А. П. Чехов, "Дама с собачкой": анализ. "Дама с собачкой" - рассказ о любви. Дама с собачкой Дама с собачкой герои

Мы все пользуемся языком тела. Часто молчаливое послание с помощью языка тела дает больше информации об искренности чувств и истинности отношений между людьми, чем самая многословная тирада. Такие проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, манера молчать, помогают произвести впечатление на окружающих или скрыть то, что мы хотим сохранить в тайне от посторонних.

Своей целью Я ставлю проведение собственного исследования этой быстро развивающейся области с тем, чтобы оценить практическое значение и возможности использования полученных специалистами знаний. Еще совсем недавно межличностная коммуникация рассматривалась почти исключительно с точки зрения речевого взаимодействия индивидуумов. Пришло время серьезного рассмотрения процесса очного взаимодействия людей с учетом вклада в него со стороны невербальных факторов. В реферате приводятся данные в отношении таких аспектов и проявлений языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, невербальные параметры речи и т. д.

Итак, главный герой рассказа "Дама с собачкой" Дмитрий Дмитрич Гуров. В начале рассказа он представляется человеком бездушным, недалеким, не уважающим окружающих людей, в том числе и жену. Но встретив однажды Анну Сергеевну, он постепенно начинает меняться, по другому воспринимать окружающий мир и людей вокруг. И в конце рассказа мы видим совершенно другого человека. Этот человек способен любить "по-настоящему", чувствовать другого человека, жертвовать собой ради любви. "Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменили их обоих".

Очень сложно сказать положительный или отрицательный герой Д.Д. Гуров. Скорее он человек запутавшийся в жизни, и обредший смысл ее только через любовь. В начале рассказа у Гурова наиболее часто повторяются жесты: "пугливо огляделся" или "с оглядкой и страхом", что говорит о внутреннем состоянии героя. Можно даже сказать, что это излюбленный его жест. Герой боится, что его кто-нибудь увидит. Значит, он чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. И в начале рассказа все поведение Гурова носит "недостойный" характер.

Также часто встречается жест "ходил из угла в угол", что говорит о том, что главный герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о сильнейшем волнении героя.

Нужно отметить, что у главного героя жесты полностью совпадают со словесной информацией. Более того они помогают нам понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания. Гурову около сорока лет. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. А он считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя. В его внешности, в характере, во всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно.

В рассказе очень четко прослеживается эмоциональный характер героини. В основном, все ее жесты носят сильно - эмоциональный характер. Вся словесная информация Анны Сергеевны совпадает с ее жестами. Все ее жесты совпадают с ее характером, настроением. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года. Анна Сергеевна как-то неоднозначно относилась к своему мужу, с одной стороны она его любит, с другой стороны ее самолюбие задевает то, что ее муж лакей. Может быть он честный, хороший, порядочный человек, но он лакей. Она еще недавно была студенткой, училась, в ней есть еще много не смелости, угловатости в смехе, в разговоре с незнакомыми. Должно быть, она первый раз в жизни была одна, на курорте, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят с ней только с одной целью, о которой она не может не догадываться. Анна Сергеевна, к тому, что произошло у нее с Гуровым, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, как к своему падению. Она наивна, от нее веет чистотой, порядочностью, наивностью мало жившей женщины.

Но что-то в ней есть жалкое все-таки.

Вот мы и подошли к концу нашего экскурса в мир языка тела, ознакомившись с его природой, использованием и возможностями усовершенствовать свои навыки. Не стоит, впрочем, воспринимать это как окончание нашего собственного изучения предмета. При желании постигать язык тела (как и любой другой) можно всю жизнь. Надеюсь, что в дальнейшем мы станем уделять невербальным аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства с этой наукой. Надеюсь также, что теперь нам удастся избавиться от чувства неловкости при обсуждении деталей, связанных с языком тела, которое испытывают многие люди. Мы станем рассматривать его как элемент необходимых человеку навыков, подобных умению читать, писать, слушать и говорить. Все перечисленные навыки поддаются совершенствованию, и в этом отношении язык тела ничем от них не отличается.

Что же касается рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», там встречается очень много жестов, Чехов всегда очень много и с большими подробностями описывает жесты, мимику, походку, фонационные средства коммуникации. Герои этого рассказа очень много жестикулируют, что говорит об их эмоциональных характерах. Также жесты в этом произведении тесно связаны с цветовой палитрой рассказа, в первой половине описывается синее море, южные пейзажи насыщенные красками, белый шпиц и многие другие детали, изображенные в ярких радужных красках, и жесты в этой части рассказа более эмоциональные, более насыщенные страстью курортного романа. Во второй части рассказа преобладают серые, грязные и унылые цвета, что сразу же сказалось на жестах главных героев, все жесты, мимика, позы покрылись какой-то унылостью, серостью и безысходностью. Таким образом, Чехов создал произведение достойное всестороннего исследования с точки зрения паралингвистики.

Дмитрий Дмитрич Гуров. Итак, главный герой рассказа "Дама с собачкой" Дмитрий Дмитрич Гуров. В начале рассказа он представляется человеком бездушным, недалеким, не уважающим окружающих людей, в том числе и жену. Но встретив однажды Анну Сергеевну, он постепенно начинает меняться, по другому воспринимать окружающий мир и людей вокруг. И в конце рассказа мы видим совершенно другого человека. Этот человек способен любить "по-настоящему", чувствовать другого человека, жертвовать собой ради любви. "Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменили их обоих". Очень сложно сказать положительный или отрицательный герой Д.Д. Гуров.

Скорее он человек запутавшийся в жизни, и обредший смысл ее только через любовь. В начале рассказа у Гурова наиболее часто повторяются жесты: "пугливо огляделся" или "с оглядкой и страхом", что говорит о внутреннем состоянии героя. Можно даже сказать, что это излюбленный его жест. Герой боится, что его кто-нибудь увидит. Значит, он чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. И в начале рассказа все поведение Гурова носит "недостойный" характер. Также часто встречается жест "ходил из угла в угол", что говорит о том, что главный герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о сильнейшем волнении героя. Нужно отметить, что у главного героя жесты полностью совпадают со словесной информацией. Более того они помогают нам понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания. Гурову около сорока лет.

Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. А он считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно.

В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя. В его внешности, в характере, во всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно.

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.

Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.

В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.

Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. И эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней.

Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.

Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.

Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.

И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.

Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.

Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Сюжетно-фабульная организация рассказа А.П.Чехова«Дама с собачкой»

Одна из многих - ничем не выделяющееся из толпы «лицо», обращающее внимание на себя одной только новизной, - так нам предстает Анна Сергеевна в начале произведения А.П.Чехова «Дама с собачкой». Антон Павлович, впрочем, не относится к ней пренебрежительно, он уже в заглавии акцентирует внимание на этом персонаже, но косвенно, не называя ни имени ее, ни фамилии (в противоположность «Рудину» И.С.Тургенева или же «Ромео и Джульетте» Шекспира) - лишь дама с собачкой.

Говоря о фабуле, А.П. Чехов берет за основу историю обычного курортного романа - историю, видимо, поистине вечную. События развиваются по привычной схеме: на отдыхе двое несчастных в браке людей находят друг друга с одной, казалось бы, целью: на несколько минут забыть будничные хлопоты и почувствовать себя немного счастливее, пусть и ненадолго. После нескольких недель «беззаботного счастья» к одному из двух участников наспех сложившегося союза приезжает жена (или муж-тут все зависит от авторского стремления к «оригинальности»), происходит грандиозный скандал, а потом все разъезжаются по домам, и лишь изредка в течение первого месяца разлуки героев «трагикомедии» посещают воспоминания об отдыхе, вызывающие либо тоскливые вздохи, либо глухое раздражение.

Завязка более чем предсказуема, то есть предсказуема для избранной фабулы. Чехов знакомит нас с главным героем своего рассказа - Гуровым, у которого уже возникли так называемые корыстные планы, связанные с «новым лицом». Как бы между прочим автор немного раскрывает и образ уже заинтриговавшей читателя «дамы с собачкой» (хочу подчеркнуть, что видим мы ее глазами Гурова, и более полное описание женщины Чехов позволяет себе именно в его присутствии). Тут же Антон Павлович впервые, ненавязчиво отделяет героиню от массы: «Она гуляла одна , все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она , и называли ее просто так: дама с собачкой.»

Далее, в экспозиции, Чехов более подробно представляет читателю главного героя: Дмитрия Дмитриевича Гурова. Это « порядочный» «москвич», привычный к женскому обществу мужчина, женатый, но не питающий каких-либо теплых чувств к жене и часто ей изменяющий («его женили» - говорит автор, из чего следует, что женитьба Гурова состоялась не по его воле, да и любви-то между супругами особой не было никогда). Дальше Гуров открывается еще больше: в сцене знакомства с понравившейся ему «дамой с собачкой» становится совершенно очевидно, что он - не глуп, находчив, обаятелен, наблюдателен и весьма сведущ в обращении с девушками. Сам эпизод знакомства и первый день, проведенный героями вместе, является вполне обычным для фабулы курортного романа. Так же здесь становятся явными некоторые факты о жизни Анны Сергеевны, наконец Чехов открывает нам имя таинственной дамы. Важно отметить, что читатель узнает имя женщины одновременно с Гуровым - это доказывает, что главным героем рассказа - по сути, центром повествования - является именно он. Но тут Антон Павлович неожиданно вводит свободный мотив, противоречащий фабуле в целом: "Что-то в ней есть жалкое все-таки",- эта мысль, так заметно режущая слух привыкшему к традиции читателю, возникает у Гурова на ровне с совершенно тривиальными образами и эпитетами, в то время как он думает об Анне Сергеевне. Чехов даже выносит думу своего героя на отдельный абзац, тем самым графически показывая читателю обособленность ее.

Более близкие взаимоотношения, ради которых, собственно, все и затевал Гуров, начинают развиваться у Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны на пристани, когда они вместе встречают пароход: женщина заметно волнуется и растеряна («Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку.»), но главный герой Чехова не знает замешательства и ведет себя абсолютно спокойной и уверенно.

"Каких только не бывает в жизни встреч!".И правда, каких только не бывает! Теперь Чехов уже открыто говорит о неповторимости Анны Сергеевны, о непохожести ее на других (Гуров сравнивает ее со своим прошлым «опытом», но такие ему еще не встречались). Автор обращает внимание читателя на проведенную им игру, он будто хвастается своей ловкостью: «Анна Сергеевна, эта "дама с собачкой" , к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно , очень серьезно, точно к своему падению, - так казалось, и это было странно и некстати.» А Гуров? Гуров в замешательстве («Я не понимаю, - сказал он тихо .»). Подумать только! сам Дмитрий Дмитрич Гуров в растерянности, будучи столь опытным и сведущим в отношениях с женщинами, он просто не знает, что сказать, сделать… И поистине позорно, позорно для такого, как он, принимается за арбуз, лежащий на столе в номере Анны Сергеевны, чтобы «прошло по крайней мере полчаса в молчании». Так же, здесь присутствует еще одно противоречие фабуле: вопреки привычному развитию событий, где курортный роман (а особенно его кульминация) должен вызывать мимолетную радость, кратковременное счастье, оба героя ничего из этого не испытывают - Гуров чувствует себя очень неловко, а Анна Сергеевна и вовсе в отчаянии («Анна Сергеевна…к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно , очень серьезно…», «печально висели длинные волосы», «в унылой позе»). Отклонением от фабулы служит так же внутренний монолог Гурова, который произносится во время совместного пребывания любовников в Ореанде: Чехов показывает читателю, что его герой - человек глубокий, с богатым внутренним миром, человек, способный рассуждать о вечном (чем противостоит обычное представление о герое рассказа курортного романа: невежественного и в высшей степени земного).

Впоследствии Антон Павлович снова ненадолго возвращается в привычную фабулу, что подчеркнуто описанием оставшихся дней, проведенных Анной Сергеевной и Гуровым в Ялте совместно («Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем.», «…все одни и те же вопросы…» - автор указывает на обыденность их дней, на однообразное течение их жизни). Однако Чехов сразу же отводит конфликт, являющийся кульминацией любой истории о курортном романе: «Ждали, что приедет муж. Но пришло от него письмо…», таким образом, уже здесь автор совершенно прямо указывает на свое предпочтение сюжета фабуле, он оставляет историю незавершенной, не достигшей своей кульминации - наивысшей точки конфликта, не удовлетворяя ожиданий читателя, уже успевшего предугадать для себя конец, и вызывая у него даже легкое возмущение. В сцене прощания Гурова с Анной Сергеевной автор так же прощается и с фабулой: «И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание...». Дмитрий Дмитриевич не просто прощается со своим очередным «приключением», здесь он прощается со всей своей прошлой жизнью, привычками и представлениями, он прощается и с собой, потому что далее читатель увидит совершенно изменившегося, нового человека.

Город С. Чехов снабжает обильным количеством серости: пол, обтянутый «серым солдатским сукном», «серая от пыли» чернильница, серое одеяло, «серый, длинный, с гвоздями» забор (глядя на него, создается впечатление, что этот город, эта жизнь - и вовсе тюрьма для Анны Сергеевны) - все это словно описание внутреннего мира героини: читатель уже готов увидеть унылую, несчастную женщину, в чьей жизни отсутствуют абсолютно все краски, кроме черной и белой. Гуров и сам оказывается во всем этом, и оба они несчастны, и серый забор с гвоздями - в жизни каждого из них. Здесь Чехов уже полностью отказался от фабулы, очень категорично, идя по совершенно противоположному пути (в историях о курортных романах герои не могут быть так отчаянно несчастны); в этом читатель убеждается и дальше: «И муж верил и не верил», - полное отсутствие надлежащего данной фабуле конфликта, Чехов намекает, что его и не предвидится.

Отныне у Дмитрия Дмитриевича Гурова две жизни: «одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно» (наиболее отчетливо это видно в сцене, где он идет на встречу с Анной Сергеевной, провожая дочь в гимназию). Теперь они - «очень близкие, родные люди», теперь Гуров заказывает чай (эта сцена поставлена автором в противопоставление со сценой с арбузом в самом начале произведения), не для того, чтобы хоть куда-нибудь себя деть, но он понимает, что Анне Сергеевне нужно время, чтобы успокоиться. Теперь ее мысли больше не являются для Гурова загадкой, он знает, о чем думает Анна Сергеевна, знает об ее переживаниях, мысли эти словно звучат в его голове. Чехов показывает читателю человека в его новом состоянии, человека любящего по-настоящему.

Говоря о фабуле, через двойную жизнь Гурова Антон Павлович передает замысел двойственности своего рассказа - здесь он тоже имеет как бы две жизни, точнее, реальности: жизнь сюжетную и жизнь фабульную. Взяв за основу привычную многим и тривиальную в своем содержании историю, Чехов противопоставил ей сюжет, противопоставил словно играя. А читатель, прочитав рассказ до конца, улыбнется и останется спокойным за судьбу Анны Сергеевны и Дмитрия Дмитрича, ведь автор полностью уверил каждого: их путь «еще только начинается» и «кончится еще нескоро, неизвестно когда». Скороходова Людмила, студентка 2 курса РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург

За повседневными делами трудно заметить, как быстро летит время. Не успеешь оглянуться, а уже половина жизни оказалась позади. Какой же она была, эта половина? Сложно сказать, да и подумать некогда, ведь повседневные хлопоты сами себя не решат. В такие моменты хочется сделать что-то выходящее за установленные рамки. Как и в рассказе «Дама с собачкой», хочется, подобно главным героям, иметь свою тайную жизнь и хрупкое счастье, которое нужно беречь от общественных правил.

Время написания рассказа

Годы жизни Чехова припали на переломное для страны время. Россия конца 18-го - начала 19-го века представляла собой государство предреволюционных настроений. Люди, уставшие от вековых идей о том, «как нужно жить правильно», начали понимать, насколько незначительное место занимает человек. Он сам, его чувства и мысли никого не волнуют, главное, чтобы он поступал так, как предписано правилами. В рассказах Чехова много сказано об этом времени. Здесь есть и простое описание повседневности, и откровенная критика, и герои, которые хотели стать людьми, а не простыми винтиками слаженной, но уже заржавевшей системы.

Особенно стоит отметить произведение «Дама с собачкой» (автор А. П. Чехов.). Оно было написано в 1898 году, как раз в то время, когда устоявшаяся система доживала свои последние дни, а человек хотел начать жить по-настоящему.

Тема

Но пока революционные взгляды не превратились в открытое противостояние, люди жили как раньше. Все так же избавлялись от прозорливости бесчисленными повседневными хлопотами. Как и прежде, богатые отдыхали во Франции, а те, кому повезло меньше - в Ялте. Мужья изменяли женам, а владельцы гостиниц делали на этом деньги.

В рассказе Чехова основная тема, знакомая для большинства, - курортный роман. Но писатель не хотел создавать историю о простом мимолетном увлечении. Чехов на примере героев хочет показать читателю, как безнадежное положение, страх перед критикой и неспособность двигаться навстречу своему счастью рождают безнравственное, бесчувственное, пассивное и безучастное общество, которое видит в курортном романе тему очередной сплетни.

Общественные порядки устроены таким образом, что проще отказаться от любви, ведь чтобы быть с любимым человеком, придется пойти против народа, против устоявшихся взглядов и сражаться за свое настоящее, а не навязанное кем-то счастье.

Равнодушие

При анализе «Дамы с собачкой» можно заметить, что автор обращает внимание на равнодушное отношение человека к окружающим. К примеру, когда Гуров не смог держать в тайне свое знакомство с Анной Сергеевной, он говорит об этом своему партнеру. Тот на это никак не реагирует, лишь сев в сани, он говорит, что Дмитрий Дмитриевич Гуров был прав относительно осетрины с душком.

Это показывает, насколько слеп и глух партнер главного героя «Дамы с собачкой». К тому же у него напрочь отсутствует чувство такта. Ведь ни одни мужчина с хорошим воспитанием никогда не позволит себе ответить подобным образом на фразу о прекрасной даме.

Часть 1: Курортный роман

Анализ «Дамы с собачкой» показывает, что сам рассказ состоит из двух частей, которые связаны друг с другом. Изначально читатель знакомится с манерами поведения людей на курорте, вдали от наскучивших семей и обязанностей. Не выделяется из общей массы и Гуров, которому импонирует идея о мимолетной связи с прелестной незнакомкой. И только глубокий анализ «Дамы с собачкой» дает возможность понять, что Гурову не просто так захотелось познакомиться с кем-то, его желания имеют предпосылки. Как и поведение Анны Сергеевны.

Нелюбимая жена, нелюбимый муж - вот те причины, которые стали мотивом знакомства и близости. Недостача любви и острое чувство одиночества подтолкнули мужчину и женщину друг к другу.

Как соединялись сердца?

Возможно, нашему поколению не до конца понятно содержание «Дамы с собачкой». Ведь как можно было жить с тем, кого не любишь? Но в 19-м веке судьбы людей соединялись вне зависимости от того, любят они друг друга или нет. Причиной брака мог быть бизнес, обязанности перед обществом или договоренность между родителями будущих молодоженов. С разводом тоже все было не так просто - брак мог быть расторгнут только при наличии строго оговоренных условий.

Потому неглупо предположить, что А. П. Чехов в «Даме с собачкой» пытался показать, насколько такая позиция неправильная по отношению к человеку. Семья не должна строиться без взаимной любви и уважения, в противном случае это может привести к трагическим последствиям.

Часть 2: Положительные изменения

После встречи с Анной Сергеевной Дмитрий Дмитриевич понял, что только сейчас, когда его волос уже коснулась седина, он первый раз влюбился по-настоящему, словно мальчишка. А вместе с новым, неведомым доселе чувством пришло ясное понимание того, насколько бесцельно он прожигал свою жизнь. Бессмысленные игры в карты, разговоры об одном и том же, пьянство, никому не нужные дела. Все это отнимало так много времени, а вмести с ним - лучшие годы жизни. Гуров начинает осознавать, что в итоге ничего не остается, а жизнь превращается в нелепую бессмыслицу, от которой, однако, не сбежать.

Влюбившись, Гуров начинает меняться. Автор рассказа словно хочет сказать, что любовь может все, в этом, пожалуй, и заключена еще одна тема произведения «Дама с собачкой». Гуров перестает бесцельно прожигать жизнь, а становится человеком способным на сострадание, нежность, искренность.

Сюжетная линия

Рассказ Чехова «Дама с собачкой» начинается с описания экспозиции (набережной), и только потом идет завязка сюжета (появляется дама с собачкой). Спустя некоторое время с этой особой знакомится Дмитрий Дмитриевич Гуров, и они вместе начинают прогуливаться по набережной, посещать ботанический сад, да и просто проводить вместе все свободное время. Они привязываются друг к другу, хотя у Гурова для этого был свой мотив - курортный роман.

Спустя неделю после знакомства в номере Анны Сергеевны произошло «ее падение», как она изволила выразиться. По сути, на этом все должно закончиться, ведь именно так заканчивается каждый курортный роман. Но после этого они продолжили встречаться ежедневно на набережной и проводить совместный досуг.

Героям пришлось расстаться только после того, как пришла телеграмма от мужа Анны Сергеевны, в которой он просил ее вернуться. Немного позже и Гуров поехал назад в Москву.

Ломая стереотипы

Так и заканчиваются курортные романы: после нескольких ярких моментов, проведенных вместе, герои отправляются домой, и жизнь продолжает свой неизменный бег, а люди больше никогда не видятся. Так думал и Гуров.

Но вернувшись домой, он все еще не может забыть свою знакомую. Яркие воспоминания о проведенном вместе времени, словно тень, преследуют его. Гуров меняется внутренне и становится готовым к новой встрече со своей возлюбленной. На зимние праздники он едет в город С., где должна жить Анна Сергеевна. Гуров идет в театр с надеждой встретиться с ней.

Финал

Чехов описывает город С. как серое и унылое пристанище, в котором не выживают чистые и светлые чувства. Роковое стечение обстоятельств ставит героев перед выбором. Но невозможно превозмочь искренние и светлые чувства, поэтому Дмитрий и Анна решают продолжить свои встречи в московской гостинице.

Повествование заканчивается историями о том, как главные герои продолжают встречаться в Москве. По сути, это сложно назвать «счастливым концом» или закрытым финалом. В последнем абзаце рассказа Чехов предполагает, что в будущем встречи Анны и Дмитрия могут иметь развитие.

Техническая сторона

Анализ «Дамы с собачкой» показал, что это обычный рассказ - небольшой по объему и количеству описываемых явлений. Героями являются уже полностью сформировавшиеся личности, у которых есть устоявшийся взгляд на мир. История персонажей имеет свое начало и конец и наиболее емко раскрывает характер действующих лиц. Все действующие лица описаны «смазано», кроме главных героев.

На протяжении всего произведения автор использует литературный язык, показывая этим интеллигентность главных героев и принадлежность к «высшему обществу». Чтобы точно выразить переживания персонажей и их душевное состояние, Чехов применяет описание пейзажей.

О героях

При анализе «Дамы с собачкой» может сложиться впечатление, что никого из персонажей, кроме главных действующих лиц, в рассказе не существует. В этом есть доля правды. Автор специально выделил лишь двух героев, которые способны измениться под благотворным влиянием любви.

Чехов таким образом пытается акцентировать внимание на том, что люди в обществе не понимают друг друга, более того, они потеряли свои уникальные личности. Даже в огромной толпе сложно обнаружить присутствие человека. В рассказе описывается только два второстепенных персонажа - супруги Дмитрия и Анны. Они не обладают привлекательной внешностью или хорошим характером, к тому же они играют в этой истории отрицательных персонажей. «Дама с собачкой» - история об отношениях двух влюбленных.

Анна - невысокая блондинка с резковатым смехом, у нее серые глаза, изящная и тонкая шея. Но есть в ее образе, по словам Гурова, что-то «жалостливое». Стоит на нее посмотреть, как сразу возникает желание пожалеть и защитить. Дмитрий тоже обладает приятной внешностью, которая привлекает к нему женщин. К тому же это единственный герой истории, который подвержен изменениям. Только он в корне поменял свои взгляды на жизнь. Анна лишь приобрела немного больше сил и смелости для борьбы за свое счастье.

Перелетные птицы

События, что происходят в рассказе, длятся около года. За этот временной промежуток герои, словно перелетные птицы, успевают побывать в Ялте, Москве, городе С. и снова вернуться в Москву. Но даже находясь за сотни километров, они продолжали думать друг о друге.

Ханжеское настроение общественности не заставило Чехова пересмотреть свою работу. Он симпатизирует своим персонажам, что сложно не заметить при их описании. Автор игнорирует принятые условности, и сюжет его произведения движется по своему, еще никем не изведанному пути. Герои курортных романов не могут быть такими несчастными, более того, они не должны быть вместе после того, как вернутся с отдыха.

И Гуров вынужден вести двойную жизнь: одна из них явная и принятая обществом, другая - тайная, пропитана самолично заслуженным счастьем.

Автор не задается вопросом о том, какое будущее будет у этих героев. Может, их встречи скоро закончатся, не принеся ничего большего. Возможно, их осудит общество, а может, они уедут в другой город и начнут жить вместе, ни от кого не прячась. Чехову это неинтересно. Он просто пишет о том, как любовь меняет человека.