Какой характер несла крестьянская реформа 1861

Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа - издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи. Эта реформа разрабатывалась на протяжении долгого времени сначала тайно, потом уже явно на всероссийском уровне. После проведения реформы крестьяне стали свободными и получили гражданские права, а также земельные наделы. Однако крестьяне должны были платить за эти земельные наделы помещику, а также государству, которое внесло большую часть выкупных платежей за них. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян ()

Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. в Санкт-Петербург прибыл старинный друг императора - виленский губернатор В.И. Назимов (рис. 3), который приехал в столицу для того, чтобы передать Александру II прошение от дворян Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян.

Рис. 3. В.И. Назимов - виленский губернатор, друг Александра II ()

Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. подобные рескрипты были изданы касательно всех губерний Российской империи. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной.

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.И. Ростовцев (рис. 4).

Рис. 4. Я.И. Ростовцев - руководитель Редакционных комиссий ()

Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.

Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости ()

Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли:

  1. Приписанные к мануфактурам
  2. Дворовые крестьяне
  3. Принадлежащие малоземельным дворянам

Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры. Крестьяне до того, как выкупят землю, являлись временнообязанными. Это означало, что такие крестьяне должны были нести в пользу своего помещика ряд повинностей, таких как барщина и оброк. По закону в течение 9 лет крестьяне оставались временнообязанными, после чего могли отказаться от своего надела и уйти в город. Помещики и их бывшие крепостные крестьяне заключали между собой договоры - уставные грамоты, которые они должны были заключить в течение двух лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом. Крестьяне должны были выплатить помещику 20 % от стоимости предоставленной им земли. Еще 80 % стоимости за крестьян выплачивало государство. Однако государство делало это не безвозмездно, а считалось, что эти деньги крестьяне взяли у государства в залог, который нужно было вернуть в течение 49 лет после издания Манифеста 19 февраля. Причем крестьяне выплачивали, помимо основной суммы, 6 % годовых от суммы платежа.

Размер выкупных платежей определялся следующим образом. По мысли Александра II дворяне и помещики не должны были терять своего дохода. Поэтому помещик клал деньги, полученные от крестьянина, в банк из расчета 6 % годовых и получал ту же сумму, которую крестьянин платил ему раньше в качестве оброка. Таким образом, планировалось не допустить разорения российских помещиков.

Крестьянская реформа 1861 г. претерпела еще пять изменений: были изданы дополнительные акты, в обществе активно обсуждались размеры выкупных платежей. Тем не менее то, что было сделано в 1861 г., резко повернуло весь ход российской истории. Реформа по отмене крепостного права была проведена.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1954.
  2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. - М.: РОССПЭН, 2011.
  3. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. - М., 1954.
  4. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  5. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  6. Томсинов В.А. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России // Крестьянская реформа 1861 года в России / Сост., автор предисл. и вступ. ст. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2012.
  1. Memoirs.ru ().
  2. Demoscope.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Historicus.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о том, как проходила разработка реформы об отмене крепостного права. Какие предпосылки и причины этой реформы вы можете назвать?
  2. Как осуществлялась реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости? Сколько этапов она прошла?
  3. Объясните, каким образом и по какой схеме крестьяне платили выкупные платежи.
Охарактеризуем кратко Крестьянскую реформу 1861 года.
Крестьянская реформа — важнейшая реформа середины XIX в. в России. Как известно, Соборное Уложение 1649 г. прикрепило крестьян к земле. Эта мера касалась всех крестьян, проживавших на то время в России, независимо от того, на чьих землях они селились: государственных или владельческих. Правовой статус крестьян менялся, менялся он в зависимости от статуса их владельца (государство, царская семья, частные владельцы), от рода их занятий (дворовые, заводские). Поэтому, когда перед государством вплотную встала проблема покончить с тянувшим экономику назад крепостным правом, разработка документов реформы даже с чисто технической точки зрения (не говоря уже о политической и экономической составляющей) была очень сложной. Именно поэтому Крестьянская реформа — единственная, которая была проведена в жизнь столь большим числом нормативных актов.
Широко известно, что 19 февраля 1861 г. произошло падение крепостного права. Это так, поскольку речь идёт о том, что владельческие крестьяне, которых их господа могли по закону передавать из рук в руки как вещи с помощью крепостных актов, в этот день были (с известными оговорками) объявлены свободными сельскими обывателями. Однако не только владельческие крестьяне были стеснены в своих правах, были проведены реформы по освобождению крестьян, водворённых на землях императорской фамилии, дворцовых и удельных2 и государственных3 крестьян.
Итак, основная масса документов по освобождению крестьян касалась именно крестьян владельческих, и они были подписаны императором Александром II 19 февраля 1861 г. Это Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»1 и 18 «законоположений». Эти законодательные акты регулировали порядок освобождения крестьян, причём некоторые имели общее отношение ко всем категориям крестьян, некоторые касались крестьян, проживавших в различных местностях, в зависимости от которых и происходило их освобождение, другие регулировали порядок освобождения в зависимости от того, чем занимались крепостные, и от наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств; наконец, важное место в порядке регулирования освобождения крестьян занимал способ их землепользования.
Общими для всех крепостных крестьян, занимавшихся сельскохозяйственными работами, были: 1) Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; 2) Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий; 3) Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; 4) Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Способ землепользования предопределил принятие: 1) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Киевской, Подольской и Волынской; 4) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской.
С учётом рода деятельности крепостных и наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств были приняты Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости, и дополнительные правила: 1) Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов; 3) О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках.
Несколько «законоположений» отражали специфику освобождения крестьян в особых регионах Российской Империи. Это дополнительные правила: 1) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле Войска Донского; 2) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Ставропольской губернии; 3) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири, и 4) Правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.
Отдельно было осуществлено освобождение крестьян Царства Польского. 19 февраля (2 марта) 1864 г. Александром II были подписаны именные указы «Об устройстве крестьян Царства Польского», «Об устройстве сельских гмин в Царстве Польском», «О Ликвидационной комиссии Царства Польского», «О порядке введения в действие новых постановлений о крестьянах Царства Польского».
Документы крестьянской реформы неоднократно публиковались. Официальным изданием считаются «Высочайше утверждённые Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (СПб., 1861). Естественно, все законы были опубликованы в «Полном собрании законов Российской Империи» (собрание 2-е).
Для раскрытия темы применяются следующие нормативные правовые акты.
Прежде всего это центральный (не считая Манифеста) документ реформы — Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1). Данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с освобождением всех разрядов владельческих крестьян, независимо от места их проживания.
Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, (4) конкретизируют нормы Общего положения о крестьянах, определяя, во-первых, права, приобретаемые крестьянами после обнародования законоположений об освобождении крестьян, и, во-вторых, порядок составления, рассмотрения, поверки, утверждения и введения в действие уставных грамот, которыми определялись постоянные поземельные отношения помещиков и крестьян до момента выкупа последними выделенной им земли.
Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях (3) регулировало деятельность мировых посредников и местных по крестьянским делам учреждений, которым поручалось проводить реформу в жизнь.
Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий (2) регулировало отношения между крестьянами, помещиками и государством на последнем этапе проведения крестьянской реформы — на этапе выкупа крестьянами их земель, усадебной оседлости и полевого надела.
Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, (5) даёт представление о порядке выделения наделов и определения повинностей и о иных поземельных отношениях крестьян и их бывших помещиков, на землях которых они продолжали находиться в районах, где господствовало общинное землепользование.
В чём состоит сложность изучения данной темы? Для ответа на предложенные вопросы предстоит одновременно использовать несколько нормативных правовых актов, нормы которых взаимно дополняют друг друга. Примечательно, что в многочисленных актах крестьянской реформы имеются как прямые отсылочные нормы, адресующие читателя к конкретной статье конкретного закона, так и нормы, напрямую не упоминающие о том, что их применение связано с конкретным законодательным актом, но получившие развитие в иных документах реформы.
Такова краткая характеристика Крестьянской реформы 1861 года.

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века. Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс.

К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

Разработка крестьянской реформы

Новый русский царь уже в первые года своего правления столкнулся с нарастающим социально-экономическим кризисом, отвратить который смогла бы только отмена крепостной зависимости. В 1858 году, императором был создан специальный комитет, для разработки реформы.

На протяжении двух лет члены комитета собирали информацию по стране о реальном положении помещичьих крестьян. На основе полученных данных в 1860 году началась активная подготовка манифеста об освобождение крепостных.

Начало реформаторства вызвало противоречивое отношения в обществе: часть дворянства и помещики фактически лишались главного источника своих доходов и активно препятствовали проведению крестьянской реформы.

Просвещенная аристократия, купечество и рабочий класс наоборот, поддерживала политику императора. Выступали за проведение реформы знаменитые общественные деятели и философы Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский.

Внедрение и итоги реформы

Народ освобожден, но счастлив ли народ?
Николай Некрасов

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам. Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли. Иногда землю для крестьян выкупало государство в таком случае они обязывались платить в государственную казну ежегодный оброк.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Реферат по дисциплине

«Отечественная история»

Крестьянская реформа 1861 г.

Москва, 2014

Введение

Заключение

крестьянский государство крепостной

Введение

Крестьянская реформа 1861 г. - одно из наиболее значимых преобразований, которое сыграло огромнейшую роль в истории России.

Реформа 1861 г. была стартовым событием для России. Ведь что вообще есть любая реформа, как не реакционная попытка путем структурной перестройки продлить агонию отжившего строя во имя сохранения власти существующей элиты, являющейся тормозом общественного развития? Это совершается против интересов большинства народа, ценой его обнищания и погибели.

Не были исключением и реформы, начатые Александром II.

Пореформенная Россия представляла из себя пепелище, на котором хищным вороньем торжествовал новый класс богачей - "чумазых", как называли разбогатевших плебеев народники. Реформа 1861 года, вопреки расхожему мнению, разорила большинство крестьян, пустила по миру коренную Россию. Именно на этот период приходится начало демографического спада центральных губерний - станового хребта русской нации.

История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

В середине XIX в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства.

Вопрос об отмене крепостного права достаточно назрел к середине XIX века, как в силу моральных мотивов, так и по практическим соображениям. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую нравственную проблему для людей из русской интеллигенции.

Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей в одинаковом пожелании крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия указывали на естественное вырождение старого крепостного порядка.

Таким образом, к середине XIX века ухудшились и обострились крепостные отношения: у помещиков они возбуждали опасения за будущее, а у крепостных - рост недовольства своим нищенским состоянием. Это и явилось предпосылкой к проведению крестьянской реформы. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия.

Крестьянская реформа 1861 года, во время которой официально произошла отмена крепостного права, оставила важный социальный след в истории России. Именно поэтому, изучение этой темы представляет большой интерес и актуальность.

Глава I. Подготовка и проведение реформы 1861 года

1.1 Суть и основные положения крестьянской реформы

Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии.

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.

Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом.

Закон об отмене крепостного права - "Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:

1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.

2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских повинностей.

3. Выкупа крестьянских наделов.

Положения 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами. Принципиальное значение имели: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», положения о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также правила о порядке введения в действие положений, о крестьянах мелкопоместных владельцев, о приписанных к частным горным заводам людях и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100 428 помещиков насчитывалось 22563 крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получили не сразу после обнародования Манифеста и положений. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течении ещё двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать хотя и несколько изменённые, но по сути те же повинности, что и при крепостном праве.

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление» Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец взяли крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва.

Вводились следующие сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, ранее составлявшее имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком.

Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных и порочных», устранять от участия на сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решение схода имели законную силу, если за них высказывалось большинство присутствующих. Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 200 крестьян мужского пола, составляли волость.

Важную роль в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах играл созданный летом 1861 г. институт мировых посредников. На посредников возлагались посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на землю в имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные положениями повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Исходя из этого вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, а полосы в свою очередь делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались «высшая» и «низшая» нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указанная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные размеры участка превышали «высшую» или «указанную» нормы, и прирезку, если его размер не достигал «низшей» нормы.

Землевладение крестьян было «утеснено» не только в результате отрезков от наделов, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в состав крестьянского надела лишь в некоторых северных губерниях). При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалась предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, по скошенному лугу и убранному помещичьему полю.

С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями уже за дополнительную плату. Закон предоставлял помещику право переносить крестьянские усадьбы на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю, если на крестьянском наделе открывались какие-нибудь полезные ископаемые или эта земля оказывалась необходимой помещику для его хозяйственных нужд. Таким образом, получив надел, крестьянин ещё не становился его полноправным хозяином.

Наиболее обделёнными оказались крестьяне - дарственники, получившие нищенские или как их называли, сиротские наделы. Таких крестьян насчитывалось 461 тыс. мужского пола. В «дар» им было предоставлено 485 тыс. десятин по 1,05 десятины на душу. Более всего дарственников находилось в южных степных, поволжских и центрально-чернозёмных губерниях.

Формально, по закону, помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьян ставили в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел, даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а платежи за землю превосходили её рыночную стоимость. Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей. Дарственник полностью порывал с помещиком.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был крайне затруднён: необходимо было уплатить за год вперёд оброк помещику, казённые, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т.д.

В девяти губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины (Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской, Киевской, Подольской и Волынской) указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. крестьян сразу перевели на обязательный выкуп, им были возращены отрезанные от наделов земли, а повинности снижены в среднем на 20%.

Эти меры исходили из стремления царского правительства, в условиях вспыхнувшего в январе 1863 г. восстания в Польше привлечь на свою сторону литовское, белорусское и украинское крестьянство в борьбе со шляхетским национально-освободительным движением и внести «успокоение» в крестьянскую среду.

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Для этого в 1861 г. при Министерстве финансов было учреждено Главное выкупное учреждение. Выкупная операция заключалась в том, что казна выплачивала помещикам деньгами или ценными процентными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне имения получали по норме «высший» надел 75%, если им предоставлялся надел менее «высшего».

Остальные 20-25% выкупной суммы (так называемый «дополнительный платёж») крестьяне выплачивали непосредственно помещику - сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по обоюдной договорённости). Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда, которая потом взыскивалась с них в качестве выкупного платежа в размере 6% от этой ссуды ежегодно 49 лет.

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало важные социальные и экономические задачи. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и вместе с тем избавлял из от непосредственного столкновения с крестьянами.

Хотя выкуп дорого обошёлся крестьянству, он способствовал развитию в стране капиталистических отношений. Из-под власти помещика крестьянин попадал под власть денег, в условиях товарного производства. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкуп способствовал не только более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, но и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы. В целом реформа 1861 г. создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

1.2 Последствия крестьянской реформы

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись и существенные особенности развития капитализма. Это объяснялось сохранением традиционных структур в экономике и социально-политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.

Особенности экономики и социальной структуры. Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.

Несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в., модернизация России растянулась на довольно длительный срок и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.

Сельское хозяйство. В экономике России господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла наиболее медленными темпами.

Помещики владели большей и лучшей по качеству частью земельного фонда страны. Поэтому основным показателем буржуазной эволюции аграрного сектора было состояние помещичьего хозяйства. В пореформенный период в нем сложилось три типа: отработочный, капиталистический и смешанный -- с элементами капиталистического и отработочного.

В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Поэтому рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приемов интенсивный путь привели к некоторому подъему урожайности. Определилась специализация сельскохозяйственных районов: черноземный центр, юг Украины и Поволжье стали зерновой житницей, северо-западные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в юго-восточных губерниях развивалось мясное скотоводство. Это способствовало завершению образования всероссийского рынка. Несмотря на все сложности, аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. в развивающийся и товарный.

Промышленность. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сипа, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний а рынок и росли связи с мировым.

Однако развитие капитализма в промышленности России имело ряд особенностей. Бурный темп производства сократил фазу "свободного", домонополистического промышленного капитализма. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.

Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством.

Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами северо-западный (Петербург Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и другие продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь и Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше 1/2 промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая и нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито.

Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. (Это было одним из характерных примеров формирования государственного капитализма.) Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам.

Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз. 292

Торговля. Во второй половине XIX в. завершилось формирование всероссийского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром была сельскохозяйственная продукция, в первую очередь хлеб, более 50 % которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и т.д.

Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. В структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства (особенно хлеб). Во второй половине XIX в. для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.

Финансы. Значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. В области денежного обращения правительство провело ряд мероприятий, направленных на укрепление рубля. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Витте 1897 г., приведшая рубль к золотому эквиваленту. Российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.

Сложилась новая государственная и частная кредитная система. Она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и, главным образом, железнодорожного строительства. Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове. Заметную роль в финансовой жизни России играл иностранный капитал, вложение которого в банковское дело и промышленность к концу XIX в. достигло 900 млн. рублей.

Социальный строй. Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обусловливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Глава IІ. Отмена крепостного права

2.1 Предпосылки падения крепостного права

Первая половина XIX столетия и особенно вторая его четверть характеризовались все более усиливающимся кризисом феодально-крепостнической системы, происходившим под влиянием развития капитализма в недрах феодального строя. Феодальные производственные отношения тормозили дальнейшее развитие производственных сил и обрекали их на застой.

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII?и XIX веков переживала период разложения и упадка. Производственные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение сельскохозяйственных машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространение посевов новых трудоемких технических культур.

Во второй четверти XIX века наряду с улучшенными с/х орудиями (плугами, конными сеялками) получают относительно большое распространение машины: молотилки, веялки, сортировки, соломорезки, сеялки и т. д. Важно отметить, что наибольшее применение с/х машин наблюдалось в так называемом Царстве Польском и прибалтийских губерниях, т.е. там, где уже не существовало крепостного права.

Таким образом, к середине века можно констатировать некоторый прогресс в области распространения с/х машин.

Еще одним показателем развития производственных сил в сельском хозяйстве является распространение в помещичьих хозяйствах посевов технических культур, свекловицы, подсолнечника, табака и др. (При низком уровне с/х внимание уделяется в первую очередь продовольственным и зерновым культурам.)

В крестьянском хозяйстве также наблюдался процесс развития производительных сил, хотя он и не получил здесь сколько-нибудь заметного распространения. Это развитие производственных сил находило свое выражение в некоторых усовершенствованиях сельскохозяйственных орудий, выращивании улучшенных пород скота, посевах технических культур.

Эти новые производственные силы были не совместимы со старыми феодальными производственными отношениями, основанными на подневольном крепостном труде с присущей ему рутинной техникой.

Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. При этом за крепостными крестьянами закреплялся определенный надел, который отнюдь не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Крепостное хозяйство было по своему характеру натуральным, представляя собой замкнутое целое. Однако это не исключало наличия рыночных связей, имевших место на протяжении всей истории феодализма.

Все большее вовлечение помещичьих хозяйств в товаро-денежные отношения порождало помещичье предпринимательство, т. е. попытки расширения и рационализации своего хозяйства в условиях сохранения крепостного права. Таким образом, наблюдался рост помещичьей запашки, что привело к усилению эксплуатации крепостного крестьянства, уменьшению крестьянских наделов в пользу помещика. В некоторых случаях наблюдалась так же ликвидация крестьянских хозяйств и перевод крестьян на так называемую месячину. Лишение крестьян средств производства и перевод их на месячину отнюдь не означал превращения крепостных в своеобразных наемных рабочих, напротив, “месячники” фактически становились рабами помещиков.

Расширение помещичьей запашки за счет крестьянских наделов и увеличение количества барщинных дней не только ухудшали материальное положение крестьянина, но и оказывали влияние на состояние принадлежащего ему рабочего скота и инвентаря, необходимых для обработки, как своего надела, так и земли помещика. Таким образом, не могло наблюдаться никаких положительных результатов для помещичьего хозяйства.

Таким образом, феодально-крепостнические отношения в середине XIX века обуславливали деградацию сельского хозяйства.

Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доходы не за счет улучшения ведения хозяйства, а за счет усиления эксплуатации крепостных. Наличие дарового крепостного труда не стимулировало внедрения машин. Именно поэтому уже в начале XIX века на страницах печати рядом помещиков ставится вопрос о переходе к вольнонаемному труду. Появилось множество проектов, объективный смысл которых означал стремления помещиков при сохранении собственности на землю изменить систему своего хозяйства, приспособив ее к условиям развивавшихся капиталистических отношений. По мере углубления кризиса вопрос о преимуществах вольнонаемного труда становится в центре внимания передовой русской общественности. Несмотря на существование крепостного права, вольнонаемный труд в середине XIX века все же получает некоторое распространение. Отдельные помещики разрешали данный вопрос довольно своеобразно: они переводили своих крестьян с барщины на оброк, а затем нанимали их для обработки своей же земли как вольнонаемных рабочих.

Несмотря на некоторое распространение в с/х новых производственных отношений, окончательное утверждение их было невозможно в условиях сохранения крепостного права, являвшегося непреодолимой преградой всякого прогресса.

Крестьянство в России делилось на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные.

Помещичьи крестьяне в свою очередь были собственно крестьяне, занимавшиеся с/х на земле, юридически принадлежавшие помещику, и дворовые, лишенные всяких средств производства и обслуживавших личные потребности помещика. Жестокая эксплуатация крестьян помещиками обусловливала низкий уровень их жизни. Как мы знаем, правовое положение крестьян также было плачевным: помещикам предоставлялось право продажи и покупки крепостных крестьян, как с землей, так и без, причем в этих случаях нередко разлучались семьи. Крестьяне не обладали правом собственности как в отношении движимого, так и в отношении недвижимого имущества. Более того, помещик имел право переселять своих крестьян, лишать их земли, переводя в дворовые или на месячину. Право суда над крепостными принадлежало также помещику. Крестьяне были лишены права жаловаться на своего владельца.

Вторую по численности группу крестьянства составляли государственные, или казенные, крестьяне, принадлежавшие государству. Государственные крестьяне как юридически оформленное сословие возникли в начале XVIII века в результате военных и финансовых реформ Петра I. Обеспеченность государственных крестьян землей была крайне разнообразна. Государственные крестьяне платили множество различных налогов в казну, так что общая сумма была весьма значительна. В правовом отношении положение государственных крестьян было несколько лучше, чему помещичьих. Они имели право относительно свободно избирать себе род занятий (заниматься торговлей, промыслами), могли приобретать имущество на свое имя. Государственным крестьянам предоставлялись права “свободных сельских обывателей”. В XVIII веке государственные крестьяне служили резервом, из которого давались “пожалования” крестьян, (т.е. они в любой момент могли стать помещичьими). В XIX веке, когда “пожалования” были прекращены, государственных крестьян то переводили в состав военных поселян, то зачисляли в число удельных крестьян, но, несмотря на это, относить государственных крестьян к категории крепостного населения было бы ошибочным.

Третью группу крестьян составляли удельные крестьяне, являвшиеся собственностью императорской фамилии, именовавшиеся ранее дворцовыми. Обеспеченность удельных крестьян землей была намного ниже, государственных. В правовом отношении удельные крестьяне также обладали значительно меньшей свободой, нежели государственные. Недвижимую собственность они могли приобретать только на имя департамента уделов, движимым имуществом могли распоряжаться только с разрешения начальства.

На протяжении первой половины XIX века наблюдается рост эксплуатации крестьян, особенно помещичьих. Вследствие этого правовое положение крестьян также ухудшается. Процесс расслоения крестьянства уже наблюдается, однако он замедлен из-за наличия крепостного права.

В промышленности наблюдается упадок вотчинной и посессионной мануфактур, основанных на малопроизводительном подневольном крепостном труде, и развитие капиталистической мануфактуры, постепенно перераставшей в капиталистическую фабрику.

Условия труда крепостных крестьян на вотчинной и посессионной мануфактуре были ужасны, производительность труда крайне низкой, зарплата также была крайне низкой, если была вообще. Рабочие посессионных мануфактур должны были повиноваться владельцу мануфактуры (вплоть до того, что он мог сослать их в Сибирь). Естественно, что ни та, ни другая форма мануфактуры не могли выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, основанной на применении вольнонаемного труда. Таким образом, промышленность России стала приходить в упадок. Конечно, существовали “вольнонаемные” рабочие, но в большинстве своем это были те же крепостные, находящиеся на оброке. К тому же при крепостном праве не могла создаваться резервная армия труда, что являлось одним из решающих условий, необходимых для развития капиталистического способа производства.

Наличие крепостного права всячески тормозило процесс дальнейшего развития промышленности.

Усиление эксплуатации крепостного крестьянства на протяжении первой половины XIX века вызывало обострение классовой борьбы, что находило свое выражение в росте крестьянского движения, которое приобретало все большие размеры. Однако по своему содержанию оно оставалось стихийным, неорганизованным, носило царистский характер. Т.е. крестьяне продолжали надеяться, что освобождение от помещиков получат в результате “монаршей милости”. По подсчетам И. Игнатович, общее количество крестьянских выступлений с 1826 по 1854 г. составило 709, причем, чем дальше, тем больше. Одной из наиболее распространенных форм протеста против крепостного права, носившей массовый характер, являлось стремление крестьян к переселениям. А 1848 г. в связи с революционными событиями в Западной Европе увеличивается число случаев неповиновения крестьян помещикам. Большое место в движении народных масс занимали волнения государственных и удельных крестьян, а также крепостных и посессионных рабочих. Итак, кризис феодально-крепостнической системы приводит к классовым противоречиям.

2.2 Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе

1. В речи, обращенной к московским дворянам, император Александр впервые дал ясно понять, что намерен уничтожить крепостное право: «Я не имею намерения сделать это сейчас; но конечно, и сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу» (1856, 30 марта).

Со времён императрицы Екатерины II Россия ещё не слышала столь мудрых слов: это была целая государственная программа в применении к одному крестьянскому вопросу. Своим обращением к дворянам император Александр II как бы заявлял: «Не следует дожидаться, пока разразиться гроза: её надо предупредить громоотводом; не следует допускать, чтобы у нас насильно вырвали согласие: необходимо брать инициативу в свои руки, самим идти навстречу обществу, если потребность в перемене стала для него настоятельной и всеобщей; в жизни государства нет ничего «вечного» и «незыблемого»: жизнь есть постоянное обновление; сменяются поколения, а с ними меняются и формы, условия, сами цели человеческой жизни; мудрость правительства в том, чтобы угадать момент, когда реформа настолько назрела, что откладывать её значило бы или вызвать движение снизу (революцию) или задержать естественный рост государственного организма, который вследствие этого неизбежно захиреет и потеряет свои жизненные соки».

2. Государю хотелось, чтобы инициатива шла не от правительства, а от самих дворян, но те оставались глухи к его пожеланиям. Первую поддержку нашёл он в великой княгине Елене Павловне, решившей отпустить на волю 15000 крестьян, живших в её обширном поместье Полтавской губерне (12 сёл и деревень под общим названием «Карловка»), предоставив им на выкуп часть состоящей в их пользовании земли. «Проницательным умом своим она понимала, что освобождение 15 тысяч душ с землёй, сделанное русской великой княгиней и старейшим членом императорского дома, будет в нашей внутренней жизни событием первостепенной важности, последствия которого, в смысле нравственного воздействия и подражания, могут быть огромны. Карловка была в её рука будильником, дававшим возможность время от времени напоминать о необходимости освобождения и двигать со своей стороны это дело. Так был положен первый камень к практическому освобождению крестьян» (Кони).

3. Инертность дворянства побудила правительство учредить (1857, 3 января) Секретный комитет из высших сановников для подготовительной работы; но члены Комитета, оказалось, не разделяли мыслей государя, считая освобождение крестьян преждевременным, опасным, и потому тормозили дело. Одновременно крестьянский вопрос стал разрабатываться и в минестерстве внутренних дел (министр Ланской, его товарищ Левшин, Милютин, Соловьёв): остановились на мысли освободить крестьян, признав за помещиками право собственности на землю, а за крестьянами - право пользования ею (записка 26 июля 1857 г.)

4. Дворяне северо-западных губерний (Вильно, Ковно, Гродно) первые среди русских дворян сдвинули дело с мёртвой точки, проявив в нём, как того желал государь, инициативу: они заявили о желании дать свободу своим крестьянам, однако без земли. На последнее император Александр не согласился и в ответ рескриптом на имя генерал-губернатора Назимова (1857, 20 ноября), предписал открыть в северо-западном крае губернские комитеты, предначертав основания, из которых надлежало исходить в осуществлении реформы: а) за помещиками признавалось право собственности на землю б) за крестьянами - право приобрести за денежный выкуп свою усадебную оседлость; в) в уплату за оброк или барщину помещик обязывался наделить своего крестьянина, в пользование, необходимым ему количеством земли.

Рескрипт государя говорил пока только об «улучшении быта крестьян», но в пояснительной к нему бумаге министра Ланского указывалось, что под этими словами следует понимать освобождение от крепостной зависимости. По настоянию великого князя Константина Николаевича, Секретный комитет постановил разослать и рескрипт, и министерское пояснение не только в северо-западные губернии, но вообще всем губернаторам для сведения и соображения. Эта мера сильно двинула вперёд дело освобождения - она явилась своего рода призывом правительства ко всему русскому дворянству последовать примеру дворянству литовского. Большинство Комитета (по убеждению крепостники) на другой же день поняло великое значение этого шага и хотело испросить у государя разрешение приостановить рассылку рескрипта; но было уже поздно: Ланский и его вдохновитель Н.А. Малютин распорядились немедленно в ту же ночь отпечатать обе бумаги, и уже 21 ноября они были сданы на почту.

5. С таким же рескриптом, как дворянам литовских губерний, Александр II обратился к дворянам петербургским (1857, 5 декабря) и на приёме (9 декабря) сказал им: «Медлить долее нельзя; моя непременная воля, чтоб это было исполнено».На царский призыв первым откликнулось нижегородское дворянство (1857, 17 декабря), за ним московское (1858, 7 января). Император Александр воспользовался своей поездкой по России (Вологда, Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Москва: июнь, август, сентябрь), чтобы самым настоятельным образом пропагандировать среди дворян идею освобождения. Повсюду стали образовываться губернские комитеты (всего 48), для выработки проектов нового положения о крестьянах. Вместо Секретного комитета был учреждён в непосредственном ведении и под председательством государя «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии» (1858, 8 января).

6. Год спустя (1859, 4 февраля) образовано две редакционные комиссии для составления: одна - общих, другая - местных положений, на основании материала, собранного губернскими комитетами, - обе комиссии под председательством и руководством Я.И. Ростовцева (наиболее выдающиеся члены этих комиссий: Соловьёв, Милютин, М.Н. Любощинский, Ю.Ф. Самарин, князь Б.А. Черкасский, П.П. Семёнов). В сентябре 1859 г. в Петербург съехались депутаты от губернских комитетов для детального обсуждения вопроса и для примирения разногласий, возникших на месте, в губерниях. Однако противоречие во взглядах проявилось в столицу ещё резче. Одни отстаивали необходимость, освобождая крестьян, наделить их землёй не в условное пользование, а в полную собственность, и притом считали необходимым одновременно ввести суд присяжных, независимый от администрации, с гласным судопроизводством; другие же пугали государя, будто служилое чиновничество (бюрократия), из антогонизма к дворянству, втайне намеревается ввести в Россию конституцию по западному образцу. Были сторонники создания в России крупной земельной аристократии наподобие английской, с предоставлением ей вотчинных прав (сельская полиция). Значительное число помещиков, желая удержать землю в своих руках, соглашалось на передачу её в пользование, но только на короткий срок. Большинство губернских депутатов было недовольно Главным комитетом: по их мнению, размер надела он определял слишком высокий, а денежный выкуп слишком низкий. По смерти Ростовцева (1860, 5 февраля), руководство выработкой реформы перешло к министру юстиции, графу В.Н. Панину. Он не сочувствовал освобождению; пытался, насколько мог, сойти с направления, которого держался Ростовцев, но главные основания реформы были уже окончательно установлены и изменить их не предоставлялось возможным.

Редакционные комиссии закончили свои работы (кодификацию своих трудов) и были закрыты (1860, 10 октября). В день своего восшествия на престол, в шестую годовщину (1861, 19 февраля), император Александр подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а через 2 недели, 5 марта, манифест был обнародован в Петербурге во всеобщее сведение. В ходе реформ предстояло решить ряд противоречий. Большинство помещиков очень не хотело расставаться с землёй. Некоторые не хотели давать свободу крестьянам. Личный энтузиазм Александра II и его единомышленников стимулировали освобождение крестьян. 1861 года был обнародован манифест.

Заключение

В результате проведении реформы начал активно развиваться капиталистический уклад в России. Сельское хозяйство активно развивалось в производстве товаров; промышленность проходила стадию переворота; большое количество рабочей силы уже превратилась в наемный труд.

Реформа подорвала все основные устои как крепостнического, так и натурального укладов. Следовательно, историческое значение реформы состояло в замене способа эксплуатации и в подрыве тем самым основ барщинного хозяйства. Реформа представляла определенный шаг в направлении к капитализму.

Крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Российской Империей новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.

После реформы от 19 февраля 1861 года, помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, дарить, покупать, переселять по произволу владельца. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права - свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя.

Список источников и литературы

1. Гусейнов Р. "История экономики России". - М., 1999

2. Захарова Л.Г. "Самодержавие и отмена крепостного права". - М., 1984

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник, 2006

4. Сироткин В.Г. "Великие реформаторы России". - М., 1991

5. Тимошина Т.М. "Экономическая теория России" под ред. М.Н. Чепурина. - М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998

6. Федоров В.А. История России. 1861 - 1917: Учеб. для вузов. - М.:Высш.шк., 2001.

7. "Великие реформы в России 1856-1874" под. ред. Л.Г.Захаровой. - М.: Изд-во Московского университета, 1992

8. "Реформы Александра II" - М.: Юридическая литература, 1998

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Причины проведения крестьянской реформы 1861 года, ее подготовка и содержание. Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Понятие крестьянской реформы, ее сущность и особенности, причины и предпосылки осуществления. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Основные положения реформы, ее место и значение в истории России XVII века.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Характеристика личности Александра II. Предыстория и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы, ее основные положения. Правовые изменения положения, порядок наделения крестьян землей и освобождения их от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Возникновение крепостной зависимости. Историческая обусловленность и подготовка крестьянской реформы, ее юридическое и экономическое обоснование. Освобождение крестьян Прибалтики. Реформа 1861 г. Начало формирования пролетариата и промышленной буржуазии.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2008

    Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1864 г. Александр II как реформатор. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Проведение реформы и ее особенности. Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция. Итоги крестьянской реформы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2014

    Поражение в Крымской войне. Положения об устройстве дворовых. Содержание и причины крестьянской реформы 1861 года. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Положительные и отрицательные последствия отмены крепостничества.

Крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в стране.

Основной причиной крестьянской реформы явился кризис феодально–крепостнической системы. Крымская война 1853–1856гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. Вобстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.

В январе 1857г. был образован Секретный комитет под председательством императора АлександраII "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.

19 февраля 1861г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17законодательных актов.

Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:

1. крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;

2. помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";

3. крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

–крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.

В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское", для 29великороссийских, 3новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на три полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей".


В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7десятин; от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных налогов. Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12десятин; в новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер казенной десятины был определен 1,09 га.

Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских) к моменту составления уставных грамот, имевших право на надел.

От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19февраля 1861г., могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности", или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8до 12рублей в год или барщина – 40мужских и 30женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов.

Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8"Дополнительными правилами": "Обустройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам"; "Оприписных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов"; "Окрестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах"; "Окрестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках"; "Окрестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского"; "Окрестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии"; "Окрестьянах и дворовых людях в Сибири"; "Олюдях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области".

Манифест и "Положения" были обнародованы 5марта в Москве и с 7марта по 2апреля – в Петербурге. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности: произвело передислокацию войск, командировало на места лиц императорской свиты, издало обращение Синода и т.д. Однако крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, ответили на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступления крестьян 1861г.

На 1января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость в то время, в отдельных районах –

в 2–3раза. Вомногих районах крестьяне добивались получения дарственных наделов, сокращая тем самым надельное землепользование: в Саратовской губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству: водопой, выгон, сенокос и пр.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124тыс.выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159тыс.душ в районах с общинным и 110тыс.домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.

В итоге крестьянской реформы (по сведениям 1878г.) в губерниях Европейской России 9860тыс.душ крестьян получали в надел 33728тыс.десятин земли (в среднем на душу 3,4десятины). У115тыс. помещиков осталось 69млн.десятин (в среднем по 600десятин на владельца).

Как выглядели эти "средние" показатели через 3,5десятилетия? Политическая и экономическая власть царя опиралась на дворян и помещиков. По переписи 1897г. в России было 1 млн.220 тыс.потомственных дворян и более 600 тыс.личных дворян, которым дворянский титул давался, но по наследству не передавался. Все они были владельцами земельных наделов.

Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс. – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000десятин: 6,5 тыс. – крупнейших дворян, имевших от 1000 до 5000 десятин.

Вместе с тем, в России были 102 семьи: князья Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс.десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России.

Наиболее крупным собственником в России был царь НиколайI I. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.

Заполняя опросный лист для переписи, Николай II в графе о профессии написал: "Хозяин земли русской".

Что касается крестьян, то средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5десятин.

Значение крестьянской реформы 1861 г. состояло в том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.

За освобождение крестьян от крепостной зависимости император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861года.

Таким образом, крестьянская реформа 1861г. была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907гг. XXвека.