Скачать презентацию почвенная среда обитания. Почва, как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему. Презентация на тему: Почва как среда обитания

«Среда обитания» - Почвенная среда. Упражнения для глаз. Что такое среда обитания организмов? Живые. Наземно-воздушная среда. Чем отличаются разные среды обитания организмов? Какие царства организмов вы знаете? Почему все живые организмы разные? Выберите модель схемы. Работа в группах. Среда обитания -. «Среды жизни организмов».

«Адаптации организмов к среде обитания» - Влияние космического полета на организм. Суточная ритмика. Работоспособности человека. Характеристика выживаемости животных на высоте 12 км в разное время суток (А) и разное время года (Б). Классификация факторов адаптации. Классификация биоритмов. Средняя длительность некоторых ритмических. Кислорода в замкнутых камерах.

«Среда обитания животных» - Тело овальное, компактное. Познакомить учащихся со средами обитания животных. Самое быстроногое из зверей. Продолжить обучение работе в режиме диалога и полилога. Ответ – «крот». Какие утверждения верны? Игра по средам обитания» Кто здесь лишний?». Таблица. Ответ – «стриж». Крылья – длинные, заострённые.

«Организм и среда обитания» - Наземно - воздушная среда. Грустная история. План урока: Экологические факторы. Задание. Водная среда обитания. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания. Антропогенные (Влияние человека). Живые организмы. А как вы будете вести себя в лесу? Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.

«Среда обитания» - Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка. Обитатели наземно – воздушной среды - аэробионты. Распределите животных по группам по отношению к свету. Организмы, населяющие живые существа - эндобионты. Местообитания животных в водной среде. Организменная среда.

«Наземно-воздушная среда обитания» - Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Солнце? Познакомиться с различными средами обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Какое животное зашифровано в ребусе? Используя схему, расскажите о многообразии живых организмов. Используя текст на страницах 22-23 учебника, заполните таблицу в рабочей тетради.

1. Программа: И.М. Швец, Экология животных 7 класс / Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ.- М.: Вентана-Граф, 2006

Учебник Экология животных: 7 кл. : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.] ; под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 128 с.

3. Тема урока: «Почва как среда обитания животных»

4. Изучаемая тема: «Животный мир почвы»

5. Тип урока: комбинированный.

6. Цель урока - создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

Обучающие:

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение животных для почвы и наоборот;

3) конкретизировать знания о почве как среде обучения

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

7. Метод обучения - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

8. Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма

9. Средства обучения: познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд -во «Дрофа». 2005 г, учебник «Экология животных. 7 класс», мультимедия проектор

10. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

11. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, кластерной, кооперативного обучения, графического способа представления информации, личностно ориентированного обучения

12. Хронометраж урока:

Организационной момент 1 мин

Целеполагание 2 мин

Проверка домашнего задания 10 мин

Изучение нового материала 17 мин

Закрепление 11 мин

Предъявление и обсуждение домашнего задания 1 мин

Подведение итогов урока 2 мин

Рефлексия 1 мин

I. Организационый этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку. Работать постараемся активно, набираем, как всегда, баллы в течении всего урока, в конце по итогам получаем соответствующую оценку:

«5» ≥ 21 «4» ≥ 16 «3» ≥ 11

Помним о правилах поведения.

II. Целеполагание.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить. А. Тетивкин

О какой земле идёт речь? (о почве)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

[Прямоугольная выноска: Свойства]

Цель урока - познакомиться с почвой, как средой обитания животных, но сначала вспомним домашнее задание

III. Проверка домашнего задания.

Приспособления животных к обитанию в пресных водоемах

Условия жизни

Приспособления животных

Названия животных

прячутся под камнями

сплюснутая форма тела, острые коготки лапок цепляются за камни

личинки поденок (беспозвоночные)

удлиненное обтекаемое тело, хорошо развитая мускулатура

Недостаток кислорода в стоячих теплых водоемах

заглатывают атмосферный воздух

пропускают его через кишечник

вьюнок, сомик каллихт

газообмен в ротовой полости

петушки, макроподы, лялиусы, гурами

своеобразные легкие

протоптеры, рогозубы, лепидосирены

Пересыхают водоемы в жарком климате

переползает в другой водоем с помощью грудных плавников и острых краев жабер-ных крышек

рыба-ползун

образует глинистую капсулу, зарываясь в ил

протоптер

икра хранится в высохшем состоянии год

нотобрах

И так, подводим итог: Какие абиотические факторы влияют на животных в любой среде обитания?

IV. Изучение нового материала.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — свое-образный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естес-твенного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показыва-ют, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнооб-разный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или жирные личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Что такое почва?

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительнос-ти, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других - достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Чтобы вспомнить из чего она состоит вы решите кроссворд, пользуясь стр 61 (аб-зац 2-3) учебника. Работаем парами. 2 мин

Вопросы к кроссворду:

Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).
Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
Жидкое вещество почвы (вода)

Самостоятельная работа с учебником. А теперь попробуйте составить схему пользуясь стр 61 (абзац 2-3) учебника. 2 мин

От чего зависит плотность почвы? плодородие?

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Экологические группы почвенных организмов

По степени связи со средой обитания в почве выделяются три группы:

Геобионты - постоянные обитатели почвы (дождевые черви), многие первич-нобескрылые насекомые), из млекопитающих кроты, слепыши.

Геофилы - животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть - в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары-долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие - фазу куколки.

Геоксены - животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые, полужесткокрылые, некоторые виды жуков).

Самостоятельная работа с учебником по вариантам 3 мин

1 ряд - кислород, влажность (с. 62 2 абзац, последний абзац)

2 ряд - плотность (с. 63 1 абзац; §25)

3 ряд - температура (с. 62 3 абзац)

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

используют для ориентации другие органы чувств

кислород

мало, зависит от погодных условий

в дождливую погоду выползают на поверхность

дождевой червь

температура

летом прохлада

прячутся от палящих лучей

пустынные животные

зимой тепло

спасаются в глубоких норах от мороза

млекопитающие, рептилии

влажность

тонкий слой

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

простейшие

плотность

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы

Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин

1 вариант - значение почвы для животных

2 вариант - значение животных для почвы

Значение

Почвы для Животных

1. жилище 1. круговорот веществ

2. укрытие от врагов 2. перемешивают

3. питание 3. вентиляция

IV. Закрепление. Возвращение к кластеру.

1. Почва - верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

7. Животные - землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4- 5+ 6+ 7+

Домашнее задание. 1. §24,25 вопросы на стр. 63,65

По желанию: 2. Объясните выражение:

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»

VI. Итог урока. Рисуем рожицы.

Похожие образовательные материалы:

Правила работы

1.Сначала выслушай, затем задай вопрос.

2.Максимальная активность каждого.

3.Никакой критики


Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить .

А. Тетивкин

  • - О какой земле идёт речь?
  • - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
  • О чём мы будем говорить, что изучать?


Составляем кластер по поставленным вопросам на доске

Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?



  • Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти.


Самостоятельная работа с учебником. Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы? Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и попробуйте составить схему


  • Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы.
  • Минеральные вещества почвы - это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами.

  • На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях - сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно.

Воздух в почве

  • меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды , меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%).
  • Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, - сероводород, аммиак, метан (болотный газ).

Органические вещества почвы

  • В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус , или перегной .
  • Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли . Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва . Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв».
  • Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны.

Живые организмы

  • Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы (бактерии, грибы, водоросли, простейшие ), мелкие беспозвоночные (дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные (кроты, слепыши и др.).
  • В почве находятся и живые подземные части растений - корни, корневища, столоны, луковицы, клубни , а также споры, плоды и семена .
  • По количеству в почве больше всего микроорганизмов , среди которых преобладают бактерии . В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода.

Каковы особенности почвы, как среды обитания? Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

свет

кислород

Приспособления животных

Примеры

мало, зависит от погодных условий

используют для ориентации другие органы чувств

в дождливую погоду выползают на поверхность

температура

летом прохлада

дождевой червь

зимой тепло

прячутся от палящих лучей

влажность

тонкий слой

спасаются в глубоких норах от мороза

пустынные животные

млекопитающие, рептилии

плотность

естественные пустоты между комочками почвы

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

простейшие

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

слепыш

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

змеи

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы




ТЕСТ

  • Почва – верхний плодородный слой земли.
  • В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
  • Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
  • Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
  • Гумус необходим для питания растений.
  • 4.В почве обитают только мелкие животные
  • Почвенные животные слепы
  • Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
  • Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
  • Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.


Творческое задание: Составить кроссворд

« Животный мир почвы»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

5 класс Биология Учитель биологии Серко С.Б

Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания живых организмов; аргументировать необходимость охраны почв. Задачи: 1.познакомить обучающихся с многообразием живых организмов, обитающих в почвенной среде; 2.установить соответствие особенностей строения организмов данной среде обитания; 3.выявить значение почвы для всего живого на Земле.

русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Почва - самостоятельное природное тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности, возраста страны.

Задание №1 Состав почвы Минеральные вещества почвы это- глина, песок, вода с растворенными веществами Органические вещества почвы это- остатки растений и животных Твердые частицы Влага (Вода) Воздух Гумус (перегной)

Задание №2 С помощью рисунка определите обитателей почвы и приспособленность отдельных живых организмов обитающих в почве.

Задание №3 Отрицательное воздействие на почву Ответ Деятельность человека и природных факторов Правильный (+) Неправильный (-) 1.Применение большого количества удобрений, ядохимикатов, загрязнение почвы отходами производства, мусором, стеклом. 2.Уничтожение лесов и растительности 3.Посадка деревьев 4.Распашка крутых склонов 5. Воздействием транспорта, землеройных машин и сельскохозяйственной техники 6. Сильный дождь 7. Обезвреживают отбросы, загрязненные отходы, сточные воды 8 . Сильный ветер + - + -

Физкультминутка

Задание №4 Деятельность человека по охране почвы Ответ Из инструктивной карточки Правильный(+) Неправильный (-) 1.Посадка деревьев 2.Уничтожение лесов и растительности 3.Распашка крутых склонов 4.Обезвреживают отбросы, загрязненные отходы, сточные воды 5. Мероприятия по защите животных, грибов и микроорганизмов в почве 6. Запрещение парковки машин на уличные газоны 7.Создание заповедных зон + -

ЗАДАНИЕ №5 Живые организмы обитающие в почве Микроскопических размеров: Малых размеров: Крупных размеров: Состав воздуха № Состав Почвы (%) Атмосферы (%) 1. Азот 80 78 2. Кислород 10-19 21 3. Углекислый газ 9 1 бактерии, грибы, черви насекомые, пауки, клещи, мокрицы дождевой червь, личинки насекомых, крот

«Сегодня на уроке» Дата: ФИ: Тема урока: Оценка: полезно интересно моя работа (активность) общая атмосфера

К 1. К Д И К С Л О О Р Ч О В 2 . П 3. Г У М У В Д Н Е Е Р 4. К Е И К О С 5 . П Т Р 6. Ч 7 . Г Л Н А Ь В К

русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Высказывание русского ученного В.В. Докучаева "Почва дороже золота"

Домашние задание Параграф №8 Опишите приспособления к условиям жизни в почве на примере какого-либо животного.



«Организм и факторы среды» - Отдельные факторы среды в природных условиях действуют не изолированно, а совокупно. Через 5-6 ч после снятия давления в 1000 атм возвращались к нормальной жизни актинии, через 10-12 ч - морские звезды. Олиготи-пы перечисленных факторов имеют значения ниже приведенных величин, политипы - выше. Так, литоральные рачки ЗупсНеШшт реагируют на изменение давления до 0,01 атм, что соответствует разнице глубин в 10 см.

«Окружающая среда биология» - Организменная среда. Наземно-воздушная среда. Задание 1 К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы? Гидробионты. 3. Эндобионты. Абиотические факторы (неживой природы). Почвенная среда. Задание 2 К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы? Водная среда. Аэробионты. Изучение различных сред обитания организмов.

«Водная среда» - Воду ищите там, где растет рогоз. Сегодня мы узнаем: Рогоз узколистный. Камыш озерный. Вопросы для повторения: Тема урока: Водная среда. Сравнение условий жизни в разных средах. Обитатели водной среды.

«Абиотические факторы» - Влажность. Холоднокровные организмы (беспозвоночные и многие позвоночные). Оптимальные температурный режим для организмов от 15 до 30 градусов Однако, …. Температура. Основные абиотические факторы. Растения: засухоустойчивые – влаголюбивые и водные Животные: водные – воды достаточно в пище. Абиотические факторы среды.

«Сообщества воды» - 2. Природоведение, 5 класс. В океане: Сообщество толщи воды. 7. Водоросли. Нектон – активно плавающие. Планктон. Лучевики. 6. Рачки. 5. Португальский кораблик и парусник. Как удержаться на поверхности воды? Крабик. 8. Рыбы. 4. Морская уточка. Плоское, как плот, тело. 3.

«Организм и среда обитания» - План урока: Определение: Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм. А как вы будете вести себя в лесу? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. Задание. Вопросы для обсуждения. Абиотические (Свет, вода, температура). Водная среда обитания. А на другой природной территории?

Всего в теме 7 презентаций