Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор" методическая разработка по чтению (2 класс) на тему. Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин" Сравнить былину илья муромец и соловей разбойник

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»

Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.

Дидактическая цель: организовать совместно-поисковую работу учащихся с целью анализа произведения устного народного творчества-былины и сравнение ее со сказкой.

Задачи

Предметные: познакомить учащихся с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями.

Метапредметные

Познавательные: развивать умение анализировать разные виды текстов, сравнивать их, выделять главную мысль; находить необходимую информацию для выполнения заданий, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста былины, приобретение читательского опыта.

Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе и сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Методы обучения

По характеру учебно - познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно – познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения

Климанова Л.Ф.Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2-х ч. Ч,1.-М. : Просвещение.-2013.- 160с.

Раздаточный материал: карточки с элементами былин и сказок, таблицы для заполнения.

Планируемые результаты

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания о былинах; научится выразительно читать их, понимать исторический текст; получит возможность работать над содержанием былины; научится находить аналогии с реальными историческими событиями.

Метапредметные

Познавательные: ученик получит возможность развить умение анализировать разные виды текстов, сравнивать их, выделять главную мысль; находить необходимую информацию для выполнения заданий, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста былины, приобретение читательского опыта.

Коммуникативные: ученик получит возможность слушать и вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе и сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать учебные задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: ученик получит возможность испытать чувство гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Организация и проверка рабочего места. Создание положительного настроя учащихся.

Проверка готовности рабочего места

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

Чтение отрывка из былины (медленно, с ускорением, с замедлением текста, с выражением)

-Ох ты гой еси дородний добрый молодец

Как тебя честным именем зовут?

Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает?

Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза, докажите. - О чем же пойдет речь на нашем уроке?

Назовите, какие былины вы знаете. Кого из богатырей вы можете назвать?

Найдите в учебнике название былины, которую будем сегодня читать. Предположите, о чем будет это произведение?

Учащиеся используют разные виды чтения

Вспоминают учебный материал, который потребуется для решения учебной задачи; определяют цель урока

3. Поиск решения («открытие нового знания»)

Чтение былины учителем.

Следят по тексту, подчеркивают непонятные слова.

Рассказывают о своих впечатлениях о прочитанном, какие испытали чувства. Узнают значение непонятных слов. Отмечают характер прочтения былины (неторопливо, плавно)

4. Первичное закрепление материала

Учитель предлагает выяснить, что напоминают былины?

Предлагает вспомнить элементы сказки

Повторное чтение былины учащимися.

Учащиеся называют элементы сказки (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, чаще добро побеждает зло, концовка)

Находят эпитеты, выясняют, для чего они нужны в былине.

Отмечают особенности языка (устаревшие слова)

5. Включение нового в систему знаний

Учитель делит детей на группы (по 4 человека) с карточками.

Предлагает заполнить таблицу.

Признаки

1. Что лежит в основе?

3. Построение произведения

4. Волшебные силы и персонажи

5. Песенный характер

7. Троекратный повтор

Помогает составить синквейн «Илья Муромец»

Работа в группах.

Учащиеся раскладывают карточки на 2 группы (сказочные элементы и элементы былины) и выясняют, какие черты свойственны сказкам и былинам, что у них общего, а чем они различаются.

Составляют синквейн.

6. Рефлексия

Предлагает учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Продолжают предложения, предложенные учителем

7.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение былины. По желанию подготовить сообщение о князе Владимире.

Былины - это удивительная часть фольклора. Сказания о богатырях, о Руси-матушке, о настоящей дружбе и чести порой оказываются гораздо интереснее запутанных легенд и мифов Западной Европы. И все знают имена защитников земли русской: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец - именно они вспоминаются первыми, когда речь заходит о богатырях. У каждого из троицы свои функции, но вместе они непобедимы, как непобедима и Русь под защитой своих витязей.

Раскрыть образ персонажей полнее позволяют не только их действия, но и слова. И зачастую именно отдельные фразы дают возможность понять героя гораздо лучше. В чём особенности речи Ильи Муромца, старшего из богатырей? Как его характеризуют слова, им же произнесённые? Попробуем узнать.

Биография

Для начала нужно разобраться в том, кто же такой Илья Муромец. Как говорится в былинах, он был частично парализован, тридцать лет пролежал на печи, а потом был исцелён проходящими через его родное село Карачарово старцами-каликами. Они же наделили мужчину богатырской силой, рассказали, как правильно вырастить коня, который выдержит любые испытания, и заверили Илью, что смерть в бою ему не грозит.

По новоиспечённый витязь отправился в Киев, где стал во главе всех богатырей русских. С тех самых пор Илья Муромец стоял на страже границ Руси и верно служил князю Владимиру, несмотря на все козни последнего.

Любопытен тот факт, что многие исследователи считают былинного богатыря воплощением святого Ильи Печерского, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Во всех легендах он является авторитетом не только среди богатырей, он позволяет себе возражать даже князю (здесь делается акцент на то, что не послушаться Владимира Илья может только из-за противоречия приказа его христианским принципам). Постоянное противостояние богатыря и князя - вот в чём особенности речи Ильи Муромца выделяются особенно ярко. Ни один человек на всей Руси не мог сказать слово против воли Владимира, но старший из витязей не только оспаривает приказы, но и позволяет себе оскорблять Крестителя Руси: в былине об Илье Муромце и Калине-царе он говорит о том, что «для собаки-то, князя Владимира, да не вышел бы я вон из погреба!» В качестве другой особенности речи Ильи Муромца можно отметить постоянное поучение других, но не агрессивное, а, скорее, дружественное: богатырь искренне хочет помочь окружающим. Бесспорно, Илью Муромца можно назвать самым миролюбивым, но вместе с тем и непримиримым защитником земли русской.

Исцеление

В первой части сказаний об Илье Муромце будущий богатырь предстаёт перед читателем больным человеком, который за тридцать лет не смог сделать ни единого шага. Исцеляют его от недуга проходящие старцы-паломники, передающие главному герою силу огромную и дающие напутствия касательно службы князю.

В чём особенности речи Ильи Муромца в этой былине? Он использует повторы для того, чтобы лучше передать свои мысли («сиднем сижу»), а ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы («силушка великая») - это особенность всех положительных героев былин. И даже несмотря на то, что по он выше старцев, обращается с ними уважительно и горячо благодарит их за исцеление.

Даже по паре реплик, произнесённых богатырём в этом сказании, можно понять, что речь Ильи Муромца в былинах чрезвычайно учтива, он относится с почтением к тем, кто слабее него, и умеет быть благодарным.

Соловей-Разбойник

Второе известнейшее сказание повествует о сражении Ильи с Соловьём-Разбойником. Начинается былина с уже отмеченной особенности речи Ильи Муромца - учтивости (его диалог с мужиками из Чернигова). Но потом, при ещё косвенной встрече с Соловьём, когда конь, услышав свист злодея, остановился и отказался идти раньше, богатырь использует и брань ("травяной мешок", "волчья сыть"), и приказной тон. Ещё можно отметить большое количество повторов (например, при описании своего пути до Киева, богатырь несколько раз произносит предлог «мимо», перечисляя все известные места, через которые ему довелось проехать).

Калин-царь

В самом начале былины о сражении с Калин-царём слова богатыря резко расходятся с его первоначальным образом. Речь Ильи Муромца, когда он желает получить в кабаке еды и воды бесплатно, отнюдь не похожа на просьбу, даже с объяснением она больше похожа на приказ. Правда в монологе витязя перед богатырями снова появляется отсылка к его христианскому прототипу: Илья настаивает на том, что они должны защитить не столько князя Владимира от угрозы, сколько постоять за храмы и за веру. Кроме того, в этом сказании он выступает настоящим миротворцем, запрещая своим соратникам убивать захваченного врага. Из дополнительных особенностей можно отметить обилие предлогов и уменьшительно-ласкательные суффиксы (при встрече с другими витязями он подчёркивает так своё доброе отношение).

Заключение

Итак, в чём особенности речи Ильи Муромца? Он использует большое количество повторов и уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи, характерно для всех былинных героев. Вместе с тем его слова наполнены мудростью и миролюбием. Этот богатырь - один из ярчайших образов русской литературы.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Львова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

Предмет: литература

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Этапы занятия

Сообщение темы.

Постановка учащимися целей занятия.

Теоретическая часть.

Работа над новым материалом.

Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1).
Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.
Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.

Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.

Обобщить всю полученную информацию

Практическая часть:

рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)

1 группа. Сюжет и композиция былины.

2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Найдите характерные для былины художественные особенности.

4 группа. Обобщение и выводы.

5 группа. Творческое задание.

Физкультминутка. (Смотри приложение №4)

Подведение результатов работы групп.

Рефлексия.

Достигли ли намеченных целей занятия?

Самооценка.

Приложение №1.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина - произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих - особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Приложение №3.

группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.
Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?
Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясьна сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Приложение № 4

Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)

У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

Поглядим из-под ладони

Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Похожие образовательные материалы: