Чьи слова «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»? Кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет! Житие святого Александра Невского дает нам пример Богоугодной жизни под игом

Анатолий Гаранин, «Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма

25 ноября 1938 года в Московском Доме кино состоялась премьера «Александр Невский» — киношедевр гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна. За оперативно выполненную работу (госзаказ) Сергей Эйзенштейн получает Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Спустя всего через несколько дней после премьеры, картина выходит в широкий прокат, вызывая в народе самые трепетные патриотические чувства, примерно такие же, что и при просмотре четырьмя годами ранее другого киношедевра «Чапаев» (1934 г. режиссеры — братья Васильевы). С задачей — «показать идею и смысл героического похода великого русского народа против агрессора…» авторы фильма справились блестяще.

Госзаказ был выполнен в сжатые сроки. Начали снимать летом 1938 г. Естественно, главными «зимними» декоративными элементами стали крашенные белой краской пенопласт и фанера — именно под них проваливались рыцари тевтонского ордена в мосфильмовских павильонах. А смесь нафталина, соли и мела с успехом изобразили заснеженные берега Чудского озера. Вот так создавались главные киношедевры большой страны — на смекалке. Современным чудо технологиям далеко до большого настоящего кино…

Фотографии со съемок фильма Александр Невский:

Судьба у картины, несмотря на успех была непростой.

Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны, в августе 1939 года, был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова – Риббентропа). После этого все фильмы, в которых немцы изображались негативно, в том числе и «Александр Невский», были изъяты из проката.
А позже, в связи с нападением Гитлера на СССР и началом Великой Отечественной войны фильм вновь стал очень актуальным и вернулся в кинотеатры.

В 1942 году, то есть в год 700-летия Ледового побоища, были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На одном из плакатов был изображен Александр Невский. Такое пристальное внимание Сталина не было случайностью, поскольку лента снималась по личному заказу вождя.

К работе Сергей Эйзенштейн подошел основательно. Каждая сцена, каждый штрих должен быть максимально приближен к оригиналу, быть правдоподобным и убедительным. Так например, для того, чтобы доспехи князя и его дружины были исторически точны, Эйзенштейн привез для изучения художникам-костюмерам из Эрмитажа предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века.

Примечательна и история самой первой сцены в фильме — сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским - холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Несмотря на основательность и максимальную приближенность к исторической действительности, несколько «отклонений» в сценарии все же были. Ключевым отклонением, или так сказать «придумкой» в фильме стала фраза: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!». Вот как она звучит в фильме:

Так вот. Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951) — сценарист фильма «Александр Невский», где они впервые и появились. С 1938 года эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Петр Андреевич же позаимствовал эту фразу из известного евангельского выражения: «Взявшие меч, мечом погибнут». В полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Любопытно, что фраза эта, а точнее — ее общий смысл был передан в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит). Цитируется как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

Вот такая история…

Вспоминаются также еще несколько интересных фактов, связанных с фильмом «Александр Невский»:

№1. Орден Александра Невского

В Российской империи существовал орден Святого Александра Невского, которым награждались как военные, так и гражданские лица. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. Спустя четверть века 29 июля 1942 года — орден решили восстановить, только с небольшим отличием от предыдущего: на новом советском ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым изображен портрет актера Николая Черкасова в образе князя из фильма Сергея Эйзенштейна. По причине, что прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось.

Вот этот портрет и был взят за основу, а ниже и сам Орден Александра Невского:

Актер Николай Черкасов на съемках
Орден Александра Невского

Кстати, Николай Черкасов похоронен в Петербурге, на территории Александро-Невской лавры.

№2. Название

Фильм не сразу назвали «Александр Невский». Создатели картины рассматривали разные варианты названия картины, среди которых были «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».

№3. Николай Черкасов — исполнитель главной роли

После оглушительного успеха в «Александре Невском», актер снялся в еще одной исторической картине — «Иван Грозный», режиссером которой как вы думаете кто бы мог быть? — Сергей Михайлович Эйзенштейн, разумеется.

Съемки велись в последний год Великой Отечественной войны. Очередной госзаказ поступил «с самого верха» — вождь был лично заинтересован в этой картине. Воспеть великого и мудрого правителя нужно было с принципиально важной стороны — оправдание его жестокости, ну, типо у царя выбора не оставалось, время было такое и всё в таком духе… О разговоре режиссера с вождем . А пока что — любопытный факт со съемок фильма.


Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм.

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :

Работает над рукописью новой книги «Речи, которые изменили Россию». В нее войдут речи многих наших великих соотечественников, включая Гагарина, Молотова, Сахарова, Менделеева.

С разрешения Радислава я хочу опубликовать одну главу о речи, которой не было...

Александр Невский
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 победой на рыцарями Тевтонского ордена вписал свое имя в историю, как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Великий княз Новгородский и Владимирский. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1942 году Советское правительство учредило Орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу: “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!”. И подпись под ней: “Александр Невский”. В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас не дошли, да и не могли дойти никакие слова Александра Ярославича (Невского) — одного из великих князей Руси, наибольшим образом повлиявших на ее историю. Не дошел даже его облик. Но дошли его дела. Почему же мы приводим его в книге “Речи, которые изменили Россию”? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм “Александр Невский”, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Именно в этом фильме из уст исполнителя роли Александра Невского актера Николая Черкасова звучат слова: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”. Фильм был снят под личным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными. Когда фильм вышел на экраны, он имел грандиозный успех. Но в 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили не полку, чтобы не испортить отношений с Гитлером и не возбуждать в советских гражданах негативного отношения к немцам. Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Как бы указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков”. Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так. Простых воинов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам Александр Невский бросает, как бы, чтобы те передали другим: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!”. Весьма актуально звучали эти слова в тот момент, выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, разумеется, этих слов не слышали ни те, ни другие. Но зато эти слова услышали, восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди двадцатого века, на долю которого выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто тремя годами позже. В этой, настоящей войне, как и в кинематографической, ландшафт и климат выступили “союзниками” наших войск.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. „Патриотизм — наша тема“ — стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Цитата из Библии, слова Иисуса Христа. В главе 26 Евангелие от Матфея описывается, как пришли арестовывать Иисуса, преданного . Один из сторонников Иисуса решил драться за него (гл. 26, стр. 51-52):

"51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ;".

В Откровение Иоанна Богослова (глава 13, стр. 10) сказано:

"Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом".

Эта фраза из Библии стала основой знаменитого выражения , приписываемого Александру Невскому.

Примеры

"История человечества наполнена доказательствами того, что физическое насилие не содействует нравственному возрождению и что греховные наклонности человека могут быть подавлены лишь любовью, что зло может быть уничтожено только добром, что не должно надеяться на силу руки, чтобы защищать себя от зла, что настоящая безопасность для людей находится в доброте, долготерпении и милосердии, что лишь кроткие наследуют землю, а поднявшие меч от меча погибнут ."

Разгром Хазарии

На смену аварам пришли хазары. Они создали свое государство - Хазарский каганат, в который вошли Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточный Крым и Донские степи. Одно время некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань. Сохранилось народное предание о том, как жившие на холмах у Днепра славяне в качестве дани послали хазарам по мечу от дома. Хазары решили, что эта дань - грозный признак, так как они добиваются дани, воюя саблями, заостренными с одной стороны, а с Днепра пришло обоюдоострое оружие - мечи. И действительно, уже во времена Олега и Игоря русские дружины вели борьбу с хазарами и совершали походы на Каспийское, Черное и Азовское моря, а позже русские воины нанесли сокрушительный удар хищной Хазарии.

В 965 году русские дружины под предводительством князя Святослава разгромили войска хазарского кагана в степях и овладели их городом Саркел, названным русскими Белая Вежа. Другая часть русских дружин предприняла поход на ладьях, вторглась в глубь Хазарии, взяла несколько городов, в том числе хазарскую столицу Итиль на Волге. Хазарский каганат перестал существовать. Все русские племена избавились от хазарской дани.

Русское войско того времени было весьма маневренным и выносливым. Оно не знало ни обозов, ни возов, ни котлов и передвигалось очень быстро. Святослав не скрывал своих намерений и, отправляясь в поход на врагов, обычно предупреждал их: "Хочу на вас идти". И когда мы говорим о мужестве и храбрости русских, вспоминаем слова Святослава: "Иду на вы", "Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской, мертвые не знают позора".

Русь на богатырской заставе. Разгром печенегов

В конце IX века в степях между доном и Днепром появились печенеги. Печенеги были многочисленны, воинственны, коварны, алчны, жестоки. Но теперь им противостояли не отдельные славянские племена, как во времена гуннов, авар, хазар, а обширное и могущественное древнерусское государство, столица которого - Киев - находилась в двух-трех днях пути от кочевий степняков.

Впервые печенеги подошли к русским землям в 915 году. Через пять лет произошло первое военное столкновение русских с печенегами. Летопись очень скупо говорит об этом событии, однако оно сыграло большую роль в истории Руси. Выйдя из своей Приуральской лесостепи и пройдя через всю Хазарию, разгромив венгров (угров), печенеги встретили со стороны Руси мощный отпор.

Русь оградила себя от кочевников стеной крепостей-поселений. Печенеги могли совершать набеги на Русь, грабить, уводить в плен, но завоевать русские земли, отбросить русских на север им, как показали первые же столкновения, оказалось не под силу.

С печенегами - этим коварным и страшным врагом - Русь воевала не на жизнь, а на смерть.

В 968 году, пользуясь тем, что Святослав с большинством воинов находился на Дунае, печенеги напали на Киев и окружили его. Киевляне страдали от голода и жажды. Стали искать добровольца, который бы осмелился проникнуть через печенежский стан и перебраться за Днепр, где находились русские войска. За это рискованное дело взялся один юноша. Он вышел из города с уздечкой в руках и, пользуясь знанием печенежского языка, обращался к встречным, спрашивая, не видели ли они его коня. Так он прошел через лагерь печенегов, подошел к Днепру, бросился с берега и поплыл. Печенеги осыпали его стрелами, но смелый юноша продолжал плыть. Русские направили навстречу ему лодку, и вскоре юноша предстал перед воеводой. Он сообщил, что если горожанам не будет оказана помощь завтра же, то Киев падет.

Наутро русские сели в ладьи и направились к Киеву. Приняв их отряд за рати Святослава, печенеги бросились врассыпную. Вскоре вернулся извещенный киевлянами Святослав и прогнал печенегов в глубь степей. Впервые печенеги испытали силу оружия русских воинов. Тяжелые русские мечи рассекали печенежских всадников, печенежские стрелы отлетали от кольчуг дружинников Святослава, об их стальные доспехи тупились печенежские сабли.

Печенегов отбросили далеко от Киева, но борьба с ними не прекращалась и позднее. В конце X века по рекам Десне, Трубежу, Остру, Суле и Стугне была возведена полоса укреплений, состоявшая из городов-крепостей, сторожевых вышек, завалов (засек) и т. п. Археологи раскопали и изучили некоторые из таких городов, в том числе расположенный у впадения Сулы в Днепр город Воинь, не случайно получивший свое символическое название. Это был действительно город-воин, "сторож" земли русской.

Отовсюду направлялись на пограничье со степью лучшие воины. На южных рубежах Руси создавалась былинная "застава богатырская". Ею, как щитом, оградила себя земля русская от хищных печенегов.

"Повесть временных лет" - древнейший летописный источник - донесла до нас немало народных преданий о борьбе с печенегами. Одно из них повествует о единоборстве русского юноши Никиты Кожемяки с печенежским богатырем, закончившемся гибелью печенега.

"Застава богатырская" на рубеже древнерусского государства со степью надолго запомнилась русскому народу. Она сделала свое дело: печенеги опасались нападать на Русь.

Но в 1036 году, собрав все свои силы, печенеги подступили к Киеву. Князь Ярослав Мудрый спешно выступил из Новгорода. Придя в Киев, он стал готовиться к решающей битве. Русские дружины вышли из города и выстроились в боевой порядок. Печенеги пошли на приступ. Ожесточенная битва длилась до вечера и закончилась полным разгромом неприятеля.

Борьба Руси с половцами

Но с востока надвигалась новая страшная опасность - половцы. В 1055 г. они подошли к Переяславской земле. Однако до военного столкновения дело не дошло - был заключен мир. Мир оказался непродолжительным. В 1061 году половцы напали на Переяславскую землю, разбили русские дружины, опустошили и разгромили все селения.

Более сильные и многочисленные, чем их предшественники, половцы заняли огромную территорию от Дуная до реки Урал. Они отторгли от Руси огромные массивы чернозема, разоряли и грабили села и города.

Более полутора столетий соседства Руси и половцев заполнены непрерывной борьбой.

Новый большой поход половцы предприняли на Русь в 1068 г. Русские князья, возглавлявшие киевские, черниговские и переяславские дружины, потерпели поражение. Но трехтысячная дружина черниговского князя Святослава, сражавшаяся под Сновском, разгромила двенадцатитысячное войско половцев. Много врагов потонуло в Снови, а их предводитель попал в плен.

В 90-х годах натиск половцев на Русь усилился. Половецкие ханы совершали набеги на южную Русь, осаждали Киев и Переяславль.

Одной из причин успеха половцев являлось отсутствие единства среди русских князей, враждовавших между собой и этим самым ослаблявших Русь. Объединить силы Руси для борьбы со степняками сумел князь переяславский (с 1113 года - киевский) Владимир Мономах. Прославленный своей победой над ханом Тугорканом, Мономах собрал в 1103 году у Долобска съезд князей, на котором было решено пойти на половцев.

Вышли в поход на ладьях и на конях. За порогами Днепра, у Хортицы, конные дружины двинулись на восток. Пешие рати, высадившись с ладей на берег, двинулись вслед за ними и на четвертый день подошли к реке Сутень, где обе части русского войска соединились. Половцы выслали навстречу свою разведку, но русские окружили ее и перебили. 4 апреля произошло столкновение главных сил. У половцев, как сообщает летопись, совершивших перед этим большой поход, "не было быстроты в ногах". Не приняв боя, они обратились в бегство, но русские преследовали их по пятам. Немало половцев, в том числе 20 ханов, погибло. Добычей русских стало много скота, коней, верблюдов, кибиток. "И вернулась Русь из похода с полоном великим, и со славой, и с победой великой".

Поход 1103 года положил начало ответным ударам Руси по половцам. В 1106 году их разбили у Заречска, в 1107 году у Лубен. Удар здесь оказался настолько неожиданным, что половцы, не успев даже поднять знамя, обратились в бегство, многие пустились бежать, не успев даже вскочить на коней. Победоносные походы русских следовали один за другим.

В течение второй половины XII и первой трети XIII века войны с половцами не прекращались. Русские рати наносили сильные удары по их войскам. В 90-х годах XII века эти удары также следовали один за другим. После этого походы половцев на Русь прекратились. "Богатырская застава" на юге спасла Русь от кочевников. В этой тяжелой борьбе огромную роль сыграли не только княжеские дружины, но прежде всего широкие народные массы, само население южно-русских земель, жители Киева, Чернигова, Переяславля, Путивля, Рыльска, Курска и других городов и окрестных сел.

Борьба с кочевниками навсегда запомнилась русскому народу. Она нашла отражение в русском устном народном творчестве, в былинах, связанных с именами князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, надежно стоявших на "богатырской заставе".

Борьба Руси с кочевниками сыграла огромную роль в истории русского народа. Она способствовала укреплению древнерусского государства, усилению его обороноспособности.