Липецкие летчики. Пилотажная группа "Соколы России": состав, история демонстраций. Соболев Д., Тихонов Ю. Секретная авиашкола

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко

В 1920-е — начале 1930-х годов в СССР действовала немецкая военная авиационная школа, в которой также проводились испытания новых типов германских боевых самолетов и вооружения. Существование этой организации было нелегальным, так как по условиям Версальского мирного договора Германии было запрещено иметь и развивать военную авиацию . Но создание такого авиационного центра привлекало не только немецкое военное руководство, но и Советский Союз: большевики хотели перенять военный опыт и познакомиться с западной авиатехникой.

Для этих целей советское правительство выделило аэродром на северо-западной окраине Липецка - на нем базировалось подразделение ВВС Красной Армии . До революции здесь находился завод по сборке самолетов, а в 1918 году на липецком аэродроме расположили отряд многомоторных самолетов «Илья Муромец» , которые использовались против войск Мамонтова и Шкуро , наступавших с юга на Москву . После окончания гражданской войны в Липецке организовали высшую летную школу, но просуществовала она недолго: в 1924 году, освобождая место для немцев, её закрыли.

Вскоре после этого решение получило документальное оформление: 15 апреля 1925 года в Москве представители советских ВВС и Военного министерства Германии подписали договор о создании авиационной школы. В связи с тем, что в Липецке под руководством немецких инструкторов должны были проходить подготовку не только немецкие, но и советские летчики и авиамеханики, условия соглашения были весьма благоприятны для германской стороны. За пользование аэродромом и заводским помещением деньги не брались, немцы оплачивали только обслуживание, горючее и строительные работы. Начальником Липецкой авиашколы назначили майора Вальтера Штара (Walter Stahr, 1882-1948), в годы Первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей на германско-французском фронте.

Создание школы началось со строительства складов, ангаров, зданий для немецкого персонала и ряда других помещений. Этими работами занималась строительная контора, которой руководил бывший немецкий летчик-ас Эрнст Борман (Ernst Bormann , 1897–1960). Были сооружены две казармы, жилой дом, несколько производственных помещений, телефонная станция. На обустройство немцы выделили немалые по тем временам деньги - в переводе на советскую валюту свыше двух миллионов золотых рублей.

В июне 1925 года из германского порта Штеттин в Ленинград отправился пароход с упакованными в ящики пятьюдесятью истребителями Фоккер D XIII для Липецкой авиашколы, которые купили в Голландии якобы для Аргентины . Тогда же из Германии в СССР направились первые летчики-инструкторы (в большинстве это были личные знакомые Штара) и летчики-курсанты. Самолеты и другое оборудование перевозились как коммерческие грузы через специально созданное акционерное общество «Метахим», а немецкие летчики направлялись в СССР под видом сотрудников частных фирм или туристов, в гражданской одежде, с паспортами на вымышленное имя. В Липецке они ходили в гражданской одежде или носили советскую форму без знаков различия. Немецкое авиационное подразделение в советских документах фигурировало под названием « 4-й авиационный отряд 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА», а немецкий персонал был зашифрован словом «друзья».


Немецкие курсанты в Липецке. Фото из архива автора

Первоначально немецкая авиационная школа состояла из штабной группы, возглавляемой Штаром, и отдела подготовки летчиков-истребителей под руководством Карла Шёнебека (Carl-August von Schönebeck, 1898–1989), также известного летчика Первой мировой войны. Тренировки начались 15 июля 1925 года. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели интенсивных полетов, численность одной учебной группы составляла 6–7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа наиболее опытных немецких пилотов времен первой мировой войны. В качестве обучаемых сначала были бывшие военные летчики, проходившие переподготовку, затем стали приезжать новобранцы, прошедшие в Германии только начальный курс обучения на легких самолетах.

Число летчиков и обслуживающего персонала в школе неуклонно росло. В 1925 году постоянный состав учебного центра насчитывал семь немцев и около двадцати русских, а через несколько лет он вырос примерно до двухсот человек. К 1932 году численность авиашколы достигла максимума - 303 человек, в том числе немцев - 43, советских военных летчиков - 26, советских рабочих, техников и служащих - 234.

Немецкие летчики жили в Липецке в специально построенной для них казарме. Как правило, каждый имел свою комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городе. Позднее для них недалеко от аэродрома возвели трехэтажный жилой дом с коммунальными квартирами. Чтобы скрасить часы досуга, построили казино - уютный деревянный домик с садом. Правда, на первых порах не обошлось без осложнений: при досмотре у прибывших в авиашколу в начале 1927 года немцев было конфисковано пятьдесят колод карт и двадцать комплектов игральных костей - такие предметы ввозить в СССР было нельзя.

По мере расширения школы усложнялась и программа обучения. Кроме тренировочных полетов летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне, выделенном немцам на северо-западе от города, отрабатывалась техника бомбометания (в том числе - с пикирования) по деревянным макетам, стрельба по наемным мишеням, проходили испытания новые типы прицелов. В 1932 году немецкие летчики провели бомбометание зажигательными бомбами по стоящей на воде старой барже. Не может быть сомнений, что в Германии, контролируемой властями Англии и Франции , такие упражнения были бы абсолютно невозможны.

Во время обучения полетам случались летные происшествия. Большинство аварий происходило при посадке, на небольшой скорости, поэтому обходилось без жертв. Но потери все-таки были. В 1930 году на высоте 3000 м столкнулись два немецких самолета: одноместный истребитель и двухместный разведчик. Летчики успели спастись на парашютах, но стрелок-наблюдатель Амлингер (Amlinger) не смог покинуть самолет и погиб. В 1931 году разбился при выполнении пилотажа вблизи земли обер-лейтенант Платц (Platz). На следующий год жертв было три: при столкновении в воздухе двух машин погибли инструктор Больман (Bolmann) и ученик фон Тресков (von Treskow), а на одном из истребителей при пикировании внезапно отвалились крылья. Ещё одно столкновение самолетов в воздухе произошло летом 1933 года, незадолго до закрытия школы. Два истребителя D XIII, пилотируемые немецкими летчиками, налетели друг на друга на высоте 700 м. Летчик одного из самолетов сразу же выбросился с парашютом и благополучно приземлился, а второй летчик замешкался и покинул самолет, когда до земли оставалось всего несколько десятков метров. Парашют не успел раскрыться…

Тела погибших отправляли в Германию. Если о катастрофе становилось известно прессе, дело представляли как летное происшествие на спортивном самолете.

За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено сто двадцать летчиков-истребителей (тридцать из них были участниками Первой мировой войны, ещё двадцать - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. В период с 1927 по 1930 год было подготовлено также около сотни немецких летчиков-наблюдателей - с 1931-го их обучение велось в Германии.

Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удается, однако можно предположить, что их было незначительно меньше, чем немцев: известно, например, что в 1925–1929 годах подготовку в Липецкой авиашколе прошли 140 советских летчиков и 45 авиамехаников. Правда курс летного обучения был весьма непродолжительный, всего 8,5 летных часов - немцы предпочитали тренировать русских пилотов не по стандартной часовой программе, а по их летным способностям.

Подготовка военных летчиков была только одним из направлений деятельности рейхсвера в Липецке. В конце 1920-х годов при авиашколе начал работу центр по испытанию немецких самолетов, нелегально построенных в Германии по заданиям Военного министерства. С 1930 года это направление стало доминирующим и авиашкола была переименована в опытную станцию по испытаниям. В 1928–1931 годы там было испытано около двадцати типов германских самолетов - истребителей, разведчиков, бомбардировщиков (последние обычно прилетели в СССР под видом транспортных, а в мастерских Липецка на них установили бомбодержатели, прицелы и пулеметы). Так, в 1931 году в центре по испытаниям находились такие военные самолеты, как Хейнкель HD 38, HD 45, HD 46, Юнкерс, А 20/35, А 48, Арадо, А 64, Дорнье Do P. В следующем году там испытывали торпедоносец Хейнкель HD 59 и бомбардировщик Дорнье Do 11а. Некоторые из этих самолетов остались экспериментальными, другие поступили позднее на вооружение германской авиации.

Кроме самолетов, на испытательной станции в Липецке проводилось изучение бомбардировочных прицелов, фотоаппаратуры для аэросъемки, авиационного стрелкового оружия, различных авиабомб, бортового радиооборудования, навигационных систем. Чтобы детальнее познакомиться немецкими новинками, в Липецк направляли технических специалистов из Москвы. В 1931 году их было восемь человек. Командир советской авиагруппы в Липецке А. М. Томсон сообщал: «Товарищи работают с большим подъемом… „Друзья“ пытаются иногда кое-что скрыть или дать „парадные“ разъяснения, что нас не удовлетворяет. Есть моменты, где они ссылаются на патенты завода и любезно отказывают в даче снимков или чертежей, иногда предупреждая нас, что эти вещи уже нашими учреждениями куплены и скоро будут в России, и здесь уже самим приходится изощряться разными способами, что, конечно, тормозит работу».

В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта и немецкие военные специалисты вернулись на родину. Формальной причиной закрытия школы немцы называли необходимость экономии средств. Действительно, её содержание обходилось Рейхсверу недешево: ежегодные расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату советскому персоналу и прочие подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год.

Однако истинная причина состояла в другом. Пользуясь беспечностью Запада, с начала 1930-х годов Германия все более активно развивала вооруженные силы внутри страны и, в результате, уже не было большой необходимости в содержании объектов Рейхсвера за рубежом. В летных школах Германии к этому времени готовилось от 300 до 500 летчиков ежегодно - больше, чем за все время существования «русской» авиашколы в Липецке. Испытание военной авиатехники все более открыто осуществлялось внутри страны.

16 августа 1933 году на прощальном вечере в связи с закрытием авиашколы её новый руководитель Готлиб Мюллер (Gotlieb Müller, 1895–1945) выступил с речью. О сказал: «Следует выразить нашу благодарность стране, гостеприимством которой мы пользовались в течение восьми лет. В то время, когда все государства враждебно относились к Германии, СССР дал нам возможность возобновить здесь нашу летную деятельность. С готовностью всегда оказывать помощь, Красная Армия и, в особенности, Воздушный Флот, покровительствовали нашей работе».

Сразу же после отъезда немцев, на основе немецкой авиашколы была создана Высшая военно-техническая школа ВВС Красной Армии, позднее преобразованная в летный центр по испытаниям боевых самолетов.

Существование липецкой авиационной школы в определенной степени было полезно обеим сторонам, особенно в начальный период её деятельности. Германия смогла подготовить там около двухсот военных летчиков, некоторые из которых заняли потом важные посты в Люфтваффе. Так, бывший помощник начальника липецкой авиашколы Костнер (Kostner) в 1930-е годы стал начальником трех строевых и одного опытного отряда ВВС, выпускник Липецка Хайнц Ульбрихт (Heinz Ulbricht) работал начальником испытательного авиаотряда в Брауншвейге, а летчик-инструктор Иоганнесон (Johanneson) получил пост советника по вопросам авиации в Берлине. Среди выпускников школы - будущие асы и высокопоставленные офицеры времен Второй мировой войны Ганс Ешонек (Hans Jeschonnek , 1899–1943), Ганс Шпайдель (Hans Speidel , 1897–1984), Курт Штудент (Kurt Arthur Benno Student , 1890–1978), шеф-пилот фирмы «Хейнкель» Герхардт Ничке (Gerhard Nitschke). В Липецке провели испытания новых боевых самолетов и систем вооружения, благодаря чему у Германии имелась возможность развивать в условиях строгих ограничений на военную авиацию свой военно-технический потенциал.

Советская сторона получила уникальную возможность знакомиться с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации. Одним из итогов этого явилось появление в 1934 году первого в СССР наставления по технике бомбометания.

И все же не стоит преувеличивать роль липецкого центра в развитии военной авиации Германии и СССР. Основные военные программы обеих стран развивались независимо друг от друга. К 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около двух тысяч будущих пилотов люфтваффе. Основные самолеты германских ВВС были созданы в Германии уже после закрытия «липецкой станции».

Новости партнёров

В задачу которого входит переподготовка лётного и технического состава, внедрение передовых методик и разработок пилотажных комплексов в строевые части.

У истоков Люфтваффе

Было загадкой нахождение в Липецке немецкого учебного и испытательного объединения с 1925 по 1933 годы при посредничестве ВВС РККА. Здесь проводились исследования материальной части, проверялось пилотажное оборудование. Лётчики липецкого авиацентра интенсивно обучались. Работа засекречена, курсанты школы одевались в обмундирование рядовых красноармейцев. Материальная часть приобреталась за границей и доставлялась секретными путями в школу. Это было в ведении немецкого Генштаба. Существование центра противоречило Версальским договорённостям.

Готовились кадры для будущих Люфтваффе Третьего рейха. Отрабатывались приёмы воздушного боя, новые наработки бомбометания, испытывались последние виды вооружений, оптики и приборов. Подготовлено 120 лётчиков-истребителей. Чем меньше информации о школе, тем больше легенд возникало вокруг неё. Живучими оказались две. Эта то, что в годы войны город не бомбили. Вторая гласит, что здесь обучался - основатель и командующий воздушного флота Германии. Ничего не подтвердилось.

Создание исследовательского объединения

Центр формировался с 1949 года. Первоначально это было учебное подразделение лётчиков истребительной авиации. Затем произошли объединения с другими курсами, укрупнение структуры, смена мест дислокации, пока не остановились уже окончательно в городе Липецке.

Продолжалась подготовка авиаторов и испытания в интересах МО России. Это исследовательское военное соединение осуществляло:

  • совершенствование способов боевого применения авиации;
  • постижение лётчиками новой техники;
  • внедрение передовых методик обучения;
  • освоение средств поражения.

Достижения

Освоены десятки типов летательных аппаратов. Подготовлены и обучены 50 тысяч офицеров авиационных специальностей, здесь совершенствовались космонавты СССР, 50 претендентов защитили учёную степень. Проведено 50 исследовательских и лётно-технических испытаний, выполнена сложная экспериментально-изыскательская программа.

Центр добросовестно выполнял поставленные задачи в интересах ВВС и МО. В короткий срок освоены комплексы последних поколений истребителей и разработана документация для эксплуатации этой техники в боевых условиях. В 1992-м лётчики научного соединения впервые перелетели на Су-27 в США, через три года в экспериментальных показательных воздушных боях с зарубежными коллегами вышли победителями. Непременные участники авиакосмических салонов, где демонстрировали манёвренные качества наших самолётов в воздушном групповом бою.

Липецкий авиацентр постоянно присутствует на выставках вооружения и военной техники, участник международных и российских учений.

Потомки будут помнить

Лётная специальность предъявляет жёсткие требования к профессионализму и моральным качествам пилота. Это неоднократно подтверждали героические поступки воздушных бойцов, отдавших жизнь ради спасения людей при исполнении долга.

Земля вокруг Липецка обильно полита кровью пилотов. Вдуматься, погибло пятьдесят лётчиков. Вот цена безопасности нашей Родины!

Однажды случилась трагедия. У экипажа С. Шерстобитов и Л. Кривенкова в полёте внезапно произошло возгорание сначала одного, затем другого двигателя. После тушения пожара нужно было немедленно садиться. Это произошло над городом. Ценой жизни пилотам удалось отвести машину в сторону окраины населённого пункта, экипаж погиб. Самолёт имел полную заправку и бомбовую загрузку. Можно себе представить последствия падения.

Герои России Липецкого авиацентра

Звание получили шесть человек: четверо живы и работают, а двое погибли.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-майор С.С. Осканов стал первым. Он был опытным асом, профессионалом. При выполнении испытательного полёта в феврале 1992 года произошёл отказ техники, и машина стала падать на поселение. Ценой жизни истребитель удалось отвести в сторону, люди не пострадали. За этот подвиг Осканов представлен к высшему отличию.

Последний список пополнил подполковник которого предательски сбили в Сирии. Пилот погиб, став шестым.

Будни

Сегодня Липецкий авиацентр — исследовательская база боевых комплексов МиГ и Су. А пилотажные группы - это яркое подтверждение способностей ВВС России. Усилия Центра направлены на качество боевой подготовки, увеличение часов налёта. Созданный ряд тренажёров - это точная копия узлов и механизмов. Однако функциональность обучающего оборудования разграничена.

На одних шлифуют элементы пилотирования, на других закрепляется методика применения техники, на третьих - уроки по фиксированию навыков, полученных при изучении элементов управления. Создан многопрофильный процедурный тренажёр экипажа авиационного комплекса МиГ-29 УБ (учебно-боевой). Он включает в себя задачи и функции, которые выполняют воздушные профессионалы во время полёта: разведка, использование средств поражения в условиях радиоэлектронного противодействия.

В борьбе с терроризмом

Липецкий авиацентр даёт практический опыт пилотам на моделях МиГ и Су.

Самолёты России во время операции в Сирии нанесли сотни ракетно-бомбовых ударов. Отмечается ювелирная точность попаданий, которая обеспечена в том числе с помощью последнего российского аналитического комплекса "Ил-20". Самолёт оснащён не имеющими подобного средствами обнаружения и оптическими сенсорами. Это необходимая поддержка экипажей, пилотирующих Су. Летающую лабораторию называют российским пилотируемым разведчиком.

Самолёты наносят удары по целям с феноменальной точностью, исключающей попадания по другим объектам. В Сирии бомбят террористов ударные комплексы Су модификаций 24, 25, 30 СМ, 34.

Сегодня командир Липецкого авиацентра — военный лётчик ген.м-р Юрий Александрович Сушков.

На снимках и в видеозаписях на шлемах воздушных бойцов опущены светофильтры. Лиц показывать нельзя - требования безопасности. Это практикуется в мировой авиации. Не факт, что пилоты, проходящие учёбу в Липецком изыскательском Центре, будут воевать. Но те асы, кто заводит самолёты на цель в Сирии, учились здесь.

: ЬУВЛ

Информация Тип военный Страна Россия Расположение 8 км западнее города Липецка Высота НУМ +184 м Часовой пояс UTC+3/+4 Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
15/33 3000х60 бетон

Начальник Липецкого авиационного центра с сентября 2016 года -генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ «Авиадартс ».

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой Российской Федерации генерал-майор С. И. Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл

Наш город, основанный в 1703 году, широко известен в России не только в качестве «города-металлурга» и «города-курорта». В XX веке Липецк стал также и «крылатым» городом, «городом-авиатором».

С его названием связаны имена таких известнейших летчиков, как М. В. Водопьянов, В. П. Чкалов, М. Т. Степанищев, А. Н. Харчевский; здесь формировались авиационные соединения в годы Великой Отечественной войны, здесь проходили и проходят обучение и переподготовку современные военные летчики, в том числе и летчики-космонавты.
Первые полеты в городе стали выполняться уже в первых десятилетиях XX века, в годы Первой мировой войны, когда здесь появились авиационные мастерские по сбору французских самолетов. Авиационный гарнизон города – ныне 4-й Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова - является одним из старейших в стране.
Началом авиационной истории Липецка считается 4 ноября 1918 года – именно в этот день на аэродроме города приземлился первый боевой самолет эскадры военных кораблей РККА «Илья Муромец». Осенью 2018 года в городе отметят 100-летний юбилей этой даты.
Вплоть до начала 2000-х годов история липецкой авиации была недостаточно широко освещена в литературе. В первую очередь она была отражена в местных энциклопедических изданиях («Липецкий энциклопедический словарь» (Липецк, 1994) и «Липецкая энциклопедия» (Липецк, 1999-2001)). Помимо этого, имелся ряд публикаций об отдельных летчиках, прежде всего о нашем знаменитом уроженце, одном из первых Героев Советского Союза М. В. Водопьянове, а также об авиации в годы Великой Отечественной войны и Липецком авиацентре. Документальных книг, написанных на эту тему, было не так уж много. Последние два десятилетия отмечены появлением ряда интереснейших исследований, более глубоко раскрывающих авиационную историю города, с которыми мы предлагаем ознакомиться ниже. Все эти книги имеются в фонде ЛОУНБ.


Ковалев С. Ю. Липецк авиационный

Книга «Липецк авиационный. 1912-1941» стала книгой-событием 2017 года. Она посвящена исследованию начала появления авиации в Липецке и ее дальнейшему развитию в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Автор книги - подполковник запаса, техник авиации Сергей Юрьевич Ковалев. Заинтересовавшись личностью уроженца Липецка, боевого летчика Николая Ставровича Сакова, который получил пилотское удостоверение французского аэроклуба 25 сентября 1911 г., участвовал в боевых действиях Балканской войны 1912 г., Первой мировой войны, Гражданской войны в России, он занялся поиском сведений об авиаторе в архивах Липецкой и Тамбовской областей. Оттолкнувшись буквально от единственного упоминания этой фамилии в монографии «История воздухоплавании и авиации в России», Сергей Юрьевич полностью воссоздал биографию летчика, обстоятельства жизни членов его семьи (Н. С. Саков был женат на Н. С. Бехтеевой, представительнице дворянского рода Бехтеевых), а также выявил его роль в создании товарищества «ЛАМ» (Липецкие Авиационные Мастерские»).
Как пишет сам автор, «окончание работы над первой главой авиационной истории Липецка, вполне естественно, стало началом новых исследований». Помимо подробной биографии Н. С. Сакова, являющейся первой частью книги, здесь представлены еще шесть глав, подробно рассказывающих о других этапах развития авиации в городе:
- об эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец», в годы Гражданской войны активно участвовавшей в боевых действиях против белогвардейских частей генералов Мамонтова и Шкуро;
- о Высшей школе красвоенлетов (2-й ВШКВЛ), формирование которой началось в городе в 1923 г. и причинах ее закрытия в 1924 г.;
- о Липецкой авиагруппе, Эскадрилье имени Ленина и других авиационных частях, базировавшихся в городе в 1924-1929 гг., об их участии в крупных советских авиаперелетах, в различных военных парадах, а также в советско-китайском военном конфликте на КВЖД;
- о Высшей летно-тактической школе (ВТЛШ) ВВС РККА (1934-1940);
- об организации в 1934 г. и деятельности в довоенный период аэроклуба имени М. В. Водопьянова и вкладе в Победу в Великой Отечественной войне его руководителей и выпускников, двое из которых – С. Г. Литаврин и С. А. Бахаев - были удостоены звания Героя Советского Союза.
В каждой из этих глав помещены выявленные биографические сведения о преподавателях, курсантах, командном составе авиашкол.
В качестве отдельной главы приведена автобиография интереснейшего человека - знаменитого советского летчика, уроженца села Студенки Липецкого уезда (ныне часть г. Липецка) генерал-майора Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980), участника спасения раздавленного льдами в Беринговом проливе парохода «Челюскин» в 1934 г. Семеро летчиков – участников спасательной операции – в 1934 г. стали первыми, удостоенными звания «Герой Советского Союза»; М. В. Водопьянову в 1939 г. была вручена медаль «Золотая звезда» № 6. В дальнейшем он воевал на советско-финской войне, на Великой Отечественной войне, был участником нескольких арктических и высокоширотных экспедиций, писал книги.
В фотоприложении – карты и планы описываемой местности, ксерокопии страниц газет и журналов, в частности, органа печати 2-й ВШКВЛ – журнала «Красный орленок», многотиражных газет 1930-х гг., которые издавались авиационными частями Липецка – «Авиапост», «Взлет», «Воздушный боец», «Красноармейская звезда», фотографии из архивов и личных коллекций местных жителей, а также фотографии 1959 г. из альбома, посвященного 25-летию Липецких летных курсов.


Высоты Водопьянова

О личности легендарного летчика Михаила Васильевича Водопьянова, человека, чья биография – сплошной подвиг, более полное представление можно получить из книги «Высоты Водопьянова». Она написана коллективом специалистов Государственного архива Липецкой области – В. Б. Поляковым, Н. П. Селезневым, Ю. И. Чуриловым, А. Т. Березневым - на основе документов, которые были переданы на хранение правнучкой Героя Советского Союза - Светланой Михайловной Болдыревой. Авторы не просто рассказывают о его героических свершениях, но и пытаются проследить истоки формирования его личности, показать, «как из простого деревенского паренька формировался Герой, Труженик, Воин, Созидатель, Писатель, Человек, Полярный генерал» .
Включены сюда и материалы о состоянии сел и деревень Липецкого уезда в 1893-1907 гг., о возникновении сел Большие Студенки и Малые Студенки, а также краткое генеалогическое исследование семьи Водопьяновых.
Книга содержит большое количество редких и ранее не публиковавшихся фотографий, а также ряд стихотворений простых советских людей, посвященных нашему знаменитому земляку, которые еще раз напоминают нам о том, насколько он был известен и любим в Советском Союзе.

39.5г
В93
585873-КР
584797-АБ
584798-ЧЗ
584799-АБ
585872-АБ
Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]; под общ. ред. А. Т. Березнева. - Липецк, 2009. - 355 с.

С. Ю. Ковалев в своем исследовании лишь упомянул, но не счел необходимым излагать историю секретной немецкой авиашколы, активно работавшей в городе в 1925-1933 гг., поскольку к этому времени она уже была пдробно описана в исследованиях историка Ю. Н. Тихонова. Деятельность этой школы - это еще одна из страниц истории липецкой авиации, до начала 2000-х годов очень слабо освещенная в научной литературе. В фонде ЛОУНБ имеются три работы Ю. Н. Тихонова, раскрывающие эту тему.


Тихонов Ю. Н. Секретная авиашкола Рейхсвера в СССР

Первой из книг Юрия Николаевича Тихонова на эту тему в свет вышла небольшая брошюра, состоящая из трех частей. Первая часть - краткий очерк «Секретный объект рейхсвера в Липецке», где изложены причины создания секретной немецкой авиашколы для подготовки командных кадров будущих ВВС Германии именно в России и непосредственно в городе Липецке, на базе 4-го авиаотряда 38-й эскадрильи ВВС РККА.
Вторая часть брошюры представлена большим количеством фотографий, сделанных советскими и немецкими летчиками. Это фото боевых самолетов, зданий авиацентра и его отдельных частей, фотографии групп курсантов, а также излюбленных мест отдыха летчиков - улицы Соборной и окружающих ее территорий, Нижнего парка, Петровского спуска, площади Революции, Верхнего пруда, Петровского пруда, Каменного лога, реки Липовка, лодочных станций германской авиашколы на реке Воронеж.
Третья часть - информация о международной конференции «Липецкая школа немецких военных летчиков», посвященной проблеме советско-германского военного сотрудничества в 20-30-х гг. XX в., которая состоялась на базе Липецкого государственного педагогического университета 8-10 сентября 2005 г.
Эту брошюру можно считать анонсом следующей, уже более крупной работы Юрия Тихонова, вышедшей в 2008 г. в соавторстве с Дмитрием Соболевым - историком авиации, деятелем Русского авиационного общества (РУСАВИА).


Соболев Д., Тихонов Ю. Секретная авиашкола

Монография этих двух авторов подробно и многопланово, с использованием большого количества документов и фотографий, деятельность секретной немецкой авиашколы в Липецке в 1925-1933 гг., существование которой было секретным, поскольку противоречило условиям Версальского мирного договора.
За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено и переподготовлено более 200 немецких военных летчиков. Кроме того, бывшие курсанты уже в Германии становились инструкторами, и по программам, разработанным в Липецке, было подготовлено еще порядка 230 летчиков. О качестве их подготовки по сведениям в одном из приложений книги, где приведены биографии высших офицеров люфтваффе, обучавшихся в Липецке. Большинство из них имели очень высокие воинские звания (генерал авиации, генерал-майор, командир авиасоединения и т. п.).
Обучались здесь и советские летчики. Точное их число установить сложно, но известно, что к концу 1929 г. через эту авиашколу прошло 140 советских пилотов и механиков.
Авиашкола была не только местом подготовки кадров для рейхсвера, но и местом испытаний новой германской боевой авиационной техники. С 1930 г. испытательная работа в Липецке стала преобладать, группа обучения летчиков-наблюдателей была ликвидирована, ряд устаревших двухместных самолетов - вывезен, а сама авиашкола была реорганизована в опытную станцию по испытаниям – «Вифупаль».
В этой крупной научной работе читатель может найти много новой информации об особенностях подготовки немецких курсантов, о видах боевых самолетов, проходивших испытания, о том, как складывались отношения между летчиками двух стран и жителями города, о том, как повлияло существование немецкого центра в нашей стране на развитие ВВС Германии и СССР, а также об усилиях спецслужб, с одной стороны, России и Германии по сохранению тайны существования авиашколы, с другой стороны, Англии, Франции и Польши по ее рассекречиванию.
В приложениях – список высших офицеров люфтваффе, прошедших здесь летную подготовку, полный список немецких самолетов, в разные годы базировавшихся на липецком аэродроме, а также сведения о состоянии 4-го отряда 38-й отдельной авиационной эскадрильи на 01.11.1930 г.
В 1933 г. в силу ряда причин, в первую очередь из-за развивающегося ухудшения и советско-германских отношений, и внутриполитической обстановки в СССР, авиашкола была закрыта, и 18 августа аэродром в Липецке был возвращен в ведение ВВС РККА.


Тихонов Ю. Засекреченный город

Два издания книги «Засекреченный город», вышедшей в авторской редакции, отличаются от представленной выше книги более широким освещением периода 1920-30-х гг. в истории города, а также углубленным освещением подготовки именно советских летных специалистов.
Здесь достаточно подробно освещены первые этапы формирования здесь так называемой «малой академии» советских ВВС – современного Липецкого авиацентра имени В. П. Чкалова – деятельность 40-й (затем 38-й) эскадрильи и 10-го Отдельного авиаотряда, при котором действовала 10-я авиашкола, работа школы авиамехаников.
В исследовании значительно расширено описание «тайной войны» спецслужб вокруг секретного договора Рейхсвера и РККА, а также деятельность немецкой разведки по сбору данных о советской территории, объектах коммуникаций, военной технике, и противостоящая ей работа структур Разведывательного управления и ОГПУ.
Еще раз убедительно развеяны мифы о деятельности авиашколы, сложившиеся в течение многих лет, например, об обучении в Липецке Германа Геринга, об испытаниях в Липецке самолета «Юнкерс-87», а также о том, что город якобы не подвергался немецким бомбежкам в период Великой Отечественной войны
По сравнению с предыдущими исследованиями книга насчитывает значительно большее количество технических, исторических и современных фотографий.

63.3(2Р-4Ли)6
Т46
595536F-КХ(РФ)
595537F-ОО
595538F–КР
Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - Саратов, 2011. - 239 с.

63.3(2Р-4Ли)6
Т46
600528F-АБ
Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - 2-е изд. - Саратов, 2012. - 240 с.


Масликов В. Крылья Победы

Владимир Семенович Масликов (1946-2014) прошел службу в Вооруженных Силах от рядового до подполковника – старшего инструктора политотдела Липецкого авиацентра. Начиная с 1993 г. он работал начальником музея Липецкого авиацентра, а также писал очерки, посвященные истории липецкой авиации и деятельности Липецкого авиацентра.
Книга «Крылья Победы» посвящена 65-летию легендарного 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Этот полк был одним из самых знаменитых авиаполков советских ВВС. В годы Великой Отечественной войны среди других истребительных авиаполков он считался первым по количеству уничтоженных самолетов противника и вторым – по числу самолетов, сбитых в воздухе.
Авиаполк был сформирован в первые дни Великой Отечественной войны на подмосковном аэродроме «Чкаловский», в Липецк он был выведен на переформирование 3 июня 1943 г. После переформирования летчики этого полка воевали на Южной Украине, освобождали Кубань, Крым, Беларусь, бомбили Берлин.
В послевоенный период на его основе был создан Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, который в 1992 г. стал ядром Липецкого авиацентра по проведению летных экспериментов.
При подготовке книги использовались дневники, письма, воспоминания ветеранов, а также такие уникальные документы, как исторический формуляр полка и журнал учета боевых действий.
В приложениях – списки летного состава в годы войны, список Героев Советского Союза, командиров полка, таблица их боевых вылетов.
Издание «Крылья Победы» можно считать логическим продолжением освещающего предвоенный период липецкой авиационной истории исследования С. Ю. Ковалева, поскольку оно повествует о событиях, выходящих за хронологические рамки книги «Липецк авиационный», происходивших в годы Великой Отечественной войны.


Масликов В. С. Небожители

Еще одна книга Владимира Семеновича Масликова – «Небожители», подготовленная им к 60-летию Липецкого авиацентра, вышла уже после смерти автора, в 2015 г. В ее основу легли исторические очерки и статьи, написанные им в разные годы и публиковавшиеся ранее в основном в местной прессе.
Она состоит из двух частей. В первой части, составляющей примерно треть книги, обзорно освещены все основные этапы развития местной военной и гражданской авиации – от первых летчиков и эскадры «Илья Муромец», с которой начиналась военная служба М. В. Водопьянова, до секретной немецкой авиашколы и Высшей летно-тактической школы ВВС РККА.
Больше информации дано о периоде Великой Отечественной войны. Кроме того, представлена информация об аэроклубе имени М. В. Водопьянова, о 6-й Военной авиационной школе первоначального обучения (ВАШПО), созданной на базе Липецкого и Воронежского аэроклубов в начале Великой Отечественной войны, о Воронежской специальной школе ВВС № 6, которая была реэвакуирована в Липецк в 1944 г. и действовала по 1955 г., а также о военно-патриотическом клубе «Юный авиатор», с 2009 г. носящего имя начальника Липецкого авиацентра, первого Героя Российской Федерации С. С. Осканова, удостоенного этого звания посмертно.
Уделено внимание и развитию гражданской авиации, начиная с момента образования Липецкой области – с 1954 г., а также перспективам развития авиации общего назначения (так называемой «малой авиации»).
Вторая часть, составляющая две трети книги, полностью посвящена истории Липецкого авиацентра. Как известно, в средствах массовой информации деятельность Авиацентра практически не освещалась, публикации в местных газетах и журналах начались только после 1993 г.
В книге «Небожители» подробно и четко, начиная с 1948 года по настоящее время, изложены этапы его организации и развития, основные направления учебной, летно-методической и научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы начиная с 1948 г. и заканчивая нашими днями. Рассказано о деятельности и таких структур, как Музей Авиацентра, Дом офицеров, детско-юношеского спортивно-технического центра «Новик», домового храма в честь пророка Илии. Освещена такая малоизвестная страница жизни авиацентра, как деятельность военной контрразведки.
Многие факты и фотографии, приведенные в книге, ранее попадали под режим секретности, и опубликованы впервые.


Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова

В кратком виде изложена история формирования и деятельности Липецкого авиацентра как специального летно-методологического, научного, исследовательско-испытательного и учебного учреждения ВВС Министерства обороны РФ представлена в буклете, также составленном В. С. Масликовым. В буклет включен перечень наград центра, список его руководителей, краткие сведения о деятельности других аналогичных российских центров боевого применения и переучивания летного состава. Освещены также международные связи авиацентра и деятельность пилотажной группы «Соколы России».


Липецкие крылья

Еще два интересных сборника, вышедших к юбилейным датам авиации, составлены интереснейшим человеком, настоящим патриотом Владимиром Александровичем Меркурьевым.
Это историк, краевед, изучивший множество страниц истории нашей авиации. В отличие от авторов предыдущих изданий, он не имеет прямого отношения к авиации, его профессия – учитель физики. Владимир Александрович – уроженец Смоленской области, родившийся за месяц до начала Великой Отечественной войны. В нашем городе живет с 1955 года, и сделал очень много для воссоздания страниц военной истории Липецка.
В 1967 г. в школе (ныне гимназии) № 19, где он работал в это время, им было создано патриотическое объединение, воспитывающее школьников на героических традициях истории советской авиации – экспедиционный клуб «Воздушные искатели». По местам боевой славы наших летчиков он провел с учениками два тысячекилометровых велосипедных похода и два зимних лыжных похода на 200 км.
Воспитанникам клуба принадлежит инициатива увековечения памяти единственного погибшего над липецкой землей летчика – Героя Советского Союза Д. И. Барашева – в виде бюста, средства на создание и увековечение которого они заработали самостоятельно. Еще одно их предложение – об установке монумента авиационной славы – было поддержано командующим ВВС СССР К.А. Вершининым, передавшим Липецку самолет МиГ-19, который установили на пьедестал на площади 50-летия ВЛКСМ (ныне площади Авиаторов).
Материалы, собранные в результате поисковой работы членов клуба «Воздушные искатели» и клубов других школ, где работают музеи боевой славы летчиков (школы №№ 2, 5, 9), а также в ходе встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и Липецкого авиацентра, легли в основу сборника «Липецкие крылья».
Сборник вышел к 90-летию авиации в Липецком крае - юбилею прибытия в город воздушной эскадры «Илья Муромец». История липецкой авиации органично вписана здесь в историю развития российской и советской авиации.
Период развития авиации в Липецке до 1940-х гг. освещен здесь кратко и в небольшом количестве глав. Значительно более детально расписан период Великой Отечественной войны, рассказано об очень большом количестве летчиков, в том числе удостоенных звания Героя Советского Союза, о 402-м авиаполке и других авиационных соединениях, в которых они воевали.
Книга завершается очерками об организации Липецкого авиацентра, об обучавшихся здесь летчиках-космонавтах, о династии летчиков Шелыгановых, о его руководителе (на тот период) генерал-майоре А. Н. Харчевском.


Липецкие соколы

Сборник «Липецкие соколы» вышел пятью годами позже и был приурочен к следующей
юбилейной дате авиации – к 100-летию Российских Военно-Воздушных сил.
Все факты авиационной истории, изложенные в предыдущем сборнике, нашли в нем свое отражение и дополнились новыми подробностями, выявленными в ходе поисковой работы.
Перед нами предстают истории подвигов Героев Советского Союза и Героев России - М. Т. Степанищева - единственного нашего земляка, удостоенного этого звания дважды за летные подвиги в годы Великой Отечественной войны, И. В. Свиридова, погибшего в небе над Чеченской Республикой в 1996 г., генерал-майора С. С. Осканова, который не вернулся из полета, отводя отказавший самолет от села Хворостянка Добринского района. Мы узнаем о героизме Л. А. Кривенкова и С. М. Шерстобитова, В. И. Новоселова и Е. И. Захарова, А. П. Петрова, О. В. Сторожука и В. И. Богодухова. Говорится в ней и о С. Е. Трещеве – уроженце Становлянского района, космонавте, который полгода работал на Международной космической станции.
Немало страниц уделено в сборнике и истории Липецкого клуба юных летчиков имени С. С. Осканова, экспедиционного клуба «Воздушные искатели», музея авиации и космонавтики школы № 51 «Крылья России».


Липецкий аэропорт. Воздушные ворота Липецкой области

Рассказ об истории липецкой авиации был бы неполон без страниц, посвященных истории гражданской авиации. Уже в 1954 г., почти одновременно с образованием Липецкой области, был решен вопрос о воздушном обслуживании ее районов - производились пассажирские и грузовые авиарейсы, создавалась Липецкая авиаэскадрилья, затем Липецкий объединенный авиаотряд. Развивалась вертолетная служба, а также сельскохозяйственная авиация. Появился Липецкий аэропорт, в 2005 г. получивший статус международного.
Сегодня Липецкий аэропорт – крупное предприятие отрасли воздушного транспорта, состоящее из различных служб, работа которых освещена в двух изданиях книги о «воздушных воротах» региона.

Все издания, о которых рассказано в обзоре, представляют интерес не только для тех, кто интересуется историей авиации, но и для всех, кому интересна история нашей страны и нашего города. К сожалению, почти все эти книги вышли достаточно скромными тиражами (например, тираж книги С. Ю. Ковалева «Липецк авиационный» составляет всего 100 экземпляров), но благодаря любезности их авторов, с ними можно ознакомиться, посетив Липецкую областную универсальную научную библиотеку.
Надеемся, что книги, написанные специалистами летного дела, влюбленными в небо и свою работу, привлекут внимание широкой читательской аудитории.