Какую роль играли средневековые города
в становлении нового образа жизни?
К концу XII в. роль религиозных, политических, экономических

И культурных центров в Европе перешла от монастырей

К городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным

Управлением. Росло число ремесленных цехов и других

Светских корпораций. Города привлекали множество людей -

Ремесленников, паломников и студентов. «Городской воздух делает

Свободным», - гласила поговорка того времени.
Центрами общественной жизни средневекового города стали

Ратуша и собор. Ратуша представляла собой каменное здание

С залом для собраний и подсобными помещениями. Неотъемлемой

Ее частью была башня - символ свободы города.
Соборы должны были вмещать все городское население. Собор

Строился по заказу и на средства городской общины. Постройка

И укрепление храма, на которые уходили десятилетия,

Являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной

Жизни. Перед ним выступали проповедники , спорили

Профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные

Представления.
Бурный рост городов вел к расширению строительства, а это,

В свою очередь, - к созданию профессиональных артелей, не
108

Связанных с определенным городом, а выезжавших туда, где намечалась

Большая стройка. Именно из артелей, а конкретно - из

Артелей каменщиков, впоследствии образовалось философскополитическое

Общество «Вольных каменщиков» (франкмасоны).

Активное становление городов вело и к изменению мировоззрения.

Человек стал противопоставляться массе, коллективу, но

Его роль определялась не личностными характеристиками,

А профессией (купец, рыцарь, ремесленник).

Регионы средневековой философии.

Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Средневековья «география» философии значительно изменилась: философия не толь­ко продолжала развиваться в центрах своего возникновения (Индия, Китай, Греция - Рим), но и далеко вышла за их пределы.

Говоря о философии Древнего мира, можно было безоговорочно оперировать терминами «западная» (античная) и «восточная» (индий­ская, китайская). Но для эпохи Средневековья противопоставление «Запад- Восток» создает уже некоторые проблемы. Они связаны в первую очередь с появлением и развитием мусульманской и еврей­ской 1 философии. Поскольку термин «западная философия» утвердил­ся как синоним «европейской философии», то отнести их к западной было бы некорректно. Относя их к восточной, мы совершим еще боль­шую ошибку: во-первых, мусульманская и еврейская философия гораз­до ближе (по своему содержанию и характеру) к европейской, нежели к индийской, китайской и т.п.; а во-вторых, ряд центров мусульманской и еврейской философии территориально находился далеко на запа­де - на Пиренейском полуострове (например, в Кордове).

Поскольку в это время на культуру в целом и философию в частно­сти значительное влияние оказывали мировые религии, то в качестве основных регионов, где проходило развитие философии, условно удоб­нее выделить следующие:

Буддийский мир;

Христианский мир;

Мусульманский мир.

Эпоха Средневековья обычно выделяется на базе событий европейской истории (т.е. в хрис­тианском мире). Ее условным началом является 476 г. - дата захвата Рима варварами. Впрочем, если говорить о рубеже в развитии соб­ственно античной философии, то точнее будет назвать 529 г. - время

1 Основные центры еврейской философии находились на территории господства ислама.

закрытия последней языческой философской школы (Академии в Афинах). Конец европейского Средневековья и начало следующей эпохи, т.е. эпохи Возрождения - это середина XIV в. для Италии и начало XVI в. для Северной Европы.

Но эта европоцентристская (а точнее, даже западно-европоцент­ристская) периодизация не вполне соответствует ситуации в других регионах. Так, строго говоря, эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью даже не для всего христианского мира, а только для его части - Западной и Центральной Европы 1 .

А для буддийского и мусульманского мира определение и начала, и окончания эпохи Средневековья представляет значительные трудности. Так, окончание Средневековья можно связать только с зарождением в этих регионах культуры Нового времени, что случилось не ранее второй полови­ны XIX в. Аналогично и начало эпохи Средневековья в буддийском и му­сульманском мире нельзя безоговорочно связать с V или VI в. и тем более с названными выше датами. Об истории мусульманского мира вообще можно говорить только начиная с VII в. (когда возник ислам). А для Индии и Китая, входящих в буддийский мир, условные даты начала Средневековья падают на период III-VI вв., для Японии - это VI-VII вв. и т.д.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9220 - | 7340 - или читать все...

Читайте также:

  1. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. времени государство уже взяло на себя большую часть мирских забот церкви, оставив ей только духовные, не забыв при этом отобрать и землю, служив­шую главным

РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава 1. Культурогенез европейского Средневековья как исторической цивилизации

1.1. Происхождение и значение понятия «средние века»

1.2. Хронологические рамки европейского Средневековья

1.3. Факторы, обусловившие переход от Античности к Средневековью

1.4. Христианство как ось европейской культурной истории

Глава 2. Западная Европа и Византия как локальные цивилизации европейского Средневековья

Глава 3. Типологическая характеристика культуры европейского Средневековья

3.1. Аграрно-феодальный характер культуры

3.2. Ментально-ценностное ядро средневековой культуры

3.3. Типологическая характеристика культурной практики

Глава 4. Культурные практики западноевропейского Средневековья

Глава 5. Культурные практики Византии

Глава 1

Культурогенез европейского Средневековья как исторической цивилизации

Происхождение и значение понятия «средние века»

Термин «Средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI столетия важным было противопоставление своей эпохи, «нового времени», тому тысячелетнему периоду, который пролегал между ними и античным миром. «Средние века» (medium aevum с лат. буквально: «средний век») - это то время, а скорее, «безвременье», на протяжении которого осуществлялось изживание великой античной культуры. Такое значение понятия «средние века» во многом сохраняется и до сих пор.

Вместе с этим пониманием в истории на несколько веков утвердилось представление о Средневековье как о времени упадка культуры, времени невежества, темноты и мракобесия, засилья религиозных догм и доктрин. Вплоть до XIX столетия Средневековье даже у образованных людей вызывало довольно мрачные ассоциации с «провалом» в истории культуры. А.Я. Гуревич в своем исследовании замечает, что еще и во второй половине XIX в. во «Всеобщем словаре литературы», изданном во Франции, о Средневековье говорилось как о «десяти веках мрака», отделявших Античность от Ренессанса.

Такая трактовка имела под собой определенное обоснование, поскольку мир новой европейской культуры создавался в острой полемике со старым, и Средневековью приписывались все те негативные признаки, от которых, как тогда казалось, была свободна нарождающаяся эпоха. Новоевропейская культура, начавшаяся с эпохи Возрождения, хотела бы числить себя в потомках не столько Средневековья, сколько Античности, и это рождало особое отношение, метко охарактеризованное Ю.М. Лотманом (правда, по несколько иному поводу) так: «...предками восхищаются - родителей осуждают; незнание предков компенсируют воображением и романтическим миропониманием, родителей и дедов слишком хорошо помнят, чтобы понимать. Все хорошее в себе приписывают предкам, все плохое - родителям».

Другая, причем полярная, трактовка понятия «средние века» связана с распространившимся на рубеже XVIII - XIX вв. романтическим миросозерцанием в европейской культуре, с позиций которого Средневековье воспринималось как «золотой век» культуры, время высочайшей духовности и постижения высшего божественного смысла бытия. Тем самым романтический век, по замечанию Ж. Ле Гоффа, пытался заменить «черную легенду» «золотой».

В XX в. исследователи стали избегать столь однозначных оценок эпохи Средневековья, осознав задачу непредвзятого и адекватного ее описания. Теперь, благодаря их усилиям, стало ясно, что роль Средневековья для всей последующей истории европейской цивилизованности трудно переоценить. Ведь именно тогда сформировались современные европейские языки и нации, сложились известные сегодня европейские государства, наконец, к Средневековью восходят многие ценности нынешней европейской культуры. И это всего лишь беглый обзор средневекового наследия!

Хронологические рамки цивилизации европейского Средневековья

Они определяются специалистами по-разному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении IV - VI вв. явно осуществляется переход от одного типа цивилизованности - Античного, к новому - Средневековому. Несомненно, это переходный период, время «брожения», распада одного качества и зарождения другого (этот временной промежуток С.С. Аверинцев называет «временным зазором» между Античным и Средневековым типом культуры). Появление контуров Средневековой цивилизации поэтому зачастую относят не ранее чем кVII - VIII вв. - времени, когда свой цивилизационный статус получили две «локальные» цивилизации европейского Средневековья: Западная Европа и Византия.

Что же касается хронологического конца средневековой эпохи, то он также не имеет однозначного абсолютного выражения, и речь может идти лишь об относительной хронологии.

В самом общем виде, Средневековье в Западной Европе заканчивается по мере того, как утверждаются признаки нового историко-цивилизационного типа - Модерна. Относительность нижней временной границы Средневековья поэтому колеблется для различных европейских стран в пределах 2-3 столетий, т.е. между XIV и XVII веками.

Конец же византийского Средневековья обычно связывают с падением Константинополя (захватом его турками-сельджуками)в 1453г. Ф. Энгельс писал: «Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам».

Факторы, обусловившие переход от Античности к Средневековью

Глава 2

Западная Европа и Византия как локальные цивилизации европейского Средневековья

Средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия. Т.о., как и в Античности, единый поток европейской культуры «раздваивается» на два русла, однако этот процесс имеет теперь под собой иные основания. Иначе складываются и отношения между византийской и западноевропейской цивилизациями Средневековья.

Глава 3

Типологическая характеристика культуры европейского Средневековья

Аграрно-феодальный характер культуры

От Античности Средневековье унаследовало культуру аграрного типа. Главным экономическим стержнем этой культуры является сельскохозяйственный труд. Только в конце эпохи зреют предпосылки промышленной революции. Более того, средневековая культура даже в большей степени сельская, чем ее предшественница. Развитие городов и связанного с этим ремесленного производства отмечается в большинстве европейских стран только в конце средних веков. Да и сами средневековые города играют принципиально иную роль, чем города-полисы. Старые античные города были обескровлены, ремесло в них оказалось разрушенным, пришла в упадок торговля.

Изменения в аграрном характере культуры касаются феодальных отношений собственности. Феодализм (от лат. feodum или feudum - земля, должность, доход, пожалованные сеньором своему вассалу в наследственное владение под условием несения военной службы, помощи в управлении имением, участия в суде и уплаты предусмотренных обычаем платежей) основан на крупном дворянском землевладении в сочетании с крестьянским (надельным) землепользованием, прикреплением непосредственных производителей к земле, их сословной неполноценностью и личной зависимостью от феодалов. Т.о., в этом обществе действуют два типа отношений: экономические и личные договорные связи.

Культурная картина мира.

Контуры средневековой христианской ментальности проступают уже в переходную эпоху, тогда как своими корнями она уходит в позднеантичную культуру.

Исходным пунктом для построения новой культурной модели послужили античные представления о космосе как основе мирового порядка. Если язычество в его мифологических, а затем и в философских проявлениях обожествляло самый космос, не отделяя, таким образом, источник миропорядка от материи, сознание раннего Средневековья усилило идею всеобъемлющей и осмысленной упорядоченности вещей, отчуждая от самого бытия его источник и воплощая последний в идею абсолютного, внемирного (трансцендентного) и суверенного Бога.

Самый космос находится по отношению к Богу в отношениях покорности, монашеского послушания. Такая параллель между миром небесных тел и миром социума означала становление креационизма - учения об одном и том же Боге как творце стихий и как законодателе людей

Больше всего к такому пониманию бытия тяготели те направления античного идеализма, которые увлекались идеями «гармонии сфер», «звездного порядка» - пифагореизм и платонизм. Следующий шаг в данном направлении был сделан Филоном Александрийским (кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э.) - «настоящим отцом христианства» (Ф. Энгельс). Этот мыслитель разрабатывал учение о Боге как о высшем духовном абстрактном начале, находящемся вне сотворенного им мира, о Сыне Божием, посылаемом на землю во искупление человеческой греховности. Так осуществлялся столь важный для христианства и христианской культуры синтез идеалистического античного мышления и восточного (иудаистского) мифологического мировоззрения с присущим тому ярко выраженным единобожием, эсхатологизмом и мессианством.

Итак, в центр бытия нарождающееся средневековое сознание поставило Бога как Творца всего сущего и как абсолютную духовную субстанцию, безраздельно господствующую в мире.

Эти представления были развиты в трудах христианских мыслителей IV - V вв.: Амвросием Медиоланским (334 или 340-397 г.г.), Сафонием Евсеевием Иеронимом (347-420 г.г.) и особенно Аврелием Августином (354-430 г.г.). В своих трактатах «О граде божием», «О христианском учении» и других, а также в своей знаменитой «Исповеди» Августин выдвинул две важнейшие проблемы, оставленные в небрежении античной мыслью. Одна из них - проблема становления человеческой личности с ее кризисами и переломами, другая - динамика общечеловеческой истории с ее внутренней противоречивостью.

Основу мировоззренческой системы, созданной Августином, составляет идея существования двух государств, «градов», ипостасей бытия: града божественного, небесного (civitas Dei) и града земного (civitas terrena). Первый населяют праведники, истинные христиане, ангелы - т.е. существа, верные Богу, любящие его истинной любовью, в которой они доходят до презрения к себе; второй - нечестивцы и грешники, которыми является большинство людей и в которых истинная любовь подавляется любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу. Оба этих мира так тесно переплетены между собой, что один и тот же человек может одновременно носить их в себе. Извечная борьба этих начал составляет, по Августину, ведущую коллизию мировой истории.

Основателем земного града был братоубийца Каин. Братоубийцей был и Ромул, построивший на крови своего брата Рема город Рим. Человеческий мир, следовательно, и Рим как зримое его воплощение изначально несут в себе преступление и зло. Он торжествует, но лишь до поры. Небесный град, подобно непорочному, но страждущему Авелю, является гонимым, пока, благодаря приходу христианской церкви, не восторжествует жизнь «по духу», а не «по плоти». Те же, кто так и не сумеют преодолеть оковы земного града, будут обречены на вечные муки. В каком измерении пребывают оба града? Град земной исторически развивается, град Божий пребывает в вечности. Отсюда закономерное внимание Августина к проблеме времени .

До сотворения мира времени не было. Лишь появление предметного мира вызвало некое движение. Изменения в тварном мире и образуют время. После долгих размышлений Августин приходит к заключению, что время не имеет онтологического статуса и заключено только в душе субъекта. Только здесь, в личностно-психологическом измерении, существует реальность прошедшего (память) и потенциальная реальность будущего (ожидание). Таким образом, время производно от сотворенного мира, это - удел человеческой жизни и истории. Движение мира от сотворения к концу света измеряется равномерно текущим временем, и лишь на этом пути возможно достигнуть приобщения к истинному граду и вечности. Ведущими характеристиками времени становятсялинеарность и конечность .

Начало и конец оказываются значимыми моментами истории земного града. А в самой концепции земной истории выходят на первый план телеологизм и провиденциализм . Первое означает, что свыше определена цель, к которой идет и придет человечество в конце своей истории, обретающей, несмотря на все зигзаги и попятные движения, вид поступательного развития - восхождения к «царству божию». Второе фиксирует представление о том, что сами эти пути известны божественному провидению. Более того, средневековое мышление разрабатывает концепцию предопределения , резко отличную от античных представлений о фатальности космоса. Согласно этой концепции, Бог изначально предопределил к вечной блаженной жизни определенное и конечное число людей. «Избранные» милостью Божией, независимо от их заслуг и прегрешений, смогут войти в небесное царство. Все же остальные, также независимо от земного образа жизни, обречены на вечную гибель.

Итак, взгляду историка культуры предстает следующая картина мира, характерная для средневекового культурного сознания. Бытие выстраивается как цельная, определенным образом упорядоченная и организованная система. В ее центре - Бог, понимаемый как трансцендентное, сверхразумное, сверхчувственное, бесконечное, вездесущее, нематериальное и совершенное начало. Вокруг этого смыслового ядра группируются все прочие представления и идеи, ценности и идеалы средневекового человека. В целом же бытие структурируется двояко. Реально существующим признается каквысшее, сакральное, совершенное и сущностное бытие – бытие Бога (небесная реальность), - так и плотское, греховное, мирское (земная реальность). Вторая реальность производна от первой и подчинена ей.

Т.о., средневековому культурному сознанию свойственны прежде всего дуализм и иерархизм , которые наложили отпечаток на все смысловые категории этой культуры. Дуализм означает последовательное и абсолютное противопоставление Бога всему тварному миру, иерархизм – установление между членами такой дихотомии отношений подчинения. Средневековое сознание знает различные варианты смысловых оппозиций, коррелирующих между собой и с упомянутой «центральной» дихотомией: небесное/земное, сакральное (святое) / греховное, духовное / плотское (телесное), высокое / низменное, добро / зло, чистое / нечистое и т.д.

Однако в оппозицию вступают отнюдь не только взаимоисключающие категории (противоположности), но и близкие друг другу смыслы. «Поэтому, - отмечает С.С. Аверинцев, - вступает в действие оппозиция «священное – священнейшее». Эта оппозиция выражена в двуединстве христианского канона Библии: Ветхий Завет свят, однако Новый Завет более свят [выделено автором]…Она выражена в архитектуре церкви: весь храм - священное место, но алтарь священнейшее. Она выражена в распорядке церкви: всякое богослужение - сакральный акт, но литургия принадлежит к более высокому уровню сакральности».

Дуализм и иерархизм проявляются также в представлениях о пространстве и времени . Небесное пространство суверенно и населено духовными существами, земное - зависимо и населено людьми, «тварями», заполнено материальными предметами. Небесное выстраивается по вертикали (оппозиция «верх/низ»), земное - по горизонтали (оппозиция «свое/чужое»).

Моделью вертикально организованного пространства является микрокосм: храм, человеческое тело, - где верхние части символизируют принадлежность к высшему бытию, а нижние – более низкую степень сакральности или даже греховность.

На земле пространство враждебно человеку; за пределами освоенной человеком территории находится неведомый и угрожающий мир. Для средневекового (особенно западного) человека внешний мир - либо дикий густой лес, непроходимая чаща, либо безлюдная пустыня. Переселение в такой мир (например пустынножительство) знаменовало в контексте средневековой культуры «уход от мира», а значит испытание и одновременно - подчинение своей жизни не мирскому, а божественному началу (монашество).

Освоенный средневековым человеком мир поселений - это мир обширных пятен и прогалин, отвоеванных у дикой природы. В их семантике - «убежище», «защита» - также запечатлен дуализм в понимании земного пространства. Граница между поселением и внешним миром всегда маркирована – это защитные укрепления (мощные, иногда в 2-3 пояса стены, глубокие рвы, дозорные посты и башни), и используемые в качестве таковых особенности природного ландшафта (холм, река, в излучине которой часто помещалось поселение, и т.д.). Особую семантическую нагрузку несут те элементы «границы», которые выполняют функцию связи внутреннего и внешнего пространства, - мосты, ворота.

Несмотря на свой антагонизм, небесная и земная реальности странным образом соединяются в средневековом сознании в единое целое, ведь «Бог есть «благословляющий и освящающий все [выделено автором]». Лик Бога «проступает» сквозь предметы и явления земной реальности, которые приобретают характер символов , передающих в осязаемой, чувственной форме сущностное, трансцендентное содержание. Тем самым пропасть между двумя реальностями устраняется, и они составляют в сознании человека разные ипостаси одного и того же.Т.о., важное место в средневековой системе культуры занимает символизм.

Важно отметить, что символическое понимание бытия сковывало свободу человеческой воли и мешало ей касаться даже здания земного общества, т.к. его расшатывание автоматически означало покушение на общество небесное. Поэтому не должно показаться странным и столь пристрастное отношение человека этой эпохи к форме (написание букв, иконографические каноны в живописи, церковная обрядность и т.д.), поскольку всякая форма санкционирована свыше.

Только земная ипостась бытия имеет временную протяженность; вместе с тем время - момент вечности, поэтому может принадлежать лишь одному Богу. Использование времени, извлечение из него выгоды считалось грехом.

Пространственной непрерывности, причудливым образом связывающей и переплетающей небо и землю, соответствовало понимание времени как непрерывного и линейного . Идея возобновляющегося временного круговорота, вполне уживавшаяся в Античности с идеей временной необратимости, в целом чужда средневековой ментальности. Время неумолимо движет историю рода человеческого от момента сотворения к концу света, второму пришествию Христа и Страшному Суду. На этом земная история исчерпывается, и наступает торжество царствия небесного. Между Началом и Концом, этими двумя значимыми вехами, разворачивается история, собственное значение которой в конечном счете признается неважным. Важны «крайние», полярные точки процесса: начальная, без которой не было бы самой истории, и конечная, которая, подобно магниту, образует ее векторную направленность, является мотивом движения.

Сама человеческая история двоится насакральную (священную) и мирскую . Ценность первой неизмеримо выше, поскольку на ее протяжении разворачиваются события, предуготовившие пришествие на землю Спасителя. Первая уходит своими корнями в Священную историю, которая начинается с такого первичного события, как акт творения, а заканчивается искушением Адама и Евы и первородным грехом. Затем, уже на земле, разворачивается сакральная ветхозаветная и новозаветная история, причем первая предвосхищает вторую. Это предвозвестие, собственно, и составляет главную сакральную тему.Линейное время разрезается на две части в связи с воплощением Господа. На этом факте строится вся средневековая хронология, ведущая свой счет времени «по обе стороны» сего знаменательного события. «До» (Рождества Христова)» - это время со знаком «-», «после» - время со знаком «+». Тем не менее по сравнению с современным средневековый человек был гораздо более безразличным к точным (абсолютным) датировкам событий. Точное указание на время интересовало его лишь в связи с событиями сакральной истории. Здесь хронология была на удивление строгой. Так, самым детальным образом излагается сотворение мира (ровно шесть дней), история грехопадения, земное бытие Христа. Все эти даты и сроки приобретают символическое значение, и по ним «сверяют часы» всей человеческой истории. В том же, что касается способов измерения времени, Средневековье практически не внесло ничего нового после Античности. Оно все еще не умело делить время на равные отрезки длительности. Фактически без изменения остался и весь хронологический инструментарий (солнечные, песочные и водяные часы и нек. другие устройства).

Основой практического отсчета времени на протяжении всего Средневековья выступает аграрное,сельское время , ориентирующееся, как и положено аграрной культуре, на природные циклы и вехи главных сельскохозяйственных работ. Из всех событий средневековые хронисты выделяли такие, которые связывались с необычными или угрожающими природно-погодными явлениями - неурожай, мор, ненастья, затмения. Однако аграрное время тесно сплеталось с временем религиозным .

Сельскохозяйственный год одновременно был и годом литургическим: он был наполнен событиями и праздниками, связанными с жизнью Христа, Богородицы и святых мучеников. Литургический год был согласован с ритмом сельскохозяйственных работ, в чем проявились старые языческие традиции. Так, лето и часть осени были почти свободны от крупных церковных дат и праздников, т.к. совпадали с максимально напряженным трудовым периодом (исключение здесь составляет Троица). Самым насыщенным праздниками отрезком религиозного года оказывалось зимнее время вплоть до начала весенних полевых работ, к которому были приурочены такие крупнейшие церковные даты, как Рождество, Благовещение, Пасха, Вознесение.

Ведущей темой мирской истории становится переход, перемещение власти из одного мирового центра в другой. Она исходит из того представления, что во все времена и эпохи мир живет подчиняясь только одному центру, который управляет всем земным ритмом. Как и в эпоху архаики, власти приписывается сакральный характер, она - от Бога. В мире существует преемственность власти и цивилизации, и с каждой такой передачей нарастает соответствие власти земной власти небесной, т.к. власть переходит во все более достойные руки. Так, власть вавилонян через мидян и персов перешла к македонянам, а затем к римлянам. Падение Рима объясняли тем, что он превратился в «вавилонскую блудницу», способствовал процветанию порока и моральному разложению. Законными преемниками римлян стали византийцы, а дальнейшие пути власти по-разному интерпретировались на Западе и в Византии: роль «третьего Рима» Запад приписывал себе (то Империи Каролингов, то Священной Римской империи германской нации), а православный мир (особенно в России, в период Московского царства) - себе. Т.о., для Средневековья характерны ожесточенные споры вокруг темы «третьего Рима», и это не случайно.

Земная линейная история виделась зрелому средневековому сознанию не восходящей, как на заре этой эпохи (см. выше), а нисходящей. Излюбленной мыслью средневековых авторов была мысль о старении, упадке и измельчании рода человеческого, порче и гибельности мира. Знаменательны слова Бернара Шартрского: «Мы всего лишь карлики, стоящие на плечах гигантов». В практике средневекового образования можно встретить серьезные рассуждения о том, что древние люди были выше ростом, чем нынешние, а в будущем люди еще больше уменьшатся в размерах. В этом смысле средневековое сознание действительно катастрофично, проникнуто своего рода погребальным звоном. Человечество как бы готовило себя к принятию неотвратимого наказания и Страшному суду.

Следует отметить, что линеарное и необратимое время более последовательно выдержано в западноевропейском менталитете. Византийское культурное сознание гораздо дольше удерживало представление о круговом, возобновляющемся движении . Подтверждение тому многие исследователи видят в различном устройстве культовых сооружений, по-разному отображавших, моделировавших средневековое мироздание. На Западе получил развитие базиликальный тип храма, где доминировала горизонтальная линейность - вытянутость вдоль оси запад - восток, от входа к алтарю. В Византии же утвердился крестово-купольный тип храмовой постройки с присущей ему круговой организацией подкупольного пространства, где и осуществлялось главное литургическое действо.

Различное осмысление в контексте западного и восточного христианства получили те или иные события и образы сакральной истории. Так, католическое сознание акцентирует внимание на начальном пункте жизни Христа - пришествии Его на землю, Рождестве Христовом. Главным же праздником православных считается Пасха - светлое Христово Воскресение, момент торжества Его спасительной веры. По-разному воспринят в западно- и восточноевропейском сознании образ Марии. Первое трактует его прежде всего как образ чистой и непорочной юной Девы; второе - видит в нем идею материнства, утешения и заступничества.

Модель человека

Христианство способствовало растущему осмыслению значимости индивида, его ценностному выделению. Не случайно медиевисты пишут о «катастрофическом взрыве личного самосознания в самой глубине средневековья».

Вместе с тем культуре Средневековья еще не свойственно понимание индивидуального (=обособленного) человека как личности, как самоценной индивидуальности, значение которой в том и состоит, что она не похожа на других, отлична от других. «Для средневековых умов обособленно-индивидное - это акциденция, т.е. нечто вторичное, частное, случайное, бренное и тягостное в человеке; первостепенно же, напротив, все, что причащает соборному и вечному». Даже в сакральной плоскости различение есть способ представления общего. «То, что и Бог-Отец, и Бог-Сын, и Бог-Дух различаются, поскольку они одновременно суть одно, так что различия - это единство, а единство - это различия... Помыслить даже Христа самобытным было бы ересью...». Мыслить свое «Я»как нечто исключительное и суверенное было бы в глазах субъекта средневековой культуры тяжелейшим грехом, выражением гордыни, преступного своеволия. «Все в руках Божьих», «на все воля Божья» - вот его кредо. Свою индивидуальность человек Средневековья осмыслял прежде всего через пример, подражание бесспорным авторитетам, осознавая себя в формах известных ему архетипических образцов, идентифицируя себя с ними. Свою «личность» он парадоксально утверждает путем отрицания ее оригинальности, указывая на универсальное и всеобщее, которое являет себя в частном и единичном. Так, по наблюдению А.Я. Гуревича, такие средневековые авторы, как Гвиберт Ножанский или Пьер Абеляр, в своих автобиографических сочинениях стремятся подражать соответственно «Исповеди» Августина и жизни святого Иеронима. Таким образом, «личность средневековой эпохи вообще была способна «собрать» себя лишь из фрагментов других личностей, данных ей в литературных текстах», она мыслила себя «центробежно», в противоположность «центростремительному» характеруличности Нового времени.

Аксиологическая система.

Ценностной доминантой средневековой культуры выступает идея Бога. «То была, - отмечает А. Гуревич, - для людей средневековья высшая истина, ...с которой были соотнесены их культурные и общественные ценности, конечный регулятивный принцип всей картины мира эпохи».

В своих намерениях достичь согласованности с миром бытийных и духовных абсолютов человек Средневековья придерживался концепции служения , в чем ему виделось воплощение единственного предназначения человека. Интересной в связи с этим представляется трактовка веры (в Бога) как «верности» ему. «Вера» и «верность» – одно и то же (древнееврейское «`aemunah», греческое «pistis», латинское «fides» означают оба эти понятия», - указывает С.С. Аверинцев.

«Земным» коррелятом служения Богу признавались разнообразные формы социального функционирования индивида, в рамках общественной стратификации и иерархизации: вассально-феодальное и «государственное» подчинение рассматривались как способ осуществления индивидом его земной миссии. Личная верность и преданность сеньору (Западная Европа) или императору (Византия) – разные проявления по сути одной и той же ценностной ориентации, исходящей из представления, что любая земная власть является ипостасью власти небесной. В свою очередь, служение предполагало преодоление своеволия , трактуемого как гордыня - одного из самых тяжких «смертных грехов». «На все воля Божья», «все - от Бога» - вот ведущие поведенческие императивы, управлявшие человеком этой эпохи.

В качестве главной формы служения Средневековье признает труд , впервые в истории вышедший «из тени» культуры. Именно в эпоху Средневековья труд получает этическое обоснование: важно трудиться, притом трудиться в соответствии с твоим земным предназначением. Труд - это главный удел человека, определенный ему Господом, и уже по одному этому всякий труд священен. Однако и здесь просматривается определенная иерархизация, диктуемая универсальными законами бытия: труд священника и особенно монаха «ценнее» труда обыкновенного мирянина, ибо такой труд является уделом избранников Божиих, подвижников, исповедывающих высшую форму служения - непосредственное служение Творцу.

Мир ценностей Средневековья включал в себя и категорию авторитета. По мнению Ж. Ле Гоффа, они управляли духовной жизнью общества. Ощущение собственной несамостоятельности рождало у людей чувство неуверенности и потребность опереться на прошлое, на опыт предшественников. Аксиологическая система средневековой культуры предъявляет нам определенную иерархию авторитетов . Первое место здесь, несомненно, отводится жизни и деяниям «образцовой личности» - Иисуса Христа, затем следуют Матерь Божья и апостолы, святые и отцы церкви. Следование этим примерам из прошлого - залог добродетельной жизни людей нынешних. В наиболее последовательном виде практика ссылок нашла выражение в теологии: здесь авторитет «личностей» распространялся на текстовую иерархию. Высшим авторитетом было Священное Писание (особенно Новый Завет), затем Священное Предание (постановления Вселенских церковных соборов, закрепившие догматические основы христианской веры), патристика (труды отцов церкви), агиографические тексты (жития святых). Вместе с тем латинский Запад и византийский Восток различным образом представляли себе круг ведущих авторитетов, что согласовывалось с католической либо православной церковной догматикой.

Несмотря на единство основополагающих ценностных ориентаций, в культуре Средневековья сложилось две ценностно-смысловые парадигмы , соответствующих двум «мирам» европейской культуры - западному и восточному. Не приходится сомневаться, что главным системообразующим фактором в становлении этих парадигм явилось христианство в его восточном и западном вариантах (соответственно православном и католическом). Не беря во внимание то, как шло формирование двух этих течений внутри некогда единого христианства (зависевшее, в свою очередь, от множества культурных и цивилизационных факторов - см. выше), рассмотрим основные, на наш взгляд, расхождения между названными здесь системами ценностей.

Характерной чертой западной ментальности выступает рационализм , который выражается в признании в качестве ведущего принципа постижения действительности логического, рационального инструментария, тогда как византийско-православная ментальность выдвигала в качестве приматаиррациональное, интуитивно-эмоциональное, спиритуально-мистическое постижение мира на основе добродетельного слияния души человека с миром божественных сущностей. Так, в западном (католическом) богословии отчетливо прослеживается линия рационального богопознания (Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Фома Аквинский и др.), в конечном счете вытеснившая антиинтеллектуалистскую линию (Августин Аврелий, Бернар Клервосский). Для первой характерно так или иначе признавать роль разума как для доказательства бытия Бога, так и для приобщения людей к вере.

Православное богословие по-иному трактовало проблему соотношения веры и разума : вера здесь понимается не как способ познать существование Бога, а как непосредственно переживаемая связь с ним, задаваемая искренней потребностью человека в божественном. Более того, в русской богословской (тоже православной) традиции сама попытка искать доказательства бытия Бога рассматривается как сомнение в самих основах христианской веры, приводящее человека к отпадению от церкви (А.С. Хомяков). Итак, актуальная в католицизме проблема познания заменяется в православии проблемой переживания, чувствования Бога.

Логико-теоретический подход к деяниям Бога и практической деятельности человека, закрепившийся в католическом менталитете, способствовал пониманию бытия как места приложения сил и способностей прежде всего самого человека, а значит, появлению в ценностной системе такой ориентации, как активизм . Осуждение самобытности и своеволия человека, таким образом, не исключало признание его активности, понимаемой как совершенствование и достижение спасения, зависящее не только от божественной благодати, но и от усилий самого человека. В этой системе ценностей труд освящается и в конце концов, уже в Новое время, превращается в единственную и высшую форму служения Богу (протестантизм).

Католицизм стремится к Богу от мира, в то время как православие - от Бога к миру. В силу этого православная аксиологическая система подразумевает под активностью не столько деятельность человека, направленную на преобразование жизни, сколько деятельность, направленную на оправдание жизни. Поэтому мирская активность человека не только не приветствуется, но и воспринимается скептически, а то и осуждается. Такое понимание отнюдь не отрицает ценность трудовой деятельности, которая считается Богом данным предназначением, но полагает предел ее возможностей, поскольку главное решение остается не за человеком, а за божественным провидением. Восточно-христианское сознание в целом созерцательно, в чем можно увидеть продолжение древнегреческой парадигмы культуры; западно-христианское - деятельно, и в этом продолжение римской традиции.

Деятельностное и прагматическое начало в католическом умострое определило большую роль организующих и упорядочивающих начал как в светской, так и в клерикальной среде. И в том и в другом случае отношения людей между собой подчинены строгой и довольно жесткой системе правил и предписаний, где отчетливо очерчены пределы компетенции каждого, исходящие из раз и навсегда заданных назначения, роли, функции человека в этой иерархии. Вместе с тем, как блестяще показал С.С. Аверинцев, регламентированность отношений на Западе несколько компенсировалась введением и соблюдением правил вежливости, благодаря чему хотя бы внешне щадились чувства субъекта культуры, вынужденного беспрекословно подчиняться действующим на него извне установкам. В этом смысле католицизм ждет от человека в первую очередь дисциплинированности , тогда как православие - искренности .

По-разному в православном и католическом умострое выглядит ценностное осмысление имущественных отношений . Раннее христианство, опираясь на библейские тексты, осуждало стяжательство и богатство, однако с течени

Термин «средние века» - перевод с латинского выражения medium aevum (средний век) - был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые ознаменовались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением - явлениями, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в начале XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просвещения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеализации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневековью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, существенно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эволюцию западноевропейского средневекового общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Это было первое заметное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не только событийной и политической по преимуществу, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространилось во французской публицистике накануне Французской революции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI-XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История средних веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов - земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины - конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории - позитивизма. Направление, принявшее новую методологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой превращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критического метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Развитие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако результаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века.

Предмет, хронологические рамки и внутренняя периодизация «Истории Средних веков»

Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества.

История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец VB. - середина XI в.- раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в.-конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Периодизация Западной Европы
V-XI вв. - раннее средневековье, время формирования феодального способа производства.
XI-XV вв. - классическое, или развитое средневековье, период развитого феодализма.
XVI- сер XVII вв. - позднее средневековье, или раннее Новое время, период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства.
Периодизация Византии
IV-VII вв. - первый, или ранний период, постепенная эволюция позднеантичных институтов в раннефеодальные.
Втор. пол. VII-XII вв. - второй, или средний период, расцвет византийской империи.
XIII - сер. XV в. (1453) - третий, или поздний период, поздний византийский феодализм, кризис империи.