Международный путь из варяг в греки. Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь. Разнообразная ценность уникального маршрута

Сведения о том, какой путь из варяг в греки, то есть из земель, прилегающих к Балтийскому морю, в страны Средиземноморья, был избран нашими предками для торговых путешествий, а порой и военных походов, хранят в себе пожелтевшие страницы древних летописей. Раскрыв их, попытаемся ощутить ту давно канувшую в Лету эпоху и проследить маршрут бесстрашных купцов-путешественников.

Водные пути - предшественники сухопутных дорог

В те времена, описание которых содержится в Повести временных лет - древнейшем летописном своде, авторство которого приписывается киевскому святому преподобному Нестору Летописцу, - дорог в нашем понимании этого слова ещё не было. Но поскольку развитие торговых отношений требовало постоянных разъездов, альтернативными путями коммуникаций стали реки, которыми весьма богата Европа.

Именно по этим водным магистралям двигались купеческие ладьи, наполненные товаром, доставляемым ими в соседние страны. С течением времени путешественники стали отдавать предпочтение определённым, наиболее удобным для себя путям, из которых образовывались уже определённые торговые маршруты, движение по которым с каждым десятилетием становилось всё интенсивнее.

Самый протяжённый торговый путь

Образование таких торговых путей весьма благоприятно сказывалось на жителях прибрежных районов. Их поселения богатели, постепенно становились торговыми узлами, а некоторые со временем превращались в города. Кроме того, речные и морские коммуникации, соединяя между собой экономически развитый Запад с богатыми странами Востока, способствовали установлению международных отношений, а также развитию мировой культуры.

Одной из таких магистралей стал торговый путь из варяг в греки, подробно описанный летописцем Нестором. Он считается самым протяжённым из всех известных науке. Его протяжённость лишь по территории древней Руси составляла порядка 2850 километров, причём пролегал он не только по рекам и озёрам, но частично и по суше, где ладьи приходилось перетаскивать волоком.

От суровой Балтики к берегам солнечной Эллады

Путь из варяг в греки - это торговый маршрут, связывавший экономически развитые центры побережья Балтийского моря (летописец именует его Варяжским) с Центральной Русью, а позже - с её многочисленными удельными княжествами. Далее он уходил в степные просторы Причерноморья, являвшиеся в те времена прибежищем кочевников, и, преодолев Чёрное море, достигал Византии - восточной территории некогда мощной, но к тому времени распавшейся Римской империи. Оставив позади шумные рынки Царьграда, северные негоцианты продолжали свой путь в Средиземное море, где их ждали богатые прибрежные города. Рассмотрим подробнее торговый путь из варяг в греки и остановимся на основных его этапах.

Начало долгого пути

Принято считать, что своё начало он брал на озере Мэларен, расположенном на территории современной Швеции. На острове, расположенном в его центре, и по сей день находится поселение, называемое Бирка, в древности представлявшее собой крупный торговый центр, куда свозились товары со всей Скандинавии, и где шла бойкая торговля. Об этом свидетельствуют старинные монеты разных государств, найденные во время недавних археологических раскопок.

Оттуда гружённые товаром ладьи выходили в Балтийское и двигались к также представлявшему собой крупный торговый узел, жители которого извлекали из коммерческих операций немалые выгоды, а потому радушно встречавшие гостей. Совершив там ряд промежуточных торговых сделок и пополнив запасы, купцы, следуя вдоль балтийского побережья, заходили в устье Невы и, поднявшись по ней, попадали в Ладожское озеро.

От ладожских просторов до Новгорода

Следует заметить, что путь из варяг в греки - это было крайне тяжёлое и опасное предприятие. Не только морские участки пути, но также и речные, и озёрные, таили в себе немало опасностей. Уже в начале следования, преодолевая невские пороги, приходилось вытаскивать ладьи на берег, и значительное расстояние тащить их волоком, что требовало немалых сил и выносливости. Что же касается Ладоги, печально-известной своими внезапными штормами, то она порой таила для путешественников смертельную опасность.

Далее, описывая подробный путь из варяг в греки, летописец сообщает о том, что с караваны судов поднимались по и, достигнув Новгород, первого крупного русского города, встретившегося на их пути, надолго в нём задерживались. Некоторые купцы, не желая продолжать дальнейший путь и тем испытывать судьбу, распродав на новгородских рынках свой товар и закупив новый, поворачивали назад.

На пути к Днепру

Те же, кто непременно желал обогатиться на солнечных берегах Средиземноморья, продолжали путь. Покинув Новгород, они поднимались по Волхову и, достигнув следовали вверх по впадавшей в него реке Ловать. Далее купцам, засидевшимся в ладьях среди тюков с товарами, представлялась возможность размять ноги: миновав Ловать, им приходилось вытаскивать на берег свои суда и, пользуясь бревенчатыми роликами, тащить их до берега Западной Двины.

На её издревле обжитых берегах торговля возобновлялась, и здесь же к скандинавам во множестве присоединялись славянские купцы, также в поисках барыша направлявшиеся к городам Средиземноморья. Всех их впереди ждали новые тяготы, так как между бассейнами и Днепра, куда лежал их путь, предстоял пеший переход, сопряжённый всё с тем же перетаскиванием посуху хоть и небольших, но гружённых товаром судов.

Торговля в городах Приднепровья

Оказавшись в водах Днепра, на берегах которого их встречали такие крупные города, как Смоленск, Чернигов, Любич и, наконец, матерь городов русских - Киев, путешественники получали достойное вознаграждение за все понесённые ими труды. В каждом из них шла бойкая торговля, благодаря чему проданный товар сменялся вновь купленным, а объёмистые купеческие кошели приобретали приятную округлость.

Здесь, как и в Новгороде, часть путешественников завершала свой путь и отсюда уже с новым грузом возвращалась домой. Дальше следовали лишь самые отчаянные, ведь в те давние времена путь из варяг в греки - это был, по сути, вызов судьбе, так много всего непредвиденного и непредсказуемого могло ожидать смельчаков.

Путь за море

Их дальнейшие приключения начинались сразу же у днепровских порогов, представлявших в те годы серьезную опасность для судоходства, так как ладьи приходилось перетаскивать по берегу, где их уже поджидали засады кочевников, оглашавших берега свистом своих стрел. Но и те, кому удавалось благополучно миновать эти гиблые места и выйти в Чёрное море, ещё не могли вздохнуть с облегчением - впереди их ожидали новые опасности.

Но вот, достигнув, наконец, противоположного берега, хранимые судьбой негоцианты оказывались в богатой и утопающей в роскоши столице Византии - Константинополе, который у славян было принято называть Царьградом. Здесь на шумных и многоголосых рынках привезённый товар с выгодой продавался, уступая место новым запасам.

Венец трудов и возвращение домой

Путь из варяг в греки, описание которого мы встречаем у Нестора Летописца, продолжался далее через воды Средиземного моря. Он приводил тех, кому удавалось избежать штормов, лихорадки или встречи с пиратами, хозяйничавшими на водных просторах, в благословенный Рим, а также другие богатые города Италии и Греции. Это была конечная точка путешествия - итог многомесячных трудов. Однако благодарить судьбу за её благосклонность было ещё рано - впереди предстоял не менее опасный обратный путь.

Чтобы возвратиться домой и войти под родимый кров, купцы через Средиземное море выводили свои караваны в Атлантику и, огибая всё побережье Западной Европы, достигали скандинавских берегов. Стараясь свести к минимуму риск и продвигаясь по возможности ближе к берегу, они останавливались во всех крупных прибрежных городах, где также вели свою бесконечную куплю-продажу. Таким образом, путь из варяг в греки, краткое описание которого стало темой данной статьи, огибал всю Европу и завершался в своей исходной точке.

Ассортимент купеческих товаров

Чем же торговали те, кто проделывал столь трудный и опасный путь из варяг в греки? Города, расположенные по берегам морей и рек, через которые пролегал их маршрут, имели свои индивидуальные экономические особенности, и это, разумеется, сказывалось на ассортименте как привозимых, так и вывозимых товаров. Хорошо известно, например, что Волынь и Киев предлагали в большом количестве, а следовательно по весьма сходным ценам хлеб, серебро, оружие и всевозможные изделия местных ремесленников.

Жители Новгорода щедро снабжали рынок мехом пушных зверей, мёдом, воском, а главное - лесом, дешёвым и доступным в их краях и крайне дефицитным на юге. Поскольку путь из варяг в греки проходил через большое количество городов и даже стран с различными особенностями экономики, то ассортимент товаров постоянно менялся.

Общим же, как правило, было то, что начинали свой поход купцы основательно наполнив ладьи исконными дарами балтийских стран: оружием, янтарём и лесом. А возвращались - гружёные пряностями, заморскими винами, книгами, дорогими тканями и произведениями ювелирного искусства.

Влияние торгового пути на развитие государства

По мнению наиболее авторитетных исследователей, путь из варяг в греки - это был важнейший фактор, оказавший влияние на развитие международных связей той эпохи. Именно благодаря ему Древняя Русь наладила отношения с Византией, откуда к ней пришло христианство и различные технические новшества, а также с государствами Средиземноморья.

На внутригосударственную жизнь Древнерусского государства он оказал влияние, связав два таких крупных её центра, как Новгород и Киев. Кроме того, благодаря столь прочно установившемуся маршруту следования купеческих караванов, каждый близлежащий город получал возможность беспрепятственно сбывать распространённый в его краях товар. Это самым благоприятным образом влияло на экономику страны в целом.

Торговый путь, ставший дорогой войны

Как известно из летописных сводов, и в первую очередь из «Повести временных лет», многие древнерусские полководцы в своих походах использовали путь из варяг в греки. Реки, служившие магистралями для торговых сообщений, в этих случаях становились дорогами войны.

В качестве примера можно привести князя Олега, прозванного Вещим и широко известного благодаря бессмертному стихотворению А. С. Пушкина. В 880 году, используя уже известный речной маршрут, он со своей дружиной сумел дойти до Киева и овладеть им.

Подчинив себе также все встретившиеся по дороге города, князь тем самым объединил большинство славянских земель. Таким образом, путь из варяг в греки, кратко описанный летописцем Нестором, сыграл существенную роль в создании единого Российского государства.

Далее, в 907 году, князь Олег, используя тот же водный путь, совершил свой исторический поход на Византию, овладел Царьградом и, прибив на его вратах в знак победы собственный щит, заключил ряд выгодных торговых и политических соглашений.

Этим же маршрутом в 941 году, совершая военный поход, достиг берегов Босфора его преемник - князь Игорь. Кроме того, можно вспомнить имена князя Святослава, прозванного за полководческий талант древнерусским Александром Македонским, Александра Невского и многих других, умело использовавших водный путь, проторённый купечеством.

В.А. КРИВОШЕЙ – ДА

ИЗ «ВАРЯГ В ГРЕКИ»

Идея создания современного водного пути, соединяющего Балтийское и Черное моря, возникла не случайно. Она существовала еще во времена викингов, которые, пользуясь водным путем из «Варяг в Греки» проникали в глубь России.

В настоящее время к идее создания современного водного пути между Балтийс-ким и Черным морями вернулись снова. В качестве основного варианта специалистами рассматривается водный путь «Нева – Днепр», проходящий через территорию России, Беларуси и Украины. По замыслу ряда ученых, реализация этого проекта может существенно повысить эффективность воднотранспортной системы и дать мощный стимул для интеграции России, Беларуси и Украины. Более того, к этому водному пути может присоединиться и Латвия, обеспечив воднотранспортную связь с Западной Европой.

Историческая справка

На протяжении многих веков реки были важнейшими путями сообщения. Они играли огромную роль в формировании государственных территорий. По рекам шли грузы, осуществлялись связи, перебрасывались войска. Одним из таких путей сообщения был путь из «Варяг в Греки», названный так по имени дружин, именуемых в Скандинавии викингами, на Западе – норманнами, а на Руси – варягами.

Водный путь из «Варяг в Греки» проходил от Балтийского (Варяжского) моря по Финс-кому заливу, реке Неве, Ладожскому озеру (озеро Нево), реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Днепра и далее в Черное море (Русское море). По морю водный путь шел вдоль Болгарии до Константи-нополя. Водный путь из «Варяг в Греки» имел выход также в Балтийское море через Западную Двину, в Западную Европу через Припять и Буг и на Каспий по Волге.

Суда варягов имели широкий мидель, обеспечивающий хорошую устойчивость на волне, и малую осадку, позволяющую хождение по рекам. Суда были легкими, что позволяло их перетаскивать через водоразделы. Благодаря таким судам варяги могли попадать практически в любое место, что способствовало развитию торговли и налаживанию отношений между странами.

По водному пути из «Варяг в Греки» на север из Византии шли вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева шли хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.

Из Скандинавии на юг возили оружие и художественные изделия, с Северной Руси – лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран – янтарь.

Наибольшее значение водный путь из «Варяг в Греки» имел в X – XI веках. В XII веке роль водного пути из «Варяг в Греки» стала падать. Грузы пошли в направлении Запад-ной Двины, Припяти и Буга. После захвата монголами приволжских земель водный путь из «Варяг в Греки» утратил свое значение. Однако идея развития этого водного пути продолжала будоражить мысли ученых, которые видели преимущества близкого расположения рек Западной Двины, Днепра, Невы и Волги.

23 февраля 1797 г. вышел Указ Павла I о соединении Западной Двины и Днепра посредством Березины. К 1805 г. система была построена и по ней пошли первые суда. В 1843 г. Березинская система была реконструирована, что сделало ее более привлекательной. Однако ожидаемого развития судоходства она не получила, чему мешали недостаточные глубины и необустроенность пути. В 1941 г. Бере-зинская водная система была разрушена и полностью потеряла свое транспортное значение.

В.И. ЕВДОКИМОВ – НЕТ

ПУТЬ ИЗ «ВАРЯГ В ГРЕКИ»: ПОЧЕМУ ЕГО НЕ БЫЛО И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН

Путь из «Варяг в Греки» (далее - ПВГ) судьбоносен – на нём появились два могучих русских города – Киев и Новгород. Он насыщает нашу историю, подтверждает преемственность Российской, с одной стороны, и Византийской и Европейской государственности с другой, т.е. свидетельствует о том, что издревле русские земли были в европейской, а значит, и мировой орбите. Киев – столица Древней Руси, в Новгороде стал княжить призванный новгородцами варяг Рюрик. ПВГ – серьёзный аргумент в пользу норманнской теории (варяги, мол, начали русскую государственность) и в пользу самобытности Руси (княжеский престол, мол, уже давно был, но своего подходящего князя не нашли, пригласили варяга).

Литературы о ПВГ – огромное море, в том или ином виде о нём сообщают школьные учебники; историки, приводя цитаты из разных источников, увлечённо строят догадки о племенах, варягах, князьях и событиях; географы, говоря о речной сети европейской России, не преминут случаем упомянуть о нём и напомнить, что Древняя Русь «занимала выгодное географическое положение», так как «возникла на пути из «Варяг в Греки»».

Так ли это?

Откуда и куда?

Кто такие варяги? Хотя есть разные мнения о том, откуда именно появились варяги и что это был за народ, и народ ли, преобладает утверждение, что варяги – это обитатели севера Европы, точнее, скандинавы. В русском языке они оставили три достоверных следа: Варяжский залив на Кольском полуострове (Варангер-фьорд по-норвежски), Варегово - пригород Ярославля и варежки (вареги). Варежки – рукавицы (руку обвивают) свидетельствуют о том, что варяги пришли с севера туда, где в рукавицах нужды нет, на юг, варежки – южнорусское название.

Варяги, однако, были известны не только на Руси, но во всей Европе и называли их по-разному: варанги, норманны, викинги, дубгаллы, аскеманны, финнгаллы, мадхус. Объединяло их то, что это были водные (речные и морские) разбойники. Хорошо организованные, решительные, жестокие, упорные, они не только держали в страхе всю Европу, но и создавали свои государства (Англия, Нормандия, Сицилия). И если б, например, варягам из Сицилии понадобилось побывать в Риме, то пользоваться ПВГ они не стали.

Кто такие греки? С греками, казалось бы, вопрос ясен – это подданные Византии, жители Балканского полуострова. Но при этом надо помнить, что термин Византия для обозначения Римской империи был введён западноевропейскими историками, а сами себя её жители называли ромеями, а страну просто Ромея, Рим, по латыни Rum. До сих пор это название удержалось в виде самоназвания румын и внешнего названия армян. Само же слово Rum означает держава (так, упоминаемое в европейских хрониках название Руси, как Russorum это просто Русская держава, а название восточной части Среди-земного моря - море Rum – это просто Державное море). После обретения в XIX веке независимости от Османской империи греки стали называть себя эллинами, а свою страну Элладой (Ellae). Между тем, во всех европейских языках Греция называется по-русски – Greece. (В своё время я это усвоил сразу, как только узнал о Греции и поэтому сильно удивлялся, что люди, даже серьёзные, этого не понимают. А это же просто. Если строго говорить по-русски, то жители гор это: он - горец, а она - горка, а не горянка, а если она - горянка, то он - горяк. Вот из горяка и образовался грек, откуда Греция. Для проверки напомню, что грецкий орех не греческий, а горный (орехи бывают: лесной, водяной, земляной) и хорошо растёт на Кавказе или Тянь-Шане, а там Греции нет.) Это свидетельствует о большем, нежели принято думать, русском влиянии на Балканах. А если говорить прямо, то придётся признать, что европейский мир узнал о Греции от русских. Вряд ли мир историков доверит русским такую заслугу, она далеко унесёт воображение, поэтому ограничимся тем, что такое положение только укрепляет координаты местонахождения конечного пункта ПВГ, как именно Грецию, т.е., Царьград, или Константинополь.

Маршрут

Со школьных лет, с уроков истории и географии мы верим, что ПВГ проходил так: Балтийское море → река Нева → Ладожское озеро → река Волхов → озеро Ильмень → река Ловать → волок → река Днепр → Чёрное море → Царьград. Верим и гордимся. Но, как говорил Рональд Рейган, «Doveryaj, no proveryaj!». Смотрим на любую карту и отмечаем, что первую часть пути, по Волхову и Ловати, надо плыть против течения. Надо преодолевать пороги против течения на Волхове. Надо пройти по озёрам Ладожскому и Ильмень, а это иные условия мореплавания, нежели по реке (вокруг южной части Ладоги давно построен деривационный канал – чтобы сейчас спокойно, не опасаясь штормов, проводить суда). Далее недоумение – почему-то нет в этом общепринятом обозначении ПВГ реки Западная Двина, а ведь если уж плыть против течения, проще это сделать по ней – из того же моря, только не из Финского, а Рижского (по-нынешнему) залива. Тогда и волок будет один, а не два: из Ловати в Двину, а из Двины в Днепр. По Днепру плыть хорошо, но только до порогов. А ведь сквозное судоходство по Днепру стало возможным лишь после 1932 года, года начала работы Днепрогэса и образования Днепровского водохранилища. (Обратите внимание – в устье любой судоходной реки есть порт, созданный специально для перевалки грузов с речных судов на морские и наоборот, например, Архангельск (ранее Холмогоры) на Северной Двине, Азов на Дону, Астрахань на Волге, Рига на Западной Двине. На Днепре порта в устье не было и нет – не нужен, а не нужен потому, что водного сообщения по нему до устья - не было.) Наконец, путешествие по Чёрному морю ставит прямой и откровенный вопрос - что это за универсальное плавсредство (класса «река-озеро-море») использовалось на ПВГ тысячу лет назад в свете того, что суда класса «озеро-море» и «река-море» появились только во второй половине ХХ века? Хочешь не хочешь, а приходится вчитываться в первоисточники.

И, как говорится, лучше б не читал!

Маршрут ПВГ с бесхитростной простотой излагает «Повесть временных лет» (ПВЛ). (Здесь и далее этот документ цитируется по изданию: «Повесть временных лет». Перевод Д.С. Лихачева. Под редакцией В.П. Адриановой-Перетц. СПб.: «Наука», 1991. 670 с.)

Вот он: «…был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Из этого описания видно, что, хотя и называется «путь из «Варяг в Греки», но описывается как «путь из Грек в Греки через варяги».

Такие обороты настораживают. Прямо указывается на то, что из Варяжского (нынешнего Балтийского) моря, т.е. «из Варяг» надо идти «в Греки» вовсе не по рекам и озёрам, напрямую, а в обход (!), по Варяжскому морю (?) до Рима, а от него (по морю же!) к Царьграду! Значит, Царьград – это одно, а Рим – другое, т.е., имеется в виду Рим на Апеннинском полуострове. Значит, с севера на юг ПВГ никто и не использовал? Отчего же такая уверенность в этом пути, отчего такой интерес к нему (исторические труды, туристические маршруты, проекты путей сообщения, местные бренды, общая эрудиция)? Отчего он называется «Путь из «Варяг в Греки»»?

Говорят, есть археологические находки. Так они есть везде. Есть свидетельства… а какие? Какие прямые свидетельства, кроме ПВЛ имеются о ПВГ? Да и есть ли они? А вот-таки есть! Одно (!) - это книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908-959 гг. н.э.) «Об управлении империей», а именно – её глава 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константи-нополь». Это и есть единственный, а потому главный источник.

А надо сказать, что, несмотря на авторитет исторических книг вообще и древних в частности, их мало кто читает. Причём, делают это или люди, которым такое чтение необходимо в процессе обучения по профессии – чтобы познать и не забыть основы науки, или эрудиты, просто стремящиеся всё знать и продемонстрировать это знание («Что? Где? Когда?»). О критическом отношении к таким источникам нет речи, а есть речь о глубоком уровне знания NN. Если NN обладает учёной степенью и представляет авторитетную научную структуру, то и вопросов не возникает – он знает. А что он знает? То, что написано в главе 9, а именно:

Главный источник

9. «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь.» [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии – рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лёд вводят в находящиеся по соседству водоёмы. Так как эти [водоёмы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются к Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти вёсла, уключины и прочее убранство… снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов и, собравшись там в течение двух-трёх дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство диканистрия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издаёт громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи, оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-нибудь камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами и с крайней острожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает «Островок порога». Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает «Шум порога», а затем так же четвёртый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперёд, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем так же одни волоком, другие на плечах переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает «Кипение воды», и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как «Малый порог». Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты [идя] из Росии и пачинакиты, на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низа того [места], где высовываются подводные скалы, - насколько пролетит стрела, пустившего её оттуда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против россов. После того, как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие – кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить живыми. От этого острова росы не боятся пачинакита, пока не окажутся в реке Селина. Затем, продвигаясь таким-то образом от [этого острова] до четырёх дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трёх дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостаёт: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают. Когда же наступит благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос, и, подобным же образом отдохнувши и там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай. Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие ] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам. От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Булгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы – в Констанцию … к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина. Всё это относится к земле Булгарии. От Дичины они достигают области Месемврии – тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое плавание. Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуются «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев, и прочих славян, которые являются пактиотами россов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом, так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию.

[Знай], что узы могут воевать с пачинакитами».

Цитата приведена из: Багрянородный Константин. «Об управлении империей.» М.: Наука, 1991. 496 с.

(То, что в квадратных скобках, добавлено переводчиком для восстановления смысловой связи предложения).

Что мы узнали?

Характер плававний. Уже стиль повествования не оставляет сомнений в том, что плавания росов в Константинополь имели регулярный характер. Это, действительно, налаженный, устоявшийся путь. Далее в тексте это постоянно подтверждается, например, переносом весел, уключин со старых на новые плавсредства и т.п.

Время плавания – июнь. Вроде бы логично – зимой строить моноксилы, весной, после вскрытия реки, привести их в Киев, оснастить их – вот и время ушло. Но гидрологический режим Днепра характеризуется ярко выраженными временами весеннего половодья, летней и зимней межени. Он освобождается ото льда снизу вверх, начиная с начала марта и заканчивая серединой апреля, уровень его резко повышается, река выходит из берегов и затапливает пойму. Пик половодья приходится в верховьях на середину апреля, в низовьях – на начало мая. Далее следует спад, и установление межени: июнь, июль, август. Минимальный уровень воды отмечается в июле. Годовая амплитуда уровня воды в среднем и нижнем течении Днепра составляет 6–10 метров. Казалось бы, росам надо торопиться, чтобы избежать мелей, не запутаться в плавнях и, главное, проскочить пороги на пике половодья, в мае! Ан нет - они отправляются в путь только в июне, в межень, т.е. во время низкого уровня стояния воды в реке, имея перспективу ещё большего снижения уровня по ходу движения. Легкомыслие необыкновенное!

Плавсредство. Слово моноксил (monoxla) переводят как однодеревка, потом как долблёнка (mona). А что такое долблёнка? Долбленка – это выдолбленное в целом стволе дерева, обычно дуба, так как у него ствол бывает очень широк, «корыто». Оно плавает, но с трудом – удельный вес дуба составляет 700-750 кг/м3. Образец долблёнки можно видеть в Историческом музее в Москве. Толщина его стенок на глаз не менее 7 см, ширина по бортам – примерно 0,9 м, высота – до 0,6-0,7 м. Не только о плавании в Константинополь на этом челне не может быть речи, на нём и по реке можно передвигаться только по тихим, мелким заводям.

В путешествие росы должны были брать с собой различные грузы. Обязательно – инструменты. Это топоры – для починки лодок, рубки дров, подготовки ночлегов и пр. Наверное, орудия для рыбной ловли и охоты. Далее – это кухонная утварь. Пусть это будет самое примитивное – котлы для приготовления похлёбки. Конечно, провиант – себе и рабам. И, разумеется, оружие – ведь почти по всему пути следования их сопровождают по берегам свирепые пачинакиты (печенеги), только и ждущие момента, чтобы напасть на росов и пограбить их.

Ещё у росов есть одежда – изображать росов дикими зверями, которым достаточно лечь на голую землю и уснуть, – не следует.

Груз надо разместить: плавсредство должно быть вместительным.

Путь «из варяг в греки» - условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов , важный для ее торговых и культурных связей.

Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река» . Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.

Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение . Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов - - стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi , называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.

Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак - мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.

Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме - еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.

В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

Как вы знаете, в Европе рек много. От самых крохотных, длиною в два-три километра, до гигантских и полноводных рек, длина которых достигает нескольких сот и даже тысяч километров! Как только на материке начали развиваться торговые отношения, эти реки превратились в богатые торговые пути, по которым купцы разных национальностей плыли на своих ладьях в соседние страны сбывать товар. Постепенно эти пути все больше осваивались человеком, начали образовываться определенные торговые маршруты, а поселения по берегам таких рек все больше богатели и возвышались, превращаясь в крупные города, становились торговыми узлами. Такие торговые маршруты образовывали связь между развитым Западом и богатым Востоком, способствовали развитию международных отношений и обогащению мировой культуры.

Одним из самых старых и протяженных являлся так называемый «Путь из варяг в греки». Его часть, что проходила по Руси, проложенная не только по рекам и озёрам, но и по суше, была в длину около 2800 километров. Он связывал между собой Варяжское море (раньше так называли Балтийское море), Русь, а позже многочисленные русские удельные княжества, Причерноморские степные просторы, занятые кочевыми народами, Византию, восточную часть распавшейся Римской империи, и Средиземноморье.

Началом этого пути принято называть озеро Мэларен (территория современной Швеции). Главной торговой точкой всей Скандинавии, куда стекались купцы со всего полуострова, по мнению историков, было поселение Бирка, в Швеции, судя по археологическим находкам, там велась бурная торговля, до сих пор на той местности, где находилась Бирка, находят монеты различных королевств.

Следующим пунктом, к которому шел путь, был остров Готланд, также крупный торговый центр на Балтике, жители острова с удовольствием торговали с иноземцами и не препятствовали торговле. Далее купеческие суда плыли вдоль берегов Варяжского моря и часто останавливались в прибрежных городках. Доплыв до устья Невы, торговцы по реке преодолевали путь до ладожского озера. Из озера они попадали в Великий Новгород по реке Волхов, первый крупный русский город. Тут часть купцов останавливалась на долгое время и, распродав весь товар, возвращалась обратно.

Далее корабли преодолевали озеро Ильмень и шли по реке Ловать. Миновав Ловать, ладьи волокли по суше до Западной Двины. На берегах этой реки торговля продолжалась, здесь часто к скандинавам присоединялись уже славянские суда. Бассейны Западной Двины и Днепра соединялись опять же сухопутным путем.

На Днепре стояли Смоленск, Любеч, Чернигов и Киев, столица древнерусского государства. В каждом из этих городов шла активная торговля, здесь же сплавлялись по Днепру ладьи славян. Преодолев днепровские пороги, где кочевниками часто устраивались засады, славяне и скандинавы попадали в Черное море. Пересекая море, суда попадали в богатую столицу Византии – «Царьград» (так славяне называли Константинополь). По сохранившимся источникам можно делать вывод, что Константинополь был не последним городом, куда вел древний путь. Дальше можно было попасть, в Рим и другие богатые города Италии. Далее через Средиземное море, купеческие караваны выходили в Атлантику и, огибая всю западную Европу, следовали до самой Скандинавии, по пути останавливаясь в крупных торговых узлах и пунктах. Таким образом, начав путь в Балтийском море, купцы возвращались сюда, уже огибая всю Европу по морю.

Чем же торговали купцы? Что привозили из далеких стран и продавали уже у себя на родине? Русские летописи часто упоминают различные пряности, вина, книги, ювелирные изделия, иконы, дорогую ткань (все это тогда было роскошью и большой редкостью, поэтому заслуживало особого внимания летописцев), ввозимые из Византийской империи. Киев и Волынь торговали через своих людей ремесленными изделиями, оружием, серебром и хлебом. Новгородцы торговали мёдом, воском, мехом пушных зверей, а также лесом, которого на родине было в избытке и так не хватало на юге. Балтийские страны предлагали свое оружие, лес и янтарь. Страны Западной Европы служили источником предметов искусства.

«Путь из варяг в греки» для славян имел огромное значение. Благодаря торговле на этом пути, славяне имели доступ к рынкам сбыта достаточно распространенного товара в своих местах. Торговый путь также связывал два важнейших политических и экономических центра древнерусского государства – Новгород и Киев, позволял быстро перемещаться по Руси. Также торговый путь способствовал развитию городов на его пути внутри государства, Постепенно Русь наладила связь с Византией (откуда на славянские земли пришла православная вера и вместе с ней технические новшества) и другими иноземными государствами.

«Путь из варяг в греки» часто служил дорогой для древнерусских полководцев, по которой они шли со своей ратью на врагов. В 880 году Олег, прозванный народом Вещим, совершил свой поход на города южной Руси, в том числе и на Киев. Со своей дружиной он шел вдоль, уже известного нам торгового маршрута. Следуя этому маршруту, он все дальше продвигался на юг, подчиняя своей власти все города на пути. Дойдя до Киева, он захватил его и объединил все славянские земли, создав мощную державу. Получается, торговый путь сыграл немаловажную роль в объединении Руси.

В 907 году Олег, пользуясь удобной водной дорогой, предпринял свой знаменитый поход на Царьград, взял его и заключил выгодное торговое соглашение с Византией.

В 941 году уже князь Игорь, повторив маршрут своего предшественника, напал на столицу Византии.

Пользуясь различными водными ответвлениями торгового пути, князь Святослав, его еще называют древнерусским Александром Македонским за его полководческий дар, неоднократно ходил в походы в целях завоевания новых земель.

В период удельных княжеств, когда Русь распалась на отдельные, независимые друг от друга княжества, этот путь верой и правдой служил различным князьям как транспортная сеть, и те часто пользовались этим, нападая друг на друга или кочевников.

На Реке Неве в 1240 году состоялась битва между шведским войском и русской ратью, а в 1242 году Александр, прозванный в народе Невским, одержал победу уже над немецкими рыцарями-крестоносцами на льду Чудского озера, тем самым защитив северо-западные земли Руси от завоевателей и чужой католической веры.

Из всего этого можно сделать вывод, что торговый «Путь из варяг в греки» имел не только большое экономическое, но и военное значение для Руси в разные моменты её истории.

Возникший в конце IX начале Х в., путь этот соединил северную Русь с южной, Прибалтику и Скандинавские страны с Византией. Как указывалось в "Повести временных лет", он шел "Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (так называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)". Но такой волок невозможен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются, к тому же между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. По-видимому, в "Повести временных лет" допущен пропуск и путь проходил по Балтийскому морю, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по рекам Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в речку Катынь и по Днепру в Черное море.

Среди историков существовало также мнение, будто путь "из варяг в греки" распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) "греческое" - по нему до половины XIII в. осуществлялись сношения Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.

Путь "из варяг в греки" был связан и с другими водными путями Руси. Из Западной Двины можно было пройти в Прибалтику, в море Варяжское, а по выходе в Черное море сразу открывались три направления.

Направления путей.

1. Прямо, вдоль побережья в Царьград (имело наибольшее значение в Х--XI вв.). Из Северной Руси возили лес, меха, мед, воск, из Скандинавии - оружие, художественные изделия, из Южной Руси -- хлеб, изделия из серебра, а из Византии - ткани, книги, вина и пряности. По сведениям Константина Багрянородского (X в.) кривичи и другие племена весной возили в Смоленск, Чернигов большие долбленые ладьи на 30 - 40 человек - однодеревки, которые затем сплавляли по Днепру в Киев. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись на них вниз по реке.

Пройдя волоком Ненасытецкий порог, а также узкое скалистое место - Крарийскую переправу, купцы делали остановку на острове Хортица, где, оснастив ладьи парусами, проходили лиман и плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда.

  • 2. От устья Днепра налево (на восток), через Перекопский перешеек Крыма в Азовское море, где существовал древний канал, "но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес" (Константин Багрянородский). Далее путь шел вдоль северного побережья Азовского моря к устью Дона, вверх по Дону, затем, по его левому притоку - Иловле, волок к правому притоку Волги - Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • 3. Направо к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Благодаря большому количеству рек и озер северо-запад служил в древности своеобразным транспортным узлом. На Валдае сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги с близко текущими друг от друга притоками, что позволяло создать ряд путей с волоками из одного бассейна реки в другой.

Отсюда начиналось множество водных путей, связывавших центр тогдашней Руси с путем "из варяг в греки", а также ведших на север и восток. О существовании таких путей говорят названия населенных пунктов - Волок, Переволока, Наволок и др.

Значение путей.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. Наибольшее значение путь имел в X -- 1-й трети XI вв. , то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI -- начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье, и положили конец пути «из варяг в греки».

Основные плавательные средства.

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. -- шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек -- однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок -- в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками -- бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски -- кормчими, корщиками, а по-гречески -- кибернетами.