Перебежчик Степан Щипачёв - Личное мнение. Степан щипачев - почти забытый поэт Щипачев биография

СТЕПАН ЩИПАЧЁВ

ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА

«Библиотечка избранной лирики»

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966

Scan, OCR. Spellcheck А.Бахарев

От составителя. Лев Озеров

На парткоме

В троллейбусе

«Лил дождь...»

«Себя не видят синие просторы...»

«Урал! Он был как начало песни...»

Нескошенная трава

«Лил дождь осенний...»

«Наверно, и вы бы приметили сразу...»

«Ой, вьюга, ой, вьюга какая...»

Прощание с зимой

«На жизнь свою я не хочу пенять...»

Потомкам

«Уже приметен радостный почин...»

Могила матери

Первые шаги

«Когда накреняется купол звёздный...»

«Не оттого ли она хорошеет...»

Опять о луне

Незнакомая

Муж и жена

«Тело твоё молодое, ржаное...»

«На ней простая блузка в клетку...»

«Пускай умру, пускай летят года...»

«Своей любви перебирая даты...»

«Пусть пристально глядят мужчины...»

«Как хочешь это назови...»

«Опять тревожно, больно сердцу стало...»

«Ты со мной, и каждый миг мне дорог...»

«Любовью дорожить умейте...»

«Ты порой целуешь ту, порою – эту...»

«Берут мальчишки и девчонки в руки...»

Библиографическая справка

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

При имени Степана Щипачёва сразу же перед глазами возникает образ

стройного седовласого внимательного человека. Он говорит мало, негромко, редко улыбается. Но зато если скажет - всерьёз, повысит голос - справедливо, улыбнётся - от души. Он добр той добротой, «от которой пятится ложь, негодяя

бросая в дрожь». Не терпит многословия. Все написанное им, вернее то, что он

хочет видеть в читательском обращении, умещается в двух небольших томах. Что

же - мало написал? Нет, жёсток отбор.

Крестьянский сын, батрак, председатель солдатского комитета, он имел

все права воскликнуть: «Революция... а тебе восемнадцать лет! Как здорово

это, как это прекрасно!» Человека с лицом, характером, биографией Щипачёва

мог бы среди своих двенадцати красногвардейцев встретить Блок. Державный шаг

двенадцати - это государственная уверенность Щипачёва в настоящем и будущем.

Скромный и застенчивый в быту, он по жизни, идёт всегда смело и открыто.

Мечтательность не мешает ему быть бойцом.

Сейчас это кажется таким простым: стихи о природе и любви. Но в

середине тридцатых годов, когда в газетах и журналах преобладала риторика, когда нередко воспевался бетон, а не человек, Щипачёв выступил с небольшой

книжкой «Лирика». Она рассказала о глубокой жизни сердца. После длительного

поиска собственного пути, после шести книг Щипачёв, наконец, находит себя. Он

берёт в собеседники природу и возлюбленную. И говорит с ними о самом близком

и дорогом. Любовь! О ней писали в лоб, декламационно, напрягая голосовые

связки. Щипачёв написал о берёзке, которую ломает ливень, гнёт буран, но она

не сдаётся - «видать, характером прямая, кому-то третьему верна». Эта лирика

запросто открывает сердца читателей и заставляет по-новому задуматься над

вечными темами. Щипачёв отстаивает поэзию раздумий и душевной

сосредоточенности. Он борется за цельного, во всех отношениях цельного

человека, выверяет чистоту его общественных помыслов частотой жизни сердца, личной, или, как прежде говорили, частной жизнью. Щипачёву принадлежат слова:

«...кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?»

Он видится мне на фоне берёз. Их образы и в стихах нередки - «бело от

молний, от берёз бело», и в прозе - автобиографическая повесть «Берёзовый

сок». И всегда от стихов Щипачёва ощущение нежной вязи берёзовых веток в

бездонной голубизне. Я вижу поэта - уральца по месту рождения - на фоне

берёзовых рощ и Подмосковья и Приволжья...

Мы читаем: две-три строфы, афористичность, ясность. Но так ли уж прост

Щипачёв? Нет, только с первого взгляда. В эту простоту надо углубиться. У

текста есть подтекст, как у реки глубокие течения. При первом знакомстве в

юности Щипачёв выглядит не так, как при повторном чтении в зрелые годы. Не

только поэт растёт, растут вместе с нами и его давно знакомые строки...

Это лирика с мягким знаком. Она смягчает кору человеческой чёрствости.

Щипачёв не делает театральных жестов и не взбирается на трибуну. Он садится

рядом, внимательно смотрит в глаза и говорит тихим голосом. Тихим - потому

что «кричать не надо, если даже ты с целым миром говоришь». И о чём бы ни шла

речь - о снежинке или звезде, о яблоке или земном шаре, - тихий голос

Щипачёва убеждает, ему веришь.

Лев Озеров

Зрение

Известно не только якутам,

откуда зима идёт.

В метели, в бураны укутан

Памир у звёздных ворот.

На дальней какой-то планете,

где вряд ли гадают о нас,

и там по-земному ветер

снежком обдувает наст.

Немыслимым было когда-то

увидеть незримого лик.

Ничтожней ничтожного атом

и, как мирозданье, велик.

Всё зорче становится зренье.

Когда-нибудь лягут следы

от капли на ветке сирени

до самой туманной звезды.

На парткоме

Ещё и на парткоме так

сидеть случается, друзья:

заметишь дома, сняв пиджак,

что ты прокурен до белья.

На улице весна давно,

дождём обрызгана трава,

а тут ещё зима в правах.

Но секретарь рванул окно -

и ветки бросились к рукам,

к его горячему лицу.

Гул самолётов, детский гам;

землёй пахнуло, как в лесу.

Земля от яблони бела,

и годы впереди ясны.

Решать партийные дела

нельзя, не чувствуя весны.

Соловей

М. Петровых

Где березняк рябой и редкий,

где тает дымка лозняка,

он, серенький, сидит на ветке

и держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

озябший ночью от росы,

заворожит посёлок дачный

у пригородной полосы.

Овёс

От ночной росы,

от холодных звёзд

в холодном поту

проснулся овёс.

Прозрачные

утренние небеса

коснулись

шершавых бровей

Ему с кукурузой дружить

и к пшенице

белокурым чубом

клониться.

Пускай он ростом

не вровень,

он налит силой,

он дышит здоровьем.

Он ходит под ветром,

взъерошен, белес -

с глазами детскими

Геркулес.

Недаром к нему,

чтоб задор не погас,

тянется лошадка моя

В троллейбусе

Идёт троллейбус возле клёнов.

Льёт дождь, шумит вода везде.

К стеклу прилип листок зелёный.

Деревья топчутся в воде.

Прямой, прохожих не щадя,

дождь припустил ещё сильнее.

Всё в каплях светлого дождя,

стекло троллейбуса синеет.

И можно ль не принять участья

и ливня не желать земле!

На город, как сквозь слезы счастья

гляжу сквозь капли на стекле.

Лил дождь -

и сверкает асфальта река,

широка, глубока.

И кажутся лодками автомобили;

огни, как водоросли в глубине,

где, вспугнутые, заходили

красные рыбы на дне.

Себя не видят синие просторы,

И, в вечном холоде светлы, чисты, себя не видят снеговые горы,

7.1.1899 - 1.1.1980

Страна: Россия

Степан Петрович Щипачёв (1899-1980), советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член РКП(б) с 1919 года.
С. П. Щипачёв родился 26 декабря 1898 (7 января 1899) года в деревне Щипачи (ныне Богдановичского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919-1921 годах служил в РККА. В 1922-1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала «Красноармеец» (1929-1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В 1931-1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. В 1937-1941 годах поэт снова на редакционной работе.
Литературной деятельностью занимался с 1919 года. Опубликовал свыше 20 сборников своих произведений. Много стихов опубликовано в периодической печати. Писал стихи о любви, о природе, однако наиболее известен гражданской лирикой.
Член правления СП СССР, председатель секции поэтов. Неоднократно бывал за границей представителем советской писательской общественности.
В 1960 году активно выступал против запрета на выезд за границу Е. А. Евтушенко.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. Также известен как автор погромной статьи в «Литературной газете» против Солженицына, озаглавленной «Конец литературного власовца»:
«…Сколько чёрных слов находит он, чтобы принизить, оболгать нашу страну, являющуюся светом, надеждой человечества, чтобы забросать грязью её славу, её идеал».
- «Литературная газета», 20.02.1974 г.
С. П. Щипачёв умер 1 января 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В юности он приноравливался к поэтике «Кузницы» с её космическим гиперболизмом, более поздняя его лирика отличается скорее уходом от громогласной декламации и пустой патетики. И хотя тематически его поэзия не выходит за рамки обычного воспевания коммунизма, отечества и счастливого будущего, вся эта программа связывается в ней с мотивами природы и любви, позднее - также старения. Особенно в поздние сталинские времена Щипачёв выделялся на общем фоне благодаря этим первоначальным лирическим элементам в своей поэзии. Большей частью его стихи ограничены развитием одной какой-нибудь простой мысли, его сентенции звучат несколько банально. Короткие стихи Щипачёва снискали большее признание, чем его поэмы: благодаря их лаконичности меньше ощущается недостаточная музыкальность поэта и скупой запас слов.

Степан Петрович Щипачев родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 н.с.) в деревне Щипачи Екатеринбургской губернии в крестьянской семье. Рано осиротев, с детских лет батрачил, был приказчиком в лавке, рабочим на приисках. В 1919 - 31 служил в Красной Армии, был красноармейцем, курсантом, политработником. Стихи Щипачева печатались в листовках, местных газетах. В 1923 в Симферополе вышел первый сборник его стихов "По курганам веков". В 1931 - 32 - сборники "Одна шестая" и "Наперекор границам". В 1934 окончил литературное отделение Института Красной профессуры. В середине 1930-х поэзия Щипачева приобретает лирические интонации. Лучшие сборники этих лет - "Под небом Родины моей" (1937) и "Лирика" (1939). В 1939 Щипачев участвует в освобождении Западной Украины. В годы Отечественной войны работал во фронтовой печати. В 1942 публикует сборник "Фронтовые стихи", в 1945 - "Строки любви". В 1958 пишет автобиографическую повесть о детстве - "Березовый сок". В 1960-е создает поэмы "Наследник" (1965), "Звездочет", "Сцена - шар земной" (1967), "Песнь о Москве" (1968) и др. Книга стихов "Товарищам по жизни" вышла в 1972. В 1973 было издано собрание сочинений С. Щипачева в трех томах. Умер С.Щипачев в Москве в 1979.

118 лет назад, 7 января 1899 года (по старому стилю -26 декабря 1898) в деревне Щипачи Камышловского уезда Пермской губернии в семье крестьянина родился будущий советский поэт Степан Петрович Щипачёв. И мне, и представителям более старшего поколения, этот поэт больше всего известен стихотворением "Пионерский галстук":

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного.

А под этим знаменем

В бой идут бойцы,

За отчизну бьются

Братья и отцы.

Как повяжешь галстук,

Ты - светлей лицом…

На скольких ребятах

Он пробит свинцом!..

Пионерский галстук -

Нет его родней!

Он от юной крови

Стал еще красней.

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного.

Но немногие знают: свои первые стихи Щипачёв опубликовал в нашем городе, в котором он оказался как перебежчик из колчаковской армии. И в Самарской губернии он вступил в большевистскую партию. Но обо всем по порядку.
В 1914—1917 гг. будущий поэт работал приказчиком книжной лавки в Камышлове. В мае 1917 года был призван в армию. Служил рядовым в городе Глазове Вятской губернии, весной 1918 вернулся домой после роспуска армии большевиками. А летом 1918 был призван в Русскую армию Колчака. Вот как он сам вспоминал об этом в своей автобиографии: " Был мобилизован и я. Но я твердо решил, что стрелять в своих ни за что не буду. Накурившись до сердцебиения махорки, я пошел в полковой околоток и пожаловался фельдшеру на боль в груди. Он рассеянно несколько раз приставил трубку к моей груди и, не раздумывая, написал: "В нестроевые". Меня зачислили в учебную команду каптенармусом. Это было в Екатеринбурге (Свердловске). Весной 1919 года отправили на фронт в учебную команду".
А потом Щипачёв стал перебежчиком. Слово снова ему: " На сторону Красной Армии мне удалось перебежать на станции Бугуруслан в середине апреля 1919 года. Перебежал я в легендарную Чапаевскую дивизию. Там мне довелось видеть Фурманова. Он куда-то ехал на деревенском ходке. Стоявший рядом со мной красноармеец с гордостью сказал: "Это наш комиссар. Студент!" Последнее слово было произнесено с особым подчеркиванием: дескать, образованный, а вот видишь, вместе с нами — рабочими и крестьянами — пошел против буржуев.

Мной, как начинающим поэтом и как одним из первых перебежчиков на этом фронте, заинтересовались в Самарском губкоме РКП (б). Этот интерес, как я потом понял, был вызван, прежде всего, агитационными соображениями. Мне предоставляли слово на собраниях, чтобы я рассказал о том, что видел у Колчака. Но из-за своей непреодолимой застенчивости я совершенно немел на трибуне. Мог только — и то со страшной скованностью — прочитать свои стихи. В первые дни жил в самом здании губкома, спал на диване. Обмундирование на мне было грязное — не поймешь, какого цвета.

Бывшее здание Самарского губкома РКП(б) - Клуб коммунистов (сейчас - Художественній музей)
В Самаре несколько раз видел Куйбышева. Он запомнился мне высоким, с большим открытым лбом, в военной суконной гимнастерке; был он всегда весел, прост в обращении. Один раз я слышал его на митинге; он выступал в театре перед красноармейцами, отправляющимися на фронт. Речь его была необыкновенной силы и убедительности. Красноармейцы слушали его с горящими глазами, готовые хоть сейчас в бой.

Наконец меня зачислили красноармейцем в часть, а через несколько недель нашу роту перевели в город Пугачев. Там я пробыл до осени. Участвовал в бою против уральских белоказаков, прорвавшихся к городу. В местной газете "Коммунист-большевик" печатали мои стихи. Той же осенью 1919 года во время "партийной недели" я вступил в коммунистическую партию".
В 1937 году Щипачев напишет стихотворение, посвященное тем событиям:

На город шел Колчак; у мыловарни

чернел окоп; в грязи была сирень,

а я сиял: я стал партийным парнем

в осенний тот благословенный день.

Стихи Щипачева сохранились в самарских изданиях. Вот его "О стане колчаковском" из "Коммуны" за 1 июня 1919 года




В конце октября 1919 года Щипачёва посылают в Оренбургскую кавалерийскую школу, по окончании кавшколы его направили в Москву, в "Высшую военно-педагогическую школу". Окончив ее в феврале 1922 года, Щипачёв получил назначение в Крым. В качестве преподавателя обществоведения он служил в Крыму до осени 1925 года — сначала в Севастопольской артиллерийской школе, потом в Симферопольской кавалерийской. В январе 1926 года его перевели в Москву преподавателем в артиллерийскую школу. В 1929—1931 С. Щипачёв был редактором журнала "Красноармеец", в 1930 он - один из основателей Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

В 1931—1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. С этого момента он полностью посвящает себя литературной и редакционной работе. В Великую Отечественную войну Щипачёв - во фронтовой газете "За Родину", затем в журнале "Красноармеец", выезжал в действующую армию. Его творчество было оценено советским руководством: поэт получил Сталинскую премию 2-й (1949) и 1-й степени (1951, за поэму "Павлик Морозов"), орден Ленина, 2 ордена Трудового Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды, орден Дружбы народов, ряд медалей.
В последние годы жизни Щипачёв отметился, подписав открытое письмо группы известных советских писателей в связи с "антисоветскими действиями и выступлениями А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова" (опубликовано в газете "Правда" 31 августа 1973 года).


Солженицыну посвящены и его строки в "Литературной газете" от 20 февраля 1974 под заголовком "Конец литературного власовца": "Мы не слышали от Солженицына ни одного слова в осуждение преступной фашистской хунты в Чили, в осуждение наглеющего фашизма в других странах, но сколько черных слов находит он, чтобы принизить, оболгать нашу страну, являющуюся светом, надеждой человечества, чтобы забросать грязью ее славу, ее идеалы. Считаю правильным решение о выдворении Солженицына за пределы нашей Родины".
С.П. Щипачёв умер 1 января 1980 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Вот так витиевато сложилась судьба поэта: из солдат Колчака - в лауреаты Сталинской премии.
А лично мне нравится вот это стихотворение Степана Щипачёва:

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь - не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню не легко сложить.
Какие хорошие слова. И как жаль, что этот талантливый поэт так мало написал лирики, посвятив свое творчество прославлению вождей, доносчиков, да борьбе с "врагами народа".
Фото поэта -

Мало кто сегодня помнит имя поэта Степана Петровича Щипачева. Однако для поколения советских граждан 40-50-х годов он был так же известен, как А. Твардовский или К. Симонов. Его стихи читали, учили наизусть, переписывали в тетрадки. О жизни и творчестве почти забытого поэта будет этот рассказ.

Биография

Родился Степан Щипачев в 1899 году в семье бедного крестьянина из деревни Щипачи Екатеринбургской губернии. Он был младшим ребенком в семье. Когда умер его отец, Степану едва исполнилось четыре года. Вместе с бабушкой он ходил по соседским дворам собирать милостыню. Став постарше, пошел работать: нанимался батраком на служил на приисках и в лавке скобяных изделий.

В 1917 году Щипачев вступил в ряды Красной Армии. В 1921 г. окончил военную школу, после чего некоторое время преподавал военным обществознание. Параллельно он увлекся литературной работой, служил редактором журнала «Красноармеец», писал стихи, к чему с юных лет имел большую склонность.

В начале 1930-х годов Степан Щипачев получил литературное образование. И с тех пор занимался исключительно литературной деятельностью.

Путь в литературу

Степан Щипачев, биография которого была нетипичной для поэтов и писателей начала XX века, позже признавался, что полюбил стихи еще в детские годы, когда посещал церковноприходскую школу. Он рассказывал, как однажды учитель прочел на уроке стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это произведение так взволновало душу ребенка, что он несколько дней был под впечатлением. Тогда Степан и решил, что будет писать стихи.

В последующие годы он много работал над стихосложением, оттачивал свой стиль, искал собственные рифмы. В 1923 году Степан Щипачев опубликовал свой дебютный сборник стихов, который назывался «По курганам веков». Маленькая книжка всего в 15 страниц с ранними, еще неумелыми стихами стала для автора первым шагом на пути в большую литературу.

Книги

После окончания института Степан Щипачев в своем творчестве стал тяготеть к лирическим темам. В этот период написаны книги «Лирика» и «Под небом Родины моей».

В годы ВОВ Щипачев вновь надел военную форму. Он принимал участие в операции по освобождению западных районов Украины, позднее был задействован в создании фронтовых газет и листовок. В этот период его стихи приобрели яркие патриотические интонации и одновременно интимно-лирические. Два главных сборника этого времени - «Фронтовые стихи» (1942) и «Строки любви» (1945).

«Строки любви»

Степан Щипачев, стихи которого принято относить к разделу гражданской поэзии, был тем не менее мастером и в области любовной лирики. Его сборник со скромным названием «Строки любви» появился в продаже в мае 1945 года. 45 стихотворений о чувстве, понятном и знакомом каждому, моментально прославили автора. Его строками признавались в любви парни и девушки 50-х годов, настолько они были просты и искренни.

Работу над этим сборником Щипачев Степан Петрович продолжал всю жизнь, в результате чего книга увеличилась почти в четыре раза. В последнем издании в состав сборника входило уже 175 стихотворений.

В советской литературе культивировался особый тип героя, трудолюбивого, умелого, патриотичного. Благодаря стихам Щипачева этот герой стал более живым и человечным. Стало понятно, что и советский гражданин умеет чувствовать, может влюбляться, радоваться и печалиться, надеяться и искать свое счастье.