Как называется морской флаг. Какова история появления андреевского флага

Военно-морской флаг России был утверждён 21 июля 1992 года и регламентирован корабельным уставом Военно-морского флота Российской Федерации.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с Андреевским крестом темно-синего цвета.

Флаг имеет пропорции 2:3.

Флаг ВМФ РФ включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6.

Флаг символизирует государственную принадлежность корабля, а также готовность защищать интересы России на водных просторах.

Флаг схож с флагом Шотландии. Фактически флаги являются инвертированными версиями друг друга, хотя известно, что флаг Шотландии появился раньше флага ВМФ России.

Флаг использовался с начала XVIII века. Пётр Первый сделал восемь эскизов (проектов) флага. Описание восьмого проекта флага: "Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он ". Таким образом, флаг берёт своё начала с периода 1699-1712 годов и до 1917 года.

После 1917 года флаг с Андреевским крестом не использовался на территории РСФСР и СССР.

Андреевский флаг в религиозных учреждениях

Флаги ВМФ России располагается в Морском Никольском соборе, расположенном в г. Кроштадт.

Морской Никольский Собор задумывался как храм и как памятник всем погибшим морякам России. Внутри храма расположились чёрные и белые доски, сделанные из мрамора. На чёрных расположены имена офицеров, погибших в боях, а также при исполнении служебного долга; нижние морские чины расположены не по именам, были помещены общим числом, исключая тех, кто совершил подвиг. На белых досках из мрамора, были расположены имена священнослужителей, служивших на судах ВМФ и погибших на воде.

Исторические флаги ВМФ России

Флаги ВМФ СССР

Флаг был утверждён 27 мая 1935 года и отменён 26 июля 1992 года. Флаг представлял собой прямоугольное полотнище с горизонтальной полосой голубого цвета в нижней части флага. Ближе к древку располагалась пятиконечная красная звезда. В другой стороне размещались пересечённые молот и серп красного цвета. Флаг имел соотношение сторон 2:3. За время существования СССР, флаг ВМФ СССР изменялся трижды.

Исторические военно-морские флаги СССР

Источники

  • Корабельный устав ВМФ. Глава 15.
  • Корабельный устав Военно-Морского Флота СССР.
  • Приказ по флоту от 11 сентября 1923 г.
  • Приказ Революционного Военного Совета Республики от 6 сентября 1923 г. № 1981.
  • Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ "О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск".
  • Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 798 "О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".
  • Фотографии принадлежат порталу сайт.

Многие ошибочно считают, что Андреевский флаг – это военно-морской флаг Российской Федерации. Это неправильное мнение. Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест. Такое заблуждение возникает по причине того, что классическим Андреевским флагом считают именно тот вариант его изображения, который используется на военно-морском флаге. Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Но в данном контексте речь пойдет именно о военно-морском флаге РФ.

История Андреевского флага как основы для военно-морского флага Российской Федерации.

Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов (этот вариант используется на флаге Шотландии). Андреевский крест является самостоятельным символом, который отсылает к распятию Андрея Первозванного. Как гласит Новый Завет, Апостол Андрей был распят на двух скрещенных и косо расположенных по отношению к земле доскам, чем и объясняется тот факт, что на флагах рисунок креста также диагональный. Что интересно и заметно по тому, какие организации используют Андреевский крест на своих флагах, все они так или иначе имеют отношение к морю и воде в принципе. Это и флот Российской империи и РФ, это и страны, чей флот всегда был очень мощным, и чьи границы охраняются морем – Ямайка, Великобритания. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности.

Первой организацией, которая стала использовать данный символ на своей атрибутике – Шотландия. На момент принятия такой символики Шотландия была еще отдельным королевством (832г.). Разумеется, этот год весьма приблизителен, так как проблематично точно удостовериться в этом факте ввиду отсутствия точного документального подтверждения. По легенде, во время войны с англами, шотландский король, отчаявшись, поклялся, что, если скотты одержат победу, он объявит Андрея Первозванного покровителем своего королевства. В тот же миг на небе ясно проявились очертания Андреевского креста. В той битве шотландцы, таки, одержали победу и выполнили свое обещание, в том числе путем утверждения такого флага. Но, вероятно, самым известным использованием креста в символике является Британский флаг. Таким, каким все его знают, он также обязан флагу Шотландского королевства. В XVII веке король, по происхождению шотландец, взошел на английский престол. В честь объединения Англии и Шотландии был учрежден новый флаг. Позже, как известно, к этому союзу присоединились и другие земли, в конечном итоге, флаг обрел современный вид.

В России флаги с Андреевским крестом существовали во времена Российской Империи после учреждениях их Петром Первым. Это были гюйсы, крепостные флаги. Правитель перенял крест из символики голландского флота во время своего визита в Европу. Во времена СССР внешний вид флага полностью поменялся, от Андреевского креста отказались в пользу советской символики. В 1992 году после развала СССР и создания Военно-морского флота Российской Федерации, элемент креста снова вернули в использование. В настоящее время Андреевский крест изображают гюйс ВМФ России, крепостной флаг, флаг береговой охраны Пограничных войск РФ, военно-морской флаг РФ. На данных флагах, кроме последнего, крест используется не в классическом виде, что проявляется в других цветовых решениях и пропорциях.

Андреевский флаг как военно-морской флаг Российской Федерации .

Самым первым русским военно-морским флагом был совсем даже не Андреевский флаг. Это был флаг корабля «Орел». Точный рисунок этого флага не известен. Выдвигается множество предположений, большинство которых, в конечном итоге, сводятся к тому, что флаг, скорее всего, содержал белый, красный и голубой (либо синий) цвета, рисунок его базировался на полосах. Расположение полос относительно друг друга, их пропорции точно не известны. До 1699 года существовало еще несколько версий военно-морского флага, внешний вид некоторых досконально не известен. В указанном году Петр Первый своим указом учредил Орден Андрея Первозванного, на котором уже использовался элемент Андреевского креста. После этого правитель решил ввести его в другую официальную символику – гюйс и военно-морской флаг. Интересный факт: военно-морской флаг не всегда назывался таковым. Во времена Петра Первого, к примеру, он носил название Первого адмиральского флага.

Российская Империя перестала существовать во время гражданской войны в начале ХХ века. С 1918 по 1924 год Андреевский крест еще присутствовал на военно-морском флаге, иногда с другими элементами (к примеру, с белым оленем в центре креста). В 1924 году флаги с элементом креста окончательно перестали существовать ввиду признания иностранными государствами советской России.

В 1992 году Российская Федерация снова ввела в обиход элементы Андреевского креста в свою символику. За образец был взят кормовой флаг суден императорского флота. Однако цвет креста был изменен с глубокого синего на голубой. В таком виде флаг просуществовал до 2001 года, в котором цвет снова изменили, на этот раз на исконный синий. Фон флага белого цвета. Сохранился со времен Великой Отечественной войны и Гвардейский военно-морской флаг. Его носили те корабли и их соединения, которые были удостоены звания гвардейских. Флаг был дополнен георгиевской лентой, расположенной чуть ниже центра флага от внешней кромки одной полосы креста до внешней кромки второй по всей длине. Существуют также Орденский военно-морской флаг и Гвардейский Орденский военно-морской флаг. Эту символику носят те корабли, которые были награждены орденом Российской Федерации. В левом верхнем углу обычного военно-морского флага располагается изображение самого ордена. У Гвардейского Орденского флага также присутствует георгиевская лента.

Безусловно, любой, кто проходил службу в военно-морском флоте Российской Федерации, гордится этим. А для любого русского человека в принципе символика Андреевского креста является в какой-то степени сакральной. Петр Первый крайне удачно соединил флот и этот символ, что признали даже современные законодатели, позволив вернуться Андреевскому флагу в качестве военно-морского спустя почти 80 лет после его упразднения.

Бело-синий символ чести русских моряков
11 декабря в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим / Цикл «Наши победы»

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. Ещё в


___

Подъем Андреевского флага на водноспортивной станции Тихоокеанского флота во время празднования Дня Военно-морского флота во Владивостоке

11 декабря* в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота. Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.


___

Гангутский бой (фрагмент). Художник Рудольф Яхнин

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.


___

Петр I. Художник Поль Деларош (1838)

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».


___

Крейсер «Варяг»

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.


___

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне / Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

Два святых на одном флаге

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

Военно-морские флаги России

Россия долгое время не имела морского флота, так как не имела выхода к морям. Обеспечение России морским побережьем и строительство флота - задачи, которые впервые удалось решить только Петру I.

Правда, в 1667-1669 годах, в царствование Алексея Михайловича иностранными мастерами был построен первый русский корабль «Орел», которому предстояло плавать по Волге и Каспийскому морю. До моря этот корабль не дошел, так как попал в руки разинцев и был ими сожжен, однако, известно, что на корабле были вывешены флаги белого, синего и красного цветов. Те же цвета выбрал для своего вновь построенного флота Петр I.

Наряду с общеизвестным бело-сине-красным флагом Петром также был учрежден Андреевский флаг - белый с косым голубым крестом.

Первоначально и бело-сине-красный, и Андреевский флаги равно использовались на военном и гражданском флоте. Разделение флагов на военно-морской и торговый произошло лишь в 1705 году.

При Петре I также появился российский гюйс, основу которого составил голубой Андреевский крест, помещенный на красном полотнище и дополненный прямым узким белым крестом.

Кормовой Андреевский флаг и гюйс с тех пор оставались неизменными флагами Военно-Морского Флота России вплоть до 1917 года.

Для кораблей, отличившихся в сражениях, со временем были введены особые Георгиевские флаги и вымпелы. На них в центре Андреевского креста помещалось изображение Георгия Победоносца в красном щитке.

После Октябрьского переворота 1917 года часть кораблей остались под Андреевским флагом, но некоторые подняли красные флаги. В годы Гражданской войны и интервенции большинство кораблей всех флотов было захвачено интервентами. Те же корабли, которые оставались под властью советского правительства, несли государственный флаг - красный с желтой надписью «Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика».

29 сентября 1920 г. ВЦИК издал постановление, в соответствии с которым Военно-морским флагом Советской республики стал «красный флаг с якорем, красной звездой посередине его и белыми буквами «РСФСР» в верхней части якоря». Якорь был синим, а сам флаг имел две косицы.

В 1924 году в связи с образованием СССР, была утверждена система военно-морских флагов. Военно-морским флагом стало красное полотнище с белым кругом и восемью лучами (солнцем), в центре которого была изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс был очень схож с дореволюционным, но в центре его также помещался белый круг со звездой, серпом и молотом.

Особые флаги были утверждены для различных видов судов и для должностных лиц.

Для вспомогательных, портовых, гидрографических и лоцмейстерских судов были установлены синие флаги с морским флагом в крыже. Флаг пограничных судов впервые приобрел зеленый цвет.

27 мая 1935 года Военно-морской флаг был изменен и приобрел тот вид, в котором он просуществовал до распада Советского Союза. Это было белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки и с изображением красных серпа и молота и пятиконечной звезды.

Гюйс также изменился - он стал представлять собой красное полотнище с белым контуром пятиконечной звезды и серпа, и молота внутри нее.

Под этими флагами флот СССР сражался во время Великой Отечественной войны. 21 июня 1942 года для кораблей, отличившихся в боях, был установлен гвардейский Военно-морской флаг с изображением Георгиевской ленты. По сути, это было возрождением старого Георгиевского флага.

Во второй половине ХХ века облик флагов военно-морских судов и флагов командующих неоднократно менялся, как менялась и сама структура флота и наименования должностей, однако сам кормовой Военно-морской флаг остался неизменным.

После распада Советского Союза остро встал вопрос о символике российской армии и флота. Естественно, что при выборе флага для Военно-Морского Флота предпочтение было отдано историческому, успевшему прославиться на протяжении более чем двух веков, Андреевскому флагу. Указом Президента России от 21 июля 1992 года были восстановлены исторические российские Военно-морской флаг и гюйс. В целом же, система военно-морских флагов осталась, по большей части, прежней. Военно-морской флаг СССР в крыже был там просто заменен Андреевским.

1 (11) декабря 1699 года государь Петр I Алексеевич учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Главное корабельное знамя Российского ВМФ представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, которые образуют косой крест. Свой выбор царь объяснил тем, что именно от апостола Андрея Первозванного Русь впервые приняла святое крещение, и он стал её небесным покровителем, и таким образом, Петру хотелось увековечить имя святого.

Символика Андреевского флага имеет глубокие корни. Один из учеников Иисуса Христа был Андрей - родной брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона), покровителя царя Петра I. Согласно Евангелию, оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели непосредственное отношение к морю. Андрей был первым призван Иисусом Христом в ученики и поэтому был назван Первозванным. Согласно некоторым источникам, Андрей был направлен для миссионерской деятельности в Скифию (Северное Причерноморье). В ряде русских источниках сообщается о путешествии апостола из Крыма в Рим через Ладогу. Рассказывается, что Андрей сделав остановку на возвышенностях у Днепра, где будет основан Киев, сообщил ученикам, что здесь воссияет благодать Божия и будет основан великий город. Он поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. Затем он посетил и северные земли Руси, удивляясь обычаю славян, которые моясь в банях, били себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и ледяной водой. Некоторые источники сообщают о дальнейшем пути апостола Андрея на север, где он поставил крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и посещении острова Валаам. В то же время надо отметить, что многие авторы, в том числе православные церковные историки, ставят под сомнение существование этого путешествия.

Одно известно точно, апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник и проповедник христианства. Деятельность миссионера была тесно связана с морем. «Золотая легенда» (собрание христианских легенд и житий святых, написанное в 13 столетии) сообщает о спасении и даже воскрешении 40 путешественников, которые морем направлялись к апостолу, но были погублены штормом (в другом варианте сообщается об успокоении моря молитвой). Этим можно объяснить почитание Андрея Первозванного как покровителя мореходов. Его жизнь была завершена мученической смертью - распятием на косом кресте (который и получил имя апостола).

Почитание в Российском государстве апостола Андрея и особое отношение к нему царя Петра Алексеевича выразилось и в том, что в 1698 году был учрежден первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Основной частью ордена был образ апостола Андрея, распятого на косом кресте. Андреевский орден на голубой ленте до 1917 года оставался главной и самой почитаемой наградой в Российской империи (с 1998 года высшая награда Российской Федерации). Также надо отметить, что символика Андреевского флага шла ещё от отца Петра – царя Алексея Михайловича, который учредил для построенного при нём корабля «Орёл» особый флаг – бело-сине-красное полотнище с двуглавым червлёным орлом.

Став царем, Петр Алексеевич большое внимание уделил разработкам рисунков флага российского флота. Так, в 1692 году было создано два эскиза. Один - с тремя горизонтальными полосами и подписью: «белая», «синяя», и «красная». Второй рисунков - указываются тех же цвета с «наложенным» на них Андреевским крестом. В 1693 и 1695 годы флаг второго проекта был занесен в ряд европейских атласов как «флаг Московии». Надо сказать, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага России царь перебрал за два десятилетия около 30 проектов. В августе 1693 года царь Пётр поднял на вооруженной яхте «Св. Петр» флаг из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной) с золотым орлом в центре. С этого момента можно проследить развитие военно-морского флага Русском государстве. К сожалению, нет данных о том, под какими стягами ходили ладьи русских воинов в первом тысячелетии нашей эры, плавали суда новгородских купцов и ушкуйников. Хотя можно предположить, что русские боевые стяги были с самой глубокой древности красными.

В 1696 году во время второй осады турецкой крепости Азов русские корабли несли на корме флаг с синим прямым крестом и четвертями белого и красного цветов. Однако уже в следующем году царь Пётр учреждает новый флаг военного флота из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной, фактически вернувшись к варианту 1693 года. Под этим флагом отправился в 1699 году в Константинополь с первой официальной дипломатической миссией российского военного флота корабль «Крепость». В то же время русский государь, только что вернувшийся из путешествия в Западную Европу, продолжил поиски рисунка военно-морского флага России. Осенью 1699 года впервые на бело-сине-красном полотнище появляется «андреевский» косой синий крест - знак покровителя Руси апостола Андрея Первозванного. Он же был помещён царем и в белой голове известного с 1697 года трехцветного вымпела, который просуществовал под названием «ординарного» до 1870 года.

В 1700 году царь Петр рассматривает гравюры и чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). На гравюрах Адриана Шхонебека и на акварели Бергмана боевой корабль изображён с шестью различными флагами! На одном из видов изображён флаг, в полотнище которого последовательно располагаются девять горизонтальных полос белого, синего и красного цветов; на другом - бело-сине-красный флаг с тремя горизонтальными полосами (вариант 1697 года); на третьем - флаг из семи полос, на широкой белой центральной полосе которого размещён чёрный андреевский крест, выше этой полосы узкие белая, синяя и красная, и ниже неё - узкие синяя, белая и красная полосы. Однако царь считает, что флаг 1697 года устарел, а полотнище из девяти полос плохо читается и к тому же очень похож на голландский флаг контр-адмирала. Царя удовлетворяют флаги на чертежах: белый, синий и красный с андреевским синим крестом в верхней четверти флага у древка. Эта система была аналогична принятой в английском флоте. Одновременно были учреждены флаги галерного флота, отличавшиеся от корабельных флагов наличием косиц (концы флага в виде прямоугольных треугольников). Кроме того, на мачтах кораблей стали поднимать белые, синие и красные вымпелы, в белой голове которых помещался синий андреевский крест. Синий и красный флаги и вымпелы, которые иногда отменяли, и вновь вводили в обращение, в целом они просуществовали до 1865 года. Белый флаг получил новый рисунок уже в 1710 году – синий андреевский крест был перемещён в центр полотнища и словно висел в нём, не касаясь концов флага. Привычный нам образ Андреевский флаг принял в 1712 году: белый флаг с синим Андреевским крестом. В такой форме этот флаг просуществовал в Военно-морском флоте России до ноября 1917 года.

С 1720 года на бушприте кораблей флота России стали подниматься гюйс - специальный флаг, который ранее использовали как флаг морских крепостей и именовавшийся «кейзер-флаг». Красное полотнище пересекал не только косой синий крест, но прямой белый крест. Считается, что, он появился в 1701 году. До 1720 года корабли России несли в качестве гюйса уменьшенную копию кормового флага. Слово «гюйс» имеет интересную : оно происходит от нидерландского «гёз», то есть нищий. Так в 16 столетии называли восставших против испанского владычества жителей Нидерландов. Самая большая группа гёзов воевала на море («морские гёзы») и впервые стала применять этот флаг.


Гюйс, флаг морских крепостей.

Главенство белого флага, с синим Андреевским крестом, было окончательно закреплено в Уставе 1797 года: «Если корабли никуда не причислены, несут белые флаги». В то же время корабли русского Черноморского флота от его основания до 1918 года плавали только под белыми андреевскими флагами. Цветные – синие и красные флаги, были отменены в правления Анны Иоанновны и Екатерины Великой. В крыжах (верхняя четверть флага у древка) синего и красного флагов с 1797 по 1801 годы (во время правления Павла Петровича) расположили не андреевский флаг, а гюйс, который для императора Павла I, который с детских лет носил звание генерал-адмирала, имел особенное значение как личный знак. Надо отметить, что именно государь Павел Петрович превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в военные реликвии. Кроме того, при государе Павле некоторые русские корабли некоторое время поднимали красный с белым крестом иоаннитов флаг. Этот флаг был создан как кормовой знак мальтийских эскадр созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена. 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Ордена св. Иоанна Иерусалимского и планировал создать флот базирующийся на Мальте, для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Флаг был упразднен после смерти Павла Петровича.

В 19 столетии в Российской империи появятся ещё несколько новых кормовых флагов. Так, ещё в 1797 году корабли Морского Кадетского корпуса получили специальный кормовой флаг, где в центре Андреевского флага в красном овале был помещен герб учебного заведения. А на грот-мачте суда этого учебного заведения стали поднимать «ординарные» вымпелы с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей получили право поднимать особенный флаг, где было изображение пушки и якоря (они также размещались в красном овале). Получили свои кормовые флаги и гидрографические суда русского императорского флота. В 1828 году был учреждён флаг «для лоции», на андреевском флаге в центре располагался рисунок чёрной катушки компаса с золотым якорем, указывающим на север. Правда, уже в 1837 году этот флаг был заменён учреждённым в 1829 году флагом генерал-гидрографа. Он имел ту же чёрную катушку компаса, но в синем небольшом крыже. Кроме того, в 1815-1833 гг. существовал и кормовой флаг для кораблей Висленской военной флотилии (Флаг военных судов Царства Польского). Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в котором расположили белого польского орла. Данный флаг был отменён после поражения Польского восстания 1830-1831 гг.


Флаг Генерал-гидрографа Генерального штаба. Флаг судов, для лоции предназначенных.

Вспомогательные суда военно-морского флота Российской империи до 1797 года несли на корме трёхцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1794 по 1804 год вспомогательные суда отличались военным вымпелом. А с мая 1804 года получили специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов (бело-сине-красный) и перекрещенными якорями под ним. Кроме того, вооружённый транспорт одновременно нёс военный вымпел. Все эти флаги были отменены в 1865 году.

Георгиевский вымпел - трехцветный вымпел с андреевским флагом в голове, на центр креста которого наложен красный щит с образом покровителя военных св. Георгия Победоносца, был учреждён в 1819 году. Он стал отличать гвардейский экипаж, который заслужил эту честь в сражении города Кульм в 1813 году. Другими отличиями, которые выделяли высших должностных лиц, были георгиевский адмиральский флаг (он имел полотнище андреевского флага, но с красным щитом Георгия Победоносца), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. Кроме того, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в боях с турками особенно отличились 74-пушечный линейный корабль «Азов (герой Наваринского сражения) и 18-пушечный бриг «Меркурий» (одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями), они были отмечены адмиральскими георгиевскими флагами, которые поднимали как кормовые. За всю последующую историю Российской империи более ни один военный корабль русского флота не получил такой награды.

С развитием страны происходили изменения и во флагах военно-морского флота. В 1865 году по причине ненадобности были отменены синие и красные флаги и вымпелы. Также отменили и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные флаги стали стеньговыми флагами адмиралов, был ликвидирован «ординарный» вымпел, под которым плавали корабли, не причисленные к какой-либо части. Георгиевский вымпел получил вместо трехцветных, белые косицы. В этом же году кормовым флагом вспомогательных судов Военно-морского флота России стал синий флаг, который имел изображение андреевского флага в крыже. Кроме того, по мере развития вооруженных сил, появляются флаги судов морских крепостей, новые флаги должностных лиц, судов отдельных частей, кораблей отдельного Корпуса пограничной стражи, флаги морской авиации.

Революция 1917 года принесла новые символы. Рядом с андреевскими флагами стали поднимать красные полотнища. С весны 1918 года подъём андреевского флага на кораблях Советской России был прекращён. В конце 1924 года андреевские флаги были спущены и на кораблях флота белых в Бизерте (корабли были заложены французам, те их вскоре «пустят на иголки»). Гюйс и крепостной флаг, с некоторыми изменениями - в центральной части полотнища в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, просуществовали до 1932 года. Кроме того, во время Второй мировой войны символику Андреевского флага использовали коллаборационистские части генерала Власова.

17 января 1992 года, правительством России была принята резолюция, которая возвратила Андреевскому флагу статус Военно-Морского флага России. В результате дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были восстановлены в ВМФ России и действуют до настоящего времени.