Антропология. Шпаргалка: кратко, самое главное. Что такое антропология Что такое антропология

Антропология это -- отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками -- археологией, этнографией, историей.

Рассматривая последовательное развитие отдельных отраслей естествознания, Энгельс писал: “В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее время -- так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории” . Эта характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм движения. “Подобно тому, как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой” . Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, орнитология -- птиц и т. п.Антропологию человека изучают более 200 наук. Антропология имеет междисциплинарный характер. Отметим науки, которые имеют самое непосредственное отношение к антропологии:

· Биология - система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология - естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире.

· Психология - изучает психику поведения человека и животных. Соц. психология - изучает межличностные отношения в малых группах человека. Социология - рассматривает социальные явления, рассмотренные сквозь призму взаимодействия людей. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе.

· Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) - наука изучает бытность и культ особенностей народов мира.

· Этнос- происхождение народов. Этнография - расселение народов. Философия - изучаете наиболее общие законы общества и познания.

· Культурология - изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем.

· Антропология - культура как показатель развития человека.

Задача антропологии -- проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования".

Антропология включает три основных раздела : 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует понимать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение -- вне эпохи, а раздел антропогенеза -- вне территории. Конечно, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения человека; точно так же для расоведения необходимо исследование истории возникновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедшими из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных областей распространения людей в настоящем -- с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза -- это изучение процесса становления человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема -- исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли.

Раздел морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” -- часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” -- тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека. Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику “среднего” человека. Морфология же сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает: 1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2) эволюционную анатомию человека, 3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических -- геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических -- археология палеолита; из наук философских -- психология.

Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов. В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасается расоведение, следует назвать из круга биологических наук -- генетику и биометрию, а из наук социально-исторических -- археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и историю. Термины “расоведение” и “этническая антропология” нередко употребляются как равнозначные. Строго говоря, этническая антропология -- только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза. Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные проблеме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением -- с другой.

В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость количественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаруживают непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний размеров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний другой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию -- измерение костей скелета, краниометрию -- измерение черепа.

В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или “качественной” характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разработаны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” признаков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824--1880), который в 60-- 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Значительное усовершенствование и расширение эта методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864--1925). Его трехтомное руководство “Учебник антропологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков. Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий. Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Для получения надежных результатов при антропологических исследованиях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важнейшее из них -- строгое следование установленным приемам измерений и принятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от определения той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.

Казалось бы, что определение такого простого по технике измерения признака, как длина тела, не требует особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в зависимости от того, производилось ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной позе или непринужденно и от других причин.

Все эти приемы антропологических исследований составляют предмет специального курса антропологии -- антропометрии. Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д. В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроизведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; специальные приемы антропологического фотографирования; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи, приготовление мазков крови и ряд других методов.

Основываясь на философии диалектического и исторического материализма, антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. “Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, -- писал Ф. Энгельс К. Марксу 14 июля 1858 г., -- начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличению человека над всем прочим зверьем. На каждом шагу натыкаешься на полнейшее совпадение строения человека со строением остальных млекопитающих; в основных чертах это совпадение замечается у всех позвоночных и даже -- в более скрытой форме -- у насекомых, ракообразных, червей и т. д.”. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает и механистическое отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса биологических закономерностей в человеческое общество.

направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ)

философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу "собственно человеческого" бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир, понять человека и как уникальное проявление "жизни вообще", и как творца культуры и истории. В периоды "спокойного развития" человечества и философии человек постигает себя как часть мира, объясняет себя из иного, объективирует себя. В периоды ломки и кризисов, когда рушится образ и мира и человека, последний становится для себя проблемой и пытается понять себя из себя самого, через собственную индивидуальность, из собственной полноты и целостности. Главным вопросом философии становится антропологический вопрос "Что есть человек?". Если "периоды ломки" всякий раз по-новому ставят и формулируют проблему человека, то "периоды спокойного развития" встраивают интуиции о человеке в концептуальные картины мира. Философская А., будучи самостоятельным направлением, совершает экспансивные вторжения в сферы экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, персонализма, прагматизма, культ урологии и др. онтологических и гносеологических направлений, пытаясь выделить сферу "собственно человеческого".

Философская А. была подготовлена многовековым развитием философской мысли, различными вариантами концепций человека. Но ее оформление в качестве самостоятельного философского направления началось с философии Л. Фейербаха, а окончательно определилось в 20-е гг. XX в. в немецкой философии в концепциях М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, М. Бубера и др.

Программными работами в рамках А. были: "Положение человека в космосе" М. Шелера (1928 г.), "Ступени органического и человек" X. Плеснера. Считается, что недостаточность развития определила то новое ответвление жизни, которое началось с человеком. Человек - "существо, определенное его недостатками" (Гелен). Портман говорит о человеке как о "нормализованном недоноске". Человек характеризуется "неспециализированностью органов", отсутствием "инстинктивных фильтров" (Гелен), незащищенностью от напора окружающей среды. В результате такой незащищенности мирооткрытость становится ведущим принципом связи с окружением. Появляется особая позиция человека в отношении не просто к среде, а к миру. Он единственное существо, способное приспособиться к любой среде, более того - перейти из одной среды в другую (Гелен), способное стать "над миром" (Шелер), занять эксцентричную позицию (Плеснер). Органическая неоснащенность компенсируется духом - внежизненным началом. Человек - место встречи и пересечения духа и жизни (Шелер). Кроме того, у человека в результате биологической неспециализированности сформировался особый практический интеллект, с помощью орудийной деятельности он стал приспосабливать природу к себе, создавать собственную среду своего обитания - мир культуры, сделав его природной основой своей жизни (Гелен). Мирооткрытость, особая эксцентричная позиция, заставляющая человека искать центр своего существования вне себя, обрекающая его на вечный поиск, странствие, вечное стремление к самосовершенствованию, делает человека существом многомерным, нуждающимся в множестве "других", "другого", "не-я", "ты". Человеческая духовность предполагает общение, связь с людьми, общность "мы".

Итак, биологическая недостаточность предполагает деятельную активность, связь с миром, с другими людьми, духовность, воплощение в культуре. Сама культура с этих позиций понимается как необходимое порождение инстинктивновитальной сферы человека. Из инстинктивно-витальных основ выводятся и человеческая этика, и право, и социальные институты. "Естественное право" должно учитывать инстинкты агрессивности (которые лежат в основе как мужской сексуальности, так и социальных конфликтов и воли к власти), и инстинкты взаимности (это основа общения, мира, справедливости и т. п.), и другие врожденные склонности человека. Социальные институты строятся в соответствии с полуинстинктивными формами поведения и должны, учитывая биопсихическую природу человека, мягко регулировать жизнь, исходя из принципа жизненного благополучия. Итак, культура, государство, социальные институты вытекают из биологической основы человека и ей же служат. С близких позиций выступает и австрийский этолог и антрополог К. Лоренц.

Биологизированная мораль оказывается и социально-институциональной. Институты обеспечивают стабильные нормы общежития и восполняют недостаточность инстинктивной оснащенности человека. Ограничивая возможности отдельного человека, институты обеспечивают взаимоподдержку, дают разгрузку, ведущую к стабильности, к подвижной свободе, но в рамках определенной структуры. Поскольку институты имеют биоантропологическую основу, следует очень бережно относиться к ним, не разрушать, не придумывать новых. Пренебрежение к институтам опасно, сегодня нет сдерживающих культурных факторов, и жестокость может принять самые безудержные формы. Культурологическое направление в А. сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Представителями этого направления являются, например, М. Ландман, Э. Ротхакер. Их работы относятся к 50 - 60 гг. XX в. Для них человек - творец и творение культуры. Благодаря неспециализированности, человек вынужден создать свой собственный мир, который затем он сужает до уровня "окружающей среды" - смыслонаполненного, языкового окружения, в которое он встраивается, врастает. Мир грека совсем не сходен с миром англосакса, дерево в мире лесоруба не сходно с деревом в волшебно-сказочном мире ребенка. Мир - истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение окружение человека. Это - его среда, от которой его нельзя безболезненно оторвать. Культурная среда - определенный духовный ландшафт. У каждой культуры есть свой культурный порог, пропускающий только то, что имеет значение внутри данного стиля жизни. Окружающая среда человека отличается от среды животных и тем, что в мире животных обитателем среды является вид, у человека - особая группа (профессиональная, социальная, этническая). Все, не относящееся к собственной культурной сфере, воспринимается как чужое, угрожающее, опасное, нечеловеческое. Ротхакер исходит из культуры как витально-экзистенциального априори; окружающая среда переживается экзистенциальным способом, задает стиль жизни человека. Мир человека - мир символических связей с действительностью, мир феноменов, которые человек высветил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности. Ландман, отказываясь рассматривать процесс антропогенеза, сразу исходит из человека как из ставшей зрелой целостности. Он подчеркивает, что и человек и животное живут из своих собственных оснований, из которых их и следует понимать. Духовность - подлинное начало человека: дух формирует тело человека и все его существо. Человек - произведение и оружие духа, он формируется культурой и сам ее формирует. Ландман объективирует дух, рассматривая человеческую субъективность как пункт конденсации и обнаружения объективного духа.

Религиозно-философское направление А. (Г. Э. Хенгстенберг, И. Лото, Ф. Хаммер, М. Бубер) проблему человека рассматривает через религиозно-христианские установки понимания мира, Бога, связи духа, души, тела и др. Бог сотворил мир и человека. Человек сотворен в отдельный день, тем самым ему дано особое - высшее - место в мире, он венец творения, господин всего сущего. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Но если, с т. зр. мира, человек - высшее существо, венец творения, то, с т. зр. Бога, он лишь тень Бога, он ничтожен перед Богом, греховен. Через грех открылся он свободе, знанию, нравственности и этим был обязан себе, а не Богу. Через грех постигает человек свою божественную природу, через преодоление греха идет к божественному в себе. Душа человека - от Бога, она чиста, через путь веры душа ведет человека к спасению. Каждый индивидуально отвечает за себя перед Богом. Человек как богоподобное существо с помощью духа возвышается над миром, может его созерцать, объективно к нему относиться. Хенгстенберг утверждает в качестве главного тезиса А. принцип объективности человека - "обращение к предмету ради его собственной самости, свободное от соображений пользы. Такое обращение к объекту может быть реализовано в случаях созерцающего постижения, практического действия или эмоциональной оценки". Это отношение, предполагающее встречу своего бытия и бытия мира. Человек, лишаясь "объективности", не может любить, признавать самоценность - и свою, и другого. Высшим проявлением объективности является любовь, и в особенности - любовь к Богу. Любовь - радость и благодарность за то, что внешний предмет нашего отношения есть и что он есть такой, какой он есть. Объективность проявляется в конкретных человеческих действиях, она является выражением трансцендентальной целесообразности, в соответствии с которой формируется человеческая жизнедеятельность. Онтологическим началом объективности является дух. Духу противостоит витальная сфера, но она не просто противостоит духу, она же соединяет дух с физически-телесными основами через витально-психические основания. Тело человека служит выражению духа, оно - "метафизическое слово духа". И если Гелен подходил к человеку с нечеловеческой животной меркой, то Хенгстенберг - с нечеловеческой божественно-духовной.

Любящую открытость миру, Богу, человеку принимают за суть человека и его связи с иным М. Бубер и Ф. Хаммер. Это отношение реализуется в диалоге "я - ты". В этом отношении люди отдают себя другому, продолжая оставаться собой. Эта форма связи принципиально противостоит отношению "я - оно". Именно связь "я - ты" - условие истинной "сочеловечности". "Основное слово "я - ты" можно сказать только всем своим существом. Основное слово "я - оно" никогда нельзя сказать всем существом. Отношение "я - ты" реализуется в жизни с природой, людьми и духовными сущностями" (М. Бубер). Говоря с каждым "ты", человек говорит с вечным Ты, с Богом. При этом конкретный человек, дерево или камень, которым сказано "ты", выделяется из ряда предметов, становится исключительным, несравнимым и одновременно абсолютным, "заполняет собою небосвод", все остальное "живет в его свете" - "здесь колыбель подлинной жизни", это встреча, любовь. Отношение "я - ты" выражает суть человека, его связь с иным, но это отношение неустойчиво, оно падает в объективирующее, использующее, расчленяющее отношение "я - оно", в котором ухватывается лишь краешек подлинной жизни. И мир, и человек двойственны в соответствии с двойственностью позиции человека. "Я" формируется благодаря "ты", оно определяется через "я". "Ты" "падает" в сферу отчуждения, в "оно", которое, однако, через вхождение в событиеотношение превращается в "ты". "Человек не может жить без "оно". Но тот, кто живет только с "оно" - не человек". Отношение "я - ты" - откровение, возвышение до образа Бога. "Но откровение не изливается в мир через того, кто его воспринимает, как через воронку: оно совершается в нем, оно захватывает все стихии его".

Свое развитие А. нашла в богатом многообразии учений и концепций: В. Брюнинга, О. Ф. Больнова, А. Гелена, Э. Ротхакера, Г. Э. Хенгстенберга, А. Портмана, М. Ландмана, К. Лоренца, К. Леви-Стросса, П. Рикера и др. Она разделилась на биологическую, религиозную, культурную, психологическую, структуралистическую, педагогическую А. Идейными истоками А. была, с одной стороны, философия жизни (Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше), а с другой - конкретно-биологические и психофизиологические открытия и концепции (Л. Больк, П. Тейярде Шарден, 3. Фрейд, Я. Икскюль). По мнению М. Шелера, философская А. должна соединить конкретно-научное, философское и религиозное постижение человека. Образ человека, разбитый на тысячи мелких кусочков, надо собрать воедино.

Биолого-антропологическое направление (М. Шелер, А. Портман, X. Плеснер, А. Гелен) отмечает, что, с биологической т. зр., человек оказывается "больным животным", "недостаточным существом", "ложным шагом жизни", "тупиком жизни", "дезертиром жизни", "единственным существом, способным сказать жизни "нет"", "аскетом жизни", "незавершенным существом". Естественнонаучной основой подобных выводов явилась, в частности, идея ретардации (замедленности, задержки в развитии) Л. Болька. Суть ее в том, что, в результате нарушения деятельности эндокринной системы, взрослый человек в анатомическом и физиологическом отношении сходен с зародышем и плодом антропоморфной обезьяны, т. е. человек - это половозрелый зародыш обезьяны. В человеке мы сталкиваемся с "декадансом жизни", с ее упадком. По мнению М. Шелера, "человек всегда может быть лишь чем-то меньшим или большим, чем животное, но животным - никогда". Итак, философская А. через разнообразие подходов и направлений пытается познать, что есть человек в его самости и одновременно полноте и целостности. Ответы на этот вопрос могут исходить из биологических основ (Портман, Лоренц), из социально-биологических (Гелен), из диалогического отношения (Бубер), из божественного начала (Лотц, Хенгстенберг), из нескольких оснований одновременно (Шелер). Но, как отмечают сами антропологи, в ряду интуиции о человеке пока прорублена лишь одна просека, остается все та же задача - создать целостную концепцию человека. В наше время эта задача решается через обращение к экзистенциализму (О. Ф. Больнов), к фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, к герменевтике (П. Рикер), к языковым структурам, к постмодернизму. При этом чрезвычайно важными оказываются методологические установки построения А., выдвинутые, в частности, X. Плеснером в работе "Zwischen Philosophie und Gesellschaft" (1953 г.): 1. Необходимо согласиться со всяким аспектом, который сможет возвыситься до претензии выявления человеческой сущности, будь то физические, психические, духовно-практические или религиозные аспекты; они должны быть признаны одинаково ценными. 2. Исходное основание, позволяющее переходить от одного аспекта к другому, должно корениться в историческом месте человека, из которого человек сам себя познает. 3. Если кажется, что все о человеке известно, что все уже о нем сказано, то следует помнить, что это всего лишь приблизительное и неокончательное знание и оно не может быть последней истиной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Машанов А.А.

«АНТРОПОЛОГИЯ: парадоксы эволюции человека»

Красноярск, 2001 г.

Рецензенты:

Название: учебное пособие / под ред. Ковалевич В.Т.

Художественное оформление:

Печатается по решению редакционно-издательского совета Университета

Машанов А.А.

Эта книга имеет цель – оказать помощь студентам в овладении учебным курсом антропологии. История этого курса вполне типична: он то появляется в учебных планах вузов, то вновь исчезает из них. Как результат неоднозначного отношения к системе наук о человеке и ее месте среди других наук студенты не имеют общепризнанного учебника или учебного пособия по данному курсу. Антропология в широком смысле слова – это человековедение, включающее онтогенез, филогенез и социогенез. В современной литературе эти аспекты представлены изолированно друг от друга, как самостоятельные направления. Попытку обобщить опыт преподавания антропологии в техническом вузе предприняли авторы данного пособия.

Курс антропологии согласно государственного стандарта невелик. В силу чего, охватить всю проблематику невозможно. Авторы сосредотачивают внимание на основах антропологии, тех взаимосвязях, которые существуют между науками о человеке.

Введение.

Современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается то, как продукт биологической эволюции – вид Homo Sapiens, то, как субъект и объект исторического процесса – личность, то, как естественный индивид с присущей ему генетической программой. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, как субъекта познания и управления, как предмета воспитания и т.д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применения к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах человеческого развития. Проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

В ХХ столетии существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего, в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, систематизировав в себе важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. В естественных науках - накопление данных об отдельных классах природных свойств человека. Прежде всего, это возрастная физиология, включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология, т.е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе-онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи с воспитанием и пр.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человека способствовали познанию природных особенностей личности. Обнаружить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Общественно-исторические законы человеческого развития учитываются естествоиспытателями. Социальные факторы индивидуального развития человека дополняют и регулируют взаимодействие абиотических и биотических факторов.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики с другой, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек – вечная и универсальная проблема.

Философский антропологизм включает в себя понимание человека как целого, преодоление психофизического дуализма, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека. Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло известное ограничение ее предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий.

Одной из причин отхода от антропологического принципа как целостного подхода к изучению человека явилась дифференциация научных знаний, как в области естествознания, так и общественных наук. Создание философских основ единой теории развития человека стало возможным лишь на основе диалектического метода. Отечественная антропология с помощью археологии и сравнительной анатомии, сравнительной этнографии и языкознания привела к дальнейшему развитию теории антропогенеза. Принципиальное значение для учения о человеке имели работы Н. Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, И. П. Павлова и др. Единство истории и природы в развитии человека – таково монистическое понимание человека. Именно с этих позиций, устранивших социобиологический и психофизиологический дуализм в понимании человека, следует исходить при позитивном решении проблем человекознания. Единство социального и биологического всегда следует учитывать при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Наиболее интересные учения в области общей патологии и гигиены, антропологии, демографии, геронтологии, психофизиологии и других наук связаны с изучением социальных факторов долголетия, акселерации, изменений в структуре заболеваний и т.д. Социально обусловленное развитие человеческой жизнедеятельности – часть общефилософской проблемы человека. Многообразие подходов современной науки является отражением многообразия самих феноменов человека, выступающих как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.

Между этими характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей, объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческим развитием. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.

Антропология как наука.

Антропология - (antropos, logos), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Люди издавна стремились познать все, что их окружает, постичь не только мир природы, но и собственную сущность, самого себя. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой, как антропология.

Термин «антропология» греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает «наука о человеке». Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натура­лист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы мор­фологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдель­ных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предме­том исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расши­фровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) при­нято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на: «физическую» или «соматическую» антропологию, «социальную» или «культурную» - т. е. этнографию.

Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает проис­хождение и эволюцию физической организации челове­ка и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропо­логия как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специ­фика антропологии, сложность ее исследований, в этом - отличие ее от других биологических наук, ее непосред­ственная связь с историческими науками - археоло­гией, этнографией, историей.

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались по­степенно, одновременно с общебиологическими и меди­цинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений - данных по анатомии челове­ка, о физических особенностях народов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека - началось с древнейших времен.

Уже в странах Древнего Востока - в Вавилонии, Египте - проявляли интерес к соседним странам и на­родам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся интересные данные о племе­нах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен - жителей Северного Причерноморья. В сочи­нениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I в. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннем средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).

Новый подъем антропологических знаний начинает­ся в эпоху великих географических открытий (XV- XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культу­рой, бытом, правами, языками.

Накопление фактического материала шло неразрыв­но с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрений на окружающиймир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения ве­щей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классифика­ции, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые клас­сификации человеческих рас, в которых ученые пыта­лись систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. Вначале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних разли­чий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний - быта, культуры, языка того или иного народа. В классифи­кациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.ф. Блуменбаха, Дж. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать челове­чество, коснувшись вопросов происхождения рас, влия­ния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.

Труды французских философов - материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материаль­ного мира, подчиненного его законам,- было главной в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система приро­ды» П Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности мате­рии, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существую­щего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь сущест­вующий объективно мир природы - единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого челове­ка, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Лин­неем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разум­ный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным мо­ментом в общей системе естествознания.

Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволю­ции Ж. - Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказа­тельств эволюции в мире животных и растений, утвер­ждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития.

Во второй половине XVIII в. так же бурно начало разви­ваться естествознание в России. Огромное значение в развитии передовой общест­венно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д. С. Аничков, С. В. Десницкий, С. Г. Зыбелин), труды которых, хотя и не были непосредственно связа­ны с антропологией, но, пронизанные глубоко гумани­стическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антрополо­гию. Так, научная и общественная деятельность про­грессивного ученого, врача-гигиениста, автора извест­ных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемио­логии) С. Г. Зыбелина способствовала познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавала основы одного из разделов отечественной антропологии - возрастной. Очень смелыми для этого" времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опублико­ванном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.- в Петербурге, а в 1787 г. - в Москве), ставит вопрос об общем проис­хождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рас­суждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влияниемна нихусловий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблаго­приятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.

Удивительно яркой личностью для своей эпохи, внесшей заметный вклад в развитие научных знаний в России, был В.Н. Татищев. Видный дипломат, поли­тический деятель, военный, талантливый администра­тор и разносторонний ученый, Татищев в течение многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные, фун­даментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского.В. Татищев был автором первой в истории мировой науки про­граммы-анкеты для сбора сведений по географии, исто­рии и этнографии различных областей страны. Анкета заключала в себе более 198 вопросов таких, например, как название народа, его происхождение, род занятии, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болез­ни, врачевания и т. д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера позволяющие подробно описать внешние морфологические признаки. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат XVIII в..

Трудно переоценить значение первых русских боль­ших экспедиций, значительная часть которых была организована по инициативе М.В. Ломоносова и про­водилась Академией наук с целью всестороннего изучения России. Экспедиции организовывались в отда­ленные районы государства для сбора географических и этнографических материалов, среди которых были и первые антропологические описания многих народов Сибири и Камчатки. Так, огромный материал был собран во время Великой Северной, или второй Камчатской экспедиций (1733-1743) такими учеными, как историк Г.Ф. Миллер, натуралист И.Г. Гмелин, географ Я. Линденау, этнограф С.П. Крашенинников, давших первые антропологические характеристики многим северо-восточным народам - якутам и камча­далам, тунгусам и бурятам, корякам, вогулам, пародам Поволжья (удмуртам, марийцам, чувашам, татарам и др.).

Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768-1774 гг. под руководством акаде­мика П. С. Палласа, отдельные отряды которой воз­главляли ученые-натуралисты (Н.И. Рычков, И.И. Ле­пехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Григори). Экспедиция длилась шесть лет и охватила площадь от берегов Белого моря и Забайкальских степей до Закавказья и Москвы. За это время были собранны и описаны многочисленные народы, боль­шая часть которых была еще мало известна.

Сводкой накоплен­ных огромных научных материалов можно считать сочинение И.Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», вышедшее в 1776- 1777 гг. Это была первая попытка дать общую картину этнического состава России и быта отдельных ее наро­дов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать историче­ские взаимосвязи.

В последние десятилетия XVIII в. был организо­ван еще ряд экспедиций: на Тихоокеанское побережье Северной Америки, на Аляску, Алеутские острова. Они принесли не только ценнейшие этнографические мате­риалы, но и первые в науке описания физического типа многих народов. Экспедиции положили начало само­стоятельным антропологическим исследованиям наро­дов России, способствовали развитию интереса к науке о человеке.

В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже сам термин «антро­пология» не имел еще четкого содержания. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человече­ские расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарож­дается среди самых широких кругов естествоиспытате­лей, врачей, передовой студенческой молодежи, да и просто среди людей передовых, прогрессивных взглядов.

Специальные антропологические исследования, при­несшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым Я.Н. Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на остро­вах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Аме­рики и Полинезию, долго жил в Австралии. Он «первые дал описание антропологического типа папуасов, опро­верг сложившееся в науке того времени неверное пред­ставление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначаль­ными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды.

Следующий, несколько затянувшийся период станов­ления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIX в. Кар­лом Бэром - одним из крупнейших антропологов своего време­ни, организатором антропологических исследований в России. Огромное значение имели его краниоло­гические работы, посвященные народам Западной Евро­пы, Сибири, южных районов России, его труды по теории и методике антропологических и, в первую очередь, краниологических исследований. Он был инициатором сбора краниологических коллекций, составленных из серий черепов, принадлежавших представителям мно­гих народов России, для Анатомического кабинета Академии наук.

Важным этапом в развитии антропологии, в ее фор­мировании как самостоятельной научной дисциплины в России и за рубежом была середина XIX в. В 80-е - 70-е годы возникли первые научные учреждения и антропологические общества, начали издаваться специ­альные антропологические труды. Первое Антропологическое общество было основано в Париже в 1859 г. по инициативе известного француз­ского анатома Поля Брока, затем в Лондоне (1863), в Риме (1868), а в последующие годы-во многих столицах европейских государств.

В 1863 г. при Московском университете было созда­но Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), основателем, которого был известный ученый-зоолог профессор А. П. Богданов. С его именем связан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским». Уже с начала деятельности ОЛЕАЭ антропология заняла одно из ведущих мест в его работе. Четко сфор­мулированная программа общества гласила, что оно создается для изучения России «в естественноисторическом отношении и для распространения научных знаний в массе публики». - Основные задачи, которые стояли перед ОЛЕАЭ - это сбор коллекций, экспедиции, устройство выставок и музеев, чтение лекций и издание трудов. В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследо­ваний. В программу работ отдела входили антрополо­гические, этнографические и археологические исследо­вания, составление краниологических коллекций и их описание, антропологическое и этнографическое изуче­ние многих племен и народов различных губерний России, выяснение их расовых и этнических особеннос­тей, раскопки курганных могильников и древних кладбищ, сбор археологического материала. В работе антропологического отдела особое место занимала раз­работка антропологической методики.

Благодаря работе общества в Москве было открыто четыре выставки, которые легли в основу создания четырех музеев (этнографическая выставка (1867г.); политех­ническая выставка(1872г.); географиче­ская выставка (1892г.); антропологическая коллекция (1867г.).

В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества - изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководите­лем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного есте­ствознания. За сравнительно небольшой отрезок вре­мени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

С каждым годом антропология обогащается новы­ми методическими приемами, заимствованными из дру­гих биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для

В сферу антропологических исследований постепен­но включаются такие вопросы, как определение зако­номерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, харак­тера, темперамента; выяснение механизмов наследова­ния многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социаль­ного положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую харак­теристику тем группам, которые живут в экстремаль­ных условиях, обследовать и сравнить различные эт­нические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

С древнейших времен до настоящего времени постоянно возникали и возникают новые науки. Некоторые из них исчезали, другие же развивались. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой , как антропология .

Древней потому что впервые термин «антропология» в значении «науки о человеке», употребил еще Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натура­лист и философ древности. Первые ростки научных знаний о человеке можно найти в трудах античных философов: Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Такие вопросы, как мор­фология и анатомия человека, его место в системе природы, телесные различия в физическом типе отдель­ных народов, нравы и быт многочисленных племен, волновали и были предме­том исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

Молодой так как становление антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX века.

В итоге антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Антропология это отрасль естествознания, изучающая проис­хождение и эволюцию физической организации челове­ка и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.

В настоящее время во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) при­нято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Тематика антропологии исключительно разнообразна. В этом отношении она разделяет общую тенденцию современного есте­ствознания. За сравнительно небольшой отрезок вре­мени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

Методики используемые в антропологии, увеличиваются с каждым годом. Как правило, они заимствованы из дру­гих биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых дляизучения изменчи­вости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.

Сфера антропологических исследований постепен­но расширяется в таких вопросах, как определение зако­номерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, харак­тера, темперамента; выяснение механизмов наследова­ния многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социаль­ного положения, зонально-климатических условий и т. д.

Специ­фика антропо­логии заключается в сложности ее исследований, так как, изучая человека, она вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом отличие ее от других биологических наук, ее непосред­ственная связь с историческими науками - археоло­гией, этнографией, историей.

Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую харак­теристику тем группам, которые живут в экстремаль­ных условиях, обследовать и сравнить различные эт­нические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология (от антропо... + ...логия) - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации. Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ - древних и современных.

После расширения тематического поля антропологии ее определение как «науки, изучающей образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды», относится теперь только к общей (биологической, физической) антропологии.

Термин «антропология» был введен в научный оборот главным образом в англоязычных странах (а в 90-е гг. и в России). В Германии его заменяет этнография, а во Франции - этнология. Термин «антропология» трактуется в узком и широком значениях. В узком смысле антропология - это исключительно учение о человеке (взаимосвязь тела и мозга, анатомии и физиологии). В СССР термин «антропология» использовался для обозначения физической антропологии. Один из ведущих специалистов в области антропологии Э.А. Орлова утверждает:

«Антропология как область научного исследования окончательно сложилась в последней четверти Х1Х века и связывалась с задачей полного понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или пре-история - происхождение, первобытное состояние человека; этнология - распространение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социология - отношение людей между собой; лингвистика - образование и существование языков, фольклор; мифология - возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география - воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография - статистические данные о составе и распределении человеческой популяции».

В широком смысле антропология трактуется за рубежом как наука о человечестве в единстве его культурных и социальных аспектов. Она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д. В расширенной трактовке антропология охватывает и гуманитарные, и социальные науки. В широком смысле антропология включает собственно антропологию или естественную историю человека; палеоэтнологию или предысторию; этнологию - науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческие популяции, медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.

В США согласно одному из официальный источников в антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании - только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию. Однако существуют и другие версии (см. рис. 1 и 2). В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось. В предлагаемых типологиях повторяются те дисциплины, школы и направления, которые существуют на Западе. В России вместо антропологии существовала этнография, которая в Англии и США считается отраслью или эмпирическим видом антропологии. Сегодня в многочисленных монографиях, статьях и учебниках, опубликованных как за рубежом, так и в России, можно встретить очень широкий и постоянно меняющийся список дисциплин и направлений, включаемых в антропологию: философская антропология, теологическая антропология, психологическая антропология, социальная антропология, культурная антропология, историческая антропология, городская антропология, антропология религии, символическая антропология, когнитивная антропология, политическая антропология, экономическая антропология, прикладная антропология, лингвистическая антропология и др. Можно констатировать, что в литературе не сложилось единой типологии дисциплин и направлений антропологии. Чаще всего в отечественной литературе основными разделами антропологии считают морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины ХХ в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Рис. 1. Дисциплинарная терминология в США

Рис. 2. Дисциплинарная терминология в Европе

Источник : Encyclopaedia Britannica, 1996.

Примечания:

*) Термин «социальная антропология» используется в Великобритании вместо двух других терминов - «этнология» и «культурная антропология».

**) Современная тенденция развития научного знания в Западной Европе, в частности во Франции, - использовать три термина при описании уровней исследования, которые в свое время утвердились в США: «этнография», «этнология», «социальная антропология». В Восточной и Центральной Европе термин «этнография» используется только в значении «этнология».

Среди социальных наук антропология занимает особое время, так как прослеживает становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Ни одна другая дисциплина не забиралась так далеко в исторические дебри Homo sapiens. Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического отрезка - последних 100–150 лет. Антропологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.

Антропология имеет не только самый широкий временнóй диапазон исследования человеческого рода, но и самую разнообразную тематическую гамму. Шутка ли сказать, она изучает и самые привычные для всех нас вещи, каковой является, например, обычная человеческая рука, и самые экзотические явления - например, брачные церемонии австралийских аборигенов. Кажется, антропологам подвластно все - и языковые формы племен, обитающих в дельте Амазонки, и социальная жизнь обезьян, живущих в дождевых лесах субтропической зоны, и останки животных, чудом сохранившиеся на стоянке первобытных людей. И все это необходимо для того, чтобы ответить на вопросы: кто мы, откуда пришли, как развивались, почему у нас возникли определенные формы социальной организации, культурные практики, духовные символы, орудия труда.

Именно антропологи вынудили социологов шире взглянуть на человеческое общество, не ограничиваться его индустриальными формами, не считать, что существующие сегодня общественные формы - это непременно многомиллионные и многомиллиардные объединения. Рядом с ними, где-нибудь в потаенных уголках Новой Гвинеи, живут крошечные группы охотников и собирателей, ведущие уединенный образ жизни, сохранившие для нас в первозданном виде наше историческое прошлое. Мы должны быть им благодарны, охранять и беречь живые памятники старины.

Антропология выполняет важную нравственную функцию - она старается избавить наше сознание от этноцентризма, привычки недооценивать другие культуры, желания оценивать инокультуру с позиций норм и ценностей собственной культуры. Широкая сравнительно-культурная перспектива, используемая антропологией, помогает глубже понять наше собственное общество, взглянуть на него иначе, чем было принято раньше. Взгляд на собственное общество со стороны обогащает социологическое вúдение мира.

Рис. 3. Этапы социальной и политической эволюции общества: предчеловеческое стадо, семья, человеческий род, племя, вождество, государство

Важными методами антропологических исследований являются антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), микроанатомия, антропологическая фотография, методы рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приемы восстановления живого облика человека по его черепу, картографирование расовых признаков, включенное (участвующее) наблюдение аборигенных культур и др.

Традиционно считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные (рис. 4). В отличие от нее социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные.

В свое время К. Леви-Стросс предлагал различать предметы антропологии и социологии по такому критерию: социология изучает сознательные действия, антропология - бессознательные (обычаи, нравы). Предложение заманчивое, если учитывать совет М. Вебера: социологии лучше браться за изучение целе- и ценностнорациональных действий, а аффективное и традиционное действие отдать другим наукам. Аффективные действия, по всей видимости, изучает психология, а вот традиционные действия (обычаи и нравы) вполне по силам антропологии.

Однако сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

Рис. 4. Антропологи изучают обычаи и традиции забытых народов и племен

Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете (1892) на самом деле объединял социологию и антропологию. Долгие годы ан­тропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. существовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академической дисциплины, эти департаменты разделили. В Англии академическая социология с самого начала развивалась в тесном союзе с социальной антро­пологией. Значительный вклад в развитие обеих наук внесли А. Радклифф-Браун и Б. Малиновский. Первый даже называл антропологию сравнительной социологией. И сегодня находятся специалисты, которые полагают, что антропология и социальная психология являются разделами социологии, а не самостоятельными науками. Во Франции, как в Англии и США, впервые 20 лет ХХ в. академичес­кая социология тесно переплеталась с антропологией. Правда, в США социоло­гия доминировала над антропологией, а в Англии и Франции уступала ей.

Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны - в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология, складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале - изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

Однако сегодня горизонт научного антропологов поиска резко расширился. Видный американский антрополог Конрад Коттак пишет:

«Антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях. Иначе говоря, на сопоставлении разных культур и разных народов. Хотя большинство людей по сей день убеждены, будто антропологи ограничивают себя изучением ископаемых и доиндустриальных культур. Но уверяю вас, что антропология - нечто гораздо большее, чем только изучение примитивных обществ. В ее горизонт попадают буквально все общества - и древние, и современные, и она пытается описать их, сравнивая и сопоставляя друг с другом.

В то же время любая другая социальная наука не выходит за рамки одного типа общества, как правило, индустриального, описываемого на примере США или Канады. Только антропология предоставляет человеку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их вкросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран».

Центральной темой общей антропологии, а также некоторых ее направлений являются антропогенез и антропосоциогенез.

Антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично - головного мозга. Переход к наземному образу жизни и вертикальному положению тела позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.

Антропосоциогенез (от греч.- anthropos - человек, лат.- societas общество и греч. genesis - происхождение) - исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное существо - представляет собой неразрывное единство двух параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). В марксистской антропологической науке считается, что социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса - антропосоциогенеза, антропогенез и социогенез совпадают по времени.



  • Разделы сайта