Конституции рсфср, cccр, россии. справка. История создания первой советской конституции Первая конституция рсфср обеспечивала

Конституция РСФСР 1918 г.

Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов и вступила в силу 19 июля 1918 г. после опубликования в «Известиях ВЦИК » .

Конституция РСФСР определяла полити­ческую основу государства - систему Со­ветов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу государ­ства - диктатуру пролетариата в фор­ме Республики Советов. Она закрепляла ос­новные экономические преобразования Совет­ского государства: национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышлен­ности.

Конституция зафиксировала федератив­ный принцип государственного устройства РСФСР, субъектами Федерации считались наци­ональные республики. Конституция предусмат­ривала возможность создания областных со­юзов из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации. Высшим органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов, а в пери­од между съездами - избираемый им Всерос­сийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК был высшим законодательным, рас­порядительным и контролирующим орга­ном. Он формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссари­атов, возглавляемых народными комиссара­ми. СНК имел законодательные полномочия.

Органами власти на местах были названы областные, губернские, уездные и волост­ные съезды Советов, городские и сельские Советы, избиравшие исполнительные коми­теты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов. Избирательная система, по Конституции, носила явный классовый характер: право участвовать в выборах имели только трудя­щиеся. Гражданских и избирательных прав оказались лишены лица, использующие наем­ный труд в целях извлечения прибыл и, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии - т. е. те, кого в те годы назы­вали «обломками самодержавия». Конституция закрепила многоступенча­тую и непрямую систему выборов в Сове­ты. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы: Делегаты последующих уровней избирались на съездах Советов на основе принципов представи­тельства и делегирования.

Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства - система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу - диктатура пролетариата в форме Республики Советов. В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами - избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования. Декреты II съезда Советов были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап (октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап - Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы:

1) о федеративном устройстве (административно-территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией;

2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы).

3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года Сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года. К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав(лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования. В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно. Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства. Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей. Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность. В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты. Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы. Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Первая советская Конституция (Конституция РСФСР) была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов . В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Я.М. Свердлова на основе принятой III съездом Советом Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР, как и все последующие, имела политико правовой программный характер . Она включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм : «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод , включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

Ограниченность советской демократии проявилась в ст. 10 Конституции РСФСР, где говорилось следующее: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого, первая советская Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

И.Б. БЕРХИН

Первая Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября-установление диктатуры пролетариата в форме Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, "осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской власти.

Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма» ".

Основополагающие оценки сущности, содержания, исторического значения первой Советской Конституции содержатся в трудах В. И. Ленина^ На них основывается советская историография, посвященная этой теме. Глубокую характеристику Конституции дал Я. М. Свердлов в лекции «О государственном устройстве и Конституции», прочитанной в школе советской работы при ВЦИК 22 октября 1918 г.^ В первые годы после принятия Конституции был опубликован ряд работ научно-популярного характера, пропагандирующих принципы, содержание и значение Конституции РСФСР 1918 г. В последующие годы эти вопросы были исследованы в общих трудах по истории СССР, КПСС, государства и права, по истории Конституции РСФСР 1918 г. В их ряду следует выделить работы О. И. Чистякова.

Широко освещен в литературе вопрос об основополагающей роли трудов В. И. Ленина и личном его вкладе в разработку первой Советской Конституции.

Значительное число работ посвящено истории разработки первой Советской Конституции. Это-книга профессора Г. С, Гурвича-одного из непосредственных участников создания ее проекта ". Она основана на материалах Конституционной комиссии ВЦИК, газетных материалах, личных воспоминаниях автора и сохранила свое научное значение и поныне. Ряд исследований вышел во второй половине 40-х гг. в связи с 30-летием принятия Конституции. В их числе обстоятельная монография Д. А. Чу-гаева, где история разработки Конституции анализируется на фоне истории советского строительства в первые восемь месяцев существования нашего государства. Следует отметить, что в литературе, посвященной истории разработки Конституции, имеется ряд ошибочных утверждений, в особенности связанных с последним этапом работы Конституционной комиссии (после 26 июня 1918 г.) и ролью Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

В известной мере это объясняется отсутствием протоколов или стенограмм (возможно, что они не велись) заседаний Конституционной комиссии ВЦИК с 27 июня 1918 г. и до конца ее деятельности, а также протоколов и стенограмм заседаний Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

Однако деятельность Комиссии ВЦИК на последнем этапе (с 26 июня 1918 г.) и вклад ленинской Комиссии ЦК РКП (б) в разработку окончательного проекта Конституции можно точно определить путем сопоставления опубликованных текстов разделов проекта Конституции до 27 июня, 3 и 5 июля 1918 г.

В данном сообщении с помощью такого сопоставления сделана попытка внести ясность в вопрос о последних этапах работы над проектом Конституции РСФСР.

В результате большой подготовительной работы к 26 июня 1918 г. Конституционная комиссия ВЦИК утвердила ряд разделов проекта Конституции РСФСР: ее общие положения, вводный раздел-«Декларацию прав и обязанностей трудящихся», документ «О российских Совдепах», статью о Правительстве РСФСР. Однако подготовка всего проекта была еще далека от окончания. Между тем приближалось открытие V Всероссийского съезда Советов, в повестку дня которого был включен и вопрос о Советской Конституции. Незавершенность работы над проектом объяснялась главным образом тем, что столь сложное и кропотливое дело велось крайне ограниченным числом людей: практически подготовкой проекта Конституции занимались 7-8 членов Конституционной комиссии ВЦИК (причем некоторые из них-Бухарин, Склянский, Смирнов-никакого участия в этой работе не принимали). Большинство членов комиссии было занято важнейшей государственной деятельностью (Я. М Свердлов - Председатель ВЦИК, В. А. Аванесов-секретарь ВЦИК, Ю. М. Стеклов-редактор газеты «Известия ВЦИК», М. И. Лацис-член коллегии НКВД и ВЧК и т. д.).

26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина был рассмотрен вопрос о ходе разработки проекта Конституции". В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии: «Сегодня у нас в ЦК партии рассматривался вопрос о Советской Конституции. В результате разговора мы пришли к тому заключению, что к этому съезду (V съезду Советов.-и. Б.) представить всю Конституцию в полном виде нам не удастся... Но мне удалось настоять на том, что ответственные части этой Конституции, в частности, наиболее разработанная часть о Советах в организационном отношении может быть принята и теперь. Не хватает в ней только [статей] о строении ВЦИК и СНК. Вся остальная часть у нас более закончена. Со сферой компетенции мы тоже успеем закончить... Отсюда будет только один выход: [на съезде] можно принять то, что будет подготовлено. Остальное поручить ЦИК [утвердить] или отложить до следующего съезда. Окончательно этот вопрос у нас не решен, будет решен в пятницу (28 июня.- И. Б.) в окончательном виде»°.

В ряду проблем, которые Конституционной комиссии надлежало решить в оставшиеся дни, Я. М. Свердлов назвал и вопрос о Советах, о правах и свободах граждан Советской Республики.

Деятельность Конституционной комиссии ВЦИК резко активизировалась. Уже 26 и 27 июня она разработала главу проекта Конституции «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», а также ряд статей-глав о ВЦИК и СНК.

По предложению В. И. Ленина, в соответствии с его принципиальными указаниями, данными 2 июля члену Конституционной комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и привлеченному к работе комиссии председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману", были ими разработаны, утверждены Комиссией ВЦИК и включены в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» 9 статей о правах и обязанностях граждан Советской Республики и о гарантиях этих прав.

Взамен ранее утвержденного раздела проекта Конституции «О Российских Советах» комиссия разработала два новых раздела: «Конструкция Советской власти» и «Об избирательном праве». В первый вошли: «А. Организация Центральной власти» с главами: 1) О Всероссийском съезде Советов, 2) О ВЦИК, 3) О Совнаркоме, 4) О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК; «Б. Организация Советской власти на местах» с 12 главами: восемь из них были посвящены съездам Советов (областным, губернским, уездным, волостным) и предметам их ведения, четыре-городским и сельским Советам и их функциям.

Второй раздел состоял из 5 глав, в которых воспроизводилась соответствующая глава раздела «О Российских Советах», определявшая избирательные права граждан, устанавливались правила проведения выборов (путем тайной подачи голосов по партийным спискам, распределения числа делегатских мест между наличными партийными списками пропорционально поданному за каждый из них количеству голосов), проверка выборов, их кассация, отзыв депутатов.

На этом Конституционная комиссия ВЦИК в основном закончила разработку проекта Конституции. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б).

Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР, «разработанный... коллегией Наркомюста, с участием редакторов М. А. Рейснера и А. Г. Гойхбарга, вернее, выработанный последними и обсужденный в коллегии Наркомюста». Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В. И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В. И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б) » ". На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение. Положительно Ленин оценил статью первую, которая гласит: «Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советы депутатов». В. И. Ленин добавил слова «или Совдепы» и отметил эту статью знаком плюс. В помете к статье 8 он обратил внимание на то, что форма власти пролетарского государства может быть не обязательно советской. На полях против статьи 12, в которой говорилось, что «Местные Советы и их съезды автономно обеспечивают права национальной культуры рабочему населению, живущему в пределах подведомственной им территории», Ленин написал; «с обязательной гарантией равноправия и прав меньшинств», а сверху приписал: «Разработать».

В статье 14 говорилось, что Советы, допускающие к активному и пассивному участию в выборах лиц, лишаемых Конституцией этих прав, или нарушающие установленные Конституцией положения представительства, лишаются права представительства на съездах. Ленин на полях против этой статьи написал: «Этого мало: их надо распускать» ". В статье 2 главы 3, где перечислялось, что подлежит исключительному ведению центральной власти РСФСР, Ленин подчеркнул текст: «2. Общие постановления о приобретении и утрате прав гражданства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики..., о правах иностранцев на территории Республики»

3 июля 1918 г. специальная комиссия ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным рассмотрела представленные Комиссией ВЦИК и НКЮ проекты Конституции РСФСФ.

Поскольку в проекте НКЮ игнорировался национально-территориальный принцип строительства Советской Федерации, принцип демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства; в главе о Всероссийском съезде Советов все внимание было сосредоточено на ограничении прав съезда Советов; отсутствовал раздел о правах и свободах граждан - он был отвергнут.

Комиссия ЦК РКП (б) во главе с Лениным приняла за основу проект Конституции, разработанный Комиссией ВЦИК, но внесла в него ряд важнейших дополнений, изменений, уточнений. Они были направлены на более последовательное и точное отражение в Конституции сущности диктатуры пролетариата, принципов пролетарской демократии, демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства.

Во вторую статью раздела «Общие положения Конституции РСФСР» Комиссия ЦК РКП (б) включила положительно оцененную В. И. Лениным первую статью проекта Конституции НКЮ, которую мы выше процитировали; реализуя замечания В. И. Ленина, на 12-ю и 18-ю главы проекта Конституции НКЮ, Комиссия ЦК РКП (б) разработала и включила в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» проекта Комиссии ВЦИК три новые статьи. Во-первых, о предоставлении всех политических прав иностранцам, проживающим на территории России (20-я статья окончательного текста Конституции, утвержденного V Всероссийским съездом Советов). Основную идею этой статьи Ленин сформулировал так: «РСФСР признает полное гражданское и политическое равноправие иностранцев-трудящихся, занимающихся производительным трудом на территории Республики, с российскими гражданами» ". Во-вторых, о предоставлений права убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию по политическим и религиозным мотивам (21-я статья окончательного текста Конституции); в-третьих, о равноправии граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности (22-я статья Конституции).

Ленинская комиссия внесла важные уточнения и дополнения в статьи о правах и свободах граждан. Статья о свободе совести была дополнена указанием, что школа отделяется от церкви и за всеми гражданами признается свобода антирелигиозной пропаганды. Была дана более четкая формулировка статьи о свободе союзов. Новая редакция определяла, что РСФСР «оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации»^. Уточнялась статья о праве на образование. В проекте Комиссии ВЦИК говорилось, что РСФСР «признает право каждого рабочего и крестьянина на полное и всестороннее образование и предоставляет в распоряжение трудящихся все средства к просвещению»". В новой редакции, данной Комиссией ЦК РКП (б), учитывались ограниченные пока возможности Советского государства и указывалось, что РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

Комиссия ЦК РКП (б) развила, уточнила и обогатила раздел проекта Конституции об избирательном праве. Она внесла принципиальной важности дополнение о том, что право избирать и быть избранным в Советы предоставляется «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.» Из проекта Комиссии ВЦИК было устранено указание на то, что правом избирать и быть избранными пользуются трудящиеся

лишь в том случае, если они являются членами профессиональных <:оюзов. В теки"» статьи о предоставлении избирательных прав крестьянам и казакам-земледельцам, W пользующимся наемным трудом, были добавлены слова: «с целью извлечения прябЫч ли». В число пользующихся активным и пассивным избирательным правом Комиссии-ЦК РКП (б) включила лиц, занимающихся домашним хозяйством, обеспечивающим трудящимся возможность производительного труда. Это право было предоставлено также иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий, из числа рабочих и крестьян, не пользующихся наемным трудом. Сохранив возрастной ценз в 18 лет. Комиссия ЦК РКП (б) добавила в соответствующую статью примечание: «Местные Советы могут с утверждения Центральной власти понижать установленную возрастную норму» ".

Тем самым Комиссия ЦК РКП (б) значительно развила демократические начала советской избирательной системы, расширила круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом.

В главе «О производстве выборов» Комиссия ЦК РКП (б) устранила 1, 2-ю и 5-ю статьи (о тайном голосовании по партийным спискам и пропорциональном распределении депутатских мест) и ввела вместо них новую статью: «Выборы производятся согласно установившимся обычаям» ", т. е. допускалось и открытое и тайное голосование. Предусматривалось также, что подобный порядок выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции ВЦИК. В главе «О порядке и отмене выборов» была устранена статья 15, дававшая право Советам лишать отдельных депутатов или группу депутатов их полномочий и назначать новые выборы.

Комиссией ЦК РКП (б) был внесен ряд дополнений и уточнений в раздел «Конструкция Советской власти»; в главу о ВЦИК добавлена статья (36-я в утвержденном V съездом Советов тексте Конституции), которая предусматривала, что члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. В статью 4 был добавлен текст о праве членов коллегий наркоматов обжаловать в СНК или Президиум ВЦИК свое несогласие с решением народного комиссара. В главе четвертой к предметам ведения ВЦИК было отнесено также утверждение областных объединений, право общей и частичной амнистии, был сделан ряд других дополнений и уточнений.

Комиссии ЦК РКП (б) принадлежит инициатива принятия V Всероссийским съездом Советов решения о включении в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводной части ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (вместо «Декларации прав и обязанностей трудящихся», имевшейся в проекте Конституции Комиссии ВЦИК) "

Наконец, Комиссия ЦК РКП (б) придала большую структурную стройность проекту Конституции, она установила сплошную нумерацию ее глав и статей.

Окончательно доработанный Комиссией ЦК РКП (б), руководимой В. И. Лениным, текст проекта Конституции РСФСР был 5 июля 1918 г. опубликован в газете «Известия ВЦИК» (Ns 138). Он был представлен ВЦИК на утверждение V Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся 4 июля в Москве. На своем первом заседании съезд Советов избрал комиссию из 9 человек (6 членов и 3 кандидата) ^ для предварительного рассмотрения представленного проекта Конституции.

Конституционная комиссия съезда Советов в соответствии с решением Комиссии ЦК РКП (б), возглавляемой В. И. Лениным, заменила «Декларацию прав и обязанностей трудящихся», которой открывался проект ВЦИК, ленинской «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». По предложению члена Конституционной комиссии ВЦИК Д. П. Боголепова, был разработан и включен в проект Конституции раздел пятый-«Бюджетное право». В качестве шестого раздела-«.О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» комиссия включила в окончательный проект Конституции две главы, полностью заимствованные из проекта Конституции НКК) с добавлением двух фраз на гербе: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь1». Комиссия внесла и некоторые структурные изменения в раздел «Конструкция Советской власти».

10 июля на последнем заседании V Всероссийского съезда Советов был рассмотрен вопрос «О Советской Конституции». С докладом выступил председатель Конституционной комиссии съезда Ю. М. Стеклов.

После докладчика выступил представитель эсеров-максималистов Полянский, предложивший включать в состав ВЦИК делегатов от областных исполкомов, центральных органов профсоюзов, кооперативных и культурных организаций, стоящих на советской платформе, отказаться от деления трудящихся на рабочих, крестьян, солдат, матросов и т. д.

Пятый Всероссийский съезд Советов единогласно принял следующую резолюцию: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года „Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" вместе с утверждаемой V съездом Конституцией Советской Республики составляет единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот Основной Закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в „Известиях ВЦИК"» ^

Первую Советскую Конституцию-Основной Закон РСФСР 1918 г.-по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным,-важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В. И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руко-. водимой им Комиссией ЦК ркп (б).

На основе Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. разработали свои конституции братские советские социалистические республики в 1919-1922 гг. Важнейшие принципы -Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. легли в основу и получили развитие в последующих советских конституциях.